Социология. Под ред

Предисловие I. Социологическое знание Глава 1 Структура социологического знания 1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 1.2. Уровни социологического знания Глава 2. Основные функции социологии II. Общесоциологические теории Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 3.4. Понимающая социология М. Вебера Глава 4. Социологическая теория марксизма 4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 4.3. Общество - целостный социальный организм 4.4. Сферы общественной жизни 4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 4.6. Марксистская социология и современность Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 5.1. Социологические взгляды революционных демократов 5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 5.3. Субъективный метод в социологии 5.4. Психологическое направление в русской социологии 5.5. Легальный марксизм 5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина Глава 6. Современная западная социология 6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 6.2. Неопозитивизм 6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 6.4. Социология конфликта 6.5. Феноменологическая социология 6.6. Символический интеракциониэм 6.7. Теория действия III. Специальные социологические теории Глава 7. Теория социальной структуры общества 7.1. Социальная структура общества и ее элементы 7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 7.3. Социальные группы 7.4. Социальная мобильность 7.5. Проблема гражданского общества 7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества Глава 8. Этническая социология 8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 8.2. Национально-этнические отношения 8.3. Национальный вопрос в современных условиях Глава 9. Политическая социология 9.1. Политики и политическая деятельность 9.2. Политические отношения и политические интересы 9.3. Политические процессы и политические институты 9.4. Политическая система общества 9.5. Политическое сознание Глава 10. Социология культуры 10.1. Культура и ее функции 10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 10.3. Массовая культура и субкультура 10.4. Проблемы культуры в современной России Глава 11. Социальные институты и организации 11.1. Социальные институты 11.2. Социальные организации Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 12.1. Труд и его составляющие 12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив Глава 13. Социология семьи 13.1. Брак и семья - социальные институты 13.2. Важнейшие функции семьи 13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений Глава 14. Социология личности 14.1. Концепции личностей 14.2. Социализация личности 14.3. Социальная типология личности 14.4. Личность и общество в переходный период Глава 15. Социология города и деревни 15.1. Социология расселения 15.2. Специфика функционирования города 15.3. Проблемы развития деревни 15.4. Система расселения Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 16.1. Феномен общественного мнения. 16.2. Функции общественного мнения Глава 17. Социология свободного времени 17.1. Структура н классификация свободного времени 17.2. Свободное время в жизни общества 17.3. Факторы, влияющие на свободное время Глава 18. Социология конфликта 18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению 18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 18.3. Механизм социального конфликта 18.4. Управление конфликтом 18.5. Социальные конфликты в современной России IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 19.1. Социологическое исследование и его виды 19.2. Программа социологического исследования 19.3. Применение выборочного метода 19.4. Рабочий план социологического исследования Глава 20. Методы социологических исследований 20.1. Анкетный опрос 20.2. Интервью 20.3. Наблюдение. Эксперимент 20.4. Анализ документов Глава 21 Анализ эмпирических данных Литература Важнейшие социологические понятия и термины

Это второе, дополненное издание известного учебника "Социология" (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998). Основная цель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.
Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений.
Для студентов ВУЗов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Социология -наука об обществе.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин "социология", образованный из латинского слова socletas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Оглавление
Предисловие 5
I. Социологическое знание 13
Глава 1 Структура социологического знания 14
1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 14
1.2. Уровни социологического знания 18
Глава 2. Основные функции социологии 24
II. Общесоциологические теории 29
Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 30
3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 30
3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 36
3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 40
3.4. Понимающая социология М. Вебера 43
Глава 4. Социологическая теория марксизма 50
4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 51
4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 34
4.3. Общество - целостный социальный организм 57
4.4. Сферы общественной жизни 59
4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 62
4.6. Марксистская социология и современность 65
Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 70
5.1. Социологические взгляды революционных демократов 70
5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 81
5.3. Субъективный метод в социологии 86
5.4. Психологическое направление в русской социологии 92
5.5. Легальный марксизм 96
5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 103
5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина 108
Глава 6. Современная западная социология 115
6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 115
6.2. Неопозитивизм 117
6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 119
6.4. Социология конфликта 122
6.5. Феноменологическая социология 124
6.6. Символический интеракционизм 125
6.7. Теория действия 127
III. Специальные социологические теории 131
Глава 7. Теория социальной структуры общества 132
7.1. Социальная структура общества и ее элементы 132
7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 134
7.3. Социальные группы 139
7.4. Социальная мобильность 142
7.5. Проблема гражданского общества 143
7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества 145
Глава 8. Этническая социология 149
8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 149
8.2. Национально-этнические отношения 155
8.3. Национальный вопрос в современных условиях 162
Глава 9. Политическая социология 168
9.1. Политики и политическая деятельность 168
9.2. Политические отношения и политические интересы 170
9.3. Политические процессы и политические институты 176
9.4. Политическая система общества 179
9.5. Политическое сознание 184
Глава 10. Социология культуры 190
10.1. Культура и ее функции 190
10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 193
10.3. Массовая культура и субкультура 196
10.4. Проблемы культуры в современной России 200
Глава 11. Социальные институты и организации 202
11.1. Социальные институты 202
11.2. Социальные организации 212
Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 220
12.1. Труд и его составляющие 220
12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив 226
Глава 13. Социология семьи 240
13.1. Брак и семья - социальные институты 240
13.2. Важнейшие функции семьи 243
13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений 248
Глава 14. Социология личности 254
14.1. Концепции личностей 255
14.2. Социализация личности 259
14.3. Социальная типология личности 261
14.4. Личность и общество в переходный период 264
Глава 15. Социология города и деревни 267
15.1. Социология расселения 267
15.2. Специфика функционирования города 270
15.3. Проблемы развития деревни 274
15.4. Система расселения 282
Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 286
16.1. Феномен общественного мнения. 286
16.2. Функции общественного мнения 295
Глава 17. Социология свободного времени 300
17.1. Структура н классификация свободного времени 300
17.2. Свободное время в жизни общества 305
17.3. Факторы, влияющие на свободное время 310
Глава 18. Социология конфликта 315
18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению. 315
18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 322
18.3. Механизм социального конфликта 326
18.4. Управление конфликтом 329
18.5. Социальные конфликты в современной России 331
IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований 339
Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 340

19.1. Социологическое исследование и его виды 340
19.2. Программа социологического исследования 345
19.3. Применение выборочного метода 349
19.4. Рабочий план социологического исследования 352
Глава 20. Методы социологических исследований 355
20.1. Анкетный опрос 355
20.2. Интервью 359
20.3. Наблюдение. Эксперимент З66
20.4. Анализ документов 369
Глава 21 Анализ эмпирических данных 376
Литература 384
Важнейшие социологические понятия и термины 388.

Предисловие

I. Социологическое знание

Глава 1 Структура социологического знания *

1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания

1.2. Уровни социологического знания

Глава 2. Основные функции социологии

II. Общесоциологические теории

Глава 3. Классическая западная социология ** XIX - начала XX вв.

3.1. Основоположник социологии - О. Конт

3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера

3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма

3.4. Понимающая социология М. Вебера

Глава 4. Социологическая теория марксизма f -

4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса

4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества

4.3. Общество - целостный социальный организм

4.4. Сферы общественной жизни

4.5. Общественно-экономические формации, или исторические типы общества

4.6. Марксистская социология и современность

Глава 5. Социологическая мысль в России

второй половины ХГХ - начала XX вв,

5.1. Социологические взгляды революционных демократов

5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина

5.3. Субъективный метод в социологии

5.4. Психологическое направление в русской социологии -

5.5. Легальный марксизм

5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского

5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина

Глава 6. Современная западная социология

6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений0.2. Неопозитивизм

6.3. Структур но-функциональный анализ Т. Парсонса

6.4. Социология конфликта

6.5. Феноменологическая социология

6.6. Символический интеракционизм

6.7. Теория действия

Ш. Специальные социологические теории Глава 7. Теория социальной структуры общества t

7.1. Социальная структура общества и ее элементы

7.2. Социальные отношения и типы социальных структур

7.3. Социальные группы

7.4. Социальная мобильность

7.5. Проблема гражданского общества

7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества

Глава 8. Этническая социология

6.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

8.2. Национально-этнические отношения

8.3. Национальный вопрос в современных условиях

Глава 9. Политическая социология

9.1. Политика и политическая деятельность

9.2. Политические отношения и политические интересы

9.3. Политические процессы и политические институты

9.4. Политическая система общества

9.5. Политическое сознание Глава 10. Социология культуры

10.1. Культура и ее функции

10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития

10.3. Массовая культура и субкультура

10.4. Проблемы культуры в современной России

Глава 11 Социальные институты и организации f -

11.1. Социальные институты

11.2. Социальные организации

Глава 12. Социология труда и трудовых организаций

12.1. Труд и его составляющие

12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив

3. Социология семьи

13.1. Брак и семья - социальные институты

13.2. Важнейшие функции семьи

Тенденция развития семейно-брачных отношений

Глава 14. Социология личности

14.1. Концепции личностей

14.2. Социализация личности

14.3. Социальная типология личности

14.4. Личность и общество в переходный период

Глава 15. Социология города и деревни

15.1. Социология расселения

15.2. Специфика функционирования города

15.3. Проблемы развития деревни

15.4. Система расселения

Глава 16. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения

16.1. Феномен общественного мнения

16.2. Функции общественного мнения

Глава 17. Социология свободного времени

17.1. Структура и классификация свободного времени

17.2. Свободное время в жизни общества

17.3. Факторы, влияющие на свободное время

Глава 18. Социология конфликта

18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению

18.2. Функции и классификация социальных конфликтов

18.3. Механизм социального конфликта

18.4. Управление конфликтом

18.5. Социальные конфликты в современной России

IV . Прикладная социология: методика

и техника социологических исследований

Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка

19.1. Социологическое исследование и его зиды

19.2. Программа социологического исследования

19.3. Применение выборочного метода

19.4. Рабочий план социологического исследования

Глава 20. Методы социологических исследований

20.1. Анкетный опрос

20.2. Интервью

20.3. Наблюдение. Эксперимент

20.4. Анализ документов

Глава 21 Анализ эмпирических данных

Литература

Важнейшие социологические понятия и термины

Социология - наука об обществе

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», Образованный из ла­тинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Копт (1798-1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функциони­ровании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на разви­тие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древне­китайских и древнегреческих философов, европейских мысли­телей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть тех или иных философских учений, со­циология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как са­мостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как це лостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости," В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследст­вии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в на­учное объяснение исторического процесса. Их концепции об­щественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим их подробнее.

Выделившись из универсальных философских систем и раз­виваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути фило­софский, анализ развития общества и существенно углубить исследования.

В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпо­сылок и базируется на определенном мировоззрении, в кото­ром ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и об­щества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределя­ет решение прочих социологических проблем, з том числе ме­нее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную нау­ку», направленную на объективное изучение социальных фак­тов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представи­тели, в том числе Я. Лазарсфелъд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Од­нако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивиз­ма, прагматизма, интуитивизма и т. д. Ив этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходи­мости философского осмысления вытекающих из данного ана­лиза выводов и обобщений. Итак,

современная социология - это самостоятельная наука об об­ществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Еще древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей:

Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества 1 .

В силу присущих ему интегративных качеств общество об­ладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным ин­ститутам, сферам общественной жизни и т.д. Это обстоятельст­во особо фиксируется и обосновывается социологией, которая изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология вскрывает и изучаеттакже законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это ха­рактеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь, поскольку, во-первых, многие со­циологические проблемы осмысливаются с философских пози­ций, во-вторых, общетеоретическая социология непосредствен­но смыкается с воззрениями, относящимися к области соци­альной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показателями которой, по мнению социологов разных школ и направлений, являются, в частности, признание объективных основ функционирования общества и закономер­ного характера его развития, правильное истолкование взаимо­действия объективных факторов исторического процесса и соз­нательной деятельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и закономер­ности. Так, немецкий философ Г.Ф. Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения «объективных оснований исторического процесса». Он показал, что

интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разно-направлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок ис­тории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность 1 .

Тем самым были обозначены «контуры научной методоло­гии», важнейший принцип которой состоял в том, чтобы идти

не от субъективных намерений участников исторического про­цесса, в том числе самых выдающихся, а от внутреннего объектив­ного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль 2 .

Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

К. Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обна­ружению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистифика­цию исторической закономерности как саморазвития абсолют­ной идеи. На закономерный характер развития общества ука­зывали также французские мыслители К. Сен-Симон и О. Конт. Они пытались научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объек­тивным естественным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Представители так называемого социального дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Вольтман и др.) переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества. При всех различиях указанных направлений в социологии их объединяют идеи объективной обусловленно­сти развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Предметом любой науки являются соответствующие объек­тивные связи и законы развития природы и общества. Подобно тому как, скажем, физика, астрономия, химия, биология изу­чают законы неорганической и органической природы, социо­логия изучает законы развития общества. Последние составля­ют одну из основных проблем марксистской социологии, на что указывают представители других социологических направ­лений. Основное внимание марксистской социологии направ­лено на изучение объективных законов материального произ­водства и их воздействия на социальную, политическую и ду­ховную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил социального процесса, представляет развитие общества как закономерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов нынешнего столетия М. Вебер, хотя многие положения марксист­ской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социологи и экономисты Р. Миллс и Дж. Гелбрейт, многие другие предста­вители западной социологии. В целом марксистская социоло­гия продолжает вносить свой позитивный вклад в развитие со­временной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоятельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличиваются по мере освобождения от догматических и идеологических стереотипов. Тем не менее ко всем ее положениям, как и к положениям других направлений современной социологии, необходимо от­носиться критически, учитывая при этом, насколько они отве­чают сегодняшнему уровню развития социологической науки, а также объективным данным общественной практики.

В соответствующих главах данного учебника анализируются многие направления классической и современной социологии. Их содержание раскрывается также в других главах в связи с анализом тех или иных проблем современной общетеоретиче­ской социологии и так называемых специальных или частных социологических теорий. Авторы исходили из того, что различ­ные подходы к исследованию соответствующих явлений могут дополнять друг друга и способствовать их всестороннему науч­ному анализу. Это в свою очередь может помочь составить о данных явлениях целостные представления, соответствующие их природе и значению в жизни общества.

Вопросы для повторения

1. Раскройте современное понимание социологии как науки.

2. Каковы объективные основания развития социологии?

1. Социологическое знание

Признаком научного познания является объективная значимость его выводов, то есть истина./Макс Вебер/.

Это второе, дополненное издание известного учебника "Социология" (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998). Основная цель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.
Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений.
Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Формат: pdf / zip
Размер: 16 Мб



Оглавление
Предисловие 5
I. Социологическое знание 13
Глава 1 Структура социологического знания 14
1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 14
1.2. Уровни социологического знания 18
Глава 2. Основные функции социологии 24
II. Общесоциологические теории 29
Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 30
3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 30
3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 36
3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 40
3.4. Понимающая социология М. Вебера 43
Глава 4. Социологическая теория марксизма 50
4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 51
4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 34
4.3. Общество - целостный социальный организм 57
4.4. Сферы общественной жизни 59
4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 62
4.6. Марксистская социология и современность 65
Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 70
5.1. Социологические взгляды революционных демократов 70
5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 81
5.3. Субъективный метод в социологии 86
5.4. Психологическое направление в русской социологии 92
5.5. Легальный марксизм 96
5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 103
5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина 108
Глава 6. Современная западная социология 115
6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 115
6.2. Неопозитивизм 117
6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 119
6.4. Социология конфликта 122
6.5. Феноменологическая социология 124
6.6. Символический интеракциониэм 125
6.7. Теория действия 127
III. Специальные социологические теории 131
Глава 7. Теория социальной структуры общества 132
7.1. Социальная структура общества и ее элементы 132
7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 134
7.3. Социальные группы 139
7.4. Социальная мобильность 142
7.5. Проблема гражданского общества 143
7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества 145
Глава 8. Этническая социология 149
8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 149
8.2. Национально-этнические отношения 155
8.3. Национальный вопрос в современных условиях 162
Глава 9. Политическая социология 168
9.1. Политики и политическая деятельность 168
9.2. Политические отношения и политические интересы 170
9.3. Политические процессы и политические институты 176
9.4. Политическая система общества 179
9.5. Политическое сознание 184
Глава 10. Социология культуры 190
10.1. Культура и ее функции 190
10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 193
10.3. Массовая культура и субкультура 196
10.4. Проблемы культуры в современной России 200
Глава 11. Социальные институты и организации 202
11.1. Социальные институты 202
11.2. Социальные организации 212
Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 220
12.1. Труд и его составляющие 220
12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив 226
Глава 13. Социология семьи 240
13.1. Брак и семья - социальные институты 240
13.2. Важнейшие функции семьи 243
13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений 248
Глава 14. Социология личности 254
14.1. Концепции личностей 255
14.2. Социализация личности 259
14.3. Социальная типология личности 261
14.4. Личность и общество в переходный период 264
Глава 15. Социология города и деревни 267
15.1. Социология расселения 267
15.2. Специфика функционирования города 270
15.3. Проблемы развития деревни 274
15.4. Система расселения 282
Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 286
16.1. Феномен общественного мнения. 286
16.2. Функции общественного мнения 295
Глава 17. Социология свободного времени 300
17.1. Структура н классификация свободного времени 300
17.2. Свободное время в жизни общества 305
17.3. Факторы, влияющие на свободное время 310
Глава 18. Социология конфликта... 315
18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению. 315
18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 322
18.3. Механизм социального конфликта 326
18.4. Управление конфликтом 329
18.5. Социальные конфликты в современной России 331
IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований 339
Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 340
19.1. Социологическое исследование и его виды 340
19.2. Программа социологического исследования 345
19.3. Применение выборочного метода 349
19.4. Рабочий план социологического исследования 352
Глава 20. Методы социологических исследований 355
20.1. Анкетный опрос 355
20.2. Интервью 359
20.3. Наблюдение. Эксперимент З66
20.4. Анализ документов 369
Глава 21 Анализ эмпирических данных 376
Литература 384
Важнейшие социологические понятия и термины 388

[Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01050-2. читать

Философия / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 622 с.: ISBN 5-238-00763-9 читать

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

: Учебник для студентов вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 319 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-01225-4 читать

978-5-238-01225-4

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. - ISBN 978-5-238-01225-4. читать

Предыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

Лавриненко Владимир Николаевич

Психология и этика делового общения / Лавриненко В.Н., - 5-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.: ISBN 978-5-238-01050-2 читать

978-5-238-01050-2

Цель изучения учебной дисциплины «Психология и этика делового общения» — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения. Пятое издание учебника существенно доработано и актуализировано. Значительно расширился круг исследуемых проблем. Включена новая глава «Манипулятивные приемы общения». Новые тесты позволяют осуществить самооценку деловых качеств руководителя и определить индивидуальный стиль межличностного общения партнеров. Учебник поможет будущим и нынешним специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения (предыдущие издания — ЮНИТИ, 1995, 1997, 2000, 2003).

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

Социология [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01147-9. читать

Новое издание известного учебника «Социология» подготовлено с учетом апробации двух предыдущих изданий (1-е, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2000). Основная цель учебника — помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях. Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений. Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Лавриненко Владимир Николаевич

Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 735 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников».) - ISBN 978-5-238-01378-7. читать

В четвертом издании учебника «Философия», как и в предыдущих (1-е изд., 2-е изд., 3-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2001, 2004) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показываются роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Философия. В вопросах и ответах [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. В. Юдин; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 5-238-00589-Х. читать

Избранная авторами форма изложения материала (вопрос-ответ) позволила более конкретно, четко и доступно для читателя раскрыть основные проблемы философии как науки и учебной дисциплины. Наглядно и интересно раскрываются ее предмет, функции, мировоззренческое и методологическое значения для развития других наук, а также история развития философской мысли и ее основные современные направления. Специальные разделы книги посвящены проблемам социальной философии и философскому учению о человеке (философской антропологии). Для студентов и аспирантов вузов и научных учреждений, а также широкого круга читателей.

Лавриненко Владимир Николаевич

Политология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-00978-0. читать

Предлагаемое третье издание учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1999; 2-е — ЮНИТИ, 2002) дополнено и доработано с учетом требований современного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и реалий современной политической жизни. Рассматривается широкий круг вопросов политологии, ее общетеоретических и методологических проблем, основных категорий, функций, методов исследования политических явлений. Большое внимание уделено истории развития политической мысли, знание которой позволяет глубже осмыслить сегодняшние политические явления, а также актуальным проблемам современной политологии. Учебник дополнен словарем важнейших политических терминов и понятий. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для всех интересующихся проблемами политической жизни общества и политической теории.

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 5-238-00763-9. читать

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко- философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...