Суть проекции как психологической защиты заключается в. Проекция как механизм психологической защиты

«Проекция представляет собой своего рода вытеснение (аналогичное конверсии и т. д.), в котором представление становится осознанным в форме восприятия, а связанный с ним аффект, подвергаясь инверсии в неудовольствие, отделен и возвращен в Я».
Это то определение проекции, которое Фрейд дает Юнгу в апреле 1907 г. в одном из писем, где он высказывает ряд теоретических идей по поводу паранойи.

Стремясь объяснить проекцию, Фрейд добавляет в том же письме: «Каково условие того, чтобы некий внутренний, инвестированный аффектом процесс мог быть спроецирован вовне? Обратимся к норме: исходно наше сознание воспринимает всего только два рода объектов. Обращаясь вовне, оно имеет дело с восприятиями (Wahrnehmung), которые сами по себе аффектом не инвестированы и обладают собственными качествами; а внутри оно (сознание) имеет опыт «ощущений» (Empfindung), которые являются экстериоризацией влечений, использующих в качестве опоры некоторые органы, и в очень малой степени обладают таким свойством, как качественность, но, напротив, способны к значительной количественной инвестиции. То, что представляет собой это самое количество, локализовано внутри, а то, что качественно и лишено аффекта, расположено снаружи» (р. 86).

Рассуждая таким образом, Фрейд ставит перед собой цель метапсихологического осмысления проекции. Проекция предстает как некий защитный механизм, который Фрейд в письме характеризует как «своего рода вытеснение». Однако, рассматривая случай Шребера, Фрейд (1911) противопоставляет два защитных механизма: вытеснение, даже отвержение, которое действует в направлении снятия инвестиции неких представлений вплоть до появления возможности отвода объекта, и проекцию, которая находится еще дальше на пути «провала вытеснения, разрыва на поверхности, возврата вытесненного», что позволяет вновь отыскать дорогу для объектной реинвестиции, рассматривать бред как «попытку излечения». Это значит, что речь идет о двух экономически различных механизмах защиты, несмотря на то что их задачи могут быть взаимосвязаны, в частности, в рамках невротического функционирования.

Кроме того, если Фрейд в своих трудах часто упоминает патологическую проекцию, защитный механизм, характерный, например, для паранойи или фобии, то так же часто он упоминает и нормальную проекцию, процесс, не защитный и конституирующий для психики. В письме Юнгу он обращается к собственной концепции психического функционирования, настаивая на необходимости сопряжения работы влечения, отсылающего к области количественного и экономического, и восприятия, открывающего доступ к качественному во фрейдовской перспективе, позволяющему чему-либо «становиться сознательным». С этой точки зрения проекция играет ведущую роль в процессе дифференциации внутреннего и внешнего, снаружи и внутри.

Защита и/или процесс, проекция является сложной концепцией, и о ней Фрейд мог бы, по утверждению Джонса, написать целую статью в период, когда он размышлял о метапсихологии. Но как мы знаем, подобный труд так и не дошел до нас, несмотря на то что Фрейд, рассматривая случай Шребера (1911), заявлял о своем проекте «углубленного исследования процесса проекции» (р. 315). После Фрейда этой теме были посвящены многочисленные труды. Кроме того, известно понятие проективной идентификации, которое разрабатывалось М. Кляйн и пост-кляйнианцами и которое в аналитическом сообществе могло проявиться скорее как эвристическое, чем как проекция. Мы
можем рассчитывать на то, что участники нашего коллоквиума в рамках постоянного психоаналитического образования в Москве помогут пролить свет на эти понятия и составить суждение об их уместности в аналитическом процессе.

Проекция: функция непризнания и/или знания

Таким образом, проекция в своей защитной функции нацелена на то, чтобы отбросить вовне нечто, что не признано в самом себе. Фрейд часто подчеркивал, что легче защититься от внешней опасности, чем от внутренней. В работе «Тотем и Табу» (1913) он отмечает, что первобытные люди не признавали собственную бессознательную враждебность по отношению к умершим, приписывая им эту самую враждебность, и считали усопших опасными духами. Точно так же как и в психопатологии, здесь проекция способствует разрешению конфликта, связанного с амбивалентностью, в данном случае позволяя отказаться от всякого чувства ненависти по отношению к усопшему.

Но проекция имеет также функцию знания, поскольку благодаря непризнанию и утаиванию от самого себя внутреннего мира позволяет открывать мир внешний. В паранойе речь фактически идет о признании в другом того, что субъект не хочет видеть в себе, исследуя таким способом внешний мир. С этой точки зрения проекция, о которой Фрейд в 1913 г. пишет, что она «играет главную роль, определяя наш способ представления внешнего мира» (р. 78), дает некое репрезентативное содержание, мы о нем узнаем только лишь через ощущения удовольствия или боли, те лишенные качества «ощущения», о которых Фрейд писал в письме Юнгу. Проекция способствует работе изображения благодаря происходящим от внешнего мира «перцептивным остаткам» и делает возможным поворот, подобно тому, как разномодальные восприятия оказываются перенесены на объекты внешнего мира.

В этой своей функции знания проекция становится, как пишет Фрейд в 1911 г. в работе «Тотем и табу», «методом понимания», который и позволяет первобытному человеку вновь обрести в богах и духах то, чем сам он является. Таким образом, Фрейд указывает на важнейшую связь между проекцией и идентификацией, когда отмечает, что для первобытного человека является естественным и как будто врожденным свойством проецировать свою собственную сущность на внешний мир, рассматривая все наблюдаемые события как обязанные своим происхождением неким существам, имеющим глубинное сходство с ним самим. Не будучи тождественной анимизму, проекция тем не менее тесно связана именно с этим образом мысли, позволяющим первобытному человеку «устанавливать отношение» с миром и влиять на него, воздействовать, способствуя достижению «психического господства», лежащего в основе физического господства над опасной природой.

Фрейд здесь сравнивает чувство бессилия и отчаяния первобытного человека с возможными чувствами ребенка в начале жизни. Речь идет не о том, чтобы сводить доисторического человека к ребенку, против чего активно выступают наши коллеги, изучающие доисторического человека, а скорее о том, чтобы описать некий фундаментальный психический процесс: проекция соотносится с идентификацией (в смысле идентификации, ассимиляции, установления аналогии), позволяя развитие идентификации в рефлексивном смысле — как «идентификации себя». Проекция вписывается в непризнание в той мере, в какой тревога перед лицом внешнего мира становится в конечном счете лучше переносимой, чем тревога, которая связана с внутренним миром и опасностью влечения. Но одновременно проекция создает возможность какой-то ассимиляции между самим собой и внешним миром, а это как раз характеристика анимистического подхода к миру, лежащая тем не менее в основе способности воспринимать и конституировать внешний мир.

В размышлениях об эволюции культуры Фрейд (1913) предположил переход от анимистической стадии в развитии человечества к стадии религии и далее к научной стадии, способной получить широкое распространение, в особенности под влиянием психоанализа. Но психическое функционирование таково, что проекция и связанные с ней верования могут, конечно же, эволюционировать в направлении какого-то более объективного знания о мире, однако при этом и связанные с ними иллюзии не могут быть полностью устранены, как об этом напоминает галлюцинация сновидения. Гипотеза галлюцинаторного удовлетворения желания, построенная на модели галлюцинации сновидения, показывает, что галлюцинация предшествует восприятию и что это последнее является в основном неким верованием, как это отметил Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 1945). Проекция как процесс с необходимостью отсылает к фрейдовской диалектике галлюцинации и восприятия.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Нас раздражает в других то, что есть в нас самих - часто слышала я. Ну как во мне может быть наглость, грубость и упертость? Это не про меня. Что-то тут не так… С этого и начался выяснение вопроса о наших проекциях для меня когда-то.

Что такое проекция простыми словами

Проекция - это такой защитный механизм, когда мы другим людям приписываем те качества, которыми обладаем сами.

Такой психологический феномен как проекция можно, для наглядного примера, сравнить с работой проектора. Мы на экране видим то, что на самом деле находится внутри проектора. Так и в реальной жизни - мы видим в других людях то, что на самом деле находится в нас самих.

Почему же мы это не видим в себе сами? На самом деле увидеть в себе то, что мы проецируем на других, мы можем, но это очень болезненно порой. А все наше существо запрограммировано на стабильное и спокойное существование и все волнующие нас события вытесняются психикой в подсознание.

Как формируется проекция

По мнению Зигмунда Фрейда, механизм формирования проекций примерно следующий. Если в нас есть какое-то качество, например грубость, которое малых лет нам запрещают проявлять как нежелательное, то мы его для себя запрещаем к проявлению, но прекрасно видим это качество в других людях.

И для этого другим людям вовсе не обязательно им обладать на самом деле. Принято считать, что около 80% того, что мы думаем о других людях - наши собственные проекции и не более того.

Как понять, что вы сейчас проецируете:

1. У вас есть четкое понятие, что человек рядом с вами плохой. При этом вы с ним не знакомы и не можете привести достойных аргументов, подтверждающих свои слова.

2. Активным образом проекция проявляется при малом количестве информации о собеседнике. Очень хорошо это видно на примерах интернет общении и общении по средствам телефонной связи.

3. Проекция чаще всего носит негативный характер. То есть Вы более склонны видеть в других людях их негативные стороны.

Эксперимент

Предлагаю вам сейчас поучаствовать в эксперименте на тему проекций. Посмотрите на фото кота и сформулируйте для себя то, какие чувства этот кот испытывает.

Сделали?

А теперь интерпретация в виде примера на мне и моем муже.

Вчера немного поругалась с мужем и, набирая эту статью, показала ему кота. Спросила какие по его мнению чувства испытывает кот. Муж ответил, что кот грустит и его, наверное, достала его жена.

Потом я посмотрела на кота и мне показалось, что он очень устал и ему хочется сбежать.

Справедливости ради скажу, что причина нашей ссоры заключалась в том, что я работаю над созданием уюта в доме, а муж, как мне кажется, нет. И даже в выходной я упахиваюсь, пока муж с умным видом читает новости с экрана монитора.

Вот и не верь после этого в то, что мы приписываем другому свои же чувства.

А вы согласны с тем, что мы видим в других то, что есть в нас самих?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Психологический ликбез. Проекция.

Запустил я свой психологический ликбез. Запустил - начал. И, каюсь, начав, снова запустил, каюсь, забросил. К тому, видимо, были определенные причины. Ну да не о них сейчас речь.
Давайте продолжать.

Сегодня речь пойдет о таких защитных механизмах, как
Я хочу объединить обсуждение проекции и интроекции , поскольку они представляют собой две стороны одной психологической медали. Поговорим еще и о проективной идентификации. Понимаю, что с первых слов, кажется, я запутал вас. Потерпите. Постараюсь распутать. Сейчас будем во все разбираться.

На сегодня
Проекция.

Проекцию замечательно иллюстрирует психологический анекдот:
Идут по лесу Пятачок и Вини-Пух. Тропинка узкая. Идут друг за другом. 10 минут, 20, полчаса, час. Вдруг Вини разворачивается и со всего размаха бьет пятачка.
- За что, Вини?!
- А, свинья, час за мной идешь, сопишь, и такую гадость про меня думаешь.

Психоаналитическое понимание проекции, как вы можете догадаться, начинается с работ З. Фрейда. Он считал, что это механизм является причиной паранойи и ревности, в том числе бреда ревности. Фрейд считал, что свои бессознательные чувства, тревогу, страх человек не замечает и не переживает, а переносит на окружающих. З. Фрейд полагал, что проекция является частью феномена переноса в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы можете подумать, что…, но это вовсе не так".

Проекция «защищает» Эго от осознания своих «негативных», «неприятных», «неприемлемых» инстинктивных (в аналитическом смысле) импульсов. По своему действию проекция напоминает вытеснение . Однако при вытеснении эти импульсы перемещаются в бессознательное, а при проекции они смещаются во внешний мир. Английская школа психоанализа, в частности Мелани Кляйн считают, что в первые месяцы жизни, еще до всякого там вытеснения, ребенок уже проецирует свои первые агрессивные импульсы. Этот процесс очень важен для формирующегося у ребенка представления об окружающем мире и для развития его собственной личности. Использование механизма проекции естественно для Эго маленьких детей в ранний период развития. Они используют его как способ отрицания своих собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для того, чтобы возложить ответственности за них на какую - то внешнюю силу.

Мелани Кляйн пришла к выводу, что Эго (Я) младенца еще не в состоянии «переварить» возникающие деструктивные импульсы, направленные на самого себя. Но справляться с ними как-то надо. Поэтому Эго осуществляет эту задачу при помощи механизма проекции . Деструктивные импульсы выводятся вовне и переправляются на внешний объект, например на маму. Механизм проекции используется не только в отношении негативных, разрушительных импульсов, но и в отношении импульсов жизни (либидных импульсов).

Как работает проекция:
1. Возникает невыносимое или неприемлемое переживание. Чтобы с ним справиться, удалить его из сознания, чтобы оно не «вертелось» в голове и не вызывало массу неприятных чувств и эмоций, оно вытесняется, бишь выводится из сознания в бессознательное.
2. Затем оно переносится - перемещается на другого человека (объект). Теперь, вроде, это уже не твои мысли и желания, а чужие.
3. И, для закрепления эффекта, происходит дистанцирование от объекта. Еще бы, от такой «гадости» надо держаться подальше.

К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Особенности проекции хорошо известны в житейской и иллюстрируются пословицами и поговорками: «К кого что болит, тот о том и говорит», «На воре и шапка горит», «В чужом глазу и соломинку примечает, а в совеем и бревна не видит».

Проекция, во многом, пронизывает нашу жизнь. Часто человек не осознают что-либо в себе самом, однако, может бессознательно и достаточно точно "отслеживать" и замечать это в других. Личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему, но которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. Например, в этом кроются причины гомофобии. Человека настолько пугают его собственные гомосексуальные тенденции, что он не в состоянии их признать, принять и «переварить», а проецирует свой страх и ненависть на окружающих. Или другой пример, когда бездетная «старая дева» не в силах справиться со своими сексуальными импульсами проецирует их на окружающее и борется с развратностью и аморальностью мира. Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобии). Ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Возможен и другой вариант, когда в других этнических группах выискиваются признаки недоброжелательности, угрозы и призрения, которые испытываются, но отрицаются самим человеком.

В своих зрелых формах, проекция является основой эмпатии. Исходя из того, что никто не в состоянии читать мысли и проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция - тоже проявление механизма проекции, умение примерить свои чувства, мысли переживания на другого. Хорошо известно, как влюбленные умеют воспринимать состояния друг друга, как достаточно хорошая мать умеет чувствовать свое дитя.

Интроекция и проективная идентификация в следующей главе.

Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин "проективные методы" введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть "проекция". Проекция - методический принцип, лежит в основе проективных методик. В психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы л-ть приписывает другим О-м и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест "Чернильных пятен". В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин "проективные методики " для обозначения особой группы методов исследования личности.

В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к "первичным" психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество "первичных" психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

В психологии выделяют такие виды проекции :

1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

2) "открытость" множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

Классификация (Е.Т. Соколова ):

1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

4) катартические - осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

5) экспрессивные -- рисование на свободную тему;

6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения".

Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для "наведения мостов" с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ "правилен".

Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты "на совести" экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять "вторичную проекцию" - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...