Самообразование читать. Где искать информацию? Время войне и время миру

Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Хочешь от жизни большего?

Подпишись и получай больше интересных статей вместе с подарками и бонусами.

Более 2000 человек уже подписались на лучшие материалы недели

Отлично, теперь проверь почту и подтверди подписку.

Ой, что-то пошло не так попробуйте еще раз 🙁

Если правильно организовать свою деятельность, самообразование вполне может стать альтернативой традиционному способу обучения. Кроме того, занимаясь самообразованием вы сами выбираете, чему и когда учиться.

Заняться самообразованием стоит как тем, кто хочет получить новые знания и навыки для конкретных целей - например, сменить род деятельности или повысить квалификацию, так и просто тем, кто «заскучал», чувствует жизненный ступор и давно не узнавал чего-то нового.

Шаг 1/7 Выделите или найдите время для себя

Используй любую возможность чтобы заниматься самообразованием. Оно у вас есть, вы просто не задумывались.

Где можно заниматься самообразованием:

В транспорте Дорога в метро занимает много времени? Отличный повод почитать умную книжку. Можно бумажную или электронную, но читайте обязательно. Игра «собери алмазики в линию» не сделает вас лучше.

На прогулке По вечерам долго гуляете с собакой, или бегаете по утрам - используйте это время чтобы слушать лекции или аудиокниги.​

Совет: если вы выделите всего 2 час в день на самообразование, то прослушаете 100-150 полезных аудиокниг в год

В кафе Копите хорошие статьи и читайте их залпом в кафе или когда пьете кофе во время перерыва. Социальные сети и новостные издания переживут несколько часов без вас.

На работе или дома Делаете какие то рутинные действия не требующие внимания? Включайте полезные аудио книги или лекции с You Tube, например, во время уборки по дому. Все это - часть самообразования, даже несмотря на то, что оно фоновое.

Подробности в статье:

Шаг 2/7 Вместе с мышцами качайте и память

Раз и навсегда осознайте для себя, что любая проблема или вопрос - лишний повод узнать что-то новое. Это касается как споров с друзьями о причинах распада Австро-Венгерской империи, так и вполне насущных проблем, вроде самостоятельной починки велосипеда.

Совет: тренируйте память — старайтесь максимально запоминать заинтересовавшие вас факты и истории. Во-первых это крутая тренировка мозга, а во-вторых в удобный момент всегда можно блеснуть неожиданными знаниями на вечеринке или в соцсетях

Подробности в статье:

Шаг 3/7 Изучайте языки

Лучше всего начать самообразование с английского - без него никуда. В любой непонятной ситуации - учи языки.

И дело даже не в том, что все умные люди проживают исключительно за рубежом, а в том, что многие новые идеи, исследования и работы, если они достаточно хороши, чтобы претендовать на мировой уровень, раньше всего появляются именно на английском языке.

Так что, если хотите быть в курсе последних событий из мира знаний и начать эффективное самообразование - учите языки.

Совет: запоминание 10-20 новых слов способствует сохранению молодости мозга и препятствует возрастным изменениям.

Шаг 4/7 Общайтесь с теми, кто хочет узнать то же, что и вы. Или уже знает больше

Общайтесь с теми людьми, которые изучают то же, что и вы. Если это интернет - есть форумы, тематические сообщества в соцсетях и публичные эксперты, готовые ответить на любой вопрос.

По-возможности старайтесь, чтобы общение было живым. Личное общение дает человеку не только знания, но и определенные навыки, повышает его эмоциональный интеллект, развивает способность быть хорошим собеседником, преодолевать конфликты и уважать позицию другого человека.

Нужные мероприятия всегда есть в вашем городе, вам надо только их поискать. В худшем случае, все всегда можно организовать самому. Вы найдете единомышленников, и тогда процесс самообразования будет идти значительно легче.

Совет: отпишитесь от всех развлекательных групп и подпишитесь на блоги, емейл рассылки, тематические сообщества в соцсетях - масса полезной информации по теме, в которой вы хотите развиваться, будет вам обеспечена. Гораздо полезнее для саморазвития видеть в ленте мемы про блокчейн, чем про очередную собачку или кошечку.

Шаг 5/7 Практика и повторение - почему это важно?

Практика - 100% успеха. В любом обучении важнее всего то, как вы сможете применять свои знания в реальной жизни и реальной ситуации. Найдите любую возможность тренироваться, так вы лучше будете понимать, что еще необходимо узнать и на что делать акценты для развития в выбранном вами направлении.

Конечно, этот совет действителен только в том случае, если предмет вашего обучения не настолько абстрактен как «способы ухода за космическим кораблём в условиях нападения повстанцев».

Совет: найдите бесплатные события будь-то общение с носителями языка, мастер-классы или презентации новой книги. Так вы расширите свой кругозор и может быть заведете новые контакты, которые помогут вам в дальнейшем.

Шаг 6/7 Что не запланировано, того и не будет

Составляйте списки своего саморазвития - прокрастинация погубила не один миллион человек. Поняв какая у вас цель, и чему вы хотите научиться, распишите по пунктам, что и в какой последовательности вы хотите освоить или изучить.

Важна каждая минута нашей жизни, нет времени впадать в прострацию и уныло пересматривать сериальчики. Чтобы избежать «выпадения из реальности» заведите дневник, блокнот или мобильное приложение. Всегда держите перед глазами список того, чем можно заняться сегодня, на неделе и в течение месяца.

Надоело слушать лекции про успешные примеры в вашей профессии? Поучите английские неправильные глаголы в прошедшем времени или поиграйте в игры на тематических сайтах по изучению языка. Устали от глаголов? Почитайте про шумерскую цивилизацию или жизнь Наполеона. В конце концов, может в действиях великих из прошлого вы сможете найти идею для изменения своей жизни.

Самообразовывайтесь каждую секунду!

Совет: попробуйте спланировать свое самообразование хотя бы на 3 месяца вперед, с детализацией до недели. Вы удивитесь, как быстро пролетят эти три месяца, а знания уже будут в вашей голове.

Шаг 7/7 Откуда взять силы и найти пример для подражания?

Кстати, про списки. В условиях самообразования, самый главный источник знаний - это люди. Найдите людей, которые вдохновляют вас заниматься тем, чем вы занимаетесь, которые знают больше чем вы.

Мы живём в мире, в котором можно связаться с любым человеком и задать вопросы можно практически любому, используйте этот шанс.

Большинство сильных личностей и отраслевых экспертов охотно согласятся ответить на короткий и конкретный вопрос, если вы их грамотно и с уважением спросите.

Совет: Найдите в соцсетях профили вдохновляющих вас людей и начните следить за их деятельностью. Читайте и смотрите интервью с ними - помимо вдохновения от харизмы личности, вы узнаете много новой и интересной для себя информации.

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, издания 1964 года, самообразование – это приобретение новых знаний самостоятельно, без помощи преподавателей. Однако 21 век внес свои коррективы. Некоторые новые знания без помощи специалистов освоить очень трудно и даже невозможно.

Направления самообразования сегодня

В самообразовании, востребованном в настоящее время, можно выделить несколько направлений:

  1. Освоение новых знаний и умений по определенным и смежным направлениям науки, техники и культуры, которые связаны с деятельностью конкретного человека и соответствуют его задачам.
  2. Освоение всемирных знаний, ознакомление с мировыми открытиями, достижениями в разных науках, технике и искусстве.
  3. Освоение языков:
  4. Иностранные языки, в том числе обязательный английский (см. ), для чтения, переводов и общения.
  5. Овладение новыми подходами к использованию русского языка – быстрота чтения, понимания и запоминания текстов (скорочтение).

Кому нужно самообразование

В наше время происходит быстрое накопление новых знаний, поэтому самообразование – это обязательный процесс, который должен сопровождать всю жизнь людей ряда профессий, стремящихся быть специалистами высокой квалификации.

  1. Учителя и преподаватели не могут пользоваться постоянными ограниченными знаниями, полученными во время учебы. Они должны знать много больше и доносить до учащихся новые современные сведения, открытия и достижения. Только в этом случае можно научить других, увлечь и подготовить к жизни в изменяющемся мире своих учеников.
  2. Работники медицины должны изучать новые методы обследований и диагностики, вновь созданные лекарственные и нелекарственные формы лечебных препаратов и новые способы для быстрого лечения и реабилитации больных людей.
  3. Ученые, исследователи и инженеры должны знать новые направления науки и техники в своей отрасли и в смежных областях, так как без этого они не могут продуктивно работать и создавать новые знания, теории, материалы и производства.
  4. Руководители и чиновники высокого уровня должны уметь оценивать ближние и отдаленные перспективы развития для принятия правильных решений, что требует широкого кругозора, глубоких непрерывных знаний истории проблемы, современности и возможного будущего.

Кроме того, некоторые люди осознают необходимость расширения своих знаний, совершенствования навыков и умений, чтобы стать высокими мастерами своего дела. Самообразование в этом случае способствует карьерному росту и, как следствие, улучшению материального положения.

С чего начать самообразование?

тяжкий труд, чаще всего это дополнительная работа. Она требует много времени, внимания, здоровья. Необходимо организовать свою жизнь и время так, чтобы выделить часы и даже дни для серьезных занятий. Надо понять, хватит ли силы воли, не будет ли причинен ущерб близким, будут ли изменены приоритеты в строительстве всей жизни. Надо учитывать, что результаты самообразования не сиюминутны, они отдалены во времени и не всегда и всем очевидны. При этом стать эрудированным специалистом и интересным человеком – это перспективы во всем в жизни, перспективы в карьере, перспективы в общении с людьми.

Первоначальные действия в этом процессе:

  • Формулировки цели и направления новой деятельности.
  • Составление конкретного плана на ближайшее время и перспективного – на будущее.
  • Изучение современных методик самообразования.
  • Выбор способа получения новых знаний (самостоятельно, с консультантом, курсы, с репетитором).
  • Сбор и изучение источников информации по проблеме (литература, интернет).

Приступая к самообразованию необходимо предусмотреть материальные затраты на оплату преподавателей, покупки книг и т.д.

Однако нельзя забывать и о здоровье, радостях жизни и удовольствиях. В своих планах надо резервировать время отдыха, отпуска, общения с близкими и друзьями.

Заметки про современных детей, заглядывая в их будущее

С самого раннего детства надо приучать детей к любознательности и стремлению получать новые знания, новую информацию. Прекрасный способ – научить ребенка коллекционировать (но не просто собирать) марки. Каждая новая марка – это повод для узнавания о новом предмете, событии, человеке, истории. Каждую новую марку нужно обсуждать, побуждая ребенка к поиску и запоминанию дополнительной информации.

Так вырастают филателисты с энциклопедическими знаниями. Подобным образом можно собирать и библиотеку, в том числе тематическую, прочитывая с ребенком не только само произведение, но и предисловие, комментарии, дополнительную информацию об авторе или событии.

Еще читайте:

Рано или поздно наступает момент, когда следует заняться самообразованием. И тут встает вопрос – как и с чего начинать? Если у Вас он возник – ознакомьтесь с приведенными ниже действенными советами и получите на него ответ.

Изучайте иностранные языки. Доказано, что ежедневное запоминание небольшого количества новых слов (до 20) является отличной мерой предупреждения старения мозговых клеток и препятствования их возрастным изменениям.

Кроме того, как бы ни хотелось, но в эпоху глобализации без подобных знаний не обойтись. Если не получается изучать английский – беритесь за интересующие, но помните, что все интересные данные публикуются именно на нем.

Что особо важно, следование этому совету не обязательно влечет за собой крупные денежные траты, ведь можно найти бесплатные тренинги или мастер-классы, на которых носители языка с удовольствием поделятся имеющимся опытом.

Не пренебрегайте любой возможностью самообучаться, будь то вечные пробки или наличие свободного времени. По сути, человек, при грамотном планировании своих дел, может ежедневно выделять до 3-х часов свободного времени на получение новых знаний.

Вытекает из второго. Для того, чтобы самообразованию было место в Вашей жизни, составляйте графики дел и повышайте свою эффективность. Как добиться последнего, можно прочитать в статье

Воспринимайте любую сложную ситуацию, как мотиватор для получения новых знаний, будь это новый проект, для работы с которым недостаточно навыков или спор с коллегами о чем-то неизвестном для Вас. Чтобы сократить объемы этого самого неизвестного, стоит ежедневно узнавать что-то новое и тренировать память.

Общайтесь с другими людьми, так же, как и Вы, активно изучающими что-то новое. Подобная коммуникация станет прекрасной возможностью для обмена опытом. При этом, предпочтение лучше отдать общению вживую. Так можно убить двух зайцев – узнать новое и не растерять навыки взаимодействия с другими людьми. Впрочем, подписка на интересующие источники лишней тоже не будет.

Больше практикуйтесь, ведь любые полученные знания без практики мертвы.

Как видим, чтобы самостоятельно овладевать новыми навыками или получать знания, не нужно ночами не спать или вливать в себя литры кофе. Достаточно искренне захотеть этого и использовать любые имеющиеся возможности.

Для начала запоминаем, что главный источник знаний - это люди. Люди пишут книги, посты, выступают на конференциях, делают презентации и видеоролики. Поэтому для погружения в любую интересующую нам тему нам нужно составить список людей, кто знает то, чего не знаем мы.

Начинаем с формулировки 3-5 ключевых слов, связанных с тем, что нам интересно. Помним, что по-русски и по-английски могут быть разные формулировки одного и того же явления. Сначала используем общие словари, потом - профессиональные.

Идем на . Набираем по очереди ключевые слова. Выписываем на страницу «Кто изучает эту тему» фамилии попадающихся авторов. Сохраняем в отдельный список «Планирую просмотреть» названия книг, указывая обязательно год выпуска.

Если тема исследовательская - идем на , забиваем в поисковик ключевые слова (лучше на английском) и уже найденные фамилии. Сохраняем в список «Планирую просмотреть» названия статей и ссылки на них.

Если тема профессиональная - идем просто в гугл, набираем в поисковике ключевые слова и уже найденые фамилии. Выписываем новые имена, которые встречаются на пути, сохраняем ссылки на посты, которые кажутся релевантными (по заголовку).

В простом гугле задаем «ключевые слова +конференция», «ключевые слова +conference». Находим тематические конференции, программы, презентации. А это значит, что там есть список участников. Презентации и видеоролики выступлений часто тоже выкладывают. Имена - в список имен, ссылки на выступления - в список «Планирую просмотреть».

Расставляем приоритеты крутости. Поднимаем в списке имен тех, на кого часто ссылаются.

Лакируем все это поиском в гугле «ключевое слово +courses», «ключевое слово +вебинар». Находим дистанционные и очные курсы, связанные с темой интереса. Выписываем их в список «Планирую просмотреть».

Перед вами окажется навигация по людям, которые разбирается в том, что вас интересует. Теперь можно читать посты, статьи, книги, смотреть презентации и видеоролики, записываться на участие в вебинарах и курсах. Погрузились немного в тему?

Напишите топовым людям в вашем списке: в комментариях к их блогу, по электронной почте. Задайте те вопросы, которые остались неосвещенными в материалах, изученных вами. Есть большие шансы, что вам ответят.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...