Впр по истории 5. Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Экология. Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М.

11-е изд., испр. - М.: 2007. - 304 с.

Учебник создан на основе оригинальной авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Содержание учебника полностью соответствует обязательному минимуму содержания экологического образования.

В учебнике две части: "Общая экология" и "Социальная экология". В первой рассматриваются основные законы природы, поддерживающие ее устойчивость. Во второй - взаимоотношения общества и природы и возникающие в связи с этим экологические проблемы, а также основные принципы охраны природы. Лаконичное изложение основного программного материала сопровождается дополнительными сведениями о связи природных законов с практической деятельностью человека. В методический аппарат учебника включено большое количество разнообразных заданий, проблемных вопросов, материалов для дискуссий, примеров и дополнительной информации.

В приложении к учебнику помещены выдержки из федерального закона об особо охраняемых природных территориях. Красочные рисунки, схемы, графики расширяют возможности усвоения учебного материала.
Учебник рекомендован Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень.

Формат: pdf / zip Экология. Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М. (11-е изд., испр. - М.: 2007, 304с.)

Размер: 44,9 Мб - Цветной, отл. качество.

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk

Формат: pdf / zip Основы экологии. Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М. (6-е изд., стер. - М.: 2002, 304с.)

Размер: 1,9 Мб - Черно-белый, даже без серых тонов.

Скачать:

Народ.Диск

Onlinedisk

RGhost

Оглавление
Введение 4
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Глава 1. Организм и среда.
§ 1. Потенциальные возможности размножения организмов 10
§ 2. Общие законы зависимости организмов от факторов среды 15
§ 3. Основные пути приспособления организмов к среде 22
§ 4. Основные среды жизни 30
§ 5. Пути воздействия организмов на среду обитания 40
§ 6. Приспособительные формы организмов 46
§ 7. Приспособительные ритмы жизни... 53
Глава 2. Сообщества и популяции.
§ 8. Типы взаимодействия организмов. . . 60
§ 9. Законы и следствия пищевых отношений 65
§ 10. Законы конкурентных отношений в природе 74
§ 11. Популяции 79
§ 12. Демографическая структура популяций 85
§ 13. Рост численности и плотность популяций 91
§ 14. Численность популяций и ее регуляция в природе 99
§ 15. Биоценоз и его устойчивость 106
Глава 3. Экосистемы.
§ 16. Законы организации экосистем 115
§ 17. Законы биологической продуктивности 121
§ 18. Агроценозы и агроэкосистемы 129
§ 19. Саморазвитие экосистем - сукцессии 136
§ 20. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. . 142
§ 21. Биосфера 148
§ 22. Экология как научная основа природопользования 157
ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Глава 4. Экологические связи человека.
§ 23. Человек как биосоциальный вид.... 162
§ 24. Особенности пищевых и информационных связей человека. . 165
§ 25. Использование орудий и энергии.... 171
§ 26. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. . 176
§ 27. История развития экологических связей человечества. Человек разумный. . 183
§ 28. История развития экологических связей человечества. Современность 189
§ 29. История развития экологических связей человечества. Будущее 192
Глава 5. Экологитческая демография.
§ 30. Социально-экологические особенности демографии человечества 195
§ 31. Рост численности человечества 202
§ 32. Социально-географические особенности демографии человека 206
§ 33. Демографические перспективы 211
Глава 6. Экологические проблемы и их решение.
§ 34. Современные проблемы охраны природы 217
§ 35. Современное состояние и охрана атмосферы 226
§ 36. Рациональное использование и охрана водных ресурсов 236
§ 37. Использование и охрана недр 246
§ 38. Почвенные ресурсы, их использование и охрана 254
§ 39. Современное состояние и охрана растительности 260
§ 40. Рациональное использование и охрана животных 269
§ 41. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию 280
§ 42. Экология и здоровье 290
Заключение 297

Демонстрационный вариант проверочной работы для пятиклассников.

Проведение работы в школах назначено на 24 апреля 2018 года. Время выполнения - 45 минут. Всего - 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложено задание по истории родного края. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Скачать демоверсию с ответами:
Скачать описание работы:
Варианты прошлого года:
Варианты 2018:

Задачи образца














Ответы и критерии







Описание задач ВПР

Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.

Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.

Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).

Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).

Задание 5 является альтернативным. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Оно состоит из двух частей. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или
частично располагалась выбранная обучающимся страна.

Задние 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.

Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края.

ВПР История 5 класс Вариант 2 Всероссийская Проверочная Работа

Часть 1

Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1–6.

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Рука об руку с ним шла его верная супруга Изида. Между дикими растениями поля она отыскала пшеницу и ячмень, научила людей хлебопашеству, а Осирис изобрёл хлебопечение…

Маленький город Тапе, т. е. Фивы, скоро расстроился, украсился храмами и дворцами, и со временем вырос в стовратую столицу страны…

И вот, однажды, царь позвал к себе супругу свою Изиду, сына своего Гора и своего брата Сета и сказал:

Вы видите, народ мой счастлив и уже не нуждается в моём личном присутствии; поэтому я хочу уйти и дать другим народам то, что делает добрыми и счастливыми. Ты, моя Изида, остаешься царицей страны и носи высшее достоинство в продолжение моего отсутствия; но на твои плечи, брат мой Сет, возлагаю я всю тяжесть правления заботы о моей жене и моём ребёнке. И так поступай, чтобы с честью предстать предо мною, когда я вернусь!

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

3. Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Джунгли, Пелопоннес, магистраты, Ашшур, ном, Пятикнижие Моисея.

Объясните смысл этого слова.

4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Строительство Персеполя, религиозная реформа Эхнатона, начало широкого использования конного войска, создание Израильского царства, битва при Платеях, правление императора Нерона.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе).

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Часть 2

7. Укажите одного исторического деятеля - Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).

8. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

ОТВЕТЫ

1.
А) Древняя Греция - Парфенон (иллюстрация 2).
Б) Древняя Палестина - Давид и Голиаф (иллюстрация 3).
В) Ассирийское государство - крылатый бык с головой человека (иллюстрация 4).
Г) Древний Египет - иероглифы (иллюстрация 1).
Ответ: А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1.

2. Текст об Осирисе - боге Древнего Египта.
Ответ: Г

3. 1. Соответствие тем и слов: для темы А - Пелопоннес, Б - Пятикнижие Моисея, В - Ашшур, Г - ном.
2. Объяснение смысла слов:
Пелопоннес - полуостров в южной части Балканской Греции;
Пятикнижие Моисея - священная книга иудеев и христиан;
Ашшур - бог, покровитель ассирийского царства (ИЛИ город в Ассирии);
ном - город-государство (область) в Древнем Египте.

4. 1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - битва при Платеях; Б - создание Израильского царства; В - начало широкого использования конного войска; Г - религиозная реформа Эхнатона;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

6. А. Жаркий климат благоприятствовал виноградарству и оливководству. Неблагоприятные для зернового хозяйства факторы:

1. Неплодородные почвы.
2. Малоземелье.
3. Засуха в период созревания хлебов.
4. Отсутствие рек, пригодных для орошения.

Кормов для крупного рогатого скота не хватало. Мелкий скот пасся на склонах гор, объедая кустарники и низкорослые деревья.

Горный рельеф затруднял межобластной обмен по суше. Морское положение, бухты и острова благоприятствовали развитию обмена между различными областями и с другими странами. Природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором вино, масло и ремесленные изделия производились для обмена на зерно, рабов и т.д.

ВПР по истории в 5 классе состоит из двух частей – в первой (задания 1-6) содержатся вопросы, связанные с историей Древнего мира (история зарубежных стран до 476 года до н. э.), а во второй (задания 7-8) – с историей родного края. Всего в работе 8 заданий. Для выполнения работы отводится 45 минут. 5 заданий (1-3, 5, 7) относятся к базовому уровню сложности, 2 задания (4 и 8) – к повышенному, и одно (6) – к высокому.

Система оценок

Всего за работу можно набрать 15 баллов. Они переводятся в оценки согласно таблице:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Для всех заданий первой части предлагается перечень из четырех различных тем – например, Вавилонское царство, Древний Китай, Древняя Греция, Древняя Палестина.

Задание 1

В первом задании ВПР по истории приводится четыре изображения, каждое из которых относится к одной из указанных в списке тем. Нужно установить соответствие между иллюстрациями и темами и занести ответы в таблицу.

За верный ответ ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в иных случаях 0 баллов.

Задание 2

«Шихуан сказал: "Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное". Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу –"черноголовые"»

Задание не трудное; за верный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для выполнения этого задания ученик должен выбрать одну из тем и записать ее в специально отведенном месте. Далее приводится список из 6 слов, относящихся к различным темам из истории Древнего мира. Ученику нужно выбрать из него то слово, которое относится к выбранной им теме, и сначала выписать его, а потом – объяснить значение.

Если слово выбрано верно (то есть оно относится к выбранной теме), и его значение указано правильно – ответ оценивается в 3 балла. Если слово указано правильно, но при объяснении значения допущены некоторые неточности – 2 балла. Если слово выбрано правильно, а значение не объяснено либо объяснено совсем неверно – 1 балл. В иных случаях ответ оценивается в 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании ВПР по истории проверяется умение пятиклассников рассказывать об исторических событиях. В начале нужно по аналогии с прошлым заданием выбрать тему. Далее приводится список из шести исторических событий, относящихся к различным историческим событиям. Сначала нужно записать, какое из них относится к выбранной теме, а потом – рассказать о нем, приведя в тексте работы не менее двух исторических фактов.

В случае, если ответ полностью верен, то есть событие соответствует выбранной теме и в рассказе приведено 2 и более исторических факта – ученик получает 3 балла. Если в рассказе наряду с этим есть одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо присутствует только один исторический факт – 2 балла. 1 балл ставят, если в рассказе есть и один верный факт, и одна историческая ошибка, либо если верно указано только событие, а рассказ не написан или содержит много исторических ошибок при отсутствии фактов. В других случаях ученик не получает баллы за это задание.

Задание 5

В этом задании проверяется умение пятиклассников использовать историческую карту. Вначале нужно выбрать тему, а затем – на схематической карте мира заштриховать ограниченный параллелями и меридианами четырехугольник, где целиком или частично находится страна, указанная в теме.

Если заштрихован четырехугольник, в котором располагалась указанная в теме страна, или даже 2-4 таких четырехугольника, и все они удовлетворяют условию задания – ответ оценивается в 1 балл. 0 баллов ставят, если заштрихован прямоугольник, в котором не располагалась страна из темы, или же 2-4 четырехугольника, но территория страны находилась не в каждом из них.

Задание 6

Шестое задание ВПР по истории для 5 класса проверяет умение ребят описывать условия жизни и основные занятия древних людей, указывать факторы, влияющие на исторические процессы. Необходимо указать выбранную тему, а потом написать, как природно-климатические условия повлияли на то, чем занимались жители данной страны.

Если ученик верно дал объяснение влияния одного климатического условия на жизнь людей в выбранной им стране – он получает 2 балла. 1 балл ставят, если ответ верный и влияние одного условия, но в нем присутствует одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо если указаны несущественные связи между занятиями людей и климатическими условиями. В остальных ситуациях ставят 0 баллов.

Задание 7

В данном задании ученику нужно вспомнить историю родного края и либо указать исторического деятеля, связанного с его населенным пунктом, либо назвать какое-либо историческое событие, произошедшее на территории родного края. За верный ответ пятиклассник получает 1 балл.

Задание 8

В последнем задании ВПР по истории нужно написать более развернутый ответ. Если в предыдущем задании был вопрос про исторического деятеля, то в этом задании нужно будет указать, чем он известен и какой вклад в историю внес. В случае, если в прошлом задании спрашивалось о событии, требуется написать, какое историческое значение для родного края или для страны в целом оно имело.

За правильный ответ ставят 2 балла. При наличии исторической неточности, не искажающей ответ, либо при указании только второстепенных фактов ответ оценивается в 1 балл, и при приведении общих рассуждений, не отвечающих условию задания – в 0 баллов.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...