Редкие скороговорки. скороговорки для тренировки речи и дикции

Веселые, смешные скороговорки для развития речи и дикции читать можно прямо на этой странице. Попробуйте выучить несколько коротких скороговорок для детей и взрослых, чтобы улучшить дикцию. В этом не ничего сложного. Это даже весело и забавно получится. Главное отнеситесь с юмором и не огорчайтесь, если с первого раза произнести скороговорку у вас не получится. Пробуйте читать ее еще раз и все будет замечательно!

Красивая дикция – украшение человека. Для ее усовершенствования хорошо подойдут скороговорки. Тем более что изучать их можно на протяжении всей жизни.

Скороговорки для хорошей дикции

(Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
(Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
(Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
(Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

(В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
(В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
(В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
(В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
(В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

***

(Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

(Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
(Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
(Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

***

(Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.
(Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

(Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

***

(К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
(К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.
(К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.
(К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
(К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.
(К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
(К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
(К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

(К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.
(К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
(К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
(К,р,л) — Кристалл кристаллизовался,
кристаллизовался да не выкристаллизовался.

(Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
(Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
(Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
(Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.
(Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
(Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
(Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

(Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

(М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

(П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
(П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!

(П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
(П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
(П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

(П) — Пошла Поля полоть в поле.
(П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
(П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
(П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
(П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.
(П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
(П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

(П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
(П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
(П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
(П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
(П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.

(П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

(Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

(С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

(С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
(С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

(С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
(С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
(С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
(С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

(Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
(Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.
(Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
(Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
(Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
(Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
(Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

***
Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.
(Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
(Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

(Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
(Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

(Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

(Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
(Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
(Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

***
(Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.
(Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

(Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
(Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
(Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
(Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.

***
(Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
(Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем
тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
(Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.
(Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
(Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
(Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
(Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
(Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
(Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

(Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
(Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
(Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
(Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
(Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
(Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
(Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
(Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

(Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.
(Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

(Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.
(Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
(Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
(Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
(Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

Скороговорки для развития речи и дикции


Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Попугай
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Скороговорка на букву Ж С

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.

Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Жили были три китайца — скороговорка, полная версия

Попробуйте выучить и поговорить этот скороговорку про китайцев. Если у вас получится с дикцией значит, все в порядке.

Жили-были три китайца: Як, Як Цидрок и Як Цидрок Цидроне.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лимпопоне.
Вот они переженились: Як на Цыпе, Як Цидрок на Цыпе Дрыпе, Як Цидрок Цидроне на Цыпе Дрыпе Лимпопоне.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як Цидрока с Цыпой Дрыпой — Шах Шарах, у Як Цидрока Цидроне с Цыпой Дрыпой Лимпопоне — Шах Шарах Шароне.

Детские скороговорки для развития речи короткие

(Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
(В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
(Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
(К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
(К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
(К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
(К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
(К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
(К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
(П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
(П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
(П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
(П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
(П,х) — Осип охрип, Архип осип.
(П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
(Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
(Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
(Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
(С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
(С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
(К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
(П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
(Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Скороговорки для развития речи на букву «р»

(Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

(Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

(Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

(Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

(Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

(Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

(Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

(Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

(Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

(Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

(Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет

(Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
(Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
(В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
(В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
(К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
(П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
(С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
(Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
(Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
(Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
(Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
(Ш,м) — Яшма в замше замшела.
(Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
(Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
(П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
(К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
(Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
(Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Малые фольклорные жанры с раннего детства входят в жизнь человека. Колыбельные, потешки, пестушки вызывают интерес во младенческом возрасте, а вот скороговорки привлекают внимание на протяжении всей жизни.
Ведь скороговорка – это интересная фраза с подбором звуков, трудных для произношения, которая быстро и четко проговаривается.

Существует огромное количество различных скороговорок. Их можно поделить на простые и сложные. Простые предназначены для усовершенствования выговаривания только одного звука. Намного сложнее научится проговаривать сочетание трудных фонем либо различать близкие по значению звуки. Тут на помощь приходят сложные скороговорки. Они также делятся на короткие, состоящие из одного слова и длинные – складываются из нескольких слов, бессюжетные и с сюжетной линией, написаны в прозаичной форме или стихом. Часто встречается деление по возрастной категории – детские и взрослые.

Значение скороговорок переоценить сложно. Они помогают развивать хорошую дикцию, улучшают память, расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание. Разучивать скороговорки можно начинать когда ребенок только научился говорить. Сначала он будет слушать, но со временем захочет повторить. Выбирать нужно забавные стихи, с занимательным сюжетом дабы заинтересовать малыша. Такие скороговорки-рифмы будут интересны и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хотя произносить их надо быстро, но они обучают малыша проговаривать фразы медленнее, не «проглатывая» окончания, чтобы его поняли.

Скороговорки – это еще и забава. Ведь чтобы правильно ее выговорить нужно повторить несколько раз иногда совершая ошибки. Хорошо посмеяться вместе, над словами, которые не получаются. Но здесь скрывается еще один смысл. Ребенок учится воспринимать маленькие неудачи, в виде корявых слов. Он видит, что и старшие делают похожие ошибки. Такая совместная работа научит детей не так болезненно воспринимать промахи в будущем.
Необходим и правильный подход к разучиванию скороговорок. Для начала нужно понимать, что для ребенка это должно быть игрой. Выбор надо остановить на интересных и полезных стишках. Для маленьких выбирать надо легкие и простые, а для старших – посложнее. Сперва скороговорку нужно медленно прочитать либо рассказать, четко выговаривая все звуки. Затем выучить ее наизусть, проговорить безмолвно, затем шепотом. Только после этого рассказать вслух неспешно. А с каждым следующим разом ускорять темп. Уже через некоторое время ребенок с легкостью будет произносить заковыристые предложения.

Правильная и четкая речь позволяет добиться успехов в карьере. Четкая артикуляция необходима всем людям, но особенно важна она для дикторов, актеров и публичных людей. Скороговорки для развития дикции делают речь понятной, артикуляцию правильной. Как правильно выбрать скороговорки?

Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.

Скороговорки бывают короткими и простыми – их используют для занятий с детьми. Дикторам и публичным людям нужно осваивать длинные и сложные трудноговорки. Детские и взрослые скороговорки часто отличаются только смыслом, поскольку проблемы с речью не зависят от возраста. Самые длинные и сложные скороговорки предназначены для проработки сразу 3–5 сложных звуков.

Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.

Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Упражнения для артикуляции

Скороговорки направлены на совершенствование произношения согласных звуков. Но научиться говорить скороговорки правильно нельзя без знания основ артикуляции гласных звуков. Эти правила научат произносить звуки четко, что облегчит проговаривание сложных звуковых сочетаний в трудноговорках.

Правила артикуляции гласных звуков:

  • Звук «а». Раскрыть рот в виде широкого кольца, между зубами поместить 2 сложенных друг на друга пальца. Нижние зубы прикрыть губой, верхние – открыты. Вдох – задержка дыхания – на выдохе очень тихо произнести звук.
  • Звук «у». Вытянуть губы вперед хоботком. На выдохе произносить звук максимально долго.
  • Звук «о». Губы сложены в кольцо, немного вытянуты вперед и растянуты. Между зубами поместить большой палец. Воздух должен проходить в щель между зубами, не упираться в нёбо и зубы.
  • Звук «ы». Поместить между зубами мизинец, губы растянуты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Воздух проходит четко между зубами.
  • Звук «и». Между зубами поместить кончик мизинца. На выдохе произносить звук. Воздух должен проходить четко между зубами, в противном случае будет слышно посвистывание.

Как заниматься

Чтобы результаты занятий были заметными, нужно соблюдать следующие правила:

  • проговаривать скороговорки регулярно – ежедневно 2–5 раз по 10 минут;
  • напоминания – распечатать на листе по 3– 5 скороговорок, развесить на видных местах;
  • перемены – скороговорки следует менять каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкания артикуляционного аппарата.

Не следует сразу пытаться произнести скороговорку быстро. Нужно каждое слово медленно и ритмично проговорить, понять смысл трудноговорки. Темп наращивать постепенно, старясь произносить фразу на одном дыхании. Особое внимание уделять четкому произношению окончаний – согласные звуки активизировать, а не утяжелять.

Перед началом занятий делать легкую разминку. Трижды произнести звук «г», «к». Затем с полуоткрытым ртом произнеси гласные «а», «о», «э» – каждый звук по 3 раза. Прополоскать рот воздухом, чтобы расслабить мышцы.

Помощниками для улучшения дикции станет зеркало и диктофон. Перед зеркалом следует беззвучно произносить скороговорку, следя за артикуляцией. Потом проговорить трудноговорку шепотом, при этом все звуки должны быть понятны и слышны.

На диктофон нужно записывать каждое занятие. Это позволит услышать, как улучшается дикция, на какие моменты обратить внимание.

В дальнейшем произносить скороговорки нужно в движении – танцевать, приседать. Это поможет разнообразить занятия, научит удерживать темп и дыхание.

Как правильно читать скороговорки, чтобы стать диктором

Чтобы научиться говорить быстро, сначала нужно научиться говорить четко медленно. При ознакомлении со скороговоркой нужно самые сложные слова повторить несколько раз – нужно добиться их легкого и свободного звучания.

Неверно произносить трудноговорку бессмысленно по слогам – это утяжеляет речь, делает ее неестественной. Каждую фразу нужно произносить в 2–3 темпах. Дикторам с медленной речью проговаривать скороговорки нужно медленно, быстро и очень быстро. При быстром темпе речи проговаривать фразы нужно медленно и быстро.

На начальном этапе гласные звуки произносить тихо, согласные – четко и звонко. Постепенно громкость звучания нужно увеличивать, читать скороговорку в полную силу. Голову при этом наклонять из стороны в сторону, язык придвигать к губам – это упражнение дает эффект тихих гласных звуков. Можно произносить скороговорку через зажатый пальцами нос – это улучшает дикцию.

Начинают занятия с односложных, коротких скороговорок, постепенно переходя к длинным и сложным трудноговоркам.

От топота, от топота, от топота,

От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт,

Пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю,

Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Первую часть длиной скороговорки произносить полунапевно, постепенно повышая тональность голоса до наивысшей точки. Вторая часть произносится на понижении – от высокой тональности к самой низкой. В конце в средней тональности еще раз произнести 2 последние строчки скороговорки.

Скороговорки можно комбинировать, составлять из них сложные и длинные смысловые комбинации. Скороговорка описывает какое-то действие или событие. Задача начинающего диктора донести суть скороговорки.

Сложные скороговорки

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  • Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Звук «р»

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро – я принес домой перо.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар – слышу как гудит комар.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир – папа выпил весь кефир.

Научиться говорить четко и правильно – сложная задача. Для достижения результатов нужно выучить 200 скороговорок для развития дикции – простых и сложных, длинных и коротких. Заниматься следует несколько раз в день, практикуя четкое произношение различных звуков.

3

Счастливый ребенок 01.02.2018

Дорогие читатели, сейчас предлагаю вашему вниманию весёлые и смешные скороговорки. Пусть их содержание наивное и порой непонятное, но с их помощью можно отлично ставить трудные звуки, развивать речь и дикцию.

Разучивать скороговорки не так просто, но зато полезно и увлекательно. Сколько смеха бывает, когда неправильно что-то выговариваешь, а с другой стороны, столько радости, когда скороговорку наконец удается произнести быстро и без запинки. Так что в любом случае тренировка речи с помощью скороговорок это не только нужное занятие, но и веселое развлечение как для детей, так и для взрослых!

Смешные короткие скороговорки

Короткие скороговорки подходят и для детей, и для взрослых, это незамысловатые фразы в одно-два предложения. Проследите, чтобы малыши не проглатывали слоги, а звуки произносили правильно. Да и взрослым нужно следить, чтобы скороговорки проговаривались чётко и понятно.

Все бобры для своих бобрят добры.

Вставай, Архип, петух охрип.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «Ха! Ха! Ха!»

Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая.

Поезд мчится скрежеща: ж-ч-ш-щ, ж-ч-ш…

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.

У Кузи кузина – Кузинина Зина.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Слишком много ножек у сороконожек.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Да не выболтала.

Шустрая норка юркнула в норку.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Съел Слава сало, да сала было мало.

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Бегают две курицы нагишом по улице.

Саша – само совершенство, а еще самосовершенствуется!

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Вбили кол в частокол, подприколошматили.

Мерчендайзеры соврали – сорван сэмплинг самоваров!

Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!

Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг – бум! Блеск!

Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

О любви не меня ли
Вы мило молили
И в туманы лимана
Манили меня?

Для детей младших классов скороговорки произносить уже легче, и смысл предложений становится сложнее. Да и некоторые скороговорки как целые стихи.

В роще у посёлка
Искали поросёнка,
Поросёнок маленький,
Перепрыгнул валенки!

По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

В Карловых Варах,
Жил Карл с кораллом,
Процедуры принимал,
В гости Клару приглашал!

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится,
Раз все равно все рыжие,
Кому какая разница?

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.

Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.

Сидел воробей на сосне.
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с».

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу,
А Мишутка съел селедку под шубкой.

Вез корабль карамель,
Налетел корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Барабан,
Труба
И бубен.
Бык,
Баран
И белый пудель,
Что играют,
Не пойму:
– Гав!
– Бе!
– Му!

Скороговорки можно использовать для весёлых праздничных конкурсов. К примеру, можно провести такое соревнование. Каждый играющий получает карамельную конфетку и кладёт её в рот, проговаривает скороговорку, потом берёт ещё конфету, снова кладёт в рот и проговаривает другую скороговорку. Побеждает тот, кто наиболее внятно и понятно проговорит скороговорку с наибольшим количеством конфет во рту.

У нас погас газ, газ у нас погас.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Саша шапкой шишку сшиб.

Сенька-везенька, вези бабу на санках.

Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена.
Пришел хват подъявить; подъявил и выявил.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Деидеологизировали-деидеологизировали и додеидеологизировались.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

На ура у гуру инаугурация прошла.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Для весёлой компании на корпоративе предложите такой конкурс: прочитать скороговорку с удивлением, вопросительно, с восхищением. Очень смешно получается, когда обычная скороговорка проговаривается, например, с большим восхищением.

Бабкин боб расцвел в дождь – будет бабке боб в борщ.

Безвременная разума утрата морского волка превратит в пирата.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Был баран белокрыл, всех баранов перебелокрылил.

Выспалась, вымылась, вызавтракалась, выгулялась, выобедалась.

Высшие эшелоны подшофе шествовали к подшефным по шоссе.

Горожане нагородили, пригород разгребает.

Ели две Эли эклеры в постели. Мама отмыла Эль еле-еле.

Если «если» перед «после», значит «после» после «если». Если «если» после «после», значит, «после» перед «если».

Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась.

Побрёл бобёр в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
А бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев-тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята – здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото.
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры,
Вытру выдрой ядра кедров,
Вытру гетрой выдре морду,
Ядра в вёдра,
Выдру в тундру!

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Технология шишкосушения:
После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Психрометр гигрометрический гигрометрировал психрометрические параметры.
Гигрометрировал, гигрометрировал, да не выгигрометрировал.
А гигрометр психрометрический психрометрировал гигрометрические параметры.
Психрометрировал, психрометрировал, да не выпсихрометрировал.

C точки зрения банальной эpyдиции, каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые дефанизиpyющие поляpизатоpы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов.

Корабли лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Вот какое лавированное лавирование отлавировалось,
Что даже лавировщики залавировались и отлавировались,
Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.

Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
То карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.

Мартышка с Мартыном сынишке Мартынке
Купили на рынке четыре картинки.
На первой картинке – четыре старушки
Развесили сорок перин для просушки.
Ведь нету заботы важней у старушек,
Чем сушка перин, одеял и подушек.
Вторая картинка. На этой картинке
Четыре мышонка в огромном ботинке
Кусок рафинада грызут втихаря,
Ведь сахар стократно вкусней сухаря.
На третьей картинке – на старой кадушке
Расселись четыре лягушки-квакушки.
Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады
Квартетом, горланя, выводят рулады.
А вот на четвёртой картинке, с ромашками,
Четыре улитки ползут вверх тормашками.
Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки.
А ну-ка, дружок, повтори без запинки,
Кто был нарисован на каждой картинке,
Которые утром купили на рынке
Мартын и мартышка сынишке Мартынке.

Изначально скороговорки были придуманы именно с целью развлечения. Люди собирались на посиделки, пели, танцевали, соревновались в проговаривании скороговорок. И только намного позже стало понятно, насколько они важны для развития речи и дикции. Читайте скороговорки, проговаривайте их вместе с детьми, развивайтесь сами и развивайте ваших детей.

Предлагаю посмотреть другие интересные статьи на моём блоге:
Что такое миома матки и как ее лечить

Взрослый человек самостоятельно обнаруживает какую-либо проблему в себе и борется с нею. Если в своей речи он замечает дефект, то занимается его исправлением. Лучше всего использовать скороговорки. Это достаточно просто, потому что для получения нужного материала достаточно лишь открыть соответствующую статью или раздел книги.

Скороговорки для улучшения речи

Скороговорки представляют собой отличное решение для развития навыков ораторского мастерства, а также улучшения речевых способностей. Эти действенные и несложные упражнения используют политики, общественные деятели, телеведущие. Многие из нас полагают, что известные люди родились с правильной речью и отчётливой дикцией. На самом деле всё это является результатом постоянной работы над собой.

И далеко не всегда здесь присутствует рука дорогостоящего специалиста, Скороговорки - это упражнения, которые доступны каждому из нас. И для организации подобных занятий не нужно ничего, кроме небольшого проявления силы воли.

Если практиковать сложные скороговорки для взрослых с серьёзностью, то получается достаточно быстро улучшать своё произношение. В ходе тренировок человек начинает отчётливо произносить звуки, правильно дышать. При этом происходит развитие речевой артикуляции.

Для скороговорок свойственна особенная классификация. Она создана на основании разных признаков, к которым относятся сложность, простота, продолжительность. То есть более длинными являются упражнения для улучшения дикции. Народные скороговорки часто звучат наиболее коротко.

Выбор скороговорок

Предварительно нужно подобрать наиболее подходящие для ситуации скороговорки. При этом следует учитывать особенности фонетики личной дикции. То есть выбирать нужно те скороговорки для взрослых, прочтение которых вызывает сложности.

Для первой тренировки вполне достаточно подготовить три упражнения. После этого можно приступать к делу. Но после завершения урока должна быть полная уверенность в полном освоении материала. То есть выбранные скороговорки для взрослых больше не должны вызывать затруднений при прочтении.

Как работать со скороговорками

Перед началом занятий нужно уделить время ознакомлению с теорией. должна осуществляться поэтапно. Прежде всего следует прочесть скороговорку по слогам, основательно проговаривая каждый.

Постепенно темп нужно увеличивать. Но не нужно заниматься Преувеличение собственных возможностей приведёт к запинкам. Скороговорки для взрослых должны произноситься с контролем дикции и артикуляции.

При необходимости занятий с ребенком надо предварительно отработать все упражнения самостоятельно. Материал в этом случае подбирается заранее. При этом ни в коем случае не следует запинаться перед ребёнком. Конечно, подобное занятие напоминает игру. Но не стоит делать его слишком уж несерьёзным. И обязательно нужно стараться быть образцом для малыша.

Примеры скороговорок

Скороговорки для взрослых, которые улучшают дикцию:

  1. Еду я по выбоинам, еду, из выбоин никак не выеду я.
  2. Немощный худой Кощей тащит ящик овощей.
  3. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не доприватизировали.
  4. У гуру инаугурация на ура прошла.
  5. Это колониализм? - Нет, это - не колониализм, а неоколониализм!
  6. Бесперспективняк.
  7. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
  8. Исподвыподверта.
  9. Глаза газели на нее глазели
  10. Недопереквалифицировавшийся.
  11. В швейне шеф лжив - паршив его пошив.
  12. Не перевыскороговорить всех скороговорок.

Усложнённые упражнения

Сложные у взрослых помогают дома и без дополнительных свидетелей справляться с проблемой чёткости произношения. А можно организовать полушутливую игру с друзьями. Она состоит в прочтении скороговорок в непринуждённой дружеской обстановке. В результате получится провести время довольно интересно.

Действительно, не всем удаётся справиться с такими фразами с первого раза:

  1. В поле холм с кулями, выйду на холм, куль поправишь, куль возьмешь. Куль поправлю в любом случае.
  2. Кармен Роман положил роман в карман и пошёл на «Кармен» в «Ромэн».
  3. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.
  4. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  5. Флюорографист флюорографировал флюорографистов.
  6. Я - вертикультяп. Могу вертикультяпываться, могу перевертикультяпываться.
  7. Ретив стаффордширский терьер, резв черношерстный ризеншнауцер.
  8. Кокосовары варят кокос, а получают кокосовый сок в скорококосоварках.

В 2016 году наиболее актуальны скороговорки для улучшения дикции взрослых про обезьян. Их примеры могут выглядеть таким образом:

  1. Забавной обезьяне выдали бананов, выдали бананов забавной обезьяне.
  2. Макака макала коалу в какао, какао коала лениво лакала.

Важность красивой речи

Все мы хотим, чтобы нас слушали со вниманием и воодушевлением. Но как этого добиться, если не работать над собой? Прирождённых ораторов единицы. В большинстве случаев взрослые люди выявляют собственные недостатки самостоятельно. Но недостаточно просто о своей неспособности к чему-либо.

Должен осознанно прикладывать максимум усилий на пути к достижению цели. Только таким образом у него получится существенно улучшить положение дел. Возможно, выполнение упражнений покажется скучным занятием. Но на самом деле результат стоит труда.

Если сначала не получается выговаривать скороговорки красиво и отчётливо, не стоит огорчаться. Следует возвращаться к упражнениям до тех пор, пока дикция не станет правильной. Также важно следить за приятным звучанием голоса. Ведь резкие и кричащие интонации не будут приятны слушателям. Подобного оратора никто не станет слушать, хоть дикция его и является чёткой. Людям неприятна резкость, слова следует произносить различимо, красиво и размеренно.

То есть, скороговорки для развития речи взрослых существенно улучшают качество произносимых фраз, делают память лучше. А для занятий не требуется большого количества времени и сил. Упражняться можно дома в привычной и удобной обстановке.


Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в . И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее. Однако в этой статье в рамках всего , классификация будет построена на основе звуков и сочетания звуков, которые тренируются. Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка - воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорки со звуком «щ»

Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:

  • Кощея щами не угощают.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:

  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Скороговорки на тренировку «л»

Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].

  • Лапти лыковые, лыки липовые.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...