Восстание на большом противолодочном корабле сторожевой. Мятеж на корабле «Сторожевой

8 ноября 1975 года капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой» с целью смены партийно-государственного аппарата. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В итоге раненого капитана арестовали и приговорили к расстрелу. В связи с этим мы хотели бы рассказать о пяти самых известных мятежах на кораблях.

Мятеж на «Баунти»

Восстание части экипажа на британском корабле «Баунти» во время путешествия за хлебными деревьями в Тихом океане произошло 28 апреля 1789 года. Центральным лицом мятежа против капитана Уильяма Блая стал помощник капитана Флетчер Кристиан. Высаженный мятежниками в шлюпку вместе с верными членами экипажа, капитан Блай преодолел более 6 710 км и почти чудом спасся. Флетчер Кристиан и остальные восставшей команды попытались основать собственную колонию на одном из островов, однако после кровавых споров повстанцы разделились — часть из них во главе с Кристианом поселились на острове Питкерн, а остальные остались на Таити и были арестованы и возвращены на суд в Англии. Отношения между капитаном и некоторыми матросами начали портиться еще во время экспедиции на Таити. За пререкания с капитаном, непослушание и другие мелкие проступки Блай неоднократно назначал наказание розгами. Несмотря на это, никаких серьезных или даже угрожающих недоразумений за время экспедиции замечено не было. Блай поддерживал репутацию строгого, педантичного и эффективного командира и вместе с редкими наказаниями розгами еще использовал жесткую и порой оскорбительную лексику по отношению к тем, кто провинился. Современные исследователи придерживаются мнения, что мятеж на «Баунти» стал результатом нескольких факторов. Безусловно, Уильям Блай был суровым капитаном, но далеко не хуже других, и его дисциплина на «Баунти» не была чем-то чрезвычайным на британском флоте. За 18 месяцев путешествия наказание розгами получили лишь 5 членов экипажа, и суровость наказания была меньше, чем на других судах британского флота. Приятные воспоминания о пребывании на Таити были соблазнительными, но не могли быть основными причинами мятежа. Совокупность всех этих факторов, а также моральное состояние экипажа после многих месяцев путешествия, и особенно Флетчера Кристиана, был причиной мятежа части экипажа. К тому же, когда Уильяма Блая высадили с корабля 28 апреля 1789 года большинство членов экипажа хорошо понимали последствия этого шага, поскольку по закону смертной казнью карался не только мятеж, но и равнодушие и нежелание защищать капитана и законную власть на судне. После совершения мятежа у многих другого выбора уже не было и, высадив капитана и его лоялистов в шлюпку, команда «Баунти» направилась искать безопасное место.

Восстание рабов на «Амистаде»

В 1836 году на корабле «Амистад» началось восстание рабов. Однажды богатый мексиканец дон Хосе Руис отправился в Гавану, чтобы закупить партию рабов. Он тщательно осмотрел живой товар и после торга приобрел сорок девять невольников, а в их числе рослого мускулистого африканца Джозефа Синкеса. Торговцы уверяли, что это был потомок одного из африканских королевских родов бассейна реки Конго. Гордый чернокожий принц с самого начала отказывался выполнять приказы работорговцев. Он и стал зачинщиком восстания. На четвертый день плавания рабы перепилили свои цепи и убили всю команду корабля, оставив в живых лишь нескольких человек. Спасся лишь один матрос, стоявший у руля. Он молниеносно спустил на воду небольшую спасательную шлюпку и быстро отплыл от судна. Достигнув берега, он сообщил властям о бунте на борту «Амистада». Одним из оставленных в живых оказался бывший капитан, которого заставили держать курс на Африку. Но рабы ничего не понимали в новигации, и поэтому капитан старался держаться поближе к побережью сперва Мексики, а затем Багамских островов в надежде встретить какой-нибудь вооруженный корабль. Рейс тем временем затягивался, и корабль уже начал подплывать к США. Через какое-то время вблизи от «Амистада» показалась канонерка «Вашингтон». Прочитав название таинственного судна «Амистад», капитан сразу понял, с кем имеет дело. С некоторых пор командование американским военно-морским флотом получало сообщения о появлении в различных пунктах Мексиканского залива и восточного побережья США корабля «Амистад», который два месяца назад вышел из порта в Гаване, направляясь в Гуанаху, но не дошел до места назначения. Сбежавший вахтенный матрос сообщил о бунте. Когда помощник капитана канонерки «Вашингтон» поднялся в сопровождении вооруженных матросов на палубу «Амистада», от группы африканцев отделился седовласый белый человек и, обращаясь к нему, закричал, нервно жестикулируя: «Помогите! Это взбунтовавшиеся невольники!» — Даже в присутствии вооруженных матросов с лица его не сходил страх. — «Они перебили всю нашу команду! Арестуйте их главаря!». В итоге Синкерса и трех его ближайших сподвижников арестовали и приговорили к смертной казни за бунт и пиратство. Остальные рабы получили разные сроки тюремного заключения.

Восстание на броненосце «Потемкин»

Это восстание одно из самых заметных событий революции 1905-1907 годов в России и первый случай вооруженного мятежа целой воинской части в ходе этой революции. В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооруженного выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея четкого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Восстание на крейсере «Аврора»

Когда летом 1916 года стало известно о планах по постановке «Авроры» на ремонт, капитан 1-го ранга М. И. Никольский написал донесение, в котором указывал на возможное пагубное влияние длительной стоянки в порту на команду крейсера. В нем он писал, в частности, что «команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность — благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода». Исходя из этих взглядов, сразу после начала ремонта в Кронштадтском порту Никольский установил на крейсере жесткий порядок; в частности, ввел ограничения на сход команды на берег и потребовал тщательного осмотра всех запираемых после работ помещений. Считая, что уберечь нижних чинов от разлагающей революционной пропаганды можно лишь жесткой дисциплиной и постоянной занятостью, Никольский направлял всю энергию на соблюдение строгого порядка. С началом Февральской революции 27 февраля 1917 года Никольский в связи с забастовкой на заводе распорядился усилить вооруженный караул на крейсере. Вскоре на «Авроре» с согласия Никольского были размещены арестованные агитаторы и подстрекатели. Через некоторое время в команде крейсера распространились слухи, что корабль собираются использовать как плавучую тюрьму. Поэтому Никольский, опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера. Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте революционно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Не подчинившись приказанию вахтенного начальника прекратить шум, матросы продолжали кричать и наносить оскорбления караульным, не уходя со шкафута. Тогда Никольский и старший офицер крейсера Огранович открыли по толпе матросов огонь из револьверов, и палуба мгновенно опустела. Утром был созван офицерский совет, на котором решили не открывать огонь даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооруженные люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов командир «Авроры» ушел к себе в каюту. Толпа тем временем заполнила корабль; спешившие на берег матросы торопились и переодевались в выходное платье. Все оружие, в том числе офицерское, было роздано на руки, частично — рабочим. Узнав о том, что 27 февраля офицеры стреляли в команду и среди нее были раненые, рабочие потребовали немедленной расправы над командиром и старшим офицером крейсера. Матросы решили отвести их в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию лиц. С Никольского и Ограновича сорвали погоны и начали, издеваясь, сводить их по сходням на берег. Там рабочие потребовали, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках. Никольский и Огранович категорически отказались. Старшему офицеру «Авроры» нанесли удар штыком в горло, и он, обливаясь кровью, упал на землю. Никольского снова стали заставлять нести красный флаг, однако он вновь отказался. В этот момент из толпы раздался выстрел; пуля попала Никольскому в голову, и он скончался на месте. Кроме офицеров, на корабле избили нелюбимого командой кочегарного кондуктора Ордина.

Бунт на корабле «Сторожевой»

8 ноября 1975 года Валерий Саблин при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В Ирбенском заливе на мятежное судно сбросили серию снарядов бомбардировщики Су-24. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении — измене Родине — и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян.

Видео

О событиях 8-9 ноября 1975 года на большом противолодочном корабле (БПК) "Сторожевой" широкой общественности известно очень мало. Брежневская власть трусливо скрыла от народа политическое выступление на военном корабле. Разлагающимся советским номенклатурщикам не нужны были герои и революционеры. Им требовались холуи и винтики системы. Советская армия и военно-морской флот тех лет пестовали и возносили в верха именно таких. Шаркуны-генералы, карьеристы-офицеры и лицемеры-замполиты изгадили прекрасный образ советского воина. Не случайно, что 16 лет спустя наши доблестные защитники Родины безропотно проглотили развал Советского Союза и позволили изменникам-правителям и оголтелым "демократам первой волны" вывалять себя в дерьме и фактически уничтожить нашу армию как таковую. Однако был и среди них честный и мужественный человек, который уже тогда, в середине 70-х годов, понимал, что маразматическая КПСС ведёт страну к пропасти. Капитан III ранга, замполит БПК "Сторожевой" Валерий Саблин ценой своей жизни пытался открыть глаза соотечественникам на гнилость и никчёмность брежневского режима.


Незадолго до полуночи с 8 на 9 ноября вахтенный офицер подводной лодки, дежурной по рейду на реке Даугава у Риги, где стояли корабли морского парада в честь праздника Октябрьской революции, заметил человека на якорной бочке, размахивающего руками. Его сняли и доставили на борт подлодки. Он сообщил командиру лодки капитану II ранга Светловскому, что он, старший лейтенант Фирсов, сбежал с БПК "Сторожевой", чтобы сообщить о бунте который поднял замполит корабля капитан III ранга Саблин. По словам беглеца, тот арестовал командира и собирается угнать корабль.

Светловский не поверил этому дрожащему то ли от холода, то ли от страха, то ли с похмелья человеку. Он знал Саблина. Хотя тот и замполит, но отличный моряк, не выскочка, не карьерист, прошел все ступеньки морской боевой службы, мог бы и сам стать командиром корабля, но предпочел перейти в комиссары. Саблин был замполитом по призванию: он верил, что революционные помыслы чисты - их пачкают, искажают, делают ничтожными примазавшиеся к революции мерзавцы. В Военно-политическую академию он поступил, сломав свою командирскую карьеру, лишь для того, чтобы лучше знать революционную теорию. Возможно, он пожалел об этом шаге, но не из-за погубленной карьеры: ни на одном из кораблей, где ему довелось служить, Саблин не встречал такой своры отъявленных приспособленцев, как в аудиториях политакадемии. Но Саблин не испортился в их среде. Упрямо продолжая конспектировать классиков марксизма, он записал на полях цитату из Бердяева: "Человек может и часто должен жертвовать своей жизнью, но не личностью".

Пока командир лодки думал, последовал доклад вахтенного офицера: "Сторожевой" снимается с якоря!

Узнав о побеге Фирсова, Саблин не стал менять решения. Внезапность была утрачена, однако отступать было поздно, мосты сожжены. Снявшись с якоря, БПК неожиданно вышел из парадного строя кораблей, чудом развернулся в узкой реке и, набирая скорость, двинулся в Рижский залив. С корабля в эфир понеслись радиограммы в адрес центральных партийных и советских органов, в которых содержались политические требования. Саблин объявлял, что берёт курс на Ленинград, идет в Неву к стоянке "Авроры" и требует дать одному из членов команды выступить по Центральному телевидению и радио, чтобы сообщить народу, что подвигло его к этому выступлению и чего добивается экипаж "Сторожевого".

Командование Балтийского флота впало в состояние ступора. Адмиралы отчаянно трусили и не решались ни на какие действия. Однако мятеж на военном корабле скрыть было невозможно, к тому же, зная Саблина, они были уверены, что он будет действовать до конца.
Капитан III ранга Валерий Саблин давно вынашивал свою идею. План, придуманный им, был авантюрным и не предусматривал тщательной подготовки. Замполит, кумиром которому служил лейтенант 1-й русской революции Шмидт, рассчитывал на силу своего слова и революционный порыв матросов. Вечером 8 ноября, когда экипаж смотрел фильм "Броненосец Потёмкин" (потом следствие так и не сможет установить, было ли это случайным совпадением, или у Саблина были на корабле невыявленные сообщники), замполит доложил командиру корабля капитану Потульному, что в радиорубке гидроакустики устроили жуткую пьянку. Командир, красный от гнева, бросился туда, но как только он оказался в радиорубке, замполит захлопнул и задраил за ним дверь. Ошалевший Потульный обнаружил на столе письмо Саблина, адресованное ему, в котором комиссар объяснял причины своего поступка.

После этого капитан III ранга вошёл в кают-кампанию и выступил с речью перед офицерами и мичманами "Сторожевого". Их было 29 человек (15 офицеров и 14 мичманов) против одного Саблина. Замполит объявил, что принял командование кораблем и намерен вести его в Ленинград, чтобы оттуда обратиться к народу с воззванием: "Отечество в опасности, власти погрязли во лжи, грязи и коррупции, нам нужна демократия, свобода слова, очищение". Саблин процитировал Ленина, Маркса и революционеров-демократов и сказал, что советское государство не имеет права отходить духа и принципов Октябрьской революции. (Позже, на следствии, один из перетрусивших офицеров на следствии покажет, что капитан III ранга выбирал цитаты тенденциозно.) Присутствующие молчали, лишь несколько офицеров и мичманов заявили о том, что разделяют во многом убеждения Саблина. Однако никто не пожелал помогать ему вести корабль в Ленинград. Тогда Валерий предложил всем, кто с ним не согласен, провести некоторое время под замком. Все 29 человек трусливо потопали в трюм, чтобы, отсидевшись там, и дальше писать в своих анкетах "не был, не состоял, не участвовал".

Затем Саблин обратился к матросам (165 человек). Он говорил о коррупции в верхах, о том, что власти транжирят национальные богатства России, разоряют страну и ее народ - необходимо выступить по телевидению, рассказать правду и добиться, чтобы страной руководили честные люди, а не ставленники семейных политических династий. На следствии матрос по фамилии Шеин показал: "После его выступления началось всеобщее воодушевление. То, о чем мы толковали меж собой в курилках, вдруг прозвучало во всеуслышание. Это было как праздник. Чувство достоинства пробудилось в каждом. Мы людьми себя почувствовали". Из всех лишь Шеин пошёл за Саблиным сознательно, осознавая последствия. Для остальных это был минутный порыв, надежда на осуществление мечты, разогретая фильмом о восстании на броненосце. Впоследствии почти все из них отрекутся от своего "да" (кто добровольно, кто под давлением) и осудят замполита. На его стороне останется лишь 18 матросов.

"Сторожевой" вышел в Рижский залив. Однако далеко уйти беглецу не удалось. На рассвете за ним была послана погоня: авиаполк (в полном составе), корабли Балтийского флота, пограничные корабли КГБ и катера. В действиях преследующей стороны было много бестолковщины. Долгое время никак не удавалось определить местонахожение "Сторожевого". Командование предполагало, что Саблин будет прорываться в шведские территориальные воды. Поэтому БПК ждали в районе шведского острова Готланд. Лётчики несколько раз ошибались, принимая за "Сторожевой" корабли преследования. В одном случае пилот стал бросать бомбы по курсу корабля-пограничника, на что тот ответил ожесточённым огнём зенитных пулемётов. К счастью, мимо цели, что впрочем неудивительно: пограничник впервые вёл огонь по боевому самолёту, к тому же прекрасно управляемому.

Около 9 утра 9 ноября БПК был обнаружен в Ирбенском проливе. На предложение сдаться корабль не ответил. Сторожевики открыли огонь по надстройкам. Получив повреждения, БПК, тем ни менее, не отвечал. Он уходил дальше и пытался вырваться из пролива в открытое море. Саблин не хотел кровопролития. Су-24 сбросил бомбы по курсу "Строжевого", зенитные автоматы БПК, которые могли снести 6 самолётов из 9 за один заход, молчали. Лучший лётчик авиаполка Поротиков (потом получивший за это награду) положил бомбу точно под корму. В результате этого оказались повреждены винт и руль: "Сторожевой" потерял управление и перешел на беспомощную циркуляцию. Саблин понял, что его затея провалилась, холодный, свинцовый Ирбенский пролив стал последней точкой его пути. Катера приблизились к борту корабля вплотную и высадили на него десант. Освобождённый командир БПК Потульный взбежал на мостик и поверг замполита на палубу, ранив того в ногу из пистолета. Так бунт на "Сторожевом" был подавлен.
Саблина ждало следствие, на котором он вёл себя мужественно и решительно отверг домыслы о том, что его целью был угон корабля в Швецию. Через полгода он был расстрелян по приговору Военной коллегии суда. Так завершился жизненный путь Валерия Саблина, идеалиста-революционера, родившегося в не своё время.

Сохранилась кассета с фрагментами обращения замполита к народу: "Здравствуйте, товарищи! Я обращаюсь к тем, кто революционное прошлое нашей страны чувствует сердцем, кто критически, но не скептически оценивает настоящее и кто честно мыслит о будущем нашего народа. Говорит большой противолодочный корабль "Сторожевой". Мы обратились через Командующего флотом к Центральному Комитету КПСС и Советскому правительству с требованием дать одному из членов нашего экипажа выступить по Центральному радио и телевидению с разъяснением советскому народу целей и задач нашего политического выступления. Мы не предатели Родины и не авантюристы, ищущие известности любыми средствами. Назрела крайняя необходимость открыто поставить ряд вопросов о политическом, социальном и экономическом развитии нашей страны, о будущем нашего народа, требующих коллективного, именно всенародного обсуждения без давления государственных и партийных органов. Мы решились на данное выступление с ясным пониманием ответственности за судьбу Родины, с чувством горячего желания добиться коммунистических отношений в нашем обществе".

После казни Саблина прошло 29 лет. Нашу армию и флот практически уничтожили, над военными поизмывались всеми мыслимыми и немыслимыми способами, вываляли в грязи и вышвырнули вон как отработанный материал. Однако капитан III ранга Валерий Саблин с БПК "Сторожевой" до сих пор (!!!) остаётся единственным офицером, решившимся на открытое выступление во благо Родины и во имя справедливость нашего общества.

19.11.10
В ноябре 1975 года троим морякам удалось предотвратить угон на Запад большого противолодочного корабля «Сторожевой» Балтийского военно-морского флота. Один из них – житель приднестровского города Дубоссары Александр Миронов, ныне возглавляющий местную самостоятельную военизированную пожарную часть. 35 лет назад он служил на «Сторожевом» старшим командиром радиометристов-артиллеристов.
В эксклюзивном интервью «Новому Региону» бывший моряк рассказал, что его срочная служба тогда закончилась 1 ноября, но он собирался продолжить службу в торговом флоте, для чего обязательным условием было вступление в ряды КПСС. 11 ноября Миронов в качестве кандидата на прием в партию должен был предстать перед партийным бюро.
«7 ноября наш корабль, только что вернувшийся из большого плавания по Атлантике, участвовал в военно-морском параде в Риге. После завершения торжеств на судне началось что-то непонятное. Замполит, капитан третьего ранга Валерий Саблин с группой единомышленников хитростью сумел отстранить от управления кораблем командира и изолировать его в одном из помещений за двумя люками. В кают-компаниях были закрыты офицеры и мичманы, у дверей была выставлена охрана. Матросам Саблин заявил, что направляется в Кронштадт, но на самом деле корабль взял курс на Швецию», – рассказал Миронов.
Он уточнил, что его судно было секретным из-за уникальной системы обнаружения «свой-чужой», которая являлась предметом особого интереса западных разведок.
«Попади она в их руки – под удар была бы поставлена вся обороноспособность стран Варшавского договора», – сказал бывший моряк, уточнив, что корабль называли «убийцей авианосцев», и перед ним не могло устоять ни одно из морских судов.
«Мы с Виктором Копыловым из Костромской области и матросом Алымовым из Азербайджана (имени уже не помню) стали составлять план, как спасти командира, экипаж и предотвратить угон. Сначала у нас возникла мысль бросить кислородный баллон в дымовую трубу. Но потом от нее отказались, так как рядом с машинным отделением находились ракетные погреба, и это могло привести к гибели корабля и команды. После недолгих размышлений решили попробовать нейтрализовать охрану у помещения, где был закрыт командир. Нам удалось обезоружить часовых, вооруженных пистолетами «ТТ», а затем освободить офицеров и мичманов. После этого командир проник в рубку управления и в завязавшейся схватке с замполитом ранил его в ногу», – вспоминает Миронов.
Позже моряку и его товарищам стало известно, что Генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев, узнав об угоне корабля, приказал его уничтожить. В то время «Сторожевой» находился уже недалеко от шведских территориальных вод.
«Для выполнения этой задачи была поднята авиаэскадрилья. Окончательно расстрелять остатки судна должны были надводные корабли. Командир эскадрильи уже отдал своей группе команду «Товсь!», но перед тем, как сказать «Пли!», заметил, что на корабле поднят советский флаг. Его в последнюю минуту сумел поднять Виктор Копылов. На запрос о новых данных Центр подтвердил приказ об уничтожении, но пока самолеты выполняли боевой разворот, корабль также начал разворот, чтобы взять курс на СССР», – сказал Миронов.
Он подчеркнул, что в советские времена инцидент на Балтике засекретили. Тогда весь экипаж корабля – свыше 340 человек – был снят прямо в море и рассредоточен по различным уголкам страны. Все моряки были разжалованы и исключены из рядов партии и комсомола.
«Я сам несколько месяцев провел в Ворошиловских казармах в Риге. Для меня отвели целый этаж, где стояла одна койка и тумбочка. Было запрещено разговаривать, писать письма и звонить. Мятежник Саблин вскоре был расстрелян по обвинению в измене Родине. С членов бывшего экипажа взяли расписку о неразглашении государственной тайны. Была придумана специальная легенда прикрытия, в соответствии с которой на корабле матросы устроили пьяный дебош. Впервые об этом единственном на советском военном флоте ЧП такого масштаба сообщила «Комсомолка» в 1991 году. Правда, журналисты тогда пытались представить Саблина как инакомыслящего и обелить его действия. Повторное рассмотрение этого дела уже в период президентства Путина закончилось подтверждением первоначального приговора», – заметил собеседник «Нового Региона».
Позже Александр Миронов встречался с главнокомандующим Военно-морским флотом СССР, адмиралом Сергеем Горшковым и начальником Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота, генералом армии Алексеем Епишевым, который отметил, что геройский поступок группы моряков достоин высокой награды, но это невозможно, так как на флоте произошло крайне позорное ЧП.
«Он не конкретизировал, но я понял, что речь шла о поведении десятков офицеров и мичманов, не оказавших никакого сопротивления угонщику и позволивших загнать себя под стражу», – отметил моряк.
Сейчас Миронов с горечью вспоминает, что его мечта о море после этого стала несбыточной. «После всего пережитого на корабле мне не поверили, поэтому в Компартию я больше не вступал, пропало желание, хотя позже и предлагали», – рассказал он. Вернувшись домой, Александр посвятил себя противопожарному делу, которому уже отдал 36 лет жизни.
Миронов добавил, что в приднестровском селе Терновка живет еще один член экипажа этого знаменитого корабля – Николай Горенко, который по сей день не знает, куда его отправили служить после инцидента на корабле.
«После долгого перелета на самолете его пересадили на собачью упряжку и привезли на радиолокационную станцию где-то на крайнем севере. Он должен был следить за дизель-генератором, работавшим в автоматическом режиме. На этом объекте больше не было никого. Раз в неделю один и тот же военнослужащий привозил провиант и убеждался, что бывший матрос жив. Спустя несколько месяцев Горенко вывезли так же, как и привезли, и отправили домой», – отметил собеседник агентства.
Сегодня, считает Александр Миронов, бывшие участники этого события уже могут забыть легенду прикрытия, которую придумали чекисты и которую ежегодно раз в год нужно было «сдавать» как экзамен в Комитете Госбезопасности.
Проект «1135», к которому относился «Сторожевой» в те годы был лучшим и суперсовременным достижением советского военного кораблестроения: водоизмещение – 3200 тонн, максимальная скорость – 32 узла (у авианосца – 30), 4 главных двигателя, газотурбинная установка, мощнейшее вооружение. Командующий Камчатской флотилией (впоследствии первый зам. главкома ВМФ) Иван Капитанец сообщал руководству: «Мы располагаем разведданными по США: они восхищены нашими сторожевыми кораблями и называют их легкими крейсерами».
«Сторожевой» нес на себе грозное противолодочное оружие: 4 ракетоторпеды с большой дальностью стрельбы (35 – 50 км); 2 РБУ (реактивные бомбовые установки), стреляющие на 6 тысяч метров; 2 торпедных аппарата по 4 торпеды (для поражения подводных и надводных целей); 2 ракетных комплекса «Оса» (40 зенитных управляемых ракет); 2 двухорудийные артиллерийские башенные установки; современнейшее радиоэлектронное оборудование «Муссон», «Оса», станции поиска и помех (из-за них у противника начинались галлюцинации – в одной точке «возникало» 10 – 15 одинаковых кораблей).
NR2.Ru::: Житель Дубоссар и двое его товарищей 35 лет назад спасли от передачи Западу сверхсекретную советскую военную систему опознавания «свой-чужой» / 19.11.10 / Новый Регион – Приднестровье
______________________________________________________________________________________
Что-то подводит старого моряка память
- корабль называли «убийцей авианосцев», и перед ним не могло устоять ни одно из морских судов
-машинное отделение
- весь экипаж корабля – свыше 340 человек – был снят прямо в море и рассредоточен по различным уголкам страны.
- в завязавшейся схватке с замполитом...
Интересно, а сами материалы следствия еще засекречены?

В этом году исполняется 30 лет со дня восстания на большом противолодочном корабле "Сторожевой" Балтийского флота под руководством заместителя командира по политчасти капитана 3 ранга Валерия Саблина, расстрелянного 3 августа 1976 года.

В этом году исполняется 30 лет со дня восстания на большом противолодочном корабле "Сторожевой" Балтийского флота под руководством заместителя командира по политчасти капитана 3 ранга Валерия Саблина, расстрелянного 3 августа 1976 года.

В воскресенье, 9 ноября 1975 года, когда заканчивались торжества по поводу очередной годовщины Октябрьской революции, на кораблях и в частях Рижского военно-морского гарнизона была неожиданно объявлена боевая тревога. Подъем личного состава по боевой тревоге - событие, само по себе, ординарное. Необычным показалось то, что боевая тревога не была учебной, что объявлена она в дни большого государственного праздника. Особо настораживало отсутствие в течение длительного времени какой-либо официальной информации от командования гарнизона. Но, как говорится, "шила в мешке не утаишь".

Стало известно, что в гарнизоне произошло чрезвычайное происшествие (ЧП). Во втором часу ночи 9 ноября большой противолодочный корабль (БПК) "Сторожевой", прибывший в Ригу из Балтийска для участия в праздничном военно-морском параде, самостоятельно, без разрешения оперативной службы Балтийского флота, покинул парадный строй кораблей на реке Даугава, снялся со швартовых бочек, вышел в Рижский залив и лег на курс, ведущий через Ирбенский пролив в открытую часть Балтийского моря.

Оперативной службе и командованию флота информация о ЧП поступила незадолго до отхода корабля. Одному из офицеров "Сторожевого", старшему лейтенанту В.Фирсову, незаметно для вахтенной службы по швартовому тросу удалось перебраться на якорную бочку, а оттуда - на стоящую рядом подводную лодку. То, о чем сообщил Фирсов, настолько не укладывалось в привычные нормы сознания, что трудно было поверить: на "Сторожевом" - восстание личного состава, и возглавляет его замполит корабля, капитан 3 ранга Саблин Валерий Михайлович. Командир корабля, капитан 2 ранга А.Потульный обманным путем изолирован в гидроакустическом отсеке, и у люка выставлена охрана, осуществлять которую поручили матросу А.Шеину.

При выходе корабля в Рижский залив была установлена и непрерывно поддерживалась радиосвязь с Главным штабом Военно-морского флота СССР. В первом же донесении, адресованном Главнокомандующему ВМФ СССР, адмиралу флота С. Горшкову

Саблин доложил, что члены экипажа " Сторожевого" не являются изменниками родины, что корабль следует в Ленинград с единственной целью - потребовать от руководства страны предоставить им возможность выступить по телевидению с обращением, в котором будет изложена программа справедливого переустройства советского общества.

Приблизительно такого же содержания был ответный семафор "Сторожевого" на запрос кораблей пограничной охраны, несших службу в этом районе. Командир бригады пограничных сторожевых кораблей, капитан 1-го ранга А.Найперт немедленно передал донесение командующему Прибалтийским пограничным округом КГБ СССР, генерал-лейтенанту К.Секретареву. От него последовал приказ пограничным кораблям: "Немедленно открыть огонь на поражение и уничтожить корабль". Пограничные сторожевые корабли продолжали сопровождение нарушителя, а командир бригады нашел в себе силы и мужество, не пошел на сделку с совестью и приказ своего командующего не выполнил. Спустя неделю капитан 1-го ранга А.Нейперт был отстранен от командования бригадой и уволен из рядов ВМФ.

В праздничном парадном строю со "Сторожевым" находился сторожевой корабль (СКР), на борт которого был экстренно вызван старший морской начальник гарнизона Риги, контр-адмирал И.Вереникин. Он получил приказ от командующего Балтийским флотом, вице-адмирала Косова немедленно выйти в море, догнать и любыми средствами остановить мятежный корабль. Одновременно командующий Балтийским флотом с целью перехвата "Сторожевого" направил из Лиепаи в район Ирбенского пролива ударную группу кораблей в составе одного СКР, двух ракетных и трех малых противолодочных кораблей.

Между тем, запущенный механизм оперативного оповещения продолжал интенсивно работать. Сигнал о ЧП поступил на командные пункты Прибалтийского военного округа и 30-й воздушной армии, оттуда - на КП командующего ВВС страны, Главного маршала авиации Кутахова и на Главный командный пункт Советской Армии, министру обороны маршалу Гречко.

Наконец, информация о мятежном корабле стала достоянием дежурного генерала при генсеке ЦК, Председателе Совета обороны Л.И.Брежневе.

"Миролюбивый" генсек недолго размышлял над докладом дежурного генерала. Буквально через несколько минут от него поступил приказ: "Разбомбить и потопить корабль".

В воздух были подняты несколько звеньев самолетов ЯК-28, дислоцировавшихся на военном аэродроме под Тукумсом (Латвия) и МИГи истребительного полка, базировавшегося на аэродроме Румбула в Риге.

На рассвете 9 ноября самолеты ЯК-28 нанесли по "Сторожевому" удар 250-килограммовыми фугасными бомбами, одна из которых попала в корму, выведя из строя рулевое устройство и винт. Корабль потерял ход, перестал слушаться руля и остановился.

В возникшей на корабле суматохе из-под стражи удалось освободиться командиру корабля Потульному, который взбежал по трапу на мостик и выстрелом из пистолета ранил в ногу Саблина. Кстати, это был единственный случай применения огнестрельного оружия на борту "Сторожевого". Не дав никому опомниться, на корабль высадилась вооруженная до зубов группа захвата, наспех сформированная из морских пехотинцев.

Никакого вооруженного сопротивления со стороны экипажа "Сторожевого" спецназу оказано не было. Корабль отбуксировали на якорную стоянку у полуострова Сырве, южной оконечности острова Саарема, где был снят с борта и арестован весь экипаж "Сторожевого". Раненному и закованному в массивные наручники Саблину помогали сойти с борта корабля двое матросов, один из которых, обратившись к присутствующим, сказал: "Запомните его на всю жизнь. Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!" Произнесены эти слова были совсем негромко, но в той траурной тишине его голос прозвучал как заклинание.

Группу организаторов восстания (12 членов экипажа) доставили в Латвийский КГБ, где в присутствии прибывших в Ригу членов специально созданной правительственной комиссии, которую возглавлял Главком ВМФ СССР С.Горшков, состоялся первый допрос. На следующее утро на двух самолетах АН-24 все они были отправлены в Москву и помещены в Лефортово. Остальных членов экипажа заключили под стражу в Ворошиловских казармах на окраине Риги и перед расформированием подвергли длительной обработке, которую поручили "спецам" из КГБ.

По долгу службы мне довелось участвовать в восстановлении навигационной прокладки курсов, какими шел "Сторожевой" до места, где был остановлен бомбовым ударом авиации. Для специалистов, знакомых с навигационной обстановкой в этом районе, не составило большого труда доказать всю несостоятельность бредовой "утки", которую инициировали компетентные органы, настойчиво утверждавшие о попытке Саблина и его сообщников угнать корабль в Швецию. Так "органы" пытались отвлечь общественность от истинных событий на "Сторожевом" и дать повод нацепить на Саблина ярлык предателя и изменника Родины - естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обыватель проглотил эту кагебистскую "утку", учитывая, что у всего личного состава кораблей и частей гарнизона была взята персональная подписка о ее неразглашении.

Неудачей закончилась попытка сдобрить эту "утку" сионистской приправой (сознательно исказив фамилию ближайшего сподвижника Саблина, матроса Шеина, назвав его Шейн). Среди личного состава корабля не было ни одного "лица еврейской национальности".

Так, если коротко, выглядела хроника тех событий.

Кто же он такой, Валерий Саблин, сумевший задолго до перестроечных горбачевских времен, в разгар брежневской "эпохи развитого социализма" не только распознать гнилость советской системы, но и поднять на борьбу с ней практически весь личный состав боевого корабля (без малого 200 человек), продемонстрировав ценой своей жизни неугасшие традиции российского флота?

Валерий Михайлович Саблин родился в январе 1939 года в семье потомственных военных моряков. Прадед его погиб в 1914 году на крейсере "Паллада".

Дед служил на Балтике, отец начал службу в военно-морском флоте задолго до войны, затем воевал и завершил службу в звании капитан 1-го ранга. Валерий окончил Высшее военно-морское училище им.Фрунзе, а в 1973 году с отличием закончил Военно-политическую академию им. Ленина и был назначен замполитом на БПК "Сторожевой". Хотя Саблин прошел традиционную школу советской и армейской воспитательной системы, он, по словам друзей и сослуживцев, слыл человеком незаурядным, исключительно честным и порядочным. Заметно выделялся из не особо чтимой в офицерской среде когорты замполитов своей эрудицией, внимательным и добрым отношением к подчиненным, способностью критически мыслить и нетерпимостью к ставшим нормой жизни всего общества лицемерию и лжи. Учеба в академии утвердила слушателя Саблина в мысли, что в непреодолимой пропасти, разделяющей теорию и практику социалистического строительства, повинен обюрократившийся партаппарат, беззастенчиво узурпировавший всю власть в стране. С этого времени идея борьбы с партократией становится его жизненным кредо.

В Корабельном уставе ВМФ СССР тех лет было определено, что палуба любого советского корабля, где бы он ни находился, является частью территории страны. И Саблин решает объявить "Сторожевой" свободной и независимой от государственных и партийных органов территорией и обратиться к народу с призывом о начале революционной борьбы с выродившейся системой. Наиболее подходящим местом для выступления Саблин избирает Кронштадтский рейд, прославивший российский флот боевыми и революционными традициями. Вот туда и направлялся мятежный корабль, покинув строгий порядок парадного строя в Риге.

Авторитетного замполита поддержал практически весь личный состав корабля, единодушно одобрив текст подготовленного им обращения к советскому народу. Обращение было записано на магнитофонную пленку и непрерывно передавалось по корабельной трансляции. Оно предварялось призывом "Всем, всем, всем!", а суть его четко выражена в одном из абзацев: "Нет смысла доказывать, что в настоящее время слуги общества уже превратились в господ над обществом. На этот счет каждый имеет не один пример из жизни. Мы наблюдаем игру в формальный парламентаризм при выборах в советские органы и в исполнении Советами своих обязанностей. Практически судьба всего народа находится в руках избранной элиты в лице Политбюро ЦК КПСС...".

Не суждено было российскому народу услышать обращение Саблина. Лишь 15 лет спустя оно могло стать программой борьбы за демократию, знамя которой, к сожалению, оказалось не в руках Саблиных, а им лихо воспользовалась и до сих пользуется выползшая из аппаратных иерархических щелей всё та же советская партократия.

Кремлевские вожди расправились с организаторами мятежа с чудовищной жестокостью. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 13 июля 1976 года был приговорен к смертной казни - расстрелу. Лаконичным было его последнее слово в суде. Он не просил о пощаде, не обещал своим трудом искупить вину. Вот его слова: "Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Всё".

Приговор обжалованию и опротестованию не подлежал. 3 августа 1976 года приговор был приведен в исполнение. Только спустя полгода о его смерти были извещены родные - когда уже не было в живых преждевременно скончавшегося отца, когда была прикована к постели смертельно больная мать.

К восьми годам лишения свободы приговорили матроса Александра Шеина, полностью отбывшего свой срок. Не избежали репрессий многие офицеры Рижского военно-морского гарнизона, имевшие отношение (чаще всего косвенное) к описываемым событиям: они были досрочно уволены из состава ВМФ без выходных пособий и пенсий.

Михаил МАРГОЛИН, Черри Хилл,

ВОССТАНИЕ НА «СТОРОЖЕВОМ» 1975, восстание на Большом Противолодочном Корабле (БПК) «Сторожевом» Балтийского флота СССР 8-9 ноября 1975 под руководством замполита капитана 3-го ранга Валерия Саблина.
Валерий Саблин родился в семье потомственных морских офицеров в 1939. Окончил Высшее Военно-морское училище им. Фрунзе в 1960. Член КПСС с 1959. Служил на Северном Флоте. С 1969 по 1973 гг. Саблин учился в Высшей Партийной Академии им.Ленина. Состоял в браке; имел сына. После окончания ВПА Саблин был направлен на прохождение службы замполитом экипажа БПК «Сторожевого». Аттестации о прохождении службы в ВМФ имел исключительно положительные.

Большой противолодочный корабль «Сторожевой» был построен в 1973. Корабль входил в состав ВМФ СССР и базировался в Латвийской ССР, городе Риге.

7-8 ноября 1975 БПК «Сторожевой» принимал участие в военно-морском параде, посвященному 58-ой годовщине Великой Октябрьской Революции. Вечером 8 ноября корабль снялся со стоянки в устье реки Даугавы и взял курс в направлении Ирбенского пролива (между Латвией и Эстонским островом Сааремаа). Старшему лейтенанту БПК В.Фирсову удалось по канату покинуть корабль и перебраться на подводную лодку Балтийского Флота, которая находилась на рейде недалеко от базирования «Сторожевого». Фирсов сообщил сенсационное известие – замполит корабля капитан третьего ранга Валерий Саблин вместе с группой единомышленников арестовал командира корабля капитана второго ранга А.Потульного, а также ряд других офицеров «Сторожевого»; объявил о решении направиться в Кронштадт, а затем в Ленинград, для того, чтобы выступить по телевидению с обращением к советскому народу о сложившийся политической ситуации в стране и необходимости смены политического руководства СССР.

Это сообщение было сразу передано командующему Балтийского Флота и главнокомандующему ВМФ СССР. После изоляции командира корабля, Саблин собрал экипаж «Сторожевого» и объявил ему о своих намерениях – направиться в Ленинград с целью выступить по центральному телевидению к народу и рассказать об имеющихся недостатках в стране, как нехватка продуктов питания и товаров народного потребления, злоупотребления, бюрократизм, «приписки», использование служебного положения (блата) в личных целях. Саблин заявил, что вышел из рядов КПСС, потому что руководство партии отошло от ленинских правил строительства социалистического государства.

Несогласных с Саблиным офицеров «Сторожевого» после голосования, экипаж корабля изолировал в двух каютах. Около 3 часов ночи 9 ноября «Сторожевой» взял курс на Рижский залив. После этого Саблин передал радиограмму главкому ВМС о своих требованиях и объявил БПК «Сторожевой» «свободной и независимой территорией».

Вслед за «Сторожевым» устремились боевые корабли Балтийского флота. Приказ главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота С.Горшкова был коротким: «с выходом на визуальный контакт применить артиллерийское оружие с целью остановки корабля. Первый залп дать впереди по курсу, последующие – по винтам». В 4 часа ночи по приказу был поднят в воздух 668-й бомбардировочный полк с военного аэродрома возле Юрмалы. Под утро один из бомбардировщиков ЯК-28И обнаружил БПК «Сторожевой» и произвел бомбометание. Корабль был вынужден остановить движение.

Часть экипажа, осознавшая весь ужас сложившейся ситуации, выпустила арестованного командира корабля и других, несогласных с действиями Саблина офицеров. Командир «Сторожевого» капитан второго ранга Потульный прострелил ногу Саблину, приказал арестовать его и, открыв арсенал, распорядился вооружить часть офицеров и матросов корабля. Командир стартовой батареи минно-торпедной части лейтенант В.Дудник и помощник командира корабля по снабжению лейтенант В.Вавилкин, также были арестованы.
К 11 часам утра 9 ноября командир БПК доложил, что полностью овладел ситуацией на корабле и снова вступил в командование «Сторожевым». Корабль вернулся в Рижский залив.

После этих событий многие офицеры Балтийского Флота были сняты с занимаемых должностей и исключены из партии. Экипаж «Сторожевого» был полностью расформирован.
Валерий Саблин был приговорен к расстрелу. 3 августа 1976 приговор был приведен в исполнение. Помощник Саблина по мятежу на «Сторожевом» старший матрос Александр Шеин был осужден на 8 лет лишения свободы. Остальные 6 офицеров и 11 мичманов, проходивших по делу событий 8-9 ноября 1975 на БПК «Сторожевом», были оправданы.

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...