Способы развить интеллект самостоятельно. привычек для развития интеллекта у взрослого человека

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

С каждым днем наш мир движется вперед и развивается со скоростью ветра. Многие люди стремятся от него не отставать и идти в ногу со временем, чтобы жить счастливо и комфортно. Если же человек не стремится развиваться, он начинает деградировать, что приводит к неудовлетворительности в жизни и привычке всех винить в его несчастной судьбе. Чтобы такого не произошло, следует не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед и не забывать свое начало.

Что предпринять в первую очередь?

Зачастую люди сами понимают, что необходимо меняться в жизни и в первую очередь начинать с саморазвития. Их подталкивают на это различные причины, влюбленность, жизненные проблемы, окружающая среда и унылая , из которой хочется побыстрей выбраться. Ваше желание все изменить, должно быть искренним и огромным, только так у вас все получиться. Если же сегодня вы хотите, а завтра нет, то результат окажется нулевым, и вы останетесь на том же уровне, на котором были.

Многие живут совершенно бесцельно в нашем мире, и поэтому никаких ярких моментов в жизни у них не происходит. У таких личностей все дни похожи друг на друга. Человек просыпается, идет на работу, приходит с нее, ложится спать, а утром все начинается сначала. А в старости начинает понимать, что потратил свое время зря. Успешные и богатые люди всегда и упорной работой достигают желаемого.

Поэтому в первую очередь важно знать, чего вы хотите и научиться правильно ставить перед собой задачи. Когда человек имеет свою собственную цель, не навязанную кем-либо, то он сделает все для того чтобы добиться конечного результата. Он окрылен мечтой, поэтому не перед чем не остановится, естественно в разумных пределах.

Большой ошибкой многих людей является . Они знают, чего хотят, но действий никаких не предпринимают, все откладывают на потом до лучших времен. Так делать совершенно нельзя, ведь жизнь не стоит на месте. Следует поторопиться и начать воплощать свои цели в реальность.

Одним из правил развивающихся людей является . Они стараются записать туда все что происходит с ними в течении дня. Многие думают, что этим занимаются лишь маленькие девочки и юные леди, но это просто заблуждение. С дневником вы сможете понять, проанализировать не только ваши действия, но еще и черты характера. Так вы осознаете, какой области вам необходимо больше уделить внимания и саморазвития.

С чего начать свои изменения и развитие?

После многочисленных бесед с людьми, сумевшими изменить свою жизнь, психологи определи несколько важных рекомендаций, которые будут очень полезны в начинании развиваться другим людям.

    Одним из главных советов к началу саморазвития является распорядок дня. Очень важно научиться его придерживаться ежедневно. Составляйте план на целый день, начиная с подъема и заканчивая сном. Начните с самого малого. , около 6 часов утра, а ложиться не позже одиннадцати вечера. Как только вы этого добьетесь, то можете смело добавлять новые пункты. Человек должен найти свои биоритмы, ведь так он теряет бодрость, силы и энергию.

    Хобби. Люди, которые имеют любимое занятие, развиваются постепенно и равномерно. Главное выбрать именно то, что вам больше всего нравится, то, что вам приносит удовольствие, свободу и отличное настроение. Это может быть все что угодно, начиная от игры в шахматы и заканчивая серфингом.

    Чтение книг и статей. Большую часть информации мы сейчас берем из интернета, но не следует забывать и о литературе. Старайтесь ежедневно читать не только интересные книги в любимом жанре, но и переключайтесь на другие тематики. Когда вы погружаетесь в чтение, то избавляетесь от негативных мыслей и очищаете свой разум от ненужных переживаний, а когда книги еще и мотивирующие, то это поможет вам и своих силах.

Ученые доказали, что мозг человека пластичен, его можно тренировать сколько угодно. Интеллект является развитой когнитивной системой, которая, в свою очередь, состоит из множества подсистем. И чтобы развить умственные способности, нужно прорабатывать отдельные части интеллекта - логический, пространственный, аналитический. Каким же образом можно это сделать?

Актуальность проблемы

Вопрос о том, как развить интеллект, актуален и для школьников, и для студентов, и для вполне взрослых людей. Интеллект является достаточно сложным понятием. Его уровень измерить непросто, ведь в него входит много показателей. А результаты измерений трактовать можно по-разному. Например, если у двух человек IQ равен 100 и 120, то нельзя сказать, что один из них на 20% умнее, чем второй. Ведь каждому из нас встречались люди, которые обладали огромным багажом знаний, однако не могли сориентироваться на местности или запомнить, сколько варить макароны - 5 минут или 10. Ученые считают, что это обусловлено наличием разных Выделяют лингвистический, аналитический, творческий, практический, пространственный, эмоциональный и другие виды.

Пространственное мышление

Вопрос о том, как развить интеллект, интересен людям с разными способностями и возможностями. Поэтому в повышении умственных способностей важно определиться, какой именно вид интеллекта необходимо отточить. Один из способов улучшения умственных способностей - это развитие пространственного мышления. Оно отвечает за визуальную реальность человека, его умение создавать и управлять мысленными образами. Развивать его можно при помощи пространственных головоломок, а также игр-лабиринтов. Один из наиболее эстетичных методов развития данного типа интеллекта - это японская каллиграфия.

Отказаться от телевизора

Люди привыкли расслабляться у «голубых экранов», прилипнув к дивану. Однако просмотр телевизора мешает способностей. Ведь если проводить слишком много времени за этим занятием, то можно начать мыслить так, как того желают СМИ. Если нужно обрести критическое мышление, необходимо как можно скорее отказаться от телевизора в пользу книг.

Ведение записей

Один из самых простых и в то же время мощных способов развития умственных способностей. Например, в вашей голове возникла отличная идея. Есть два варианта - либо оставить ее в памяти, либо выложить на бумагу и начать реализовывать, записывая каждый шаг. Во втором случае в мозге запустятся процессы, разительно отличающиеся от первого случая - даже несмотря на то, что реализация идеи может быть одинаковой. Именно поэтому многие ученые, политики и другие выдающиеся люди предпочитают постоянно вести записи.

Каким еще образом можно повысить уровень IQ, развить память, а также креативные способности? Рассмотрим несколько способов.

  • Решать трудные загадки на логику и головоломки.
  • Развивать навык амбидекстрии (иными словами, умение одинаково хорошо владеть и правой, и левой рукой). Для этого нужно чистить зубы, нарезать салат, использовать компьютерную мышь неосновной рукой. Также можно учиться писать не ведущей рукой, менять руки при пользовании столовыми приборами.
  • Блокировать один или несколько каналов восприятия. Есть с завязанными глазами, на время закрывать уши берушами.
  • Стараться найти общее между теми вещами, которые, на первый взгляд, совершенно между собой не похожи.
  • Учиться печатать вслепую, использовать компьютерные клавиатуры с разным положением клавиш.
  • Менять свои обычные представления о жизни на противоположные.
  • В процессе решения сложной задачи не останавливаться на очевидном решении, стараться мысленно устремиться дальше «правильного» ответа на вопрос.
  • Менять привычный порядок вещей. Спрашивать себя: «А что, если?»
  • Развивать критический взгляд на мир. Опровергать распространенные стереотипы и заблуждения.
  • Исследовать логику.
  • Изучить философию науки.
  • Рисовать и чертить.
  • Заняться творчеством - скульптурой, танцами, живописью.
  • Употреблять продукты, полезные для мозга: рыбу, орехи, семечки.

Решать кроссворды

Специальные упражнения, разработанные для повышения IQ, не позволяют улучшить практический интеллект - с их помощью невозможно повысить способность к анализу данных, научиться принимать правильные решения. С другой стороны, кроссворды позволяют расширить словарный запас, а также улучшить показатели памяти. У пожилых людей, которые любят разгадывать кроссворды, они примерно таковы, как у людей на 10 лет моложе. Поэтому задачки и судоку - это хороший способ укрепить общую память и повысить эрудированность.

Учить иностранный язык

Для многих ответом на вопрос «Как развить интеллект?» стало изучение иностранных языков. Ученые уже не раз доказывали связь владения иностранной речью и профилактикой болезни Альцгеймера - одного из наиболее частых типов деменции. При этом эффект работает не только в случае, если человек знал с детства два языка. Даже если он выучил во взрослом возрасте испанский или английский, и стал им активно пользоваться, это будет хорошей профилактикой заболевания. Ученые считают, что постоянное переключение между несколькими языками позволяет укрепить нейронные связи, что предупреждает процесс их разрушения.

Книги, развивающие интеллект и мышление

Чтение имеет массу преимуществ для развития умственных способностей. Оно:

Есть книги, которые направлены на развитие определенных сторон работы мозга. Самыми популярными темами являются укрепление памяти, повышение скорости восприятия информации, развитие навыков абстрактного мышления.

Можно выделить следующие книги, развивающие интеллект и мышление:

  • «Развитие и тренировка памяти» - О. Андреева, Л. Хромова.
  • «Фоточтение» - Пауль Шелли.
  • «Считайте в уме, как компьютер» - Билл Хендли.
  • «Занимательная математика» - Я. Перельман.
  • «Искусство мыслить» - Бертран Рассел.

Логические игры, математика

Игры, развивающие интеллект - это шахматы, нарды, всевозможные онлайн-игры разных жанров. Они позволяют тренировать ум, улучшать концентрацию внимания и память. Настольная игра представляет собой один из самых древних видов соперничества, в котором проявляли свои качества лучшие умы.

Для многих ответом на вопрос о том, как развить интеллект, стали занятия математикой. Точные науки позволяют развить целый спектр полезных качеств. Это абстрактное мышление, аналитические способности, быстрота мыслительных процессов. Математику можно сравнить с физическими упражнениями, предназначенными для целого комплекса различных мышц.

Минутка для памяти

Рассмотрим полезное упражнение, развивающее интеллект. Внизу указаны имена и даты, обозначающие некоторые события в жизни. Вам необходимо три раза прочесть данный список. Затем убрать его и воспроизвести то, что получилось запомнить.

Лимерики

Интеллект можно развивать и с помощью составления специальных стихов. Одним из таких упражнений являются лимерики. В них должно быть 5 строк, где 3-я рифмуется с 4-й, а 1-я - со 2-й и 5-й. Например:

"Жила-была милая Маша

Сестренку ее звали Глаша.

Они веселились,

Ругались, мирились,

Пока их не слышит мамаша".

Сочинять свои лимерики - это веселое и полезное для развития интеллекта занятие.

Буриме

Полезно также придумывать и буриме - юмористические стихотворения, в которых уже заранее прописана рифма. Данная игра для развития интеллекта впервые возникла во Франции в XVII веке. По правилам данного упражнения, нельзя переставлять местами рифмы, или каким-либо образом менять их окончания. Для начала необходимо задать рифму. К примеру: «Корова - снова». Затем необходимо придумать стихотворение. Например: «Петя пастись отводит корову, а та упирается снова и снова».

Упражнение «Взгляд дурака»

Как развить интеллект взрослому человеку? Нередко это очень трудная задача, так как зрелая личность уже обладает набором определенных рамок мышления. Взгляд на мир у взрослого ограничен. Расширить кругозор помогает упражнение под названием «Взгляд дурака». Нельзя его назвать самым простым, однако, оно хорошо помогает сломать привычные рамки мышления. Для его выполнения нужно ответить на несколько вопросов.

  • Как бы повел себя на моем месте дурак?
  • Какие сны видит дурак?
  • Что бы настоящий глупец смог понять из этой статьи?

Если периодически выполнять данное упражнение, можно существенно повысить уважение к своим же интеллектуальным способностям, а также расширить кругозор.

Повысить умственные способности у детей

Для многих родителей актуален вопрос о том, как развить интеллект у ребенка. Есть несколько различных направлений, позволяющих улучшать способности малыша. Например, навыки практического мышления позволяют развить:

  • Конструктор.
  • Лепка из пластилина.
  • Различные игрушки, которые отражают результат действия ребенка.

Наглядно-образное мышление развивается благодаря:

Занятия, позволяющие развить логическое мышление:

  • Головоломки.
  • Составление рассказа по картинке.
  • Различные игры на обобщение (к примеру, разделение объектов по категориям).

А как развить Начинать этим заниматься нужно с раннего возраста. Мать или лицо, которое ее заменяет, должна служить своеобразным «зеркалом» переживаний малыша. «Петя улыбается», «Петя плачет», «Петя хочет кушать» - такие фразы можно назвать действительно чудодейственными. Ведь именно посредством этого ребенок учится понимать свои переживания, осознавать их.

Также для развития эмоционального интеллекта у малыша полезно называть и те переживания, которые наполняют мать: «Я устала», «Я беспокоюсь», «Мне интересно».

Полезно учить малыша давать обратную связь. Для этого нужно говорить о своей эмоциональной реакции на его переживания, а также спрашивать, как реагирует малыш на чувства мамы.

Работа с детками, имеющими умственные нарушения

Коррекционно-развивающее обучение для должно включать в себя комплексный подход. Во-первых, необходимо учитывать проблемы развития. Таким малышам намного сложнее постигать окружающую реальность, поэтому необходимы специальные занятия, соответствующие возможностям малыша. Помимо этого, важно уделять внимание общению. Ведь нередко малыши не могут полноценно общаться, выстраивать беседу с другими людьми. Всему этому ребенка нужно терпеливо обучать. Также важно учитывать и психологию. Становясь старше, дети начинают стыдиться сами себя, так как чем-то отличаются от других. Они очень нуждаются в помощи и понимании со стороны взрослых.

Интеллект человека отвечает за усвоение новой информации, понимание и применение в жизни полученного опыта. Говоря простым языком, он объединяет способность мыслить, воображать, запоминать, представлять и воспринимать действительное. Чтобы развивать способности, следует заниматься развитием интеллекта с помощью упражнений, загадок и задач.

Евгений всегда был отличником и отличался успехами в учебе в университете. Но он не хотел останавливаться на достигнутом этапе, вследствие чего начал искать способы саморазвития. Изучив множество материалов, он пришел к выводу, что нужно использовать комплексный метод. Используя только развивающие задачи или чтение, человеку быстро надоедает данная деятельность. Поэтому для успешного совершенствования созданы целые списки с методами повышения уровня знаний.

После регулярных тренировок Сергей увидел положительный результат. Останавливаться на данном этапе он не захотел, и теперь со временем усложняет задачки и обучается новому постоянно. Данный пример дает не только уверенность в эффективности метода, но и мотивирует на то, чтобы заняться саморазвитием.

Множественная теория интеллекта

В 1983 году ученый Говард Гарднер описал в своей книге теорию о семи моделях интеллекта. Работая в данной сфере, через несколько лет он добавил еще одну модель. Данная теория набрала невероятную популярность. Причиной тому послужит следующий факт. Люди узнали, что развитие мозговой деятельности происходит в разных областях, в зависимости от индивидуальных особенностей индивидуума.

Работа ученого доказала, что каждый человек обладает высоким интеллектом в разных сферах. Все 8 моделей объединяются, создавая общий фон интеллектуального развития.

Основой для данного развития становятся генетические особенности и жизненный опыт.

  1. Языковой.
  2. Логико-математический.
  3. Музыкальный.
  4. Телесно-кинетический.
  5. Межличностный.
  6. Внутриличностный.
  7. Пространственный.
  8. Натуралистический.

Было произведено много попыток для создания теста на уровень развития определенного интеллекта. Данные тесты предназначались для того, чтобы человек мог определить какой интеллект ему можно развивать, а какой преобладает. Но ученый пришел к выводу, что это почти нереально. Это связано с тем, что вопросы в тестах давали бы информацию об интересах и предпочтениях людей.

Способы развития интеллекта

Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. Главное заниматься регулярно, и не отвлекаясь на посторонние моменты.

  1. Отдых. Основа всех основ в любом развитии человеческого тела. В уставшем состоянии эффект от занятий будем минимальным. Поэтому перед началом саморазвития нужно как следует отдохнуть.
  2. Записи. Основной анализ информации происходит в момент записи данных в блокнот. Бывают моменты, когда в голову приходит гениальная идея, но вместо того, чтобы быстренько ее записать, человек надеется на свою память. Также, с помощью записей удобно размышлять о будущих планах или событиях. Большая вероятность выполнения всего запланированного происходит, когда все дела были записаны на бумагу.
  3. Тихая обстановка. Большая масса людей после рабочего дня привыкли заниматься не общим развитием, а делами, которые способствуют дополнительной усталости в организме. К таким делам относят компьютерные игры, соцсети, телевизор и т. д. Вместо этого лучше сесть почитать книгу в спокойной обстановке или отправиться на вечернюю прогулку.
  4. Игры для развития. Логические игры считаются отличным способом для развития умственных способностей. Существуют игры как для одного, так и для всей семьи. Например, шарады, кроссворды, шашки, шахматы, домино, командные настольные игры.
  5. Общение. Благодаря общению человек может не только скрасит досуг, но и узнать много нового. Особенно полезно общение с более умными людьми. За ними хочется тянуться и впитывать опыт. Также частые знакомства избавят от скованности, застенчивости и разовьет коммуникативные навыки.
  6. Чтение. Данный вид развития помогает развить воображение, словарный запас. Такой метод подходит и взрослому и ребенку. Нужно лишь выбирать подходящую литературу. Читая познавательную книгу, человек постоянно поддерживает мозг в тонусе.
  7. Обучение. С помощью обучения человек всегда стремится стать умнее. Находясь на занятиях, происходит изучение как теоретических, так и практических навыков. Если человек нигде не учится на данный момент, можно самостоятельно начать изучать языки или любую другую интересную тему.
  8. Самообразование. Данный метод частично относится к обучению, так как половину знаний человек находит самостоятельно. Имея желания, всегда можно найти возможность научиться чему-то новому и полезному. В современном мире предостаточно возможностей, позволяющих обучится. Например, бесплатные мастер классы, вебинары и т. д.


Также необходимо выполнять физические нагрузки, выставлять перед собой цели, мыслить позитивно и заниматься непривычными для себя новыми вещами.

Задачи и головоломки для саморазвития

Примеры задачек для развития интеллекта:

  1. Александр Сергеевич решил открыть свой бизнес в сфере продаж. Его целью было открытие зоомагазина. Изначально он продавал кошек редких, потому что они были в наличии. Александр Сергеевич приобрел для кошек большие клетки. Когда он впускал в каждую клетку по одной кошке, то одному коту не хватало домика. А если в каждую клетку располагали по две кошки, одна клетка оставалась пустой. Сколько клеток купил Александр Сергеевич, и сколько у него изначально было котов?
    Ответ: У Александра Сергеевича было 4 кошки, и он купил 3 клетки.
  2. В одном лесу жили 2 стаи волков. Одна стая всегда говорила правду, вторая стая всегда лгала. В один день в лесу заблудился человек, и встретил он волка. Когда человек узнал, что волк из стаи правдивых животных, он попросил показать выход из леса. По пути они встретили еще одного волка. Человек попросил первого волка отправиться узнать, к какой стае относится второй волк: лжецов или правдивых. По возвращению волк сказал, что второе животное относится к стае правдивых волков. К какой из стай относился сопровождающий волк?
    Ответ: В лесу любой волк из любой стаи мог сказать, что он их правдивой стаи. Именно поэтому волк сказал единственный возможный ответ. Поэтому он был из правдивой стаи.
  3. Проходил чемпионат по волейболу, в котором принимали участие 4 команды: «Дружба», «Солнце», «Веселые ребята» и «Чемпионы». Каждая команда сыграла друг с другом 1 раз. В случае победы, команде отдавали 2 очка, если была ничья – 1 очко, если команда потерпела поражение — 0 очков. В последней игре «Дружба» проиграла» «веселым ребятам». Но команда «Дружба» все равно выиграла чемпионат. «Веселые ребята» в свою очередь не изменили счет своих результатов. Как сыграли команды «Солнце» и «Чемпионы»?
    Ответ: Чемпионат состоит из 6 игр, следовательно, это 12 очков. Команда «Дружба» набрала не более 4 очков, потому что финальная игра выиграна. Но команда также не может иметь 3 очка, так как тогда у других команд было бы не более 2 очков. Следовательно, у групп имеется не более 9 очков. У «Дружбы» 4 очка. Они выиграли у «Солнца» и «Победителей».
    До завершающей игры «Веселые ребята» не могли иметь два или даже одно очко. В другом случае, если бы они победили «Дружбу», то поднялись бы на место повыше. Поэтому две другие игры «Веселые ребята» проиграли и поэтому набрали всего два очка. Следовательно, «Солнце» и «Чемпионы» победили «Веселых ребят». Между собой – ничья.

Множество других интересных задач и головоломок можно найти в журналах или в интернете.

Заключение

От уровня развития интеллекта зависит многое в жизни человека. Благодаря умственным способностям открывается множество дверей для успешной жизни. При этом нельзя останавливаться на достигнутом. Лучше продолжать саморазвиваться и добиваться большего. При этом, развиваясь самостоятельно, присоединяйте к своим занятиям детей. Отличный способ провести время вместе и развить интеллект у ребенка. Тогда жизнь заиграет новыми красками, и предоставит массу возможностей.

Задатки интеллектуальности даются нам при рождении, привычка пользоваться умственными способностями прививается родителями и учителями, а стремление к развитию интеллекта зависит от каждого индивидуума.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители - это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет - и он себя сам.

Цель многих людей, желающих , - максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели - не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема - было бы желание и терпение. Конечно, вторым , или мы вряд ли станем - это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь . А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» - IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски - врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты - люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей - синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина - гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы - например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в , начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. , способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно .

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы - в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название ;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором , перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом - ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет , находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин - сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы , благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и , которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....