Сорокин американский социолог. Список использованной литературы

Сорокин Питирим Александрович Соро́кин Питирим Александрович

(1889-1968), социолог. Один из лидеров партии эсеров, в 1917 личный секретарь А. Ф. Керенского. С 1918 преподавал в Петроградском университете, в 1922 выслан из России. С 1923 в США, профессор в Миннесоте (1924) и Гарварде (1929-59), президент Американской социологической ассоциации (1964). Рассматривал исторический процесс как циклическую смену типов культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Основные сочинения: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Система социологии» (т. 1-2, 1920), «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений» (т. 1-4, 1930-37), «Россия и США» (1944), «Основные черты русской нации в XX столетии» (1967).

СОРОКИН Питирим Александрович

СОРО́КИН Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей (см. ЦЕННОСТЬ) , символов (см. СИМВОЛ) . Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ) и социальной мобильности (см. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ) .
* * *
СОРО́КИН (Sorokin) Питирим Александрович (21 января 1889, с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. - 11 февраля 1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ) , теория социокультурной динамики.
Жизнь и творчество в России
Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами. Мать, Пелагея Васильевна, зырянка из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив с отличием Гамскую двуклассную школу, продолжает обучение в Хреновской (в Костромской губернии) церковно-учительской школе. Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими, демократическими и социалистическими идеями и примкнул к эсеровской партии. В 1906 он был впервые арестован и помещен в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился с трудами классиков революционной (Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович) , Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович) , Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович) , Маркс (см. МАРКС Карл) , Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) , Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) и др.) и социально-философской мысли (Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) , Дарвин (см. ДАРВИН Чарлз Роберт) , Спенсер (см. СПЕНСЕР Герберт) , Конт (см. КОНТ Огюст) и др.). В 1907 освободился из тюрьмы и в 1909, сдав (в Великом Устюге) экстерном экзамены за гимназию, поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Среди его профессоров были известные Е. В. Де-Роберти (см. ДЕ-РОБЕРТИ Евгений Валентинович) и М. М. Ковалевский (см. КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович) , которые оказали громадное влияние на формирование творческой индивидуальности Сорокина. Через год он перевелся на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающегося русского правоведа Л. И. Петражицкого (см. ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович) . В период обучения Сорокин публикует рецензии, эссе, обзоры современной зарубежной философской и социологической литературы. В 1914 опубликована его первая монография «Преступление и кара, подвиг и награда», в которой Сорокин на основе богатого эмпирического материала пытается построить интегральную концепцию общественного поведения и морали.
В феврале 1913 Сорокин вновь арестован за принадлежность к левой эсеровской организации, однако был освобожден по ходатайству М. М. Ковалевского. Через год, окончив университет, он был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 сдал магистерские экзамены, в январе 1917 получил звание приват-доцента Петроградского университета.
После Февральской революции Сорокин принимал активное участие в работе Временного правительства, был личным секретарем А. Ф. Керенского (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович) . Кроме того, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа». Он публикует ряд ярких социально-политических памфлетов, в частности, «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Сущность социализма» и др.
2 января 1918 Сорокин как депутат Учредительного собрания был арестован большевиками. Он публикует открытое письмо, где констатирует фиаско эсеровской программы и заявляет о разрыве с этой партией. Ленин в статье «Ценные признания Питирима Сорокина» расценил это заявление как доказательство большевистского успеха. Сорокин порывает с политикой и целиком отдается научной и преподавательской деятельности, читает лекции в Университете при Петроградском психоневрологическом институте, в Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных обучах, ликбезах и т. п. В 1920 он избран руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета, пишет популярные учебники по социологии и праву. Вершиной его творчества русского периода стала двухтомная «Система социологии» (1920).
Летом 1922 прокатилась волна репрессий (см. РЕПРЕССИЯ) против научной и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) за границу. 23 сентября 1922 тридцатитрехлетний Сорокин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навсегда покинули Россию. После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика (см. МАСАРИК Томаш) отправляется в Прагу, где читает лекции и готовит к изданию свои научные труды.
Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии
Осенью 1923 Сорокин переезжает в США, где читает лекции в Миннесотском университете. В 1924 выходит его книга «Листки из русского дневника» с описанием и анализом российских событий в январе 1917 - сентябре 1922. Поначалу в США Сорокина встретили с недоверием. Преодолеть недоброжелательное к себе отношение ему удалось только после опубликования ряда фундаментальных работ: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии» (в соавторстве с К. Циммерманом, 1929), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии (1930-1932). Эти труды принесли Сорокину мировую известность. В 1930 Сорокин становится деканом социологического факультета Гарвардского университета (занимал эту должность до 1959). Он приглашает на факультет в качестве профессоров К. Циммермана, Т. Парсонса (см. ПАРСОНС Толкотт) и других известных социологов. Получив от Гарвардского университета четырехгодичный грант в 10 тыс. долларов, он издает (по тому в год) беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату труд «Социальная и культурная динамика». К этой работе он привлекает многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них Р. Мертона (см. МЕРТОН Роберт Кинг) ). После ее выхода реакция на книгу была неожиданной: в научной печати появились отрицательные рецензии. Сорокин адаптирует для массового читателя «Динамику», написав «Кризис нашего времени» (1941) - наиболее часто переводимую и читаемую книгу ученого. Через год появляется «Человек и общество в бедствии», в 1951 - «СОС: значение нашего кризиса». В 1950-х гг. в творчестве Сорокина доминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959). В эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» он утверждает, что если человечество сможет избежать новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический тип, а интегральный, объединяющий большинство позитивных ценностей и освободившийся от серьезных дефектов каждого типа.
Последние книги Сорокина - «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956), «Современные социологические теории» (1966) - продемонстрировали силу и глубину его логико-критического ума. В 1964 75-летнего Сорокина, одного из основателей американской социологии, избирают председателем Американской социологической ассоциации. После двухлетней тяжелой болезни Сорокин скончался 11 февраля 1968 в своем доме на Клифф-стрит в Уинчестере (шт. Массачусетс). После его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.
Cоциальная стратификация и мобильность
Взгляды Сорокина на протяжении всей его жизни отличались цельностью. Его научные принципы были сформулированы в «Системе социологии». По Сорокину, теоретическая социология распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию и морфологию); 2) социальную механику (ее объект - социальные процессы); 3) социальную генетику (теория эволюции общественной жизни). Модель социального явления включает в себя 3 элемента: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции - язык (см. ЯЗЫК (естественный)) , письменность (см. ПИСЬМЕННОСТЬ) , музыка (см. МУЗЫКА (вид искусства)) , искусство (см. ИСКУССТВО (художественное творчество)) , деньги (см. ДЕНЬГИ) и т.п.). Взаимодействие может быть антагонистическим или солидаристическим, односторонним или двусторонним, шаблонным или нешаблонным.
В работе «Социальная мобильность» (см. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ) Сорокин впервые обосновал различие между горизонтальной (переход из одной социальной группы в другую на одном и том же уровне общественной стратификации) и вертикальной мобильностью (перемещение индивида - восходящее или нисходящее - из одного слоя в другой - социальный подъем и социальный спуск), проанализировав средства и каналы ее достижения. Он аргументировал тезис о том, что социальная мобильность - естественное состояние общества. Вертикальная мобильность осуществляется в рамках трех форм социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ) : внутрипрофессиональная или межпрофессиональная, политическая и продвижения по «экономической лестнице». При продвижении возникают препятствия в виде «сит», в которых и заключен механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Они, как правило, совпадают с основными каналами вертикальной мобильности (школой, армией, церковью, семьей и браком, профессиональными, экономическими и политическими организациями). Мобильность в нормальные периоды эволюции общества и в периоды кризисов различается, так как происходят изменения в системе «сит». В истории человеческого общества нет постоянной тенденции ни ко всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации (см. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (разделение на части)) . Постоянная тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется не менее постоянной (но действующей импульсивно) тенденцией к уравниванию. Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ) , перевороты и другие социальные катаклизмы, которые как бы «отсекают» вершину пирамиды, превращая ее на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведет к росту пирамиды, и так до бесконечности. Линии общественного развития наиболее адекватно соответствуют синусоиде.
Социология революции
Эта концепция легла в основу представлений Сорокина о роли революций в жизни общества. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных, вялых, дегенеративных индивидов, которые в соответствии с этими качествами должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте.
Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На втором этапе наступает период реакции (см. РЕАКЦИЯ (политическая)) как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация.
Социокультурная динамика
С проблемами стратификации связано учение Сорокина о социокультурной динамике. Основой концепции является рассмотрение общества и культуры как единого социокультурного феномена - суперсистемы. На базе огромного эмпирико-статистического изучения искусства, науки, религии и права Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории: идеациональной, идеалистической и чувственной. Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа преобладают ценности материальные. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности обоих типов. Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции.
Центральным понятием выступает ценность (см. ЦЕННОСТЬ) . Каждый тип культуры, по Сорокину, имеет свой, имманетный ему, закон развития и свои «пределы роста». Это и есть социокультурная динамика. Преобладающая в той или иной эпохе система ценностей образует основополагающую для этой динамики детерминанту (см. ДЕТЕРМИНАНТ) , определяющую природу данного искусства, философии, религии, этики, экономики и политических отношений.
Сорокин расценивал современную эпоху как эпоху кризиса чувственной культуры, которая, однако, вовсе не есть смертельная агония западной цивилизации (как у О. Шпенглера (см. ШПЕНГЛЕР Освальд) ), а определенный этап на пути перехода к новой, идеациональной культуре. Время перехода отличается культурной поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил «позитивного полюса», способствующего сохранению системы ценностей, основанной на «чувстве нравственного долга и Царства Божия». Ускорить приход идеациональной культуры может распространение в мире идей альтруистической любви.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество - это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина - это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968 гг.) – юрист, философ, социолог. Родился в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Питиримом назван в честь св. Питирима, празднование которого приходится на январь, месяц рождения П. А. Сорокина.

Отец Сорокина занимался церковно-реставрационными работами. Питирим работал постоянно с отцом в храмах. Вскоре с братом Василием они стали самостоятельно продолжать свою трудовую деятельность, переходя из храма в храм. П. А. Сорокин закончил церковно-учительскую школу. Имея страстное желание учиться, с большими трудностями добрался до Санкт-Петербурга, поступил в психоневрологический институт, через год перевелся на юридический факультет университета. Окончив университет, Сорокин остался работать на кафедре уголовного права. Вскоре сдал магистерские экзамены и получил звание приват-доцента Петроградского университета. Как социолог П. А. Сорокин начал свою деятельность в Петрограде. Ему было немногим более 30 лет, когда он основал социологический факультет в Петроградском университете.

В 1920 году вышла его двухтомная работа “Система социологии”, вызвавшая дискуссии в ученых кругах. П. А. Сорокин “произвел революцию в теории социологии, подчинив ее ценностям как главной побудительной движущей силе в обществе”, показав что “социология является по преимуществу теорией ценностей”. Сорокин первый ученый-философ, давший социологический анализ революции в России, стал родоначальником “социологии революции”.

В социологии П. А. Сорокин выделил три раздела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Он сформировал понятия и теорию социальной стратификации и социальной мобильности.

Сорокин создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, исследовал социодинамику культуры.

В 1922 году П. А. Сорокин вынужден уехать из России. Мечте вернуться когда-нибудь на родину не суждено было осуществиться. Сорокин умер в Америке в возрасте 79 лет. В своем дневнике он писал: “Чтобы не приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока... Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь прекрасно, что жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, – вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле”.1

В 1930 году П. А. Сорокин возглавляет социологический факультет во всемирно известном Гарвардском университете, пишет работы по философии культуры. Он считает, что человечество осваивает и дальше развивает социальный и духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, создавая в каждую конкретную эпоху духовную культуру, “культуру души”.

Уровень культуры общества, определяется конкретной системой социокультурных отношений, воздействуя на духовный потенциал личности.

Понятие культуры многозначно. Обладая интегративным свойством, культура может характеризовать качественное состояние общества на каждом этапе его развития, особенности цивилизации. Культура включает основные тенденции и отличительные черты духовного развития разных стран и народов. Культура отражает существенные стороны образа жизни общества, социальных общностей, уровень развития различных сфер общественной жизни (культура производства, труда, общения, быта и т. д.). Культура также отражает уровень социального и духовного развития личности.

Для социологического познания культуры важное методологическое значение имеют, во-первых, анализ культуры как подсистемы общества, “пронизывающей” материальное и духовное производство, экономические, политические, нравственные и эстетические отношения. Во-вторых, рассматривается социальная обусловленность культуры, как результат потребностей людей, их интеллектуальные, эстетические, практические интересы. В-третьих, социологический анализ культуры предполагает ее характеристику как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности как индивидов, так и различных общностей.

Основы социологической теории культуры заложил М. Вебер. Он рассматривал культуру как результат нравственно ориентированной деятельности, как важнейший фактор общественного развития.

Не менее весомый вклад в развитие социологии культуры внес виднейший социолог XX века П. А. Сорокин. Проблемам культуры он посвятил ряд работ: “Социокультурная и культурная динамика”, “Общество, культура и личность”, “Кризис нашего века”, “Человек, цивилизация, общество” и др. В процессе исследования механизма социокультурной динамики Сорокин делает выводы о закономерностях развития культуры, замедления и ускорения темпов социокультурных изменений.

П. А. Сорокин отмечает, что всякая великая культура есть не просто сумма явлений, а представляет единство, все составные части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Главную ценность или основополагающий принцип культуры отражает настрой общественного сознания; науки, эстетического сознания, философии, религии, этики, права, а также основных форм социальной, экономической, политической организации нравов, обычаев, образы жизни и мышления (менталитет). Составные части интегративной культуры взаимосвязаны, передают состояние духовной культуры общества, в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются трансформации.

В качестве примера П. А. Сорокин рассматривает средневековье. Средневековая культура в палитре своих ценностей передавала фундаментальный принцип христианства, идеи богословия.

Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература была пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала библейские темы в линии и цвете. Музыка носила религиозный характер. Наука дополняла христианскую религию. Этика и право представляли разработку заповедей христианства. Политическая организация была теократической и базировалась на Боге и религии. Даже экономическая система контролировалась религией, налагались запреты на многие формы экономических отношений. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, в то же время бытовало безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Такую унифицированную культуру, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальной ценности, Сорокин называет идеациональной культурой.

Упадок идеациональной культуры приходится на XIII-XIV века. Складывается новая культура которая выделяет объективную реальность как единство бесконечного многообразия. Эту культурную систему Сорокин называет идеалистической. С XVI века возникла, по исследованию Сорокина, современная форма культуры эмпирической, светской, “соответствующей этому миру”. Сорокин называет ее – чувственной культурой. Она основывается на принципе: объективная действительность и смысл ее – сенсорны.

Таким образом, основной принцип средневековой культуры делал ее потусторонней и религиозной. Основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, частично светский. Основной принцип современной чувственной культуры – светский, “соответствующий этому миру”. Сорокин делает вывод, что все типы культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный – проявляют себя в истории духовной культуры каждого народа, причем замена одной формы культуры на другую не ведет к гибели общества. Он рассматривает смену форм культуры на примерах смены греко-римской и средневековой культуры. Рано или поздно каждой форме культуры суждено исчерпать свой созидательный потенциал.

П. А. Сорокин рассматривает культурные явления в качестве “различных частей одного и того же неделимого социокультурного мира”, любое общество можно описать только через призму присущей ему “системы значения нормы-ценностей”. Эта система проявляется как культурное качество. Скрытые в индивидах и обществах качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации. Исходя из теории созданной им интергралистской социологии культуры, Сорокин признавал культурный фактор наиболее важным и определяющим, утверждая доминирующую роль культуры в развитии человечества. Культурный фактор, является показателем состояния науки, философии, религии, этики, права, политики, экономики. Исторически развивающимся критерием прогресса культуры Сорокин считает многообразный по своим формам гуманизм.

Сорокин пишет большую работу “Социальная и культурная динамика” – беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд. В 1960 году он публикует работу “Взаимное сближение соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу”, написанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон “не сомневались”, в абсолютной правильности своего пути развития. Сорокин писал, что западные лидеры уверяют, что будущее принадлежит капиталистическому типу общества и культуры. Лидеры коммунистических наций ожидают победы коммунистов. Ученый не соглашается с обоими предсказаниями и считает, если человечество избежит новых мировых войн и преодолеет критические моменты в своем развитии, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический, а специфический интегральный тип.

Согласно логике Сорокина, в общественной жизни происходит два процесса – упадок капиталистической системы и неспособность коммунистической системы удовлетворить жизненные потребности людей. Коммунистическую идеологию и экономическую систему он рассматривает как одну из разновидностей тоталитарных режимов. Основой конвергенции Сорокин считает близость систем ценностей, права, образования, искусства, науки, культуры – именно то, что конвергенция приводит к образованию смешанного социокультурного типа, который при западных условиях может перерасти в “блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же как и во всей человеческой вселенной”. Мировоззрение ученого было пронизано интегральным синтезом его философских выводов. Сорокин формирует принципы социологии культуры: 1) социальная аналитика; 2) социальная механика; 3) социальная генетика. На этих выводах основан его большой труд “Общество, культура и личность”. Сорокин считает, что социальное поведение определяют психофизические механизмы, интегральным фактором всей социальной жизни является коллективный рефлекс. “Все возрастающее подавление основных инстинктов населения; их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, – таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва”. П. А. Сорокин приходит к выводу, что в основе революционных движений в обществе, лежат базовые инстинкты – пищеварительные, сексуальные, инстинкты собственности, самовыражения, самосохранения и другие.

В “Системе социологии” П. А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве модели социального явления. Его элементами он считал действия индивидов и проводников общения. Действия состоят из внешних раздражителей и внутренней реализации психологической жизни. Проводники – символы передачи реакций между субъектами (язык, письменность, музыка, искусство т. п.). Взаимодействие может выступать как антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее. В работе “Социальная мобильность” П. А. Сорокин исследует вопросы стратификации и мобильности. Ученый признает, что социальная мобильность является нормальным состоянием общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и культурных ценностей, то есть всего того, что создано в процессе человеческой деятельности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном уровне общественной стратификации. Под вертикальной мобильностью Сорокин подразумевает перемещение индивида из одного пласта в другой, выводит два типа вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей. Основным препятствием для социальной мобильности, по Сорокину, является наличие “сит”, которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других. Это “сито” и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов; оно, как правило, совпадает с основными каналами вертикальной мобильности, с изменениями культурных ценностей. На основе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что “в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их расположение осуществляется не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируется разнообразными институтами”. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Сорокин приходит к выводу, что нестратифицированное общество с подлинным проведением принципа равенства его членства есть миф, никогда не реализованный на практике.

Все люди, считает Сорокин, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды и т. п.) и сознательных (нормы, культурные ценности). Только общество, (а не толпа) способно понять значение культурных ценностей, поэтому любое общество можно описать только через систему присущих ему духовных ценностей; то есть через определенный уровень культуры.

Культурные ценности обнаруживаются во все периоды человеческой цивилизации, включая дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэмпирические исследования культурных качеств позволяют, считает Сорокин, выявить длительные периоды истории, в которые проявляются идентичные культурные образцы – виды деятельности, мысли, творчества, верования и т. п. Культурная жизнь общества является продуктом логико-значимых культурных систем.

Логико-значимые культурно-ценностные системы формируются под воздействием двойственной природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего. Социально значимую человеческую активность Сорокин определяет посредством четырех категорий. Это ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (истина), эстетического удовлетворения (красота), социальной адаптации и морали (добро) и категории, объединяющей эти ценности в единое социальное целое (польза).

Любой индивид вписывается в систему культурных ценностей, культура становится интегральной, когда общество добивается успеха, гармонизируя энергию людей, отданную на службу истине, красоте и добру.

П. А. Сорокин писал, если мы представим себе общество, в котором каждый его член обладает жизненным стандартом миллионера, но главные духовные ценности там не едины, предельно расшатаны, несовместимы и соответствующая им система социальных отношений не кристаллизована, то такое общество будет, более турбулентным и дезорганизованным, чем другие общества, в которых только основные физиологические потребности скудно удовлетворены, но социокультурный фундамент крепок и члены общества верят в одни и те же ценности и живут для них.

Мысль П. А. Сорокина удивительно созвучна с стихом Евангелия от Матфея: “И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши нежели богатому войти в Царство Божие” (Евангелие от Матфея 19:24).

П. А. Сорокин рассматривал реальный мир как единство социального и культурного, причем единство диалектическое, в котором все-таки определяющая роль отводится культурным ценностям.

Культуру бытия Сорокин видит как Абсолют в состоянии покоя, в котором преобладают духовные, благочестивые и религиозные отношения к природе – смиренное, уважительное, осмысление самого себя как органической части бесконечного бытия, где потребности удовлетворяются на путях внутреннего самоограничения и аскетизма. В духовной культуре П. А. Сорокин особо выделяет этику христианского милосердия.

Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885 году , а младший брат - Прокопий, родился в 1893 году .

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы , где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году . Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район), он окончил школу грамоты . А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык , Закон Божий , церковное пение , чистописание , русский язык , природоведение , арифметика . 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова , занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии деревни Хреново Костромской губернии , где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым .

Революционная юность

Университетские годы

После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг , где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс . В мае 1909 года он успешно сдаёт этот экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу - в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в , открытый в 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева . В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала XX века - М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти . Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным, и было необходимо внести 150 рублей за год учёбы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учёбы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. Однако деньги были так и не уплачены не только за первое, но и за второе полугодие, в результате чего в начале 1910 года он был отстранён от занятий и вместе со своим товарищем по несчастью Н. Д. Кондратьевым уехал в село Баки Варнавинского уезда Костромской губернии. В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета , которое было удовлетворено в середине июля того же года. В конце августа Питирим возвращается в Санкт-Петербург, чтобы начать учёбу. Следует отметить, что юридический факультет был выбран им не случайно. Большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы, читается в то время именно на этом факультете. Среди профессоров факультета - М. М. Ковалевский , Л. И. Петражицкий , М. И. Туган-Барановский , Н. Н. Розин , А. А. Жижиленко , И. А. Покровский и Д. Д. Гримм . В 1910 году появляются первые публикации Питирима, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. Это вышедшая в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» статья «Пережитки анимизма у зырян» и художественный рассказ «Рыт-пукалом» (Вечерние посиделки), опубликованный в «Архангельских губернских ведомостях».

Питирим окончил университет в 1914 году , оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года - редактор газеты «Народная мысль» (вместе с П. Витязевым и А. Гизетти) . С 1916 года - приват-доцент .

Годы революции

Вне политики

После отхода от политики Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской деятельности: сотрудничал с Наркоматом просвещения , принимал участие в учебно-научных экспедициях. Он читает лекции в Петроградском университете, Психоневрологическом институте, Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных «обучах», ликбезах . В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Однако к Сорокину начинаются претензии властей. Уничтожается подготовленная к печати его книга «Голод как фактор» .

Эмиграция

Дети

В 1931 и 1933 годах у четы Сорокиных родились сыновья - Пётр и Сергей . В Гарварде оба сына защитили диссертации: Пётр - по прикладной физике, Сергей - по биологии.

После рождения Петра, семья Сорокиных переехала из Кэмбриджа в Винчестер , где они приобрели дом .

Научное наследие Питирима Сорокина

Правоведение

Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии.

Опираясь на психологическую школу права своего учителя Л. И. Петражицкого Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Это принципиально отличалось от позиции французского социолога Э. Дюркгейма , считавшего, что поступок преступен, когда «он оскорбляет сильные и определённые состояния коллективного сознания». Сорокин считал, что подход Дюркгейма ставит индивида в полное подчинение коллективному сознанию. Сорокин допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.

Правила поведения индивида Сорокин разделял на дозволенные, запрещённые и рекомендованные.

Более сильная часть общества, считал он, навязывает остальным свои шаблоны поведения, посредством двоякого рода стимулов - положительных (награды) и отрицательных (кара). На основе анализа исторического опыта разных народов, Сорокин пришёл к выводу, что с усложнением общественного развития, с ростом социальной дифференциации и с расширением социального взаимодействия возрастает скорость изменения шаблонов поведения.

Они становятся более гибкими, легче поддаются изменению и, как следствие этого, уже не требуют применения жёстких стимулов (в виде жёсткой кары и значительной награды), характерных для ранних эпох. Таким образом, по мере культурного развития общества значение кары и награды как регулятора поведения и фактора снижения социальных конфликтов снижается.

Перу Питирима Сорокина принадлежит один из первых русских учебников по общей теории права. Критически анализируя в своём учебнике различные подходы к понятию права, Сорокин трактовал право как такие издаваемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека.

Таким образом идеи Рудольфа Иеринга и Коркунова о праве как форме защиты и разграничения интересов дополняются у Питирима Сорокина очень важной характеристикой права как формы согласования свободы различных субъектов правового регулирования. Свобода личности, по мнению Сорокина,- это цель правового развития, а мера раскрепощения личности, расширения её основных прав и свобод - это критерий правового прогресса человечества.

Характеризуя социальную роль права, Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы. Все социальные образования и институты (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д.) он рассматривал как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования. Здесь также сказалось определённое влияние на Сорокина психологической теории права Л. И. Петражицкого, согласно которой любая группа лиц (в том числе и преступники) имеет своё интуитивное (неофициальное) право, определяющее поведение группы.

Большое внимание в учебнике Питирима Сорокина уделено проблеме взаимодействия права и морали. «Мораль и право всех народов, всех времён, писал он,- хорошим и должным поведением по адресу „ближних“ считали поведение, совпадающее с заповедью любви и солидарности., а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнему, причинения ему вреда, то есть поведение общественно вредное. Таков практический опыт человечества и указываемый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества. Тот же критерий диктуется и современной морально-правовой совестью человечества». К этой теме, Сорокин неоднократно возвращался и в более поздних работах американского периода (прежде всего в книге «Политика и мораль. Кто должен сторожить стражу?» и во втором томе своей знаменитой «Социальной и культурной динамике», целиком посвящённым проблемам «флуктуации систем истины, этики и права»). Развивая свои прежние подходы, Сорокин рассматривал право как наиболее точный показатель перемен, происходящих в правах и в этноюридической ментальности.

Социология

В «Общедоступном учебнике социологии» Питирима Сорокина, в котором собраны статьи разных лет, выделяется работа «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» написанная в российский период жизни Питирима Сорокина. Анализируя понятие национальность, Сорокин пришёл к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может чётко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию (язык, религия, общие исторические воспоминания и т. п.). Развивая мысль о том, что любое объединение людей может считаться социальным, «когда это соединение по своим социальным функциям или социальной роли представляет нечто единое, когда его части действуют в одном направлении и представляют единое целое», он отмечал, что проблема национальной идентичности имеет социальный характер. Рассматривая эту проблему в правовой плоскости, Сорокин обосновывает мысль о том, что национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. «Поэтому, продолжает он, тот, кто хочет бороться против первого, должен бороться против второго, выступающего в тысяче форм нашей жизни, и сплошь и рядом гораздо более ощутимых и тяжёлых». «Полное правовое равенство индивида»,- вот исчерпывающий лозунг. Кто борется за него - тот борется против национальных разграничений". Говоря о принципах построения будущей Европы, Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы. «Спасение не в национальном принципе, - утверждал он,- а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей,- а поскольку они образуют сходную группу, - и народов».

После высылки из России интересы учёного сосредоточились главным образом на общих процессах социальной организации и широком обозрении истории человечества с позиций теоретико-социологического подхода. Сорокин рассматривал социальную жизнь как сложную систему, состоящую из подсистем, относящихся к сфере религии, этики, экономики, политики, права, науки, искусства и т. д. В главной книге «Социальная и культурная динамика» на основе эмпирико-статистического изучения этих подсистем общей «социокультурной системы» учёный пришёл к выводу, что в истории человечества существует три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется соответствующим только ей пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способами их удовлетворения. «Всякая великая культура, писал Сорокин,- есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность». Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя то есть существующая в науке, искусстве, философии, праве и т. д. и даже в быту ориентация на трансцедентные (потусторонние, сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен как правило, для эпохи упадка. Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста.

Основная идея Питирима Сорокина как социолога - идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики, различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй. Социологическая метатеория должна, по мнению Сорокина, интегрировать всё гуманитарное знание своего времени в целостную систему. А в конце жизни им были поставлены задачи и обрисованы перспективы объединения в рамках такой системы не только гуманитарного, но и естественно-научного знания. Отсутствие в современной Сорокину социологии выраженной тенденции к подобной интеграции научного знания, совместимости и взаимодополняемости многочисленных аналитических и фактологических теорий он рассматривал как серьёзную опасность, угрожающую дальнейшему творческому росту социологии. Современное социологическое знание, отмечал Сорокин, «напоминает знание некоторых несобранных кусков детского конструктора. Загадка остаётся не решённой, несмотря на знание её частей». Если социология неопределённо долго останется в таком положении, «она обречёт себя на стерильное состояние знания всё большего и большего о всё меньшем и меньшем; если она выберет путь роста, она должна в конце концов войти в фазу синтезирующей, обобщающей и интегративной социологии». Питирим Сорокин прогнозировал переход социологии в новый период великого синтеза, когда различные теории, содержащие каждая свою долю истины, будут во всё большей мере интегрироваться в синтезированные теории грядущей социологии. Подобная нацеленность на интегральное знание была характерна и для его трактовки права. Он стремился дать обобщение исторических, социокультурных и методологических сведений о феномене права в рамках обобщённой «синтетической» теории права.

Политика

Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны.

В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения». Кроме того, он, совместно с Н. С. Тимашевым стал одним из авторов своеобразной концепции конвергенции России и США периода Второй мировой войны. Основываясь на циклических закономерностях социальных революций (о которых говорили в частности А. Токвиль и И. Тэн), Сорокин высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. Современная эпоха кризиса, считал Сорокин, закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX-XXI веков переместится в Россию. Найти выход из кризиса поможет распространение в мире идей альтруистической любви, изучению и пропаганде которой учёный посвятил последние годы своей жизни.

Развивая свои ранние идеи о социальной солидарности и этике любви, Сорокин выступил с программой спасения человечества на базе альтруистической любви и поведения и основал в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма.

Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом американские ценности учёный не принял.

Лекции Питирима Сорокина в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым впоследствии Питирим Сорокин состоял в переписке.

Организации, изучающие творческое наследие Питирима Сорокина

Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина

Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина (Сыктывкар) был создан 25 февраля 2009 года решением ученого совета Сыктывкарского государственного университета. Занимался изучением творческого наследия Питирима Сорокина, размещенного в коллекциях Канады (Саскачеванский университет), США и Европы. Основной проект Центра - издание книги «Питирим Сорокин: избранная переписка». Закрыт по решению ученого совета ВУЗа 27 октября 2010 года.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина»

Постановлением Правительства Республики Коми от 12.11.2010 в Сыктывкаре создано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина». Основная задача Центра - изучение и популяризация в республике наследия П. А. Сорокина и других выдающихся деятелей Коми науки и культуры. Центр возглавила доктор исторических наук Э. А. Савельева.

Фонд Питирима Сорокина

В апреле 2011 года в Винчестере (штат Массачусетс, США) образован Фонд Питирима Сорокина. Фонд создан сыном Питирима Сорокина Сергеем и является некоммерческой организацией. Среди основных задач Фонда:

  • сохранение и защита международных авторских прав наследия Питирима Сорокина;
  • популяризация научного творчества Питирима Сорокина;
  • содействие в научных исследованиях в различных областях социологии;
  • помощь в проведении благотворительных, научных и образовательных мероприятий в рамках популяризации творчества Питирима Сорокина

Сергей Питиримович Сорокин и Ричард Фрэнсис Хойт образуют Совет директоров Фонда. Исполнительный директор Фонда - Павел Петрович Кротов.

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  • Преступность и её причины / П. А. Сорокин. - Рига: Наука и жизнь, . - 46 с. - (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»; № 22).
  • Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали / П. А. Сорокин; С предисл. проф. М. М. Ковалевского. - СПб.: Я. Г. Долбышев, 1914. - L, 3-456 с.
    • Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Питирим Сорокин; Подгот. В. В. Сапов. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. - 446, с. (Серия «Русская социология XX века» / Рус. христиан. гуманитар. ин-т). ISBN 5-88812-055-3
  • Система социологии. Т.1-2. - Пг., 1920.
    • Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. - М.: Астрель, 2008. - 1003 с., л. портр.; 22 см. - (Социальная мысль России). ISBN 978-5-271-14765-4
  • Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с. - (Социология: Университет. б-ка / Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина). ISBN 5-88812-117-7 (Главный труд Сорокина в четырёх томах в 1937-1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии )
  • Социология революции / Питирим Сорокин. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005 (ППП Тип. Наука). - 702, с. - (Серия: Социология. Политология). ISBN 5-8243-0617-6
  • Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. - М.: Academia: LVS, 2005. - XX, 588 с. ISBN 5-87444-221-9
  • Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве / Питирим Сорокин; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. - 238, с. ISBN 978-5-288-04830-2
  • Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.» / Сорокин П. А.; [Пер. и предисл. С. В. Карпушиной]; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. - М.: ИНИОН, 1992. - 193, с.
  • Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь . - М. : Academia & LVS, 2003. - XII, 678, с. - ISBN 5-87444-186-7 .
  • Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542, с. - (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.). ISBN 5-250-01297-3
  • Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - 384, с. ISBN 978-5-7556-0409-3
  • Дальняя дорога: Автобиография / Питирим Сорокин; [Пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского]. - М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. - 302, с. ISBN 5-239-01378-0
  • Человек и общество в условиях бедствий: (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь) / Пер. С англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. - СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2012 ISBN 978-5-98846-093-0

См. также

Примечания

  1. идентификатор BNF
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Сорокин Питирим Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. :

СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968), русский социолог и культуролог. Родился 23 (4) февраля 1889 в с.Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали . Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию Система социологии . В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность , Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937–1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей » и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.

Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...