Современная цифровая образовательная среда: паруса информационного океана. Зачем России «современная цифровая образовательная среда Современная образовательная среда в рф

9 ноября в НИТУ «МИСиС» прошла пресс-конференция на тему: «Современная цифровая образовательная среда в РФ», которая представляет собой новую платформу в области онлайн-образования. Проект был представлен в сентябре на международной образовательной конференции #EdCrunch-2017. Спикерами пресс-конференции стали члены рабочей группы по разработке свободного плана проекта СЦОС - Нурлан Киясов и Тарас Пустовой. На мероприятии подробно рассказали о текущем статусе реализации проекта.

Цели и преимущества проекта

Цель проекта «СЦОС» - повысить качество и расширить возможности непрерывного образования с помощью цифрового пространства. Планируется, что 2025 году свыше 11 млн человек будут осваивать образовательные онлайн-курсы. Качественное образование могут получить граждане разного социального положения и возраста, потому что данный вид электронного обучения является бесплатным.

Главное преимущество нового многофункционального интернет-портала - принцип «одного окна», где в одном месте будут собраны видеоуроки от лучших преподавателей российских ВУЗов. Качественное современное образование станет доступным для всех, независимо от того, в какой точке России будет находиться студент.

«Мы пытались не заложить в проект ничего лишнего. В России с самого начала мы делаем ставку на то, что обучение на нашей онлайн-платформе будет учитываться во время сдач экзаменов. В то же время, на портале будет обязательное подтверждение личности, чтобы мы могли точно знать, что именно этот человек проходил курс и сдавал итоговое тестирование. Поэтому экзамен будет проводиться в реальном времени и будет съемка процесса сдачи теста с помощью веб-камеры. Будет фиксироваться то, что человек делает, чтобы никто не списывал. Данная информация будет храниться несколько лет, чтобы в любой момент можно было подтвердить то, что студент сдавал курс самостоятельно. Мы пошли по другому пути, что может изменить всю систему образования. К тому же, к 2020 году совсем не останется заочного образования и будет только электронное. В том числе, мы запустили две онлайн-магистратуры, которые уже активно работают», - рассказал журналистам Тарас Пустовой .

«Данная платформа помогает повысить качество образования в филиалах НИТУ «МИСиС». Наши студенты уже успели пройти некоторые онлайн-курсы и они были зачтены во время экзаменов. Например, более тысячи человек из нашего университета прошли курс по анализу данных и машиностроения. Студенты первых курсов очень хорошо относятся к онлайн-образованию, потому что это полная свобода, можно самостоятельно составлять свой учебный график. В среднем, весь курс рассчитан на 10-12 недель. У обучающихся есть возможность послушать не только преподавателей из своего университета, но и из других. В том числе, мы запускаем такие курсы, которых пока нет в учебной программе в ВУЗах - это блокчейн, SMM и др. Курсы с изучением профессий будущего очень популярны», - добавил Нуран Киясов.

По предварительной оценке, уже к 2020 году новым образовательным порталом будут пользоваться около шести миллионов студентов со всех уголков России.

Кому

  • ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
  • РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
  • УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
  • СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ - доступ к качественному российскому образованию, приобщение детей
  • к российской культурно-образовательной среде
  • ГОСУДАРСТВУ - обеспечение конституционного права каждого на качественное и доступное образование, снижение издержек при организации образовательного процесса, экономия бюджетных средств. Продвижение российского образования за рубежом, включая стратегически важные территории.

Законодательные источники

  • «Майские» Указы Президента России
  • Стратегия национальной безопасности России
  • Доктрина информационной безопасности России
  • Поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по образованию, включая поручение по созданию Российской электронной школы
  • Концепция продвижения российского образования за рубежом
  • Программа развития русского языка до 2020 года
  • Программа развития образования до 2020 года
  • Государственные образовательные стандарты
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция региональной информатизации
  • Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных

2019

Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами

Правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. С проектом можно ознакомиться на портале опубликования проектов правовых актов .

Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. - 16 млрд руб., а в 2022 г. - 12 млрд руб.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России .

В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.

Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс - интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.

2017

Конкурс грантов

18 июня 2017 года стартовал объявленный Минобрнауки конкурс на получение вузами грантов из федерального бюджета. 28 августа были объявлены его результаты. В числе победителей Уральский федеральный университет им.Ельцина, НИИ-Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский физико-технический институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др. Гранты будут направлены на создание технологической инфраструктуры для развития онлайн-образования, системы оценки качества полученных знаний и повышение квалификации преподавателей. В 2017 году общая сумма таких грантов должна составить 400 млн руб., а в 2018–2019 годах – по 300 млн руб .

Законопроект СЦОС Минобрнауки

Основные требования

Если обучение осуществляется полностью дистанционно, потребуется идентификация личности учащегося. Учебное заведение само выбирает, каким способом ее проводить, и само же обеспечивает ее проведение. Также оно обеспечивает своего студента достаточно насыщенной информационной средой, чтобы он мог освоить программу независимо от своего местонахождения.

Где бы ни находился учащийся, считается, что образовательный процесс проходит по адресу образовательной организации. Ее педагоги должны быть подготовлены к такой форме обучения, их подготовку обеспечивает сама организация. Также учебное заведение при необходимости консультирует студента в индивидуальном порядке по интернету. Для смешанного обучения соотношение часов аудиторных и удаленных занятий заведение определяет самостоятельно.

Цифровая образовательная среда

Законопроект был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть уже 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г.

В рамках проекта планируется создать интернет-портал по онлайн-курсам, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также проработать систему оценки качества полученных знаний. Количество онлайн-курсов, созданных в рамках проекта, должно достичь 3,5 тыс. Предполагается также создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений учащегося.

Также будет разработана правовая база, которая узаконит освоение онлайн-курсов на портале и причислит их к образовательным программам. В рамках проекта предполагается обучить новым формам работы 10 тыс. преподавателей.

Основные показатели проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"

Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование

В течение трех лет российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделено в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в июне 2017 года постановлении Правительства РФ , утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг .

Деньги выделяются в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утверждена 25 октября 2016 г.) и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена 15 апреля 2014 г.).

Гранты будут предоставляться по итогам конкурса Минобрнауки , информацию о котором министерство зазместит на своем сайте. К участию в конкурсе будут допускаться вузы независимо от ведомственной подчиненности. Отбор образовательных организаций станет проводиться на основании оценки качества проекта и наличия в вузе необходимого кадрового потенциала.

Для грантополучателей, не достигших по итогам проекта требуемых показателей результативности использования средств, предусмотрены штрафные санкции.

Гранты, в частности, будут предназначены для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития такого обучения.

Также деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».

Кроме того, допускается расходование грантовых средств на повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения, а также продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения вышеупомянутого приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Уже с 2018 года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца 2017 года планирует провести эксперимент , в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах .

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая - частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории.

Мультисервисная образовательная платформа

Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий


Приоритетный проект

г. Москва
ПРОТОКОЛ №1
Проектно-аналитическая сессия

рабочих групп проекта и приглашенных экспертов
Модератор: Тимонин В.С., администратор приоритетного проекта
В работе проектно-аналитической сессии приняли участие 107 членов рабочих групп проекта и приглашенных экспертов.
Члены рабочих групп проекта




Фамилия

Имя

Отчество

Организация

1

Архипов

Олег

Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

2

Бабанская

Олеся

Мирославовна



3

Барбашина

Оксана

Владимировна



4

Белага

Виктория

Владимировна



5

Беленко

Владимир

Алексеевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

6

Богданова

Диана

Александровна

Федеральный исследовательский центр

7

Ватбольская

Елена

Юрьевна



8

Ганат

Светлана

Александровна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

9

Гирин

Максим

Юрьевич

Университет в кармане

10

Дмитриевская

Наталия

Алексеевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

11

Ечевская

Ольга

Геннадьевна



12

Захарова

Ульяна

Сергеевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

13

Зобнина

Маргарита

Ренатовна

Фонда развития интернет-инициатив

14

Калмыкова

Светлана

Владимировна

Центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого»

15

Качанов

Олег

Юрьевич

Минкомсвязи России

16

Киясов

Нурлан

Муратович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

17

Климов

Валентин

Вячеславович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

18

Комаров

Михаил

Михайлович



19

Конюхов

Игорь

Юрьевич

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

20

Кочнев

Павел

Олегович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21

Кудинов

Илья

Викторович

Совет ректоров вузов Республики Башкортостан

22

Кулик

Евгения

Юрьевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

23

Кушнир

Михаил

Эдуардович

НП «Лига образования»

24

Лебедев

Сергей

Аркадьевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

25

Линьков

Юрий

Валерьевич

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

26

Лямин

Андрей

Владимирович

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (НИУ ИТМО)

27

Максимов

Александр

Васильевич

Омский государственный университет

28

Мальцева

Светлана

Валентиновна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

29

Мамойленко

Сергей

Николаевич

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

30

Мещеряков

Виталий

Александрович

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

31

Можаева

Галина

Васильевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

32

Молчанов

Александр

Сергеевич

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

33

Насрутдинов

Марат

Фаритович



34

Носкова

Алла

Анатольевна

Edumarket.Ru, Поступи Онлайн, HeadHunter Образование

35

Ольчак

Андрей

Станиславович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

36

Панебратцев

Юрий

Анатольевич

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

37

Пролетарский

Андрей

Викторович

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»

38

Пустовой

Тарас

Викторович

Центр инновационных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт

39

Рудых

Екатерина

Сергеевна

АНО «Института развития интернета (ИРИ)»

40

Саблина

Светлана

Геннадьевна

ФГАОУ ВО «Новосибирский государственный университет»

41

Савицкий

Кирилл

Леонидович

Электронная школа "Знаника"

42

Сомов

Яков

Михайлович

Просветительский проект «Лекториум»

43

Тимкин

Сергей

Леонидович

НО «Омский региональный электронный университет»

44

Тимонин

Владимир

Сергеевич

Минобрнауки РФ

45

Третьяков

Василий

Сергеевич

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

46

Улыбин

Дмитрий

Львович

Минкомсвязи России

47

Усанова

Ольга

Юрьевна

Инновационный центр «ANMICO»

48

Фещенко

Артем

Викторович

ФГАУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

49

Филатова

Лина

Михайловна

ФГБОУ ВО Омский ГАУ

50

Хасьянов

Айрат

Фаридович

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

51

Цветков

Игорь

Владимирович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

52

Шамец

Сергей

Порфирьевич

Омский государственный технический университет

53

Шамшович

Валентина

Федоровна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

54

Швиндт

Антоний

Николаевич

АНО «Института развития интернета»

55

Шередин

Роман

Валериевич

Россвязь

56

Яшин

Егор

Александрович

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Представляя проект на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды - это стратегическая государственная задача.

В настоящее время в нашей стране реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.

Именно на решение части этих проблем и направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта: создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.

Для достижения этой цели выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов - обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.

На этом пути используются современные технологии и лучшие практики онлайн-обучения, научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Проектом предусмотрено, что в 2017 году онлайн-обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся, а к концу 2025 года - более 11 миллионов. Уже в 2017 году в результате работы СЦОС у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов.

Реализация приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:

  • принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;
  • создание информационного ресурса , обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей;
  • создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;
  • формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;
  • создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;
  • подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;

Летом 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы. В число победителей конкурса вошли ведущие университеты страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет и другие.

Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.

Вопросы о проекте

Что такое приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда»?

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда» нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений.

Каковы сроки реализации приоритетного проекта?

Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сроки реализации проекта - с 25.10.2016 г. до 01.02.2021 г.

Назовите ключевые элементы приоритетного проекта?

Первым элементом проекта «Современная цифровая образовательная среда» является Ресурс «одного окна» (РОО). После регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на нескольких образовательных онлайн-платформах. Еще одна важная составляющая РОО - цифровое портфолио пользователя.

Вторым направлением реализации СЦОС является оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных через РОО. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.

Третьим элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания цифровой образовательной среды.

Наконец, четвертое направление проекта - повышение квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, обучающих разработчиков создавать курсы высокого качества, а преподавателей - использовать их в своей работе.

В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их исполняет?

  • Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
  • Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов. Исполнитель - НИУ ВШЭ;
  • Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио. Исполнитель - Университет ИТМО;
  • Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов. Исполнитель - МФТИ.
  • Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов. Исполнитель - РАНХиГС;
  • Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
  • Создание 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Исполнители - ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ имени Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им. Канта, ТюмГУ, СПбПУ
  • Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного государственного проекта. Исполнитель - НИТУ «МИСиС».

Как будет меняться законодательство в области онлайн-образования?

Законодательство будет меняться в интересах учащихся и образовательных организаций с целью повышения качества и доступности образования. В частности:

  • разработан новый порядок применения вузами, ссузами и школами электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения "онлайн-курс" и т.д., а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов;
  • вступил в силу нормативный правовой акт Минобрнауки России, обеспечивающий возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов с сокращением срока освоения образовательной программы;
  • планируется проведение эксперимента по реализации проекта виртуальной академической мобильности, когда студент одного вуза сможет выбирать, осваивать ли ему конкретную дисциплину в традиционном формате в своем университете или в формате онлайн - в другом. При этом средства на реализацию части программы будет получать тот университет, в пользу которого сделал выбор студент.

Почему возникла необходимость в реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ»?

Современные вызовы, стоящие перед страной и ее гражданами, диктуют неизбежность модернизации образовательной системы в России. Назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения - обучения на протяжении всей жизни. Это стало возможным именно за счет онлайн-технологий, которые стирают любые барьеры. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет исчезнут многие традиционные профессии. Новые технологии обучения и профессиональной переподготовки облегчат задачу тем, кто окажется лицом к лицу с необходимостью быстрой переквалификации.

Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.

Какова роль приоритетного проекта в трансформации системы образования в России?

В мировой практике массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) уже стали неотъемлемой составляющей системы образования. Россия пока в начале этого пути. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.

Планируемые результаты реализации приоритетного проекта?

Уже в 2017 году в результате работы проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов, а дистанционное обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся.

Планируемые результаты проекта к 2020 году:

  • общее число онлайн-курсов, доступных через ресурс «одного окна», должно превысить 3,5 тысячи;
  • более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение.

Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по прохождению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн человек.

Каков бюджет приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда»?

В течение ближайших трех лет на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» из средств федерального бюджета будет выделено порядка 1,3 млрд рублей. Кроме этого, проект предполагает софинансирование из внебюджетных источников в размере 1,9 миллиардов рублей. Деньги распределяются на конкурсной основе среди ведущих университетов страны. Данные средства будут изысканы из внутренних резервов Министерства образования и науки РФ за счет приоритезации расходов.

Не приведет ли проект к сокращению численности преподавательского состава в регионах?

Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс призвано расширить границы традиционного образования, предоставив больше возможностей обучающимся и преподавателям. В первую очередь, проект СЦОС позволит вузам, ссузам и школам усилить приоритетные направления подготовки, перераспределяя нагрузку преподавателей и реализуя часть дисциплин в онлайн-режиме. Это означает, что преподаватели за счет высвобождающегося времени смогут больше взаимодействовать со студентами в рамках практических и лабораторных работ.

С другой стороны, проект создает новый формат конкуренции между университетами и преподавателями по всей России, что может привести к сокращению некоторых категорий преподавателей. В группу риска попадут только те, кто не готов заниматься повышением квалификации в своей предметной области.

Нацпроект «Образование»

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

×

Задача проекта:

Общий бюджет проекта:

Бюджет каждого проекта (млрд руб.)

×

Задача проекта:

Главные цифры проекта (к 2024 году):

Общий бюджет проекта:

Источники:

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

Т. А. ГОЛИКОВА

Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации

РУКОВОДИТЕЛЬ

О. Ю. Васильева

АДМИНИСТРАТОР

М. Н. РАКОВА

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

1.1. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"

24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ


Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них - будут сертифицированы в качестве экспертов - к концу 2024 г.

1.2. Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов


30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения пройдут (млн чел.)

2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)


12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *


В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

Их смогут посещать 2 млн детей , которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

2.2. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек) *

В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

  • обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
  • будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.

Дополнительные результаты национального проекта

1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью - к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

* Нарастающим итогом

Последние материалы раздела:

Точное расположение и в каком океане находится бермудский треугольник
Точное расположение и в каком океане находится бермудский треугольник

Обитель самого сатаны, морское кладбище, ужас Атлантики - всеми этими страшными эпитетами именуют мистическую зону в Атлантическом океане. Каждый...

История происхождения бурят с глубокой древности Древние буряты
История происхождения бурят с глубокой древности Древние буряты

Портал today.mn опубликовал интересную статью о том, сколько всего в мире проживает монголов. По данным монгольских СМИ: Фото: choibalsan.mn В...

Где в промышленности используется никель Из чего состоит никель
Где в промышленности используется никель Из чего состоит никель

Данный металл серебристо-серого цвета относится к переходным - он обладает и щелочными, и кислотными свойствами. Основными достоинствами металла...