Уничтожение цыган нацистами. Геноцид цыган: понятие, терминология, период уничтожения цыган, опыты над людьми, организаторы

Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуальных мужчин, неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев. По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 200 000 - 1 500 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

Цыганская женщина с ребёнком, во время исследований в Центре расовой гигиены.

Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы.

Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности. Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (нем. Zigeunertum) от немецкого народа.

Дети в лагере Берлин-Марцан. 1933 год.

Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах.

Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. Так, 16 июля 1936 года, в связи с Олимпийскими играми, проводившимися в тот год в Берлине, цыгане были изгнаны за черту города и отправлены на участок, впоследствии получивший название «площадки для привала Марцан».

Изготовление слепка лица в Центре расовой гигиены. 1936 год.

С марта 1936 на цыган были распространены положения так называемых «Нюрнбергских законов» (нем. Nürnberger Gesetze) о гражданстве и расе, которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, было снято гражданство Третьего рейха.

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем, линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 Имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

В лагере Халле - подразделении Бухенвальда.

Через лагерь Марцан прошли как минимум 1500 цыган. Это был накопитель, первая станция на пути к уничтожению. Подавляющее большинство находившихся в нём людей было депортировано в мае 1943 года в лагерь уничтожения Освенцим.

16 мая 1938 года по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера в берлинское управление уголовного розыска было включено управление по борьбе с «цыганской угрозой», образованное из Службы информации по цыганам. Тем самым завершилась первая фаза уничтожения цыган: создание псевдонаучного инструментария, селекция и концентрация в лагерях, а также создание централизованного и отлаженного аппарата для координации дальнейших преступных проектов в масштабах всего государства на всех административных уровнях. Насколько известно, первым законом, прямо и непосредственно направленным против цыган, был циркуляр Гиммлера от 8 декабря 1938 года «О борьбе с цыганской угрозой». В нём говорилось об «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов».

В Центре расовой гигиены доктора Риттера.

Уничтожение началось со стерилизации цыган (вторая половина 1930-х годов). Нацисты выработали несложный способ стерилизации женщин - укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. Это приводило обычно к мучительному воспалительному процессу, приводившему к заражению крови и смерти. Такому методу стерилизации подвергались не только взрослые женщины, но и девочки.

Сотрудница Центра расовой гигиены определяет цвет глаз молодой женщины.

27 апреля 1940 по приказу Гиммлера начались первые депортации синти и рома на территорию Польши - в трудовые и концентрационные лагеря, а также в еврейские гетто. Затем последовал приказ о принудительном переводе на оседлое положение польских цыган: их размещали в еврейских гетто, а имущество конфисковывали. В городе Лодзь находилось самое большое на завоеванных Германией территориях цыганское гетто, послужившее образцом для остальных. Оно было полностью изолировано от еврейского гетто.

Первые партии цыган поступили сюда осенью 1941 года, их транспортировкой руководил лично Адольф Эйхман. Всего в Лодзь прибыло 4996 цыган (в том числе 2689 детей), депортированных из лагерей на территории Австрии. Многие были уже крайне истощены, страдали от жестокого обращения и болезней. Цыганское гетто в Лодзи просуществовало почти два месяца. С 1943 года цыган Лодзи начали уничтожать в лагере смерти Хелмно. Из Варшавского гетто цыган вместе с евреями отправляли в лагерь смерти Треблинка.

В «цыганском» лагере Тангермюнде. 1931 год.

Депортация цыган. 1940 год

Ева Хедвиг Юстин(немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии) опрашивает цыганскую семью.

Д-р Риттер берет образец крови у цыганки.

В Центре расовой гигиены.

Цыган в Асперг, Германия, перед депортацией в лагерь, в Польше.

Цыгане идут по улице в Asperg, на пути к тюрьме Hohenasperg.

Цыгане во дворе тюрьмы Hohenasperg.

Цыгане под конвоем полиции в Асперг, Германия.

Цыгане едут в поезде, в концентрационный лагерь, в Польше.

Софи Эрхардт, атрополог и исследователь «расовой теории», беседует с цыганкой.

Геноцид цыган был осуществлен нацистами в период Второй Мировой войны, с 1939 по 1945 годы. Он проводился на территории Германии, в оккупированных государствах, а также в странах, считавшихся союзниками Третьего рейха. Уничтожение этого народа стало частью единой политики национал-социалистов, стремившихся ликвидировать определенные народы, политических оппонентов, неизлечимых больных, гомосексуалистов, наркоманов, психически неуравновешенных людей. По последним данным, количество жертв среди цыганского население составило от двухсот тысяч до полутора миллиона человек. Пострадавших оказалось еще больше. В 2012 году в Берлине был открыт мемориал, посвященный цыганам, которые стали жертвами геноцида на территории нацистской Германии.

Терминология

Даже в современной науке нет единого термина, определяющего геноцид цыган. Хотя существуют несколько вариантов, как обозначить репрессии против конкретно этого народа.

Например, цыганский активист Янко Хэнкок предложил обозначать геноцид цыган термином "параимос". Дело в том, что одно из значений этого слова - "изнасилование" или "надругательство". В этом понимании оно часто и употреблялось среди цыганских активистов. При этом ученые до сих пор ведут споры о том, насколько этичным можно считать этот термин.

Начало преследования

С точки зрения нацистской теории, цыгане воспринимались как угроза расовой чистоте германской нации. По заявлениям официальной пропаганды, немцы были представителями чистокровной арийской расы, которая была родом из Индии. При этом известно, что теоретикам нацизма приходилось сталкиваться с определенной сложностью из-за того, что цыгане были еще более непосредственными выходцами из данного государства. При этом они также считались близки к нынешнему населению этой страны, даже говорят на языке, относящимся к индоарийской группе. Так что выходило, что цыган можно считать арийцами ничуть не меньше, чем самих немцев.

Но все-таки выход удалось найти. Было официально объявлено нацистской пропагандой, что цыгане, которые живут на территории Европы, являются результатом смешения арийского племени с самыми низшими расами со всего мира. Этим якобы и объясняется их бродяжничество, служит доказательством асоциальности этого народа. При этом даже оседлые цыгане признавались потенциально склонными к правонарушениям такого рода поведению из-за их национальности. В результате специальная комиссия выпустила официальные требования, в которых настоятельно рекомендовала отделить цыган от остального немецкого народа.

Законодательной базой для начала геноцида цыган стал закон о борьбе с ними, тунеядцами и бродягами, который был принят в 1926 году в Баварии. По его аналогу были ужесточены правовые акты во всех регионах Германии.

Следующим шагом стал период, начавшийся в 1935 году, когда полиция, а также ведомства, отвечавшие за социальное обеспечение, во многих городах стали насильно перемещать цыган в лагеря принудительного содержания. Часто они были обнесены колючей проволокой. Находившиеся там люди были обязаны подчиняться строгому лагерному порядку. Например, в июле 1936 года во время Олимпийских игр, которые проводились в Берлине, цыгане были изгнаны из города, их отправили на участок, который позже получил наименование "площадка для привала Марцан". Так в будущем стал называться нацистский для содержания этих заключенных.

Несколькими месяцами ранее на цыган стали распространяться положения "нюрнбергских расовых законов", которые до этого применялись только к евреям. Отныне этим народам официально было запрещено вступать в браки с немцами, голосовать на выборах, они были лишены гражданства Третьего рейха.

Министр внутренних дел по фамилии Фрик разрешил начальнику полиции Берлина провести всеобщий день облавы на цыган. В лагере Марцан оказались не менее полутора тысяч заключенных. По сути, это был накопитель, ставший первой станцией на пути к уничтожению. Большинство попавших в него заключенных были отправлены в лагерь "Освенцим" и уничтожены.

В мае 1938 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер приказал создать в составе берлинского управления уголовного розыска специальный отдел, занимавшейся борьбой с "цыганской угрозой". Считается, что на этом завершилась первая фаза преследования цыган. Ее основными результатами стали создание псевдонаучных инструментариев, концентрация и селекция цыган в лагерях, создание отлаженного и централизованного аппарата, предназначенного для координации дальнейших преступных проектов в масштабах всего государства на всех уровнях.

Считается, что первым законом, который непосредственно был назначен против выходцев индоарийской группы, стал циркуляр Гиммлера о борьбе с цыганской угрозой, подписанный в декабре 1938 года. В нем содержалась информация о необходимости урегулировать так называемый цыганский вопрос, исходя из расовых принципов.

Депортация и стерилизация

Уничтожение цыган фактически началось с их стерилизации, которая массово проводилась во второй половине 30-х годов XX века. Эту процедуру осуществляли, производя укол в матку грязной иглой. При этом медицинская помощь после этого не оказывалась, хотя были возможны тяжелые осложнения. Как правило, это приводило к весьма мучительному воспалительному процессу, который иногда приводил к заражению крови и даже смерти. Этой процедуре подвергали не только взрослых женщин, но и девочек.

В апреле 1940 года начались первые депортации народов рома и синти на территорию Польши. Это считается началом геноцида цыган во время Второй Мировой войны. Там их направляли в еврейские гетто и концентрационные лагеря.

Вскоре после этого последовало распоряжение о принудительном отправлении польских цыган на оседлое положение. У них конфисковали имущество, поселяя в еврейских гетто. Самая большая цыганская территория за пределами Германии располагалось в польском городе Лодзь. Она была изолирована от еврейского гетто.

Первых цыган массово начали сюда свозить уже осенью 1941 года. Этим лично руководил начальник отдела гестапо отвечавший за окончательное решение немецкого вопроса. Сначала с территорию Австрии прислали почти пять тысяч цыган, половина из которых были детьми. В Лодзь многие из них приехали сильно истощенными и больными. Гетто просуществовало всего два месяца, после этого уничтожение цыган стали проводить в лагере смерти Хелмно. Из Варшавы представителей этого народа вместе с евреями отправляли в Треблинку. Так осуществлялся геноцид цыган во время Второй Мировой войны. Однако на этом преследования не закончились. И не ограничивались они лишь этими государствами.

Уже осенью 1941 года в оккупированных областях СССР было положено начало геноциду цыган наряду с массовыми расстрелами евреев. Айнзацкоманды уничтожали все таборы, которые встречали на своем пути. Так, в декабре 1941 года Айнзацкоманда под управлением группенфюрера СС устроила массовые казни цыган на полуострове Крым, причем уничтожались не только кочевые, но и оседлые семьи.

Весной 1942 года эта практика начала применяться на всей оккупированной территории, так начался геноцид цыган в России. Каратели в основном руководствовались принципом крови. То есть расстрелы цыган-колхозников, артистов или городских рабочих не вписывался в рамки борьбы против таборного криминала. В действительности для вынесения смертного приговора достаточно было определения национальности.

Со временем геноцид цыган в России дополнился акциями, проводимыми в рамках "антипартизанской войны". Так, в 1943 и 1944 годах представители этого народа гибли наряду со славянами при сожжении деревень, которые, как считали немцы, оказывали помощь партизанам, а также в рамках борьбы с подпольщиками.

Во время Второй Мировой геноцид цыган продолжался на всей оккупированной территории СССР. Самые массовые расстрелы были зафиксированы на Западной Украине, в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях. По мнению авторитетных источников, были убиты около 30 тысяч представителей этой национальности.

Расправа с немецкими цыганами

Немецких цыган начали массово арестовывать весной 1943 года. В тюрьме оказались даже военнослужащие немецкой армии, обладатели боевых наград. Всех их отправляли в Освенцим.

Геноцид цыган во время Второй Мировой осуществлялся в концлагерях. В живых оставляли преимущественно немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Российских, польских, сербских, литовских венгерских представителей убивали в газовых камерах, как только они прибывали в концлагерь.

Однако и немецкие цыгане, остававшиеся в живых, массово умирали от болезней и голода. Нетрудоспособных тоже загоняли в газовые камеры, так осуществлялось уничтожение цыган. Годы войны стали черными для этого народа. Конечно, еще сильнее пострадали евреи, против которых нацистами была развернута массовая кампания, призванная окончательно решить еврейский вопрос. Уничтожение евреев и цыган - одни из самых трагических страниц в истории этой войны.

Хорватский геноцид

Во время Второй Мировой войны Хорватия активно сотрудничала с нацистской Германией, считалась ее союзницей. Поэтому все эти годы геноцид цыган продолжался и в этой стране.

В Хорватии существовала целая система лагерей смерти, которая называлась "Ясеновац". Она располагалась всего в нескольких десятках километрах от Загреба. Сюда по распоряжению министра внутренних дел хорватского революционного движения Андрия Артуковича массово свозили не только цыган, но и евреев с сербами еще с августа 1941 года.

Опыты над людьми

Уничтожение цыган нацистами сопровождалось медицинскими опытами, которые над ними проводили в концлагерях. У немцев к ним был особый интерес, так как они тоже относились к индо-арийской расе.

Так, среди цыган нередко встречались люди с голубыми глазами. В Дахау у них удаляли глаза, чтобы разобраться в этом феномене и изучить его. В этом же концлагере по приказу Гиммлера был поставлен опыт над 40 представителями цыган по обезвоживанию организма. Проводились и другие эксперименты, которые часто приводили к смерти или инвалидности подопытных.

Согласно исследованиям, на оккупированных территориях в СССР была убита половина всех цыган, в Польше уничтожили около 70 процентов представителей этой национальности, в Хорватии - 90 процентов, а в Эстонии - 97.

Известные цыгане, ставшие жертвами геноцида

Среди жертв геноцида оказалось много известных представителей цыганского народа. Например, это был Иоганн Тролльманн - боксер немецкой национальности, который в 1933 году стал чемпионом страны в полутяжелом весе. В 1938 году его стерилизовали, но уже в следующем году призвали в армию, оставив в заложниках его родителей.

В 1941 году он получил ранение, был признан негодным к строевой службе и отправлен в концлагерь в Нойенгаме. В 1943-м его убивают.

Джанго Рейнхардт был джазовым гитаристом, французом по национальности. В музыке он считался настоящим виртуозом. Когда нацисты оккупировали Францию, его популярность стала невероятной, так как немецкое командование не признавало джаз. Поэтому каждое выступление Рейнхардта становилось вызовом оккупантам, придавая уверенность в себе французам.

Несмотря на это он сумел пережить войну. За годы оккупации несколько раз вместе со своей семьей предпринимал неудачные попытки бежать из оккупированной страны. То, что он остался жив, объясняется покровительством влиятельных нацистов, которые тайно любили джаз. В 1945 году этот стиль исполнения стал символом сопротивления, популярность Джанго стала невероятной.

Но уже с 1946 года он оказался не у дел после появления нового жанра - бибопа. В 1953 году гитарист скончался то ли от инсульта, то ли от сердечного приступа. Его родные утверждают, что здоровье музыканта было подорвано в голодные годы войны.

Матео Максимов был одним из самых популярных цыганских писателей, который перевел на цыганский язык Библию. Родился он в Испании, но после того, как там началась Гражданская война, уехал к родственникам во Францию. В 1938-м его арестовали в ходе конфликта между двумя цыганскими кланами. Эти события его жизни описаны в повести "Урситори".

Когда началась Вторая Мировая война, французское правительство обвинило беженцев из Испании (а это были преимущественно евреи и цыгане) в шпионаже в пользу нацистов. В 1940 году был арестован Максимов, его отправили в лагерь Тарб. Примечательно, что условия содержания во французских лагерях были мягче, чем в немецких. Правительство не ставило цели уничтожать цыган, их содержали за то, что считали бесполезными бродягами. При этом разрешали покидать лагерь в поисках заработка и пропитания, оставляя в заложниках семьи. Максимов решил, что если ему удастся опубликовать свою повесть, его признают полезным для общества и отпустят. Автору даже удалось подписать контракт с крупным французским издательством, но в результате "Урситори" была напечатана только в 1946-м.

Когда закончилась война, Максимов стал первым из цыган, кто подал иск к Германии с требованием признать его жертвой гонения по расовому признаку. Через 14 лет он победил в суде.

Бронислава Вайс, известная под псевдонимом Папуша, была знаменитой цыганской поэтессой. Она жила в Польше, в годы войны пряталась в волынском лесу. Ей удалось выжить, она скончалась в 1987 году.

Организаторы геноцида

Свидетели геноцида цыган в числе организаторов называют несколько человек, которые отвечали за данное направление работы среди нацистов. В первую очередь это немецкий психолог Роберт Риттер. Он был первым, кто обосновал необходимость преследования цыган, считая их неполноценной нацией.

Изначально он занимался детской психологией, даже защитил диссертацию в Мюнхене в 1927 году. В 1936-м был назначен руководителем станции биологических исследований по народонаселению и евгенике при Имперском управлении здравоохранения. На этом посту он оставался до конца 1943 года.

В 1941 году на основе его исследований были внедрены практические меры против цыганского населения. После войны он оказался под следствием, но в результате вышел на свободу, дело закрыли. Известно, что часть его сотрудников, утверждавших о неполноценности цыган, сумели продолжить работу и построить научную карьеру. Сам Риттер покончил собой в 1951 году.

Еще один немецкий психолог, известная инициатор геноцида цыган в Германии - Эва Юстин. В 1934 году она встретила Риттера, который уже в то время участвовал в экспериментах над истребляемыми, способствуя их геноциду. Со временем она стала его заместителем.

Популярной стала ее диссертация, посвященная судьбам цыганских детей и их потомков, которых воспитывали в чужой среде. В ее основе стало исследование 41 ребенка полуцыганского происхождения, которых воспитывали без контакта с национальной культурой. Юстин сделала вывод, что из цыган невозможно вырастить полноценных членов германского общества, так как они от природы ленивы, слабоумны и склонны к бродяжничеству. Согласно ее заключениям, взрослые цыгане также не способны постигать науки и не хотят работать, поэтому являются вредными элементами для немецкого населения. За эту работу она стала доктором философии.

После войны Юстин удалось избежать тюремного заключения и политических преследований. В 1947 году она устроилась на работу детским психологом. В 1958 году было инициировано расследование ее расовых преступлений, но дело закрыли за истечением срока давности. В 1966 году она умерла от рака.

Гонения на цыган в культуре

Вопрос геноцида цыган поранез обсуждается до сих пор. Примечательно, что ООН до сих пор не считает представителей этого народа жертвами геноцида. При этом в России обращаются к этой проблеме и сейчас. Например, недавно советский и российский актер Александр Адабашьян о геноциде цыган высказался весьма однозначно. Он составил обращение, в котором подчеркнул, что Россия должна привлечь внимание мирового сообщества к этим фактам.

В культуре геноцид находит отображение в песнях, сказках, рассказах цыган разных стран. Например, в 1993 году во Франции вышел документальный фильм цыганского режиссера Тони Гатлифа под названием "Добрый путь". Картина подробно рассказывает о судьбе и скитаниях цыганского народа. В одной из самых запоминающихся сцен пожилая цыганка поет песню, которая посвящена ее сыну, до смерти замученному в концлагере.

В 2009 году Гатлиф снимает драму "Сам по себе", которая целиком посвящена геноциду. Картина основана на реальных событиях, действие происходит во Франции в 1943 году. Рассказывается про табор, который пытается скрыться от фашистских солдат.

Преследованиям этого народа на оккупированных территориях Советского Союза посвящена лента российского режиссера и актера Дуфуни Вишневского "Грешные апостолы любви", которая вышла в 1995 году.

В репертуаре знаменитого театра "Ромэн" есть спектакль "Мы - цыгане", в котором тема геноцида ярко отражена в драматической массовой сцене, которая становится кульминационной в произведении. Также в СССР звучала песня гитариста и певца трио "Ромэн" Играфа Йошки, популярного в 70-е годы. Она называется "Эшелоны цыган".

В 2012 году в театре "Ромэн" состоялась премьера еще одного спектакля о гонениях целой национальности во время Второй Мировой войны. Он называется "Цыганский рай", поставлен по пьесе Старчевского, написанной по мотивам знаменитого романа румынского писателя Захария Станку "Табор". Произведение основано на реальных событиях.

Самый известный пример отражения преследований в мировом кинематографе - польская военная драма Александра Рамати "И скрипки умолкли", вышедшая на экраны в 1988 году. В фильме рассказывается про семью Миргов, которые живут в оккупированной Варшаве.

Когда усиливаются репрессии против евреев, они узнают, что готовятся гонения и на цыган. Они бегут в Венгрию, но надежды на спокойную жизнь в этой стране рушатся, когда и туда входят нацисты. Семью главных героев отправляют в лагерь Аушвиц, где они встречаются с доктором Менгеле, бывавшим в их доме в Варшаве.

Для решения «цыганского вопроса» Национал-социалистическая партия Германии предлагала различные способы - выделить для цыган особые районы в городах, депортировать, стерилизовать и так далее. Первые лагеря для цыган появились в 1934 году. Жертвами цыганского геноцида, параимоса, стали около 200 тысяч человек

Подготовила Юлия Богатко

Доктор Риттер (справа) берет у цыганки кровь на анализ. 1936 год Bundesarchiv

«Цыгане действительно сохранили кое-какие нордические признаки,
но они произошли от самых низших слоев населения этого региона.
В процессе миграции они впитали в себя кровь окружавших их народов
и таким образом стали расой, в которой смешались черты Восточной
и Западной Азии, с примесью индийских, среднеазиатских
и европейских черт. <…> Причиной такого смешения стал их кочевой образ жизни. В целом влияние цыган на Европу чужеродно».

Профессор Ганс Фридрих Карл Гюнтер, «Расология Европы», 1924 год

«§ 1. Цыгане и им подобные кочевники — бродяги — имеют право
на передвижение лишь при наличии у них письменного разрешения, выданного соответствующими полицейскими властями. Разрешение действительно в течение одного календарного года и может быть
в любой момент аннулировано…»

«§ 2. Цыгане и бродяги не имеют права странствовать с детьми школьного возраста. Исключение может быть сделано соответствующими полицейскими властями при наличии условий, необходимых для обучения детей…»

«§ 9. Цыгане и бродяги старше шестнадцати лет, которые не способны доказать, что имеют постоянную работу, могут быть направлены соответствующими полицейскими властями в исправительно-трудовые лагеря сроком до двух лет из соображений общественной безопасности».

Из закона Баварии о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами, 1926 год


Изготовление слепка лица в Центре расовой гигиены. 1936 год Bundesarchiv

«Цыганский вопрос можно будет считать решенным, только когда большую часть асоциальных и бесполезных цыган смешанного происхождения соберут в крупные лагеря трудового назначения,
где будут приняты действенные меры против их дальнейшего воспроизводства. Только так можно избавить будущие поколения немецкого народа от этой тяжелой ноши».

Отто Тирак, президент Народной судебной палаты Германии, в письме к секретарю Гитлера Мартину Борману от 13 октября 1939 года

«С целью удаления с немецких земель поляков, русских, евреев и цыган <…> считаю необходимым передать все функции уголовно-процессуального порядка в отношении [этих людей] Гиммлеру.

Я пришел к этому заключению, поскольку понимаю, что суды не могут эффективно участвовать в уничтожении этих людей… <…> Годами держать их в тюрьме не имеет смысла…»

Роберт Риттер, психолог, главный идеолог преследования цыган, 1939 год


Сотрудница Центра расовой гигиены определяет цвет глаз молодой женщины Bundesarchiv

«Летом 1943 года моим родителям сказали, что они должны переехать из Мюнхена в Польшу просто потому, что они синти. Всего нас было около ста человек, это вся родня со стороны отца и матери. И мы все ехали в одном вагоне. Никто не знал, куда и зачем нас везут. Оба моих дяди — офицеры немецкой армии — надели в дорогу свои военные мундиры, а дедушка, ветеран Первой мировой войны, прикрепил на мундир ордена и медали, полученные им за доблесть и храбрость. Это никого не спасло и ничего не значило для нацистов, сопровождавших поезд: они били прикладами по голове стариков с медалями на груди, беременных женщин и детей. Для них это были только люди последнего сорта — синти, цыгане, угрожавшие чистоте арийской расы. Через две недели, когда умиравшие от духоты, жажды и голода люди приехали в Аушвиц, из вагонов буквально выпала почти сотня мертвых — их тут же отправили в печи крематория. Остальным присвоили номера и вытатуировали их на руке; грудным детям номер ставили на бедре: на крошечных ручках штамп не помещался. Нас сразу начали бить — просто потому, что мы не умели выполнять команды, не сразу встали прямо. И постоянно оскорбляли: я до того никогда не думал, что моя национальность — это ругательство. <…> Через полгода, уже зимой, заключенным выдали одеяла, кишевшие вшами: такого количества этих насекомых я не видел больше никогда в жизни. Кто-то сказал: это доктор Менгеле специально дал нам такие одеяла, чтобы проверить стойкость цыган к болезням, которые переносят вши. О Менгеле цыгане уже отлично знали: на цыганских и еврейских детях он постоянно ставил опыты, особенно на близнецах. Моих двоюродных братьев Менгеле заставлял прыгать с 10-метровой высоты — наблюдал, как ломаются кости, как деформируется позвоночник. Мне врачи-эсэсовцы часто делали какие-то уколы, от которых потом болело все тело…»

Герман Гелленрейнер, бывший узник Освенцима, автор книги «Мано. Свидетель холокоста»


Депортация цыган. 1940 год Bundesarchiv

«Это было в Псковской области. Мы жили все вместе — все мои родные: мать, отец, бабушка Авдотья, дедушка Александр, дядя Григорий и его дети Таисия и Иван, дядя Василий и его дочери Валя и Анна. И пришла нам повестка, чтобы на три дня брали продукты, а если есть, например, корова, то с собой не брать. Хоть отец мой был и неграмотный, но мужик был дальновидный. Цыган собралось очень много, все спрашивают: „Куда нас?“ А немцы говорят: „Мы отправим вас в Бессарабию, вы же цыгане“. Ну, цыгане поверили, говорят, поедем в Бессарабию. А отец мой говорит: „Какая Бессарабия? Куда они нас погонят, если везде бомбят, дорог нету, поезда не ходят? Пойдете вы землю есть, всех расстреляют, как собак! У меня есть лошадь, сажайте детей и едем в лес скрываться. Убьют что в затылок, что в лоб“. А цыгане темные, всему верят. Говорят: „Все едут в Бессарабию, а мы что, всех умней?“ Отец бился недели две, убеждал цыган. А они ему отвечают: „Видишь, мы ходим по воле, никто нас не трогает. Не пойдем в лес, и ты вернись, с нами поедешь“. А ходили они свободно потому, что немцы ждали конвой. Ну, мой батя забрал мать, нас — детей, сказал: „Если что, помирать вместе будем“. И осталась в живых только одна семья — наша, всех остальных немцы под конвоем, с собаками, увели. Всех расстреляли. Недалеко от Новоржева есть лесок, там ямы были вырыты. Всех бросили в эти ямы, кровь наружу сквозь землю выходила. Многих зарыли живьем. Целую деревню цыган там оставили. Только моих родственников девять человек там погибло».

Александр Степанович Степанов, цыган из Бернгардовки (ныне — микрорайон Всеволожска)


Доктор Риттер, полицейский и пожилая цыганка Bundesarchiv

«Наверное, кто-то выдал, что табор пришел в деревню. Немцы подъехали на мотоциклах с люльками и сразу стали оцеплять. Крестьяне попрятались в домах, а цыганам куда деваться? Со всех сторон пути перекрыты. Тогда женщины разбежались по огородам и притворились, будто копаются на прополке. Но разве обманешь? На цыганках юбки яркие, цветные. И дети по деревне голые бегают. Стали всех сгонять на середину. Отец спрятался в чьей-то баньке и через щели все видел. Он немного понимал по-немецки. Крик стоял. У цыганок серьги с кровью вырывали. Отцовой сестре Томке пальцы выламывали — стаскивали кольца. У цыгана — звали его Филипп — что-то пытались выведать. Привязали его — ладонь положили на изгородь, на слегу — пальцы по очереди рубили топором. С девушек, которым лет по 15-16, сорвали одежду. Насиловали их, а родня тут же стоит — выстроена под автоматами…»

Антон Александрович Орловский в пересказе дочери Анны Орловской об уничтожении кочевого табора рядом с городом Поставы

«Страшно было наблюдать, как цыгане играют веселые марши, под которые измученные заключенные возвращаются в бараки и несут на себе умерших или умирающих товарищей. Зрелище пыток под музыку было невыносимым. Но я также помню, как под новый 1939 год из дальнего барака вдруг поплыли звуки скрипки, словно напоминание о других, счастливых днях, напевы венгерских степей, вальсы Вены и Будапешта, звуки дома».

Из воспоминаний заключенного Бухенвальда (в 1938 году по приказу заместителя начальника лагеря майора Родля в лагере был создан цыганский оркестр)


В Центре расовой гигиены доктора Риттера Bundesarchiv

«Около десяти часов вечера в цыганский лагерь, находящийся от наших бараков всего в двадцати метрах, стали въезжать машины. Цыгане жили в бараках целыми семьями, с детишками, бабушками, дедушками. Мы привыкли к ним, как соседям, переговаривались через проволоку, обменивались новостями. Жили цыгане в еще более тяжелых условиях, чем мы. Мизерный паек получали не полностью: его разворовывали „старшинки“ из своих же цыган. Исхудавшие детишки жалобно просили у нас через проволоку чего-нибудь поесть, и мы ежедневно прикармливали их, чем могли. Природная жизнерадостность цыган, несмотря ни на что, прорывалась сквозь тоску и уныние: оттуда часто доносились музыка, песни… <…> И вот цыган увозили. Машины из бараков одна за другой направлялись в сторону крематория. Когда об этом узнали оставшиеся цыгане, лагерь огласился воплем. <…> Нам в лагере много раз приходилось видеть расстрелы, повешения, и не было случая, чтобы приговоренный кричал или просил о помиловании. Он знал, что это бесполезно, и мужественно принимал смерть на глазах у десятков тысяч других заключенных. Цыгане тоже не просили пощады, но они сопротивлялись, кричали.<…> После подъема, выйдя из барака, каждый с ужасом глядел на лагерь цыган. Вчера там была жизнь, а сегодня пустые, с раскрытыми дверями бараки, разбросанная одежда и лужи крови. Команда заключенных под надзором эсэсовцев убирала следы злодейской расправы».

И. П. Ковалев, бывший узник лагеря Биркенау


В «цыганском» лагере Тангермюнде. 1931 год Bundesarchiv

«23 апреля 1942 года перед вечером из гор. Смоленска в дер. Александровское прибыли 2 немецких офицера и, явившись к старосте, предложили ему составить посемейный список жителей бывшего Национального цыганского колхоза „Сталинская Конституция“ с подразделением на русских и цыган с включением в него всех мужчин, женщин, стариков и детей. 24 апреля в 5 часов утра прибывшим из гор. Смоленска карательным отрядом в количестве до 400 человек, возглавлявшимся группой офицеров, дер. Александровское была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни, как русских, так и цыган, выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру. Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты деревни, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя их на русских и цыган. После сортировки русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной. Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдал лопаты и в 400 метрах от деревни предложил вырыть две ямы. Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками. Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали, и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны. Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму. Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму. Всю лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности немцы увезли с собой в Смоленск. Всего было расстреляно 176 человек. Из этого количества 143 человека установлены: 62 женщины, 29 мужчин и 52 ребенка; 33 не установлены за отсутствием посемейных книг».

Из справки «О массовом истреблении советских граждан — цыган немецкими захватчиками в деревне Александровское, расположенной в 5 км от города Смоленска» от 21 октября 1943 года

«Вся наша деревня была цыганская. Лидию Крылову спас немец. В этой деревне стояла часть вермахта, и один офицер по уши влюбился в красотку-цыганку. Когда людей собрали вокруг ямы, он подошел к солдатам и сказал, показывая на Лидию: „Она русская“. У немцев не было приказа расстреливать русских, и они спросили: чем докажешь? Он ответил: есть такой русский писатель по фамилии Крылов, он басни писал, она Крылова — значит, русская. Солдаты потребовали документы, офицер сел на коня, поехал в Смоленск за справкой и привез бумагу, что она русская. На ней не оказалось печати, подписи генерала: так офицер четыре раза ездил туда-сюда, а солдаты ждали возле могилы. <…> На обелиске указана дата расстрела, количество погибших — 176 человек, но там нет ни слова о цыганах. Хотя все местные жители об этом знают».

Владимир Федорович Гленчуков, деревня Александровка, один из пятнадцати оставшихся в живых цыган, которых немцы отпустили с места расстрела

В лагере Халле — подразделении Бухенвальда Bundesarchiv

«Я во время войны жила в деревне Кореневщина — рядом
с Александровкой. У нас тоже жило много цыган, но там никого
не тронули. Председатель колхоза был цыган, хороший такой, он сказал: „Никуда не выходите, ни в город, никуда, а то постреляют“.
А в Александровке забрали почти всех».

Прасковья Белова, жительница деревни Кореневщина

«Немцы пришли в Остров в 1942 году. Мне было 13 лет, сестре 11. <…>
…После Саласпилса, кто жив остался, кого не расстреляли, отправили в Польшу. Тухенген. Лицманштадт (Лодзь). Там тоже лагерь был большой. Там много всяких было. Но мы, цыгане, просили, чтобы нас в один барак поселили, чтобы мы вместе были. Поляки хорошие попадались: они отпускали нас попросить хлебушка и одежду нам давали. И вот когда нас отпускают, мы идем туда, где люди живут, и просим хоть кусочек хлебушка, хоть кусочек мыльца. И мы разрежем его на несколько частей, чтобы хоть лицо помыть и руки, потому что уже невозможно было… <…> А потом, когда нас освободили, мы были в американском лагере. Там мы сделали свой цыганский ансамбль, а американцы нас поддерживали и материи дали на кофты цыганские. Нас американцы отправили во Францию выступать. Это уже в 1946-м было, наверное. Мне было уже лет семнадцать. Война кончилась. Мы были в Версале. Там нас кормили хорошо. Там такие сады были, бери сколько хочешь».

Ольга Александровна Белова, бывшая узница концентрационного лагеря Саласпилс


Дети в лагере Берлин-Марцан. 1933 год Bundesarchiv

«Как-то у меня и моей подруги порвалась нить в станке, и нам сказали, что мы навредили намеренно. Нас привели в лагерь, построили девочек и мальчиков, ровесников, поставили скамейку и били нас плетками. Потом дали плетку мальчику, моему двоюродному брату, и сказали ему, чтобы он меня отстегал. Он сказал: „Она мне своя“ — и отказался меня бить, и его за это наказали. Дали плетку другому мальчику, и тот меня отстегал, у меня до сих пор шрам на ноге от тех побоев. <…> Были мы в Саласпилсе до января 1945 года. Наша армия уже наступала, и немцы решили нас уничтожить. Они нас заперли, подкатили к нашему бараку бочки с бензином, но началась бомбежка, и немцы, испугавшись, уехали. Им было уже не до нас. Мальчики наши, которые постарше, вылезли в окно и откатили бочки подальше от барака. Потом они открыли ворота, и наши воспитатели помогли нам уйти. Мы нашли незанятый дом, куда и забрались. Жили мы в этом доме несколько дней, спали, прижавшись друг к другу. Потом пришли наши войска. Нас накормили, одели, мы еще некоторое время жили в нашем лагере. Потом нас увезли в Варшаву, и дальше в Киев, в детский дом. Возили нас в разные госпитали, мы пели и плясали для раненых. Ну а потом наши родные нашли нас, приехали за нами и отвезли домой».

Александра Васильевна Белова, бывшая узница концентрационного лагеря Саласпилс 

February 24th, 2014

Испанские цыгане умоляют короля Филиппа III отменить закон об их изгнании.

В течение столетий на территории Европы было два крупных национальных меньшинства — евреи и цыгане. Если положение еврейского населения достаточно хорошо изучено, то история цыган продолжает оставаться уделом немногих специалистов, хотя и она содержит немало поучительных эпизодов.

Большинство ученных сходятся на том, что цыгане (самоназвание «рома») пришли в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите. По одной из гипотез, предки цыган были бродячими артистами и ремесленниками, кочевавшими между дворами индийских махарадж. Неизвестно, что побудило этих людей оставить родину и направится на Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии. Византийские императоры предоставляют им привилегии и в течение почти двух столетий цыгане мирно живут на территории угасающей империи. Документы упоминают о них редко, что свидетельствует об отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между переселенцами и местным населением (а так же и властями). Большинство цыган, по-видимому занималось ремеслом.

Согласно грамотам, полученным ими на Пелопонессе в 1378 г. и на острове Крит в 1386 г. цыгане зарекомендовали себя как искусные мастера по металлу. Кроме этого они так же изготовляли кожаные ремни, седла, гадали и давали музыкальные и театральные представления.

Кризис и распад Византии тяжело ударил по цыганским общинам. Спасаясь от бесконечных войн сопровождавших завоевание Балкан турками, цыгане постепенно стали переселяться в глубь европейского континента. В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. — Испании, в 1500 г. — Шотландии. Европейцам, цыгане рассказывали разные истории о своём происхождение, но чаше всего они говорили о том, что вышли из Египта. Поэтому например в английском языке цыган называют «Gipsy» от слова «Egypt» — Египет. В скором времени на территории Западной и Центральной Европы число цыган достигло несколько десятков тысяч.

На первых порах цыгане встретили радушный приём. Они достаточно легко усваивали местные верования и поэтому цыгане лишь в исключительно редких случаях подвергались гонениям со стороны инквизиции. Европейские короли предоставили им охранные грамоты. Так французский король Франциск I (1494-1547 гг.) повелел своим служащим оказывать всяческое содействие Антуану Морелю «своему любимому капитану Малого Египта», не препятствовать его табору, и даже предоставлять ему место для ночлега. Цыганским вожакам было предоставлено исключительно право суда над своими таборами. Английский король Генрих VI (1421-1471 гг.) повелел судить цыган особыми судами, где половина присяжных состояла из цыган, а половина из англичан.

Иоганн Траутман. «Цыгане». Середина XVIII в.

Итак, на первых порах цыгане успешно нашли свою нишу в Европе. Интересно, что в Англии цыгане постепенно смешались с местными бродячими ремесленниками и артистами — «тинкерами», и стали называться единым термином — «тревелерз» (путешественники). По сути дела цыгане стали своеобразной нацией-сословьем бродячих ремесленников и артистов. Трудно не усмотреть здесь параллелей с историей европейских евреев, которые обосновались в Европе при аналогичных обстоятельствах (переселившись в Европу в эпоху раннего средневековья из района Средиземного моря), и по мнению историка-марксиста Аврама Леона стали торговой нацией-классом.

Однако «золотой век» цыган в Европе был недолог. С конца 15 в. в странах континента начинают приниматься антицыганские законы. Согласно официальным документом причиной возникновения подобного законодательства были «дурные качества цыган», их мошенничество и преступность. Но, зная об аналогичных мотивировках антиеврейских законов, мы должны отнестись к ним с осторожностью, и попробовать понять, почему правители Европы сменили по отношению к цыганам милость на гнев.

Цыгане стали одной из первых жертв формирующегося в Европе капиталистического способа производства. Можно легко заметить параллель между судьбой цыган и трагической участью жертв «огораживания» в Англии. Мелкое ремесло и фермерство уничтожалось, а появившиеся «новые нищие» представляли из себя слишком опасный социальный элемент с чьим существованием можно было мириться. Английской бедноте изгоняемой со своей земле, властями предлагалось только две альтернативы — работать за гроши на мануфактурах или отправляться на виселицу. Как известно жертвами законов «против бродяг» стало до двух процентов населения Англии. Цыгане, бродячие мелкие ремесленники и артисты стали жертвами этой новой политики. Для нарождающегося капитализма они были не нужны, а следовательно обречены на уничтожение, подобно северо-американским индейцам. Если сравнить гонения на евреев и на цыган, то можно заметить, что преследование последних было гораздо более жестоким и последовательным. Если вопрос об изгнание евреев каждый раз вызывал большие споры среди правящей феодальной верхушки (как это было например в Португалии), то цыган обрекали на изгнание и смерть без всяких проблем, несмотря даже на то, что они были христианами. Социально-экономические причины всегда были гораздо важнее вопроса — кто распял Христа!

Клейма для цыган применявшиеся в германских государствах.

С 15 по 18 в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скандинавии. (Самое толерантное отношение к цыганам было в таких отсталых странах как Испания, Турция и Россия). Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган мужчин, а так же для «тех кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». (Можно предположить, что последние дополнение было направлено против тинкеров, о которых мы писали выше). Уже в 1557 г. по этому закону были казнены семь англичан и одна англичанка.

В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган мужчин. Фридрих Прусский пошел ещё дальше и в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет не взирая на пол. В графстве Рейн «всех встреченных в рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте». Закон Майнца от 1714 г. предписывал казнь всех цыган мужчин и порку и клеймение женщин и детей. В Габсбургской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.

Эмиль Вотер. «Цыганка узница».

Все эти драконовские законы приводились в жизнь. В 1724 г. в маркграфстве Баурейт в один день было повешено пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни остановились только когда пропавшие нашлись.

Если цыганам Европы в отличие от тасманцев или индейцев удалось уцелеть, то в этом нет заслуги европейских правителей. Последние, сделали всё возможное, чтобы «окончательно решить цыганский вопрос». Во Франции с 1504 по 1666 г. антицыганские законы принимались 10 раз! Просто дело было в том, что абсолютистские монархии не располагали таким мощным репрессивным аппаратом, как государства 19-20 вв. Преследуемые цыгане довольно легко могли пересекать границы, прятаться в лесах, подкупать местных чиновников. Как и в случае с евреями гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать и ограничили до минимума свои контакты с не цыганами — «гажё».

Цыгане находили и другие пути для выживание. Одним из них была эмиграция. Так цыгане оказались в Бразилии, где довольно активно занялись работорговлей и стали процветать. Немногие счастливчики находили себе постоянную работу и тем самым избегали гонений. Другие поступили на военную службу. В 17 в. наблюдался резкий рост численности армий, и рекрутов постоянно не хватало. В Швеции 17 — 18 вв. военная служба стала своего рода цыганской профессией, и практически не было цыгана, не служившего в армии хоть раз. Подобное явление наблюдалось и в других европейских странах. Многие цыгане «ушли на дно» и примкнули к криминальным группировкам. Вынужденная криминализация части цыганского сообщества в свою очередь привела к возникновению антицыганских стереотипов среди широких масс населения, стереотипов которые не наблюдались ранее (Подобное явление можно видеть и в сегодняшней России. Так в ряде регионов из-за отсутствия других заработков, цыгане занимаются наркоторговлей, что естественно вызвало гнев их соседей. П.С. Вы спросите кто же их вынудил? Ну наверное "традиция не работать" или как минимум предрасположенное отношение к ним работодателя...).

Сделав небольшое отступление от основной темы нашего повествования, мы отметим, что судьба цыган имеет много общего с судьбой европейских низов в переломный период 17-18 в. Она объясняет почему на протяжение почти 150 лет, с 1640 по 1789 гг. Европа практически не знала мощных социальных потрясений. С одной стороны церковная Реформация уже не могла быть идеологией социальных низов — в 17 веке она могла предложить пролетариям и мелким ремесленникам только петлю. Всякое возмущение пресекалось превентивным террором. Наиболее активные представители низов эмигрировали в Америку или на окраины Европы, шли на военную службу (где существовала довольно высокая социальная мобильность) или криминализировались, ведь мы говорим о времени легендарного «Дворца чудес» и Картуша.

Цыган продолжали преследовать вплоть до начала 19 г. Кое-где антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния. Если они появятся вблизи другого города, то мэр в праве вызвать войска.

Приход к власти в Германии нацистского режима дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их жертвами стали немецкие цыгане — синти. Как и евреи они уже давно были интегрированы в немецкое общества как торговцы, ремесленники и артисты. Изначально нацисты взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путём стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом Второй империалистической войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это всего лишь заниженные и приблизительные цифры. Существенный вклад в дело геноцида цыган внесли коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии усташи разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек.

Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были главным объектом опытов зловещего доктора Менгеле.

Холокост цыган был крепко забыт после Второй мировой войны. И это не удивительно. Например, на 300 книг о нацистском геноциде евреев, приходится лишь одна книга о геноциде цыган. Большая часть организаторов геноцида цыган так же осталась безнаказанна. Др. Р. Риттер, организатор выявления всех цыган Германии заявил, что не знал, для чего проводятся данные мероприятия и был оправдан.
Реставрация капитализма в Восточной Европе привела к новому витку затянувшейся на несколько веков цыганской трагедии. В период с 1945 по 1991 год политика просоветских режимов в Венгрии, Румынии, Болгарии и Чехословакии была направлена на интеграцию цыган в новое общество. Для них строились поселки, школы, а что самое главное – цыганам была дана работа. Примечательно, что в этих странах цыгане влились в рабочий класс.

Так в Венгрии по данным на 1971 год, только 26 % цыган в возрасте от 25 до 29 лет окончили начальную школу. К 1993 году, среди молодых людей этого же возраста цифра закончивших школу выросла до 77 %. Даже буржуазная российская газета «Комерсантъ» вынуждена признать, что: «При социализме 95-96 процентов венгерских цыган работали в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, имели стабильный доход, получали от государства квартиры, их дети ходили в школы и получали высшее образование. С приходом рынка все это рухнуло».

После реставрации капитализма в Венгрии 50% цыган сразу потеряли работу. Работодатели прежде всего избавлялись от работников «нетитульной» нации. Затем были закрыты заводы. Безработица среди цыган выросла до 80%. Венгерский журналист Агнеш Геребен «За 20 лет выросли поколения, которые не видели родителей работать, братьев и сестер возвращаться из школы».
Аналогичные процессы шли и в других восточноевропейских странах. Вот что пишет тот же «Коммерсантъ»:

«К переменам, вызванным «бархатной революцией» 1989-го в Чехии, местные цыгане тоже оказались готовы хуже других. Плохое образование и отсутствие профессиональной подготовки, а также исчезновение госсектора экономики, в котором и были заняты цыгане по госпрограммам, привели к образованию бедняцких поселений, в которых живут, как в гетто, не менее 60-80 тысяч человек. Цыганские «зоны» стали точками с высоким уровнем преступности».

А вот другое свидетельство:
«80-90 процентов цыган остались безработными,- описывает «Огоньку» ситуацию экс-министр Чехии Джамиля Стегликова.- Возникают гетто, целые территории, где цыгане живут в изоляции. А в них - проблемы, с которыми мы не встречались: ростовщичество, проституция, криминал, наркозависимость..».
Многомиллионое цыганское население Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии в одночасье превратились в лишних людей «не вписавшихся в рынок» и брошеных на произвол судьбы.
По данным европейских институтов постоянно голодает каждый шестой цыган. Менее 20 % цыган в странах постсоветского блока заканчивают среднюю школу. Более 70 % из них живут за чертой бедности без пособий и медицинской помощи. Средняя продолжительность жизни цыган на 15 лет меньше, чем в целом по Европе, а уровень детской смертности в четыре раза выше. На одной из конференций по цыганской проблеме вице-президент Всемирного банка Йоханнес Линн, посетивший несколько таборов в Словакии, воскликнул: «Цыгане живут так, как будто сегодня не XXI, а XII век!»

Но неолиберальный капитализм не способен решить цыганский вопрос. Выделяемые на «помощь» цыганским общинам средства благополучно «распиливаются». О централизованом создании рабочих мест в условиях «свободного рынка» не может идти и речи. Что же делать с милилонами оставшимися без средств к существованию людей, которые к тому не принадлежат к «титульной нации»? Изгнать или уничтожить – подсказывает многовековая традиция капиталистического варварства, и «гуманные» европейцы с энтузиазмом идут по этому пути.

Начало 90-хх стало временем полуофицальной политики по силовому выдавливанию цыган во многих восточноевропейских странах. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома. В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов. Из Хорватии большинство цыган бежало, вследствие террора устроенного против них правительством Ф. Туджмана. В Чехословакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен». Кается за эти преступления, похоже, никто не собирается. Известный российский левый публицист Михаил Магид, привел автору данной статьи интересный диалог, состоявшийся между одним румынским министром и немецкой журналисткой, близкой к партии зеленых. Во время их беседы за окном проехала цыганская бричка, что отвлекло внимание собеседников. Министр выразил сожаления за столь досадную помеху и невозможность в данный момент решить «цыганский вопрос». Когда же его собеседница возмутилась, достойный представитель румынской демократии, не поняв причину возмущения немки, воскликнул в сердцах — «Но вы же сами навязываете нам соблюдение этих прав человека!» Впрочем, цыганофобская политика не стала для восточноевропейских стран преградой для вступления в Европейский союз.

Спасаясь от нищеты и погромов, тысячи цыган из Венгрии, Румынии и Болгарии устремились на Запад, но там им оказались тоже не рады. Нищих и беженцев там уже хватало в избытке. Решение Николя Саркози о депортации цыган из Франции обратно в Румынию и Венгрию, демонстрирует что 8 миллионам цыган в нынешней Европе просто физически нет место. Это вообщем то не новая картина. В начале 20 века, в Европе было примерно столько же «не вписавшихся в рынок» евреев – грязных, пейсатых, промышлявших криминалом и склонных к политическому экстримизму. После Первой мировой войны возможности для их эмиграции были исчерпаны, но как известно европейцы нашли радикальное решение еврейской проблемы.

Положительная общественная реакция на депортацию цыган демонстрирует, что европейская публика всегда готова к решению наболевших вопросов старыми методами. В конце-концов, что стоят права или жизнь нескольких миллионов каких-то цыган, если культурные европейские люди будут избавлены от попрошаек у себя под окнами? В худшем случае можно будет лет через пятьдесят покаятся и установить пару скорбных монументов в стиле постмодерн.

В отличие от «пресвященной» Европы, в России история цыган долгие годы складывалась почти идиллически. Бежав на территорию царской империи ещё в 18 в., цыгане приняли православие, выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений. Не имя в этих областях конкурентов, они худо-бедно просуществовали до революции. В 20-х годах правительство проводило по отношению к цыганам политику патернализма, схожую с политикой по отношению к другим национальным меньшинствам. Был создан Всероссийский Союз цыган, школы, техникумы, кружки по ликвидации безграмотности. В 1928-1932 гг. была сделана попытка создания цыганской письменности.

Напомню вам еще какую то информацию о народах и традициях мира: вот например в одной стране можно было , а вот . Посмотрите еще на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические «чистки» 1933 года, во время которых сотни цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в европейской части СССР оставалось немало цыган. Часть из них продолжала вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 30-х годов их подвергали стерилизации, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не только любили свою родину, но и трезво понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовую медицину.

Примечательна история цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил меткими выстрелами немало фашистов. Командир полка доложил о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на личном счету Виктора были 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов Беляков подсказал коллегам, как выманить противника из укрытия. Заметив скопление немцев, Виктор просил командование открыть минометный огонь по траншеям врага. Гитлеровцы в испуге выскакивали из окопов и попадали в прицел снайпера.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года была произведена высадка советского десанта в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

Гитлеровцы безжалостно уничтожали цыган на оккупированных территориях. В захваченных германскими войсками областях Советского Союза были уничтожены до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, уходили в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках – образ молодой матери должен был усыпить подозрения гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии вступили в партизанское движение Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим провел успешную диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков и успешно им командовал.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в мирных городах и поселках. Собранные средства направлялись на поддержку Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления – залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. При этом согласно отчету на 01. 01. 1944 года коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч прибыли в доход бюджета страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попадает в концлагерь, где на нем отрабатывают удары эсэсовцы. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убивают.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт – сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москва-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы. По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона цыган, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник потерям кочевого народа находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с нацизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....