Лучшие подводники второй мировой. Подводный флот в годы второй мировой войны

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие были очень мощными, поскольку лично Адольф Гитлер считал их наиболее важным оружием и уделял немалое внимание развитию этой промышленности, им не удалось нанести противникам урона, который бы значительно повлиял на ход войны. Почему так произошло? Кто стоит у истоков создания подводной армии? Были ли на самом деле германские подводные лодки Второй мировой войны столь непобедимыми? Почему такие предусмотрительные нацисты так и не смогли одолеть Красную армию? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в обзоре.

Общая информация

В совокупности вся техника, стоявшая на вооружении Третьего рейха в течение Второй мировой войны, носила название «Кригсмарине», а подводные лодки составляли значительную часть арсенала. В отдельную отрасль подводное оборудование перешло 1 ноября 1934, а расформирован флот был уже после того как война окончилась, т. е. просуществовав менее десятка лет. За столь короткий промежуток времени немецкие подводные лодки Второй мировой войны принесли немало страха в души своих противников, оставив свой огромный след на кровавых страницах истории Третьего рейха. Тысячи погибших, сотки потопленных кораблей, все это осталось на совести выживших нацистов и их подчиненных.

Главнокомандующий Кригсмарине

Во времена Второй мировой войны у руля Кригсмарине стоял один из самых известных нацистов - Карл Дениц. Немецкие во Второй мировой войне сыграли, безусловно, важную роль, но без этого человека этого бы не произошло. Он лично занимался созданием планов по атаке противников, участвовал в атаках на множество кораблей и добился успехов на этой стезе, за что и был награжден и - одной из самых значительных наград нацистской Германии. Дениц был почитателем Гитлера и являлся его преемником, что немало ему навредило во время Нюрнбергского процесса, ведь после смерти фюрера он считался главнокомандующим Третьего рейха.

Технические характеристики

Несложно догадаться, что за состояние подводной армии отвечал Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне, фото которых доказывают их мощь, обладали впечатляющими параметрами.

В общем, на вооружении Кригсмарине стоял 21 вид подлодок. Они обладали такими характеристиками:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Это доказывает, что немецкие подводные лодки Второй мировой войны были не просто мощными, они были наиболее мощными среди вооружения стран, воевавших с Германией.

Состав Кригсмарине

К военным лодкам флота Германии относилось 1154 субмарины. Примечательно, что вплоть до сентября 1939 года подводных лодок было всего 57 штук, остальные были построены специально для участия в войне. Некоторые из них являлись трофейными. Так, насчитывалось 5 голландских, 4 итальянских, 2 норвежских и по одной английской и французской субмарин. Все они также находились на вооружении Третьего рейха.

Достижения ВМФ

Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.

На протяжении всей Второй мировой войны удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.

План Z

Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия. Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Результаты деятельности Кригсмарине

Подводные лодки Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.

Английский адмирал сэр Эндрю Каннингхэм говорил: «Флоту нужно три года, чтобы построить корабль. Потребуется триста лет, чтобы создать традицию». Немецкий флот, противник англичан на море в годы обеих мировых войн, был очень молод и не имел такого количества времени, однако немецкие моряки старались создавать свои традиции в ускоренном варианте - например, используя преемственность поколений. Ярким примером подобной династии является семья генерал-адмирала Отто Шульце.

Отто Шульце (Otto Schultze) родился 11 мая 1884 года в Ольденбурге (Нижняя Саксония). Его карьера на флоте началась в 1900 году, когда в возрасте 16 лет Шульце был зачислен в списки кайзерлихмарине кадетом. Завершив обучение и пройдя практику, Шульце в сентябре 1903 года получил чин лейтенанта цур зее – в это время он служил на броненосном крейсере «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich). Первую мировую войну Шульце встретил уже на борту дредноута «Кёниг» (SMS König) в звании капитан-лейтенанта. В мае 1915 года, соблазнившись перспективой службы на подводных лодках, Шульце перевёлся с линейного флота на подплав, прошёл курсы в школе подводников в Киле и получил под своё командование учебную субмарину U 4. Уже в конце того же года он был назначен командиром на строящуюся океанскую лодку U 63, которая вступила в строй немецкого флота 11 марта 1916 года.

Отто Шульце (1884–1966) и его средний сын Хайнц-Отто Шульце (1915–1943) - видно, что, кроме любви к морю, отец передал сыновьям и характерную внешность. Прозвище отца «Нос» досталось по наследству старшему сыну Вольфгангу Шульце

Решение стать подводником стало для Шульце судьбоносным, так как служба на подлодках дала ему куда больше в плане карьеры и известности, чем он мог бы достичь на надводных кораблях. За время командования U 63 (11.03.1916 – 27.08.1917 и 15.10.1917 – 24.12.1917) Шульце добился впечатляющих успехов, потопив британский крейсер «Фалмут» (HMS Falmouth) и 53 судна суммарным тоннажем 132 567 тонн, и заслуженно украсил свой мундир самой престижной наградой Германии – прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mérite).

Среди побед Шульце значится потопление экс-лайнера «Трансильвания» (Transylvania, 14348 тонн), который использовался британским Адмиралтейством во время войны как войсковой транспорт. Утром 4 мая 1917 года «Трансильвания», совершавшая переход из Марселя в Александрию в охранении двух японских эсминцев, была торпедирована U 63. Первая торпеда попала в середину судна, а спустя десять минут Шульце добил его второй торпедой. Потопление лайнера сопровождалось большим количеством жертв – «Трансильвания» была переполнена людьми. В тот день на её борту, помимо экипажа, находилось 2860 солдат, 200 офицеров и 60 человек медицинского персонала. На следующий день итальянский берег усеяли тела погибших – торпеды U 63 стали причиной смерти 412 человек.


Британский крейсер «Фалмут» был потоплен лодкой U 63 под командованием Отто Шульце 20 августа 1916 года. Перед этим корабль был повреждён другой немецкой лодкой U 66 и был взят на буксир. Этим объясняется небольшое количество жертв при потоплении - погибло всего 11 моряков

Покинув мостик U 63, Шульце до мая 1918 года возглавлял 1-ю флотилию лодок, базировавшуюся на Пола (Австро-Венгрия), совмещая эту должность со службой в штабе командующего всеми подводными силами на Средиземноморье. Конец войны подводный ас встретил в чине корветтен-капитана, став кавалером многих наград Германии, Австро-Венгрии и Турции.

В период между войнами он занимал различные штабные и командные должности, продолжая двигаться вверх по карьерной лестнице: в апреле 1925 года – фрегаттен-капитан, в январе 1928 года – капитан цур зее, в апреле 1931 года – контр-адмирал. На момент прихода Гитлера к власти Шульце был командующим Военно-морской станции Северного моря. Приход нацистов никак не отразился на его карьере – в октябре 1934 года Шульце стал вице-адмиралом, а спустя два года получил чин полного адмирала флота. В октябре 1937 года Шульце вышел в отставку, но с началом Второй мировой войны вновь вернулся на флот, и уже окончательно оставил службу 30 сентября 1942 года в звании генерал-адмирала. Войну ветеран благополучно пережил и скончался 22 января 1966 года в Гамбурге в возрасте 81 года.


Потопленный Отто Шульце океанский лайнер «Трансильвания» был новейшим судном, спущенным на воду в 1914 году

Подводный ас имел большую семью. В 1909 году он женился на Магде Рабен, в браке с которой родилось шестеро детей – три девочки и три мальчика. Из дочерей двухлетний возраст смогла преодолеть только младшая дочь Розмари, две её сестры скончались ещё в младенчестве. К сыновьям Шульце судьба была более благосклонна: Вольфганг, Хайнц-Отто и Рудольф, достигнув совершеннолетия, пошли по стопам отца, поступив на службу в ВМС и став подводниками. Вопреки русским сказкам, в которых традиционно «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак», способности сыновей адмирала Шульце распределились совсем по-другому.

Вольфганг Шульце

2 октября 1942 года американский противолодочный самолёт B-18 в 15 милях от побережья Французской Гвианы заметил в надводном положении подводную лодку. Первая же атака оказалось успешной, и лодка, которой оказалась U 512 (тип IXC), после взрыва сброшенных с самолёта бомб скрылась под водой, оставив на поверхности нефтяное пятно. Место, где субмарина легла на дно, оказалось неглубоким, что давало оставшимся в живых подводникам шанс на спасение – носовой глубиномер показывал 42 метра. Около 15 человек оказалось в носовом торпедном отсеке, который в таких ситуациях мог служить убежищем.


К началу Второй мировой войны основной американский бомбардировщик Дуглас B-18 «Боло» устарел и был вытеснен из бомбардировочных частей четырёхмоторным B-17. Однако для B-18 тоже нашлось занятие - более 100 машин оснастили поисковыми радарами и магнитно-аномальными детекторами и перевели на противолодочную службу. В этом качестве их служба была тоже недолгой, и потопленная U 512 стала одним из немногочисленных успехов «Боло».

Было принято решение выходить наружу через торпедные аппараты, но дыхательных аппаратов оказалось в два раза меньше, чем находившихся в отсеке людей. Кроме того, помещение стало заполняться хлором, который выделяли аккумуляторные батареи электрических торпед. В итоге на поверхность удалось подняться лишь одному подводнику – 24-летнему матросу Францу Махену (Franz Machen).

Экипаж кружившего над местом гибели лодки B-18 заметил спасшегося подводника и сбросил спасательный плот. Прежде чем его подобрал корабль ВМС США, Махен провёл на плоту десять суток. Во время своего «одиночного плавания» матрос подвергался нападению птиц, которые нанесли ему клювами существенные раны, но Махен дал отпор агрессорам, и два крылатых хищника были им пойманы. Разорвав тушки на части и высушив их на солнце, подводник питался птичьим мясом, несмотря на его противный вкус. 12 октября его обнаружил американский эсминец «Эллис». Впоследствии, находясь на допросе в отделе разведки флота США, Махен дал характеристику своему погибшему командиру.

«Согласно показаниям единственного спасшегося, команда подводного крейсера U 512 насчитывала 49 матросов и офицеров. Его командир капитан-лейтенант Вольфганг Шульце, сын адмирала и член семьи «Носа» Шульце, оставившей заметный след в германской военно-морской истории. Однако Вольфганг Шульце мало соответствовал своим знаменитым предкам. Он не пользовался любовью и уважением своего экипажа, который считал его самовлюблённым, несдержанным, некомпетентным человеком. Шульце пил запоем на борту и очень строго наказывал своих людей даже за самые незначительные нарушения дисциплины. Однако, помимо падения боевого духа у команды из-за постоянного и чрезмерного закручивания «гаек» командиром лодки, экипаж Шульце был недоволен его профессиональными навыками командира субмарины. Веря в то, что судьба уготовила ему стать вторым Прином, Шульце командовал лодкой с чрезвычайным безрассудством. Спасённый подводник заявил, что во время прохождения U 512 испытаний и учений Шульце был всегда склонен оставаться на поверхности во время учебных атак с воздуха, отражая нападения самолётов зенитным огнём, при этом он мог отдать приказ о погружении, не предупреждая своих артиллеристов, которые после ухода лодки под воду оставались в воде до тех пор пока Шульце не всплывал и не подбирал их».

Конечно, мнение одного человека может носить и слишком субъективный характер, но если Вольфганг Шульце (Wolfgang Schultze)соответствовал данной ему характеристике, то он очень сильно отличался от своего отца и брата Хайнца-Отто. Особо стоит отметить, что для Вольфганга это был первый боевой поход в качестве командира лодки, в котором он сумел потопить три судна суммарным тоннажем 20 619 тонн. Любопытно, что Вольфганг унаследовал прозвище своего отца, данное тому во время службы на флоте – «Нос» (нем. Nase). Происхождение прозвища становится очевидным при взгляде на фото – старый подводный ас имел большой и выразительный нос.

Хайнц-Отто Шульце

Если кем по-настоящему и мог гордиться отец семейства Шульце – так это своим средним сыном Хайнцем-Отто (Heinz-Otto Schultze). Тот пришёл на флот на четыре года позже старшего Вольфганга, но сумел добиться гораздо больших успехов, сравнимых с достижениями отца.

Одной из причин, почему так случилось, является история службы братьев до момента назначения командирами боевых субмарин. Вольфганг после получения звания лейтенанта в 1934 году служил на берегу и надводных кораблях – перед тем, как попасть на подплав в апреле 1940 года, он два года был офицером линейного крейсера «Гнейзенау» (Gneisenau). После восьми месяцев обучения и практики старший из братьев Шульце был назначен командиром на учебную лодку U 17, которой и командовал десять месяцев, после чего получил ту же должность на U 512. Исходя из того, что Вольфганг Шульце практически не обладал боевым опытом и презирал осторожность, его гибель в первом же походе вполне закономерна.


Хайнц-Отто Шульце вернулся из похода. Правее него командир флотилии и подводный ас Роберт-Рихард Цапп (Robert-Richard Zapp ), 1942 год

В отличие от своего старшего брата, Хайнц-Отто Шульце сознательно пошёл по стопам отца и, став лейтенантом флота в апреле 1937 года, сразу выбрал службу на подводных лодках. После окончания обучения в марте 1938 года он был назначен вахтенным офицером на лодку U 31 (тип VIIA), на которой и встретил начало Второй мировой войны. Лодкой командовал капитан-лейтенант Йоханнес Хабекост (Johannes Habekost), с которым Шульце совершил четыре боевых похода. В результате одного из них на минах, установленных U 31, подорвался и получил повреждения британский линкор «Нельсон» .

В январе 1940 года Хайнц-Отто Шульце был направлен на курсы командиров подлодок, после окончания которых командовал учебной U 4, затем стал первым командиром U 141, а в апреле 1941 года принял у верфи новенькую «семёрку» U 432 (тип VIIC). Получив под свою руку собственную лодку, Шульце в первом же походе показал прекрасный результат, потопив четыре судна на 10 778 тонн во время сражения группы лодок «Маркграф» с конвоем SC-42 9–14 сентября 1941 года. Командующий подводными силами Карл Дениц дал следующую характеристику действиям молодого командира U 432: «Командир добился успеха в своём первом походе, проявив настойчивость в атаке конвоя».

В дальнейшем Хайнц-Отто совершил ещё шесть боевых походов на U 432 и только один раз вернулся из моря без треугольных вымпелов на перископе, которыми немецкие подводники отмечали свои успехи. В июле 1942 года Дениц наградил Шульце Рыцарским крестом, посчитав, что он достиг отметки в 100 000 тонн. Это было не совсем верно: личный счёт командира U 432 составил 20 потопленных судов на 67 991 тонну, ещё два судна на 15 666 тонн были повреждены (по данным сайта http://uboat.net). Однако Хайц-Отто был на хорошем счету у командования, был смелым и решительным, при этом действовал расчётливо и хладнокровно, за что был прозван своими коллегами «Маска» (нем. Maske).


Последние мгновения U 849 под бомбами американского «Либерейтора» из морской эскадрильи VB-107

Определённо, при его награждении Деницем также был учтён и четвёртый поход U 432 в феврале 1942 года, которым Шульце подтвердил надежду командующего подводными силами, что лодки VII серии могут успешно действовать у восточного побережья США вместе с подводными крейсерами IX серии без дозаправки топливом. В том походе Шульце провёл в море 55 суток, потопив за это время пять судов на 25 107 тонн.

Однако, несмотря на явный талант подводника, второго сына адмирала Шульце постигла та же судьба, что и его старшего брата Вольфганга. Получив под командование новый подводный крейсер U 849 типа IXD2, Отто-Хайнц Шульце погиб вместе с лодкой в первом же походе. 25 ноября 1943 года точку в судьбе лодки и всего её экипажа у восточного побережья Африки своими бомбами поставил американский «Либерейтор».

Рудольф Шульце

Младший сын адмирала Шульце начал службу на флоте уже после начала войны, в декабре 1939 года, и о деталях его карьеры в кригсмарине известно не очень много. В феврале 1942 года Рудольф Шульце (Rudolf Schultze) был назначен на должность вахтенного офицера подлодки U 608 под командованием обер-лейтенанта цур зее Рольфа Штрукмайера (Rolf Struckmeier). На ней он совершил четыре боевых похода в Атлантику с результатом в четыре потопленных судна на 35 539 тонн.


Бывшая лодка Рудольфа Шульце U 2540 в экспозиции военно-морского музея в Бремерхафене, Бремен, Германия

В августе 1943 года Рудольф был направлен на курсы подготовки командиров подлодок и спустя месяц стал командиром учебной субмарины U 61. В конце 1944 года Рудольф был назначен командиром на новый «электробот» XXI серии U 2540, которым командовал до конца войны. Любопытно, что данная лодка была затоплена 4 мая 1945 года, но в 1957 году поднята, восстановлена и в 1960 году включена в состав ВМС ФРГ под названием «Вильгельм Бауэр». В 1984 году она была передана Немецкому морскому музею в Бремерхафене, где используется до сих пор как корабль-музей.

Рудольф Шульце единственный из братьев пережил войну и скончался в 2000 году в возрасте 78 лет.

Другие «подводные» династии

Стоит отметить, что семья Шульце не является исключением для немецкого флота и его подплава – истории известны и другие династии, когда сыновья шли по стопам отцов, сменяя их на мостиках подводных лодок.

Семейство Альбрехт (Albrecht) дало двух командиров подлодок в Первую мировую. Обер-лейтенант цур зее Вернер Альбрехт (Werner Albrecht) вёл подводный минный заградитель UC 10 в свой первый поход, который оказался для него и последним, когда 21 августа 1916 года минзаг был торпедирован британской лодкой E54. Выживших не было. Курт Альбрехт (Kurt Albrecht) последовательно командовал четырьмя лодками и повторил судьбу брата – погиб на U 32 вместе с экипажем северо-западнее Мальты 8 мая 1918 года от глубинных бомб британского шлюпа «Уоллфлауэр» (HMS Wallflower).


Уцелевшие моряки с потопленных британским фрегатом «Спрей» подводных лодок U 386 и U 406 сходят с борта корабля в Ливерпуле - для них война закончилась.

Во Второй мировой участвовали два командира подлодок из младшего поколения Альбрехтов. Рольф-Генрих-Фриц Альбрехт (Rolf Heinrich Fritz Albrecht), командир U 386 (тип VIIC), не добился никаких успехов, однако сумел пережить войну. 19 февраля 1944 года его лодка была потоплена в Северной Атлантике глубинными бомбами британского фрегата «Спрей» (HMS Spey). Часть экипажа лодки, включая командира, попала в плен. Командиру торпедовоза U 1062 (тип VIIF) Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) повезло гораздо меньше – он погиб 30 сентября 1944 года в Атлантике вместе с лодкой во время перехода из малайского Пенанга во Францию. Возле Кабо-Верде лодку атаковал глубинными бомбами и потопил американский эсминец «Фессенден» (USS Fessenden).

Семейство Франц (Franz) отметилось одним командиром подлодки в Первую мировую: капитан-лейтенант Адольф Франц (Adolf Franz) командовал лодками U 47 и U 152, благополучно дожив до окончания войны. Во Второй мировой участвовали ещё два командира лодок – обер-лейтенанты цур зее Йоханнес Франц (Johannes Franz), командир U 27 (тип VIIA), и Людвиг Франц (Ludwig Franz), командир U 362 (тип VIIC).

Первый из них за считанные дни после начала войны успел зарекомендовать себя агрессивным командиром со всеми задатками подводного аса, но удача быстро отвернулась от Йоханнеса Франца. Его лодка стала второй по счёту немецкой субмариной, потопленной во Второй мировой войне. Неудачно атаковав британские эсминцы «Форестер» (HMS Forester) и «Форчун» (HMS Fortune) к западу от Шотландии 20 сентября 1939 года, она из охотника сама стала добычей. Командир лодки вместе с экипажем провёл всю войну в плену.

Людвиг Франц интересен прежде всего тем, что был командиром одной из немецких лодок, ставших подтверждённой жертвой ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. Субмарина была потоплена глубинными бомбами советского тральщика Т-116 5 сентября 1944 года в Карском море вместе со всем экипажем, не успев добиться каких-либо успехов.


Броненосный крейсер «Дюпети-Туар» был торпедирован лодкой U 62 под командованием Эрнста Хасхагена вечером 7 августа 1918 года в районе Бреста. Корабль тонул медленно, что дало возможность экипажу организованно его покинуть - погибло лишь 13 моряков

Фамилия Хасхаген (Hashagen) в Первую мировую была представлена двумя удачливыми командирами подлодок. Хинрих Хасхаген (Hinrich Hermann Hashagen), командовавший U 48 и U 22, пережил войну, потопив 28 судов на 24 822 тонны. Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), командир UB 21 и U 62, добился поистине выдающихся успехов – 53 уничтоженных судна на 124 535 тонн и два военных корабля (французский броненосный крейсер «Дюпети-Туар» (Dupetit-Thouars) и британский шлюп «Тьюлип» (HMS Tulip)) и заслуженный «Голубой Макс», как называли Pour le Mérite, на шею. Оставил после себя книгу мемуаров под названием «U-Boote Westwarts!»

Во Вторую мировую войну обер-лейтенант цур зее Бертольд Хасхаген (Berthold Hashagen), командир подводного крейсера U 846 (тип IXC/40), был менее удачлив. Он погиб вместе с лодкой и экипажем в Бискайском заливе 4 мая 1944 года от бомб, сброшенных канадским «Веллингтоном».

Семейство Вальтер (Walther) дало флоту двух командиров подлодок в Первую мировую. Капитан-лейтенант Ганс Вальтер (Hans Walther), командир U 17 и U 52, потопил 39 судов на 84 791 тонну и три военных корабля – британский лёгкий крейсер «Ноттингем» (HMS Nottingham), французский броненосец «Сюффрен» (Suffren) и британскую субмарину C34. С 1917 года Ганс Вальтер командовал знаменитой Фландрской флотилией подводных лодок, в которой воевало множество немецких подводных асов Первой мировой, а закончил свою флотскую карьеру уже в кригсмарине в чине контр-адмирала.


Броненосец «Сюффрен» - жертва атаки подводной атаки лодки U 52 под командованием Ганса Вальтера 26 ноября 1916 года у побережья Португалии. После взрыва боезапаса корабль затонул за секунды, погибли все 648 человек экипажа.

Обер-лейтенант цур зее Франц Вальтер (Franz Walther), командир UB 21 и UB 75, потопил 20 судов (29 918 тонн). Погиб вместе со всей командой лодки UB 75 10 декабря 1917 года на минном заграждении у Скарборо (западное побережье Великобритании). Командовавший в конце Второй мировой лодкой U 59 лейтенант цур зее Герберт Вальтер (Herbert Walther) успехов не добился, но сумел дожить до капитуляции Германии.

Завершая рассказ о семейных династиях в немецком подводном флоте, хотелось бы еще раз отметить, что флот – прежде всего не корабли, а люди. Это касается не только немецкого флота, но будет справедливо звучать и в отношении военных моряков других стран.

Список источников и литературы

  1. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер.с нем. – Минск.: «Харвест», 2002
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 8. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.

Приложение II

Прославленные немецкие офицеры-подводники Второй мировой войны

Отто Кречмер окончил школу в Эксетере (Англия). 9 октября 1930 г. поступил на флот кадетом. 1 октября 1934 г. получил чин лейтенанта. Служил на учебном корабле «Ниоба» и легком крейсере «Эмден». В январе 1936 г. переведен в подводный флот. С ноября 1936 г. служил вахтенным офицером на U-35. В связи с гибелью командира в автокатастрофе с 31 июля 1937 г. Кречмер стал командиром U-35 и в этом качестве совершил плавание к берегам Испании (для поддержки войск Франко). 15 августа 1937 г. был назначен новый командир, и Кречмер еще полтора месяца, до 30 сентября, продолжал выполнять свои обязанности вахтенного офицера. 1 октября 1937 г. получил в командование лодку U-23, на которой совершил 8 походов.

12 января 1940 г. торпедировал танкер «Денмарк» (10 517 т), месяцем позже потопил эсминец «Даринг». 18 апреля 1940 г. назначен командиром подлодки U-99. В ночь на 4 ноября 1940 г. U-99 под командованием Кречмера потопила английские вспомогательные крейсера «Патроклус» (11 314 т), «Лаурентик» (18 724 т) и «Форфар» (16 402 т). 17 марта 1941 г. U-99 была обнаружена британским эсминцем «Уокер» и забросана глубинными бомбами. Когда лодка всплыла, эсминцы расстреляли ее, после чего Кречмер отдал приказ о затоплении лодки. Экипаж был взят в плен. Кречмер до конца войны находился в лагере для военнопленных Боуменвиль. 26 декабря 1941 г. Отто Кречмер был награждён Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями и Мечами. Награду ему передал комендант лагеря.

В 1955 г. Отто Кречмер поступил на службу в бундесмарине. С 1958 г. командующий амфибийными войсками ФРГ. В 1970 г. Кречмер вышел на пенсию в чине адмирала флотилии. Отто Кречмер умер 5 августа 1998 г. в баварском госпитале, куда попал после автокатастрофы.

Вольфганг Лют родился 15 октября 1913 г. в Риге. В апреле 1933 г. вступил в Кригсмарине. 30 декабря 1939 г. назначен командиром подлодки U-9. 27 января 1940 г. - командиром подлодки U-138, 21 октября 1940 г. - командиром подлодки U-43.

24 октября 1940 г. лейтенант-цур-зее Лют получил Рыцарский крест за то, что за 27 дней потопил 49 000 т. 9 мая 1942 г. назначен командиром подлодки U-181. К ноябрю 1943 г. он потопил 43 корабля (225 712 т) и 1 подлодку союзников, став вторым по результативности подводным асом Второй мировой войны, уступив только Отто Кречмеру. За свои успехи Вольфганг Лют стал первым из двух подводников, награжденных Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (второй награжденный - Альбрехт Бранди). В январе 1944 г. Лют назначен командующим учебной 22-й флотилией подводных лодок Кригсмарине. 1 августа 1944 г. ему присвоили звание капитан-цур-зее и назначили начальником военно-морского училища в Мюрвике, близ Фленсбурга, ставшего впоследствии резиденцией правительства Дёница.

Вольфганг Лют был застрелен немецким часовым 13 мая 1945 г., через 5 дней после окончания войны, но до того, как было арестовано правительство Дёница. Часовой был оправдан, поскольку Лют не ответил на троекратный вопрос «Стой, кто идет».

Он был похоронен во Фленсбурге со всеми воинскими почестями. Это были последние торжественные похороны в истории Третьего рейха.

Эрих Топп родился 2 июля 1914 г. в Ганновере (Нижняя Саксония) в семье инженера Йоханнеса Топпа. 8 апреля 1934 г. он вступил в рейхсмарине и 1 апреля 1937 г. был произведен в лейтенанты-цур-зее. С 18 апреля по 4 октября 1937 г. был адъютантом на борту легкого крейсера «Карлсруэ», который в июне 1937 г. во время испанской гражданской войны патрулировал испанское побережье.

Еще до начала Второй мировой войны Карл Дёниц убедил молодого офицера вступить в подводные силы Кригсмарине. В июне 1940 г. Топп получил командование над подводной лодкой U-57 типа II-C, на которой он в двух походах потопил 6 судов. При возвращении из боевого похода под Брунсбюттелем случилась авария. Норвежский сухогруз «Rona» врезался в освещенную в ночное время подводную лодку, и она затонула в течение нескольких секунд. Шесть моряков погибло.

В декабре 1940 г. Топп был назначен командиром подводной лодки U-552, принадлежащей к типу VII-C. На ней он совершил десять походов, в которых потопил 28 торговых судов и еще 4 повредил. 31 октября 1941 г. его лодка потопила американский эсминец «Рубен Джеймс», ставший первым потопленным американским кораблем во Второй мировой войне. В октябре 1942 г. Топп стал начальником 27-й подводной флотилии в Готенхафене. До конца войны он был командиром U-2513, «электролодки» класса XXI.

Всего Эрих Топп потопил 34 судна (около 200 000 брт), 1 эсминец и 1 военное вспомогательное судно. Таким образом, он стал третьим по результативности подводником Второй мировой войны, уступив Отто Кречмеру и Вольфгангу Люту.

С 20 мая по 17 августа 1945 г. Топп был военнопленным в Норвегии. 4 июня 1946 г. он начал обучаться архитектуре в Техническом университете Ганновера и закончил его в 1950 г., получив диплом с отличием.

3 марта 1958 г. он вновь вступил в военно-морские силы Германии. С 16 августа 1958 г. Топп служил офицером штаба в военном комитете НАТО в Вашингтоне. 1 ноября 1959 г. его произвели в капитаны-цур-зее, с 1 января 1962 г. он служил командующим десантных сил и одновременно, в течение одного месяца, был и. о. командующего подводных лодок. 1 октября 1963 г. он был назначен начальником штаба в командовании флотом, с 1 июля 1965 г. служил начальником подотдела в министерстве обороны ФРГ. После получения звания флотиллен-адмирала 15 ноября 1965 г. он стал заместителем инспектора ВМС. 21 декабря 1966 г. был произведен в контр-адмиралы. За его заслуги в восстановлении военно-морских сил и их интеграции в структуры НАТО он 19 сентября 1969 г. был награжден крестом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». 31 декабря 1969 г. ушел на пенсию. После ухода из бундесмарине Топп несколько лет работал консультантом, в том числе на верфи «Howaldtswerke-Deutsche Werft». Эрих Топп умер 26 декабря 2005 г. в возрасте 91 года.

Виктор Эрн родился на Кавказе в Кедабеке в семье немецкого колониста 21 октября 1907 г. В 1921 г. семья Эрна бежала в Германию.

1 октября 1927 г. поступил на флот кадетом. 1 октября 1929 г. произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Кёнигсберг» и «Карлсруэ». В июле 1935 г. одним из первых морских офицеров переведен в подводный флот.

С 18 января 1936 г. по 4 октября 1937 г. командовал подлодкой U-14, в июле-сентябре 1936 г. участвовал в военных действиях у берегов Испании. В 1939 г. окончил Военно-морскую академию и в августе 1939 г. зачислен в штаб Карла Дёница.

6 мая 1940 г. назначен командиром подлодки U-37, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 81 сутки).

В первом же походе в норвежские воды Эрн потопил 10 судов общим водоизмещением 41 207 брт и повредил 1 судно. Во втором походе Эрн записал на свой счет 7 судов (водоизмещением 28 439 брт), в третьем - еще 6 судов (28 210 брт). Всего за достаточно короткий период Эрн потопил 24 судна общим водоизмещением 104 842 брт и повредил 1 судно водоизмещением 9494 брт.

21 октября 1940 г. награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 26 октября вновь переведен 1-м офицером Адмирал-штаба в штаб командующего подводным флотом.

В ноябре 1941 г. он направлен на Средиземное море для осуществления координации деятельности подводных лодок, а в феврале 1942 г. назначен 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего подлодками на Средиземноморье.

В июле 1942 г. во время командировки в Северную Африку Эрн был тяжело ранен и взят в плен британскими войсками. После выздоровления помещен в лагерь для военнопленных в Египте, а в октябре 1943 г. был обменен на британских пленных и через Порт-Саид, Барселону и Марсель вернулся в Германию.

С 1943 г. 1-й офицер Адмирал-штаба в Оперативном отделе OKM. В мае 1945 г. интернирован британскими войсками. После освобождения работал в компании «Сименс», занимал высокие посты в Бонне. Умер 26 декабря 1997 г.

Ганс-Гюнтер Ланге родился 28 сентября 1916 г. в Ганновере. 1 сентября 1937 г. поступил на флот кадетом. 1 августа 1939 г. произведен в лейтенанты. Служил на миноносце «Ягуар».

1 сентября 1941 г. переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил поход в Средиземное море на подлодке U-431.

В июле 1942 г. переведен в 24-ю флотилию подводных лодок. 26 сентября 1942 г. назначен командиром подлодки U-711, на которой совершил 12 походов (проведя в море в общей сложности 304 суток). Основной зоной действий U-711 были воды Арктики, где Ланге действовал против союзнических конвоев. Осенью 1943 г. действовал в составе группы подлодок «Викинг», в марте - апреле 1944 г. - группы «Блитц», в апреле - мае 1944 г. - группы «Киль».

Трижды Ланге нападал на небольшие советские радиостанции, расположенные на островках Баренцева моря (Правды, Благополучия, Стерлигова). 23 августа 1944 г. Ланге атаковал советский линкор «Архангельск» (бывший английский «Ройял Соверен», временно переданный СССР) и советский эсминец «Зоркий», а через 3 дня был награжден Рыцарским крестом Железного креста.

21 сентября 1944 г. в составе группы «Гриф» принял участие в нападении на советский конвой VD-1 (4 транспорта, 5 тральщиков, 2 эсминца).

В марте - апреле 1945 г. участвовал в нападении на конвои JW-65 и JW-66.

4 мая 1945 г. лодка Ланге была потоплена у берегов Норвегии британской авиацией; 40 человек погибло, 12 человек, в том числе Ланге, были взяты в плен. В августе 1945 г. освобожден. В октябре 1957 г. поступил в ВМС ФРГ. Принимал участие в разработке новых видов подлодок, командовал 1-й подводной эскадрой.

С января 1964 г. - командующий подводным флотом, а затем занимал высокие штабные должности. В 1972 г. вышел в отставку.

Вернер Винтер родился 26 марта 1912 г. в Гамбурге. 9 октября 1930 г. поступил на флот кадетом. 1 октября 1934 г. произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Силезия» и легком крейсере «Эмден». В июле 1935 г. переведен в подводный флот.

С 1 октября 1937 г. по 3 октября 1939 г. командовал подлодкой U-22, на которой в самом начале войны совершил 2 похода (22 суток).

В ноябре 1939 г. переведен в штаб командующего подводными силами.

13 августа 1941 г. назначен командиром подлодки U-103, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 188 суток).

Всего за время военных действий Винтер потопил 15 судов общим водоизмещением 79 302 брт. С июля 1942 г. - командир 1-ой флотилии подводных лодок в Бресте (Франция). В августе 1944 г. сдался в плен войскам западных союзников, захватившим Брест. В ноябре 1947 г. освобожден. Некоторое время служил в ВМС ФРГ. В марте 1970 г. вышел в отставку в звании капитана-цур-зее. Умер 9 сентября 1972 г.

Генрих Леманн-Вилленброк знаменит как командир U-96, изображенной в романе «Das Boot» и одноименном фильме.

Генрих Леманн-Вилленброк родился в Бремене 11 декабря 1911 г. В 1931 г. в звании морского кадета вошел в состав рейхсмарине, где проходил службу на легком крейсере «Карлсруэ» и учебном паруснике «Хорст Вессель», пока в апреле 1939 г. не был переведен во флотилию подводных лодок. После службы вахтенным офицером на «каноэ» U-8 типа II-B получил звание капитан-лейтенанта и в декабре 1939 г. вступил в должность командира такой же малой U-5 типа II-A.

Первый поход, продлившийся 15 суток и закончившийся безрезультатно, Леманн-Вилленброк совершил во время операции «Хартмут» по вторжению германских войск в Норвегию. После возвращения из похода он получил под свое командование только что построенную среднюю лодку U-96 типа VII-C. После трехмесячной подготовки и обучения экипажа лодка U-96 под командованием Генриха Леманна-Вилленброка начала совершать боевые походы в Атлантику. Только за первые три похода были потоплены суда суммарным водоизмещением 125 580 брт. В марте 1942 г. Леманн-Вилленброк покинул U-96 и принял командование 9-й флотилией Кригсмарине, базировавшейся в Бресте. В марте 1943 г. получил звание корветтен-капитана. В сентябре 1944 г. принял командование U-256 и перевел ее в Берген. 1 декабря 1944 г. получил звание фрегаттен-капитана, тогда же, в декабре, принял командование над базировавшейся в Бергене 11-й флотилией подводных лодок Кригсмарине и пробыл на этом посту до окончания войны. После года, проведенного в лагере для военнопленных, Леманн-Вилленброк с мая 1946 г. занимался разделкой на металл затопленных в Рейне кораблей. В 1948 г. вместе с тремя товарищами построил парусник «Магеллан», после чего они вчетвером пересекли Атлантику и достигли Буэнос-Айреса, где приняли участие в регате.

Леманн-Вилленброк ходил капитаном на торговых судах. В марте 1959 г., в должности капитана транспорта «Инга Бастиан», Леманн-Вилленброк со своим экипажем спас 57 моряков с горящего бразильского судна «Комманданте Лира». В 1969 г. он стал капитаном единственного германского атомного корабля - исследовательского судна «Отто Ган» - и пробыл в этой должности более десяти лет.

За выдающуюся послевоенную службу он был в 1974 г. награжден Федеральным Крестом Почета на ленте. Долгие годы Леманн-Вилленброк был главой Общества подводников Бремена, его имя общество носит до сих пор.

В 1981 г. Вилленброк выступил в роли советника при съемках фильма «Das Boot» о походе своей U-96. Впоследствии вернулся в родной Бремен, где и умер 18 апреля 1986 г. в возрасте 74 лет.

Вернер Хартенштайн родился 24 февраля 1908 г., в Плауэне. 1 апреля 1928 г. вступил в рейхсмарине. После обучения на разных кораблях, в том числе «Ниобе» и легком крейсере «Эмден», служил на легком крейсере «Карлсруэ», с сентября 1939 г. по март 1941 г. командовал торпедным катером «Ягуар». В апреле 1941 г. вступил в подводные силы и в сентябре получил в командование U-156. С января 1942 г. по январь 1943 г. выполнил пять боевых походов и потопил около 114 000 брт тоннажа противника.

12 сентября 1942 г. у берегов Западной Африки атаковал британский транспорт «Лакония» (19 695 брт). На судне находилось более 2741 человек, среди них 1809 итальянских военнопленных. После потопления корабля началась спасательная операция, в которой принимала участие также U-507, которая находилась поблизости. Лодка Хартенштайна взяла на буксир несколько спасательных шлюпок и приняла много потерпевших на борт. Несмотря на хорошо видные флаги с Красным крестом лодка подверглась бомбардировке американских самолетов и была сильно повреждена. Несколько спасенных при этом погибло.

Эта бомбовая атака привела к тому, что Карл Дёниц 17 сентября 1942 г. издал так называемый «приказ Лакония», которым немецким военным кораблям запрещалось предпринимать любые действия по спасению людей с потопленных судов.

В середине января 1943 г. Хартенштайн отправился в последний боевой поход. 8 марта 1943 г. восточнее Барбадоса его лодка со всем экипажем была потоплена американским гидросамолетом «Каталина».

Хорст фон Шрётер родился 10 июня 1919 г. в Биберштейне (Саксония). 28 июня 1938 г. поступил на флот кадетом. 1 мая 1940 г. произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Шарнхорст», на котором участвовал в военных действиях в первые месяцы войны.

В мае 1940 г. переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил 6 походов на подлодке U-123, которой командовал Рейнхард Хардеген. 1 августа 1942 г. назначен командиром подлодки U-123, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 343 суток).

1 июня 1944 г. награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 17 июня сдал подлодку. 31 августа 1944 г. получил в командование подлодку U-2506 (дислоцированную в Бергене, Норвегия), но участия в военных действиях уже не принимал.

Всего за время военных действий Шрётер потопил 7 судов общим водоизмещением 32 240 брт и повредил 1 судно водоизмещением 7068 брт.

В 1956 г. поступил в ВМС ФРГ, в 1976–1979 гг. - командующий ВМС НАТО на Балтике. В 1979 г. вышел в отставку в звании вице-адмирала (это было высшее звание, какое мог получить подводник в ВМС ФРГ). Умер 25 июля 2006 г.

Карл Флейге родился 5 сентября 1905 г. В октябре 1924 г. поступил на службу в ВМФ матросом. Служил на миноносцах, крейсерах и учебном корабле «Горх Фок».

В октябре 1937 г. переведен в подводный флот и в мае 1938 г. назначен на U-20, которой командовал Карл-Гейнц Мёле. После того как Мёле получил в июне 1940 г. U-123, он взял с собой Флейге.

В августе 1941 г. Флейге переведен в береговые части 5-й флотилии в Киле (командиром флотилии стал все тот же Мёле). 1 апреля 1942 г. произведен в лейтенанты.

3 декабря 1942 г. назначен командиром подлодки U-18 (тип II-B) в Черном море, на которой совершил 7 походов (проведя в море в общей сложности 206 суток).

Особый успех принесли Флейге военные действия против советских конвоев в Черном море.

18 июля 1944 г. награжден Рыцарским крестом Железного креста. В августе 1944 г. сдал командование и в декабре назначен инструктором 24-й флотилии и 1-й учебной подводной дивизии.

Всего за время военных действий Флейге потопил 1 судно и повредил 2 судна водоизмещением 7801 брт.

В приложении II использованы материалы из книги Митчем С., Мюллер Дж. «Командиры Третьего рейха», сайтов: www.uboat.net, www.hrono.ru, www.u-35.com.

Из книги Воспоминания дипломата автора Новиков Николай Васильевич

3. Начало второй мировой войны 21 июня 1939 года, на другой день после моего вступления в должность заведующего Ближневосточным отделом, я по приглашению турецкого посла З. Апайдына и его супруги был на приеме в турецком посольстве. Прием этот именовался «пятичасовым чаем»,

Из книги В бурях нашего века. Записки разведчика-антифашиста автора Кегель Герхард

Начало второй мировой войны перенесено на неделю 1 сентября 1939 года военным нападением на Польшу была начата большая война. В течение недели между 26 августа и 1 сентября английское и французское правительства предприняли попытку добиться какого-то решения на основе

Из книги Беседы у камина автора Рузвельт Франклин

Начало страшной второй мировой войны Объявления войны не было. Вопреки правде, Гитлер без зазрения совести утверждал, что первыми открыли огонь поляки, а он, Гитлер, лишь ответил на него. Чтобы этому поверили, по его приказу инсценировали пресловутое «нападение на

Из книги Спецоперации Второй мировой автора Пекалкевич Януш

В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939–1945 гг.) Начало Второй мировой войны 3 сентября 1939 года Укрепление национальной безопасности 26 мая 1940 года О военной угрозе США и помощи странам – жертвам агрессии 29 декабря 1940 года Объявление чрезвычайного положения 27 мая 1941 года Об отпоре

Из книги Немецкие подводные лодки во второй мировой войне автора Дёниц Карл

Начало Второй мировой войны Вторжение гитлеровских войск в Польшу привело к началу мировой войны. Великобритания с ее доминионами и Франция объявили войну Германии.Как быть Соединенным Штатам? Англия и Франция нуждаются в военной и материальной помощи.В «Беседе»

Из книги Танковые сражения войск СС автора Фей Вилли

Януш Пекалкевич Спецоперации Второй мировой войны

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе автора Шварц Соломон Меерович

Фон Дёниц Карл Немецкие подводные лодки во второй мировой войне Сокращенный перевод с немецкого под общей редакцией и с предисловием адмирала Алафузова В.А. В переводе принимали участие: Белоус В.Н., Искрицкая Л.И., Кризенталь И.Ф., Неподаев Ю.А., Пономарев А.П., Розенфельд

Из книги Воспоминания советского дипломата (1925-1945 годы) автора Майский Иван Михайлович

Типы танков Второй Мировой войны Тактико-технические характеристики наиболее распространенных типов танков Второй мировой войныГермания:Pz-IIIJ (с длинноствольным орудием) Масса 23,3 т Длина 5,52 м Ширина 2,95 м Высота 2,51 м Бронирование 57 мм и 20 мм Мощность двигателя 300

Из книги Политическая биография Сталина. Том III (1939 – 1953). автора Капченко Николай Иванович

Антисемитизм в годы Второй мировой войны Влияние советско-германского пактаК началу 2-й мировой войны почва для широкого распространения антисемитизма в Советском Союзе была подготовлена. Заключенное в это время советско-германское соглашение чрезвычайно

Из книги Вся моя жизнь: стихотворения, воспоминания об отце автора Ратгауз Татьяна Даниловна

Часть шестая. Начало Второй Мировой войны

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

СССР и Финляндия накануне Второй Мировой войны В мои задачи не входит подробное описание событий советско-финской войны, к чему я не имел непосредственного отношения, однако был один личный момент, который заставлял меня с особым вниманием следить за всем, что на рубеже

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

7. Финал второй мировой войны: разгром Японии После завершения войны в Европе оставался единственный очаг агрессии и войны – Япония. Сталин в своей военно-политической стратегии исходил из того, что Советский Союз должен выполнить неукоснительно свои обязательства,

Из книги Преданные сражения автора Фрисснер Иоханес

Первый год второй мировой войны Пусть розовеют на каштанах почки И вновь весною бредит каждый куст, Мы не напишем для весны ни строчки, Весь дальний мир так напряжен и пуст. Еще спокойно дремлют, полустанки И теплый ветер шепчет о весне, А где-то с ревом выползают

Из книги автора

ГЕРМАНСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОДЛОДОК ТИПА XXI И XXIII)U-AЗаложена 10 февраля 1937 года, «Германиаверфт», Киль.Спущена на воду 20 сентября 1939 года, первый командир - капитан-лейтенант Ханс Кохауш. 9 боевых походов. 7 потопленных судов (40 706 брт). 1

Из книги автора

Начало Второй Мировой войны В 41-м году, когда мы вернулись в школу 1-го сентября, нам объявили, что школу берут под госпиталь и что учиться мы больше не будем. Все были как-то растеряны, никто не знал, что ждет всех впереди. Враг быстро наступал, учреждения эвакуировались,

Из книги автора

Типпельскирх K.. История Второй мировой войны

Бесстрастная статистика свидетельствует, что в ходе Второй мировой войны лучшими моряками-подводниками были подводники Германии. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн.тонн. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота. Соотношение потерь и побед, таким образом, составляло 1:4 в пользу германских подводных лодок. Советские подводники, конечно, такими успехами похвастаться не могли, но крупные неприятности врагу они все-таки доставили. Список немецких асов подводной войны, потопивших кораблей общим водоизмещением более 100 тысяч тонн: 1. Отто Кречмер - потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец, — 266629 тонн. 2. Вольфганг Лют - 43 корабля, в том числе 1 подводную лодку, — 225712 тонн (по другим данным, 47 кораблей — 228981 тонна). 3. Эрих Топп - 34 корабля, в том числе 1 американский эсминец, — 193684 тонны. 4. Герберт Шульце - 28 кораблей — 183432 тонны (на его счету первый из всех кораблей, официально потопленных немецкими подводными лодками, — транспорт "Bosnia" - потоплен 5 сентября 1939 года). 5. Генрих Леманн-Вилленброк - 25 кораблей — 183253 тонны. 6. Карл-Фридрих Мертен - 29 кораблей — 180869 тонн. 7. Генрих Либе - 31 корабль — 167886 тонн. 8. Гюнтер Прин - 30 кораблей, в том числе английский линкор "Royal Oak", потопленный им 14 октября 1939 года на рейде в главной военно-морской базе британского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах, — 164953 тонны. Гюнтер Прин стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Погиб выдающийся подводник Третьего Рейха очень рано — 8 марта 1941 года (при атаке конвоя, следовавшего из Ливерпуля в Галифакс). 9. Иоахим Шепке - 39 кораблей — 159130 тонн. 10. Георг Лассен - 26 кораблей — 156082 тонны. 11. Вернер Хенке - 24 корабля — 155714 тонн. 12. Йоган Мор - 27 кораблей, в том числе корвет и крейсер ПВО, — 129292 тонны. 13. Энгельберт Эндрас - 22 корабля, в том числе 2 крейсера, — 128879 тонн. 14. Рейнхардт Хардеген - 23 корабля — 119405 тонн. 15. Вернер Хартманн - 24 корабля — 115616 тонн.

Также достойны упоминания Альбрехт Бранди , потопивший минный заградитель и эсминец; Рейнхардт Зурен (95092 тонны), потопивший корвет; Фриц Южулиус Лемп (68607 тонн), повредивший английский линкор "Barham" и действительно потопивший первый корабль, из всех уничтоженных немецким подводным флотом, — пассажирский лайнер "Athenia" (это произошло 3 сентября 1939 года и не было тогда признано немецкой стороной); Отто Шухарт (80688 тонн), потопивший 17 сентября 1939 года английский авианосец "Courageous"; Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен , потопивший 25 ноября 1941 года английский линкор "Barham".

Только пять лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1 миллион 52 тысячи 710 тонн.

Для сравнения: советский подводный флот имел к 22 июня 1941-го года в боевом составе 212 подводных лодок (к этому нужно прибавить 54 построенные уже в ходе войны подводные лодки). Этими силами (267 ПЛ) было потоплено 157 боевых кораблей и транспортов противника - 462300 тонн (имеются в виду только подтвержденные данные).

Потери советского подводного флота составили 98 лодок (разумеется, без учета 4 подводных лодок, потерянных Тихоокеанским флотом). В 1941 году — 34, в 1942 — 35, в 1943 — 19, в 1944 — 9, в 1945 — 1. Соотношение потерь и побед — 1:1,6 в пользу подводных лодок.

Лучший подводник Cоветского ВМФ Александр Иванович Маринеско потопил 4 пассажирских и торговых транспорта общим водоизмещением 42507 тонн:

30 января 1945 года — пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" - 25484 тонны (на подводной лодке С-13); 10 февраля 1945 года — крупный транспортный корабль "Генерал фон Штойбен" - 14660 тонн (на С-13); 14 августа 1942 года — транспортный корабль "Хелене" - 1800 тонн (на М-96); 9 октября 1944 года — небольшой транспорт "Зигфрид" - 563 тонны (на С-13).

За уничтожение лайнера "Вильгельм Густлов" Александр Маринеско "удостоился чести" попасть в список личных врагов фюрера и Германии.

На затонувшем лайнере погибли 3700 унтер-офицеров — выпускников школы подводного плавания, 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров РСХА, батальон вспомогательной службы Данцигского порта из войск СС численностью 300 человек, а всего около 8000 человек (!!!).

Как и после капитуляции 6-й армии генерал-фельмаршала Паулюса в Сталинграде в Германии был объявлен траур, а исполнение планов Гитлера продолжить тотальную подводную войну было серьезно затруднено.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка С-13 - ордена Красного Знамени.

Сам же легендарный подводник, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Вне всякого сомнения, Александр Маринеско заслужил, чтобы ему поставили памятники не только в России, но и в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Его подвиг спас жизни многих тысяч английских и американских моряков и приблизил час Великой Победы.

Капитан 3 ранга Александр Маринеско возглавляет список советских асов-подводников не по числу уничтоженных кораблей противника, а по сумме их водоизмещения и по размерам ущерба, нанесенного военному потенциалу Германии. Вслед за ним идут следующие наиболее удачливые подводники:

2. Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир ПЛ М-171, К-1, Северный флот) — 14 кораблей; 3. Иван Травкин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) — 13 кораблей; 4. Николай Лунин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-421, К-21, Северный флот) — 13 кораблей; 5. Магомед Гаджиев (капитан 2 ранга, командир дивизиона ПЛ, Северный флот) — 10 кораблей; 6. Григорий Щедрин (капитан 2 ранга, командир ПЛ С-56, Северный флот) — 9 кораблей; 7. Самуил Богорад (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-310, Балтийский флот) — 7 кораблей; 8. Михаил Калинин (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-307, Балтийский флот) — 6 кораблей; 9. Николай Мохов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-317, Балтийский флот) — 5 кораблей; 10. Евгений Осипов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-407, Балтийский флот) — 5 кораблей.

В ВМС Соединенных Штатов Америки наибольшего успеха добились экипажи подводной лодки "Тотог" - она потопила 26 боевых кораблей и транспортов противника. По водоизмещению же лучший результат принадлежит экипажу ПЛ "Флэшер" - 100231 тонна. Но самым знаменитым подводником США в годы второй мировой войны стал Джозеф Инрайт .

NewsInfo по материалам сайта "Российский подводный флот"

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....