Проблемы стресса в современном обществе. Проблемы депрессий в современном мире

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М.: Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007. - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б., Канаркевич О.С., Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Российский Государственный Социальный Университет

Кафедра ….

ЭССЕ

На тему: « Стресс и современный человек»

Преподаватель:

Москва 2010 г.

Как пишет доктор медицинских наук В.А. Бодров, наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Термин «стресс», по словам автора, объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами и т.д.

Стресс – это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям. Эта реакция в первую очередь отражается на психосоматике человека. Чем сильнее стресс, тем ярче проявляется психосоматика.

В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.

Откуда же берется стресс? Итак, мы попадаем в трудную ситуацию. Наш организм мобилизуется и приводит в боевую готовность все системы. Такая ситуация возникает, например, тогда, когда возникает реальная угроза жизни. Но в нашей жизни достаточно ситуаций, не несущих заведомо плохой исход, но приносящих трудности. И в таких ситуациях наш организм так же мобилизуется. Как только мозг воспринимает сигнал об опасности, начинается выработка таких гормонов, как адреналин и кортизол. И наша нервная система без согласия нашего сознания рассылает по нашему телу призыв о необходимости приготовиться к действиям в чрезвычайной ситуации. И в результате мы чувствуем напряжение. Итак, в нашем организме происходят следующие изменения: усиливается потоотделение, повышается свертываемость крови и кровяное давление, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, возрастает бдительность, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, сокращаются сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки, кровь приливает к мышцам, мышцы напрягаются.

Жизнь человека - это постоянный стресс, а каждый день - непрерывная борьба за выживание. Так было с незапамятных времен. Прошли тысячелетия, но ничего не изменилось. Плоды научно-технического прогресса, которые, казалось, должны были облегчить человеку существование, стали причиной неблагополучной экологической ситуации, природных катаклизмов, экономических и военных катастроф.

Люди вынуждены менять места жительства, отказываясь от привычных климатических условий, налаженного быта, обрывая дорогие родственные узы и в течение многих лет складывавшиеся дружеские связи. А результат, как правило, плачевный: постоянные физические и психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее подвержены такому перенапряжению жители мегаполисов. И действительно, работая в таком режиме, когда абсолютно нет времени на продумывание ходов, теряя драгоценное время в дорожных пробках, вкушая прелести общественного транспорта, решая повседневные домашние проблемы, люди в конце концов лишаются вкуса к жизни. Каждое утро человек предпринимает отчаянную попытку просто пережить очередной день. В стремлении жить лучше, решить материальные проблемы он работает на пределе своих возможностей (сверхурочно и в выходные дни), совершает командировки (сопровождающиеся сменой часовых поясов), лишая себя полноценного отдыха. При этом стресс испытывают и люди, уже достигшие определенного материального благополучия. Ведь они все равно продолжают напряженно работать, но уже для того, чтобы сохранить и преумножить достигнутые результаты.

В конце концов, накапливаются раздражение и усталость. Человек вымещает дурное настроение на окружающих, и, к сожалению, больше всех страдают самые близкие и родные люди. В такой ситуации семейные конфликты неизбежны. Возникает “порочный” круг, разорвать который с каждым днем становится все труднее. Жизнь напоминает бег с препятствиями, и в ней почти не остается места для теплых человеческих взаимоотношений, наполненных радостью, добротой и любовью.

Люди начинают уставать настолько, что сил не остается даже на то, чтобы в выходной день погулять с детьми, позаниматься спортом. Дисгармония семейных и сексуальных отношений, отвратительные экологические условия, стрессы приводят к нарушению гибкого, но чрезвычайно хрупкого равновесия нервной и иммунной систем, а на фоне их истощения легко возникают различные заболевания и патологические синдромы.

Врачами и учеными установлено, что стресс является главным фактором большинства основных болезней в современном мире, включая четыре ведущих причины смертности:

· ИНФАРКТ МИОКАРДА

· РАК

· ИНСУЛЬТ

· САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

С начала ХХ столетия инфаркт, превратился в проблему мирового масштаба. Эта проблема наиболее ощутима в развитых странах, статистика сердечно-сосудистых заболеваний растёт чуть ли не прямо пропорционально росту валового национального продукта.

В перспективе это выглядит так: половина каждого мужчины и каждая третья женщина в России будет страдать сердечной болезнью, так же как треть населения будет страдать раком.

Несмотря на это некоторые люди относятся к этой теме как к абстракции, но есть и те, кто действительно понимает важность и влияние этого на нашу жизнь.

Борьба со стрессомв современно мире становится одной из важнейших проблем. Если животное расходует повышенный уровень гормонов в крови «разряжаясь» в битве за добычу или, спасаясь бегством, то человек, в силу свой высокой организации, не может себе позволить наброситься на начальника с кулаками. Отсюда естественная потребность организма – избавиться от стресса, снять стресс.

Многие стараются снять напряжение и усталость с помощью курения или алкоголя, но с самого начала эти попытки обречены на неудачу. Малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, обедненное витаминами, вредная привычка питаться полуфабрикатами и фаст-фудами, вызванная дефицитом времени, неизбежно вызывают не только проблемы со здоровьем, но и ухудшают внешний вид. А это еще один дополнительный стрессовый фактор, особенно для женщин.
Итак, просто расслабиться. На первый взгляд - что же может быть проще. Но вы вряд ли сможете сделать это. Расслабиться полностью – это значит отключиться от внешнего мира (убрать привычный звук телевизора или CDпроигрывателя), уйти от своих мыслей, и просто оказаться наедине с самым близким человеком – с самим собой.

Но, на удивление – для многих этот достаточно простой эксперимент закончится полным фиаско – через несколько минут ум принимается за привычную мысленную жвачку и начинает пережевывать события дня прошедшего (то чего уже нет) или строить планы на завтрашний день (то чего еще нет). Что дальше? Скорее всего, станет скучно, и рука привычно потянется к вечерней газете или телевизионному пульту, и в следующую секунду человек окажется где угодно, но только не "здесь и сейчас". Продолжится вечное бегство от самого себя. Только куда?

Рассмотрение основных причин возникновения стресса. Исследование симптомов, с которыми проявляется состояние стресса. Установление влияния стресса на здоровье. Определение основных способов борьбы со стрессом. Анализ психоэмоционального перенапряжения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стресс -- главная проблема современного мира!

По статистическим данным 3/4 населения страны постоянно испытывают стресс, а остальная 1/4 часть -- находится в сильном стрессовом состоянии. Небольших стрессов, возникающих в течении дня не избежать, но они не могут нанести большого вреда или снизить работоспособность.

Чрезмерный стресс негативно сказывается на здоровье человека. Во врачебной практике, его механизмы определяются как неблагоприятная физиологическая и психоэмоциональная реакция организма, на внешние экстремальные факторы, которые воспринимаются как угроза его привычному образу жизни, благополучию.

Основные причины возникновения стресса:

Большие эмоциональные нагрузки, которые мы испытываем каждый день, негативная информация, напряженная обстановка на работе, могут вызвать ощущение дискомфорта. Их влияние на организм человека выражается в постоянном нервном напряжении, которое в свою очередь вызовет -- депрессию или агрессивное состояние, фрустрацию. Реакция на стресс у каждого человека разная, но при этом каждый из нас в этот момент чувствует себя подавленным и несчастным. И связаны причины стресса могут быть с конкретными людьми, которые пытаются управлять вами, давить на вас, таким образом пытаясь поднять свою самооценку, рутинной ненавистной работой, постоянными ссорами с родственниками, которых не устраивает ваш образ жизни.

Если ситуация, в которую вы попали, «отравляет» вам жизнь, психолог может посоветовать даже решиться на кардинальные перемены -- поменять работу, разъехаться с семьей, или уйти от человека, решить проблемы с которым не удается. Постоянные нагрузки на нервную систему могут не только мешать полноценной жизни, но и вызвать ряд как психических, так и физических заболеваний, которые еще больше осложнят жизнь.

Виды стресса и их классификация

Слишком быстрый ритм жизни первая и главная причина стресса, бороться с которой бывает очень сложно. Мы сами загружаем себя ежедневно массой дел, получаем слишком много информации, которая также ведет к эмоциональным перегрузкам, и считаем, что отдохнуть мы всегда успеем. Но платой за такое пренебрежительное отношение к себе становится -- хроническая усталость, бессонница и раздражение. Некоторые люди говорят при этом, что им кажется будто жизнь проходит мимо них. Их уже ничего не радует, сон не приносит отдыха и нет ни сил, ни желания, что-то делать или менять.

Состояние стресса проявляется такими симптомами:

даже самое небольшое затруднение, вызывает неадекватную реакцию;

настроение часто меняется, а повышенная возбудимость сопровождается или раздражением, или смехом без причины, который заканчивается слезами;

активность или работоспособность снижается и человек не в состоянии справиться с ежедневными делами, делая все меньше и через силу;

поведение становится не контролируемым и человек часто спорит, становится очень критичным;

вкусовые предпочтения меняются;

нарушается сон и аппетит, который или снижается или становится чрезмерным;

появляется тяга в алкоголю, чувство жалости к себе, уныние и хандра;

теряется контроль над ситуацией и происходят нарушения в работе половой функции;

ослабляется работа иммунной системы и человек часто болеет;

в желудке появляются боли;

часто болит голова;

может проявиться язвенная болезнь;

все симптомы объясняются сложной ситуацией, которую невозможно решить и не предпринимаются никакие попытки к изменениям.

Эустресс -- классифицируется как эмоциональное состояние, вызванное положительными эмоциями, новыми и интересными планами, желанием взять «новую высоту» в работе, изменениями в личной жизни, и предвкушением чего-то хорошего! Он мобилизует все силы человека, помогает быстрее решать поставленные задачи и характеризуется, как «бодрость или реакция пробуждения». Такие выбросы адреналина повышают эффективность жизни, увеличивают удовольствие от нее и поддерживают нас!

В противовес ему -- дистресс, негативно воздействует на человека и стресс этого типа бывает таких классификаций: нервный, кратковременный или хронический, психологический или физиологический. Такой вид стресса может быть как внезапным, вызванным серьезной ситуацией опасности, угрозы или потери или «накопительным», при постоянном негативном воздействии.

Нервный вид стресса -- это реакция организма на чрезмерное или постоянное состояние нервного напряжения. И здесь, большое значение имеет особенность нервной системы человека, его склонность к неврозам, повышенной тревожности.

Кратковременный стресс вызывается инстинктом самосохранения, в случаях, когда возникает опасность для здоровья или жизни. Проходит он так же быстро, и не несет никаких угроз.

Хронический дистресс считается одним из самых опасных. Человек привыкает к постоянным нагрузкам на нервную систему и не обращает на свое состояние внимания, считая что к нему у него произошла адаптация. Но любое слово или действие, которое его может задеть, приводят у нервному срыву, затяжной депрессии и даже к суициду.

Психологический стресс всегда связан с эмоциями и его причина может быть как реальной, так и иллюзорной. Даже если причин для стресса нет, он может проявится в виде сильным эмоций, и переживаний.

Физиологический стресс вызывают внешние факторы -- сильный холод или жара, диета, голод или жажда. Многие женщины, которые сидят на диетах, часто не осознают, какому стрессу они подвергают свой организм и какой вред себе причиняют, так как при выходе их диеты, организму прошедшему через стресс, приходится пройти период адаптации, чтобы снова работать в привычном режиме.

Некоторые люди не любят скуки и получают удовольствие от чувства опасности, при вождении автомобиля на высокой скорости, прыжков с парашютом, или прогулки на яхте в штормовую погоду. Но вещи и ситуации, приятные одним людям, совершенно неприемлемы для других.

Во многом, корни проблем и плохой адаптации человека в социальной среде, находятся в традициях семье, особенностях воспитания. Ведь в некоторых семьях родители ребенка могут считать, что выставлять свои эмоции напоказ -- неприлично, а в других -- это способ, с помощью которого проводится манипуляция другими людьми. В одной семье -- даже проверка уроков и попреки, могут вызвать невротическое состояние у ребенка, а в другой, несмотря на трудности, он всегда получит поддержку родных. Уровень стрессоустойчивости закладывается в человеке с самого детства. Влияние стресса на здоровье человека

Психоэмоциональное перенапряжение, у человека с какими либо заболеваниями, может спровоцировать их резкое обострение. И у пациента с гипертонией, вызвать гипертонический криз и привести к осложнениям, удару или инсульту. Сердечные и сосудистые болезни и их неблагоприятный исход, могут быть вызваны агрессивностью, депрессией, напряженной обстановкой на работе и дома, повышенной требовательностью других людей к человеку или даже к самому себе, отсутствием материального и морального вознаграждения. Многие считают, что все болезни вызываются стрессом. И еще древнегреческий философ Сократ отметил: «Нет такой болезни тела, которая была бы отдельно от души». Многие проблемы, на которые жалуются пациенты, почти на 90% связаны с пережитым стрессом. Он может вызвать самые разные заболевания, начиная от мигрени и бессонницы, до повышенного артериального давления, инфаркта и инсульта. Сильный нервный стресс, в течении нескольких дней приводит к образованию язвы желудка! Также он может привести не только к физическим, но и психоэмоциональным проблемам -- неврозам и нервным срывам, упадку сил и эмоциональной неустойчивости, нарушению памяти, болям самой разной локализации. Страдающие стрессом люди, часто болеют, простуживаются и иммунитет у них всегда ослаблен. Может он стать и причиной аллергии, кожных заболеваний.

По исследованиям ученым, было установлено, что во время стресса происходит активизация работы центральной нервной системы, которая в свою очередь дает сигнал и гипофизу, щитовидной железе и надпочечникам начать вырабатывать гормоны в усиленном режиме. Большое количество гормонов, при невысокой подвижности, циркулируя в крови оказывают негативное влияние и на внутренние органы и на нервную систему. А это приводит к сильному сердцебиению, сужению сосудов, нарушению кровообращения. Был отмечен и тот факт, что у людей, живущих в постоянном стрессе и подавленности, снижен уровень лейкоцитов -- главных защитников организма!

Способы борьбы со стрессом

Влияние стресса на здоровье -- это серьезная причина задуматься о том, как научиться узнавать опасность таких ситуаций, и научиться правильно реагировать на них. И если вы часто стали ощущать напряжение, фрустрацию, злость, или раздражение, вызванное сложными отношениями в семье, визитом родственника, или переездом, то в первую очередь стоит задуматься, можете ли вы изменить ситуацию или посмотреть на нее с другой стороны? Перечень проблем, связанных со стрессом может быть огромным. Как справиться со стрессом? Избавиться от него невозможно, как и от его влияния. Поэтому психотерапевты советуют задействовать все силы организма, применяя такие способы выхода из ситуации, как:

ведение дневника, которые поможет проанализировать всю ситуацию, оценив все со стороны;

медитативные практики, аутотренинг, релаксацию;

арт-терапию -- рисование своих проблем, с последующим их уничтожением. психоэмоциональный перенапряжение стресс симптом

Таким образом мозг избавляется от лишних напряжений, эмоций и лишних тревог. Хорошим средство при стрессе будут и мануальная терапия, обливание холодной водой, гидромассаж и контрастный душ, физические упражнения, дыхательные упражнения, и конечно же -- улыбка! Улыбаясь, даже в самых сложных ситуациях, мы даем отдых своим мышцам, вызывая ощущение радости, и снижая гормон стресса! Такая терапия помогает даже в самых сложных случаях!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Характеристика понятия, разновидностей и форм проявления стресса. Ознакомление с содержанием теории стресса Ганса Селье. Определение факторы возникновения сильного нервного перенапряжения на рабочем месте; методы и способы борьбы с ним в организации.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Исследование проблемы психотравмирующего стресса и его последствий в психологии. Анализ причин возникновения и характеристика фаз развития стресса. Изучение методов психологической помощи в преодолении негативных последствий психотравмирующего стресса.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Исследование психофизиологических основ стресса. Группы стресса: клиническая ("адаптационный синдром"); событийная (физиологические стрессоры). Понятие фрустрации. Психологическая характеристика аффекта. Стресс и здоровье, психосоматические болезни.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

    лекция , добавлен 21.01.2011

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

В современном мире все подвержены стрессу и депрессии. А нынешняя молодежь наиболее резко относится ко многим вопросам и проблемам. На студентов сейчас обрушивается очень много информации, они много учатся. Кто-то не успевает осваивать программу, и из-за этого депрессирует, кто-то отлично разбирается в одном предмете, но ничего не понимает в другом. Также у студентов могут быть проблемы в семье, на работе, с друзьями. И все это сказывается на здоровье обучающихся.

В первый год студенческой жизни основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. Студенту необходимо адаптироваться на новом месте, к новым порядкам, его окружает новая среда и незнакомые ему люди. Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения. Некоторым трудно попрощаться с жизнью бесшабашного школьника, трудно осознать, что детство уже закончилось. И для них это тоже колоссальный стресс.

Другой причиной возникновения стресса в жизни студента может стать жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, отдаление от родителей. Сюда же можно отнести ограниченность финансов или неумение правильно распоряжаться ими.

Как известно, студенты ведут очень активный образ жизни. Основное время у студентов уходит на обучение в вузе, затем на подготовку домашнего задания, остальное время уходит на общение с друзьями и родственниками и на другие личные дела. В связи с этим еще одной причиной стресса у студентов можно назвать нерегулярное питание и недостаточное количество сна.

Среди других личностных факторов, влияющих на причины стресса у студентов можно выделить:

  • болезнь или смерть членов семьи (смерть близкого человека всегда трагична, даже смерть домашнего животного может вызвать стресс);
  • конфликты с одногруппниками и близкими людьми;
  • переезд;
  • проблемы в отношениях со второй половинкой;
  • проблемы со здоровьем (Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания).

Особое место в жизни студента занимает стресс, связанный с учебой в высшем учебном заведении. Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента.

К причинам учебного стресса можно отнести:

  • несданные вовремя и незащищенные практические, лабораторные работы;
  • не выполненные или выполненные неправильно задания;
  • большое количество пропусков по какому-либо предмету;
  • недостаточно полные знания по дисциплине;
  • плохая успеваемость по определенной дисциплине;
  • отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
  • возникновение конфликтных ситуаций с преподавателем;
  • отсутствие учебного материала;
  • неудовлетворенность полученной оценкой;
  • разочарование в выбранной профессии.

К наиболее резко выраженной форме учебного стресса можно отнести экзаменационный стресс – это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором.

Для снятия стресса многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».

Также к последствиям стресса можно отнести:

  • физический надлом;
  • подверженность несчастным случаям;
  • нервный срыв;
  • пониженная успеваемость;
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • головные боли от постоянного напряжения;
  • постоянное ощущение усталости;
  • потеря ориентации;
  • бессонница, потеря сна;
  • раздражительность;
  • частое ощущение подавленности;
  • постоянное ощущение перегруженности;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • нарушение социальных контактов, проблемы в общении;
  • учащенное сердцебиение, боли в сердце;
  • страх, тревога;
  • потеря уверенности, снижение самооценки;
  • апатия, депрессия.

Следовательно, можно сделать вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стресса в жизни студента. В свою очередь, стресс приводит к различным последствиям, негативно отражающимся на состоянии здоровья студентов.

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в новом месте, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс может оказывать на здоровье прямое и косвенное воздействие. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например тревожности или депрессии. Он может также вызывать физические заболевания, как легкие, так и тяжелые. Но реакции людей на стрессовые события существенно разные: у одних в ситуации стресса возникают серьезные психологические или физиологические проблемы, а другие в той же стрессовой ситуации не испытывают никаких проблем и воспринимают ее как интересную, находя в ней новые для себя задачи. Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Депрессия (от лат. – подавление, угнетение) – психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество его жизни (трудовую активность, личные отношения и т.д.). Зачастую депрессия возникает как ответная реакция на психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, увольнение с работы). Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей. Депрессия является одним из наиболее распространенных душевных расстройств. Необходимо знать, что депрессия во всех своих проявлениях – заболевание, которое необходимо лечить, иначе оно примет затяжное течение и приведет к инвалидности. Своевременное лечение в большинстве случаев приводит к полному выздоровлению.

Влияние депрессии на здоровье

  • Иммунитет: человеческий организм обладает хорошо налаженной системой сопротивления многим инфекциям и болезням. Депрессия снижает сопротивляемость организма и делает его подверженным возникновению заболеваний.
  • Костная система : депрессия способствует развитию остеопороза (ломкости костей).
  • Сердечно-сосудистая система : депрессия влияет на работу сердца и сосудов. Расстройство удваивает риск возникновения заболеваний данной системы.
  • Нервная система : по влиянию на память, концентрацию внимания и другие мыслительные процессы депрессия схожа со слабоумием. Она и способствует развитию слабоумия: область мозга, управляющая памятью, уменьшена в размерах у людей, страдающих хронической депрессией. Хроническая, невыявленная и неизлеченная депрессия со временем разрушает нейронные связи в головном мозге, что приводит к отмиранию нервных клеток.
  • Восприятие боли : переживающий депрессию ощущает невыразимую эмоциональную боль.

Депрессия влияет на функции всего тела. Например, изменение аппетита приводят к перееданию и появлению избыточного веса или же недоеданию и потере веса. Депрессия чревата сбоями в работе гормональной системы и многими другими физиологическими изменениями. Таким образом, коварство депрессии в том, что она поражает одновременно тело, ум и душу.

Спорт – лучшее лекарство от стресса. Занятия в спортзале способствуют улучшению кровообращения, снабжения мозга кислородом и повышают общий тонус. Среди способов избавиться от стресса спорт занимает почетное место.

  • фитнес и аэробика, а также танцы способствуют глубокому дыханию, снимают кислородное голодание, кроме того, общение в группе позволяет преодолеть уныние;
  • плавание прекрасно расслабляет, отвлекает от проблем, а вода оказывает дополнительный массирующий эффект;
  • командные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Они отвлекают от одиночества, позволяют повысить самооценку;
  • пробежки, лыжи и коньки. Огромный эффект дает сочетание свежего воздуха, физической нагрузки и общения с природой.

Конечно, находясь в депрессии, сложно заставить себя выполнять сложные упражнения и испытывать серьезные нагрузки. В этом случае можно заменить физкультуру прогулками на свежем воздухе – солнечный свет позитивно влияет на настроение и психологическое состояние.

Способы профилактики и ухода от стресса

Антистрессовый стиль жизни

Стиль нашей жизни – это отражение нашей личности. Изменение жизненного стиля – важнейшее условие преодоления деструктивных стрессовых влияний. Оптимизировать жизненный стиль помогут: здоровое питание, рациональный отдых, правильная личная жизнь.

Здоровое питание

На протяжении всей истории человечества, во всех без исключения культурах уделялось огромное влияние правильному питанию. Неправильное питание является серьезным стрессором. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к стрессам, это: нерегулярное питание, питание на ходу, употребление вредных продуктов, размышление о чем-либо негативном во время еды, переедание.

Во время стресса в нашем организме вырабатывается большое количество гормонов – адреналина и кортизола. Для "производства" этих гормонов нужны витамины С, В, цинк, магний и другие минеральные вещества. При стрессе эти элементы экстренно "конфискуются" со своих рабочих мест в организме, где, в свою очередь, образуется их нехватка. В результате, недостаток витамина С и цинка не позволяет вырабатывать достаточное количество коллагена, что сказывается на нашей коже. Нехватка витамина В тормозит выработку энергии и умственную деятельность. Дефицит магния приводит к головным болям и гипертонии. Поэтому нужно употреблять больше витаминов.

Рациональный отдых

С давних времен известно, что лучший отдых – это смена видов деятельности. Нужно уметь правильно отдыхать после рабочего дня, в выходные дни, во время отпуска. И здесь самое главное – уметь переключать свое внимание. Ситуация, когда мы дома думаем о работе, а на работе про свои домашние дела не так уж невозможна и очень мешает сосредоточиться на выполнении определенного вида деятельности, что только создает определенные трудности, проблемы, срывы и нередко приводит к стрессу.

Здоровый сон в борьбе со стрессом

Ничто не восстанавливает так силы, как здоровый сон. Сон сохраняет не столько физическую активность человека, сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.

Стресс и физические упражнения

Общеизвестно, что физическая активность – один из самых доступных способов ухода от стресса. Поскольку при стрессе в организме приводятся в действие механизмы, подготавливающие его к интенсивным физическим нагрузкам, то именно физические упражнения являются наиболее естественным способом выхода накопившейся энергии. Физические упражнения оказывают релаксирующий эффект, который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Если физические упражнения выполняются регулярно на протяжении 7-8 недель, они начинают оказывать долгосрочное влияние, выражающееся в повышении устойчивости организма к стрессам.

Медицина по-разному объясняет позитивное влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние. Традиционно считается, что при физической активности повышается уровень химических веществ, которые способствуют повышению настроения.

Из всего вышесказанного каждый должен извлечь:

  1. Со стрессом и депрессией можно и нужно бороться.
  2. Нужно научиться воспринимать события такими, какие есть.
  3. Нужно правильно питаться.
  4. Нужно правильно распоряжаться своим временем.
  5. Нужно больше уделять времени спорту и физическим упражнениям.
  6. Нужно прогуливать свои мысли на свежем воздухе.

Когда студент научится все это делать, и делать правильно, ему будет намного легче справляться со стрессовыми ситуациями.

Статья посвящена проблеме стресса. Стресс составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении?

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности .

Как выявить стресс?

Признаки стрессового напряжения
  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто улетучиваются.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Работа не доставляет прежней радости.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.
  • Невозможность вовремя закончить работу .
Причины стрессового напряжения
  • Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
  • Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.
  • Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
  • Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  • Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  • Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  • Вы много курите.
  • Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  • Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты.
  • Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  • Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  • У вас появляется комплекс неполноценности.
  • Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
  • Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе .

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др..

Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем .

10 секретов борьбы со стрессом

Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем

Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим – это то, что необходимо для душевного спокойствия.

Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день – реально.

Секрет 2. Оптимизм...

Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным – для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс.

Секрет 3....и одновременно реализм

Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, – неразумно. Увы, но слепой оптимизм – не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию.

Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б.

Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком

Если хотите избавиться от стресса – не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?».

Ответили «Нет» – отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное – настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, – тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом.

Секрет 5. Не обещать ничего лишнего

Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок – говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается – ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку – ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже.

Секрет 6. Контакты с людьми

Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, – сами ищите поддержки, когда вам плохо.

Секрет 7. Укрепление здоровья

Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена».

В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса - сна и правильного питания.

Секрет 8. Беречь свою энергию

Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира».

Секрет 9. Гибкость

Желая достичь определенных результатов, меняйте всё – и даже собственное поведение. Гибкость – очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас.

Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!»

Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
  3. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
  5. Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2011. – С.109 – 110.
  6. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с.
  7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118 – 119.
  8. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  9. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
  10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. с. 1073-1079.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.

Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...