Отношение к жизни старухи изергиль. Основные персонажи рассказа “Старуха Изергиль”

В раннем романтическом произведении "Старуха Изергиль" Максим Горький поэтично размышляет о человечности и свободе. Дух романтизма просто переполняет этот рассказ. Сам автор считал его одной из лучших своих работ, выстроенных на высочайшем уровне. Анализ "Старухи Изергиль" Горького докажет, что автор, как и многие другие писатели, обратился к самой злободневной теме - смыслу жизни.

Особенности рассказа

Книга М.Горького "Старуха Изергиль" вышла в свет в 1894 году. В рассказе четко прослеживаются черты романтизма:

  • главный герой противопоставлен основным персонажам;
  • герою приписываются качества, представленные в превосходной степени;
  • изображение необычных пейзажей (описание моря, степи).

Известно, что Максим Горький много путешествовал по стране, собирал различные легенды и истории, жившие в памяти людей. Именно такие легенды он поведал в произведении "Старуха Изергиль". Анализа этот рассказ заслуживает самого полного. Читатель видит перед собой оригинальную книгу в виде рассказа в рассказе. Композиция его отличается некоторыми особенностями:

  • содержит три самостоятельных части: легенда о Ларре, жизненные искания самой старухи Изергиль, Легенда о Данко;
  • все части объединяет внутренняя идея и тон повествования;
  • содержание первой и третьей части рассказа противоположны друг другу;
  • центральную часть книги составляет рассказ о жизни Изергиль;
  • повествование в рассказе ведется от лица старухи.

Анализ "Старухи Изергиль" показывает, что у произведения основная концепция: возможность жить без людей для себя (подобно Ларре), проживать рядом с людьми, но в свою пользу (как старуха Изергиль), отдавать свою жизнь ради других (как Данко).

Гордый и одинокий Ларра

В первой части старуха поведала о молодом красивом парне Ларре, отцом которого был горный орел, когда-то похитивший мать юноши. Читатель видит гордого, дерзкого, эгоистичного парня. С таким самолюбивым характером ему было трудно ужиться среди других соплеменников. Именно за эти качества Ларра жестоко поплатился. Однажды он совершил ужасный поступок - убил дочку вождя, которая его отвергла. В общине придумали для юноши наказание - вечное изгнание и одиночество. Поначалу оно ничем не огорчило Ларру, но потом стало просто невыносимым. Через некоторое время герой понял, в чем смысл жизни, но было поздно: от страданий он превратился в тень, напоминающую людям о его существовании.

Поиски смысла жизни старухи Изергиль

Куда же приводит анализ "Старухи Изергиль", а именно второй ее части? Читатель погружается в историю жизни самой рассказчицы. Изергиль пользовалась успехом среди мужчин, не обделяла их своей любовью. Она любительница странствий, побывала во многих уголках земли. Ей в удовольствие было играть чувствами других людей. Чтобы достичь своей цели, она даже один раз пошла на убийство. Если героиня уходила от кого-то, то уже никогда не возвращалась. Любви она отдавала всю себя. В конце Изергиль понимает, что не нужно искать любовь на краю света, достаточно вести размеренную жизнь с любимым человеком и детьми.

Самопожертвование Данко

Романтическими чертами наделил Горький своего героя Данко. Анализ "Старухи Изергиль" невозможен без этого персонажа. Красивый, сильный и мужественный Данко был настоящим лидером, умел повести за собой людей. Он отличался свободолюбием и бескорыстием. Это помогло ему стать предводителем своего народа и вывести его из темного леса. Идти было нелегко, рассерженные люди разуверились в своем главаре. Тогда Данко вырвал из груди свое сердце, которое пылало любовью к людям, и осветил им путь. Таким способом он отдал народу свое тепло и доброту, исходящую от горящего сердца.

Что же получил он взамен? Как только люди выбрались из леса, то сразу все забыли об умирающем Данко. Кто-то даже наступил на угасающее сердце вожака. Только ночные искорки в степном просторе напоминали людям о бескорыстном поступке Данко. В образе этого юноши читатели видят настоящего героя, видевшего смысл жизни в служении другим.

В чем схожесть и различие судеб героев?

Старинные легенды несут поучительные выводы, старуха Изергиль поведала их молодому поколению. Действия в легендах происходит в глубокой древности. Судьба самой рассказчицы чем-то похожа на судьбы Ларры и Данко. И у того, и у другого была бурная мятежная жизнь, оба стремились стать независимыми. Идеалом старухи Изергиль и Данко является любовь к окружающим и самопожертвование. Они посвящают себя другим.

Подобно Ларре, Изергиль забывает о людях, которые ей становятся малоинтересными. Она умеет брать, но способна и отдавать. Ларра же только жадно брал, ничего не отдавая. К чему в конце пришли герои? Поведение Ларры привело его к одиночеству, которое невозможно было вынести. Старуха Изергиль пристала к случайным людям и вместе с ними доживает последние годы. Читателю есть над чем задуматься, попытаться найти истинную дорогу в жизни. Возможно, между индивидуализмом Ларры и альтруизмом Данко найдется идеальная точка в системе координат.

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-подёнщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия — описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу. Третья сюжетная линия — легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки. Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.

Цельность произведения достигается ещё и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения. Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества. Ларра — гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повёл свой народ искать новую родину, он вырвал своё сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрёл новую родину. Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречён на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа. Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль — быть судьёй, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь. Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.

Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в её жизни была любовь к людям. Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признаётся: «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками» (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике. В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берёт верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко — идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.

Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, её незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, — это научить молодых, чтобы они не повторяли её ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою — молодому человеку — свои легенды. То есть героиня берёт на себя роль учителя, что можно считать четвёртой функцией образа Изергиль. Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по её мнению, не живут, а всё только примеряются жить, а когда пройдёт их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чём: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: «В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно» (II).

Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль — главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает ещё в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя. Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.

Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещённая между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности. Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Всё это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Одним из наиболее выдающихся произведений Максима Горького является его рассказ “Старуха Изергиль”, написанный автором в 1894 году. В своём романтическом повествовании писатель использовал один из наиболее интересных приёмов литературы – “рассказ, состоящий из рассказа”. Все произведение, состоящее из трёх частей, представляет собой повествование, которое ведётся не только от лица автора, но и от имени главной героини – старухи Изергиль. При этом автор не пересказывает её истории, а повествование ведётся от первого лица.

Вступление

Сам рассказ – это размышление автора об основных человеческих ценностях: о смысле жизни, человеческой свободе и ценности человеческой жизни. Это произведение даже вызывает споры у некоторых читателей – а действительно ли это повествование – рассказ? Или всё-таки автор писал короткую повесть?

Если обратиться к авторитетным и популярным интернет-источникам, то произведение “Старуха Изергиль” Википедия описывает как рассказ, состоящий из трёх самостоятельных повествований , каждое из которых несёт и свою сюжетную линию, и имеет своих главных героев и событийный ряд. Там же можно читать краткий пересказ произведения и проанализировать описываемые события.

Основные персонажи рассказа “Старуха Изергиль”

В рассказе “Старуха Изергиль” от имени главной героини описываются три истории жизни, одна из которых является собственной историей Изергиль. Если рассматривать героев повествования , то их можно разделить на главных и второстепенных.

Главными героями рассказа являются:

Второстепенными персонажами являются соплеменники Ларры и Данко, которые и явились очевидцами событий, описываемых старухой Изергиль, и превратили эти истории в легенды. И если в первой части соплеменники Ларры описываются как мудрые и справедливые люди, то племя, в котором вырос Данко – храбрецы, павшие духом и не находящие в себе силы для борьбы с тяжёлыми обстоятельствами.

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

Вконтакте

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени , которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Старуха Изергиль»,
  2. «Девушка и смерть»,
  3. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м . Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе . Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть , поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная темажизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной , противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла . От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен . Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы . За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный» . Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить . Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку . Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж , который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим , послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры . Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра , но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания .

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

«Старуха Изергиль» Горького М.Ю.

Рассказ М. Горького « » написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера носит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.

В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.

Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.

Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда о Ларре и легенда о Данко.

Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.

За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.

Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.

Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.

Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.

В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...