Правильная самоорганизация. Кто это придумал

Как стать организованным человеком? Известно, что с людьми, не владеющими данным навыком, опаздывающими на встречи, не умеющими расставляют приоритеты задач, справляться с ними, сложно сотрудничать и общаться. Они быстро устают, теряют контроль над собой, нервничают, что мешает им быть успешными и востребованными. Очевидно, что каждому современному человеку необходимо научиться организовывать свой день, жизнь, быт.

С чего начать?

Быть организованным сложно - с этим сразу надо смириться, иначе приступать к изучению этого вопроса не стоит, чтобы сразу не сломиться под гнетом непривычных обстоятельств. Самоконтроль подразумевает огромное желание человека уйти от текущего режима, а также изменение привычек. Что такое внутренняя собранность? Это своего рода воспитание - каждый, кто имеет детей, знает, как сложно их переучивать. Однако младшее поколение, немного сопротивляясь, все-таки поддается и переучивается. Причем срок такого перевоспитания занимает всего несколько недель, а то и дней.

Таким образом, начиная свой путь к самоорганизации и дальнейшей успешной жизни, следует отнестись к себе как к ребенку. Требовать от себя изменений, но не угнетать за первые промахи, радоваться каждому новому достижению или полезной привычке, а после гордиться собой.

Шаг первый - желания и цели

Как стать организованным человеком? Прежде всего, разберитесь с тем, что вы хотите. Можно написать на бумаге 100 желаний, любых, даже самых нестандартных. Далее на отдельном листе составьте критерии счастливой, по вашему мнению, жизни. На основании перечисленного легко будет выделить наиболее важные задачи - отталкиваясь от них, поставьте 5 основных целей на ближайшие 5 лет. Слишком много целей быстро заставят вас сдаться, равно как и кратчайшие сроки, поэтому следуйте за мечтами медленно, но уверенно.

Шаг второй - планируйте день

Считаете, что ежедневник необходим только деловым людям? Нет! Организованный человек тоже должен иметь его, поэтому приобретите удобный органайзер, записывайте туда все, что запланировали. Уточняйте не только рабочие и бытовые моменты, но и отдых с развлечениями. Таким образом, вы будете следить, что успели сделать, видеть, что вовремя отдыхаете, а также понимать собственные ресурсы.

Шаг третий - выделяем главное

Организованность - это приоритет. Если вы понимаете важность определенного дела, оно будет выполнено в ближайшее время, а на неисполнение других, более мелких или незначительных поручений, возможно, даже не обратят внимания. Соответственно, в списке дел на день на первом месте должна стоять самая главная задача, а все остальное достигается по возможности.

Шаг четвертый - оценка собственной жизни

Заниматься самоорганизацией, не представляя, насколько вы удовлетворены своей жизнью, сложно, поэтому оцените удовлетворенность основными сферами - развитие, бизнес, здоровье, семья, друзья, отдых. Поставьте оценку каждому пункту, на основе результатов легко понять, в каком направлении следует приложить больше сил. Например:

  • хочешь работать и развиваться в бизнесе - больше трудись, учись, повышай квалификацию;
  • быть здоровым - правильно питайся, занимайся спортом;
  • важна семья - уделяй больше внимания и времени близким, они сами начнут тянуться и ценить каждое мгновение;
  • хочешь уютный дом - сделай ремонт, вовремя убирайся;
  • отдыхать - поставь копилку, откладывай деньги на путешествие.

Таким образом одновременно достигаются цели и повышается уровень удовлетворенности жизненными сферами.

Шаг пятый - финансовая отчетность

Организовать себя - значить научиться вести собственный капитал. Получая все виды дохода, записывайте их в графу поступления, а совершая покупки, фиксируйте потраченные суммы в расходах. В конце отчетного периода, то есть перед следующей зарплатой, вы сможете оценить траты и их необходимость. Выделите ненужные красных цветом - это то, без чего вы могли бы обойтись, а экономию направьте на накопление средств на крупную покупку или отдых.

Не умея тратить деньги, сложно создавать резервы. В условиях нестабильной экономики и частых сокращениях на работе денежный запас должен быть.

Правила личной организованности и самодисциплины хорошо известны людям, достигшим успеха в этой отрасли. Продолжительность процесса обучения самоорганизации может затянуться, поэтому важно воспользоваться несколькими советами, которые помогут вам стать более организованным и быть таковым на протяжении всего времени.

Всему свое место

Организованный человек всегда живет в порядке, поэтому, когда приучаете себя к организации, начните с малого - разложите документы вплоть до коммунальных платежей, проверьте, в каком состоянии ваши шкафы, посуда, у каждой ли вещи есть свое место. Следует собрать все ненужное и выбросить, а если другие члены семьи устроят очередной бардак или не будут беречь наведенный вами порядок, объясните им важность самоорганизации. Сделав из родственников союзников, а не врагов, достичь успеха будет в десятки раз проще.

Дублируйте

Как стать собранной и организованной? Научитесь беречь свое время на восстановление документов. Зачастую они теряются, их надо копировать или проводить другие манипуляции. Имея несколько дубликатов в запасе, вы сэкономите время и продемонстрируете оперативность. Этот совет подходит как для рабочих моментов, так и для домашних.

Записывайте!

Организованный человек может устать, что-то забыть, поэтому доверьтесь бумаге. Запишите все, что считаете нужным, даже если кому-то это покажется забавным. Уж лучше заглянуть в стильный блокнотик, чем стоять в задумчивом виде, соображая, зачем вы пришли в тот или иной отдел.

Задумали - делайте!

Самодисциплина, к самодисциплине не удобно приучаться - когда организуешь свой день, приходится выходить из зоны комфорта. Однако это необходимо, иначе ничего не добиться, а любая цель станет невыполнимой. Будьте честными с собой, не позволяйте лени или отчаянию охватить вас. Расслабившись, вы нечего не добьетесь - отдохнете после того, как сделаете задуманное.

Высыпайтесь

Организовать себя человеку, страдающему хроническими недосыпами невозможно. Так легко добиться обратного эффекта, ухудшив состояние здоровья, поэтому старайтесь вовремя ложиться спать. Проводите своё время перед сном на улице, прогуливаясь на свежем воздухе. Так вы улучшите качество сна, а утром будете чувствовать прилив энергии.

Прочь самобичевание

Как организовать свое время чтобы все успевать? Для этого необходимо засечь, сколько времени занимает выполнение любой из задач. На основе полученных данных будет понятно, какие из поручений следует выполнить в первую очередь, а какие занимают больше времени. При этом не следует потом мучить себя вопросами «а мог ли я сделать это быстрее», «я же мог поступить так, чтобы выполнение задачи было более эффективным» и т. д. Дело сделано, поэтому угнетать себя несостоятельностью бессмысленно. Любые виды сомнений являются противниками организации - так устроена психология человека.

Вывод

Быть организатором своей жизни - значит уметь концентрироваться на целях и гордиться собой. Внешняя обстановка, условия, окружение - все эти факторы не всегда удовлетворяют наши потребности. Как стать более организованным в таких ситуациях? Просто брать и делать! Вооружась вышеописанными рекомендациями, отбросив эмоции, начинать самоорганизоваться! Только так можно достичь желаемого вопреки условиям.

В последнее время психологи отмечают возросшее количество стрессов у населения. Немудрено, ведь в городах высокий темп жизни, и, стремясь везде успеть, человек получает неслабое перенапряжение. Поэтому всем важно уметь и знать, как организовать свое время с максимальной пользой для себя. По итогу это позволит не только все успевать, но и находить возможности для личных дел и отдыха. Такой навык нужен не только взрослым, но и детям. Ведь именно с малых лет эффективнее всего обучаться чему-то.

Зачем нужно умение организовывать время?

Некоторым людям кажется странным учиться планировать свое время. Кто-то считает это уделом зануд. Скорее всего каждому знаком такой тип личности, который везде и всегда опаздывает? Вряд ли он может вызывать приятные ощущения. Но грамотное планирование не только уберегает от опозданий, но и позволяет не жить с ощущением "опять день прошел впустую". Итак, преимущества организации времени:

  • Пропадет постоянная спешка.
  • Уходит рассеянность.
  • Появляется время для хобби и встреч с друзьями.
  • Нет ощущения, что дни идут "впустую".
  • Создание рабочих и выходных дней.
  • Отсутствие переработок.

Как видите, очевидно, знание, как эффективно организовать время, полезно каждому взрослому человеку. Основная польза в этом, что так человек спасается от нервного перенапряжения, волнения и последующего стресса. Иными словами, грамотно распределяя время, можно сохранить здоровье.

Способы организовать время

За долгое время существования нашлось множество способов организовывать свое время. Тут нет единственно верного вида, так как выбирать их нужно, исходя из индивидуальных особенностей психики. Например, для каждой категории существуют свои принципы тайм-менеджемента. Ясное дело, что организовать время школьника проще, нежели время работника на значимой должности.

Основы для планирования

Перво-наперво купите себе ежедневник. Каким он будет - решать вам. Некоторые люди предпочитают блокнот с разлиновкой по датам, другим удобнее по неделям деление, а третьим нужны чисто белые листы. В любом случае вам потребуется нечто, куда вы будете записывать свое расписание. Не стремитесь найти самый дорогой или дешевый вариант. Выберите то, что вам нравится. Главное чтобы, вам было удобно им пользоваться.

Вариант для продвинутых - электронные ежедневники. Существует масса разного рода программ, которые можно настраивать на свой вкус. Также у большинства из них есть синхронизация со смартфоном или планшетом.

Ключевой момент: ежедневник нужно всегда держать перед глазами и оперативно вносить в него изменения.

Перед началом работы

Если раньше вы не пробовали организовать свое время, то вам придется пройти через множество трудностей. Поэтому сразу запомните фразу "Лучшее - враг хорошего" и старайтесь не переживать. Когда человек чему-то учится, то у него не все сразу получается хорошо, и это нормальное явление.

Всегда нужно стремиться к идеалу, но на пути будет не все правильно получаться, и это нормально, так как организовать свое время не так просто, не зная, как это делать. Поэтому будьте настойчивы.

Определитесь с жизненной концепцией

В любом деле важно осознавать свои цели. Для этого в тайм-менеджементе (так называется отрасль науки по тому, как организовать свое время) принято выделать три вида целей. Это долгосрочные цели, среднесрочные цели и краткосрочные цели. В целом вся разница лишь в том, на каком этапе вы решаете их осуществить.

Поэтому важное правило - записывайте свои цели. Обязательно делайте это на бумаге. Только так вы сможете их выполнить. Зачем это нужно? Когда вы записываете цель, вы ее принимаете и материализуете. Когда вы видите список целей, то вы видите свой бизнес-план. Так вы отделяете зерна от плевел, второстепенное от главного. Ведь прежде, чем решать, как лучше организовать свое время, нужно определиться с тем, зачем вам это нужно.

Определяйте четкие сроки выполнения целей. Зачем это нужно? Размытые сроки - размытые цели, по итогу неосуществимое достижение. А четко ограничив себя временными рамками, вы берете на себя определенные обязательства.

Хитрость для составления плана целей

Для тех, кто только узнает, как организовать свое время, сложно отделять значимые цели от второстепенных. Особенно тяжело это дается в плане долгосрочных целей. Выполните простое упражнение: возьмите чистые листы бумаги и записывайте абсолютно все желания, от простых до невероятных. Все-все что только взбредет на ум. После отложите списки и вернитесь к ним спустя пару дней. После чего из написанного выпишите только то, что значимо для вас. Так вы получите свои список долгосрочных целей.

Особенность среднесрочных целей

Вам нужно иметь перед глазами план на три года или пять лет. Иными словами, нечто глобальное. Вам нужно разделить его на большое количество маленьких целей, разбитых по месячным блокам. Это маленькие шажочки в сторону своих больших достижений. Важно учитывать такие сферы, как здоровье, отдых, спорт, образование, развлечение.

Получившийся список всегда держите перед глазами, так как со временем вы можете вносить в него коррективы.

Как организовать свое время правильно?

Купив ежедневник - заведите привычку писать в нем ежедневно. Возьмите за привычку составлять план на день накануне вечером. Такой подход позволит вам экономить по несколько часов. В чем преимущества такого подхода?

  • Очередность выполнения дел.
  • Составление маршрута передвижения.
  • Во сне подсознание лучше усваивает информацию.
  • Дневной план и долгосрочные цели позволяют вам ранжировать дела.
  • Дополнительная мотивация.
  • Наглядность активных и выполненных целей.

Иными словами, планирование каждого дня - полезная вещь. Оно же позволяет правильно Это позволит сразу отмечать малоэффективные дела.

Учитывайте свои биологические циклы. Для каждого человека существуют индивидуальные периоды активности и ее спада. Поэтому логично свои дела планировать именно с их учетом. Например, трудозатратные дела с высокой концентрацией внимания нужно проводить в период активности. Это позволит эффективно работать.

Обязательно делите все цели по категориям. Так вам проще выделить микроцели внутри них и выполнять. Например, чем вы в основном занимаетесь за день? Предположим, что это работа, дом, уход за собой, свободное время и сон. Уже по этим категориям формируйте список целей.

Просить помощи? - Да!

Многим людям кажется странным перекладывать свои дела на других. На самом деле это нужно делать. Как бы вам не хотелось, ваше время и ваши личные возможности ограничены, поэтому смело делегируйте часть обязанностей. Определитесь с целями и задачами, найдите тех, кто это может выполнить, и делегируйте их. Обговорите контрольные точки и даты исполнения. Не забудьте по окончанию дела поощрить исполнителей.

Как организовать время ребенка и научить его этому?

Современные родители отмечают: дети стали малоактивными. Дай им волю, будут сидеть у компьютера целыми днями. На самом деле сегодня можно встретить две диаметрально разные концепции поведения: совсем забить на детей, не дать им продохнуть от школы и секции. В этом деле важно сохранять золотую середину.

Как организовать время школьника, чтобы ему хватало его на учебу и хобби, секции, кружки и т.д.? Приучайте его уже с начальной школы планировать день. Обговорите со своим ребенком, какие у него могут быть дела. Например, школа, обед, приход домой, отдых, подготовка домашнего задания, помощь по дому и личное время. Не давите на него, только помогайте наводящими вопросами. Поначалу помогайте ребенку соблюдать план действий. Со временем он будет полностью самостоятельным в этом плане.

Парадоксально, но те дети, чей день максимально занят школой и кружками, лучше всего умеют распределять свое время. Дело в том, что они знают, сколько всего им нужно успеть, и поэтому стараются. Поначалу нужно четко контролировать походы ребенка туда или туда, но со временем у вас отпадет эта нужда.

Как организовать свободное время ребенка? - Помните, что родители - лучший пример для детей. Поэтому, если вы умеете планировать время, распоряжаться им и составлять эффективные списки целей, то ребенок без труда переймет эту систему от вас.

В любом случае, помните, что обучение эффективному тайм-менеджементу занимает много времени, так как это должно стать вашей привычкой. А для формирования привычки требуется очень много времени. Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получается исполнить или вы забываете что-то вписать, все приходит с опытом.

Еще одна полезна хитрость - научитесь самоанализу. Так вы сможете определять, какие дела малоэффектинвны за день, а какие - эффективны.

Решение большинства проблем в отношениях, работе, управлении эмоциями и стрессом да и в других областях всегда приводит к тому, что нужно что-то менять в себе. Способ мышления, способ действий, убеждения, привычки, характер – набор этих необходимых изменений у каждого свой.

Вы, вероятно, прошли уже огромное количество умных тестов, прочитали интересные книги и статьи, даже знаете, что вам нужно делать, но все «руки не доходят». Хочется, например, научиться расслабляться, но не получается делать упражнения каждый день и два раза в неделю ходить в спортзал. Как же быть и что делать , для того, чтобы этот самосаботаж прекратился и начались регулярные действия, которые и приведут к результатам? Есть восемь самых эффективных способов заняться самоорганизацией.

Для начала вам, конечно, следует определиться, в каком именно направлении вы хотите идти, но никак не начнете. Например, вы давно собираетесь начать бегать по утрам, но никак не начнете делать это каждый день. Хотя оно вам ну просто невероятно надо, так как это для вас – самый лучший способ настроиться на грядущий день и спокойно пережить происходящие в нем трудности и непредсказуемости.

Способ первый: самонаблюдение. В этом случае вы наблюдаете за собой и своим поведением и выявляете закономерности и причины действий, ведущих к негативным последствиям. Также на основании таких наблюдений легче выстроить систему своих целей, качеств и поведенческих привычек, к которым вы на самом деле стремитесь.

Способ второй: адаптируем выбранный план действий под себя. Иначе подстройка — процесс, в ходе которого вы встраиваете новые привычки или действия в свой график жизни, особенности личности и обстоятельства. Например, вы решили заниматься релаксацией, и кто-то вам сказал, что лучше всего выполнять упражнения рано утром. Но ваши биологические часы так устроены, что встав на час раньше и промучавшись с упражнениями, вы целый день чувствуете себя раздраженным и уставшим. Для вас гораздо эффективнее будет, например, изменить время занятий.

Способ третий: материальное и социальное поощрение. Например, если вы неделю питались здоровой пищей или ходили в спортзал, вы можете купить себе приятный подарок. Или же вы можете попросить близкого человека поощрять вас призами, сувенирами или деньгами за каждый выполненный шаг. Суть заключается в том, что материальное и социальное подкрепление повышают ве­роятность повторения данного образа действий. Поощрение должно иметь ценность для вас, тогда оно будет эффективным. Социальное подкрепление – это любая значимая для вас форма признания, награды, поддержки от другого человека, например за каждую пробежку ваша супруга от души вас хвалит.

Способ четвертый: контракт с самим собой или со значимым для вас человеком. Контракт составляется по схеме «если-то». Например, «если я не буду есть жареное всю неделю, то угощу себя мороженым в воскресенье». Если вы привлекаете кого, чье мнение для вас значимо, и заключаете с ним контракт, то такой контракт автоматически становится более значимым, особенно если заключить его в письменной форме и в присутствии какого-то еще третьего лица.

Способ пятый: постепенное освоение отдельных задач в рамках общей большей цели. Этот способ применим тогда, когда вас сложно сразу выполнить все шаги, необходимые для достижения изменений. Тогда вы выбираете какой-то один блок, например, научиться раньше вставать, и занимаетесь какое-то время исключительно им. Блоки-шаги составляются по мере возрастания трудности. Например, если вы хотите начать зани­маться спортом, то вы можете начать с занятий раз в неделю по 20 минут, постепенно увеличивая нагрузку и ее частоту.

Способ шестой: напоминания. Создайте собственную систему напоминаний: заведите ежедневник, делайте заметки на настенном календаре, просите кого-то напомнить вам и т. д.

Способ седьмой: работа в группе. Вы можете найти сообщество или тренинговый центр, клуб, в котором можете заниматься в обществе людей с теми же целями, проблемами и задачами.

Способ восьмой: профессиональная помощь. В зависимости от той задачи, которую вы себе ставите, вы можете выбрать себе специалиста. Это может быть например, психолог, консультант, фитнес-тренер, коуч.

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как , организационные способности (с приставкой «само» разумеется - речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная ). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать - самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача - стать организованным - должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация - именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый - над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй - каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап - экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап - планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек - процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях и .

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов - от заточенных под конкретные рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари - короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets - специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются для более успешного освоения . Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия - в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок - некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» - специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации - это врожденная характеристика личности . Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным - нужно долго и упорно трудиться . Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация - не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно . Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей - он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор - из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно . Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель - указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Недавно я писал о самодисциплине – было две довольно подробные и основательные статьи: собственно и . Сегодня – небольшое, но, надеюсь, довольно ценное и неочевидное дополнение, которое поможет научиться себя организовывать чуть лучше.

Когда организуешь себя для какого-то дела, пытаешься ставить цели и достигать их, тебя в той или иной мере осаждают посторонние желания и мысли, зачастую приходится делать то, что не хочется. Любая работа, даже самая творческая по своей сути так или иначе связана и с рутиной.

Или иначе. Есть желание что-то делать (зарядку, вести дневник, учить иностранный язык – и еще неслабая вереница стандартных примеров), но это желание скоро исчезает, человеку не хватает регулярности. Недельку-другую держится – а потом…

У меня такая ситуация была с личным дневником. Я несколько раз начинал его вести – и это продолжалось несколько недель, а потом забрасывал (не было быстрых результатов и обратной связи от читателей, как в случае с блогом). Наткнувшись же через год-два на старые записи, я получал прямо-таки вагон и маленькую тележку ценной пищи для ума, множество возможностей понять и проанализировать себя.

Я хотел вести дневник – пусть даже не всегда было что записывать. С , прости Господи, было все в порядке (человеческим языком говоря: это было мое настоящее желание). Я мог заставить себя делать записи каждый день – но в таком дневнике, как я понимаю, толку немного.

Решение оказалось очень простым. Причем даже не гениально-простым, а именно простым и логичным, до него было легко дойти, если бы правильно ставить задачу.

Я часто записываю свои рабочие размышления на черновике. Так удобнее думается, начертив схемку или выписав в столбик список вещей, которые в это время занимают сознание, гораздо проще принять решение. Я просто стал делать эти записи в ежедневнике, последовательно заполняя его страницы. В итоге я и получил что хотел – материал для самоанализа в будущем. Это получился не совсем дневник, но в данном случае никакой разницы нет.

Зачем я это рассказал?

Затем, чтобы продемонстрировать на простом примере механизм самоорганизации – точнее, способ, который может помочь организовать себя для выполнения дела, которое по каким-то причинам выполняется со скрипом.

Механизм таков:

1. Понять, что конкретно вам нужно. (В моем случае – субъективные записи, помеченные датами)
2. Повертеть головой влево-вправо и найти дело, которое вы делаете просто так, регулярно. (В моем случае – наброски для принятия решений, рабочие размышления)
3. Совместить то, что нужно, с тем, что и так делается.
4. PROFIT!!!

В качестве дела, которое вы делаете просто так, может также выступать:

— проблема, требующая решения
— дело, которое можно делать по-другому
— хобби, которое можно слегка модифицировать
— хобби друга, которое можно слегка модифицировать;)

Короче. Главный совет этого поста, который может помочь вам стать чуть более организованным по жизни:

Чтобы организовать самого себя для выполнения какого-то дела, постарайтесь найти другое дело, так, чтобы можно было убить двух зайцев

(Хотя мне больше нравится такая формулировка: У вас есть проблема? Натравите ее на другую проблему!)))

Подобные «лайфхаки» часто называют . Я бы назвал сегодняшний совет несколько более честно. Например, так: «принцип эффективного мышления». Как-то длинновато, правда, получилось…

Ну да ладно. Переходим ко второй половине статьи. Все вышенаписанное – тоже важно и полезно в плане организации себя, но ради такого совета я бы не стал огород городить пост писать.

На рассмотренном примере отлично выявляются некоторые другие закономерности, о которых тут уже писалось ранее. Поняв это, я лишний раз осознал, насколько все в жизни взаимосвязано, насколько сходны причины у самых разнообразных проблем и неопрятностей . От неумения организовать себя – до увлечения поп-психологией и проблемами с , мотивацией, самодисциплиной.

Судите сами:

— моя изначальная проблема (неумение организовать себя для ведения дневника) была вызвана нечетким представлением о том, чего я, собственно, хочу. Сознание просто скользнуло в привычную, шаблонную сторону – дневник? Дневник!
(а ведь любое развитие может протекать только если разум свободен от шаблонов – или хотя бы усиленно с ними борется)

— можно сказать и по-другому: проблема проистекала из неумения (нежелания?) анализировать удачи и неудачи);

— а можно и так: я пытался делать что-то, чего на самом деле не хотел. Когда заходит речь об организованности и самодисциплине – значит, дело не вяжется с вашими желаниями. Однако я продолжал попытки вместо того, чтобы остановиться и подумать.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....