Сколько лет старухе изергиль в произведении. Сочинение на тему Старуха Изергиль

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

4.7 (93.33%) 6 votes

Раннее творчество М.Горького является ярким примером нового романтизма. Писатель воскрешает принципы, которые остались в прошлом, в середине 19 века. Снова становится актуальным исключительный герой, обладающий какими-то особыми качествами. Именно таким является образ старухи Изергиль.

Произведение "Старуха Изергиль" представляет собой повествование в рассказах. Начинается он с описания природы и общей ситуации. Автор-повествователь разговаривает со старухой Изергиль, именно она поведала ему две интересные легенды.

Легенда о Ларре

Это история о том, как на Земле появилась тень. Некогда из племени сильных людей орел похитил девушку, он жил с ней, как с женой, а после его смерти она вернулась домой. Юноша, который сначала вызвал всеобщий страх, ничем не отличался от людей. Но он был очень горд и презирал всех. Он хотел заполучить дочку старейшины, но та отвергла его. Разъяренный Ларра хладнокровно убил ее. Никто не смог придумать лучшего наказания, чем изгнать Ларру. Через некоторое время оказалось, что он бессмертен. Время и скитания истощили его плоть, в итоге он превратился в тень. Сквозь рассказ отчетливо проступает образ старухи Изергиль. Она повествует о событиях с особым упоением, кажется, что она и действительно верит в подлинность этой истории.

История Изергиль

В этой части произведения нет вымышленных событий, лишь реальная история жизни старой женщины, прошедшей много испытаний, немало увидевшей в жизни. Образ старухи Изергиль очень противоречив. В ее жизни было так много мужчин, что ее легко можно осудить. Однако автор с удовольствием слушает ее рассказ, ведь в нем столько жизни и энергии. Она работала пряхой в юности, но такая жизнь не могла понравиться подвижной девушке. В итоге она убежала из дома со своим возлюбленным, но потом от него ушла к другому. Она жила с гуцулом, военным, русскими и поляками, с молоденьким турецким мальчиком... Всех она любила, но никого не хотела видеть Простодушие героини подкупает, она ни на секунду не задумывается о морали, говоря лишь о том, что человек должен узнать жизнь, быть открытым для нее. Поэтому жизнь современной молодежи ей кажется неправильной.

Легенда о Данко

Самый важный в рассказе - это образ Данко. Старуха Изергиль рассказывает о нем в последнюю очередь, говоря с явным восхищением, торжественно и звучно. Данко был из племени сильных людей. Однажды на них напали, люди вынуждены были перейти на болото, по одну сторону которого были враги, а по другую - Опасаясь за свои заветы, люди не шли войной. У них появилась мысль о том, чтобы сдаться в плен. Но смелый юноша Данко повел людей через лес. Тяготы пути были не под силу племени, они начали роптать на Данко, грозились его убить. Но он так любил людей, что не мог выносить их упреков. Он разорвал грудь и вынул горящее сердце (загорелось оно от желания помочь). Освещая путь, Данко вывел племя из леса, а сам упал мертвый. Но никто этого не заметил. Какой-то "осторожный" человек наступил на еще пылающее сердце, искры от него и по сей день видны в степи перед грозой. Эта легенда - гимн человеческой храбрости и мужеству. Не будет преувеличением сказать, что именно данный рассказ является в произведении центральным.

Внешность Изергиль

Анализ образа старухи Изергиль невозможно провести, не описав ее внешность. Она была такой старой, что кожа была сморщенной и сухой, казалось, что она может просто разорваться на лоскуты, настолько глубоко прорезали ее морщины. Не раз упоминает Горький о том, что голос ее звучал хрипло, как скрип, даже он был старым. Все это говорит о том, что старуха Изергиль являет собой пример опытности и житейской мудрости.

Значение образа

Образ старухи Изергиль значим для понимания идейного замысла рассказа. Горький стремился найти в человеке что-то особенное, он не был доволен тем, как живут его современники. Его огорчала некая инертность, сопряженная с желанием добиться выгоды, устроить себе "теплое" местечко и спокойную жизнь. Свою мысль он вкладывает в уста старухи, которая говорит, что нет больше прежнего героизма и Кроме того, русских старуха не понимает из-за их угрюмости и серьезности. Неслучайно писатель не просто пересказывает легенду, а вводит образ старухи Изергиль. В рассказах М. Горького раннего периода такие герои не были редкостью. Макар Чудра, герой одноименного рассказа, выражает схожее мнение по поводу жизни Он тоже стар, много повидал на своем веку и составил свое представление о смысле человеческой жизни.

Художественное своеобразие рассказа

Образ старухи Изергиль значим и для структуры, и для формы произведения. Ведь благодаря этой героине повествование становится разнородным, многослойным. Сначала мы слышим голос автора-повествователя, который общается с Изергиль. При этом используется Но когда вступает в дело героиня, все меняется. Новая стилистика, иные речевые обороты. Горькому удивительно точно удается копировать манеру разговора старой простой женщины. Именно потому, что легенды рассказывает сама Изергиль, они становятся еще более интересными. Не стоит забывать о том, что в рассказе соблюдены практически все принципы романтизма. Пейзаж, который открывает произведение, - это море и степь, место, где есть разгуляться сильной натуре, они символизируют свободу. Ночь, тени, искры придают ситуации некую загадочность. А главный признак романтизма - три необычных героя. Изергиль - воплощение жизненной энергии. Ларра совместил в себе все человеческие пороки. А Данко - это олицетворение смелости, добра и человеколюбия.

Итак, какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе? Самое главное - то, что в ее уста вложена идея Горького о правильной человеческой жизни, в которой нет места узким рамкам, ограниченности, скуке и безделью.

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-подёнщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия — описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу. Третья сюжетная линия — легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки. Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.

Цельность произведения достигается ещё и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения. Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества. Ларра — гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повёл свой народ искать новую родину, он вырвал своё сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрёл новую родину. Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречён на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа. Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль — быть судьёй, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь. Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.

Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в её жизни была любовь к людям. Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признаётся: «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками» (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике. В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берёт верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко — идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.

Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, её незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, — это научить молодых, чтобы они не повторяли её ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою — молодому человеку — свои легенды. То есть героиня берёт на себя роль учителя, что можно считать четвёртой функцией образа Изергиль. Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по её мнению, не живут, а всё только примеряются жить, а когда пройдёт их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чём: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: «В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно» (II).

Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль — главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает ещё в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя. Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.

Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещённая между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности. Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Всё это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина): "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу." О внешности старухи Изергиль известно следующее: "Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились." "...куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами..." "...улыбаясь беззубым ртом." "Ее черные глаза были все-таки тусклы... Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами." "...живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень." У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос: "Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями." "Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века..." "Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом..." "Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой..." Старуха Изергиль знает много сказок и легенд: "...Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку." Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу: "Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними." Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь: "...хорошие минуты моей жадной жизни." "...Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов: "А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!.." Старуха Изергиль - свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь: "...я порву цепи, как бы они крепки ни были..." Изергиль никогда не была ничьей рабой: "Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей." У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним: "Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…" При этом гордая Изрегиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним: "...он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <...> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним." (о поляке) Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда: "Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками." Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного - шляхтича Аркадэка: "Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу." Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад: "Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада..." "...я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад..." В молодости Изергиль много работала: "Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти." Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч: "Я, как солнечный луч, живая была." В молодости Изергиль была красавицей: "Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.." "Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь - молдаванина-рыбака: "...и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <...> Он был рыбаком с Прута... <...> ...только поет да целуется, ничего больше!" Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат): "Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <...> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <...> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова." Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гареме целую неделю: "А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скучно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <...> Он был уж немолодой, этот турок. <...> Богатый он был, этот турок." Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний мальчик вскоре умер. В это время Изергиль было около 30 лет: "И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лет шестнадцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <...> Мальчик? Он умер, мальчик… <...> Вдвое старше его я была тогда уж. И была такая сильная, сочная… а он – что же?.. Мальчик!.." В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина ударила Изергиль ножом за ее отношения с "занятым" мужчиной: "Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню." После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу: "Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <...> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый." Расставшись с монахом, Изергиль попала к жиду и работала на него: "Дошла до города Бохнии. Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <...> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня." Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого: "Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго... <...>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом." В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изрубленным лицом, но он вскоре погиб: "Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок... <...> он любил подвиги... <...> О, этот, рубленый, был хороший человек! <...> Наверное, ваши убили его во время бунта." Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим поклонником Изергиль: "Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…" Наконец Изергиль выкупила себя у пана и стала независима. Она жила в Кракове и была богата: "А с жидом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…" Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь - красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней: "О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да." "И тот там же поет… Аркадэк мой." Чтобы спасти шляхтича из плена, Изергиль пошла на убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним: "...свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <...> Он и задохнулся…""Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»" Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет: "Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь." 40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе: "И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени." Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи: "И живу я вот! Одна живу…"

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

4.7 (93.33%) 6 votes

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...