Карта расселения славянских племен. Древняя земля вятичей

ВЯЧШИЕ ЛЮДИ - лучшие, возвышающиеся надо всеми остальными (умом, знаниями, мышлением, статью, силою, мудростью).

ВЯТИЧИ - согласно официальной истории, племя Вятичей произошло от первородного имени Вятко, чьим отцом был Лях. Исходя из этого, миграция древнего Словянского межплеменного объединения Вятичей, якобы, началась с Польского поморья. Соответственно, изначально, принадлежали они к племени Поморян. Учитывая этот фактор, обратимся к корню «Вят», с точки зрения современного польского языка, где слово «Вятр» означает - Ветер. Соответственно корень «Вят», мог являться древней формой современного «Вятр». В таком случае, основа «Вят(р)» в слове Вятичи, может быть результатом существования у этого племени культа Бога Ветра - Стрибога. Что тоже может лежать в основе происхождения слова - Вятичи. От восточных границ Белоруссии Вятичи пошли двумя потоками: Первый (Северный) вдоль левого берега Волги на Каму, и далее на Урал, Второй (Южный) через Минск и Москву в бассейн Средней Оки, а потом на верховья Дона и к Воронежу.

Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск. А период заселения этих земель относится к VI - X векам. В дальнейшем, ощущая на себе давление Киевской Руси, некоторые свободолюбивые роды Вятичей ушли далее на Север, за Урал, в Сибирь. Нестор в своей летописи говорит следующее: «Радимичи и Вятичи, и Северо одни обычаи имаху…». Есть ещё одна версия происхождения древнего Арийского рода, от слова «Вечшый» - высокий, величественный, превосходный. Отсюда уже слово: Вятший (знатный, родовитый). Отсюда и название племени - Вятичи-Русичи. Скорее всего, имеют место быть оби версии, ибо Вятичи, как самое родовитое племя Рода Белой Расы, никуда из своих Священных мест не уходило. Просто в своё время, те племена, что ушли на Запад, затем, под давлением Христианства - Вернулись.

К IX веку, основу Муромо-Рязанской земли как раз и составляли - Вятичи (Вятшие мужи - знатные, родовитые). Вятичи, как и Радимичи, Кривичи, Северцы и другие Расены, есть потомки древней Руси-Артании, первоприемницей которой стало Муромо-Рязанское княжество. Об этом в Русских летописях так и говорится: «Вятичи и до сего дне еже есть Резанци…».

Та же «Повесть временных лет» сообщает нам о, якобы имевшем место, военном столкновении в 964 году князя Святослава с Вятичами: «Вятичи победи Святослав и дань на ня възложи…».

На самом деле никакой войны не было, просто Святослав в Священных землях Арты готовил нападение на Хазар, всю зиму тайно собирая армию из преданных племён, откуда по весне прозвучало его устрашающее выражение: «Иду на Вы!». Кстати, эта традиция объявлять войну своим врагам принадлежит древним Воинам-Русам, которые вначале посылали к «тёмным племенам» Вестунов, с предупреждением, и лишь потом в дело вступали Карабы (Воины ночи), а если того требовала ситуация, то и целая Арийская армия. Именно Рязанская земля стала оплотом Святославовых побед, где он заручился поддержкой Волхвов, получив от них древние Арийские знания и высшее посвящение в Русы.
После коварного убийства Святослава у Днепровских порогов, Вятичи не признали власть предателя Свенельда. О новом покорении Киевом Арийской Руси, в 981 году князем Владимиром, говорит всё та же летопись: «Вятичи победи и възложи на ня дань отъ плуга, яко же отець его имаше…».

Ещё летописи упоминают и о том, что через год князю Владимиру пришлось усмирять Вятичей вторично: «Заратишася Вятичи и идя на ня Володимир и победи я второе…».
И тут похоже, что было не просто возмущение одних только Вятичей, но и сородичей их - Северян и Радимичей. О поражении Радимичей, в 984 году, так же есть упоминание в летописи: «Иде Володимир на Радимичи. Бе у него воевода Волъчий Хвост и посла Володимир передъ собою Волъчья Хвоста, сърете я на реце Пищане, и победи Радимиче Волъчий Хвост. Тем и Русь корятся Радимичей, глаголюще: «Пищаньцы волъчья хвоста бегаютъ». Быша же Радимичи от рода Ляхов, пришедъше ту ся вселиша и платя дань Руси…».
Данные столкновения, описанные в летописи, не являлись какой-либо войной Киевского князя с Вятичами, Радимичами и Северцами, а есть лишь приграничные конфликты, которые случались между соседями, тем более, что Киевская земля «Русью» не являлась и уж тем более так не называлась. Понятие «Киевская Русь» родилось в научных кругах гораздо позднее, где-то в XVIII веке (благодаря «нашим немецким учёным», составлявшим историю России). Артанской Русью была земля в Волго-Окско-Донском бассейне, на северо-западе упираясь (в верховьях Днепра) своими границами в земли Словен. Это как раз и есть земли - Вятичей, Северцев, Радимичей и Кривичей (Черниговское, Смоленское и Рязанское княжества).

ВЯТКО - старший, главный. Считается что Вятко - родоначальник Словянского племени Вятичей. Однако образ этого эпического вождя Словяно-Арийского Рода - мифологически собирательный, как символ. Понятие «Вятко» является - титулом Старейшины Рода (именем сакральным). В буквальном смысле с Древнерусского «ВЯТ-КО» - это Старейшина Рода, определённый Божественной Судьбой (где древний Арийский корень «КО» обозначает - Божественность Судьбы, как Предназначение в виде Коша). Эту «Божественность» определяли Жрецы Рода, выбирая достойных кандидатов из касты Воинов-Русов имеющих статус Волхва-Кудесника.

У Словяно-Галло-Кельтов такой Сратейшина именовался - Кудбел (Великий Светлый Кудесник). Один из Русских былинный героев - Волх Всеславьевич (рождённый Марфой Всеславовной), как раз и был одним из таких - Волхвов-Богатырей, с раннего детства постигший мудрость Воина-Кудесника. О том, что былинный Волх Всеславьевич был Волхвом, говорит его имя и особая способность оборачиваться то в Серого Волка, то в Ясного Сокола.

ВЯТЫЕ - душевные, добрые. Вятый - это большой Души Человек (Человечище). Отсюда древняя поговорка - «Лютичи - люди Лютые, а Вятичи - Вятые».

ВЯТШИЙ - знатный, родовитый, статный, большой. У Словян это слово звучало, как - Вячший. В летописях есть упоминания о том, что: «Вячшее купьце приглашаются князьями на поряды вместе съ огнещанами и дружинниками…». Отсюда более позднее понятие - «Вятьможа» (Велеможа, Вельможа).

ВЯТШИЕ МУЖИКИ - родовитые, знатные, зажиточные.

ВЯЧШИЕ ЛЮДИ - лучшие, возвышающиеся надо всеми остальными (умом, знаниями, мышлением, статью, силою, мудростью).

ВЯЧАСТЫЙ - высокий, величественный, великолепный.

ВЯЩЕ - более, больше, выше, великолепнее.

ВЯЩИЙ - старший, высший, более знатный по положению, более сильный, более привлекательный, родовитый.

Copyright: Юрий Ульянов, 2012

Племена вятичи занимают значительное место в истории древней Руси, хотя у большинства читателей их имя связывается с городом Вятка. Как ни странно отчасти они в этом правы. Мы можем проследить пути предков вятичей именно отсюда из центральной России и Верхней Волги. Но для этого надо заглянуть на несколько тысячелетий.

ВЕНЕДЫ И ВАНДАЛЫ

В период существования ледника в центральной части России таежного пояса никогда не существовало, и от кромки льда почти сразу начинались смешанные леса. Здесь и жили арийские племена, основой жизнедеятельности которых были охота и собирательство. По мере отступления ледника с востока надвигалась тайга, а пояс смешанных лесов стал продвигаться в центральную Европу. Арийские племена охотников и собирателей вместе с ними смещались на запад, а их место по мере продвижения хвойных лесов занимали финно-угры – охотники и рыболовы. И те и другие были светловолосыми и светлоглазыми и те, и другие жили небольшими родовыми общинами рассеянными на местности. Но даже при сходном образе жизни и внешних данных, взаимопроникновения у двух этих народов не происходило. Основным отличием был язык. Жители смешанных лесов объяснялись на древнем санскрите, что и позволяет относить их к арийским племенам, некогда жившим в зоне приполярных лугов.
К началу новой эры область расселения арийских охотников по своим размерам не уступала территории римской империи. Соседи их называли по-разному, греки энетами (греческий язык не знал букву „в“), римляне венетами, финно-угры же называли их венья или вени (в сегодняшнем финском языке – Россия, русские). Историки и исследователи используют различные варианты названия этих племен: венеты (винеты), венеды (винеты), венды, венты и ванды.
В истории древнего мира до I тысячелетия до н.э. о них почти ничего неизвестно. Лесная местность ни скотоводов, ни землепашцев не интересовала, как и венетам ни к чему были поля и луга. Изменения произошли, когда в Европе появились кельты. Кельты, пришедшие из Малой Азии, были скотоводами и земледельцами, они тоже говорили на санскрите, что несомненно способствовало взаимной ассимиляции с венетами. Особенно это заметно на лужицкой культуре, где на сосудах присутствуют орнаменты, рисунки и сюжеты сходные с древнехеттскими. Подобное было замечено и в поморской культуре (VII-II вв. до н.э.) где получили распространение „лицевые урны“ – погребальные урны с изображением на них человеческого лица. Такие урны ранее были известны лишь в Трое.
Кельтский бог Луг на долгое время стал главным европейским божеством, а его самых ярых поклонников называли лугиями. В дальнейшем имя бога вошло в наименование местности Лужица (восточная Германия и северная Чехия). О распространенности культа можно судить по топонимам, разбросанным по всей западной Европе: города Лугано в Швейцарии, Лион (ранее Луглунум) во Франции, Луго на севере Испании.
Западные венеты были латинизированы в северной Италии – область Венеции, а также в северной Франции. Они были ассимилированы германскими племенами в центре Европы – Вена (ранее Виндабона). Современный баварский город Аугсбург, во времена римлян, назывался Augusta Vindelicorum, то есть „город Августа, в стране венедов (винедов), живущих по Лику“. Сведений о какой-либо государственности самих венедских племен нет.
На востоке венеды слились со славянскими племенами сколотами, став склавинами и словенами (словенский историк Матей Бор выводит этноним из названия своего наро¬да – „slo-ven-t-ci“). Показательным примером неспособности венетов к самостоятельному государственному устройству говорит появление в центре Европы венгров, говорящих на финно-угорском языке сходным с языком манси. В IX веке венеты, жившие в Панонии, были покорены уграми пришедшими сюда с Северного Урала и приняли их язык и обычаи. Византийские хронисты, не мудрствуя лукаво, так и назвали этот народ – венгры (венеты + угры).
Последнее упоминание венетов в качестве самостоятельного народа мы встречаем в XIII веке в Латвии. Каменный замок меченосцев Венден в 1207 году был построен, неподалеку от уже имевшегося там замка вендов. Там же в районе Цесиса обнаружено и древнее городище, которое с IX века было заселено вендами. В Латвии много географических названий с основой vent или vind, – топонимы: Вентспилс (Виндава), поселок Вентава. На реке Венте, где жили венды, селение Пилтене в 1230 году упомянуто как Venetis. По свидетельствам эстонских краеведов много вендов жило рядом с Дерптом (Тарту). Есть предположение, что венды расселялись и на Волхове у Новгорода, и небольшой остров Виндин к югу от Новой Ладоги вполне вероятно получил свое название от живших там венедов.
Венеды, жившие по соседству с Лужицей на территории Польши, учились земледелию и скотоводству у своих западных соплеменников. Переняли они и бога, которого называли более мягко – Луко. Это был бог дубовых рощ, который, как они считали, подарил вендам отличное оружие – лук, научил обрабатывать дерево, согревал их своим теплом. На то время этого было вполне достаточно. Но в конце I тысячелетия до н.э. из Скандинавии на территорию Польши стали проникать германские племена. Это были крупные и крепкие светловолосые люди, вооруженные копьями, дубинами и мечами, отличавшиеся большой организованностью. Тацит оставил классическое описание внешнего вида германцев: „Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление“. Вряд ли на тот момент кто-то мог им противостоять в ближнем бою, но…
Отпор пришельцам дали венеты. Больше всего удивило германцев то, что их могучие бойцы падали замертво от стрелы, пущенной из-за дерева каким-либо юношей. Произошло временное примирение. В знак уважения пришельцы даже ввели венедского бога в свой пантеон и к известной троице Тору, Одину и Бальдру присоединился Локки (Луко). Тактика германских племен изменилась и, уступая в численности, они какое-то время вели себя сравнительно дружелюбно. В течение нескольких веков они без каких-либо конфликтов заселили Датские острова, и свободные местности по побережью Балтийского моря. Такая тактика привела в отдельных областях к взаимной ассимиляции германцев и вендов. До сих пор ученые спорят об этнической принадлежности ругиев и вандалов.

Все изменилось в III-IV веках, когда в районе Балтики наступил пик похолодания. Именно тогда более германизированные ванды (вандилии) двинулись к рубежам Римской империи, а восточные ванды (ванты) двинулись на юго-восток. Вскоре они появились на территориях Литвы и Белоруссии, а к концу IV века оказались в Приднепровье. Анты были достаточно организованы и, если можно применить это слово к тем временам, цивилизованы. Это можно судить по календарю IV в. н. э. с точным определением сроков молений найденном в Среднем Поднепровье. На кувшине для священной воды обозначены дни общеевропейского срока появления первых ростков и до конца жатвы: первые ростки – 2 мая („Борис Хлебник“); семик или Ярилин день – 4 июня; „Иван Купала – 24 июня; начало подготовки к перунову дню – 12 июля; день Перуна (Ильин день) – 20 июля; конец жатвы – 7 августа („Спас“). Точность календаря предназначенного для молений о дожде поражает, календарь древних антов подтвержден агротехническим руководством конца XIX в. для Киевщины.
Об этих временах в среднем поднепровье мы можем найти лишь легенду о Кие, Щеке и Хориве. Она вполне реальна, но не в части кровного родства этих легендарных личностей, а союза трех племен, объединившихся в попытке создания первого славянского государства. Это были анты (букву „в“ греческие хронисты вновь исключили), склавины и хорваты (хорсы). Анты уже довольно плотно расселились на среднем Днепре. Склавины жили в черноземных областях России и степной Украине. Славяне хорсы (так их называли по поклонению богу Хорсу) пришли сюда с Северного Кавказа, кубанских и донских степей, убегая от гуннов.
Хорваты – потомки киммерийцев, – крупные, светловолосые, мужественные воины. Об их древней прародине можно судить по хронографии Орозия (конец IX в.), где упомянуты древние „хороты“, к северу от которых, была расположена „земля Мэгда“ (Меотия, земля амазонок), а еще севернее – „серменды“ (сарматы). В III веке хорваты потерпели чувствительное поражение от Германариха, а чуть позже под натиском гуннов, большая часть из них ушла с остготами на запад. Об этом упоминает в своей летописи попа-Дуклянина (XII в.), в которой сообщается о приходе в первых веках в Европу „готов-славян“ из „северной страны“.
Переселенцы с юга, были на тот момент самыми боеспособными, но в созданном триумвирате самыми малочисленными. Оторванные от своей земли, хорваты обосновались южнее Киева в районе Переяславля, где их главным форпостом было поселение на острове Хортица. Это и были предки запорожских казаков.
При выборе архонта (главного вождя содружества) был избран ант, чье имя или прозвище Кий означало посох, жезл, дубина. Есть и другая не менее реальная версия, что для обозначения этой выборной должности было принято привнесенное хорватами персидское слово кий означавшее правитель или князь. О выборности первых архонтов пишет в своей работе „Стратегикон“ Псевдо-Маврикий: „Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы“.
По расчетам академика Б.А. Рыбакова первый Кий княжил на рубеже V-VI веков и встречался с византийским императором Анастасием (491-518 годы). Тогда же в конце V века на крутом берегу Днепра был основан Киев. Возможно, изначально он не являлся главным городом, а был лишь торговым центром. Самботас – так называли этот город в Константинополе, означает торговая пристань или в более точном переводе с германских языков – сбор челнов (sam - сбор, botas -челны). Это еще одно косвенное доказательство того, что анты (ванты) были частично германизированы. Сюда действительно везлись товары по Днепру, Десне и их притокам. В течение последующего века к трем основным союзникам примкнуло еще ряд славянских племен правобережья Днепра и Приднестровья и жившие севернее кривичи. Самботас стал иметь политическое и культовое значение, став, главным городом или городом князя – Киевом. Здесь обсуждались вопросы войны и мира, молились и приносили жертвы богам. Судя по найденному археологами святилищу их было четыре. Это могли быть Род или Сварог (склавины), Хорс (хорваты), Стрибог, он же Луко (анты) и Перкунас (кривичи).
Союз племен имел чисто военную основу. Совместная оборона рубежей, и совместные грабительские походы. После первого же похода к границам Византии, часть воинов склавинов во главе с Чехом не вернулась. Они предпочли не делиться добычей и остаться на землях, которые им приглянулись. На тот момент это было рядовое явление, когда условия межплеменных договоров, выполнялись лишь в период жизни принявшего их вождя, а то и забывались по мере обстоятельств. По одной из легенд участвующий в этом походе ант Хильбудий, воспротивившийся такому решению склавин, был пленен, но все же, сумел вернуться в Киев.
После этого между антам и западными склавинами наступили неприязненные отношения, чем не замедлила воспользоваться Византия. В 545-546 гг. в Киев прибывает посольство Юстиниана. Это были первые дипломатические отношения, вследствие которых был заключен торговый и военный союз. В течение полувека были восстановлены все торговые связи с Византией. Через бывшие греческие колонии, в основном через Ольвию туда пошли караваны с зерном. Оттуда везли ткани, оружие и предметы роскоши. При раскопках в Киеве были найдены не только византийские монеты времен Анастасия I и Юстиниана I, но и различные украшения, произведенные в Константинополе.
Тогда же Юстиниан I поручает вождю антов Хильбудию восстановление оборонительной линии в Подунавье и Приднестровье, а позже назначает главным стратигом, а фактически наместником Фракии. Анты должны были защищать границы Византийской империи не только от степных кочевников с востока, но и от склавинов с севера. Само имя этой реальной исторической личности (надгробная плита найдена вблизи Константинополя), вполне могло произноситься Кий-будий, что легко перевести как князь-строитель. Во Фракии на Дунае Хильбудий сразу начал восстанавливать оборонную линию времен римского императора Трояна и строить свою новую столицу Киевец.
Тогда же под Киевом велось интенсивное возведение змиевых валов. Для диких орд кочевников это была труднопреодолимое оборонительное сооружение, и возможно потому авары не завернули в сторону Киева, а прошли на запад. Их потоком были сметены все племена и народы, жившие в степной зоне. Авары, переняли тактику гуннов. Они заставляли покоренные народы вливаться в их войско или просто убивали всех мужчин, а женщин и детей отправляли на азиатские невольничьи рынки. Так двумя веками ранее в Европе оказались хорваты, аланы, болгары и вот теперь вновь часть этих народов была увлечена на запад. Неоднородность аваров подтверждают антропологи – 80% изученных черепов являются европеидного происхождения, хотя сами они считали потомками гуннов (от племени Вар).
Обновленная оборонная линия в районе города Тиррас не смогла выдержать натиск аваров, Киевец был разрушен. Степнякам удалось продвинуться вглубь Европы и аварский каганат просуществовал почти два века, на территориях Болгарии, Сербии, Румынии, Венгрии, Чехии и южной Германии (Бавария).
Анты продолжали поддерживать отношения с Византией, отдельные источники сообщают, что состоялась встреча вождя антов Кия (подтверждение второй версии, что Кий – в переводе князь) с императором. Ответ не заставил долго ждать и в том же году аварский каган послал своего военачальника Апсиха с приказанием полностью истребить племя антов. Феофилакт Симокатта сообщает, что это произошло примерно в конце правления императора Маврикия (582-602). Но анты были слишком многочисленны, чтобы быть полностью уничтоженными в результате всего одного нападения. Вероятнее всего, была уничтожена военно-политическая верхушка, разорена и разграблена территория расселения и перебито много людей.

После такого разгрома, оставшись без племенной верхушки, ванты по Десне и Сейму стали продвигаться на восток. Анализ вятичских древностей найденных при раскопках показывает, что они ближе всего к материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра. Да и сами названия этих рек говорят об их западных корнях: Десна – правая рука или рукав, если подниматься по Днепру, а Сейм – общая река. Ванты обосновались в верховьях Оки, на землях исчезнувшей „мощинской культуры“ имеющей балтские корни. Историки предполагают, что здесь, вероятно, прошло моровое поветрие, из-за чего и появились относительно свободные земли. Финно-угорские племена меря, мещера, мурома, какого-либо сопротивления вятичам оказать не смогли, и постепенно были оттеснены на северо-восток.
Был ли у переселенцев предводитель Вятко, остается неясным. По одной из версий слово вятичи, произошло не от имени их вождя, а от их искаженного самоназвания – вентичи или вантичи. Вероятнее всего, так их назвали новгородцы, которые примерно сходно называли карел – онежичи, псковичей и смолян – кривичи. Подтверждением такой версии можно считать и сообщение арабского автора IX века аль Гардизи, он так пишет о вятичах: „И на крайних пределах славянских лежит земля называемая Вантит“.
Вятичи расселились на территории нынешней Калужской области. Столицей у них был город Горьдно, превратившийся из-за ошибки переписчика Владимира Мономаха в Корьдно. Горьдно стоял на пересечении двух древних торговых путей: по Угре – из Прибалтики и по верхней Оке – к Киеву. Вятичи активно включились в торговлю со своими соседями и возили свои меха в Булгар, где их скупали хазары. После того как вятичи помогли новгородцам в походе на Крым (790-800 гг.), хазары покорили их и наложили дань. Дань была жестокая, по шлягу (золотая монета) с рала (плуга) и вятичи платить ее перестали. Чтобы уйти от нее они использовали уже проверенную тактику, применяемую ими в прошлом, – свои жилища они умело укрывали в лесу, и потому дань собиралась только с тех, кого смогли отыскать. Возможно, поначалу это делалось не преднамеренно, ведь свои поселения вятичи-пахари меняли примерно через 5 лет по мере истощения почв. Верхушка вятичей оказалась в сложном положении, ей приходилось выкручиваться. В Горьдно хазарских гонцов принимали с почетом, их заверяли, что платить никто не отказывается, но вот не с кого собирать. Возможно, хазары, пробовали это сделать сами, но поняв, что их наезды не эффективны (больше расходов), от вятичей отстали. Возможна и другая причина потери интереса к вятичам, хазар интересовали меха куницы и соболя, а здесь их за два-три десятка лет интенсивной охоты почти не осталось. Да и качество мехов средней полосы явно уступало северным. Такой удачный расклад вятичам явно понравился, и с той поры они очень любили прятать свои ценности и прибедняться.
Интересны взаимоотношения вятичей с Киевской Русью. Олег, рассматривал их как союзников в борьбе с Хазарией, но присоединять их к Киеву силой на тот момент он не пытался. Интересно, что в летописях в составе войска Олега при походе на Царьград (907 г.) вятичи не упомянуты. Как показал дальнейший ход событий, вятичи не любили ввязываться во всяческие авантюры, и стремились поменьше привлекать к себе внимания. Например, они никогда не строили больших и богатых городов, что могло бы послужить приманкой для завоевателей.
В походе на Хазарию в 964 году Святослава по пути туда освободил вятичей от хазарской дани, и те помогли ему в передвижении войска, снабдив срубленными ладьями, проводниками и даже воинами. Но на обратном пути Святослав наложил на вятичей дань, ничуть не меньше хазарской. Вятичам это не очень понравилось, и, заплатив поначалу, они вскоре отказались ее платить. Не исключено, что вятичи были в курсе событий, и знали, что Святослав со своей дружиной ушел в Болгарию, Примерно таким же путем они решили поступить и с сыном Святослава Владимиром, в 981 году завоевавшего вятичей. Пришлось Владимиру уже через год отправиться туда вновь: „заратишася Вятичи, и иде на ня Владимиръ, и победи е второе“. Что было дальше, летописи умалчивают, но вятичи получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, „яко звери, ядуще все нечисто“.
В действительности археологические раскопки показывают, что вятичи не были такими уж дикими. Они занимались скотоводством и землепашеством, у них были многочисленные ремесленные мастерские кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Высокого уровня у вятичей имело ювелирное дело, и коллекция литейных форм найденных на их землях уступает только киевским. Мастера-ювелиры изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты. Одних перстней вятичами производилось около 60 видов, а знаменитые семилопастные височные подвески носили только вятичские женщины. Сегодня по этим височным кольцам археологи точно определяются границы расселения вятичей.
После походов Владимира упоминания о вятичах почти на сто лет исчезают со страниц летописей. Если где монахи-летописцы вскользь их упоминают, то не жалея красок чернят. Связано это было с тем, что вятичи перекрывали прямую дорогу из Киева к Ростову и Мурому, из-за чего киевлянам приходилось объезжать их земли через Смоленск. Об этом можно узнать из былин. Илья Муромец, проехав из Мурома в Киев прямой дорогой, с гордостью рассказывает об этом Владимиру:

А проехал я дорогой прямоезжею,
Из стольного города из Мурома,
из того села Карачарова.

На что киевские богатыри говорят князю:

А ласково солнце Владимир князь,
В очах детина завирается:
А где ему проехать дорогу прямоезжую.

Действие другой былины о Соловье Разбойнике, также происходит на земле вятичей. Балтское племя голядь жившее в Смоленской и Калужской областях постоянно грабило купеческие обозы. По былине даже можно уточнить место обитания Соловья разбойника – „Брынские леса“. На речке Брынь, впадающую в приток Оки Жиздру, недалеко от вятичского города Козельска, и сегодня есть село Брынь. Схваченный в тех местах Соловей Разбойник – не кто иной, как известный предводитель голяди Могута, по сообщению одной из летописей приведенный на пир к князю Владимиру в 1006 году.
Получив относительную свободу, к концу XI века вятичи заметно расширили владения, а свою общность превратили в подобие княжества. Это было монархическое государство, располагавшееся на территориях нынешних Тульской, Калужской и Рязанской областей. К нему вскоре примкнули балтские племена, проживавшие на территории Московской области, и жившие южнее (Курская, Орловская и Липецкая обл.) славяне. Об этом можно судить по культуре вятичей и их хозяйству. Например, от балтов они позаимствовали косу. По находкам археологов длина лезвий, ее достигала полуметра, а ширина 4-6 см. Это притом при всем, что почти до XVII века во всей России предпочитали серп, и царю Алексею Михайловичу пришлось даже издавать указ об обязательном переходе в хозяйствах с серпов на косу „литовку“, – неисполнение указа каралось строгим наказанием.
Еще к одному веянью от литвы можно отнести первые усадьбы вятических феодалов очень похожие на западные замки. Укрепленные усадьбы были невелики: в середине был двор – небольшая свободная от застроек площадка, по кругу располагались хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, полуземлянки челяди и погреба. Внушительных размеров дом на мощном каменном фундаменте отапливался печью очень похожей на камин. Как правило, из усадьбы к ближайшей реке шел подземный ход. В Тульской области только в бассейне реки Упы такие усадьбы-крепости были у селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Встречались они и в южных районах, например, в Орловской области точно такие же усадьбы были найдены на реке Неполоди (Спасское городище) и у деревни Титово-Мотыка.
К влиянию со стороны южных славянских племен можно отнести увеличение пантеона богов и расширение религиозных обрядов. К почитанию Стрибога (старого бога Луко), создавшего мир, добавилось почитание Ярилы – бога землепашцев и войны. 23 июня, когда солнце дает наибольшую силу растениям вятичи отмечали праздник Купалы – бога земных плодов. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей. У молодежи особым почитанием пользовался весенний Лель – бог любви, воспевалась вятичами и богиня Лада – покровительница брака и семьи. Славянские боги постепенно оттесняли балтские верования в чудесных спутников жизни, лешего, водяного, домового. Домовой представлялся маленьким старичком, заросшим волосами, ворчливым, но добрым и заботливым. В представлении вятичей вредным и неказистым старичком был и Дед Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Вятичи Дедом Морозом пугали детей. Оба этих персонажа, несомненно, были похожи на гномов или эльфов, культ которых процветал на западе еще до н. э.
В течение XI века земли вятичей продолжали богатеть и застраиваться. На сегодняшний день археологами найдено 1621 поселение, среди которых около 30 городищ. Города вятичей были небольшими и имели от 1 до 3 тысяч населения. Среди них известные нам и сегодня города – Воронеж (впервые упомянут в 1155 г.), Дедославль (1146), Козельск (1146), Кромы (1147), Коломна (1177), Москва (1147), Мценск (1146), Неринск (1147), Елец (1147), Серенск (1147), Тешилов (1147), Трубеч (1186). К ним можно отнести и нынешний город Рязань (1095), поначалу именовавшийся Переяславль-Рязанский. Здесь в пойме Оки на северной окраине на бывшем острове находилось богатое торговое поселение вятичей.
Вятичи продолжали дружить с новгородцами и продавали им зерно. Вместе с ними они участвовали в торговле с Хазарией. Одним из главных товаров вятичей были меха белки и куницы, шкуры бобра и мед. Оттуда они привозили ткани, пряности и сладости, а дирхемы они переплавляли, делая из них серебряные браслеты и другие украшения.
Лишь во второй половине XI века Владимир Мономах после двух походов вновь утвердил свою власть над вятичами. В своем „Поучении“ сыновьям он писал: „А в вятичи ходихом по две зимы да Ходоту я сына его“. По-ходы Мономаха были направлены против вятического князя Ходоты, столицу которого Коръдно археологи до сих пор не установили. Но что интересно, Мономах ничего не сообщает, ни о результатах этих походов, ни об обложении вятичей данью. Да и через год на съезде князей в Любече, где делили княжеские столы, земля вятичей нигде не упоминается.
В 1096 году изгнанный Мономахом из Чернигова Олег Святославич занимает Старую Рязань. От его брата Ярослава начинается династия рязанских князей и вятичи оказываются в кольце древнерусских княжеств. После смерти Мономаха вятические окраины уже подчинены Мурому, Чернигову, Смоленску и Рязани. Окончательно вятичи были присоединены к Киевской Руси в период междоусобиц между Ольговичами и Мономаховичами, когда по их землям не раз прошли славянские дружины Святослава Ольговича и Юрия Долгорукова.
Летопись последний раз упоминает вятичей – в 1197 году. Для сравнения приведу последние упоминания в них других племен: поляне в 944 году, древляне – в 990-ом, кривичи – в 1127-ом, радимичи – в 1169-ом. Самое свободолюбивое племя дольше всех удерживало и свое имя.

ЧТО НАМ ОСТАЛОСЬ ОТ ВЯТИЧЕЙ

Москва была последним из важных торговых поселений вятичей. Его создание можно отнести к моменту захвата киевскими князьями Старой Рязани (1096 г.), после чего главная торговая артерия вятичей Ока была заблокирована. Тогда-то и был найден обходной путь – из Москвы-реки волоком в Клязьму. Севернее Москвы возник поселок Горетный стан. Возможно, его название, как и притока реки Сходни (Всходни) Горетовки произошло от тяжелого крутого подъема, по которому вятичам приходилось волочить суда.
Но центральным поселением в этой местности, почти на век старше Горетного стана был Москов. Подтверждением, этому являются Спасские курганы вятичей XI-XIII вв. Это одна из самых поздних курганных групп, центром которой был курган Великая Могила (более 7 м в высоту и около 20 м в диаметре). При его раскопках в 1883 г. там был обнаружены завернутые в бересту останки старого воина с двумя конским удилами и двумя горшками в изголовье. В соседних курганах нашли женские украшения вятичей: семилопастные височные подвески, сердоликовые красно-белые бусы и т. п.
Из средневековых источников известно, что во времена Владимира Мономаха (10-20 г.г. XII века) на месте Кремля располагалось „село красныя боярина хорошаго Кучки Степана Ивановича“. В одной из летописей второй половины XII века его имя также упомянуто: „Москва, рекше Кучково“. Район Сретенки и Чистых прудов также до XV века именовался „Кучковым полем“. Кем был боярин Кучков неизвестно. Историк-исследователь Игорь Быстров предполагает, что это и был один из последних племенных вождей вятичей, которого казнил пришедший сюда Юрий Долгорукий. Но, не стоит исключать, что это был посланный сюда для наведения порядка посадник, не справившийся со своей задачей перекрыть торговые пути вятичей. После того как Юрий Долгорукий наводит в этом „медвежьем углу“ порядок и появляется известное приглашение князю Святославу Ольговичу датируемое 1147 годом: „Приди ко мне, брате, в Москов“.
К наследству от вятичей можно отнести и главное русское имя Иван. Вполне логично провести аналогию, к обычаю, существующему в период родовых общин, когда люди именовали себя по роду-племени. Например, у дулебов основное имя – Дуло, у Руссов-аланов – Руслан. Так и вантиты, ванты, ваны могли представляться: Я – ван. То, что это имя появляется среди потомков Рюрика уже в XII веке у детей Ростислава Владимировича и Изяслава Ярославича, говорит о том, что это славянское имя, ведь канонические имена у русских князей начали доминировать лишь веком позже. В ходу были Владимиры, Ярослславы, Светополки. Например, Владимир Красно Солнышко хоть и был наречен при крещении Василием, его никогда не вспоминал.
Косвенными подтверждениями славянского происхождения этого имени могут служить поговорка: „Хватит Ваньку валять“ – очень хорошо иллюстрирующая отлынивание вятичей от дани, а также известная игрушка Ванька-встанька, когда вроде бы положенный и покоренный Ванька, вдруг встает, как ни в чем не бывало. Вполне логично сюда же вписывается известный фразеологизм – валять дурака. Думаю, всем известен главный герой наших сказок Иванушка дурачок по сути только притворявшийся им. А вот в критических ситуациях Иван-дурак своим умом и смекалкой побеждает всех врагов.
До середины XII века у вятичей сохранялась языческая религия. Киевляне не раз пытались обратить своих соседей в православную веру, но вятичи выслушивали проповедников и даже соглашались, но отказываться от своих богов не собирались. В 1141 году вятичи убили монаха Кукшу и его спутника Пимена, пришедших на вятические земли распространять христианскую веру. Вот тогда и было использовано имя старого бога вятичей Луко для характеристики не только самих вятичей, но и всего противного христианской вере – лукавый. Киевляне оказались не первыми, кто заметил эту черту вятичей. Почти на тысячу лет раньше германцы свергли из своего пантеона вендского бога Луко, обвинив его в хитрости и умении приспосабливаться, действуя по обстоятельствам.
Действительно, к вятичам больше всех подходит определение – сам себе на уме. У них, явно проигрывавших своим соседям в организации и в военной мощи, смекалка всегда была в почете. Это очень хорошо иллюстрирует сказка, записанная в XIX веке Афанасьевым на вятической земле (Рязанская обл.). Маленькая девочка пошла с подружками в лес и там заблудилась. Наступила ночь, девочка залезла на дерево, стала плакать и звать дедушку с бабушкой. Подходит медведь: – Давай я тебя к деду с бабкой отведу. – Нет, отвечает девочка, – ты меня съешь. Подходит волк: – Давай я тебя к деду с бабкой отведу. – Нет, вновь отвечает девочка. Подходит лиса и тоже предлагает отвести ее домой – девочка соглашается. Дедушка с бабушкой обрадовались, похвалили лисоньку, накормили и приголубили. А та вдруг: – А вы мне еще курочку должны! Дед с бабкой, не долго думая, отвечают: – Да мы тебе и две дадим, – и кладут в один из мешков куру, а в другой собаку. Лисонька пришла в лес, развязала мешки, собака и прогнала ее, а потом вместе с курочкой вернулась домой.
Вот тут и подумаешь: если девочка была смекалистой, – на дерево залезла и на предложения волка и медведя не поддалась, если бабка с дедом были не лыком шиты, то, что уж говорить о взрослых. Кстати, выражение не лыком шиты, тоже вполне подходит к вятичам: хотя они и носили лапти, но провести их было довольно сложно. Потому и не любили их киевляне, не зная, что, в сущности, они одного рода-племени.
Упомянутый выше принцип вятичей прибеднятся, хорошо проиллюстрирован археологами, которые отыскали на земле вятичей огромное количество кладов. Академик Б.А. Рыбаков пишет: „Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях“. Вот и подумаешь: не здесь ли кроется привычка наших людей копить все на черный день?
Сюда же можно отнести и привычку относить свои угодья – поля и огороды подальше от своего жилья – авось не найдут.Не буду утверждать, что именно потому в советские времена наши дачи были на достаточном отдалении от мест проживания, но какие-то интуитивные моменты в подсознании могли иметь место.
И, наконец, то, что наша историческая наука попросту игнорирует: вятичи принесли на русскую землю свиноводство. Как известно, одомашнивать свиней начали кельты. Началось это в центре Европы около 4 тыс. лет назад. Знаком кельтов был гребень, образующийся на холке кабана символизирующий боевой настрой. Похожей на гребень кабана они делали и прическу, смазывая волосы кабаньей кровью. Отголоском того далекого времени является знакомое нам слово колтун – означавшее комок запутанных волос. То, что это слово и его понятие принесли вятичи, – нет никаких сомнений, ведь и женские височные кольца с перевернутым гребнем внутри, назывались колтами.
Со временем инициативу в разведении свиней перехватили германские племена и венеты. Свинина является любимой пищей поляков, белорусов и украинцев. Весь этот путь и проделали в начале анты. Вятичи также занимались свиноводством и этому есть подтверждения в сочинениях арабских хронистов, писавших, что вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.

Рецензии

С удовольствием прочитал на литературном сайте такое историческое исследование. Ценность данной работы в первую очередь в том, что она вызывает желание что-то обновить в памяти, по дискутировать, уточнить… Как мне видится, в работе использовались в значительной мере труды археологов, отсюда – некоторая узость и однобокость отдельных исторических толкований, посылов. Например, там, где речь идёт об ареале расселения тех или иных племён в конкретные исторические периоды или хронологические рамки. Зачастую это происходило в более широких территориальных границах…

Что касается вятичей, то в работе, как и во многих других подобных исследованиях об этом этносе, преобладает несколько упрощённая его подача. Вятичи по своей общественно-политической организации, хозяйственной деятельности, культуре являлись довольно высокоорганизованным, с широкими внешними связями племенем, а к XII–XIII вв. в своём развитии уже опережали многие преуспевающие древнерусские земли! Об этом пишут многие исследователи – Кизилов, Сахаров и др.

Славяне-вятичи несли с собой местному населению новые формы социальной организации с более высокой земледельческо-скотоводческой культурой, с широким применением изделий из металла. Их контакты с финно-угорскими и балтскими племенами – политические, хозяйственные и культурные приводят к тесному сближению этих народностей, в значительной мере – ассимиляции (а не вытеснению их с обжитых территорий, как считаете Вы – А. П.) и возникновению у них общественно-политического синтеза – славяно-финноугорского и славяно-балтского.

В средние века на Оке и Верхнем Дону, по мнению ряда исследователей, существовало сильное вятическое государство (!!!) – племенное объединение, независимое от Киевской Руси с центром – городом Кордно.

В былинах об Илье Муромце его поездка из Мурома в Киев «дорогою прямоезжею» через вятические земли считалась одним из богатырских подвигов. Обычно предпочитали эту территорию объезжать кружным путём.

Монахи-христиане чернят вятичей в первую очередь не за то, что они перекрыли дорогу из Киева к Ростову и Мурому, а за то, что они иноверцы-язычники, со своей самобытной культурой. Язычество у вятичей сохранялось вплоть до XVII столетия, тогда, когда и сам термин-то «вятичи» уже вышел из употребления. Это ещё раз подчёркивает их независимость и самобытность, а не архичность…

Спасибо за интересное чтение. Удачи!

Вятичи, славянское племя , которое проживало на востоке славянских земель с VIII по XIII века нашей эры. Их роль в становлении русского государства сложно отрицать, так как численность этого племени была очень велика. По меркам тех времён, когда количество людей на планете было небольшим, вятичи считались целым народом, который ярко выделялся на фоне таких племен как дреговичи, древляне, поляне или ильменские славяне . Археологи относят вятичей в очень большую группу ромено-борщаговс кой культуры, которая включает также все выше упомянутые племена и мелкие группы.

В летописях они были отмечены как прекрасные земледельцы, кузнецы, охотники и воины. Это племя долгое время оставалось практически неприступных для многих захватчиков, потому что действовали они под управлением единого князя, а не разрозненными группами, раздираемыми междоусобицами. Некоторые историки склоняются к тому, что вятичи обладали всеми признаками первородного государства – имелся свод законов, собственная регулярная армия, символика и культура. входили и в пантеон богов этого племени. Поэтому вятичей можно считать одним из ключевых народов, формировавших .

Этимология слова «Вятичи»

Наиболее правдоподобной версией происхождения названия этого племени считается, та, которая ссылается имя первого князя, известного как Вятко. Существуют также и другие версии. Так, согласно индоевропейской версии славяне вятичи получили своё название от однокоренного слова vent , что означало в те времена «влажный». Это связывают с тем, что они населяли заболоченные земли. Также некоторые историки считают, что вандалы или венделы, в некотором роде, сродни по названию этому племени. Так как данные собирались из различных документов, написанных на древних языках, то они сильно разнятся.

Земля вятичей

Очень интересно также арабское название земель, которые населяло это племя. Арабы называли их отдельной страной, и даже с отдельным названием Вантит. Для того, чтобы понять, какие земли населяли эти древние народы, проще описать их владения в границах современных областей. Частично они находились в Московской области, небольшая часть земель также лежала в современной Смоленской области. На запад земли вятичей простирались до Воронежа, и Липецка. Практически полностью эти славяне заселяли Орловскую, Тульскую, Рязанскую и Калужскую области. О пребывании вятичей на территории современной Липецкой области между историками до сих пор идут споры. Вообще их земли коротко описываются как входящие в бассейн Оки.

Князья вятичей

На тот момент, когда образовалось , и на трон в Киеве взошёл Рюрик, вятичи в состав этого государства не входили. О том, что первый князь вятичей был Вятко, известно не столько из исторических документов, сколько из легенд. При вхождении в состав Древнерусского государства они приняли власть из Киева, но вскоре оказались практически отрезаны от остальных славян хазарами, которым они платили дань. Поэтому о местных князьях этого племени очень мало информации. Они не чеканили собственных монет, также не имели собственных печатей, официально подтвержденных верховным киевским князем. По сути, была нужна им только для военного союза, а в целом же они обладали всеми признаками государственност и.

Ассимиляция славянского племени вятичей

Считается, что вятичи , как славянское племя , окончательно начали утрачивать свои основные черты под влиянием хазар. По сути, им было нечего терять, поэтому они уходили на северные земли, куда не желали идти войной кочевники. У хазар считалось престижным взять себе в жёны славянскую женщину, поэтому со временем генофонд этого племени был смешан. Сложно прослеживать ситуацию у вятичей во время Великого переселения народов, но сказать, что на них это никак не отразилось, нельзя. Вятичи просто растворились в веках. Согласно археологическим исследованиям, из-за обитания в сырых землях, треть населения вятичей не доживала и до 10 лет, а освободившиеся места быстро занимали заезжие люди из других племён. Путь на север растворил вятичей в балтах и финно-уграх.

Введение

1. Происхождение вятичей

2. Быт и нравы

3. Религия

4. Курганы вятичей

5. Вятичи в X веке

6. Независимые вятичи (XI век)

7. Вятичи теряют независимость (XII век)

Заключение

Список литературы


Введение

Первые люди в верховьях Дона появились несколько миллионов лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда, но и изумительно выточенные из камня статуэтки, прославившие палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий на нашей земле жили различные народы, среди которых - аланы, давшие название реке Дон, что в переводе означает "река"; широкие просторы населяли финские племена, оставившие нам в наследство многие географические названия, например: реки Ока, Протва, Москва, Сылва.

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться "вятичи".


1. Происхождение вятичей

Откуда же пришли вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася же вятичи”.

Летописное упоминание “от ляхов” вызвало обширную литературу, в которой, с одной стороны, обосновывалась возможность именно польского (“от ляхов”) происхождения вятичей (в основном это польские истоки), а с другой стороны высказывалось мнение, что речь идет об общем направлении продвижения вятичей, то есть с запада.

Анализ вятичских древностей при раскопках показывает, что они ближе всего к материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра, а, значит, скорее всего, вятичи пришли оттуда. Пришли без каких-либо особенностей, и только изолированная жизнь в верховьях Оки и метисация с “окраинными” балтами - голядью - привели к племенному обособлению вятичей.

С верховьев Днестра на северо-восток ушла с вятичами большая группа славян: будущим радимичи (во главе с Радимом), северяне - юго-западней вятичей, и еще одна славянская группа, дошедшая до верховьев Дона. Эта группа славян через два века была вытеснена половцами. Название ее не сохранилось. В одном хазарском документе упоминается славянское племя “сльюин”. Возможно, это они ушли на север в Рязань и слились с вятичами.


Имя “Вятко” - первого главы племени вятичей - является уменьшительной формой от имени Вячеслав.

“Вяче” - древнерусское слово, означающее “больше”, “более”. Это слово известно также в западно- и юго-славянских языках. Таким образом, Вячеслав, Болеслав - “более славный”.

Это подтверждает гипотезу о западном происхождении вятичей и иже с ними: имя Болеслав наиболее широко распространено у чехов, словаков и в Польше.

2. Быт и нравы

Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина - 4-5 см.

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.

Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII-Х вв. и тем более XI-XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена.

Интересно, что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями городища. По-видимому, эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края.

О существенных изменениях в жизни местного населения в IX-XI вв. сообщают нам древние летописи. Согласно «Повести временных лет» в IX в. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Его подданными они продолжали оставаться и в Х в. Первоначальная дань взималась, видимо, пушниной и подворно («от дыма»), а в Х в. требовалась уже денежная дань и «от рала» - от пахаря. Так что летопись свидетельствует о развитии в это время у вятичей пашенного земледелия и товарно-денежных отношений. Судя по летописным данным, земля вятичей в VIII-XI вв. была целостной восточно-славянской территорией. Длительное время вятичи сохраняли свою самостоятельность и обособленность.

Летописец Нестор нелестно описывал нравы и обычаи вятичей: "Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь". Следующая фраза объясняет столь неприязненно-критический тон летописца-монаха: "Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники, не зная закона Божья, но сами себе творя закон". Было это писано не позднее 1110 года, когда в Киевской Руси уже прочно утвердилось православие и церковники с праведным гневом обличали своих сородичей-язычников, погрязших в невежестве. Эмоции никогда не способствуют объективному видению. Археологические изыскания говорят, что Нестор, мягко говоря, был не прав. Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI - XIII векам. Они представляют собой холмики высотой 1,5-2 метра. В них археологи обнаружили наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда - серпы, кресала, скобели и т.д. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства - льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока.

В отличие от прежнего населения - мордвы и коми, - занимавшегося охотой и ушедшего в поисках зверя за Волгу, вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами, ремесленниками, купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище, а на полянах, опушках лесов, там, где имелись земли, пригодные для хлебопашества. Здесь же, возле своей пашни, славяне и селились. Сначала строилось временное жилище - шалаш из переплетенных веток, а после первого урожая - изба с клетью, где держали птицу. Эти строения почти не отличались от тех, что до сих пор мы видим в деревеньках Верхневолжья; разве что окна были совсем маленькими, затянутыми бычьим пузырем, да печки без трубы топились по-черному, так что стены и потолки постоянно были в саже. Потом появились хлев для крупного скота, амбар, овин да гумно. Рядом с первой крестьянской усадьбой - "починком" возникали соседские усадьбы. Их хозяевами были, как правило, повзрослевшие сыновья владельца "починка" и другие близкие родственники. Так образовывалось село (от слова "сесть"), Когда свободных пашенных земель не хватало, начинали вырубать лесные участки. В этих местах возникали деревни (от слова "дерево") Те вятичи, что занимались ремесленничеством и торговлей, селились в городах, которые возникали, как правило, на месте старых городищ, только вместо прежних длинных бараков возводились усадебные постройки. Впрочем, и горожане не прекращали заниматься сельским хозяйством - возделывали огороды и сады, содержали скотину. Любовь к загородному ведению хозяйства сохранили и те вятичи, что жили большой колонией в столице Хазарского каганата - Итиле, расположенного на обоих берегах Волги в самом устье. Вот что писал арабский путешественник Ибн Фадлан, побывавший на Волге в первой четверти Х столетия: "В окрестностях Итиля нет селений, но, несмотря на это, земля покрыта на 20 парасангов (персидская мера длины, один парасанг - около 4 километров. - Д. Е.) - возделанными полями. Летом итилийские жители отправляются на жатву хлеба, который они перевозят в город сухим путем или водою". Ибн Фадлан оставил нам и внешнее описание славян: "Никогда я не видывал таких рослых людей: они высоки, как пальмы, и всегда румяны". Большое число славян в столице Хазарского каганата дало основание другому арабскому писателю утверждать: "Существуют два племени хазар: одни кара хазары, или черные хазары, - смуглы и черны почти как индейцы, другие - белы, имеют красивые черты лица". И далее: "В Итиле находится семь судей. Двое из них магометане и решают дела по своему закону, двое хазары и судят по Закону еврейскому, двое христиане и судят по Евангелию и, наконец, седьмой для славян, руссов и других язычников, - судят по рассудку". Славяне-вятичи, жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки, занимались не только землепашеством. Главным родом их занятий было речное судоходство. С помощью однодревок, управляемых вятичами, купцы из Киева достигали верховьев Днепра, оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплывали к устью Яузы. Здесь, где сегодня возвышается гостиница "Россия", находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве, добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ипьмень и реке Ловати. От московской пристани торговый путь проходил по Яузе, далее волоком, в районе нынешних Мытищ ладьи перетаскивались на Клязьму и далее плыли по ней до впадения Оки в Волгу. Славянские суда доходили не только до Булгарского царства, но и до Итиля, даже далее - вплоть до южных берегов Каспия. По Москве-реке вниз шел торговый путь на юг, к Оке, в рязанские земли, далее на Дон и еще ниже - к богатым южным городам Причерноморья - Судаку и Сурожу. Через Москву пролегал еще один торговый путь, от Чернигова до Ростова. Существовала и сухопутная дорога с юго-востока к Новгороду. Она шла через Москву-реку бродом в районе нынешнего Большого Каменного моста под самым Боровицким холмом. На перекрестке этих торговых путей, в районе будущего Кремля, возник рынок - подобие того, что располагался на берегу Волги, в пятнадцати километрах от Булгара. Так что, как видим, утверждение Нестора о дикости вятичей не соответствует действительности. Тем более вызывает очень сильное сомнение и другое его свидетельство - о том, что вятичи - одно из племен, отколовшихся от ляхов и пришедших в бассейн реки Москвы с Запада.

«Темные века» нашего края

В конце I-го тысячелетия нашей эры славянские племена начинают активную миграцию на север. Они полностью поглощают дьяковскую культуру - часть финских племен вытесняется на север, а большая часть ассимилируется. Как считает В.В. Сидоров, в нашем крае ассимиляция прошла безболезненно, поскольку славянский элемент проник в местную финно-угорскую среду задолго до основной волны славянской миграции. Его следы прослеживаются во взаимодействии иеневской и рессетинской культур, в следах фатьяновской культуры (отнесенной к трипольскому славянскому миру), в возможном формировании отдельной Каширской культуры, где шел активный процесс культурного обмена между славянами, балтами (этноса возникшего, по его мнению, не без влияния славянского мира) и угро-финскими племенами дьяковцев (в период с V по II век до нашей эры).

Вероятно, это была первая волна славянской миграции в нашем крае. Вполне объяснимо, что при отсутствии какого-либо подобия дорог, миграция шла по рекам и, прежде всего, по Оке. С верховьев реки до нашего района среднего течения Оки и далее на север и северо-восток. Этот проторенный путь сохранился и в последующие этапы славянской миграции. Можно предполагать, что в нашем крае в конце I-го тысячелетия до нашей эры и в I-м тысячелетии нашей эры, существовал некий полиэтнос, появившийся из слияния угро-финских, балтских и славянских племен. Именно существование этого полиэтноса может объяснить загадочное, до сих пор научно необъяснимое, исчезновение дьяковских городищ в V-VII веках н.э.

Версия формирования нового полиэтноса под давлением первой волны славянской миграции очень интересна и может стать объяснением «исчезновения» дьяковцев, попросту растворившихся в балтах и славянах. Хотя и в этом случае до конца не понятно, что же происходило в нашем крае с V по VIII века, когда следов дьяковцев не находят, а по летописным и археологическим сведениям, славянское племя вятичей в бассейне Оки еще не появилось?

Что происходило в эти 200-300 лет, которые ученые называют «темными веками»? Ответов пока нет, а это значит, что еще ждут своего исследователя новые археологические находки в нашем крае, которые, возможно, позволят приоткрыть завесу тайны над этим вопросом.

В наше время уже не вызывает сомнений тот факт, что частичное проникновение славян в бассейн реки Оки заметно уже с конца IV века (после нашествия гуннов) и усилилось с середины VI века (после нашествия аваров).

Побуждало славян к миграции и изменение климата. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Началось великое славянское переселение.

Сила славян заключалась в том, что они не были привязаны к одной ландшафтной зоне и с одинаковым успехом занимались хозяйственной деятельностью и в дремучих европейских лесах и в плодородных ковыльных степях. Основой хозяйства славян было подсечно-огневое земледелие, которое в сочетании с охотой, рыболовством и лесными промыслами становилась основой экономики. Это позволяло славянам расселяться на любых свободных или малозаселённых землях. А наш край, как мы уже показали на примере «исчезновения» дьяковских племен, был как раз относительно свободным. Первые славяне-разведчики оценили эти плюсы.

Когда пришли «Большие люди»?

Только в VIII веке на Оке появляются вятичи, носители роменско-боршевской археологической культуры. Откуда приходят они? - вопрос, открытый до сих пор. Автор «Повести временных лет» Нестор, объясняя наименование «вятичи», назовет их прямыми потомками некоего Вятка («а Вятко сел с родом своим на Оке, от него же прозвались вятичи»). При этом, говоря об этом легендарном племенном князе, он сообщает, что вместе с братом своим Радимом (от которого произошли радимичи), происходили они от «ляхов», т.е. являлись выходцами с территории современной Польши, точнее, пришли со стороны территорий, занятых польскими славянскими племенами.


Вполне вероятно, что венеды-вятичи пришли на Оку, в наш край, по проторенной купцами дороге «янтарного пути». Шли долго, с остановками в сотню лет в Приднепровье (VI-VIII век), оставив там следы своего пребывания и вобрав в себя черты волынцевской, а позднее и роменско-боршевской культуры местных славян. На единые и взаимопроникающие этнокультурные корни восточнославянских племен намекает и Нестор, отмечая в «Повести временных лет»: «И живяху в мире поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвати». Но при этом Нестор подчеркивает то, что радичимичи и вятичи пришли с запада, со стороны земли ляхов (то есть в ту пору из страны венедов), на землю исконных обитателей Приднепровья - полян и древлян. («Поляномъ живущимъ о себе, якоже ркохомъ, сущии от рода словеньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ»).

Идя далее, вобрали в себя вятичи и мощинскую культуру балтских племен, с которой они встретились в VII-VIII веках в верховьях Оки, перебравшись оттуда с левого берега Днепра. От мощинцев они взяли полукруглую форму строительства валов укрепленных городищ и сооружение курганов с кольцевыми оградами при захоронении. При этом в кургане вместе с покойником вятичи стали хоронить коней и оружие, как делали балты. Переняли вятичи и обычай украшать себя шейными гривнами и перстнями. И, наконец, в конце VIII - начале IX века вятичи приходят в наш край. Малозаселенный и почти нетронутый. С прекрасными местами для устройства типичных вятичских поселений - на высоких берегах рек и оврагов. Без кровопролития ассимилировали вятичи местное население из первых славян, смешавшихся с финно-уграми и балтами. Не случайно, что первые поселения вятичей в нашем крае расположились на месте бывших дьяковских городищ - на городище 2 и селищах 1, 4 и 5 Колтово, на селище Лидское, а также по левому берегу Оки на селищах Смедово II и Смедово III.

Основой хозяйства вятичей были земледелие и охота. Первые поселенцы начинали жизнь на новом месте со строительства шалаша или землянки, а после первого урожая ставили рубленый дом с клетью для птицы. Топили избы по-черному. После появлялись хлев для скота, амбар, овин и гумно. Рядом с первой крестьянской усадьбой - «по-чинком», селились родственники первопоселенцев. Мелкие земледельческие деревни часто носили временный характер и переносились на другие места по мере истощения небольших подсечных пашен. Охотиться вятичи предпочитали на бобра, который в обилии обитал тогда на всех реках и речках современной территории Каширского района. Горностаевый, беличий и куничий меха являлись важной статьёй товарообмена с соседними финскими и балтскими племенами. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Природные условия нашего края давали вятичам возможность вести хозяйство активно и успешно. Гончарное, кузнечное и другие ремёсла были дополнительными источниками существования поокских славян.

Самые ранние следы пребывания вятичей в нашем крае датируются концом VIII - началом IX века. Это подтверждают, сделанные в Каширском районе и на сопредельных ему территориях, находки керамики, характерной для роменско-боршевской культуры. Она аналогична той, которую нашла Т.Н. Никольская в ранних слоях при раскопках города вятичей Серенска (Калужская область).

Лепная грубая посуда этого типа найдена у нас на поселении 1 в Колтово (Колтово 2) и на селище 4 (Колтово 8).

Ранние слои культурного слоя детинца Колтеска (городище 1), селища 1 и 5 Колтово, также дают основание говорить о появлении здесь вятичей в конце 700-х - начале 800 гг. н. э. Жили вятичи в VIII-X веках в районе нынешнего с. Ледово, на селище Лидское (д.Лиды); а также недалеко от границ современного Каширского района на левом берегу Оки на селище Кордон (Серпуховский район); на урочище Пьяная гора у нынешней Малюшиной дачи; на селище Лужники (все - Ступинский район). Археологи нашли здесь лепную толстостенную керамику роменского типа - горшки лепные грубые, с бугристой поверхностью, с зернами примесей, по краю венчика насечки, сделанные ногтем, либо навитой на палочку веревкой-шнурком. Надо заметить, что археологические находки являются основным источником наших представлений об образе жизни и развитии вятичей. Поскольку единственное упоминание вятичей в древней Несторовой летописи, хотя и содержит точное описание обычаев и образа жизни наших предков, но уже несет на себе отпечаток политической предвзятости правителей Киевской Руси.

Любопытен тот факт, что Нестор и другие летописцы, создавая официальную версию истории Киевской Руси, чрезмерно восхваляет предков киевлян - полян, не упоминая о государственных образованиях у других восточных славян, в том числе и у вятичей, принижая вятичей и другие племена. А зря, если сравнить развитие русских земель в IX-XIII веках по количеству городищ, то окажется, что больше всего их было в районе Днепра (исконная Киевская Русь) - 49% от общего числа всех известных древнерусских городищ, а на «втором месте» земли вятичей на Оке - 16,6% от общего числа всех известных древнерусских городищ (вот тебе и «звериный образ жизни в лесу»!). Как отмечал дореволюционный исследователь древнерусских городов И.Д.Беляев: «...Этот неизвестный край, совершенно забытый прежними нашими летописями, кипел деятельностью и жизнью не меньше других краев Руси, ... в нем было множество городов».

О величии государства вятичей рассказывали арабские и персидские купцы. В IX-X веках они упоминают об известном им на Оке большом городе Вантит, т.е. Вятков или Вятич. При этом арабам в ту пору были известных всего три славянских города: «Куяба» - Киев; «Славия» - Новгород; «Артания» - Вантит на Оке. На мордовском языке слово «Артания» означает «страна на запоре (на замке)». И неслучайно арабы упоминали, что вятичи никого к себе не пускали и убивали пришельцев. Неслучайно, уже в более позднее время, в X-XII вв. земля вятичей, затерянная в глухих лесах, считалась жителями других областей малодоступной и опасной. Обычная дорога из Киева в древнейшие русские города Ростов и Суздаль шла кружным путем через Смоленск и верховья Волги. Мало кто из путешественников отваживался проехать через опасные леса вятичей. Вспомним хотя бы первый подвиг былинного богатыря Ильи Муромца, который проехал по прямому пути из Мурома в Киев через наши «дикие края». Это было настолько невероятным для того времени, что по былинному преданию киевляне осмеяли Илью Муромца, когда тот сообщил им о путешествии через «страну на замке». И не поверили бы, не предъяви им былинный богатырь доказательство - Соловья-разбойника. Возможно вятичи, как люди лесные, умели жить на деревьях, прячась в вековых дубах, обороняясь и нападая сверху, при этом подавая свистом сигналы друг другу. Неслучайно, что прекрасные воины-вятичи, державшие свою землю «на замке», приняли участие в легендарном походе князя Олега в 907 году на Царьград (Константинополь).

Основой хозяйства вятичей в IX-X веках продолжало оставаться земледелие и скотоводство. К концу этого периода подсечное земледелие стало меняться на пашенное. Но этот переход проходил у вятичей, живущих в лесном краю, медленнее, чем у других восточнославянских племен. Основными орудиями труда были железный топор, мотыга и большой нож -«косарь». (На селище 4 в Колтово археологи нашли обломок косы и железного ножа. В Колтово 7, кроме обычного обилия древнерусской линейной и волнистой керамики, археологи нашли железные ножи, косы-горбуши). Применялась борона - суковатка. Убирали урожай серпом. Самыми популярными сельскохозяйственными культурами вятичей были просо и репа. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма заготавливали на заливных приокских лугах. По обилию костей птицы, можно судить о развитости птицеводства.


Охота шла на пушного зверя. Причем, вятичи ели мясо добытого бобра, что позволило Нестору написать в летописи, что вятичи «ели нечистое». Мед и воск добывали бортничеством у лесных пчел. Активно вятичи использовали реки. Кроме занятия рыболовством они на лодках однодревках, с целями товарообмена, путешествовали по Оке и Волге до Каспия и по волокам попадали в Киев и Новгород. В округе Каширского края имеется еще несколько городищ вятичей датируемых ХI-XIII вв. На Оке это Тешилов (Серпуховской район) и Хорошевка (Лопасня?) (Ясногорский район), на р.Осетре - Щучье (Соколовка) (Веневский район), Бавыкино и Бебехино (Зарайский район) и др.

В городищах селились ремесленники. Археологические раскопки свидетельствуют о развитии у вятичей кузнечного дела, литья металла. Были развито ювелирное мастерство, ткачество (на археологических памятниках Колтово нередко находили шиферные и глиняные пряслица), гончарное и камнерезное дело.

Если в гончарном ремесле у восточных славян наступила кэтому времени унификация - керамику стали делать на гончарном круге и украшать одинаковым для всех линейным или волнистым узором (эта керамика находится во всех археологических памятниках, открытых в Каширском крае), то в ювелирном деле имелись различия. В ювелирном ремесле вятичи лишь немного уступали Киеву и изготавливали браслеты, перстни, височные кости, крестики, амулеты и т.п.

Наш край - центр древнерусской торговли.

Как мы помним, страна вятичей была «страной на замке». Но вдруг древнерусский летописец сообщает, что с середины IX века (859 год) наши предки начали платить дань Хазарскому каганату: «А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма (дома)». При этом Д.С. Лихачев, считает, что перевести это место в «Повести временных лет» можно как «по серебряной монете и по белке», а можно и как «по зимней (белой) белке и по белке». Тогда выходит, что наши предки платили совсем ничтожную дань хазарам. Судите сами, если позднее, по законам «Русской правды», была установлена «вира» (штраф) за нанесенную рану - 30 белок, а за синяк -15 шкурок. Не говорит ли такая дань хазарам, больше похожая на малый налог, о добровольности подчинения? Начавшим заниматься торговлей вятичам было очень удобно «дружить» с хазарами, чьи купцы контролировали в ту пору всю восточную торговлю, приносившую большой доход. А для этого можно было и войти в состав каганата на почетных условиях, получив массу льгот и привилегий в обмен на налог - малую дань. Можно говорить о том, что, платя малую дань хазарам, вятичи сохранили максимальную автономию, но при этом получили огромные преимущества для торговли с развитым арабским Востоком.

Главной монетой в этой торговле стали серебряные арабские дирхемы (тонкая серебряная монета диаметром 2-2,5 см, покрытая с обоих сторон надписями - благочестивыми изречениями и содержащая имя правителя, место и год чеканки по летоисчислению Хиджра, ведущегося от года бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). При этом восточные купцы торговали не только с вятичами. Основной поток товаров шел транзитом через наши земли «из варяг в греки» - в Западную Европу и Византию (византийские монеты найдены в кладе у д.Хитровка). Понятно, что воинственные вятичи, кроме доходов от торговли, получали за этот окский транзит плату. Да еще плату за вооруженную охрану по проводке купеческих караванов, состоящих из плоскодонных лодок и ладей по Великому Волжскому пути. Богатство стало оседать с IX века в нашем крае, дав толчок не только развитию хозяйства, но и положив начало социальному расслоению общества вятичей. Так, при раскопках городища 2 в Колтово археологи выявили отдельно стоящую, укрепленную кольцевым валом и рвом богатую усадьбу с древнерусской гончарной керамикой. Археологи находят в слоях того периода первые замки и их части. Это яркое подтверждение того, что именно Каширская земля и наш край стали центрами интенсивной международной торговли. Об этом свидетельствуют многочисленные клады IX-X веков, найденные в нашей земле. На территории современной Москвы и Московской области зарегистрирова но всего 15 находок. Из них 6 (почти половина!) в Каширском районе. (Наш первый краевед А.И. Воронков упоминал еще один клад арабских монет, найденный в Топканово, но нет ни описаний этого клада, ни иных упоминаний. Уж не в нашем ли крае, а не в Воронеже, находился легендарный торговый город Вантит-Вятич? Может быть, верна версия некоторых историков, что столица государства вятичей город Кордно (арабы называли этот город Хордабом и описывали, как дружина вятичей собирала дань с населения) находился на территории современного Веневского района, граничащего с нашим краем? Тогда дорога в столицу вятичей могла идти по нашей земле, по рекам Осетр и Б.Смедва!

У арабского путешественника Гардизи в сочинении XI века отмечено, что русы «не продают товара иначе, как за чеканенные дирхемы». Большая масса восточных монет оседала в нашем крае, что способствовало развитию денежного обращения. Неслучайно, что уже через сто лет, в 964 году вятичи стали платить повышенную дань хазарам серебряной монетой (щеляг) и не с дома (дыма), а с сохи (рала) - с пахаря («Козаром по щелягу от рала даем»). Такая дань тоже была не слишком тяжкой для вятичей, поскольку арабские путешественники сообщали, что серебряные дирхемы у вятичей идут на изготовление украшений-монист для женщин, порою числом до тысячи.

Что продавали вятичи за арабское серебро? Известный арабский географ Ибн-Хордадбех сообщал в «Книге путей государств» (около 846 года) о дорогих мехах. «Повесть временных лет» отмечает, что из Руси шли меха, мед и «челядь» (пленные рабы). За дирхем на Руси можно было купить кунью шкурку, а беличью даже за полдирхема. По данным Ибн-Хор-дадбеха, самый дорогой раб стоил около 300 дирхемов. Хороший и устойчивый спрос был у арабов в ту пору на меха, вошедшие в моду в арабских халифатах. Соболи, куницы, белки и горностаи из края вятичей украшали плечи знатных хазар и арабов. Покупали восточные купцы и кость мамонта, которая встречается в нашем крае и поныне, а в ту пору, надо полагать, в обилии имелась по берегам рек на «кладбищах мамонтов».

У арабских купцов вятичи покупали украшения: «Самым великолепным украшением (считаются) у них (русов) зеленые бусы из той керамики, которая бывает на кораблях, - вспоминал Ибн-Фадлан, - они покупают такие бусы за дирхем и нанизывают их, как ожерелья для своих жен».

Развивался и внутренних торговый обмен в нашем крае. Возникают первые погосты - места местной торговли и товарообмена, небольшие торжища. Вот таким был период хазарского «ига», в результате которого земля вятичей обогатилась и укрепилась и стала лакомым куском для Киевской Руси, во времена правления князя Олега покорившей все племена восточных славян, кроме вятичей.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...