Конспект оод по экологическому воспитанию на тему: «сохраним природу крыма» (подготовительная группа). Тема: «Путешествие по Крыму»

Елена Аванесова

Конспект. Комплексное занятие "Мы живем в Крыму"

Програмное содержание: Закрепить знания детей о родной природе, легендах, Крыма, учить пользоваться географической картой Крыма и России. Учить детей образовывать слова - название детенышей животных суффиксальным способом; развивать интонационную выразительность монологической речи, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, учить выполнять коллективную работу по аппликации, закреплять умения вырезать по контуру и аккуратно наклеивать рисунки Материалы и оборудование: Карта Крыма, Россия; открытки с видами Крыма, цветная бумага с нарисованными кипарисами, чайками. Медведь -горой для вырезания и наклеивания коллективной работы «Наш Крым», запись фонограммы «голоса птиц», «шум леса», «шум моря», «голубой морской фон».

Предварительная работа: чтение детям легенд о Крыме, рассматривание открыток о достопримечательностях Крыма, беседы с детьми о городах Крыма, Столицы России.

Методические приемы:

1. Беседа о столице России и о Крыме.

2. Работа по карте.

3. Рассматривание фотовыставки о достопримечательностях Крыма.

4. Путешествие по Крыму на туристическом автобусе.

5. Рассказ легенды о реке «Салгир»(детьми).

6. Дидактическая игра «Поймай звук».

7. Отгадывание загадок.

8. Исполнение песни о Крыме детьми.

9. Рассказывание легенды о Черном море (детьми,

Ю. Физ. минутка

11. Коллективная работа по аппликациям.

12. Итог занятия.

Ход занятия

Дети как называется наша страна?

Столица России?

Кто покажет на карте России г, Москва?

Как называется наш край,наша страна, где мы родились? (Крым)

Как называется столица Крыма, где мы живем?

(г. Симферополь)

Покажи, Даша, на карте Крыма?

(г. Симферополь)


Скажите, какие моря омывают наш полуостров?

(Черное и Азовское)

Покажи, Настя.

Дети, вы любите Крым? Я тоже его люблю.

Какими словами можно описать Крым? Какой он?

(Красивый, волшебный, необыкновенный, чудесный, сказочный)

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал такие слова о Крыме: «Волшебный край, очей отрада.» Это значит наш край такой красивый, что куда ни глянь, всему глаз радуется.

А крымско-татарский поэт Исмаил Гаспринский назвал Крым «Ешиль ада», что в переводе означает «зеленый остров». Почему, как вы думаете?

Посмотрите на карту Крыма, что вы видите на ней? (Она вся зеленая, потому что в Крыму много лесов, парков, садов, виноградников, гор, покрытых растительностью)

Я знаю, летом, вы побывали во многих городах Крыма с родителями, увидели много интересного.

Кто хочет рассказать, где он побывал, что видел?

(Настя- поселок Коктебель, Оля- Новый Свет, Амрит- Форое)

А теперь, давайте свами рассмотрим нашу фотовыставку достопримечательностей Крыма. Вы узнаете места?

Кто поможет их назвать? (Ласточкино гнездо, Ханский дворец ит. д.)


Новый Свет

А сейчас мы отправляемся в удивительное путешествие по Крыму и поедем мы на автобусе, Никита у нас будет водителем. Сели, поехали!

Мы отправляемся от красивого здания железнодорожного вокзала.

Проезжаем мимо реки. Как называется река в городе Симферополь?

Кто знает, почему река так называется? (Даша рассказывает легенду: «Жила на свете девушка по имени «Салгир». Рос у нее прекрасный цветок. Салгир ухаживала за цветком каждый день. Но однажды наступила засуха и цветок

засох. Салгир очень расстроилась, так как цветок был единственной памятью о ее матери, о родном доме и саде. Горько плакала девушка. Ровно 100 дней. И от ее слез образовалась река. Люди обрадовались, потому что у них стало много воды. А девушка умерла.

Да, вот такая печальная легенда. Но поехали дальше.

Мы приближаемся к Крымским горам, покрытым лесом. Давайте здесь остановимся и подышим свежим воздухом.


Дети, кто расскажет, как должны люди себя вести в лесу?

А теперь закроем глаза и послушаем звуки леса. Как хорошо в лесу!

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Если звучит 1 звук, ловим одной ладошкой, а 2 звука - в две ладошки.

Дети, а какие животные живут в Крымских лесах? (Лиса, заяц, белка, волк, олень.)

А сейчас я буду называть животное, а вы скажете, как называется его детеныш (олень-олененок, лиса-лисенок, заяц-зайчонок.)

Отгадайте загадки:

«Много рук, одна нога» (дерево)

«В густом лесу под елками, осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Цель: расширять представления о природе родного края , о растениях и животных, имеющихся на территории северного Крыма, в том числе и о карантинных сорняках.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать формировать у детей знания о природе северного Крыма , растительном и животном мире, о правилах поведения в степи. Формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологических правил.

Развивающие :

Развивать навыки борьбы с сорняками, навык самосохранения, зрительную память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитательные :

Прививать любовь и уважение к малой родине. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, к собственному здоровью и жизни в целом.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Методы и приемы:

- практические: дидактическая игра «Растения и животные северного Крыма», игра «Правила поведения в степи», игра «Юные огородники»;

- наглядные: рассматривание карты Крыма, герба Армянска, изображений крымской степи, карантинных сорняков;

- словесные: беседа «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?», стихотворение А. Беличенко «Степной Крым».

Предварительная работа : чтение рассказов и стихотворений ородном крае , чтение поговорок и пословиц о Родине. Рассматривание иллюстраций, альбомов с фотографиями природы Крыма.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: физическая карта Крыма, изображение герба Армянска, степи Крыма и карантинных сорняков;

- раздаточный: дидактическая игра «Растения и животные северного Крыма», игра «Юные огородники».

Форма проведения: совместная деятельность.

Структура ООД:

  1. Слушание стихотворения А. Беличенко «Степной Крым».
  2. Д/и «Растения и животные северного Крыма».
  3. Физкультминутка «Бабочка».
  4. Беседа «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?».
  5. Игра «Юные огородники».
  6. Итог.

ХОД ООД:

  1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами живем в огромной стране, название которой - Россия. Среди ее просторов есть край, где наш родной дом , наша родная земля , родственники, друзья, детский сад…

Ребята, скажите, как называется наша малая Родина? (Ответы детей: Крым, Армянск).

Воспитатель:

- Дети , обратите внимание на карту Крыма. На самом его севере расположен наш маленький и красивый город Армянск. Недаром его называют северными воротами Крыма.

Армянск находится в степной природной зоне. Северная часть крымского полуострова не похожа на горные пейзажи юга. Она имеет необыкновенный, неповторимый колорит. Бескрайние степные просторы тянутся до самого побережья. Тут царство разнотравья. Много целебных трав. Но особенно красивая природа северного Крыма в весенние месяцы. В степи в этот период года зацветают миллионы алых маков. Кажется, что вся степь полыхает ярким огнем.



  1. Послушайте отрывок стихотворения «Степной Крым» Александра Беличенко:

Дорога по степному Крыму,

Когда сияет солнца лик,

Являет дивную картину:

Ум восхищён, зовёт язык...

Вокруг обширные просторы,

Бездонная над ними синь,

Вдали встают зубцами горы,

И облака... где взгляд ни кинь.

  1. А сейчас предлагаю поиграть в игру«Растения и животные северного Крыма» . (Детям предлагаются изображения различных животных и растений. Нужно выбрать только те картинки, которые подходят природе северного (степного) Крыма).

Пальма (нет), тарантул (да), гадюка (да), кобра (нет), скорпион (нет), ковыль (да), мак (да), медведь (нет), лаванда (нет), заяц (да), ёж (да), кипарис (нет), сосна (да), полынь (да), можжевельник (нет).


  1. Игра «Правила поведения в степи».

Воспитатель:

- Ребята , а сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в крымскую степь. Но сначала я проверю, знаете ли вы правила поведения в степи. Если то, что скажу, верно - хлопайте в ладоши, если я ошиблась, топайте ногами.

Травы не топтать и зря не рвать. (Хлопать)

Под ноги не смотреть, ходить зевать. (Топать)

Насекомых обижать и ногами их топтать. (Топать)

Брать с собой головной убор, спрей от комаров и клещей. (Хлопать)

Собирать незнакомые ягоды или грибы. (Топать)

Мусор не бросай, за собой убирай. (Хлопать)

Палкой норы разорять, муравейники топтать. (Топать)

Молодцы. Вы настоящие знатоки и друзья природы .

  1. Физкультминутка «Бабочка».

Воспитатель:

Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Предлагаю вам превратиться в красивых крымских бабочек.

Физкультминутка «Бабочка»:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой умылась,

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

  1. Беседа «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?»

Воспитатель:

Мы сегодня уже поговорили, что природу нужно беречь, что нельзя уничтожать растения, животных и насекомых. А сейчас я хочу задать вам такой вопрос: «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?» (Ответы детей: карантинные сорняки - это наиболее вредоносные виды среди сорняков, некоторые из них ядовиты для животных и человека).

Верно. Мы с вами уже знаем, что в нашей природной зоне тоже растут такие опасные для жизни растения. Давайте вспомним их.

(Дети вспоминают названия, глядя на изображения сорняков: амброзия полыннолистная, болиголов, горчак ползучий, паслён колючий).


Воспитатель:

Для чего мы должны запомнить и знать эти растения? (Ответы детей: для того, чтобы не трогать их руками, не вдыхать их пыльцы и не брать в рот веточек этих растений, чтобы не пострадать, не отравиться и т.п.)

  1. Игра «Юные огородники».

Воспитатель:

А сейчас давайте представим, что мы с вами юные огородники и на нашем огороде, среди овощей выросли сорняки. Что мы можем сделать? Как нам побороть надоедливые сорняки? (Ответы детей: вырвать, выкопать, обрезать и т.д. Воспитатель дополняет ответы детей).

  1. Итог.

Воспитатель:

Молодцы. Сегодня мы поговорили о природе нашей малой Родины - северного Крыма. У нас очень красивая степная зона, которая весной, летом и ранней осенью покрыта цветами.

Нужно помнить : природа беззащитна перед человеком, ее нужно охранять. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше и богаче. Но также надо не забывать, что не только необходимо беречь природу, но нужно и беречь себя, свое здоровье. Избегать встречи с ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися и растениями, которые могут угрожать нашей жизни. А для этого нужно знать, как они выглядят. Очень надеюсь, что сегодня вы получили необходимые знания и будете использовать их на практике. (Желающие дети могут высказать свои мысли и впечатления по данной теме). Всего вам доброго!

Наталья Николаевна Аверьянова
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Животный мир Крыма»

Цель : систематизировать знания детей о диких животных Крыма , их внешнем виде, питании, образе жизни; развивать словарный запас, память, логическое мышление; закрепить названия сказок с участием зайца; совершенствовать навыки выкладывания диких животных из геометрических фигур; воспитывать любовь и заботливое отношение к животным родного края .

Материал : посылка, книга «Животный мир Крыма » , письмо, конверты-задания от Лесовичка; слайды с изображением диких животных Крыма : благородного оленя, зайца-русака, горной лисицы, волка, белки, ежа.

Словарь : благородный, заяц-русак, запасливая, юркая, проворная, логово, травоядные, хищники.

Предварительная работа :

Разучивание пословиц о диких животных .

Отгадывание загадок о диких животных .

Дидактические игры «Кто, где живет» , «Кто как передвигается?» , «Узнай и расскажи обо мне» , , «Из какой я сказки?» ;

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран , забота человека о диких животных , зоопарк, дикие животные Крыма ).

Чтение русских народных сказок : «Лиса и волк» , «Заяц – хваста» , «Заюшкина избушка» и др.

Разучивание подвижных игр : «Зайка беленький сидит» , «Лиса и зайцы» .

Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка»

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу , останавливаются полукругом возле стульчиков

Воспитатель : - Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришла посылка. От кого же она? От Лесовичка. Она адресована самым любознательным детям нашего детского сада. Я сразу поняла, что посылка вам – ребятам средней группы «Почемучки» . Хотите посмотреть, что там внутри? Да это же книга, называется «Животный мир Крыма » . Давайте вместе полистаем ее странички.

Дети вместе с педагогом листают страницы книги и обнаруживают, что со страниц исчезли все иллюстрации.

Воспитатель : Что такое? Почему в книге нет ни одной картинки и все странички белые? Замечают письмо Лесовичка. Так, сейчас узнаем. Прочитаем письмо от Лесовичка.

Воспитатель читает детям письмо от Лесовичка

«Я, Лесовичок, друг всех животных , обитателей крымских лесов , я знаю, что некоторые плохие люди обижают и даже уничтожают диких животных , поэтому я забрал все иллюстрации со страниц книги. Если вы выполните все мои задания в конвертах, то я обязательно их верну.

Воспитатель : Ребята, мы поможем вернуть все иллюстрации? Для этого нам с вами необходимо выполнить несколько заданий.

Конверт № 1. «Узнай и расскажи обо мне»

Перед детьми макет крымского леса ,

модели диких животных Крыма и Дальнего Севера .

Воспитатель : Перед вами макет крымского леса . Посмотрите внимательно, все ли эти животные обитают в крымских лесах ?

Дети : Нет!

Воспитатель : Оставьте лишь тех животных , которые живут у нас в Крыму .

Дети убирают лишних животных , объясняя свой выбор, например :

в Крыму не обитают медведи .

Воспитатель : Давайте назовем животных , которых вы оставили : благородный олень, горная лисица, волк, заяц-русак, белка. Сколько их всего, давайте посчитаем. Ребята, а как всех этих зверей мы можем назвать?

Дети : Дикие животные .

Воспитатель : Почему они называются дикими?

Дети : Потому что они живут в лесу, и сами себе добывают корм.

Воспитатель : Хорошо с животными мы определились , а теперь проходите и садитесь на стульчики. (Дети садятся)

Воспитатель : Внимание на экран. Давайте охарактеризуем каждое животное .

Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»

Дети берут животных , называя характерные черты, отвечая на вопрос.

Лиса (какая) - хитрая, красивая, рыжая.

Заяц (какой) - маленький, трусливый, длинноухий;

Белка (какая) - проворная, запасливая, юркая;

Волк (какой) – сильный, быстрый, зубастый;

Олень (какой) - рогатый, сильный, большой.

Воспитатель : А теперь следующее задание – конверт №2 «Что напутал художник?» . Расскажите чего не бывает? Как должно быть на самом деле?

Дети рассказывают воспитателю, как должно быть на самом деле.

Воспитатель : Лес – большой дом, в нем живет много животных , и у

Дети : Белка живет - в дупле.

На экране появляется слайд «Кто где живет»

Дети : Лиса - в норе;

Волк - в логове.

Заяц - под кустом дрожит;

Еж - в норке среди листвы ;

Олень - на поляне среди деревьев .

Воспитатель : Правильно, ребята.

У лисы в лесу глухом есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель : Молодцы, и с этим заданием справились. А сейчас самое время рассказать, кто чем питается.

Конверт №3 «Кто чем питается?»

Воспитатель прикрепляет на мольберте картинки диких животных Крыма . Дети прикрепляют на магнитах любимые лакомства диких животных изображенных на картинке.

Воспитатель : Ребята, у меня в конверте есть карточки с различными лесными лакомствами, тут и орешки, и грибы, и шишки. Я сейчас раздам вам все эти лакомства, а вы прикрепите их на мольбертах возле тех животных , кто ими питается. (Дети выполняют задание воспитателя)

Воспитатель : Ребята, вы накормили зайца, белку, оленя. Как одним словом можно назвать этих животных ?

Дети : Травоядные животные .

Воспитатель : Чем питаются травоядные животные ?

Дети : Травой, корой, плодами и т. д.

Воспитатель : А почему вы ничего не дали волку и лисе?

Дети : Потому что они хищники. Они питаются мясом.

Воспитатель : Молодцы, и с третьим заданием вы справились.

Конверт № 4. «Звериная зарядка»

Воспитатель : А сейчас я приглашаю всех на звериную зарядку. Заводите круг.

Дети под музыку заводят круг и выполняют движения, проговаривая слова.

Мы проверили осанку (Дети стоят в кругу спина прямая, руки на поясе)

И свели лопатки, (Отводя руки чуть назад, сводят лопатки)

Мы походим на носках, (Ходьба по кругу на носках)

А потом на пятках (Ходьба на пятках)

Пойдем мягко, как лисята («Крадущийся» шаг на носках)

И как мишка косолапый, (Имитируют «походку» медведя, идут на

внешней стороне стопы)

И как заинька трусишка, (Прыжки с продвижением вперед)

И как серый волк – волчишко. (Легкий бег)

Вот свернулся еж в клубок, (Наклоны вниз с округлением спины)

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся, (Дети поднимаются на носки)

Ежик сладко потянулся. (Тянут руки вверх)

Конверт № 5. Игра «Из какой я сказки?»

Воспитатель : Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь?

Дети : Это заяц.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Из какой я сказки?» . Вам необходимо вспомнить и перечислить сказки с участием зайца. В каких сказках упоминается про него?

Дети : «Заяц-хваста» , «Теремок» , «Колобок» , «Рукавичка» , «Заюшкина избушка» и т д.

Конверт № 6. Игра «Выложи животного из геометрических фигур»

Воспитатель : Пришло время выполнить последнее задание Лесовичка. Вам, ребята, необходимо выложить животных из геометрических фигур. Вот вам лист бумаги. Вот конверты с геометрическими фигурами. Выполнять задание вы будете в парах. Приступайте.

Дети выкладывают животных на белой ткани , работая в паре.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур вы сложили белку? И т. д.

Дети : Из треугольников и овала.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур вы сложили лису? зайца?

Воспитатель : Молодцы! Вы выполнили все задания Лесовичка. И животные , наверное, уже вернулись на страницы книги. Давайте вместе посмотрим!

Дети вместе с воспитателем рассматривают книгу, иллюстрации вернулись на место.

Воспитатель : Я предлагаю поставить эту книгу в уголок природы. Мы еще не раз с вами полистаем ее странички. А теперь внимание на экран.

Воспитатель : "Берегите родную Природу, ведь прекрасней её просто нет,

А она вам ответит взаимностью, не один свой откроя секрет.

Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

Воспитатель : Ребята, давайте любить и беречь природу нашего родного края, сказочного и волшебного полуострова Крым . На этом наше занятие подошло к концу . Впереди у вас еще немало удивительных открытий, а нашим гостям мы скажем добрые слова прощания : Всего хорошего! и

Дети : - До свидания!

Дети под музыку выходят из зала.

МБДОУ №30 «Березка»

Контрольное занятие

в средней группе

Путешествия по Крыму

Воспитатель средней группы №3

МБДОУ №30 Афанасьева О.М.


Симферополь 2014

Путешествие по Крыму

Под музыку В.Шаинского «Улыбка» входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, мы живем в замечательном живописном месте. Как оно называется?

Дети: Крым.

Воспитатель: Посмотрите на карту нашего полуострова. На что похож Крым?

Дети: На самолет. На большую рыбу, на птицу, на крест.

Воспитатель: А какие города Крыма вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Мы всегда рады принять гостей. Как они к нам попадают?

Дети: Прилетают на самолетах, приплывают на кораблях, приезжают на поездах и машинах.

Воспитатель: Зачем они едут в Крым?

Дети: Загорать, купаться в море, есть фрукты, пить минеральную воду, мазаться лечебной грязью, лазать по горам, любоваться природой.

Под музыку входит мальчик, с маской «солнце».

Воспитатель: Вот выглянуло солнышко, обогрело нас. Какого оно цвета?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Что еще бывает желтого цвета?

Дети: Песок, банан, лимон, нос у скворца, осенний лист и т.д.

Дети садятся и выкладывают цифры, от одной до десяти.

Воспитатель (загадывает загадку).

Что за желтые комочки семенят за мамой-квочкой

Вы узнали их, ребята, да ведь это же......

Под музыку «Цып-цып, мои цыплята», входят дети в костюмах цыплят.

Воспитатель: Посмотрите, кто находится в середине, кто справа, кто слева?

Как называются мама и папа цыпленка?

Ответы детей

Ребенок-цыпленок показывает лапку, дети считают, сколько пальцев у него впереди, сзади, сколько у него ножек, сколько всего цыплят, поднимают соответствующую цифру.

Воспитатель: Ребята, в нашем Крыму кроме желтого песка есть еще луга и леса. Какого они цвета, что еще зеленого цвета? Что еще зеленого цвета?

Дети: Лес, листья, трава, крокодил, огурец и т.д.

У нас в Крыму замечательные сады с фруктами и огороды с овощами, давайте отправимся туда.

Перед нами две тропинки из цветов: одна узкая и длинная, по ней должны пройти мальчики, другая – широкая и короткая, её выбирают девочки.

Дети выбирают соответствующую дорожку и идут по ней, произнося речевку, сопровождая её ритмическими упражнениями.

Дети: За малинкой в лес пойдем

Сладких ягод соберем

Солнышко высоко

А в лесу тропинка

Сладкая ты моя

Ягодка малинка

В конце дорожки дети поднимаю малинку, на обратной стороне которой изображены овощи или фрукты.

Вот какой урожай мы собрали в нашем огороде.

Пора сделать заготовки.

Из овощей мы сварим борщ, а из фруктов варенье.

Дети произносят названия овощей и фруктов и складывают овощи в кастрюлю, а фрукты в банку.

Воспитатель: Давайте с вами пойдем сейчас в лес. Как надо себя вести в лесу?

Ответы детей

Звучит запись щебета птиц. Дети идут по воображаемому лесу.

Воспитатель: Постарайтесь узнать, чьи птичьи голоса вы сейчас слышите?

Воспитатель: предлагает детям присесть и слепить птиц.

Двое детей выбирают изображение птиц, отдельно складывают перелетных и неперелетных, называя их.

Воспитатель: А вот и полянка. Вы устали, давайте присядем. Дети садятся, надевают «волшебные очки», под пение птиц произносят свои заветные желания.

Воспитатель: хорошо в лесу, но нам пора идти дальше, к голубой воде. Какие водоемы у нас есть?

Дети: Реки, озера, Чёрное и Азовское море.

Воспитатель: Стелит голубую ткань.

Д/и «Скажи вежливое слово – переступи через речку».

Д/и «Поймай рыбку в речке».

Воспитатель: Наконец мы дошли до моря.

Воспитатель: Надевает капитанскую фуражку под музыку проходит морская физминутка.

Воспитатель: Вот какой наш Крым прекрасный и замечательный. Мы с вами будем обязательно путешествовать по нему и дальше. А пока нам пора возвращаться в наш детский сад.

Путешествие окончено.

Обеспечение условий для развития духовно-нравственных начал детей

путем внедрения региональной программы «Крымский веночек» в педагогический процесс

Наилучшее воздействие на формирование

дружеских чувств к детям других национальностей

оказывает общение с ними в быту и детском саду.

М.И.Богомолова

"Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие” – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Наш Крым уникален и, безусловно, он отличается от других регионов нашей страны. Издревле Крым был полиэтнической и поликонфессиональной территорией. Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. В разные исторические эпохи рождались новые этнические общности, видоизменялись существующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.

Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие этнических общностей, на протяжении многих веков составлявших население полуострова.

История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей. Через приобщение к культурному наследию своего народа и уважению к традициям и обычаям других народов строится система духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

Этикой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства.

Чтобы отразить особенности регионов нашей страны и удовлетворить потребности и интересы детей - носителей различных культур и языков, существует вариативная часть государственного стандарта, которая допускает создание программно-методических материалов.

"Крымский веночек" (Скачать) - такое название носит региональная программа Крыма по межкультурному образованию детей дошкольного возраста, которая направлена на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона.

Коллектив педагогов дошкольного учебного учреждения № 11 «Подснежник», с 2009 г. по 2014 г., изучал и внедрял в систему работы с детьми программу «Крымский веночек», что являлось основным направлением нашей работы.

Тема работы была сформирована педагогическим коллективом:

«Обеспечение условий для развития духовно-нравственных начал детей путем внедрения региональной программы «Крымский веночек» в педагогический процесс».

Мы обозначили цель нашей работы:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей путем воспитания в них уважения к родителям, их культур­ной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от их собственной; подготовка дошкольников к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Это всецело отвечает содержанию и направленности международных и украинских документов о правах ребенка и об образовании, Концепции приоритетных направлений воспи­тательной работы в учебных заведениях АРК.

Для достижения указанной цели, перед коллективом педагогов были поставлены задачи :

1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения:

К семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;

К природе родного края;

К языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.

3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.

4. Воспитание уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

5. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму - в том числе с семейными и религиозными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.

6. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

7. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных заведениях.

В своей работе педагоги руководствовались такими принципами :

Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей: этнической и конфессиональной толерантности, «культуры мира», равноправия языковых, этнических и религиозных групп независимо от статуса, численности и времени проживания на полуострове (в программе за основу берется алфавитный порядок упоминания этносов, языковых или религиозных групп).

Принцип возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур (вопросы традиционной культуры рассматриваются по тематическому принципу).

Принцип доступности: формы и мето­ды работы с детьми, объем историко-этнографического материала должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста.

Принцип преемственности с начальным звеном образования предполагает продолжение и углубление содержания работы по межкультурному образованию детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели и задач мы выбрали такие направления работы:

Природа Крыма,

Люди Крыма и их культуры («Речевое общение на родном языке и "языке соседа”», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников»)

Работа с семьей

Участники процесса:

1. Взрослые:

Педагоги (семинары, педагогические советы, мастер-классы, анкетирование и т.д.);

Родители (консультации, собрания, совместные проекты, памятки, буклеты, размещение материала на сайте и в журнале дошкольного учреждения, анкетирование, просмотр праздников, совместные экскурсии и развлечения и т.д.).

2. Дети.

Реализация работы с детьми осуществлялась на организованных занятиях и экскурсиях, праздниках и вечерах развлечений (досугов), а также в повседневной жизни: во время прогулок, наблюдений, бесед, в индивидуальной работе, при чтении художественной литературы, при организации театрализованной деятельности и т. д.



В дошкольном учреждении созданы условия для для развития духовно-нравственных начал детей путем внедрения региональной программы «Крымский веночек» в педагогический процесс. Это оформление национальных центров (украинских, крымско - татарских, русских), собраны коллекции кукол в национальных костюмах, красиво смотрятся национальные блюда, сделанные из соленого теста, оформлены уголки знакомства с Крымом, в состав которых входит, альбомы растений и животных, городов, достопримечательностей Крыма, карта Крыма, Красная книга и т.д..
Работа в этом направлении ведется со взрослыми (родителями и педагогами) и детьми.

Педагоги дошкольного учреждения являются активными участниками городских семинаров по «Крымскому веночку»

На педсоветах затрагиваются вопросы, воспитания духовно-нравственных начал у дошкольников.


Для решения задач этого раздела в нашем детском саду организуются тематические недели (русской, украинской и крымско - татарской культуры).

Ребята знакомятся с национальными обрядами и традициями народов Крыма. Играют в народные игры. Слушают крымско-татарские легенды, русские народные сказки, и с удовольствием смотрят кукольные спектакли («Ивасик-Телесик»).

Интересной работой было проведение Крымской ярмарки, где была организована выставка ремесел, национальных блюд Крыма.(http://youtu.be/bcgxw1LsjnA)

На праздниках нередко дошколята выступают сольно, где поют песни на своем родном языке (крымско-татарском, русском, украинском), танцуют народные танцы.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....