Рабочий вариант поименный список погибших, умерших от ран и пропавших без вести. Награды ВОВ: поиск по фамилии

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) - существовавший с 1918 по 1992 год военно-морской флот Союза Советских Социалистических Республик, созданный на основе после Октябрьской революции. В 1918-1924 и 1937-1946 годах носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) ; в 1924-1937 и 1950-1953 годы - Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА) .

Создание флота

Военно-Морской Флот СССР был создан из остатков Российского императорского флота , который был почти полностью уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны.

В период революции моряки массово покидали свои корабли, а офицеры были частично репрессированы или убиты, частично присоединились к Белому движению или ушли в отставку. Работы по постройке кораблей были остановлены.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Рабоче-крестьянский Красный флот принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов , которое свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.

Вторая мировая война

В 1941 году в результате нападения армии нацистской Германии на Советский Союз, армия Советского Союза понесла огромные потери, множество моряков были переведены в сухопутные войска, а морские орудия сняты с кораблей и превращены в береговые. Особенно важную роль на суше моряки сыграли в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе и Ленинград.

Подводная лодка типа М.

Cостав Красного флота в 1941 году

ВМФ СССР в канун Великой Отечественной войны

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот.

Кроме того, в его состав входили Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии. Боевую мощь флота определяли 3 линкора, 7 крейсеров, 44 лидера и эскадренных миноносца, 24 сторожевых корабля, 130 подводных лодок и более 200 кораблей различных классов – канонерки, мониторы, торпедные катера, вспомогательные суда….. 1433 самолета насчитывала морская авиация….

Силы Краснознаменного Балтийского флота составляли 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 71 подводная лодка и более 100 кораблей класса поменьше – сторожевики, тральщики, торпедные катера и другие. Приданная флоту авиация насчитывала 656 самолетов.

Северный флот, образованный в 1933 году к 1941 году имел 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, всего 15 подлодок. ВВС флота имел в своем распоряжении 116 самолетов, но половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. На кораблях и в частях флота насчитывалось 28 тысяч 381 человек личного состава.

К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.

В состав ТОФа входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов.

С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ.

В августе 41-го, после нападения гитлеровцев, в распоряжение ВМФ были «откомандированы», пройдя соответствующее переоборудование и вооружение, 791 гражданское судно и 251 корабль пограничной охраны. Для нужд «краснознаменного флота» было сформировано 228 батарей береговой обороны, 218 зенитных батарей и три бронепоезда.

В состав Красного флота в 1941 году входили:

  • 7 крейсеров (включая 4 легких крейсера типа «Киров»)
  • 59 эсминцев (включая 46 кораблей типа «Гневный» и «Сторожевой»)
  • 22 патрульных корабля
  • некоторое количество более мелких кораблей и судов

В постройке в различной степени готовности находились еще 219 кораблей, включая 3 линкора , 2 тяжёлых и 7 лёгких крейсеров , 45 эсминцев и 91 подводная лодка .

За годы Второй мировой войны США и Великобритания передали СССР по программе ленд-лиза корабли, катера и суда суммарным водоизмещением 810000 тонн.

Боевые действия флота

После захвата немецкой армией Таллина Балтийский флот оказался заблокированным минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Однако надводные корабли продолжали играть важную роль в обороне Ленинграда - активно участвовали в противовоздушной обороне города и обстреливали немецкие позиции из орудий главного калибра. Один из примеров героизма моряков - действия линкора «Марат» , который продолжал сражаться и вести огонь из орудий главного калибра до конца войны несмотря на то, что еще 23 сентября 1941 года в результате атаки немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, корабль был фактически разломлен на две части и находился в полузатопленном состоянии.

Подводным лодкам Балтийского флота удавалось прорывать морскую блокаду и, несмотря на потери, они внесли большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника на Восточноевропейском театре военных действий.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев . В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока - СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х - начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.

В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Краснознаменный Северный флот

    После распада СССР и окончания Холодной войны ВМФ СССР был разделён между бывшими советскими республиками. Основная часть флота перешла к России и на её основе был создан Военно-Морской Флот Российской Федерации .

    По причине последовавшего экономического кризиса, значительная часть флота была утилизована.

    Пункты базирования

    В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

    • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
    • Влера, Албания (1955-1962);
    • Сурабая, Индонезия (1962);
    • Бербера, Сомали (1964–1977);
    • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
    • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
    • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

    И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

    • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
    • Росток, ГДР;
    • Сплит и Тиват, Югославия;
    • Свиноустье, Польша;
    • Ходейда, Йемен;
    • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
    • Триполи и Тобрук, Ливия;
    • Луанда, Ангола;
    • Конакри, Гвинея;
    • Бизерта и Сфакс, Тунис;
    • Тартус и Латакия, Сирия;
    • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

    Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

    Префикс кораблей и судов

    Корабли и суда, принадлежавшие ВМФ СССР, не имели префиксов в своих названиях.

    Флаги кораблей и судов

    Военно-морской флаг СССР представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки. Над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

    Знаки различия

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики . - Военные Мемуары. - Москва: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973. - 160 с.
    • Ачкасов В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота . - Москва: Воениздат, 1988. - 607 с. - ISBN 5–203–00527–3
    • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова) . - М.: Кучково поле, 2008. - 704 с. - (Библиотека клуба адмиралов). - 3500 экз. -

Cправка включает порядковый номер потери ПЛ для подводного флота Отечества, её название, наименование флота, в состав которого она входила, год вступления в строй, воинское звание и фамилию последнего командира, дату, место и причину гибели лодки. Количество погибших при этом подводников обозначается знаком «+»; знак «+++» означает, что ПЛ погибла со всеми находившимися на борту.

1915−1918 гг.

(7). «Акула» (БФ. 1911, капитан 2 ранга Н. А. Гудим) - после 14.11.1915 пропала без вести в Балтийском море в районе Либавы (+++33).
(11). «Морж» (ЧФ. 1915, ст. лейтенант А. С. Гадон) - после 05.1917 погибла на турецкой мине в Черном море в районе пролива Босфор, (+36); в 2000 обследована на
грунте.
(13). «Львица» (БФ, 1916, ст. лейтенант Б. Н. Воробьёв 2-й) - в период 02 - 07.06.1917 погибла в Балтийском море в районе острова Готланд (Швеция) на немецкой мине
(+++45).
(15). А.Г.14(БФ. 1916. Ст. лейтенант А.Н. фон Эссен 1-й) - в период 20 - 23.09.1917 погибла в Балтийском море в районе Либавы на немецкой мине (+++25).
(16). «Гепард» (БФ. 1915, ст. лейтенант Н. Л. Якобсон) - в период 13 - 15.10.1917 погибла в Балтийском море в районе острова Фильзанд (Вильсанди) на немецкой мине
(+++33).
(18-21). А.Г.11, А.Г.12, А.Г.15, А.Г.16 (все - БФ. 1916) - 03.04.1918 взорваны в Гангэ (Ханко) во избежание захвата немцами; впоследствии подняты финнами и пошли на слом.
(49). С-2 (КБФ, 1936, капитан-лейтенант И. А. Соколов) - 03.01.1940 погибла в Балтийском море вблизи острова Меркет на мине финского минного заградителя (+++50); в 1999 обнаружена на грунте.

1941 г.

(51). М-78 (КБФ, 1936, ст. лейтенант Д. Л. Шевченко) - 23.06.1941 потоплена -в Балтийском море в районе Виндавы торпедой немецкой ПЛ (+++15); в 2000 обследована на грунте.
(52-54). М-71 (1935, капитан-лейтенант Л. Н. Костылев), М-80 (1936, капитан-лейтенант Ф. А. Мочалов), С-1 (1936, капитан 3 ранга И. Т. Морской, все КБФ) - 24.06.1941 подорваны во избежание захвата противником в Либаве, где находилась в ремонте; впоследствии подняты и сданы на слом.
(55-56). «Ронис», «Спидола» (бывшие латвийские, обе КБФ, 1927, капитан-лейтенант А. И. Мадиссон и ст. лейтенант В. И. Бойцов соответственно) - 24.06.1941 взорваны во
избежание захвата противником в Либаве в сухом доке завода «Тосмаре»; сданы на слом.
(57). С-3 (КБФ, 1938, капитан-лейтенант Н. А. Костромичёв) - 24.06.1941 потоплена в Балтийском морс в районе мыса Ужава глубинными бомбами немецких торпедных катеров (погиб весь свой экипаж (+++47), часть экипажей ПЛ С-1 (+39), М-71 и М-80, а также несколько десятков находившихся на борту рабочих Лиепайского судоремонтного завода; из 20 спасенных человек 19 погибли в плену.
(58). Щ-206 (ЧФ, 1936, капитан-лейтенант С. А. Каракай) - 26.06.1941 потоплена в Чёрном море в районе Констанцы Румыния) как вражеская ПЛ глубинными бомбами
советского эсминца после ее ошибочной торпедной атаки на лидер «Харьков» (+++42); после войны обследована на грунте.
(59). М-83 (КБФ, 1935, ст. лейтенант П. М. Шалаев) - 27.06.1941 взорвана своим экипажем в Либаве во избежание захвата противником, поднята немцами и пошла на слом.
(60). М-99 (КБФ, 1940, ст. лейтенант Б. М. Попов) - 06.1941 потоплена в Балтийском море в районе острова Даго торпедой немецкой ПЛ (+++20).
(61). С-10 (КБФ, 1940, капитан 3 ранга Б. К. Бакунин) - после 01.20.1941 погибла в Балтийском море в районе Паланги после подрыва на мине немецкого заграждения
«Вартбург III» (+++38).
(62). М-81 (КБФ, 1936, капитан-лейтенант Ф. А. Зубков) - 01.07.1941 погибла в Балтийском море в районе банки Лайне на немецком заграждении «Гота» (+12); в 1965
частично поднята и пошла на слом.
(63). М-94 (КБФ, 1939, ст.лейтенант Н. В. Дьяков) - 22.07.1941 в Балтийском море торпедирована немецкой ПЛ и затонула в районе острова Даго (+8).
(64). С-11 (КБФ, 1941, капитан-лейтенант А. М. Середа) - 02.08.1941 погибла в Балтийском море у пролива Соэлозунд на немецком минном заграждении «Кобург» (+46); в 1957 поднята, частично пошла на слом.
(65). М-49 (ТОФ, 1939, ст.лейтенант И. В. Сибариновский) - 10 - 16.08.1941 погибла в Японском море в районе Владивостока на советской мине (+++22).
(66). М-63 (ТОФ. 1940, ст. лейтенант Б. С. Капицин) - 10 - 17.08.1941 погибла в Японском море в районе Владивостока на советской мине (+++21).
(67). С-6 (КБФ, 1939, капитан-лейтенант Н. Н. Кулыгин) - после 22.08.1941 погибла в Балтийском море в районе острова Эланд (Швеция) на мине (+++41).
(68). М-103 (КБФ, 1940, ст. лейтенант Г. А. Жаворонков) - 25 - 26.08.1941 погибла в Балтийском море в районе острова Вормс на немецком минном заграждении D2
(+++21); в 1999 обнаружена на грунте.
(69). С-5 (КБФ, 1939, капитан 3 ранга А. А. Бащенко) - 28.08.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря севернее мыса Юминда на финском минном заграждении «Аюряпяя» (+36); после войны обнаружена на грунте.
(70). Щ-301 («Щука», КБФ, 1933, капитан-лейтенант И. В. Грачев) - 28.08.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря севернее мыса Юминда на финском минном заграждении «Аюряпяя» (+33); после войны обнаружена на грунте.
(71). П-1 («Правда». КБФ, 1936. капитан-лейтенант И. А. Логинов)-9 - 10.09.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря западнее острова Гогланд на мине (+++54).
(72). М-74 (КБФ, 1935, на консервации) 24.09.1941 затонула в Лесной гавани Кронштадта от близкого взрыва немецкой авиационной мины; пошла на слом.
(73). Щ-319 (КБФ, 1936. капитан-лейтенант Н. С. Агашин)-после 29.09.1941 погибла у балтийского побережья Курляндии (Латвия) на мине (+++36).
(74). Щ-322 (КБФ, 1936. капитан 3 ранга В. А. Ермилов) −12.10.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря в районе острова Кери на немецком минном заграждении «Юминда» (+++37).
(75). С-8 (КБФ, 1940. Ст.лейтенант И. Я. Браун) - 13.11.1941 погибла в Балтийском море в районе острова Эланд (Швеция) на немецком минном заграждении «Вартбург I» (+++47): в 1999 - 2001 обследована на грунте.
(76). М-58 (ЧФ. 1939. капитан-лейтенант Н. В. Елиссев) −18.10.1941 погибла в Чёрном море в районе Констанцы (Румыния) на румынском минном заграждении S-12; после войны обнаружена на грунте.
(77). М-59 (ЧФ. 1940, ст. лейтенант Г. А. Матвеев) −28.10 - 01.11.1941 погибла в Чёрном море в районе Сулины на румынской мине (+++20).
(78). «Калев» (бывшая эстонская, КБФ. 1937, капитан-лейтенант Б. А. Ныров) после 29.10.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря западнее острова Котлин (+++41).
(79). М-34(ЧФ, 1940, капитан-лейтенант Н. И. Голованов) - после 03.11.1941 погибла в Чёрном море в районе Констанцы на румынской мине (+++20).
(80). Щ-324 (КБФ, 1936. капитан-лейтенант Г. И. Тархнишвили) - 06 - 11.11.1941 погибла в устье Финского залива Балтийского моря юго-западнее острова Бенгтшер на мине (+++39).
(81). Л-1 («Ленинец», КБФ 1933, капитан 3 ранга С. С. Могилевский; в консервации) 08.11.1941 потоплена немецкой артиллерией в Ленинграде на реке Неве; впоследствии поднята и пошла на слом.
(82). С-34 (ЧФ, 1941, капитан 3 рано Я. М. Хмельницкий) - 14.11.1941 погибла в Черном море в районе мыса Эмине на румынском заграждении S-39 (+++48).
(83). М-98 (КБФ. XII, 1940, (83). М-98 (БФ, 194, капитан-лейтенант И. И. Беззубиков) 14.11.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря северо-восточное острова Кери на немецком минном заграждении 046 (+++18).
(84). Л-2 («Сталинец», КБФ, 1933, капитан-лейтенант А. П. Чабанов) - 14.11.1941 погибла в Финском заливе Балтийского моря в районе острова Кери на мине (+50).
(85). Щ-211 (ЧФ, 1938, капитан-лейтенант А. Д. Девятко) - 16 - 30.11.1941 погибла в Чёрном море у мыса Ак-Бурну (район Варны. Болгария) на румынском минном заграждении S-18 (+++44); в 2000 обследована на грунте.
(86). Щ-204 (ЧФ, 1935, капитан-лейтенант И. М. Гриценко) - 06.12.1941 потоплена в Чёрном море у мыса Ак-Бурну (район Варны, Болгария) глубинными бомбами болгарского гидросамолета (+++43; по другим данным, часть экипажа взята в плен); в 1983 обследована на грунте.

1942 г.

(87). М-175 (СФ, 1938. капитан-лейтенант М. Л. Мелкадзе) - 10.01.1942 потоплена в Баренцевом море севернее полуострова Рыбачий торпедой немецкой ПЛ (+++21).
(88). Щ-210 (ЧФ, 1936, инженер-капитан 3 ранга И. Л. Зельбст) - 15 - 23.02.1942 погибла в Чёрном море в районе мыса Шаблер на румынском минном заграждении
S-15 (+++46); в 1987 обследована на грунте.
(89). Щ-421 (СФ, 1937, капитан-лейтенант Ф. А. Видяев) - 9.04.1942 потоплена в Баренцевом море после подрыва предыдущим днём на немецком минном заграждении «Ханнелоре».
(90). Щ-401 (СФ, 1936, капитан-лейтенант А. Е. Моисеев) −24 - 29.04.1942 погибла в Баренцевом море в районе острова Фулёй (Норвегия) на немецком минном заграждении М 5 (+++43).
(91). К-23 (СФ, 1940, капитан 3 ранга Л. С. Потапов) - 12.05.1942 потоплена в Баренцевом море в районе Окс-фьорда глубинными бомбами немецкого охотника за ПЛ (+++71).
(92). Щ-405 (КБФ, 1941, капитан 3 ранга И. В. Грачёв) 13.06.1942 погибла в Финском заливе Балтийского моря вблизи банки Нагаева (+++36).
(93). М-95 (КВФ, 1939, капитан-лейтенант Л. П. Фёдоров) - 15.06.1942 погибла в Финском заливе Балтийского моря юго-восточнее острова Гогланд на финском минном
заграждении «Рукаярви» (+++14).
(94). Щ-214 (ЧФ, 1939, капитан 3 ранга В. Я. Власов) - 19.06.1942 потоплена в Черном море в 20 милях южнее мыса Ай-Тодор итальянским торпедным катером (+40
членов экипажа и около 80 находившихся на борту раненых; из 2 спасённых членов экипажа 1 впоследствии погиб в немецком плену).
(95). С-32 (ЧФ, 1940. капитан 3 ранга С. К. Павленко) −26.06.1942 потоплена в Чёрном море юго-западнее Ялты бомбами немецкого самолёта (+++48); после войны обнаружена на грунте.
(96 - 97). А-1 (1920; на консервации), Д-6 (обе ЧФ, 1931. В капитальном ремонте, старший на борту - ст. лейтенант П. В. Митрофанов) - 26.06.1942 взорваны в доке Севастопольского морского завода); подняты в 1945 и пошли на слом.
(98). Д-3 (СФ, 1931, капитан 3 ранга М. А. Бибеев) - 11−30.06.1942 погибла в Барецевом море севернее мыса Хьёльнес (Норвегия) на немецкой минном заграждении
«III» (+++53).
(99). М-176 (СФ, 1938, капитан 3 ранга И. Л. Бондаревич)- после 20.06.1942 погибла в Баренцевом море в районе Варангер-фьорда (+++21).
(100). Щ-317 (КБФ, 1936, капитан-лейтенант Н. К. Мохов)- 12.07.1942 потоплена в Балтийском море севернее острова Эланд (Швеция) глубинными бомбами шведского
эскадренного миноносца (+++42); в 1999 обнаружена на грунте.
(101). Щ-138 (ТОФ, 1942, капитан-лейтенант В. И. Гидульянов) - 18.07.1942 погибла в Николаевске-на-Амуре в результате диверсии японского агента (+36 на Щ-138 и +6 на стоявшей рядом Щ-118); впоследствии поднята и пошла на слом.
(102). М-173 (СФ, 1938, капитан-лейтенант В. А. Терёхин) - 17.08.1942 погибла в Баренцевом море к северу от входа в Сюльте-фьорд на немецкой мине или потоплена
глубинными бомбами тральщика (+++21).
(103). М-33 (ЧФ. 1941, капитан-лейтенант Д. И. Суров) - 24.08.1942 погибла в Чёрном море в районе Одессы на румынском минном заграждении S-33 (+++21); в 1951
поднята и пошла на слом.
(104). Щ-208 (ЧФ. 1937, капитан-лейтенант Н. М. Беланов) 30.08.- 08.09.1942 погибла в Чёрном море в 5 милях юго-западнее острова Змеиный на румынском
заграждении S-44 (+++44); в 1976 обследована на грунте.
(105). К-2 (СФ, 1940, капитан 3 ранга В. П. Уткин) - 26.08.- 09.09.1942 погибла в Баренцевом море севернее мыса Нордкин на немецком заграждении «III» (+++68).
(106). М-97 (КБФ, 1939. капитан-лейтенант Н. В. Дьяков) - 11.09.1942 погибла в Финском заливе Балтийского моря юго-западнее Порккалан-Каллбода на немецком минном заграждении «Насхорн» (+++19); в 1997−1998 обследована на грунте.
(107). М-60 (ЧФ, 1940, капитан-лейтенант Б. В. Кудрявцев) - 26.09.1942 в погибла в Чёрном море в районе Одессы на румынском заграждении S- 33 (+++21): в 1951 поднята и пошла на слом.
(108). М-118 (ЧФ, 1941. капитан-лейтенант С. С. Савин) - 01.10.1942 потоплена в Чёрном морс в районе мыса Бурнас бомбами немецкого гидросамолёта (+++21).
(109). Щ-320 (КБФ. 1936. капитан 3 ранга И. М. Вишневский) - 03.10.1942 погибла в Финском заливе Балтийского моря северо-западнее острова Вайндло на немецкой мине (+++37).
(110). Л-16 (ТОФ, 1938. капитан-лейтенант Д. Ф. Гусаров) - 11.10.1942 потоплена в Тихом океане в 820 милях северо-западнее Сан-Франциско японской подводной лодкой (+++55).
(111). Щ-302 (КБФ, 1933. капитан-лейтенант В. Д. Нечкин) - 14.10.1942 погибла в Финском заливе Балтийского моря северо-восточнее острова Большой Тютерс на немецком минном заграждении «Зееигель» (+++37).
(112). Щ-311 (КБФ, 1936. капитан 3 ранга А. С. Пудяков) - 12.10.1942 потоплена в Финском заливе Балтийского моря западнее острова Гогланл глубинными бомбами финских сторожевых катеров (+38), командир погиб в финском плену.
(113). Щ-213 (ЧФ. X, 1938. капитан-лейтенант Н. В. Исаев) - 14.10.1942 потоплена в Черном море около Портицкого гирла Дуная глубинными бомбами немецкого охотника за ПЛ (+++41).
(114). С-7 (КБФ, 1940, капитан 3 ранга С. П. Лисин) - 21.10.1942 потоплена в Аландском море около маяка Седеррам торпедой финской ПЛ (+42). 4 члена экипажа
взяты в плен; в 1998 обследована на грунте.
(115). Щ-308 (КБФ, 1935, капитан 3 ранга Л. Н. Костылев) - после 20.10.1942 погибла в устье Финского залива Балтийского моря в районе острова Утэ (Финляндия) на
мине (+++40).
(116). Щ-305 (КБФ, 1935, капитан 3 ранга Д. М. Сазонов) - 05.11.1942 в потеряна в Аландском море северо-восточное Симпнаса в результате столкновения с финской ПЛ (+++38).
(117). М-121 (СФ, 1942, капитан-лейтенант В. П. Кожакин) - 08 14.11.1942 погибла в Варангер-фьорде Баренцеваморя на немецкой мине (+++21)(118).
(118). Щ-306 (КБФ, 1935, капитан-лейтенант Н. И. Смоляр) - 15.11.1942 погибла в Финском заливе Балтийского моря в районе острова Нарген на мине (+++40): в 1970-х
обследована на грунте.
(119). Щ-304 (КБФ, 1934. капитан 3 ранга Я. П. Афанасьев) - после 17.11.1942 погибла в устье Финского залива Балтийского моря на мине (+++42).
(120). М-31 (ЧФ, 1940, капитан-лейтенант Е. Г. Расточнль) - 17.12.1942 потоплена в Жебриянской бухте Чёрного моря глубинными бомбами немецкого охотника за подводными лодками (+++22).
(121). Щ-212 (ЧФ, 1938, капитан-лейтенант Г. А. Кукуй) - 20.12.1942 потоплена в Чёрном море в районе устья Сулинского гирла Дуная глубинными бомбами немецкого
охотника за подводными лодками (+++42).
(122). Л-24 (ЧФ, 1942. капитан 3 ранга Г. П. Апостолов) - 24.12.1942 погибла в Чёрном море в районе мыса Шаблер на румынском минном награждении S-15 (+++57); в 1988 обследована на грунте.
(123). М-72 (КБФ, 1935, ст. лейтенант С. М. Эпштейн; в консервации) - в декабре 1942 затонула в гавани Морского завода в Кронштадте от обстрела немецкой артиллерией: в 1944 поднята и сдана на слом.

1943 г.

(124). К-22 (СФ. 1940. капитан 3 ранга В. Ф. Кульбакин) - 07.02.1943 погибла в Баренцевом морс в районе мыса Хьёльнес (Норвегия) по не установленной причине
(+++77; по некоторым данным, имелись спасённые).
(125). К-3 (СФ, 1940. капитан 3 ранга К. И. Малофеев) - 21.03.1943 потоплена в Баренцевом море в районе Ботс-фьорда глубинными бомбами немецких охотников за
ПЛ (+++68).
(126). Щ-323 (КБФ, 1936, капитан 2 ранга А. Г. Андронов) - 01.05.1943 погибла в Балтийском море при выходе из Морского канала Ленинграда на немецкой донной мине (+40); поднята и в 1949 пошла на слом.
(127). М-122 (СФ, 1942. капитан-лейтенант П. В. Шипин) - 4.05.1943 потоплена в бухте Цып-Наволок Баренцева моря бомбами 2 немецких самолётов; после войны
обнаружена на грунте.
(128). Щ-408 (КБФ, 1941, капитан-лейтенант П. С. Кузьмин) - 24.05.1943 потоплена в Финском заливе Балтийского моря в районе острова Вайнлло глубинными бомбами финских минных заградителей (+++40).
(129). Щ-406 (КБФ, 1941. капитан 2 ранга Е. Я. Осипов) - 01.06.1943 потоплена в Финском заливе Балтийского моря в районе Порккалан-Каллбода глубинными бомбами немецкого гидросамолета и финских военных кораблей (+++39).
(130). М-106 «Ленинский Комсомол» (СФ, 1943. капитан-лейтенант П. С. Самарин) - 05.07.1943 потоплена в Баренцевом море в районе Вардё (Норвегия) тараном
глубинными бомбами немецкого охотника за ПЛ (+++23).
(131). Щ-422 (СФ, 1937. капитан 3 ранга Ф. А. Видяев) - 14.07.1943 потоплена в Баренцевом море в районе Вардё глубинными бомбами немецких охотников за ПЛ (+++45).
(132). С-12 (КБФ, 1941. капитан 3 ранга А. А. Бащенко) - после 01.08.1943 погибла в Финском заливе Балтийского моря в районе острова Нарген (Найссаар) на немецком минном заграждении «Насхорн» (+++45).
(133). С-9 (КБФ, 1940, капитан 3 ранга А. И. Мыльников) - после 12.08.1943 погибла в Финском заливе Балтийского моря северо-западнее острова Вайндло (+++47).
(134). Щ-203 (ЧФ, 1935. капитан 3 ранга В. И. Немчинов) - 26.08.1943 потоплена в Каламитском заливе Чёрного моря южнее мыса Тарханкут итальянской сверхмалой
подводной лодкой (+++45); в 1950 поднята и пошла на слом.
(136). К-1 (СФ.1940, врид командира капитан 1 ранга М. Ф. Хомяков) - после 09.09.1943 погибла в Баренцевом море на переходе из Полярного в район севернее мыса
Желания (архипелаг Новая Земля) по точно не установленной причине (+++72).
(138). М-172 (СФ, 1937, капитан-лейтенант И. А. Кунец) - 2 - 11.10.1943 погибла в Баренцевом море в районе Варангер-фьорда на немецком минном заграждении
«Шлюссаккорд» (+++23).
(139). Щ-403 (СФ, 1936. капитан 3 ранга К. М. Шуйский) - 13 −17.10.1943 погибла в Баренцевом море в районе Тана-фьорда на немецкой мине (+++46).
(140). М-174(СФ. XII. 1938, капитан-лейтенант И. Е. Сухорученко) - 15 - 24.10.1943 погибла в Баренцевом море в районе Варангер-фьорда на немецкой мине (+++25).
(141). А-3 (ЧФ, 1922, капитан З ранга С. А. Цуриков) 28.10.1943 потоплена в Каламитском заливе Чёрного моря юго-западнее Евпатории глубинными бомбами немецкого судна-ловушки (+++31).
(142). Д-4 («Революционер», ЧФ, 1931, капитан-лейтенант И. Я. Трофимов) - 02.12.1943 потоплена в Каламитском заливе Чёрного моря в районе Евпаторийского мыса
глубинными бомбами немецких охотников за ПЛ (+++53).
(143). С-55(СФ, 1941, капитан 3 ранга Л. М. Сушкнн) - 4 - 21.12.1943 погибла в Баренцевом море севернее входа в Тана-фьорд на немецком заграждении «Коффергепакт»(+++52).

1944 г.

(144). М-36 (ЧФ. 1941. капитан-лейтенант В. Н. Комаров) - 4.01.1944 погибла в Чёрном море на Кобулетской мерной миле на мине (+++22).
(145). Л-23 (ЧФ, 1941. капитан 3 ранга И. Ф. Фартушный) - 30.01.1944 потоплена в Чёрном море юго-западнее Туапсе немецким гидросамолётом (+++56).
(146). Щ-216 (ЧФ, 1941, капитан 3 ранга Г. Е. Карбовский) 17.02.1944 потоплена в Чёрном море в 18 милях западнее мыса Тарханкут глубинными бомбами немецкого охотника за ПЛ (+++48).
(147). М-108 (СФ, 1943. капитан-лейтенант И. И. Юдович) - 28.02.1944 погибла в Конгсёй-фьорде Баренцева моря на немецкой мине (+++23).
(148). С-54 (СФ, 1941, капитан 3 ранга Д. К. Братишко) - после 10.03.1944 погибла в Сюльте-фьорде Баренцева моря на немецкой мине (+++50).
(149). Л-6 («Карбонарий», ЧФ, 1935, капитан 3 ранга Б. В. Гремяко) - 16.04.1944 потоплена в Чёрном море западнее Севастополя глубинными бомбами немецких
охотника за ПЛ и гидросамолёта, а также румынской канонерской лодки (+++55): после войны обнаружена на грунте.
(150). В-1 (бывшая английская «Sunfish», СФ, 1937, капитан 2 ранга И. И. Фисанович) - 27.07.1944 ошибочно потоплена (принята за немецкую ПЛ) в Норвежском море
в 300 милях севернее Шетландских островов глубинными бомбами английского самолёта (+++50).
(151). М-96 (КБФ, 1939, капитан-лейтенант Н. И. Карташёв) - 08.09.1944 погибла в Нарвском заливе Балтийского моря в районе банки Вигрунд на немецком минном заграждении «Зееигель» (+++22).
(152). Щ-402 (СФ, 1936, капитан 3 ранга А. М. Каутский) - 21.09.1944 ошибочно потоплена (принята за немецкую ПЛ) в Баренцевом море вблизи Гамвика торпедой
советского самолёта (+++45).

1945 г.

(153). С-4 (КБФ, 1939, капитан 3 ранга А. А. Клюшкин) - в ночь с 06 на 07.01.1945 погибла в Данцигской бухте Балтийского моря в 10 милях севернее мыса Риксхёфт в
результате столкновения в шторм с немецким миноносцем (+++40); после войны обнаружена на грунте.
(155). Щ-139 (ТОФ, 1937) - 26.04.1945 затонула в бухте залива Владимир Японского моря от взрыва собственных торпед в результате диверсии японского агента (+4),
поднята и в 1946 введена в строй.
(156). Л-19 (ТОФ, 1939, капитан 3 ранга А. С. Кононснко) - 23.08.1945 погибла в проливе Лаперуза на японской мине (+++64); по другим данным, потоплена японской
сверхмалой ПЛ.

Таким образом, всего в 1904 - 2000 годах было потеряно 172 русские и советские подводные лодки. Из них 46 (27%) погибли на минах. 8 (5%) - потоплены ПЛ противника, 17 (10%) - надводными кораблями. 8 (5%) - авиацией, 3 (2%) - совместно надводными кораблями и авиацией, 2 (1%)- береговой артиллерией, 11 (6%) - по точно не установленным причинам боевого характера.

Подводным силам Советского ВМФ в годы Второй мировой войны принадлежит явный своеобразный, печальный “рекорд”, - в этот период без своих кораблей погибло 15 командиров советских подводных лодок. Именно этой теме и посвящен материал, подготовленный для сборника "Тайны подводной войны" членом Московского клуба истории флота Андреем Смагиным.


А. Смагин. "Когда гибнет командир...".


За годы Великой Отечественной войны на трех действующих советских флотах - Северном, Краснознаменном Балтийском и Черноморском, в боевых действиях приняло участие соответственно 78, 92 и 97 командиров подводных лодок. Степень их участия в войне была весьма различна : одни прошли всю войну, как говориться, “от звонка до звонка”, совершив большое число боевых походов, другие же вообще не успели сделать ни одного выхода в море. За годы войны погибло 102 советские подводные лодки, большинство из которых - на коммуникациях противника со всем экипажем, однако, увы нередки были случаи и гибели отдельных членом их экипажей, в том числе - и самих командиров, о чем и пойдет ниже речь.


Северный флот

11 июля 1941 года из Полярного в свой первый боевой поход вышла впоследствии прославленная под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лысенко. Лодка была направлена в дозор на позицию к северо-востоку от острова Кильдин . Командир чувствовал себя в походе неуверенно часто менял курс, 20 июля, когда место лодки уже несколько дней не определялось, она, находясь в подводном положении, ударилась носом о прибрежные камни в Териберской губе. Командир скомандовал “Полный вперед!” и лодку потряс еще один удар. На борту возникла паника, а командир окончательно потерял способность управлять кораблем. Положение дел спас его помощник, который отдал команду на всплытие. Вся носовая оконечность подводной лодки была изуродована, волнорезы торпедных аппаратов, погнуты и сорваны со своих мест. По возвращении в базу старший лейтенант Д.Я. Лысенко был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян.


12 февраля 1942 года из Полярного в боевой поход в район мыс Нордкин - Лакее-фьорд вышла подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Семена Ивановича Коваленко. В ночь на 19 февраля в 5 милях от бухты Хоннингсвог в условиях плохой видимости она встретила отряд немецких кораблей в составе минного заградителя “Бруммер ” {бывший норвежский “Олав Трюггвассон ”) и тральщиков М-1502 и М-1503. Зная, что перед ним противник, командир минзага . приказав дать полный ход, с дистанции 400-500 метров пошел на таран лодки, которая пришла в движение и, обойдя “Бруммер ” по большой дуге, прошла у него перед носом. Стоявшие на палубе “Щуки” ее вахтенный офицер, штурман и боцман, приняв “Бруммер ” за... эскортный корабль союзного конвоя, махали немецким морякам руками и кричали о себе “Русские, русские!”. Так как лодка избежала тарана, то противник открыл по ней огонь из всех орудий, достигнув прямого попадания в прочный корпус. В то же время М-1503. обойдя с левого борта продолжающий двигаться на большой скорости минзаг , через несколько минут вышел на лодку и нанес ей под углом 45° скользящий таранный удар позади боевой рубки. Капитан-лейтенант Коваленко, выскочив на мостик и оценив обстановку, дал команду остановить дизели, чтобы произвести срочное погружение, но был тяжело ранен и упал. в то время, как его помощник, штурман и боцман уже спустились вниз. Однако в следующую минуту штурман вновь выскочил наверх и крикнул: “Есть кто на мостике?”. Не получив никакого ответа, он скомандовал “Все вниз! срочное погружение!” и, встав на трап, успел захлопнуть рубочный люк перед самым форштевнем немецкого тральщика, вновь вышедшего в атаку. Тут на лодке потряс новый, мощный таранный удар. На какой-то момент один из немецких унтер-офицеров без приказа спрыгнул с помощью бросательного конца на палубу советской лодки и накинул петлю на ноги лежавшего там без сознания ее тяжелораненого командира. Когда “щука” погрузилась, советский подводник оказался на борту немецкого тральщика. Так капитан-лейтенант С.И. Коваленко попал в плен. г де ему ампутировали раненую ногу. Вскоре немцы узнали, что он был командиром подводной лодки и начались допросы, но он или молчал, или давал неверные показания. Советского моряка бросили в лагерь для военнопленных подводников под Парижем, где в 1944 году капитан-лейтенант С.И. Коваленко был расстрелян немцами.

20 мая 1942 года в свой восьмой за войну боевой поход - район острова Фулей вышла подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Алексея Кирьяновича Малышева. Он начал войну командиром этой лодки в звании еще капитан-лейтенанта и в третьем боевом походе открыл счет подводников Северного флота, потопив 12 сентября 1941 года в Танафьорде транспорт “Оттар Ярл” тоннажем 1459 брт . За свой четвертый поход, в котором в районе мыса Нордкин артогнем был потоплен мотобот, а его команда - взята в плен. Малышев был награжден Орденом Ленина. До лета 1942 года Щ-422 под его командованием совершила еще два боевых похода. В восьмом походе между командиром и новым его комиссаром старшим политруком Абрамом Ефимовичем Табенкиным возникли разногласия. К тому же на лодке вышел из строя гирокомпас, и командир, в прошлом дивизионный штурман, взялся починить его, но после ремонта прибор пришел вообще в безнадежное состояние. В результате всего этого военком дал в базу радиограмму с просьбой отозвать лодку с позиции ввиду явной трусости командира. По возвращении в базу капитан-лейтенант А.К. Малышев по доносу комиссара был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян. (Существуют данные, что Малышев погиб еще до исполнения приговора - в тюрьме во время налета немецкой авиации).

11 августа 1942 года на позицию в район мыс Нордкин - порт Берлевог вышла в свой очередной, десятый за войну боевой поход подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Николая Гурьевича Столбова, который встретил войну на этой должности в звании еще капитан-лейтенанта. За два года боевых действий лодка, ставшая 3 апреля 1942 года Краснознаменной, провела 15 торпедных атак по кораблям и судам противника, потопила два из них - 17 октября 1941 года в проливе Серейзунд транспорт “Вестеролен ” тоннажем 682 брт , а 27 февраля 42-го в Лаке-фьорде, у мыса Сверхольд-Клуббен немецкий сторожевой корабль НМ-01. 14 августа в районе Танафьорда в 1 час 58 минут ночи при зарядке аккумуляторных батарей на лодке произошел взрыв газов - электрики пропустили срок вентиляции на 25 минут и покинули свои посты. Возникший пожар охватил 2-й и 10-й отсеки лодки, при этом погибло 18 членов экипажа корабля и ее командир - капитан 3 ранга Н.Г. Столбов. По возвращении в базу тела погибших были извлечены из отсеков и похоронены в братской могиле на кладбище города Полярный .

24 февраля 1944 гола по неизвестной причине покончил жизнь самоубийством командир подводной лодки капитан 3 ранга Александр Иванович Мадиссон . Он встретил войну капитан-лейтенантом в должности командира бывшей латвийской подводной лодки “Ронис ”. н аходившейся к 22 июня 1941 года на ремонте в Лиепае. На следующий день из-за невозможности вывода в море и во избежание захвата противником эта лодка, в числе других ремонтировавшихся кораблей была взорвана советскими моряками, а самому Мадиссону посчастливилось уцелеть при обороне Лиепаи. 22 апреля 1943 года он получил под свое командование подводную лодку С-15 Каспийской военной флотилии, которую затем перевел на Север. Выйдя во второй свой боевой поход 19 февраля 1944 года, “эска ” уже на следующий день вернулась в базу из-за болезни командира, а через четыре дня капитан 3 ранга А.И. Мадиссон покончил жизнь самоубийством.


Краснознаменный Балтийский флот

Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в передовой базе КБФ в Лиепае, кроме уже упоминавшейся выше “Ронис ”, в ремонте находилось еще 5 кораблей 1-й бригады подводных лодок - С-1, С-3, М-71, М-80 и “Спидола”. Из них в море удалось выйти лишь С-3, да и то она могла идти лишь в надводном положении. Кроме “родного” экипажа на лодке шла часть моряков с оставшейся в Лиепаи Краснознаменной во главе с ее командиром капитаном 3 ранга Иваном Тихоновичем Морским. На переходе в районе мыса Ужава С-3 была потоплена немецкими торпедными катерами С-35 и С-60. Погибли почти все, находившиеся на борту “эски ”, в том числе - и капитан 3 ранга И.П. Морской.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…

Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.

Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.

В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».

«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.

Схема подводной лодки тип «М» XII серии

Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.


Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот

В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.


Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед
Источник – http://ww2history.ru

Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.

Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.


Германская подводная лодка U-81

Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.

Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....