Значимость опыта в жизни человека. Психологические установки

Разве может быть для нас что-то более убедительным, чем собственный жизненный опыт, основываясь на котором мы выстраиваем свои ассоциации и убеждения, часто становящиеся базовыми? Конечно это нельзя отнести к тем людям, которые могут до бесконечности наступать на одни и те же грабли, и при этом не видеть ни какой взаимосвязи со своим предыдущим опытом, но редкие случаи идиотизма, являются исключением из правил. В основном же любое значимое событие прошлого, сыгравшее значительную роль в жизни человека, непременно становится его основой для своих убеждений в будущем, в НЛП это называется импринтом – интересное довольно-таки название с моей точки зрения, видимо характеризующее НЛП, ведь вполне можно было бы обойтись таким понятием как опыт. И так как этот термин у всех на слуху, именно им я и буду пользоваться, для вашего, уважаемые читатели удобства. Так что импринт или наш жизненный опыт, как бы мы его не называли, формирует нашу точку зрения, формирует наше поведение и порядок действий, на случай сценарического повторения событий прошлого.

Вот только как показывает жизнь, стопроцентной закономерности в ней не существует, и каким бы не был личный жизненный опыт человека в том или ином вопросе, он всегда может быть пересмотрен с новой позиции. В этом вот отношении даже идиоты кажутся более продвинутыми людьми, и если бы не бездумно аналогичный алгоритм действий с их стороны, приводящий к одним и тем же ошибкам, их и идиотами бы назвать было нельзя. Опыт как мы знаем может быть позитивным или негативным, и тот и другой оказывает определенное влияние на нашу психику, причем чем меньше в человеке адекватного восприятия, тем соответственно это определенное влияние менее определено для него. Часто ли люди, делают разбор произошедшего в своей жизни, анализируют, ищут причинно-следственные связи, пытаются понять структуру произошедшего? А ведь именно это позволяет взять под контроль аналогичную ситуацию в будущем, при котором хотя бы свои собственные действия не будут идентичными действиям прошлого.

Что бы в жизни не происходило с очевидным постоянством, у всего этого есть конец, солнце согласно нашей истории встает уже несколько тысяч лет, если брать историю человечества, однако мы же с вами понимаем, что даже оно когда-нибудь погаснет. В нашей жизни все более скоротечно, и потому крайне важно не зависать на одном и том же сценарии, который один и тот же именно в голове человека, и который строит прочный фундамент стереотипа в его голове. В НЛП перепрограммирование убеждений называется ре-импринтом, это вам для общего сведения, а для простого понимания это можно сформулировать как смена убеждений, на другие. И это на самом деле ключевой момент, на который мы с вами непременно должны обратить свое внимание. Ключевым в нем является слово — убеждение, характеризующее способ восприятия этого мира бессознательными людьми, которые как раз именно убеждениями и руководствуются в своей жизни, а не самостоятельно произведенным расчетом.

Человеком чья жизнь построена на убеждениях, достаточно легко управлять, делая искусственную взаимосвязь того или иного события с его убеждениями и поворачивая это нужным тебе образом. В таком случае любой негативный опыт, может стать причиной бездействия в будущем, у человека может возникнуть ощущение беспомощности и паники лишь потому, что у него нет нужного алгоритма действий на случай повторения негативной ситуации, а сформировать новый по ходу он не может. Как пример можно взять любую ситуацию вселения неуверенности в человека, указывая ему на его негативный опыт прошлого, не имеющего ничего общего с настоящим на самом деле, но тем не менее действующим на него угнетающе. Таким вот образом люди что называется обрезают крылья другим, подчиняют себе их волю, как это происходит на множестве предприятий, где человеку постоянно указывают на его место, не привилегированное, а место неудачника.

В тоже время позитивный опыт прошлого тоже ведь не может быть основой для слепой уверенности в себе, или даже чрезвычайно завышенной самоуверенности, ведь сколько себе не внушай возможности супермена, они у тебя не появятся. Завышенная самооценка имеет ряд преимуществ, но лишенная здравого смысла она часто приводит к непоправимым ошибкам. Ведь одного энтузиазма мало для покорения новых высот, нужен еще и точный, холодный расчет, который должен строиться исходя из имеющихся на данный момент достоверных данных, а не на успешном опыте прошлого. Личный жизненный опыт конечно не должен игнорироваться, но ведь очевидно же что им необходимо пользоваться как расчетной единицей для настоящего, но использовать его как руководство без анализа, беря в расчет лишь возможную закономерность, просто неразумно. Украли к примеру вы что-то один раз и при этом не попались, разве это является основанием для представления о собственной безнаказанности?

Разумеется, нет! И никто не может сказать с полной уверенностью, какая попытка может оказаться неудачной, а ведь каждая последующая будет исходить из закономерности прошлого опыта, вернее из убеждений о такой закономерности, когда человек, просто слепо верящий в очередную успешную попытку, не то что не увидит ошибки, но и не возьмет в расчет внешние факторы, которые ей предшествовали. Однако все что я здесь пишу, очень сложно применить к большинству людей, так как это требует именно сознательного подхода к жизни в настоящем, а согласно статистике большинство людей не живут этим. Именно стереотипы и убеждения, основанные как на личном жизненном опыте, так и на искусственной форме убеждения, являются основой жизненных установок большинства. И тем не менее, раз вы читаете меня, вот вам дверь ведущая к осмысленной жизни, никаких убеждений я вам не даю, все вытекает из логической цепочки, построение которой в значительной степени преобразует наше с вами мышление и соответственно оказывает влияние на нашу психику и восприятие окружающего мира.

Прошлое, ваше собственное или чужое, это не основа для настоящего, это его предпосылка, потому используйте его для расчетов формирования будущего, работая в настоящем, и главное не допускайте непререкаемость тех закономерностей, что сегодня имеют место быть, так как они в определенной степени вас ограничивают. Человек с десяти попыток не добившийся успеха, не обязательно не добьется его с одиннадцатой попытки, и никакой личный жизненный опыт это не подтверждает, надо лишь использовать этот опыт для выстраивания новой, ориентированной на ошибки или даже правильнее будет сказать недочеты прошлого, стратегии.

Cтраница 1


Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний. Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна.  

Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводящих к травматизму, заболеваниям, а порой к полной потере работоспособности или смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (технологический процесс), различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний. Практика человека, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна.  

Развивается в процессе жизненного опыта человека, путем упражнения, анализа недочетов, допущенных при наблюдении.  

Немаловажное значение для работы в общественном отделе кадров имеет общественный и жизненный опыт человека. Из этого, конечно, не вытекает, что отдел следует укомплектовывать только людьми в солидном возрасте.  

Установка обычно возникает на основе предшествующей трудовой деятельности и жизненного опыта человека.  

Процесс переработки информации человеком крайне сложен, - он зависит и от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях, и даже от темперамента и нравственных установок личности.  

Указанному процессу сопутствует расширение прав и обязанностей человека, определяющих меру его возможных влияний на состояние среды своего обитания. Возможности такого изменения заключены в системно оформленном жизненном опыте человека. Базой социального в человеке выступают его природные задатки, которые вследствие своей культивации достигают уровня способностей, одаренности, таланта. Безусловно, задатки как потенциальные способности варьируются от одного ребенка к другому. Однако для детей в норме этот исходный разброс может быть легко скомпенсирован в ходе воспитания и обучения. Результат социализации решающим образом зависит от того, как протекает этот процесс, насколько соблюдается принцип преемственности и сопряженности, в какие моменты фиксируется человеком достигнутый им уровень развития и осуществляется рефлексия.  

Образ такого типа сводит к минимуму влияние жизненного опыта человека и вытекающее отсюда влияние всевозможных ассоциаций. Были повторены три эксперимента, ранее описанные в литературе по психологии.  

Так создаются области близких друг к другу вопросов и ответов. Именно эта способность к обобщению опыта и составляет главную ценность образования, эрудиции, жизненного опыта человека. Опыт первого вида изображен в виде двух неподвижных шкал. Каждой точке на шкале вопросов соответствует точка на шкале ответов.  

Человек - это личность, формируемая наследственными факторами и жизненным опытом. На личность человека оказывают влияние его врожденные особенности, но, однако, по мере увеличения жизненного опыта человека он постепенно становится тем, кто он есть в настоящий момент.  

Наука как совокупность истинных и систематизированных знаний о мире возникла на достаточно позднем этапе истории развития человеческого общества, хотя с самого своего появления человек стремился познать мир, который его окружал. Однако на начальных этапах развития общества и человека не существовало условий для научного объяснения мира, а научному взгляду на мир предшествовало религиозное и основанное на здравом смысле его объяснение, которое существует и сегодня, несмотря на всю развитость научных познаний мира. Корни религиозных представлений уходят в человеческую практику и опыт, хотя их творцы и приверженцы отрицают этот факт, утверждая, что они представляют собой божественные откровения, истины, которые сообщаются божеством (Буддой, Христом, Мухаммедом) и в качестве таковых являются вечными, неизменными и не могут быть подвергнуты объективной проверке, но требуют только того, чтобы в них верили. Обыденные знания (знания здравого смысла) основываются на жизненном опыте человека, приобретенном им прежде всего в процессе его производственной деятельности.  

Теперь посмотрите на понятие и на чувственный образ: не концентрирует ли в себе понятие то, что называется всеобщностью, и не являет ли собой чувственное - непосредственную действительность. Нет ли здесь выхода на ту взаимосвязь чувственного и понятийного, что заключена в эйдетической и концептуальной интуиции. Не лежит ли в основе срабатывания этих форм интуиции миллиардное повторение в индивидуальной деятельности человека этой увязки всеобщности и непосредственной действительности. Нам кажется, что такая связь здесь имеется. Важен при этом жизненный опыт человека.  

На наш взгляд, ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность - это не только осознанное, но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.  

В представлениях людей это поведение существует как система ролей - упорядоченных н согласующихся между собой действий, уместных в определ. Последние структурализуются в позициях, статусах или офип. Позиция - это совокупность прав и обязанностей, обозначенная одним словом, напр. В случае, если человек не исполняет или плохо исполняет предъявляемые ему ролевые экспектаций, к нему применяются социальные санкции (насмешки, бойкот, угрозы, физич. Так осуществляется социальный контроль. В социальном взаимодействии роли определены позициями, а не людьми, к-рые временно эти позиции занимают. Большинство ролей, однако, предписано не очень жестко и оставляет простор для индивидуальных вариаций. Подобно роли и позиции, Я - своего рода символ, содержание к-рого человек усваивает из общения с другими. Я, как то, что может быть объектом для себя самого, является в сущности социальной структурой н возникает в процессе социального опыта (Mead G. Основатели ролевой теории считали, что Я - это зеркало других: человек относится к себе как к объекту, значение к-рого определено соответствующими мнениями и поступками окружающих. Однако отношение окружающих к субъекту во многом определено его ролью. Поскольку весь жизненный опыт человека может быть представлен как последоват. Я рассматривается как след многих ролей, с к-рыми человек себя идентифицировал, или, короче, Я - это сумма ролей. Я как о продукте мнений других сохранилось за ego, тогда как базисное Я трактуется как продукт досоциального опыта. Так, Сарбин считает, что Я интегрируется из ряда эмпирических Я - субструктур, складывающихся на различных стадиях развития человека (см. A preface to a psychological analysis of the self, в журн.  

Страницы:      1

Опыт — это название, который каждый даёт своим ошибкам. О. Уайльд

Для каждой созданной нами же проблемы есть своё решение, и всякое испытание заканчивается лишь тогда, когда оно подарит нам возможность для духовного роста. Помните, что решение возникающих проблем есть всегда, что ответ на вопрос о том, как правильно поступить в той или иной жизненной ситуации, Вы найдёте исключительно у себя, у своего внутреннего «Я». Знайте, что бы ни случилось, всегда у любой проблемы есть свои причины и свои решения.

Помните, что нельзя научить истине, ибо до истины каждый доходит сам! То, что Вы ощущаете как истину, становится Вашей истиной.

Мудрость человека, видимо, в том и заключается, чтобы спокойно принимать то, что объективно
А вот то, что зависит от человека, имеется в виду отношение к объективному, может и должно быть управляемым процессом.

Любая жизненная ситуация даёт возможность получить необходимый для нашего развития опыт Жизнь — это удивительный процесс обучения, понимания, сострадания, терпения и любви. Наилучшая возможность для духовного роста часто появляется в самые трудные моменты жизни, когда человек испытывается на прочность.

Жизнь — это сад, цветы в нем — это удивительный опыт . Жизнь каждого человека — это удивительный сад, а цветы, которые прорастают в нём, — это удивительный опыт каждого живущего на земле. С каждым днём индивидуальные букеты людей пополняются новыми, удивительными по красоте цветами.

Собственный опыт — это действенный способ научения . Благодаря собственному опыту мы узнаём, что можно что-то делать по-другому.

У каждого человека свой опыт. Нет опыта, предназначенного для другого . Это верно, как и то, что у каждого своя жизнь и никто не может прожить чужую жизнь.

Каждый переживаемый опыт имеет свой смысл . Именно благодаря нашим опытам мы и приобретаем жизненную мудрость, которая аккумулируется годами. Мудрость не передаётся, передать можно знание, а не мудрость. Мудрость не передаётся словами, она передаётся исключительно жизненным опытом. Твердо знайте, что у каждой проблемы есть свои решения.

Духовное развитие должно быть, как и всё в жизни, с чувством меры . Если люди, которые с «головой» уходят в духовное самосовершенствование и развитие исключительно своего внутреннего мира. Этим они нарушают фундаментальный закон Вселенной — Закон единства внутреннего с внешним миром.

Столкнувшись с истиной, уступите ей дорогу . Не отворачивайся от истины, которая в нужное время в нужном месте выходит наружу, заявляя таким образом о себе.

Научитесь принимать каждый вызов с позиции созидания . Используйте свои обстоятельства как благоприятную возможность. Освободите себя от заблуждения в том, что «маленькое добро не приносит пользы», а «маленькое зло не порождает ущерб». Знайте, что, с одной стороны, если не накапливать добро по-малому, не получится добра большого. С другой стороны, если не воздерживаться от зла в малом, совершится большое преступление.

«Неприятное» — это удивительный опыт, через который нужно обязательно пройти . Получив от своих действий «неприятное», посмотрите на это состояние как на сигнал со стороны собственного подсознания, что где-то в мыслях, намерениях или поступках Вы вступили в противоречие с Законом Любви.

Важнейшей потребностью человека является потребность в правде . Когда человек слышит ложь, его подсознание реагирует на неё как на акт насилия над внутренним «Я». Причём не имеет значения, от кого эта ложь исходит: от других людей или самого себя.

Научитесь видеть большое в малом . Научитесь обретать свободу среди запретов, в пустом находить изобилие, за любой смертью всегда видеть жизнь.

В Вашей жизни все возможно . Поверив, что в Вашей жизни всё возможно, Вы позволите всем ответам и решениям, всем изменениям войти в Вашу жизнь.

Прежде чем оценивать что-либо, получите хотя бы элементарное представление об этом . Прежде чем оспаривать практичность представленных в данном пособии методик, попробуйте, поживите в новой модели поведения, а уже потом судите и оценивайте их. Не уподобляйтесь человеку, который спорит о содержании книги, не имея даже элементарного представления о ней (не уподобляйтесь герою М. Жванецкого, который спорит до хрипоты о вкусе устриц, не попробовав их). Будьте также особо осторожны к мнению человека, который уже знает ответ, прежде чем поймет вопрос.

Следуйте важнейшему принципу мудрости —ничего не отрицать . Знайте о том, что существуют различные учителя и духовные наставники: одни обязательно что-то запретят, другие же, ничего не отрицая и не запрещая, подскажут направление развития и совершенствования.

Мудрый ничего не отрицает, мудрый учится у всех . Когда мы что-то отрицаем (не принимаем), мы лишаем себя возможности чему-то полезному и мудрому научиться.

Любая жизненная ситуация представляет возможность для роста и личностного развития . Мудрый человек хорошо понимает, что каждое новое перерождение становится уроком, возможность изменения — возможность личностного роста.

Земная реальность — это великий опыт научения . Человек пребывает в земной реальности для того, чтобы испытывать различные состояния бытия, а не для того, чтобы оценивать, как это делают окружающие.

Жизнь учит даже тех, кто не хочет у неё учиться . Помните, что избежать воздействия на человека законов жизни не во власти человека.

Жизненная ситуация будет повторяться до тех пор, пока не будет усвоен урок научения . Ситуация научения будет повторяться (так называемое «дежа вю») до тех пор, пока Вы не научитесь правильно реагировать на обучающую Вас ситуацию.

Ситуация, в которую мы попадаем, — это уроки, которые мы должны пройти . Если научения в обучающей ситуации не происходит, значит, она вновь повторится, но уже с гораздо большими энергетическими затратами человека и последствиями для него. Когда все научения происходят и урок успешно пройден, то ситуация разрешается и уже вновь не повторится.

Отсутствие в Вашей жизни любого творческого начала обычно негативно сказывается на здоровье . Знайте, что обычно подрывает здоровье монотонная работа, нелюбимая работа, а также работа, которая мотивирована каким-либо страхом (страхом остаться без средств к существованию, страхом быть одиноким, отвергнутым, страхом потерять любовь близкого человека и т. д.).

Помните, что жизненная ошибка — это естественная составная часть нашего духовного роста и развития . Когда человек жалеет себя в чем-то, высказывает сомнения по поводу совершившегося, он создаёт разлад в энергетической системе собственного организма, что может негативно сказаться на потенциале его здоровья.

Никто не знает, на что же он способен, пока не сделает попытку . Существует много людей, которые не терпят неудач. Это происходит чаще всего потому, что они никогда не делают никаких попыток. Если что-то идёт не так, старайтесь просто не идти следом.

Узнайте об основных путях обретения жизненного знания . Помните, что мы рождены для поиска истины и только, а вовсе не для обладания ею. Как минимум три пути ведут к знанию: первый путь самый благородный — это путь размышления; второй путь самый лёгкий — это путь подражания; третий путь самый горький — это путь опыта.

Единожды познанная мысль не может быть утрачена . Если что-то Вам непонятно, знайте, что ещё не пришло время для познания Вами какой-либо истины. Однако будьте уверены, что семя познания уже посеяно и растение со временем появится и, подобно цветку лотоса, развернётся естественно и постепенно.

Проблема — это превосходная возможность измениться к лучшему . Большинство проблем порождается исходящими от нас вибрациями, и все проблемы — это не что иное, как удивительно предоставленная нам возможность меняться к лучшему.

Каждая трудная ситуация имеет очень великую воспитательную роль . Абсолютно в каждой трудно разрешаемой ситуации имеется очень весомая личная причина, которую мы должны так или иначе устранить. Ради собственного же блага научитесь выражать свои собственные чувства как ребёнок: радоваться и огорчаться искренне. Избавьтесь от боязни реакции других людей на проявления Ваших искренних эмоций, особенно если при этом Вы не оскорбляете их чувств.

«Препятствиями растём» . Жизненные препятствия и невзгоды — это удивительная возможность для роста и развития в новом направлении. Научитесь воспринимать свою жизнь как удивительную школу, где каждая ситуация даёт нам полезный жизненный урок.

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"

Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять практические действия. К тому же опыт является одним из основных понятий теории познания. Однако стоит рассмотреть его в традиционном понимании.

Жизненный опыт

О нём необходимо рассказать в первую очередь. Что такое жизненный опыт? Так принято называть совокупность событий, происходящих в рамках биографии одного и того же человека. Это, можно сказать, его индивидуальная история или даже социальная биография.

Считается, что количество пережитых ситуаций и их глубина являются определяющими факторами жизнеёмкости каждого индивида, равно как и его духовный мир. Ведь опыт вырастает из переживаний, страданий, победы воли над желаниями и достижений. Всё это приводит к мудрости.

Принято считать, что жизнь человеку как раз и дана для того, чтобы он приобрёл этот опыт. Такова цель земного существования. Чтобы обрести опыт, человек целиком погружается в жизнь, проходя сквозь препятствия, переживая бури, которые доставляют немало неприятностей. Но именно в их решении у него, зачастую, удаётся найти ответы на многие волнующие вопросы.

Существование в обществе

Оно способствует накоплению социального опыта, который представляет собой совокупность навыков, необходимых для участия в жизни общества.

Что такое опыт в данном контексте? Это практическое знание о совместной жизнедеятельности людей, которое было зафиксировано в нормах и принципах поведения, а также в традициях, моральных предписаниях, ритуалах и обычаях. К нему же относятся чувства, рефлексы, эмоции, ориентиры, взгляды, точки зрений, языки и системы мировоззрений.

Знание обо всём перечисленном передаётся из одного поколения в другое. Без этого общество невозможно. Если бы в один момент всё население, кроме детей до 3-4 лет, исчезло, то цивилизация бы вымерла. Ведь у малышей не получилось бы освоить все навыки человечества. Это невозможно без передачи социального опыта от взрослых, владеющих им людей.

Об индивидуальности

Важно затронуть вниманием и тему, касающуюся того, что такое опыт самостоятельности. Чаще всего его испытывают дети и подростки. Чуть реже - взрослые люди. Проявляется он в те моменты, когда человек начинает что-то делать самостоятельно, без руководства, советов или опеки со стороны.

Этот опыт особенно важно приобретать детям. Если они не получат такой возможности, то им нечего будет осмыслять. При этом необходимо, чтобы у ребёнка был человек, с которым он мог бы посоветоваться (родитель, преподаватель, опекун, кто-то из родственников). В противном случае его собственный опыт самостоятельности окажется пустым или несовершенным. Это неправильно. Опыт должен быть «обработан». Вот пример - ребёнок может сам на слух подобрать простейшую мелодию на фортепиано. Но сыграть её правильно, «нужными» пальцами, с учётом всех знаков и пауз, у него получится лишь после совместной работы над произведением с взрослым. И подобных примеров тысячи.

Профессиональный аспект

Помимо всего вышеперечисленного детям в процессе их обучения в школе рассказывают о том, что такое релевантный опыт работы. Это важно для их будущего профессионального ориентирования.

Релевантным называется тот опыт работы, который человек приобрёл по определённому профилю. Если кандидат приходит на собеседование в частную клинику, где он хочет работать хирургом, то владельца учреждения, в первую очередь, интересует то, сколько лет потенциальный сотрудник протрудился по данной специальности.

Почему знания по этой теме важны? Потому что дети должны с ранних лет усвоить, что профессиональное самоопределение важно. Безусловно, десятки тысяч людей, окончивших ВУЗ по одной специальности, работают в итоге в других сферах деятельности. Но именно это в школе и пытаются донести детям - они не должны терять 4 года впустую. Им важно ответственно подойти к вопросу выбора профессии, чтобы получить релевантное образование.

Армия

В России служба обязательна - таков закон. Осознание этого также должно быть привито мальчикам ещё во время их обучения в школе. И кроме этого преподаватели должны объяснить будущим защитникам Отечества, что такое боевой опыт.

Армия - самая настоящая школа жизни. Все парни, находясь на срочной службе, проходят физическую и строевую подготовку, ездят на стрельбища, а также получают определённую специальность (какую именно - зависит от рода войск). Армия учит терпеть неблагоприятные условия и голод, отвечать за сказанное и сделанное, выбирать людей, уважать старших. Служба закаляет во всех планах. После армии парни становятся способными терпеть и делать что-либо, даже если хочется всё бросить. Служба помогает прочувствовать истинную ценность свободы, жизни, здоровья, и, конечно же, близких людей.

Многие считают, что и без армии всё это можно получить. Но так полагают лишь люди, там не бывавшие. Целый год, проведённый в суровых, постоянно ожесточающихся условиях - это и есть боевой опыт, который никогда не забывается.

Практика

Рассказывая о том, что такое опыт, нельзя не отметить вниманием ещё один нюанс. Он касается практики - человеческой целеполагающей деятельности, сопровождающей каждого из нас с самого рождения.

Если понаблюдать за младенцем, то можно заметить кое-что интересное, но в то же время простое. Имеется в виду процесс приобретения им навыков. В один день он еле-еле удерживает в руках игрушку. А уже спустя неделю осознанно берёт ложку за ручку. Впоследствии он учится ходить. Сначала падает, ударяется. Но через некоторое время у него удаётся прочно встать на ноги.

Вот, что такое практический опыт. Мы приобретаем его всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Так и есть! Ведь многие люди, достигнув пенсии, решают чему-то научиться. Одни садятся на велосипед, другие отправляются в автошколу, кто-то записывается на курсы изучения иностранного языка. И в ходе занятий они приобретают новый опыт. Кстати, некоторые могут задаться вопросом - почему многим людям так хочется заняться чем-то, накопить знаний? Всё просто. Это - врождённый инстинкт любопытства, который нередко перерастает в любознательность.

Другие виды знаний

Итак, выше было доступно рассказано о том, что такое опыт. Определение понятно, но напоследок хотелось бы отметить вниманием ещё несколько существующих видов знаний.

Помимо перечисленного, есть физический опыт, элементами которого являются ощущения. Эмоциональный опыт подразумевает чувства и переживания. Но это довольно сложное целостное образование, которое интегрирует в себе самые разные типы психических структур.

Также имеет место ментальный опыт, включающий в себя аспекты сознания и интеллекта. А ещё есть религиозный, иначе именуемый духовным и мистическим. Его специфика заключается в максимальной субъективности переживания. Эта же особенность обуславливает невозможность передать данный опыт в неизменном виде другому человеку. Поскольку каждый испытывает свои собственные переживания.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...