Все уроки по русскому языку. Урок русского языка в начальной школе

Государственный комитет по рыболовству РФ

Астраханский государственный технический университет

Институт Экономики

Контрольная работа

По дисциплине: «Организация производства предприятий»

Тема: «Организация оплаты труда на предприятии»

Выполнил:

Студент группы ЗФЭ-88

Проверил:

Организация оплаты труда на предприятии

Организация оплаты труда на предприятии определяется тре­мя взаимосвязанными элементами: нормированием труда, тариф­ной системой, формами и системами заработной платы.

Нормирование труда позволяет установить всесторонне обоснованные нормы его затрат, которые применяют для изучения ре­зультатов труда. Нормы служат базой для оплаты и материально­го поощрения с учетом вклада работника в общие результаты коллективного труда. Выполнение нормами перечисленных функ­ций позволяет обоснованно устанавливать размеры оплаты труда.

Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работа­ющих определенный порядок исчисления заработка. Это обеспе­чивает более точный учет количества и качества труда, включен­ного работниками в конечные результаты производства.

Зарплата заинтересовывает работников в повышении эффек­тивности производства, способствует развитию творческой актив­ности человеческого фактора и в конечном итоге влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Для того чтобы перечисленные функции выполнялись, необходимо посто­янно совершенствовать формы и системы оплаты труда.

Структура зарплаты формировалась в течение длительного пе­риода, когда ей старались придать многочисленные функции, на­чиная от необходимости стимулирования к труду и до внеэконо­мической деятельности, например, участие в уборке урожая, бла­гоустройстве территории завода. Многофункциональность зара­ботной платы породила необходимость введения большого коли­чества доплат, имевших не только экономический, но и социаль­ный, а иногда и политический характер. Все это следствие многих причин: монополизм в промышленности, отсутствие реальных стимулов к труду, инертность командных методов управления. В ус­ловиях перехода к рынку зарплате надо вернуть ее главную функ­цию - экономическую. Все дополнительные расходы по социаль­ной защите работников должны принять на себя соответствую­щие фонды, формируемые из отчислений от прибыли.

Недостаток существующей системы оплаты труда заключается в том, что заработная плата работнику устанавливается до вы­полнения им задания, до результатов его труда. Еще не зная эф­фективности труда работника, дают оценку его труду, заранее ориентируясь на средние достижения. Нерешенной задачей явля­ется оценка труда специалистов.

Организация заработной платы в условиях рыночных отно­шений осуществляется при соблюдении предприятием ряда прин­ципов:

1) постоянное поддержание полной зависимости заработ­ной платы от количества и качества труда; при этом средства на оплату труда должны быть заработаны коллективом предпри­ятия;

2) материальное стимулирование коллективом предпри­ятия отдельных работников в реализации ими своих возможно­стей;

3) повышение уровня оплаты труда на основе роста его производительности;

4) усиление роли премий, зависящих от ве­личины получаемой прибыли;

5) совершенствование критериев оценки труда специалистов, руководителей в зависимости от их инициативности, сроков выполнения работ, эффективности при­нимаемых решений;

6) обеспечение правильного соотношения между уровнем оплаты труда рабочих, специалистов, служащих, руководителей;

7) простота построения оплаты труда каждого работника предприятия.

Рыночные отношения значительно расширили хозяйственную самостоятельность предприятий в области организации оплаты труда. Предприятия любой формы собственности имеют право вво­дить свою заводскую тарифную систему, соблюдая одно условие - тарифная зарплата не должна быть меньше установленного госу­дарством минимального размера оплаты труда.

Предприятия имеют широкие права в области оплаты труда, а именно: определять формы и системы оплаты труда; вводить доплаты за совмещение профессий (должностей) и расширение зон обслуживания; устанавливать по каждой категории работ­ников надбавки; устанавливать должностные оклады руководи­телям, специалистам и служащим без соблюдения соотношения их численности и средних окладов по штатному расписанию; определять конкретные направления использования фонда зара­ботной платы и выплат социального характера; разрабатывать и утверждать положения о премировании работников; обеспечи­вать преимущества в стимулировании труда работников, связан­ных непосредственно с разработкой и внедрением в производство новой техники и прогрессивной технологии.

Оплата труда конкретного работника предприятия состоит из нескольких элементов:

Тарифной части, включающей оплату по тарифным став­кам и окладам в соответствии со сложностью, ответствен­ностью и результативностью труда;

Доплат, представляющих собой возмещение дополнитель­ных затрат рабочей силы из-за объективных различий в ус­ловиях (вредные, опасные) и тяжести труда, особенностей производственной среды, режима работы;

Компенсаций, учитывающих влияние не зависящих от пред­приятия факторов;

Надбавок, представляющих собой регулярную в течение ус­тановленного периода в одинаковом размере оплату за доб­росовестное отношение к труду, повышение качества про­дукции и эффективности производства, выполнение ответ­ственных заданий;

Премий, представляющих собой нерегулярную (разовую) и переменную плату, учитывающую личные достижения в труде при выполнении конкретных работ или функциональ­ных обязанностей.

Тарифная часть, надбавки и премии отражают профессиональ­но-квалификационные характеристики работника, качество и результаты его труда. Доплаты и компенсации отражают произ­водственные и социально-экономические особенности труда, не зависящие от трудовой деятельности работника.

Система оплаты труда - это совокупность отдельных элементов оплаты труда, взаимодействующих между собой по установлен­ным правилам с целью отражения в размере оплаты труда осо­бенностей данного предприятия и конкретного трудового кол­лектива.

Основным элементом оплаты труда работников предприятия является заработная плата, представляющая собой денежную форму вознаграждения за труд и его конечные результаты и вып­лачиваемая работнику за счет доходов предприятия по заранее установленным тарифам и нормативам в соответствии с трудо­вым договором (контрактом).

Заработная плата в условиях рыночных отношений выража­ет цену рабочей силы, зависящую от спроса и предложения, и выполняет ряд функций:

Воспроизводственная функция означает, что заработная плата возмещает стоимость рабочей силы, благодаря чему обес­печивается ее участие в процессе производства и на рынке труда;

Стимулирующая функция означает, что заработная плата является побудительным фактором к повышению затрат труда работника, поскольку оплата труда производится в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;

Регулирующая функция означает взаимосвязь и взаимовли­яние рыночного спроса, уровня заработной платы и цен на предметы потребления и услуги.

Организация заработной платы имеет важное значение для эффективной деятельности предприятий, она должна обеспечи­вать:

Зависимость оплаты труда от его количества, качества, слож­ности и важности;

Ориентацию на конечные показатели производства, повы­шение качества продукции, ресурсосбережение;

Усиление заинтересованности работников в использовании производственных резервов, внедрении научно-техничес­ких достижений, снижении себестоимости продукции, по­вышении квалификации.

Заработная плата делится на номинальную и реальную.

Под номинальной заработной платой понимается величина полученной работником за определенный период заработной платы в действующих денежных единицах.

Под реальной заработной платой понимается совокупность материальных благ и услуг, которые работник на полученную заработную плату может приобрести при данном уровне цен на товары и услуги. Реальная заработная плата характеризует фак­тическую покупательную способность номинальной заработной платы.

Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы

Тарифное нормирование заработной платы является важней­шим средством проведения внутризаводской политики в области оплаты труда. Оно направлено на обеспечение правильной оцен­ки и оплаты конкретных видов труда в зависимости от его коли­чества, качества и условий труда, в которых он осуществляется. Главным содержанием тарифного нормирования является разра­ботка тарифной системы оплаты труда, которая включает та­рифную ставку, тарифную сетку и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная система - совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ и условий труда, интенсивности и характера труда. Она состоит из следующих основных элементов: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки первого разряда, районные коэффициенты к заработной плате, доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда.

В России действует единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих (КСД) производственных отраслей, квалификационный справочник должностей служащих бюджетной сферы.

ЕТКС служит для определения разрядов работ и рабочих. В большинстве отраслей промышленности работы подразделяются на шесть разрядов, в некоторых отраслях - на восемь. С помощью ЕТКС решается наиболее трудная задача сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложности, а следовательно, и по уровню квалификации. Тарификация рабочих, т.е. присвоение им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков определенного разряда, осуществляется комиссией на основе действующего ЕТКС, который включает более 70 выпусков для профессий, общих во всех отраслях народного хозяйства, а также отраслевые выпуски и является обязательным для применения на государственных предприятиях и рекомендательным для предприятий других форм собственности.

Тарифно-квалификационные справочники предусматривают применение тарифных ставок первого разряда и тарифных сеток.

Тарифные ставки - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Они определяют уровень оплаты труда, так как заработок работника прежде всего зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени.

Тарифная ставка работника соответствующей квалификации (Т ст. i) определяется по формуле:

Т ст. i = Т ст К т. i ,

где Т ст - тарифная ставка 1-го разряда;

К т. i - тарифный коэффициент i-го разряда.

Тарифная ставка 1-го разряда может быть часовой, дневной и месячной. Часовая и дневная тарифные ставки 1-го разряда уста­навливаются, как правило, для рабочих-сдельщиков и повре­менщиков. Месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты труда ра­ботников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (ЕТС). Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих, которые не могут быть меньше рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.

Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами разработки ЕТС не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в законодательном порядке.

Тарифные сетки по оплате труда - инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников - включают количество разрядов и соответствующие им тарифные коэффициенты.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы включает 18 разрядов, каждому из которых соответствует свой тарифный коэффициент по отношению к тарифной ставке 1-го разряда:

Тарифная сетка строится таким образом, чтобы обеспечивать поразрядное нарастание тарифных коэффициентов как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов представляет собой разницу между тарифными коэффициентами. Например, разница между 1-м и 2-м разрядами составляет 0,30. Относительное возрастание тарифных коэффициентов представляет собой отно­шение большего коэффициента к меньшему минус 1, выраженное в процентах. Например, относительное возрастание между 7-м и 8-м разрядами составило 13% (3,12/2,76 х 100 = 13%). Соотношение между тарифными коэффициентами крайних разрядов называ­ется диапазоном сетки. Упомянутая выше ЕТС характеризуется ди­апазоном 1:10,07. Величина тарифного коэффициента показывает во сколько раз уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих), отнесенных к первому разряду.

Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводские тарифные системы, основой которых является единая тарифная сет­ка (ЕТС) для оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы, включая рабочих, служащих, специалистов и руководите­лей. В ЕТС профессии рабочих тарифицируются с 1-го по 8-й разря­ды; служащие, специалисты и руководители - со 2-го по 18-й раз­ряды.

Районные коэффициенты к заработной плате являются механизмом районного регулирования заработной платы.

Районное регулирование заработной платы включает:

а) районные коэффициенты к заработной плате. Они представляют собой нормативный показатель степени увеличения заработ­ной платы в зависимости от местоположения предприятия и уста­навливаются с учетом степеней дискомфортности проживания, которые образуют пять зон. Диапазон районных коэффициентов колеблется от 1,15 до 2,0;

в) коэффициенты за работу в пустынях и безводных местностях и за работу в условиях высокогорья установлены в диапазоне от 1,0 до 2,0.

Районное регулирование заработной платы является обязатель­ным требованием государства к субъектам хозяйствования, работо­дателю и работнику.

Особые условия оплаты труда включают оплату при отклонении от нормальных условий труда, оплату работы в сверхурочное вре­мя, оплату работы в праздничные дни, оплату за работу в ночное время и др. На предприятиях применяют надбавки за высокое про­фессиональное мастерство; высокие достижения в труде; выполне­ние особо важной работы на срок ее проведения; персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя, и др.

Величины стимулирующих доплат и надбавок определяются пред­приятием самостоятельно и включаются в элемент себестоимости продукции «затраты на оплату труда».

На предприятиях всех организационно-правовых форм могут ис­пользоваться любые элементы тарифной системы в добровольном порядке, кроме обязательных в соответствии с законодательством.

Формы и системы оплаты труда

Наиболее распространенными формами оплаты труда в практике работы предприятий являются сдельная и повременная, которые находят отражение в разновидностях систем оплаты труда. Все раз­новидности форм и систем оплаты труда базируются на тарифной системе и нормировании труда. Различают следующие разновидно­сти сдельной формы оплаты : прямая сдельная, сдельно-премиаль­ная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная, ак­кордно-премиальная.

При сдельной форме оплаты труда заработок работника нахо­дится в прямой зависимости от количества и качества изготовлен­ной продукции или объема выполненных работ.

Прямой фонд заработной платы сдельщиков определяют по формуле:

где m – число наименований выпускаемой продукции; - сдельная расценка за единицу продукции, руб.; В – объем выпуска продукции, т, шт., туб.

Определение прямой сдельной расценки возможно по формуле:

Определение косвенной сдельной расценки возможно по формуле:

где - часовая тарифная ставка в соответствии с разрядом выполняемой работы, руб.; - норма времени на единицу продукции, час.; - норма выработки данной продукции.

Среднечасовая тарифная ставка, определяется по таблице 2, в соответствии со средневзвешенным разрядом производственных рабочих согласно таблице 3.

При расчете необходимо заполнить таблицу 1.

Таблица 1. Расчет средней тарифной ставки.

Таблица 2. Часовые тарифные ставки для рабочих (руб.).

Таблица 3. Процентные надбавки к основному фонду заработной платы

производственных рабочих.


При сдельно-премиальной оплате труда работающему сверх зара­ботка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение заранее установленных количественных и качественных показателей работы:

3 сд.пр = З сд + З пр или З сд.пр = З сд х (1 + П пр /100),

где З сд.пр - сдельный заработок при сдельно-премиальной опла­те труда, руб.; З пр - премия за выполнение (перевыполнение) установлен­ных показателей, руб.; П пр - процент премии за выполнение показателей премиро­вания.

Прямой фонд заработной платы можно определить также по формуле:

Доплата за бригадирство определяется по формуле:

где - часовая тарифная ставка бригадира в соответствии с разрядом выполняемой работы, руб.; - эффективный фонд времени одного рабочего за год, час; - коэффициент доплат за руководство бригадой.

Сдельно-прогрессивная оплата труда представляет собой оплату груда по сдельным расценкам в пределах установленной нормы, а за выполнение работы сверх нормы - по прогрессивно возрастающим сдельным расценкам. Такая оплата труда может вводиться на ограни­ченные сроки на тех производствах, где требуются дополнительные меры по стимулированию интенсивности труда для достижения про­грессивных норм выработки. При сдельно-прогрессивной системе заработок рабочего растет быстрее, чем его выработка.

Косвенно-сдельная оплата труда применяется обычно для опла­ты труда вспомогательных рабочих, обслуживающих основное про­изводство (наладчики, крановщики, стропальщики и др.). Зара­ботная плата рабочего при косвенно сдельной оплате труда зави­сит от результата труда основных рабочих, а не от его личной выработки.

При аккордной системе оплаты труда общая сумма заработка определяется до начала выполнения работы по действующим нор­мам и сдельным расценкам. Сдельная расценка устанавливается сразу на весь объем работ, которые должны быть выполнены в срок. Иногда эту систему называют урочно-сдельной. Если при ак­кордной системе за срочное или качественное выполнение работ выплачивается премия, то она называется аккордно-премиальной системой оплаты труда. Аккордная оплата труда стимулирует вы­полнение всего комплекса работ с меньшей численностью работающих и в более короткие сроки.

При коллективной сдельной системе оплаты труда заработок каж­дого работника поставлен в зависимость от конечных результатов работы всей бригады, участка и т.д.

Повременная форма оплаты труда применяется при невозможности или нецелесообразности установления количественных па­раметров труда; при этой форме оплаты труда работник получает заработную плату в зависимости от количества отработанного вре­мени и уровня его квалификации. Различают следующие разновид­ности повременной формы оплаты труда : простая повременная, повременно-премиальная, окладная, контрактная.

Заработная плата при простой повременной системе начисляется по тарифной ставке работника данного разряда за фактически от­работанное время. Может устанавливаться часовая, дневная, ме­сячная тарифная ставка.

Прямой фонд заработной платы повременщиков определяют по формуле:

где n – численность рабочих-повременщиков, чел.; - часовая тарифная ставка в соответствии с разрядом выполняемой работы, руб.; - эффективный фонд времени одного рабочего за год, час.

При помесячной оплате расчет заработной платы осуществляет­ся исходя из твердых месячных окладов (ставок), числа рабочих дней, фактически отработанных работником в данном месяце, а также планового количества рабочих дней согласно графику рабо­ты на данный месяц.

Повременно-премиальная система оплаты труда представляет со­бой сочетание простой повременной оплаты труда с премировани­ем за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников.

Повременно-премиальная заработная плата определяется по формуле:

где – коэффициент премии за выполнение и перевыполнение установленных заданий рабочих повременщиков.

При окладной системе оплата труда производится не по тариф­ным ставкам, а по установленным месячным должностным окла­дам. Система должностных окладов используется для руководите­лей, специалистов и служащих. Должностной месячный оклад - аб­солютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответ­ствии с занимаемой должностью. Окладная система оплаты труда может предусматривать элементы премирования за количествен­ные и качественные показатели.

На предприятиях любой формы собственности должны быть ут­вержденные руководством предприятия штатные расписания, где указываются должности работающих и соответствующие этим дол­жностям месячные оклады.

Месячный оклад каждой категории работающего может быть дифференцирован в зависимости от уровня квалификации, учено­го звания, степени и т.д. в соответствии с положением о профессии (должности).

Руководящие, инженерно-технические работники и служащие за результаты финансово-хозяйственной деятельности могут пре­мироваться из прибыли предприятия по утвержденным предприя­тием положениям.

Оплата труда руководителей государственных предприятий дол­жна оговариваться в трудовом договоре (контракте), поэтому она получила название контрактной .

Основной фонд заработной платы рабочих определяют по формуле:

Дополнительная заработная плата определяется по формуле:

где - процент дополнительной заработной платы от основной, по данным таблицы 1.

Общий фонд заработной платы определяем по формуле:

В условиях рынка принципиально меняются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда, прибыль становится высшим критерием оценки количества и качества труда и основным источником личных доходов работников предприятий любых организационно-правовых форм.

В рыночной экономике нет строгой регламентации в оплате труда, каждый предприниматель может применять различные варианты оплаты труда, которые соответствуют целям предприятия.

Бестарифные системы оплаты труда, сфера их применения

В условиях рыночных отношений широкое распространение получили бестарифные системы оплаты труда. Рассмотрим некоторые из них.

На Вешкинском комбинате торгового оборудования (Московс­кая область) заработная плата работников представляет собой оп­ределенную долю фонда оплаты труда хозрасчетного подразделения. Она зависит от трех факторов:

Квалификационного уровня работника;

Коэффициента трудового участия (КТУ);

Отработанного времени.

Основным элементом организации оплаты труда здесь является квалификационный уровень. Он устанавливается для всех членов трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошлый период на ми­нимальный уровень оплаты труда на предприятии. За основу оцен­ки квалификационного уровня работника принимаются его обра­зование, квалификация, инициативность, ответственность, уме­ние творчески работать и т.д. В зависимости от квалификационных уровней (баллов) все работники распределяются по десяти квали­фикационным группам.

Вопрос о включении конкретного специалиста или рабочего в ту или иную квалификационную группу решается с учетом его индивидуальных качеств. С течением времени квалифи­кационные уровни отдельных работников могут меняться. Каждое такое изменение открыто обсуждается, поэтому конфликтов, спо­ров, как правило, не возникает.

Кроме квалификационного уровня для всех работников комби­ната рассчитывается также КТУ. Периодичность его определения, набор показателей, влияющих на величину коэффициента, мера этого влияния определяются специальным положением.

Бестарифная система оплаты труда используется в ремонтно-строительном управлении ГУВД г. Москвы. Коллективный зарабо­ток (единый фонд оплаты труда) за объем выполненной работы распределяется здесь по коэффициенту трудовой стоимости, кото­рый устанавливается для каждого работника независимо от функциональных обязанностей. Вычисляется он следующим образом. Сначала рассчитывается зарплата каждого работника за последние три-шесть месяцев, «очищенная» от всевозможных временных премий или доплат, затем определяется общее количество отрабо­танных им за этот период рабочих дней. Сумма заработной платы делится на отработанные дни. Это и будет величина расчетного ко­эффициента стоимости труда (РКСТ), или трудовой стоимости, которая утверждается для всех работников. При этом учитываются трудовая дисциплина, деловые качества.

Начисление заработков по РКСТ происходит следующим обра­зом. Например, месячный фонд оплаты труда участка, где трудятся 10 человек, составил 10 000 руб. Для определения трудового вклада каждого работника его РКСТ умножается на количество отрабо­танных за этот месяц дней. Так, мастер, у которого РКСТ равен 50, отработал 20 дней. За месяц он заработал 1000 коэффициенто-дней (50 х 20), а коллектив в целом - 8000 коэффициенто-дней. Один коэффициенто-день при этом составит: 10 000: 8000 = 1,250 (руб.). Значит, мастер за месяц заработал: 1000 х 1,250 = 1250 (руб.). По такой же схеме определяется заработок каждого работника участ­ка, в том числе его начальника.

Одним из перспективных вариантов нетрадиционных систем оплаты труда руководителей и специалистов подразделений пред­приятий, взаимосвязи доходов работников и результативности производства является система «плавающих окладов». Ее суть в том, что с учетом итогов работы за данный месяц в следующем месяце для работников назначаются новые должностные оклады. При этом размер окладов повышается или понижается за каждый процент роста (снижения) важнейших технико-экономических показателей. Например, руководителю по итогам аттестации установлен оклад в размере 2000 руб. Коллектив, который он возглавляет, выполнил задание по росту производительности труда (прибыли и т.д.) в те­кущем месяце на 120%. Тогда, исходя из установленного норматива (1% роста оклада за 1% роста показателя), работник получит до­полнительно 400 руб., а его новый оклад составит 2400 руб.

Из всего многообразия зарубежного опыта организации оплаты труда можно условно выделить американский, японский и за­падно-европейский. Наиболее значительные отличия от других си­стем имеет система организации оплаты труда в Японии, где раньше размер оплаты труда определялся возрастом и стажем, но затем все большее значение стали приобретать квалификация и эффективность труда. В результате, главными факторами, оп­ределяющими размер оплаты труда, стали эффективность труда (трудовой вклад) и стаж. Важной особенностью оплаты труда в Японии является неуклонный рост реальной заработной платы в течение последних десятилетий. При определенном росте цен за­работная плата увеличивается в больших размерах. Важное зна­чение в японской практике придается выплатам в конце года или два раза в год в виде бонусов по результатам работы каждого работника. Размер этих выплат доходит до четырех месячных зар­плат. Кроме того, важной особенностью мотивации труда в Япо­нии является забота фирмы о бытовых условиях своих работни­ков.

В последние годы в США, Франции и многих других странах широкое распространение получила индивидуализация заработной платы, основанная на оценке заслуг. Смысл оценки заслуг сводится к следующему: работники, имеющие одинаковую квалификацию и занимающие одну должность, благодаря своим природным спо­собностям, стажу, целевым установкам, мотивам и стремлениям могут добиваться различных результатов в работе. Эти различия дол­жны найти отражение в заработной плате. Данная задача решается с помощью дифференциации окладов в рамках разряда (или долж­ности).

В США оценку заслуг служащих проводит 80% компаний, а рабочих - приблизительно 50%. Во Франции индивидуализация заработной платы используется преимущественно для управленческих работни­ков и специалистов. В отношении рабочих этот принцип применяет­ся реже.

Внедрение системы участия в прибылях направлено на обеспе­чение стабилизации экономического состояния предприятий и социально-экономической системы в целом. Предприниматель стремится создать у работников фирмы ощущение партнерства, сотруд­ничества.

Даже в одной стране действует несколько систем участия в прибылях. Доходы работников по системам участия в прибылях в боль­шинстве случаев не могут быть использованы сразу. Они помещаются на депозит предприятия и не могут быть изъяты до выхода работника на пенсию или до оговоренного срока либо изымаются в случаях финансовых затруднений: покупка дома, болезнь, расходы на образование и т.п.

Разумеется, нельзя механически перенести зарубежный опыт в нашу экономику. Однако в сочетании с отечественным опытом он полезен и помогает активизировать поиск новых подходов и моделей организации и регулирования оплаты труда в современных условиях.

Список используемой литературы

1. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.

2. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2000.

3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2004.

4. Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2000.- 431с.

5. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304с.

Разработки уроков по русскому языку для учащихся 5 класса ориентированы на работу по учебнику Е.А. Быстровой

Разработки уроков по русскому языку для учащихся 8 класса ориентированы на работу по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.

3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).

1. Обращение к теоретическому материалу § 58.

Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

Словарная работа: обоняние, экипаж .

2. Чтение названия темы урока.

Регулятивные УУД

IV. Открытие нового знания.

1. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.

2. Упр. 331-333

Работа проводится в парах по заданиям.

Регулятивные УУД

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

V. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

Учитель читает стихотворение .

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка – здесь, а норки – нет!

(А. Шибаев)

– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Регулятивные УУД

VI. Домашнее задание.

§ 58, упр. 334.

Предварительный просмотр:

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

II. Языковая разминка.

1. Словарный творческий диктант

– По лексическому значению определите слова и запишите их:

1) водитель машины (шофёр ); 2) плод дуба (жёлудь ); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон );
4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (
шёпот ); 5) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо (шорох ); 6) место соединения сшитых кусков ткани (шов ); 7) тонкая верёвка (бечёвка ); 8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе ); 9) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей ).

– Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.)

– Есть ли какие­то ещё значения у записанных вами слов?

2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль ).

– Что обозначает слово вестибюль ? (Предположения учеников .)

– Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.)

Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование.

– Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы.

– Какие буквы вы подчеркнули?

– Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию).

III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

Организация наблюдения. Диктант.

К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г.Николаева)

Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

Постановка проблемы.

Возможно использование презентации

(см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику.

1. Мотивирующий приём.

– Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога».

Дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога .

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога .

– О скольких словах в нём говорится?

– А сколько лексических значений имеет слово дорога ?

– Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант : многозначные слова.)

2 . Обращение к теоретическому материалу §59. Составление плана.

1) Упр. 336.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

2. Извлекать информацию из словарной статьи.

3. Производить анализ и синтез.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 335 – анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов.

Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению).

Методическая рекомендация . Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы.

– Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова.

– Есть ли какая­то связь между многозначным словом и прямым и переносным значением?

Попробуйте представить её в виде схемы

– Что нового о значениях слов вы узнали?

– Метафора – это прямое или переносное значение слова?

– Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова .)

– Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора. )

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

4. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

5. Строить рассуждения.

VI. Подведение итогов.

– Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какие­то различия?

– Найдите «третье лишнее»:

а) полотно, поля, вестибюль ;

б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь.

– Почему эти слова лишние?

– Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

– В чём были сложности?

– Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Словарные слова (вестибюль, метафора ) записать в словарик.

2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам.

3. Упр. 337, § 59.

Предварительный просмотр:

Тема: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова . (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. (§ 56-57). Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов)

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников .

М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.

6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.

3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

1. Работа на меловой доске, запись предложения в ученических тетрадях:

Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрно­бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)

2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику.

3. Обозначить изученные орфограммы.

4. Разбор по составу слова с/прят/а/лось .

Регулятивные УУД:

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

1.Словарный диктант (проецируется на интерактивной доске)

Бли..кий, ги..кий, в тенеч(?)ке, сла..кий, завис(?)ник, моро.., заросший пру.., кла(с,сс)ный, ве..ти поклажу, сле.. лисицы, голу..ь, тра(с,сс), получить пять ба(л,лл)ов, ю(н,нн)ность, ю(н,нн)ат, стоит на но..ке, лес(?)ница, че(?)ствовать, акац..я, ж..раф, адр..с, праз(?)ник, д..фис, д..льфин, бульдо.., ва(н,нн)а, ж..лтый, сла..кое, пр..гноз, н..б..свод, б..бл..отека, алф..вит, п..м..дор, п..льто.

2. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. В скобках объяснить написание.

3. Ответить на вопросы:

Что такое орфография? Зачем нужно знать правила орфографии?

Чем отличаются правила орфографии от правил орфоэпии?

Связаны ли между собой фонетика и орфография? А фонетика и орфоэпия? Покажите на примерах.

Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

ТОУУ

3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).

IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.

1.Организация наблюдения.

1.Упр. 310 (чтение учениками текстов вслух)

Что общего и различного в этих текстах?

Как вы считаете, могут ли существовать предметы, явления, которые не названы словом?

2. Обращение к теоретическому материалу §55. Составление плана.

3 Упр. 313 – проводится работа с толковым словарём .

– С каким словарём в учебнике вы будете работать?

– Как понимаете, что такое толковый словарь?

– Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?

– Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?

– Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)

Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 314 началу (один­два ученика или по цепочке).

4. Чтение теоретического материала §56 с предварительным заданием:

Найдите ответ на вопрос «Что такое лексикография?»

Как давно появились словари на Руси?

Какие словари вы можете назвать?

– Кто же составляет толковые словари?

Ознакомительное чтение текста на стр. 222, краткий вывод о вкладе В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)

3. На интерактивной доске можно использовать материал предметного диска, на котором представлены слова с толкованиями значений.

Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

Счастье – радость, благополучие, блаженство.

Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

– Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье ?

– Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)

– Какое из определений нельзя найти в словаре?

– Какую учебную проблему будем решать на уроке?

Запись темы урока:

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования.

4. Извлекать информацию из словаря.

5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Духовно-нравственное воспитание

Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.

Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.

6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над порядком размещения слов в словариках на стр. 269-276.

2. Выполнение упр. 319 (коллективно), 320 (самостоятельно, затем проверить).

3. Способы объяснения лексических значений слов (теоретический материал 111 §57)

4. Упр.323 (задание 2).

5. Упр. 325 (устно).

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Проектное задание.

«Проводим лингвистическое наблюдение» (упр. 318)

(Учитель определяет, кто и к какому сроку готовит данный проект.)

Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

  • Сопоставьте написание слов. Чем объясняется различие, если оно есть?
  • Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным?
  • Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят?

Подберите еще два-три слова для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

3. Находить и исправлять речевые недочёты.

VII. Итог урока.

– Какую новую информацию получили на уроке?

– Что было самым интересным? А что показалось трудным?

– Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

§55-57.

1 вариант – упр. 322.

2 вариант – упр.327.

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
  2. Проверка домашнего задания:
  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

Ветер, дувший со всех сторон , усиливался.

  • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
  • В каких случаях обособляются определения и приложения?

(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

  • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

Усталая , она пришла домой.

  • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ягоды, сорванные на грядке , аппетитно пахнут.

Ветер, холодный и колючий , подул с севера .

Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

  1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
  • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

  • Итак, записываем в тетрадях:

Ветхая одеж о нка, пораж енн ый красотой дикови нн ого леса, привлеч енн ый журч а нием неприметного с виду родни чк а, не извес т ное уч ен ым созвездие, не точный ра сч ет, не глубокая реч о нка, об а ятельная девч о нка, окруж енн ый пр и чудливыми очертаниями, не громкий ш о рох, не стерпимо ж ж е т.

(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

(Комплексный анализ текста)

1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.

2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

  1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать ?

(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста ? (в 1)
  2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
  1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
  2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
  1. Определите тип текста (докажите свое мнение)

Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ, ……………

  1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину ?

сравнение : луга, пестрые, как ковер ,…

Метафора : деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении

Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.

  1. Найдите типы словосочетаний по способу связи :

В 1 предл. – согласование : брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

В 5 предл. – управление : хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

  1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями

1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

  1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему .

Физкультминутка.

  1. Материал для закрепления
  • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК :
  • обособляется , если имеет оттенок причинности , например:

Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

  • не обособляется , если имеет значение «в качестве» , например:

Все знают Семенова как хорошего футболиста

  • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

  1. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.

(звучит легкая музыка)

Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

Музыка выключается.

После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

Словарная работа.

Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

Оно имеет два основных значения:

  • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
  • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

Составьте и запишите предложения по схемам.

1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .

2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .

распр.прил .

3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

Итог урока

Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»

- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

  • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

(Усталая , она пришла домой.)

  • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

(Небо, полное грозою , все в зарницах трепетало.)

  • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

(Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю)

  • если имеют обстоятельственное значение

причины

(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

уступки:

Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

За работу в тетрадях –

За работу по карточкам -

За работу на интерактивной доске (анализ текста) -

За работу у доски –

Работали с учебником:

Составляли предложения по схемам и получили оценки

Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

Обратить внимание учащихся : при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе


Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Части речи»Цель: Формирование умения распознавать части речи.Задачи: * обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи; * формировать навыки правописания различных частей речи; * развивать умения распознавать имена прилагательные, имена существительные, глаголы, местоимения в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; * расширять словарный запас детей; * развивать внимание и логическое мышление; * воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; *воспитывать чувство ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья;

Марковина Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "СШ№2" города Вилючинска Камчатского края
Краткое описание работы: Конспект + презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях 2018 г.Тема урока: Виды предложений по цели высказывния.Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказы­вания. К уроку есть небольшая презентация, которая поможет провести урок интересно и наглядно.

Сульдум-оол Алина Юрьевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С. К. Тока с. Сарыг-Сеп
Краткое описание работы: Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, как части речи.Формируемые УУД:Личностные действия:- проявлять интерес к изучению темы и понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Регулятивные действия:- планировать своё действие в соответствии с целью;- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;- выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;- оценивать результат собственной деятельности.

Ляшенко Светлана Николаевна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №58
Краткое описание работы: Закрепить знания детей о написании заглавной буквы в именах собственных; формировать творческие способности младших школьников; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения; работать над гигиеническими нормами письма; воспитывать интерес к русскому слову, аккуратность в работе, любовь к родному языку, чувство коллективизма.

Стрижак Людмила Викторовна
Учебное заведение: МБОУ "Понуровская СОШ"
Краткое описание работы: Урок нацелен на то, чтобы повторить и закрепить сведения вводных словах и конструкциях, полученные раннее; отработать навык выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их. Также на уроке идет подготовка к ГИА.

Зайцева Надежда Александровна
Учебное заведение: МОБУ "Черкасская СОШ"
Краткое описание работы: Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Долгова Вера Петровна
Учебное заведение: МБОУ "Усолинская средняя общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: Ознакомление учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование умения распознавать условия выбора орфограммы; формирование умения видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В ходе урока применяются слуховой диктант с использованием сигнальных карточек, физкультминутка, выборочный диктант.

Репетухас Елена Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Приозерная основная школа отдела образования акимата Алтынсаринского района"
Краткое описание работы: Урок показан на авторском семинаре учителя по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках русского языка".Урок содержит все виды работ с использованием ИКТ.

Потепалова Ирина Игоревна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №32 им. Л.В. Бобковой
Краткое описание работы: Учащиеся становятся детективами, помогая Шерлоку Холмсу разгадать загадки, при этом вспомнинают различия между звонкими и глухими согласными звуками, разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой; повторяют, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развивают речь и мышление.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Мушкудиани Надежда Раульевна
Учебное заведение: ГУ " Владимировская СШ "
Краткое описание работы: Учащиеся смогут:- акцентировать внимание на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета); - использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

Колмагорова Марина Михайловна
Учебное заведение: КГУ КШ ДС № 33
Краткое описание работы: Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся активный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

План-конспект урока по русскому языку по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по русскому языку. Конспект урока русского языка представляет собой подробный план, который включает как его содержание, так и развернутое описание последовательности этапов учебного занятия.

Для учителей русского языка конспект урока выполняет двойную функцию: во-первых, он служит опорным планом проведения занятия, тем самым позволяет лучше систематизировать учебный материал и улучшить качество преподавания, во-вторых, конспект урока представляет собой официальный документ, который используется при аттестации учителей русского языка, также как и педагогов, занимающихся преподаванием других предметов. Независимо от преподаваемого предмета, стажа и опыта педагога, конспекты уроков играют исключительно важную роль в построении грамотного и эффективного образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС, конспекты уроков русского языка в школах России должны отвечать ряду учебно-методических принципов, заложенных в образовательных стандартах нового поколения. План-конспект урока русского языка по ФГОС должен соответствовать следующим критериям: цели, задачи, методы занятия должны соответствовать возрастной категории учащихся; цели и задачи урока четко сформулированы; ход учебного способствует выполнению задач и достижению целей.

Основными элементами конспекта занятия по русскому языку являются: тема урока, его цели и задачи, вид и форма проведения урока, ход (включает в себя последовательность этапов урока), методическое обеспечение.

Бесплатно скачать конспекты уроков русского языка можно на сайте Конспектека

Учителя русского языка могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем сайте и получить за это именной сертификат о публикации . Размещая свои материалы на сайте, Вы даете другим перенять часть Вашего опыта и помогаете своим коллегам на пути профессионального педагогического развития. Все авторские материалы по русскому языку на нашем сайте можно скачать бесплатно в ознакомительных целях.

Помимо конспектов по русскому языку на нашем сайте Вы найдете разработки по

Русский язык- один из крупнейших языков мира. На нем говорит огромное количество людей по всему миру. Из всех славянских языков именно он является самым распространенным. Помимо этого, русский язык признан еще и самым распространенным языком Европы. К сожалению, сложность этого языка сегодня очевидна как никогда ранее. Даже среди коренного населения России грамотно и безошибочно разговаривать и писать на нем могут далеко не все. Стоит отметить, что, несмотря на предпринятые меры (например, объявление 2007 года Годом русского языка), уровень знаний в этом направлении на сегодняшний день не повышается. Грамматика , фонетика, морфология , синтаксис, лексика , орфография - всё это вызывает немало проблем как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей.

В школе уроки русского языка преподаются с самого начала обучения, но стопроцентная успеваемость в этом предмете демонстрируется не многими. Времена, когда за чистотой и правильным использованием русского языка люди старались следить, можно сказать, уходят в прошлое. Теперь уровень знания русского языка - родного языка для многих жителей России - чрезвычайно низок. Даже в профессиональных СМИ нередко встречаются довольно безграмотные журналисты и корреспонденты. Про обычных людей, пользователей Интернета, не стоит и говорить.

Лекции по русскому языку

На страницах портала вашему вниманию предлагаются лекции педагогов с большим опытом работы. С монитора компьютера очень подробно и не спеша они расскажут обо всех правилах русского языка, избавив школьника от необходимости сидеть за учебником. Размещенные на нашем образовательном портале видеоуроки по:

а также русскому языку 11 класса могут в какой-то степени заменить полноценного домашнего репетитора. Учитывая то, что за эти учебные видеоматериалы вам ничего не нужно будет платить, их использование становится еще более привлекательным. Вам потребуется компьютер с выходом в Интернет и желание восполнить пробелы.

Вашему вниманию представлены лекции опытных педагогов. В этих материалах вы найдете видео по таким темам, как деепричастные обороты, степени сравнения наречий, основы синтаксиса и морфологии , сложные предложения и пр. С такой эффективной поддержкой, которая предоставляется совершенно бесплатно, школьник может значительно повысить собственную успеваемость. Стоит отметить, что знание русского языка будет необходимо человеку в любых жизненных ситуациях, поэтому к этой учебной дисциплине стоит отнестись с повышенным вниманием. Не исключено, что увлечение гуманитарными науками подтолкнет школьника к выбору будущей профессии. Может быть, ему понравится работать с текстами - и он свяжет свою жизнь именно с гуманитарной деятельностью. К сожалению, уровень преподавания учебных дисциплин в российских школах нередко оставляет желать лучшего. Случается, что эти методики отбивают у школьников всякое желание заниматься гуманитарными науками. Но уроки русского языка, размещенные на нашем портале, к их числу не относятся. Профессиональное видео, снятое на лекциях опытных преподавателей дает возможность изучить абсолютно все правила русского языка не спеша, в комфортных условиях. Дома, удобно расположившись перед компьютером, школьник может почерпнуть, возможно, гораздо больше и надолго запомнить, нежели в стенах школы. Любой непонятный момент в видеолекции можно повторить парой кликов компьютерной мыши.

Изучить русский язык теперь намного проще

Чем раньше у школьника появится возможность исправить отставание в учебе, тем легче пойдет изучение предмета, по которому он не успевает. Теперь вам вовсе не обязательно искать репетитора (и платить ему) или посещать дополнительные занятия. Учебные видеоматериалы, размещенные на нашем портале, могут продемонстрировать не меньшую эффективность. А своевременно прочитанные конспекты по урокам русского языка помогут лучше усвоить изученный материал. Главное - вовремя дать шанс школьнику понять всю важность этой учебной дисциплины. Сегодня хорошее знание русского языка (и письменного, и устного) нередко является одним из основных требований при поиске работы.

Если у вашего ребенка-школьника есть определенные проблемы с изучением русского языка, если он демонстрирует неуспеваемость по этой дисциплине, воспользуйтесь учебными видеоматериалами нашего сайта, которые дополнены вспомогательными конспектами по урокам русского языка.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Урок русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Урок русского языка в начальной школе должен содержать в себе не только познавательный, но и воспитательный аспекты. Это становится очевидным после рассмотрения примера урока по теме словообразование.

Требования к уроку русского языка в начальной школе

К уроку русского языка в начальной школе предъявляют серьезные требования. Это обусловлено возрастом учащихся и растущей ролью родного языка в воспитании будущих поколений. Действующий ФГОС предъявляет следующие требования к урокам русского языка в начальной школе:

  • Урок русского языка в начальной школе обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • На уроке русского языка необходимо активно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся
  • В процессе урока необходимо осуществлять практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок русского языка в начальной школе должен быть направлен на развитие универсальных учебных действий.
  • Взаимоотношения между учителем и учениками должно строиться в демократическом, а не в авторитарном стиле.

Пример конспекта урока русского языка

Представленный ниже план-конспект был использован на уроке русского языка в общеобразовательной школе.

Тема урока: "Состав слова". Урок для 3-го класса средней школы

Цель урока: развивать умение находить в слове окончание, основу, корень, приставку, суффикс, создавая ситуацию успеха на уроке и вовлекая ребенка в конкретную деятельность по решению учебной задачи.

Задачи:

  • Образовательная – комплексное повторение материала по теме "Состав слова"
  • Развивающая – продолжить сопоставлять, сравнивать, выделять главное; развивать память, мышление, речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • Воспитательная – воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • знать основы состава слова в русском языке;
  • знать место приставки, суффикса, корня, окончания и основы в структуре слова;
  • узнавать каждую часть слова и уметь находить её в словах;
  • сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  • классифицировать приставки, суффиксы;
  • проверять правильность выполнения задания;
  • работать в паре.

3. Личностные:

  • осознавать роль каждой части слов в словообразовании;
  • осознавать важность правильного выделения приставки, суффикса, корня, окончания в слове.

Оборудование: доска, мел, учебник "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г для 3 класса, Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 3 класса, Рабочая тетрадь, толковый словарь Ожигова.

Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.

Структура урока:

  • Организационный.
  • Актуализация знаний
  • Работа с учебником
  • Работа со словарем
  • Самостоятельная работа в парах
  • Самопроверка
  • Рефлексия
  • Домашнее задание
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Итак начинаем наш урок

Школьники стоят возле своих парт и хором приветствуют учителя. Затем садятся

Мотивация и постановка целей урока

Учитель пишет на доске числовой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель: Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

На доске ярким мелом большими буквами написана пословица.

"Кто думает – тот всегда додумается"

Учитель: Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее.

В чем смысл этой пословицы? Давай те попробуем понять пословицу, так как она будет девизом нашего урока.

Учащиеся хором читают пословицу.

Учащиеся высказывают свои трактовки пословицы.

Учитель размещает на доске плакат со структурой слова и пишет тему урока. Затем спрашивает учащихся: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Цель нашего урока изучить и закрепить строение слова

Актуализация знаний

Учитель: Давайте перечислим все части слова, которые мы знаем.

Учитель: Что мы знаем о корне (окончании, приставке, суффиксе, основе)?

Учащиеся: суффикс, приставка, корень, окончание, основа.

Учащиеся характеризуют каждую часть слова.

Работа с учебником

Учитель: А теперь открываем учебники на странице 101 и смотрим упражнение 1.

Прочитайте задание вслух.

Учитель: Так чем мы сейчас займемся?

Один из учеников зачитывает задание: "Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова".

Учащиеся: Будем учиться находить корень, приставку, суффикс, окончание.

Учитель: Сможете справиться с упражнениями 1, основанное на уже полученных Вами знаниях?

Учащиеся: Да, мы можем справиться самостоятельно, так как есть вопросы и слова для справок.

Если будет трудно, поможем друг другу или обратимся за помощью.

Учитель: Приступайте к упражнению.

Дети работают самостоятельно

Работа со словарем

Пока дети работают с учебником, учитель пишет 12 слов на доске: помидор, подстанция, корешок, предложение, дедукция, кавалерист, бабочка, пирожок, загадочный, чистюлю, обозреватель, кармашек.

Учащиеся открывают словарь и находят толкование каждого слова. После этого, дети проводят разбор слова.

Самостоятельная работа в парах.

Самопроверка.

Организация работы по закреплению полученных знаний на базе упражнения 2 стр.101

Учащиеся работают в парах и устно, готовятся к выполнению письменного задания.

Письменно выполняют задания к упражнению.

Проверяют свою работу.

Коллективно исправляют ошибки.

Учитель: Итак, упражнение выполнено есть желающие проверить свои работы прямо у доски.

Учитель вызывает учеников, и они пишут свои варианты, весь остальной класс проверяет и исправляет ошибки.

Повторение и закрепление материала

Учитель: А теперь давайте еще раз повторим, из каких частей состоят слова в русском языке.

Учитель: Какая часть слова является самой важной, если таковая имеется.

Учащиеся перечисляют части слова.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос.

Рефлексия

Учитель: Удалось нам, ребята, достичь цели нашего урока?

Учитель: Что нового мы сегодня узнали? Где можно применить эти знания?

Учащиеся: Да конечно!

Учащиеся: Мы освоили разбор слов. Научились работать с толковым словарем совершенно самостоятельно.

Эти знания помогу стать более грамотными.

Домашние задание

Учитель: А теперь запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить задание на странице 101. Кроме того, составьте 10 слов в которых есть все части слова и разберите их.

Спасибо за урок.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...