Восточные славяне быт нравы обычаи. Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

Нравы древних славян очень отличались от других народов, живших и развивавшихся одновременно. Славяне не были жестокими и кровожадными. Даже на войне они оставались человечными по отношению к другим. И это подтверждено многочисленными письменными источниками.

В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. Наверное, многие из вас помнят описания из учебников по истории, как в Европе весь мусор и помои выбрасывали из окна прямо на улицу. Кроме того, тех, кто мылся и следил за чистотой тела и одежды, считали связанными с дьяволом и нечистой силой. А у славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Нравы древних славян были очень своеобразными:

  • Во-первых, они находились в прямой связи от их верований (язычества), которые предполагали поклонение природе, ее обожествление.
  • Во-вторых, древние славяне были необычайно трудолюбивыми. Никто не оставался без дела.
  • В-третьих, характерной чертой их была сострадательность, помощь друг другу в сложных ситуациях. Возможно, именно эти качества сделали славян таким сильным и сплоченным народом, который смог пережить столько войн и страданий.

Обычаи, нравы, традиции славян выражались в их образе жизни. Это касается абсолютно каждой стороны их жизни. И праздники, и приготовление пищи, и уход за ребенком, и шитье одежды, и ремесло... Продолжать можно бесконечно. Особенно заботились наши предки о защите себя и своей семьи, своего дома от нечисти и дурного глаза. Для этого свою одежду, свое жилище, предметы обихода они украшали оберегами, различными защитными знаками.

Также большое внимание уделяли хорошем урожаю, здоровью скота, плодородию земель. Для этого почти на каждом празднике устраивались обряды, читались заговоры. И еще древние славяне никогда не забывали о своем роде, о своих предках (щурах и пращурах). Они верили, что предки всегда помогают в трудные времена, а также направляют человека на истинный путь. Поэтому для них организовывали специальные поминальные дни.

Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции

Первые славяне возникли еще в до нашей эры, отделившись от индоевропейской общности. У них появился свой язык, своя культура. После обособления славяне начали мигрировать по территории современной Европы и России. Так произошло их деление на три ветви: восточную, западную и южную.

Обычаи и традиции славян, в основном, тесно были связаны с их языческой религией. Обычаев существовало очень много. Ими буквально был окутан каждый праздник, каждый сбор урожая, каждое наступление нового времени года. Все славянские обряды были направлены на благополучие, удачу, счастливую жизнь. И передавались они из поколения в поколение.

Быт и нравы, верования восточных славян

Восточные славяне, как и многие народы в начале новой эры, были приверженцами язычества. Они поклонялись природе, славили богов. Нам известен пантеон славянских языческих богов. В нем имеется определенная иерархия. Наиболее известными божествами являются Сварог, Велес , Перун , Макошь, Лада, Ярило. У каждого из них были свои «функции». Для своих богов славяне сооружали специальные храмы – капища и святилища. Богам приносили жертвы (требы), чтобы задобрит их или отблагодарить.

Обычаи и нравы восточных славян в целом не отличались от таковых у всех славян. Да, были свои особенности в земледелии, хозяйстве. Но обычно это было так или иначе связанно с природно-климатическими условиями.

Быт и нравы восточных славян имеют для нас наибольший интерес, потому что именно эта ветвь стала наиболее многочисленной. Она дала миру такие народы, как русские, украинцы, белорусы.

Нравы восточных славян легко проследить по чертам характера этих народов. Их отличали доброта, искренность, милосердие, великодушие. Даже вражеские народы хорошо отзывались о восточных славянах, что нашло отражение в некоторых летописях зарубежных авторов.

Восточные славяне, их быт и нравы очень сильно повлияли на их потомков. Точнее сказать, они передались им. Многие традиции и обычаи, а также праздники мы используем до сих пор. Возможно, мы даже не знаем и не задумываемся об этом. Но, если углубиться в историю, то можно обнаружить необычайное сходство современных обрядов с древнеславянскими.

Народный календарь. Обряды, здоровье.

Восточные славяне в древности

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и
Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей
(князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением.
Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла.
Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были:
Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI - VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.) , домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру
(путь "Из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы
- солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений.

По отзывам современников, начиная с VI века н. э., славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, большой выносливостью, темно-русым (рыжеватым) цветом волос. Это были предприимчивые, отважные и воинственные люди. «Все они,- говорит о славянах Прокопий,- рослы и сильны, цвет лица имеют не совсем белый, волоса ни русые, ни вполне черные, но рыжеватые…» «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль»,- пишет Ибн-Фадлан в своем «Путешествии на Волгу» в 20-х годах X в. «И я не видел людей,- говорит он,- с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны». О рыжих (или русых) волосах у славян и об их румянце говорит Аль-Масуди (X в.).

По свидетельству Казвини, «славяне имеют рыжие волосы, цвет тела красноватый и отличаются большой живостью». Западные писатели* византийцы и немцы, не менее арабов удивлялись высокому росту и крепкому телосложению славян, их силе и ловкости.

Византийский историк X в. Лев Диакон, описывая киевского князя Святослава Игоревича(942-972 гг.), говорит, что он был среднего роста, не слишком высок, но и не низок, брови имел густые, глаза голубые, нос короткий, борода была сбрита, на верхней губе густые и длинные волосы; голова совершенно сбрита, с одной стороны висел чуб, что означало знатность рода; шея сильная, плечи широкие,- и вообще он был очень хорошо сложен. Летопись говорит о Мстиславе Ярославиче (XI в.): «Бе же Мстислав дебел телом, великома очама», а князя Владимира Василь-ковича (XIII в.) хронист описывает так: «Сий же благоверный князь Володимер возрастом бе высок, плечима велик, лицем красен, волосы желты кудрявы, бороду стригый, руки же имея красны (т. е. красивые) и ноги».

Представление о белокурости славян было на­столько популярным на Востоке, что племенной термин «сакалиба», т. е. славянина, стал здесь синони­мом для названия всякого краснолицого, беловолосого или рыжеволосого человека вообще, о чем можно судить, в частности, на основании арабского лекси­кографа Абу-Мансура (X-XI вв.): «Славяне - племя красного цвета, имеющие русые волосы… Человека красного цвета называют славянином, по причине подобия его цвету славян».

Древние славяне жили обыкновенно в местах, есте­ственно защищенных от нападений врагов самой природой, т. е. в лесах, в горах, у болот и рек. По словам Маврикия, славяне жили в лесах, у рек, болот и озер в местах неприступных, а остготский историк Иордан замечает о славянах: «У них болота и леса заменяют города».

По характеристике летописца, поляне - народ кроткого и тихого нрава и имеют «стыдение» своим снохам, сестрам, к матерям и к родителям, а снохи у полян имеют «великое стыдение» к свекру и к деверям. Поляне, по летописцу, знали брачные обычаи, т. е. брак, оформленный и санкционированный известной народной обрядностью. «А древляне,- говорит летописец,- живаху звериньскым образом, и убиваху друг друга, ядуще все нечисто, и брака у них не бываше, но умыкаху у воды девица. А Радимичи, и Вятичи, и Север один обычай имеяху: живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отъци и пред снохами, и браци не бьюаху в них, но играща межю селы, и схожахуся на игрища, на плясания и на бесовскыя песни, и ту умьжаху жены себе; имеяху же по две и по три же­ны…»

По сообщению летописца, славяне совершали по умершему тризну, а затем труп сжигали на большом костре и, собрав после этого кости, «вложаху в судину малу, и постав ляху на столпе на путех, еже творять Вятичи,- замечает летописец,- и ныне». Таких же обычаев, по летописцу, придерживались кривичи и прочие язычники, «не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон».

По описанию арабского писателя Ибн-Дасты (X в.), «страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около десяти кружек его. Они пасут свиней наподобие овец».

Ибн-Даста, как и Ибн-Фадлан, описывает бытующий у славян обряд сожжения покойников, о чем го­ворит и Аль-Масуди, а Ибн-Вахшия в связи с этим замечает: «Я удивляюсь славянам, которые, несмотря на свое крайнее невежество и удаление от всякой науки и мудрости, постановили о сожжении всех своих мертвецов, так что не оставляют ни царя, ни другого человека без сожжения после смерти». Ибн-Фадлан дает исключительно яркую картину обряда сожжения знатного руса со всеми сопровождающими его деталями, в том числе и с закланием на могиле покойника для погребения вместе с ним и одной из его жен. О сожжении вместе с мужем его жены у славян гово­рят также Аль-Масуди и Ибн-Даста. Археологические раскопки славянских погребений подтверждают дан­ные арабских источников.

По свидетельству Прокопия, славяне жили в «дрянных избах, разбросанных на большом расстоя­нии одна от другой». Другой западный источник, Гельмольд, говорит о славянах, что они не заботятся о постройке своих домов, а обьжновенно сплетают себе избушки из хвороста, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. «Едва раздается клич военной тревоги,- говорит этот автор,- они поскорее заберут весь хлеб, спрячут его с золотом, серебром и всякими дорогими вещами в яму, уведут жен и детей в надежные убежища, в укрепления, а не то в леса, и не останется на расхищение неприятеля ничего, кроме одних изб, о которых они не жалеют нимало».

На войну славяне шли обыкновенно пешими, прикрыв себя броней, имея на голове шлем, при левом бедре тяжелый щит, за спиной лук со стрелами, пропитанными ядом. Кроме того, они были вооружены мечом, секирой, копьем и бердышем. С течением времени, начиная, повидимому с X в., славяне ввели в свою военную практику и конницу, о чем можно судить по показанию Льва Диакона относительно армии Святослава.

Постоянного войска у славян не было. В случае надобности в поход выступали все мужчины, способ­ные носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в городах и в лесах. Маврикий рассказывает о характерном для славян искусстве прятаться в воду и долго оставаться под водой, не замеченными неприятелем, дыша через длинную камышину. Славяне предпочитали сражаться в теснинах и ущельях, поражали врагов внезапным нападением из-за скалы или из-за кустарников, во время боя устраивали искусственный заслон из телег, строили завалы и засеки. Обычным боевым строем у славян был треугольник или клин, кабан, кабанья голова, называемый в русских летописях «свиньею».

Древние славяне были большими мастерами в во­енном деле, любили войну и, наделенные отвагой, мужеством, стойкостью и выносливостью, представляли собою крепкую военную силу, известную как на Востоке, так и на Западе у своих соседей, которые охотно принимали их к себе на военную службу. Среди лиц, состоявших у византийцев на военной службе и занимавших крупные командные должности, можно упомянуть, например, начальника фракийских войск Анангаста, анта или славянина по происхож­дению (469 г.); в 530-х годах - анта Хвилибуда (Хил-вуда), командовавшего греческим гарнизоном на Дунае; в середине VI в.- анта Доброгаста - начальника византийской черноморской эскадры и др. Славяне принимали участие в боях византийской армии в Италии против готов, в византийско-персидской войне в 554 г. и т. п.

О военном искусстве славян, которого они достигли к концу VI в., свидетельствует Иоанн Эфесский: «Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие, и научились вести войны лучше самих римлян».

Как восточные, так и западные источники единодушно говорят о мужестве и выносливости славян. Ибн-Якуб отмечает, что это народ отважный и воинственный, и никто не сравнился бы с ним в силе, если бы не разрозненность их многочисленных обособленных племен. Ту же характеристику славянам дает и Аль-Бекри (XI в.): «Славяне - народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять». С этой характеристикой арабских писателей совпадают и более ранние отзывы византийцев.

Простодушные, приветливые и гостеприимные, независимо от национальности гостя, в домашней обстановке, славяне на войне непримиримы и беспощадны к врагу. По свидетельству Прокопия, переправившись в 549 г. через Дунай, славяне опустошили всю Иллирию до Эпидамна; встречных, без разбора возраста, частью умерщвляли, частью уводили в плен, лишая их имущества. В 550 г., захватив в плен вождя греческого войска Азбада, они сожгли его на костре. Взяв приступом сильную крепость на Эгейском море - Топер (Боар-Калеси), они умертвили всех жителей-мужчин (до 15 тысяч человек), расхитили имущество, а жен и детей отвели в рабство… «И долго вся Иллирия и Фракия,- замечает Прокопий,- были покрыты трупами. Встречных они убивали не мечом, не копьем и не каким-либо другим оружием, а сажали на кол, распинали на кресте, били батогами по голове; иных, заперши в.шатры вместе с быками и овцами, которых не могли увезти с собою, безжалостно сжигали».

О киевском князе Святославе Лев Диакон рассказывает, что, взяв город Филиппополь, он посадил на кол 20 тысяч его жителей, а узнав, что мизяне (болгары) перешли на сторону императора, он приказал отрубить головы 300 знатнейшим и самым богатым из них.

3 ветви славян: западные (земли Словакии, Чехии, Польши),южные(сербы, черногорцы),восточные(наши предки). До 6 века наши предки жили первобытно-общинным строем. С 6 по 8 века - распад родовой общины (кровно-родственные связи), возникновение соседской общины (несвязанные родственными связями), частной собственности, возникновение государства. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др. Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.

Политика военного коммунизма в годы гражданской войны(25окт.1917-1922гг.)

Военный коммунизм – социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны, имевшая целью – сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства для достижения победы в Гражданской войне. Политика военного коммунизма проявлялось в области промышленности: национализация всей промышленности(передача в собственность государства),перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожных транспортов(все работники живут на заводе),сверхцентрализация управления промышленности, которая не допускала самостоятельности, всеобщая трудовая повинность(все граждане от 16 до 50 лет обязаны были трудиться),отменялось товарно-денежное отношение(вместо зарплаты выдавались пайки, запрещалась частная торговля). Политика военного коммунизма проявлялась в области сельского хозяйства: продразверстка (у крестьян отбиралось все, так как армия нуждалась в еде, одежде),запрещалась торговля хлебом, создавались колхозы и совхозы.

Обычаи, верования и быт восточных славян в древности. Религия восточных славян

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой "нрав". Летопись сообщает: "Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий; имеют и брачный обычай. А древляне "живут зверинским образом", убивают друг друга, едят "всё нечистое" и браков у них нет, но "умыкают девиц у воды". Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает "Повесть временных лет", имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели "всё нечистое". У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь "умыкали" себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали "тризну" (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах. Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия - их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры - репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту. Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Религия восточных славян была сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями; как и другие древние народы, славяне были язычниками. Они населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Нравы древних славян очень отличались от других народов, живших и развивавшихся одновременно. Славяне не были жестокими и кровожадными. Даже на войне они оставались человечными по отношению к другим. И это подтверждено многочисленными письменными источниками.

В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. Наверное, многие из вас помнят описания из учебников по истории, как в Европе весь мусор и помои выбрасывали из окна прямо на улицу. Кроме того, тех, кто мылся и следил за чистотой тела и одежды, считали связанными с дьяволом и нечистой силой. А у славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Нравы древних славян были очень своеобразными:

  • Во-первых, они находились в прямой связи от их верований (язычества), которые предполагали поклонение природе, ее обожествление.
  • Во-вторых, древние славяне были необычайно трудолюбивыми. Никто не оставался без дела.
  • В-третьих, характерной чертой их была сострадательность, помощь друг другу в сложных ситуациях. Возможно, именно эти качества сделали славян таким сильным и сплоченным народом, который смог пережить столько войн и страданий.

Обычаи, нравы, традиции славян выражались в их образе жизни. Это касается абсолютно каждой стороны их жизни. И праздники, и приготовление пищи, и уход за ребенком, и шитье одежды, и ремесло… Продолжать можно бесконечно. Особенно заботились наши предки о защите себя и своей семьи, своего дома от нечисти и дурного глаза. Для этого свою одежду, свое жилище, предметы обихода они украшали оберегами, различными защитными знаками.

Также большое внимание уделяли хорошем урожаю, здоровью скота, плодородию земель. Для этого почти на каждом празднике устраивались обряды, читались заговоры. И еще древние славяне никогда не забывали о своем роде, о своих предках (щурах и пращурах). Они верили, что предки всегда помогают в трудные времена, а также направляют человека на истинный путь. Поэтому для них организовывали специальные поминальные дни.

Первые славяне возникли еще в до нашей эры, отделившись от индоевропейской общности. У них появился свой язык, своя культура. После обособления славяне начали мигрировать по территории современной Европы и России. Так произошло их деление на три ветви: восточную, западную и южную.

Обычаи и традиции славян, в основном, тесно были связаны с их языческой религией. Обычаев существовало очень много. Ими буквально был окутан каждый праздник, каждый сбор урожая, каждое наступление нового времени года. Все славянские обряды были направлены на благополучие, удачу, счастливую жизнь. И передавались они из поколения в поколение.

Быт и нравы, верования восточных славян

Восточные славяне, как и многие народы в начале новой эры, были приверженцами язычества. Они поклонялись природе, славили богов. Нам известен пантеон славянских языческих богов. В нем имеется определенная иерархия. Наиболее известными божествами являются Сварог, Велес, Перун, Макошь, Лада, Ярило. У каждого из них были свои «функции». Для своих богов славяне сооружали специальные храмы – капища и святилища. Богам приносили жертвы (требы), чтобы задобрит их или отблагодарить.

Обычаи и нравы восточных славян в целом не отличались от таковых у всех славян. Да, были свои особенности в земледелии, хозяйстве. Но обычно это было так или иначе связанно с природно-климатическими условиями.

Быт и нравы восточных славян имеют для нас наибольший интерес, потому что именно эта ветвь стала наиболее многочисленной. Она дала миру такие народы, как русские, украинцы, белорусы.

Нравы восточных славян легко проследить по чертам характера этих народов. Их отличали доброта, искренность, милосердие, великодушие. Даже вражеские народы хорошо отзывались о восточных славянах, что нашло отражение в некоторых летописях зарубежных авторов.

Восточные славяне, их быт и нравы очень сильно повлияли на их потомков. Точнее сказать, они передались им. Многие традиции и обычаи, а также праздники мы используем до сих пор. Возможно, мы даже не знаем и не задумываемся об этом. Но, если углубиться в историю, то можно обнаружить необычайное сходство современных обрядов с древнеславянскими.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...