Курсанты морских училищ. Училище береговой обороны им



ПАЛАШ-контактное клинковое рубящее и колющее оружие с длинным прямым однолезвийным клинком.Морской палаш использовался с XVI века в качестве абордажного оружия. Абордажный палаш — длинноклинковое рубяще-колющее оружие с прямым широким клинком без долов, имеющим одностороннюю или полуторную заточку. Рукоять деревянная или металлическая с гардой типа дужка, крестовина, щиток. В отличие от строевых палашей, которые имели металлические или деревянные ножны, ножны для абордажного палаша обычно были кожаными. Длина клинка составляла до 80 см, ширина — около 4 см.

О введении на вооружение кортиков и палашей для военнослужащих Военно-Морского флота

Ввести на вооружение для повседневного ношения:

1. Кортик для командного состава Военно-Морского флота;

2. Палаш для курсантов военно-морских училищ Военно-Морского флота.

Протокол заседания Политбюро #20, 1940 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Палаш морской курсантский образца 1940 года как предмет снаряжения введен приказом наркома ВМФ номер 574 от 1940 года.

Палаш предписывалось носить курсантам военно-морских училищ во всех случаях при нахождении вне территории училища и корабля.Палаш носился на соответствующей лямке, надеваемой на поясной ремень слева, немного сзади прорези левого кармана. При шинели палаш носится поверх нее, при фланелевой и форменной рубахах — по кушаку брюк сверху клапана.

В послевоенное время участились случаи применения курсантами военно-морских училищ, при нахождении в уволнении, палашей в конфликтах с гражданскими лицами.С 1958 года палаш становиться предметом форменного снаряжения только для ассистентов при Военно-морском флаге в торжественных случаях и предметом снаряжения лиц суточного наряда при несении службы(дежурного по роте, дневального).В 1975году палаш морской курсантский как предмет снаряжения полностью отменен. Все сохранившиеся до этого момента палаши были установленным порядком были уничтожены.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПАЛАША.

Ножны изготовлены из дерева, покрытогоблестящим черным лаком. Металлическиечасти ножен и гарда выполнены из вороненой стали. Рукоятка деревянная.Клинок палаша без долов, практически прямой. На клинке нанесено обозначение завода-изготовителя - буквы "ИМЗ" в овале и год выпуска - "1945".Палаш изготовлен в 1945 году на Златоустовском инструментальном-металлургическом заводе (см. клеймо "ИмЗ").

История единственного на Дальнем Востоке высшего военно-морского учебного заведения уходит в далекие тридцатые годы двадцатого столетия. 18 октября 1937 года на основании Постановления Совета Народных Комиссаров о расширении сети военно-морских учебных заведений была издана Директива о формировании 3-го Военно-морского училища РККА. Место расположения училища было выбрано на окраине Владивостока, на Саперной сопке, в казармах саперного батальона.

5 мая 1939 года 3-е ВМУ переименовано в Тихоокеанское военно-морское училище. Летом курсанты убыли на практику. Во время событий у озера Хасан часть из них сошла на берег и влилась в состав береговых частей, готовившихся к обороне Владивостока, а многие на кораблях участвовали в поддержке сухопутных войск, обеспечивая их продовольствием и боеприпасами. В конец июля - начале августа курсанты училища участвовали в эвакуации из залива Посьет раненых в боях с японцами у озера Хасан. Многие курсанты были награждены специальным знаком.

Первый выпуск обучавшихся на курсах ускоренной подготовки командного состава состоялся в марте 1940 года. Тогда на флот убыло 97 младших лейтенантов, лейтенантов и воентехников. В рамках 1939-1940 учебного года начался переход на четырехлетнее обучение. Училище станоло высшим и получило название «Тихоокеанское высшее военно-морское училище» (ТОВВМУ). В конце октября 1941 года был получен приказ о досрочном выпуске без государственных экзаменов курсантов 4-го курса с присвоением им офицерских званий, а также об отправке на фронт части курсантов младших курсов и офицеров постоянного состава, краснофлотцев кадровой команды.

1 ноября 1941 года был произведен досрочный, второй выпуск курсантов 4-го курса без госэкзаменов. Большинство выпущенных лейтенантов отправлено в распоряжение командующего Сибирским военным округом. 6 ноября 1941 года на защиту Москвы, Ленинграда и Мурманска убыли 140 лейтенантов 2-го выпуска, 98 главных старшин — курсантов 2-го курса и 99 старшин 1-й статьи — первокурсников. Они были направлены в морские стрелковые бригады в качестве младших командиров.

В период Великой Отечественной войны ТОВВМУ сыграло особую роль в подготовке кадров для Военно-Морского Флота.

Сразу же после войны училище пережило ряд реорганизаций. Сначала оно послужило в какой-то мере базой для развития западных ВМУЗов. Часть курсантов была переведена в ленинградские училища. В 1952 году тихоокеанские первокурсники отправляются на формирование балтийских училищ в Ригу, часть курсантов переводят в ДВПИ для комплектования военно-морского инженерного факультета.

21 апреля 1954 года указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с 50-летием со дня гибели выдающегося русского флотоводца и талантливого ученого вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, его имя было присвоено Тихоокеанскому высшему военно-морскому училищу. Его заветы становятся частью жизни курсантов, а главный из них — «Помни войну» — встречает каждого ступающего на центральный трап училища. В сентябре 1990 года на территории училища открыт памятник С.О. Макарову.

С сентября 1956 года осуществлён переход к подготовке офицеров командно-инженерного профиля с пятилетним сроком обучения.

В мае 1969 года на территории училища открыт памятник воспитанникам, погибшим в боях за Родину.

C 2009 года по 2014 год единственное на Дальнем Востоке высшее военно-морское учебное заведение являлось филиалом ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (г. Владивосток.). В 2014 году снова стало самостоятельным ВВУЗом.

Для подготовки высококвалифицированных офицеров-специалистов институт имеет многочисленные лаборатории и кабинеты, оснащенные современной техникой, приборами и оборудованием. В учебном процессе широко используются комплексы оружия и технических средств, электронно-вычислительная техника и технические средства передачи информации. Для самостоятельных занятий оборудованы кабинеты и читальные залы. Институт располагает хорошей фундаментальной библиотекой, которая содержит художественную, военную, военно-морскую, техническую и специальную литературу общим объемом более полумиллиона томов.

Для отработки морских практических навыков курсантов институт имеет свой дивизион учебных катеров. Для курсантов авиационных специальностей создан учебный аэродром в поселке Кневичи. Для курсантов береговых ракетных войск — учебная батарея ракетных комплексов.

В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях Тихоокеанского флота, участвуют в дальних океанских походах с посещением иностранных портов США, Японии, Индии, Индонезии, Вьетнама, Кореи, Китая, Кубы, Анголы и многих других государств.

Образование, полученное в военно-морском институте, отличается усиленной спортивной подготовкой, привитием будущим офицерам волевых и командирских качеств, умения принимать ответственные, нестандартные решения.

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Здание Ленинградского военно-морского подготовительного училища и территория Приютского переулка в период формирования училища - лето 1944 года

Шел третий год Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии. В ходе войны советский Военно-морской Флот непрерывно пополнялся новыми надводными кораблями и подводными лодками, оснащенными современной боевой техникой. Созданные до войны специальные военно-морские средние школы в системе Наркомпроса РСФСР и предназначенные для подготовки молодых людей к поступлению в высшие военно-морские учебные заведения уже не отвечали возросшим требованиям ВМФ.

В целях повышения ка-чества подготовки поступающих в высшие военно-морские училища Советское пра-вительство 31 марта 1944 года приняло Постановление об организации военно-морских подготовительных училищ с подчинением их Народному Комиссариату ВМФ. В городе морской славы, Ле-нинграде, было создано но-вое военно-морское учебное заведение, получившее наименование Ленинградское военно-морское подготови-тельное училище. Для размещения училища Городским Советом депутатов трудя-щихся были переданы помещения, размещавшихся в старинном здании, построен-ном для пансионата (детского приюта) еще в прошлом веке по Приютскому, ныне Морскому, переулку.
Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 года Ленинградское военно-морское подготовительное училище с трехлетним сроком обучения было формировано на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-ой Ленинградской, эвакуированной с началом войны в далекий сибирский городок Тару, и 1-ой Московской.

Ленинградская военно-морская спецшкола находилась с 09.08.1940 по 08.02.1942 на Васильевском острове по адресу: Васильевский остров, 13-я линия д.14.(по некоторым данным дом 12)

Ленинградская военно-морская спецшкола. Васильевский остров, 13-я линия д.14

Директоры Ленинградской военно-морской спецшколы...

Первым начальником Ленинградского подгото-вительного училища был назначен капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов.

Начальник Ленинградского подготовительного училища капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов,

Это был высокообразованный и прекрасно подготовленный моряк, прошедший суровую школу гражданской и Великой Отечественной войн. Он обладал большим боевым и педагогическим опытом. Перед войной он служил в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, где преподавал мор-скую практику. С начала Великой Отечественной войны Н.Ю. Авраамова направили в действующий флот, где он возглавил военную флотилию, сформированную на Авраамовском озере, а в дальнейшем командовал различными частями Краснознаменного Балтийского флота.

Маршал Советского Союза Говоров Л. А. благодарит начальника училища капитана 1 ранга Авраамова Н. Ю. за отличное прохождение курсантов на параде 1 мая 1946 года.

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ЮРЬЕВИЧА АВРААМОВА

Сегодня в пятнадцать на пять минут
Замер курсантский мир.
Сегодня в пятнадцать в последний путь
Уходит наш командир.

В строгих шеренгах курсантских рот
Сотни его сынов.
Скорбный оркестр нам души рвет,
Бьет барабан суров.

Трубы о вечности говорят,
Склоняется шелк знамен.
Стал на мертвые якоря
В памяти нашей он...

Он был гражданином своей страны,
Иной не желал себе.
Две революции, три войны
Прошли по его судьбе.

Изведал наветов девятый вал
И шквалы иных невзгод,
Но твердой рукой он держал штурвал,
В Россию верил и Флот.

Должно быть, Бог морской ворожил,
С Флотом его сроднив —
Жил он по совести и служил,
Чести не уронив.

Он говорил нам — жизнь хороша,
И дорог в ней каждый час!
Он умер. Его морская душа
Навеки осталась в нас.

Ближайшим помощником Н.Ю. Авраамова стал капитан 1 ранга И.И. Величко, назначенный заместителем на-чальника училища по политической части.


Жизнь училища началась летом 1944 года. К этому времени было закончено формирование органов управления и начали прибывать первые посланцы специальных школ. Вместе с ними приезжали офицеры, воспитатели и преподаватели. Одновременно шел прием в училище матросов, старшин и солдат, прибывавших с фронта и действующих флотов.

Первые воспитанники: посланцы специальных школ матросы и солдаты.

В большинстве это были молодые люди, которые добровольно пошли на фронт и самоотверженно сражались с немецкими захватчиками. Поступала гражданская моло-дежь из числа окончивших 7, 8 и 9-е классы средних школ. Ученики специальных во-енно-морских школ зачислялись без экзаменов. Из тех, кто сдавал экзамены, предпочтение отдавалось военнослужащим, прибывшим с фронта, и сиротам, потеряв-шим своих родителей во время войны.
В числе принятых в подготовительное училище было немало юных героев Великой Отечественной войны, награжденных орденами и медалями Советского Сою-за. Воспитанником училища стал комсомолец Александр Забояркин, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза за подвиг, совершенный в бою за Днепр. Под ураганным огнем противника отважный комсомолец переправлял на шлюпке бойцов на западный берег Днепра и трижды прокладывал через реку телефонный кабель, обеспечивая нашему командованию надежную связь с войсками, захватив-шими плацдарм на правом берегу реки. В числе воспитанников первого набора был и радист А.В. Баранов, награжденный орденом Красного Знамени за активное уча-стие в уничтожении нескольких фашистских кораблей. Шестнадцатилетним юношей пришел в училище и был зачислен воспитанником Лев Жильцов, который впослед-ствии командовал прославленной атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол», покорившей Северный полюс. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии - известный советский писатель.

Ленинград, 1945 год. Бывалым моряком был Валентин Пикуль, когда поступил в ЛВМПУ

К октябрю 1944 года были созданы основные учебные циклы: математики, физики, химии, литературы и русского языка, истории и географии, иностранных языков, физкультуры, военно-морского дела. Преподавательский состав училища представлял собой хорошо подобранный коллектив, состоящий из высокообразованных и опытных педагогов. Среди преподавателей было немало участников Великой Отечественной войны.

Командир курса капитан-лейтенант Щёголев Иван Сергеевич

К началу учебного года значительная работа была проделана по комплектованию фундаментальной библиотеки, которой руководил А.Ф. Волков. Библиотека комплектовалась, исходя из нужд и профиля училища. В ней широко была представлена и военно-морская литература. Ценным приобретением библиотеки стал полный комплект журнала «Морской сборник», начиная с первого номера, вышедшего в свет в 1848 году. Полный комплект этого старейшего морского журнала представляет собой большую библиографическую ценность, которой может гордиться любая специализированная военно-морская библиотека.
Первый учебный год в подготовительном училище начался 9 октября 1944 года. 15 ноября 1944 года приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота день 7 ноября был установлен годовым праздником училища. 28 апреля 1945 года начальник военно-морских учебных заведений от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил Военно-морскому подготовительному училищу Знамя части.


Большинство выпускников для продолжения военно-морского образования и подготовки к службе в Военно-Морском Флоте на офицерских должностях были направлены в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Около 35% выпускников были направлены в другие высшие военно-морские командные и инженерные училища.

Ленинград, 1946 год. Контрольно-пропускной пункт (КПП) ЛВМПУ. (вид с внешней стороны)

Первого сентября 1945 года училище вместе со всеми учебными заведениями страны начало свой второй учебный год. К этому времени в училище были введены в строй все жилые, классные и подсобные помещения. На всех циклах закончено оборудование учебных кабинетов и лабораторий. Развернули свою работу библиотека и читальный зал. Для занятий физкультурой и художественной самодеятельностью воспитанники получили в свое распоряжение хороший спортивный зал и клубные помещения. В летнее время в училище широко практиковались пешие и шлюпочные походы по местам минувших боев. В свободное от учебы время многие воспитанники увлекались художественной самодеятельностью, которой руководил начальник клуба майор С.И. Акимов. При клубе были организованы: хоровой коллектив, оркестр народных инструментов, духовой оркестр, хореографический коллектив, группа художественного слова, вокального пения и другие.

Ленинград, ЛВМПУ, лето 1945 года. Курсанты переносят дрова с Балтийской товарной станции. На втором плане видна деревянная будка КПП, на стене которой вывешивали объявления о результатах приёмных экзаменов.

Училище располагало отрядом учебных кораблей в составе парусно-моторных шхун «Учеба» и «Надежда». Командовал этим отрядом кораблей капитан 1 ранга Д.П. Михайловский - один из наиболее опытных военных моряков, в совершенстве владевший управлением крупными парусными кораблями.

Главное, что дало подготовительное училище своим воспитанникам, - это твердые знания в объеме средней школы, привило им любовь к морской профессии, приучило их к определенному воинскому режиму, жизни и труду в коллективе. Таким образом училище подготовило их физически, морально и психологически к обучению в высших военно-морских учебных заведениях.

Июль 1948 года.

За четыре года существования Ленинградское военно-морское подготовительное училище выпустило свыше тысячи человек. Многие из них при выпуске были награждены золотыми и серебряными медалями. Большинство воспитанников поступили в высшие военно-морские училища и после их окончания успешно служили на всех флотах нашей великой Родины, занимая высокие должности командиров соединений кораблей. Некоторые из них стали адмиралами, как, например, В.К. Коробов, М.Д. Искандеров, Г.Н. Авраамов, Л.Д. Чернавин. Другие пошли по на-учной линии и стали видными учеными в различных областях. Среди них докторы наук Ю.П. Петров, СИ. Моисеев, К.В. Недялков, В.В. Сорокин, А.Б. Велицкий, А.Д. Слобожанкин и другие. Некоторые из выпускников подготовительного училища после прохождения службы на соединениях кораблей Военно-Морского Флота в должностях командиров кораблей и флагманских специалистов вернулись в родное училище и стали начальниками кафедр, преподавателями военно-морских дисциплин. Это кандидат военно-морских наук, доцент капитан 1 ранга А.И. Жаров и капитан 1 ранга Л.С. Лисин, которые возглавляли в училище кафедры. Многие воспитанники Ленинградского подготовительного училища за образцовое выполнение правительственных заданий по освоению новой боевой техники и высокие показатели в боевой подготовке награждены орденами, вице-адмиралы В.К. Коробов и Л.А. Матушкин, а также контр-адмирал Л.М. Жильцов удостоены высшей военной награды - звания Героя Советского Союза.

Начальник училища (1947-1953 годы) контр-адмирал Никитин Борис Викторович

"Генерал армии Хрулёв"

В своей книге «Генерал армии Хрулев» известный советский писатель Герой Советского Союза Владимир Васильевич Карпов говорит: «Не могу уйти из этой жизни, не возразив против еще одной несправедливости. Я имею в виду некоторое неуважение к интендантской службе. Считается – такая уж это служба, - как из воды невозможно выйти сухим, так в снабженческих делах нельзя остаться непричастным к махинациям. Я – строевой офицер, прошедший в строю и в бою от рядового и до полковника, видел, знаю, ощутил на себе добрые дела и заботы интендантов как в мирное, так и в военное время. Поэтому имею все основания сказать правду об этой трудной и многогранной службе, без которой ни одна армия не может существовать. Неприлично, оскорбительно и, главное, несправедливо приведенное выше обидное мнение о работниках тыла. Нехорошо, непорядочно так говорить о них!».

Необходимость подготовки специалистов хозяйственных служб была осознана достаточно давно, однако стройная система специального образования в интересах тыла Военно-Морского Флота берет свое начало только с 1938 года. Известно, что в дореволюционном русском флоте все строевые офицеры в порядке прохождения службы в младших званиях исполняли на корабле должность ревизора, который ведал корабельным хозяйством, руководствуясь при этом некоторыми теоретическими сведениями, полученными при обучении в Морском корпусе.

С началом выполнения программы строительства мощных Военно-морских сил Советского Союза возникла необходимость подготовки высококвалифицированных кадров командиров-хозяйственников ВМФ. Одним из первых осознанных и обоснованных решений только что созданного самостоятельного Народного комиссариата ВМФ стал приказ о формировании на базе отдельного подготовительного батальона Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе в Старом Петергофе Военно-морского хозяйственного училища. К концу октября 1938 года была создана минимально необходимая учебно-материальная база и с 1 ноября начались плановые занятия. Дата 8 ноября была утверждена Наркомом ВМФ как годовой праздник училища. Его первым начальником был назначен полковник Андрей Андреевич Полянин, активный участник Гражданской войны, командир отдельного подготовительного батальона ВМУ им. М.В. Фрунзе.

В 1940 году после финской компании училище было передислоцировано в г. Выборг, где и размещалось большую часть времени своего функционирования (до 1956 года).

Именно здесь благодаря энергии и настойчивости командования во главе с вновь назначенным начальником училища капитаном 2 ранга Аркадием Варфоломеевичем Кацадзе, опытным моряком и воспитателем, высокоподготовленных преподавателей – выпускников Военно-хозяйственной академии и офицеров с флотов, требовательных и внимательных командиров курсантских подразделений была создана не только должная рабочая атмосфера, но и та особая аура, которая позволила длительное время готовить высококвалифицированные, любящие флот и свою специальность кадры. Выпускники надолго сохранили дух верности своей Alma mater и непреходящее состояние флотской дружбы. Свидетельством тому являются регулярно проводимые традиционные встречи выпускников и торжественно-траурные мероприятия в памятные дни воинской славы России.

В апреле 1941 года произведен первый выпуск в количестве 109 человек. С началом Великой Отечественной войны училище оперативно перешло на организацию военного времени. Досрочно был выпущен третий курс (81 чел.), по плану начальника гарнизона г. Выборга выделялись нештатные подразделения по охране района для обеспечения мобилизационного развертывания фронта. Вскоре в связи с ухудшением обстановки на границе с Финляндией училище было передислоцировано сначала в поселок Знаменка, а затем в Ленинград, где и разместилось на фондах эвакуированного к тому времени ВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского.

Капитан 2 ранга А.А. Кацадзе был назначен помощником командира Ленинградской военно-морской базы контр-адмирала Ю.П. Пантелеева по внутренней обороне морского сектора обороны города. «Главными силами здесь – вспоминал впоследствии адмирал – были флотский экипаж, интендантское и пограничное Военно-морские училища… Старшим строевым начальником в этом секторе являлся капитан 2 ранга Кацадзе, очень энергичный боевой моряк. Он был хорошим помощником…» . Училище вошло в состав 1-го сводного морского батальона обороны Ленинграда.

В соответствии с боевым распоряжением Военного совета Ленинградского фронта № 00244 от 9 сентября 1941 г., подписанным К.Е. Ворошиловым, А.А. Ждановым и И.С. Исаковым из состава ВМХУ был сформирован морской курсантский батальон численностью 348 человек.

Его командиром стал начальник строевого отдела училища полковник Андрей Степанович Дементьев, комиссаром – старший политрук Георгий Матвеевич Суздалов, начальником штаба – капитан-лейтенант Алексей Кириллович Боев. Командирами рот назначили старшего лейтенанта Анатолия Ивановича Ставровского, интенданта 2 ранга Николая Андреевича Прудько и интенданта 3 ранга Ефима Абрамовича Бернштейна. Ночью 11 сентября батальон был поднят по тревоге и направлен в распоряжение командующего 8 армией генерал-майора Владимира Ивановича Щербакова на только что сформировавшийся, так называемый ораниенбаумский плацдарм.

Открыты Адмиралтейские ворота,
Курсанты четко отбивают шаг,
В Ораниенбаум шла за ротой рота –
В то время к Ленинграду рвался враг…

(К. Платонов)

В Ораниенбаумском отделе тыла курсантам выдали армейское обмундирование, разрешив оставить только тельняшку и широкий морской ремень с бляхой. Но многим удалось сохранить и бескозырки, спрятав их в противогазные сумки. По приказанию начальника гарнизона батальон был направлен во вторую линию обороны. Но это продолжалось недолго. В оперативном резерве армии батальон находился всего три часа. Враг ожесточенно рвался к Ленинграду. Величавшая себя «героем взятия Парижа и штурма Либавы» 291 пехотная дивизия вермахта была остановлена на рубеже Гостилицкого шоссе. В политдонесении батальонного комиссара Евстафьева указывалось, что «курсанты и командиры батальона, действовавшие совместно с 11, 48 и 191 стрелковыми дивизиями по разгрому банд гитлеровских полчищ в районах Большие Илики – Развилка – роща у дороги на Развилку – Старый Петергоф – переправа у Английского дворца, показали себя беззаветно преданными делу Ленина-Сталина, народу великой Родины Советов. Примеров героизма в боевых действиях батальона много. Мужество, геройство … по обороне рощи у Развилки и в бою за переправу у Английского дворца … позволили батальону с честью выполнить поставленные задачи» .

Боевые действия интендантов описаны в книгах Г.Г. Полякова «Морской курсантский батальон» и «На трех флотах», Л.Д. Кайдалова «От Ораниенбаума до Байконура», в статьях и воспоминаниях И.Т. Иохина и С.П. Кружилина. Впоследствии ленинградский поэт Николай Браун написал памятные строки:

«Шли хозяйственники под пули,

Шли с матросами наравне.

Интенданты в воде тонули

И горели не раз в огне.

И в такой побывали каше,

Что казалось – ни дать, ни взять.

Позументы нашивок наших

Стали золотом отливать».


Дорогой ценой заплачено за победу в боях под Ленинградом. 51 человек из батальона пал смертью храбрых, многие получили ранения и контузии. В начале декабря на основании решения наркомата ВМФ о возобновлении обучения курсанты были возвращены в училище и эвакуированы в Москву . В труднейших зимних условиях непосредственно через зону военных действий был совершен пеший переход по маршруту Ладожское озеро – Новая Ладога – Пашский перевоз – станция Ефимовская, где личный состав погрузили в эшелон и доставили в Москву .

Среди экспонатов музея 286-й школы Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга хранится фронтовой блокнот Леонида Евгеньевича Балахонова, недавно, к сожалению, оставившего нас. Нельзя без волнения читать скупые строки 19-летнего юноши, как отчеты о каждом дне перехода… Уже 19 января 1942 г. были возобновлены занятия на фондах бывшего Московского института советской кооперативной торговли на Волоколамском шоссе. В мае этого же года состоялся третий выпуск училища – 148 человек, а затем еще 27 человек из числа возвратившихся после лечения. В приказе Народного Комиссара ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова от 19 мая 1942 г. №84 о поздравлении выпускников отмечалось: «В ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к городу Ленина вы показали способность не только успешно овладевать военными знаниями, но и умело применять их в борьбе с врагом… Желаю вам и впредь так же бесстрашно воевать в рядах ВМФ за освобождение нашей земли от фашистской нечисти… Помните, что точное и неуклонное выполнение приказов и существующих законоположений, бережливость, учет и контроль должны явиться вашей нерушимой заповедью в работе на кораблях и в частях Военно-Морского Флота».

В 1942 году состоялось первое награждение за участие в боевых действиях на Ораниенбаумском плацдарме. Орденов Красного Знамени были удостоены капитан-лейтенант А.И. Востриков и курсант С.Д. Василевич (посмертно), орденов Красной Звезды – фельдшер-интендант 3 ранга Е.П. Домашнинов, техники-интенданты 1 ранга И.А. Соколов, Н.И. Груздев и А.Ф. Шохин, техник-интендант 2 ранга И.Д. Вахрамеев, сандружинницы А.Н. Павлова и Е.Д. Кернина (посмертно) .

Александр Иванович Востриков, являясь начальником связи батальона, после ранения его командира и начальника штаба вступил в командование подразделением и своими умелыми действиями добился заслуженного признания. Впоследствии он воевал в Приазовье и под Новороссийском, стал почетным гражданином города Темрюк. Бывший командир 83 отдельной бригады морской пехоты Ф.М. Монастырский в своей книге «Земля, омытая кровью» писал: «…наш славный боевой комбат Востриков – командир-огонь, не знавший страха и преград, способен на удивительные ратные подвиги».

В начале 1942 года по приказу Наркома ВМФ от 30 июля №00268 150 курсантов второго курса набора августа 1941 года были направлены на Северо-Кавказский фронт, где в составе 62 отдельной морской стрелковой бригады принимали участие в кровопролитных боях под Моздоком и Орджоникидзе. О боевых буднях той поры мы располагаем воспоминаниями непосредственных участников событий – выпускников 1945 года Виктора Ивановича Панкова и Евгения Ивановича Селифанова.

Но и в страшное военное лихолетье училище продолжало готовить кадры. В апреле 1942 года были восстановлены курсы усовершенствования командного состава, которые подготовили за годы войны около 700 командиров интендантской службы. В ноябре 1942 года состоялся четвертый выпуск, так называемый нормальный военного времени (со сроком обучения 1 год 2 месяца) численностью 49 чел. ркимв 1943 году при училище были открыты подготовительные курсы учеников. Небезынтересно, что среди учеников ВМХУ был будущий адмирал-подводник, командующий Северным флотом, Герой Советского Союза Аркадий Петрович Михайловский.

9 октября 1943 года от имени Президиума Верховного Совета СССР училищу было вручено Боевое знамя воинской части, что явилось убедительным подтверждением его военных заслуг. В годы войны это было воюющее училище . Ярким свидетельством признания Родиной вклада личного состав ВМХУ в Великую Победу нашего народа над фашизмом служат боевые награды. За четыре военных года удостоены орденов: Ленина – 6 чел., Красного Знамени – 12 чел., Красной Звезды – 34 чел., Отечественной войны I степени – 5 чел., Отечественной войны II степени – 4 чел., «Знак Почета» – 4 чел., Славы – 1 чел. Более 250 чел. были награждены медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону городов».

С 1943 года училище стало именоваться Интендантским училищем ВМФ. В конце лета оно переехало в здание студенческого общежития Московского государственного университета на ул. Стромынка, 32 . В феврале следующего года его возглавил опытный моряк капитан 1 ранга Иван Григорьевич Карпов.

Он прошел хорошую морскую школу на линкорах, эсминцах и минных заградителях, командовал кораблями, эвакуировал на минзаге «Марти» командование военно-морской базы Ханко в декабре 1941 года, более года возглавлял Астраханскую ВМБ. С его прибытием в училище упор в обучении курсантов был сделан на подготовку к корабельной службе. Стажировки на боевых кораблях действующих флотов закаляли волю будущих офицеров, обогащали их так необходимым опытом.

В августе 1944 года состоялся пятый выпуск (224 чел.) последний по сокращенной программе военного времени, а 6 октября училище возвращено в Выборг.

С апреля 1945 года начальником училища стал капитан 1 ранга Юрий Самойлович Сидер-Брок, ранее служивший заместителем начальника тыла Северного флота, начальником тыла Беломорской военной, а затем – Каспийской флотилии. Его авторитет как офицера и специалиста был непререкаем. Шесть выпусков интендантов трепетно хранят добрую память о своем командире и наставнике, давшем им путевку в жизнь. 31 августа 1945 года произведен выпуск курса «Б» (199 чел.) – первый послевоенный выпуск офицеров интендантской службы, прошедших полный курс обучения по трехлетней программе. Большая часть молодых офицеров была направлена на Тихоокеанский флот и Амурскую флотилию, где еще продолжались бои с Японией. Через год состоялся седьмой – самый большой в истории училища выпуск 295 чел. Восьмой, девятый и десятый выпуски прошли в 1948-1950 гг.

В 1951 году в командование училищем вступил контр-адмирал Федор Васильевич Буданов. Это был авторитетный адмирал с богатым опытом службы на кораблях и в частях флота. В середине 30-х годов он возглавил первую на Северном флоте береговую базу подплава, затем командовал отделами главного военного порта в Мурманске, был заместителем начальника тыла Северного флота, руководил тылом ряда флотилий и военно-морских баз, а перед назначением на должность начальника Интендантского училища в течение трех лет служил начальником тыла 8 ВМФ в Таллине.

До 1956 года наше училище носило статус самостоятельного военно-морского учебного заведения и исправно поставляло Родине высокоподготовленные и преданные Отчизне кадры, любящие флот и свою профессию. Состоялось 16 выпусков общей численностью 2765 чел. Это были офицеры, ковавшие победу на флотах и фронтах Великой Отечественной войны, успешно освоившие новое дело – обеспечение стратегического ракетно-ядерного флота СССР, вышедшего на просторы Мирового океана для несения боевой службы и внесшие достойный вклад в укрепление ратной мощи страны.

Но, реализуя принципы военной реформы (известной, как хрущевская), в 1956 году Интендантское училище ВМФ было расформировано и в качестве курсантского батальона влилось в состав Интендантского училища Министерства обороны СССР. Последний из выполненных в Выборге наборов был выпущен уже в Калининграде и сегодня отмечает 50-летие этого события.

Еще раз возвращаясь к истории пребывания училища в Выборге, следует отметить, что именно здесь сформировалась и сохранилась особая атмосфера сплоченности питомцев Интендантского училища вокруг своей Alma mater . Это признают не только выпускники училища, их боевые подруги и дети, но и воспитанники других вузов, участники и свидетели традиционных встреч однокашников. К нашему большому сожалению, сохранить тесную связь флотских интендантов-выборжан последующим поколениям офицеров тыла удалось лишь эпизодически и не в полной мере.

Спустя четыре года Калининградское училище прекратило свое существование, а подготовка специалистов служб тыла была передана Ярославскому военно-финансовому училищу, где морская специальность получила представительство в составе курсантской роты.

В таком же качестве она перешла в Вольск, где с 1964 года начало функционировать военное училище тыла. Постепенно «отпочковывались» или исчезали специальности, ранее существовавшие в Интендантском училище ВМФ. Так, финансистов для флота стали готовить в Ярославле, топливников – в Ульяновске, а подготовка специалистов шкиперской службы была и вовсе прекращена.

В 1971 году Вольское военное училище получило статус высшего с 4-х годичным сроком обучения. Для флота стали готовить специалистов материально-технического снабжения с квалификацией инженера-экономиста. Рота моряков была расширена до батальона 4-х ротного состава (до 100 чел. в роте на каждом из курсов). Качественный отбор курсантов, престиж флотской специальности и многолетние традиции позволяли морскому курсантскому батальону регулярно быть среди лидеров по учебе, спорту, художественной самодеятельности.

В связи с открытием филиала, а затем и самостоятельного училища тыла в Горьком (Нижнем Новгороде) в 1975-1976 гг. туда поэтапно были переведены морской батальон, кафедра тыла ВМФ и военно-морских дисциплин, а также ряд преподавателей других кафедр, специализировавшихся на подготовке флотских тыловиков. В 1981 году батальон преобразован в факультет тыла ВМФ (начальник факультета капитан 1 ранга Игорь Иванович Орлов), а с 1987 года срок обучения увеличен до пяти лет.

С 1997-1999 гг. поэтапно подготовка специалистов тыла для замещения первичных офицерских должностей на кораблях, в воинских частях (соединениях) и организациях ВМФ вновь стала осуществляться в Вольске, где в настоящее время факультет тыла ВМФ является учебно-научным подразделением Высшего военного училища (военного института). Радикальное сокращение боевого состава ВМФ привело к тому, что существенно снизилась численность факультета (менее 200 чел., а на первом курсе – всего 30 чел.), а его выпускники все меньше идут служить на корабли. Сейчас факультет находится в поиске решений проблем перехода к новым образовательным программам подготовки специалистов или бакалавров. Полагаем, что в это непростое время им очень пригодились бы качества, которыми сполна обладали их предшественники – выпускники Интендантского училища ВМФ: стойкость, принципиальность, честность и порядочность, преданность флоту и любовь к своей специальности. Убедительным подтверждением этому служат активная жизненная позиция и практические дела флотских интендантов, образовавших свою ветеранскую организацию.

В мае 1967 года инициативна группа третьего выпуска ВМХУ под председательством полковника Ивана Тихоновича Иохина приступила к реализации принятого ветеранами решения – за счет добровольных денежных взносов однополчан установить на месте боев морского курсантского батальона памятник.

Его назвали «Якорь» и через пять месяцев напряженной работы группы активистов торжественно открыли в присутствии бывших в годы войны командующего 8-й армией генерал-лейтенанта В.И. Щербакова, начальника училища капитана 1 ранга А.В. Кацадзе, командира и комиссара морского курсантского батальона капитанов 1 ранга А.И. Вострикова и Г.М. Суздалова, командования Ленинградской военно-морской базы, однополчан и ветеранов, курсантов военно-морских училищ и учащихся подшефных школ. На розовой плите карельского гранита золотом выбита 51 фамилия погибших бойцов и командиров. Сверху, рядом с изображением медали «За оборону Ленинграда" горит надпись: «На этом рубеже осенью 1941 года в составе 8-ой армии вели ожесточенные бои и сдерживали яростные атаки противника, рвавшегося к Ленинграду, курсанты и офицеры ВМХУ ВМФ».

В 1970 году памятник был реконструирован по проекту архитекторов Цицина и Кукушкина при участии бывшего курсанта ВМХУ подполковника Михаила Ефимовича Комаровского. Работы выполнила организация «Лендорстрой». Вторичное открытие памятника состоялось в канун 25-летия Великой Победы и дало толчок к устойчивой традиции ежегодного посещения памятника «Якорь», включенного в «Зеленый пояс славы Ленинграда» ветеранами, курсантами и школьниками. Эта традиция жива и сейчас.

В 1972 году под председательством капитана 1 ранга Александра Федоровича Толочко образован Совет ветеранов отдельного курсантского батальона, реформированный в 1988 году в Совет ветеранов ВМХУ – ИнтУ ВМФ. Совет возглавлял полковник Корней Семенович Зима, а с 1999 года его председателем является генерал-майор авиации Евгений Петрович Дьяков. Активно трудятся в составе совета Геннадий Михайлович Орехов, Геннадий Васильевич Хрипунов, Владимир Иванович Карелин, Василий Павлович Присяжнюк, Борис Венедиктович Чигир, Евгений Николаевич Волков, Альберт Иванович Бондаренко, Анатолий Борисович Полянский, Владимир Александрович Поварцов и др.

Тесно сотрудничают с ветеранской организацией Аксаковская гимназия № 11 города Уфы (директор – Насима Рафаиловна Ганеева) и школа № 286 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (директор – Сергей Анатольевич Лобов, преподаватель-организатор ОБЖ Сергей Андреевич Филимонов). Энергией и стараниями последних в 2006 году открыт школьный музей «Мы помним», где собраны экспонаты, рассказывающие о героической летописи защитников Ленинграда, действиях курсантского батальона и истории училища.

Открытие памятника павшим воинам и труженикам военного порта на территории школы №286 Санкт-Петербурга

А 8 сентября этого года, в день 67-летия начала ленинградской блокады, на территории школы торжественно открыт памятник павшим воинам и труженикам военного порта – тыла Ленинградской военно-морской базы. Ранее он стоял в Новой Голландии и по просьбе ветеранской организации установлен там, где теперь начинаются торжественно-траурные мероприятия ветеранов ВМХУ – ИнтУ ВМФ и гостей, посвященные Великой Победе и другим памятным датам воинской славы России. Спасибо большое руководству и педагогическому составу школы за внимание и чуткость к ветеранам.

С особым чувством благодарности и признательности мы обращаемся к личному составу учебной воинской части, которая размещена на базе бывшего ИнтУ ВМФ. Командование отряда во главе с одним из лучших офицеров ВМФ – кавалером орденов «За службу Родине в ВС СССР» и Почета, заслуженным военным специалистом полковником Валерием Николаевичем Поляковым, военнослужащие и лица гражданского персонала всегда тепло и гостеприимно встречают нас, постоянно организуют и обеспечивают юбилейные мероприятия ветеранов училища. Низкий Вам поклон за это и большое человеческое спасибо.

За семь десятков лет существования училища и принявших от него эстафету морских учебных подразделений других ВУЗов Родина получила тысячи высококвалифицированных специалистов различных служб тыла Военно-Морского Флота. Многие из них достигли значительных высот в служебной деятельности. Высших офицерских званий удостоены вице-адмирал В.Д. Сабанеев (выпускник 1947 года), генерал-лейтенант В.Г. Титов (1952 г.), генерал-майоры А.М. Афанасьев (1947 г.), В.А. Белов (1947 г.), Е.П. Дьяков (1948 г.), контр-адмирал А.А. Кащеев (1958 г.)

Впервые начальником тыла – заместителем Главнокомандующего ВМФ по тылу стал выпускник Вольского высшего военного училища тыла 1976 г. вице-адмирал В.Ф. Попов. Тыл флотов возглавляли и возглавляют выпускники Вольского и Горьковского ВВУТ вице-адмиралы Е.Я. Серба, А.В. Баглаев, Э.О. Рассолов, генерал-лейтенант В.В. Мачальник, контр-адмиралы Ю.В. Байло и А.Е. Белкин, во главе тыла объединений стояли и стоят контр-адмиралы Н.Н. Сыч, Н.А. Лазарев, Б.П. Поскребышев, С.Б. Сергеев, Ю.Н. Личкатый.

Многие из выпускников училища ступили на педагогическую стезю, отдавая свой богатый опыт молодой смене. Среди них – Д.Е. Иерусалимский, В.Г. Гак, В.С. Поваров, С.Г. Тверьянович, А.И. Харитонов, М.И. Птичкин, Г.М. Орехов, Л.С. Плотников, Г.Г. Долгов, О.П. Чупанс, Д.П. Хомяков, П.А. Золотарев, С.Т. Одинцов, В.А. Чистихин, В.А. Поварцов, А.П. Поликарпов и др.

Известны и писатели среди нашей среды. Это Ю.В. Давыдов, Н.Н. Молчанов, М.М. Баринов, А.А. Гусев, Г.Г. Поляков, С.П. Кружилин.

Почетными гражданами своих районов стали В.И. Карелин, Г.М. Орехов.

Нам есть кем и чем гордиться. Невозможно перечислить всех тех, кто вложил душу в святое дело служения Родине и флоту на интендантском поприще. Дай бог, чтобы их старания и энергия не пропали зря, а сторицей вернулись во благо и пользу Отчизне.

Из семейного архива потомков выпускника ВMХ-ИнтУ ВМФ

Здравствуйте! Мой Папа - Григорий Ойзерович Майский был как раз в 1-м выпуске училища в 1940-41 годах. Я собрал несколько фотографий моего Отца, где он в морской форме. Общая фотография курсантов училища - она у Вас на сайте есть. Я, когда Ваш сайт увидел, просто обомлел - я сразу узнал в первом ряду - седьмой слева - мой Отец! И вот еще фотографии - где мой Отец с женой, нашей Мамой - Полиной Аркадьевной Майской - она работала в 50-е годы главным врачом поликлиники 35 завода в Росте (Мурманскe), а потом с 1961-98 - терапевтом, а затем кардиологом в Поликлинике N2 в Ленинграде,а также семейные фотографии Отца со старшим сыном Олегом(он закончил ЛКИ и работал инженером, а потом риэлтером), тестем Аркадием Львовичем Гильштейном(он работал главным бухгалтером на Ленфильме в 50-е годы) и тещей Ривой Исаевной Гильштейн(она работала бухгалтером на книжной базе на Васильевском Острове в Ленинграде). фотография моего сына Григория - внука Григория Ойзеровича Майского.


И еще несколько слов. Мой Отец - Григорий Ойзерович Майский был дружен с Иваном Иохиным. Они даже ранены были в один день. По рассказу Отца - Иохин на спине тащил катушку с кабелем для связи, а мой Отец - шел рядом винтовкой в охранении. Из кустов их кто-то окрикнул: "Стой, кто идет...?" Там по идее, не должно было быть никого из наших.Они залегли.Крикнули в ответ: "Кто там?" В ответ тишина...Они постреляли в кусты....Тишина...Прочесали кусты - никого....Тогда они продолжили движение..И в этот момент раздался вой и их накрыло разрывом мины. Их обоих тяжело ранило.Отца ранило в ногу осколком мины - он так и проносил этот осколок около бедра всю жизнь и контузило - он пролежал без сознания в госпитале при Адмиралтействе что-то около недели или больше.В госпиталь он попал после того как его и Иохина вытащил кто-то из курсантов с поля боя. А в Адмиралтействе, моего отца опознал - бывший преподаватель училища Анатолий Иванович Ставровский - он по какому-то делу приходил в госпиталь, и проходя по коридору узнал моего отца.Его звали Анатолий. Видимо в его честь и меня назвали Анатолием. Отец много рассказывал: про курсантскую жизнь, про шлюпочные походы по Cайминскому каналу под командой боцмана Cкока со знаменитого крейсера "Aскольд",когда они заходили на бывшие финские острова, с брошенными домами и домашней утварью... про курсантсткую летнюю практику в 1941 году и переход в Одессу на плавбазе "Нева", бывшем "Белфаст".. про переход из блокадного Ленинграда в Москву в начале декабря 1941 года - где на станции ПашА (могу быть неточным - извините, все-таки пишу по своим детским воспоминаниям) курсантам обьявили, что дальше поезд не пойдет ввиду занятой немцами впереди железнодорожной станции, и тогда, назначив старших - они пешком преодолели несколько километров по бездорожью пока не прибыли к своим... Отец сильно переживал, когда в 1968 году трагически погиб Ваня Иохин. Известно было лишь - что он, находясь в отпуске и катаясь на лодке, наклонился через борт, упал в воду и ему стало плохо с сердцем в воде и он трагически умер. Папа поддерживал тесные отношения с Владимиром Базоновым,Леонидом Балахоновым, Ефимом Бернштейном. Они часто созванивались, вместе ходили на ежегодные встречи у "Якоря".



Спасибо Вам огромное за Ваш сайт! Думаю, Вы даже не представляете - какое огромное дело Вы делаете и какую ценность представляет Ваш сайт для нынешних и следующих поколений родных, друзей и молодых курсантов!
С уважением, Анатолий Майский

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...