Появление государства на руси. Презентация на тему "Когда на Руси появилось государство?"

К началу IX века в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее в результате их объединения – сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к этому итогу: развитие хозяйственных и торговых связей, стягивающих земли воедино, религиозная общность (большинство восточных славян к этому времени молились одним и Тем же богам). Этому способствовали и общие военные усилил – отпор внешним врагам, в частности хазарам, и организация дальних завоевательных походов.

Центрами такого объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладога и Новгород. Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и стала складываться начальная восточнославянская государственность, которая укрепила и развила те признаки государства, которые зарождались еще в давние времена.

Одним из таких признаков стало, как уже упоминалось, появление княжеской власти, дружин, воевод. В IX в. они показали вето свою мощь в отношениях с соседями. Ряд ударов был нанесен по Хазарии, и поляне освободились от уплаты ей дани. К этому же времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Именно с этой поры до нас доходят первые известия греческих и восточных авторов о наименовании "росами", "Русью" восточных славян, жителей Поднепровья. Иногда треки использовали в отношении славян и прежнее название народов здешних мест – скифы, а иногда применяли термины "скифо-тавры" и "тавро-скифы". Таврами были древнейшие, известные по античным источникам племена, населявшие горную и прибрежную часть Крыма, получившую от них название Таврика, а затем Таврия, Таврида. Поэтому правильнее называть восточных славян так, как их называл остальной мир и древние летописи – Русь, руссы, русины.

Руссы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами, покрывали большие расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались волоком, для чего использовались специальные деревянные катки. Знали руссы и конный строй. Конная дружина нередко сопровождала боевые ладьи берегом.

Удар по крымским владениям Византии в начале IX в. – это первое известное нам упоминание о государственном образовании Русь. Руссы завоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Сохранилось легендарное известие о том, что вождь руссов, дабы вылечиться от недуга, принял крещение из рук местного греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Факт этот многозначительный. Тогда уже большинство стран Европы (империя франков, английские королевства, готская Испания и другие) приняли христианство. Переход от язычества к новой монотеистической вере знаменовал наступление в этих Странах новой цивилизации, новой духовной жизни, новой культуры, сплочение в рамках государства всего народа, и Русь сделала на этом пути первый, еще довольно робкий шаг. Пока еще он не покачнул устоев славянского язычества.

Через несколько лет (в 830 годы) Русь предприняла второе наступление, на этот раз на южный берег Черного моря. Правда, штурмовать сам Константинополь русская рать еще не решилась. В 838–839 гг. в Константинополе, а потом во Франкском государстве появляются посольства государства Русь – в Византии для урегулирования своих отношений с недавним врагом, а в земле франков – для установления дипломатических и торговых связей с могущественной западной империей.

Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростному нападению русского войска. Руссы подошли с моря на двухстах ладьях. Неделю они осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную контрибуцию (военную дань) и заключив почетный мир с Византией, 25 июня руссы сняли осаду и ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Это были Аскольд (?-882) и Дир (?-882). С этого времени Русь была официально признана великой империей. День 25 июня можно считать днем начала русской государственности. Это было за два года до так называемого призвания варягов и восходит к истории Южной Руси.

Через несколько лет греческие священники появились в земле руссов и крестили их вождя и его дружину. Предположительно, это был Аскольд.

Так от 860 годов доходит известие о втором крещении руссов.

Во второй половине IX в. дружины из Среднего Поднепровья прорвались через хазарские кордоны на Волгу, Северный Кавказ, к Каспийскому морю. Пытались они атаковать и Болгарию на Балканах.

Киевские рати шли и на север, чтобы подчинить контролю Киева всю славянскую часть пути "из варяг в греки" и выходы к Балтийскому морю. Делались попытки, пока неудачные, овладеть Полоцком и покорить полопан.

Славянский юг начал активное наступление на славянский север.

В эти же десятилетия в районе оз. Ильмень, р. Волхов, на берегах Ладожского оз. происходили события, ставшие примечательными в русской истории. Здесь сформировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которого стали ильменские славяне (словене). Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери и чуди с варягами, которым на некоторое время удалось установить контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, на севере союз местных племен прогнал варяжских правителей. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Летопись говорят "И встал род на род". В этих условиях нескончаемую междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить очередного правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.

Кто были варяги? Этот вопрос свыше двухсот лет не даст покоя историкам и в нашей стране, и за рубежом.

Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что то была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители – норманны отправлялись за добычей.

Долгое время у так называемых "норманистов" существовала точка зрения, что именно норманны и создали Древнерусское государство в землях славян (так называемая норманнская теории происхождения Русского государства), а сами славяне были неспособны создать государство из-за отсталости и обреченности. Особенно популярны были эти взгляды на Западе в периоды острого противостояния нашей Родины и ее западных недругов. Позднее, когда ученые и в России, и в других странах доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов, эта Точка зрения была отвергнута.

Однако и сегодня существуют норманисты и антинорманисты, только спор идет уже о другом – кто были варяги по национальности? Норманисты считают их скандинавами и полагают, что название Русь скандинавского происхождения. Главный аргумент норманистов – многочисленные артефакты скандинавского происхождения в славянских землях и сведения в западных источниках о неком Popике Фрисландском, которого они отождествляют с Рюриком Новгородским. Антинорманисты доказывают, что никакого отношения к Скандинавии первые русские князья на русском северо-западе не имеют. Ими могли быть либо балты, либо поморские славяне с южных берегов Балтики: вагры (полабские славяне; историк В. Н. Татищев предположил, что именно они дали название упоминаемым: на Руси варягам), лютичи, бодричи, руяне (жители о. Рюген, слав. Руяна, считавшегося религиозным центром поморского славянства). Что касается археологических находок, то это лишь свидетельство торговых и прочих контактов в регионе. Последние работы историков показали, что фрисландский князь никакого отношения к славянским землям не имел.

И, тем не менее, до сих пор продолжается спор о происхождении варягов, а по существу спор о судьбах России, восточного славянства, об их исторической самодостаточности и самостоятельности.

А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те, и другие? Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья – князь Рюрик и его братья с дружинами. "Те варяги назывались русью", – отмечает он, точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англичане и др. Таким образом, для него "Русь" – это прежде всего национальное определение.

Варяги, по его мнению, "сидят" к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. "А славянский язык и русский одно есть", – подчеркивает летописец. Это значит, что те князья, которых пригласили ильменские славяне и кривичи, были им родственны, и пришельцы безболезненно и быстро внедрились в русскую среду.

Таким образом, название "Русь", "руссы" появились в IX в. и на славянском севере, и на юге.

Как было показано, славяне с древности занимали обширные территории в Центральной, Восточной и Южной Европе. Среди этих славянских племен были весьма распространены названия русы, русины. На Западе их называли рутенами, ругами. Потомки этих русинов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке "русый" означает "светлый". Это типично славянское слово и типично славянский этноним. Переселение с Дуная, из Закарпатья в Поднепровье и принесло сюда это название. Славяне пришли к славянам, русины пришли к полянам.

Другие русы, русины, рутены жили в землях, примыкающих к южным берегам балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами.

В пору создания племенных союзов восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шли постоянные переселения на Восток. Варяги – русь приходили сюда не только с миром, но и с войной. И лишь позднее ильменские славяне, кривичи пригласили варяжских князей возглавить их земли, прекратить здешние междоусобицы и оградить от варяжских набегов.

Случай этот был весьма типичный для всей европейской истории. Сохранились сведения о том, что пришедшие князья были родственниками прежней местной княжеской династии – ильменских славян. Однако нет никаких данных о названии "Русь" в Скандинавии, как нет данных и о том, что в Скандинавии в то время существовала княжеская, королевская власть или какое-то долговременное государственное образование, которое могло послать своих князей в славянские земли. И никакие позднейшие разветвленные торговые связи Руси и Скандинавии, а также появление здесь наемных скандинавских дружин не могут нам объяснить факт появления в 862 г. варягов – руси неславянского или балтского происхождения – в северо-западных славянских землях. Но спор продолжается.

Летопись рассказывает, что после обращения к варягам в 862 г. из их земель в славянские и угро-финские земли прибыли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор со своими дружинами. Согласно этой версии, старший – Рюрик сел княжить у ильменских славян. Его первой резиденцией стал город Ладога, затем он перешел в Новгород, где "срубил" себе крепость. Новгород имел перед Ладогой ряд преимуществ: он находился в центре славянских, наиболее развитых здесь земель, был более выгодно расположен на пути "из варяг в греки". Средний брат – Синеус сел в землях финского племени весь в г. Белоозеро, а младший – в землях кривичей, в крепости Изборск. В этом рассказе много легендарного, начиная с распространенной в Европе схемы с появлением в чужих землях трех братьев (вспомним хотя бы Кия, Щека и Хорива). Но достоверным фактом является появление в северо-западных русских землях варяжского правителя.

Но некоторым Данным, вскоре новгородцы начали против Рюрика борьбу, которая, вероятно, разгорелась после того, как он стал превышать свои полномочия "арбитра" в местных делах и "наемного меча", обороняющего землю от врагов, и взял всю полноту власти в свои руки. Но Рюрик подавил восстание и утвердился в Новгороде. Часть недовольных нм бояр бежали в Киев.

В дальнейшем Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель. Таким образом на севере, как и на юге, образовался сильный государственный центр, объединивший окрестные земли под единой княжеской властью. Теперь Новгород встал против Киева, Рюрик – против киевских князей и тех, кто их поддерживал на юге. Оба эти центра называли себя Русью: Русь Южная, где утвердилась местная Полянская династия, и Русь Северная, где власти взяли славянские выходцы из южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования. Киев повел наступление на север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей и полонян. Рюрик также начал наступление на Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя восточнославянскими центрами.

В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег (?–912). Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть была передана по наследству – от отца к сыну. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях по прямой линии вплоть до смерти в 1598 г. своего последнего представителя – бездетного царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного.

Именно Олегу выпала судьба объединить два Древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу войска Олега составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представлявшие все северо-западные русские земли: здесь были ильменские славяне, кривичи, а также их союзники и данники – чудь, меря, весь. Вместе с ним в княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

Первому удару подверглись те территории и города, за которые давно уже шел спор между Киевом и Новгородом. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией; воевал он и против болгар, хазар и новых степных кочевников печенегов. И тогда Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что с севера приплыл купеческий караваи, и купцы приглашают князей выйти на берег. Ничего не подозревавший киевский правитель пришел на встречу.

Воины Олега выскочили из укрытий и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевскому правителю, что тот не принадлежит к княжескому роду, но он сам "есть роду княжа", а Игорь – сын князя Рюрика. Аскольд был убит тут же на берегу, а Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Он заявил: "Да будет Киев матерью городов русских". Можно думать, что киевские язычники не вступились за своего правителя-христианина и помогли язычникам Олега овладеть городом. Так, вероятно, идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти.

Итак, Новгородский Север победил Киевский Юг. Новгород стал объединителем русских земель в восточнославянское государство.

С тех пор 882 г. празднуется как начало единого Русского государства.

Однако это была лишь военная победа. В хозяйственном, Торговом, культурном отношениях Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев стольным городом, лишь подтвердил это положение.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение остальных славянских земель. Во-первых, упорядочил свои отношения с Северной Русью: обложил данью подвластные ему территории – "уставил дань" ильменским славянам, кривичам, Другим жившим там племенам и народам. Олег заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать какому-то варяжскому южно-балтийскому государству по 300 серебряных гривен (это была самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь Руси со стороны варягов. Речь идет именно о южнославянском, поморском государстве, так как в ту пору в Скандинавии еще не было государства, с которым можно было бы заключить подобный долговременный договор.

Затем Олег предпринял походы на другие славянские племенные союзы – на Древлян, северян, радимичей, обложив их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, данниками которой были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточно-славянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Однако данниками Хазарии по-прежнему оставались жители славянского северо-востока – вятичи.

На рубеже IХ–X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от кочевой орды предков венгров – угорских племён мадьяров, или венгров. Это были последние всплески Великого переселения народов. Венгры вышли из Зауралья и прорывались через причерноморские степи в Европу. Но пути они столкнулись с другой многочисленной тюркской ордой – печенегами, потерпели от них ряд поражений и откатились дальше на запад. Русские земли венгры во время своего кочевого движения задели лишь краем. Олег вышел им навстречу, но был разбит и заперся за киевскими стенами. Венгры осадили город, но взять его не смогли, и тогда противники заключили мир. По мирному договору руссы выплачивали венграм дань, снабжали их продовольствием на дорогу, а венгры обещали быть верными союзниками Руси в борьбе против общих врагов. Это произошло в 898 г. То было начало отношений Руси и Венгрии. Вскоре венгры прорвались в Подунавье и в Паннонской низине (части территории современной Венгрии) создали свое государство, или как они стали говорить, "обрели Родину". С тех нор 200 с лишним лет действовал мир и союз между двумя странами.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Он принял титул великого князя, т.е. князя всех князей. Остальные властители отдельных русских княжений стали его данниками, вассалами, хотя и сохраняли права по управлению своими княжествами.

Новое государство Русь не уступало по своим масштабам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи, вместе с тем, многие его районы были слабо заселены и мало пригодны для жизни.

Кроме того, слишком велика была разница в уровне развития отдельных частей государства, к тому же оно сразу стало многонациональным, вобрав в себя разные народы. Всё это делало его рыхлым и непрочным.

Князь Олег был известен не только своей объединительной политикой и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения правители Руси ставили перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского п-ова и Керченского пролива. Это были стратегически важные оперные пункты на торговых путях, прочные военные плацдармы. Некоторые из этих задач были намечены еще антами, а позднее Полянскими князьями, и теперь возмужавшая и объединенная Русь вновь пыталась повторить порыв предков.

Частью этой политики стал знаменитый поход Руси на Византию в 907 г.

В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Греки, как они делали это и прежде, замкнули Константинопольскую Бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы воспрепятствовать продвижению русских судов. Они надеялись на могучие городские стены. Не имея возможности взять город прямой атакой, руссы высадились на берег, "повоевали" окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Такая практика передвижения судов на катках во время штурма городов в то время использовалась многими мореходными народами. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира.

По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и открыть широко византийский рынок для русских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным.

В знак окончания военных действий и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.

В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополе появилось русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза. Отныне русские отряды стали регулярно появляться в составе византийской армии, а русские дружины обрушивались на врагов Византийской империи в Закавказье.

Хронология событий

  • IX в. Образование Древнерусского государства
  • 862 г. Упоминание в летописи о призвании Рюрика на княжение в Новгород
  • 882 г. Объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега
  • 980 — 1015 гг. Княжение Владимира Святославовича

Возникновение государственности у славян

Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно — Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Поднепровье.

В литературно-документальной летописи — “Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне , к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне , к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне , или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне ; по притоку Днепра Сожу — радимичи , а к востоку от них, по Верхней Оке, - вятичи ; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи , к юго-западу от них — дреговичи ; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане , а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами . “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений .

В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистами и их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов “обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.

С опровержением варяжской теории выступил , который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. М.В. Ломоносов в “Древней Российской истории” писал, что “славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно”.

Русский историк XIX в. И.Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до н.э. и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность.

Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства» , когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:
  1. первый — IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);
  2. второй — вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);
  3. третий — вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.

Социально-политический и экономический строй Киевской Руси

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией . Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины — гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Налоги главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурою — “скорою” (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев или полюдье, когда князья сами объезжали племена. Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье» . Основная масса сельского населения , зависимого от князя, называлась смердами . Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.

Замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых . Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

К огда на руси появилось государство

работу выполнил ученик 4-б класса Жестовский Дима 10.02.10

Р усские далеко ни сразу сложились в единую нацию. Их предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы. Каждое племя называлось по-своему: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др.

10.02.10 4 В древности восточные славяне обитали в лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Земля эта была покрыта дремучими лесами, а среди лесов текли глубокие реки. По берегам этих рек и любили селиться славянские племена.

Славяне жили племенами - союзами родов, т. е. в одном поселке жители были связаны родственными узами и происходили от одного и того же предка.

Главным занятием славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе: здесь ее надо было сначала отвоевать у леса.

Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках - летом.

Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда - более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.

Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра - Стрибогом, бог грозы- Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву.

Древние славяне поклонялись своим богам и приносили им жертвы на специальной круглой площадке – капище. Посередине капища стояли идолы – деревянные изображения богов.

Постепенно в общественной жизни славян происходят важные изменения. Более тысячи лет назад славянские племена начинают объединяться, появляются богатые, защищенные крепостными стенами города.

В каждом городе власть переходит в руки военных вождей - князей.

Не было мира между племенами, притесняли их соседи,князья обороняли свои земли и воевали друг с другом.

В 882 году новгородский князь Олег, у которого была самая сильная дружина, объединил большинство племён. Своей столицей он избрал город Киев. Так возникло Древнерусское государство.

Один князь – одна вера. Ещё через сто лет,в 988 году великий князь Владимир Святославич повелел всем жителям Руси принять христианство – новую веру в единого бога Иисуса Христа. Этот шаг был им сделан для сплочения разноплемённых жителей своего государства.

По всей стране стали уничтожать старых идолов, а на их месте возводить новые храмы. В столице государства – Киеве – был построен храм Святой Софии – Премудрости Божьей, самый красивый в то время храм Древнерусской земли.

Сложившееся к IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XVI - XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; имя Руси производили от саоматского племени роксаланов.
В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно относившихся ко всему русскому, создали предвзятую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть русской летописи, передающую легенду о поизвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора)- варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX -X вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими будто бы ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам; самое имя Руси связывали только с варягами.
М. В. Ломоносов горячо возражал «норманистам» - Байеру, Миллеру и Шлецеру, положив начало двухвековой научной полемике, по вопросу о возникновении Русского государства. Значительная часть представителей русской буржуазной науки XIX и начала XX в. поддерживала норманскую теорию, несмотря на обилие новых данных, опровергавших ее. Это проистекало как в силу методологической слабости буржуазной науки, не сумевшей подняться до понимания закономерности исторического процесса, так и в силу того, что летописная легенда о добровольном призвании князей народом (созданная летописцем в XII в. в период народных восстаний) продолжала и в XIX - XX вв. сохранять свое политическое значение в объяснении вопроса о начале государственной власти. Космополитические тенденции части русской буржуазии также способствовали преобладанию в официальной науке норманнской теории. Однако ряд буржуазных ученых уже выступал с критикой норманнской теории, видя ее несостоятельность.
Советские историки, подойдя к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического материализма, занялись изучением всего процесса разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодального государства. Для этого пришлось значительно раздвинуть хронологические рамки, заглянуть в глубь славянской истории и привлечь целый ряд новых источников, рисующих историю хозяйства и общественных отношений за много веков до Оформления древнерусского государства (раскопки деревень, мастерских, крепостей, могил). Потребовался коренной пересмотр русских и иноземных письменных источников, говорящих о Руси.
Работа по изучению предпосылок образования древнерусского государства еще не закончена, но уже сейчас объективный анализ исторических данных показал, что все основные положения норманнской теории неверны, так как они были порождены идеалистическим пониманием истории и некритическим восприятием источников (круг которых был искусственно ограничен), а также тенденциозностью самих исследователей. В настоящее время норманнскую теорию пропагандируют отдельные зарубежные историки капиталистических стран.

Русские летописцы о начале государства

Вопрос о начале Русского государства живо интересовал русских историков-летописцев XI -XII вв. Самые ранние летописи начинали, по-видимому, свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества. Князя кия сопоставляли с другими основателями крупнейших городов- Ромулом (основателем Рима), Александром Македонским (основателем Александрии). Легенда о построении Киева Кием и его братьями Щеком и Хоривом возникла, очевидно, задолго до XI в., так как она уже в VII в. оказалась записанной в армянской хронике. По всей вероятности, время Кия - это период славянских походов на Дунай и в Византию, т. е. VI -VII вв. Автор «Повести временных лет»- «откуда есть пошла Рус(с)кая земля (и) кто в Киеве нача первее княжити...», написанной в начале XII в. (как думают историки, киевским монахом Нестором), сообщает, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Далее в «Повести» следует описание борьбы славян с кочевниками-аварами в VI -VII вв. Некоторые летописцы началом государственности считали «призвание варягов» во второй половине IX в. и к этой дате подгоняли все остальные известные им события ранней русской истории (Новгородская летопись). Эти сочинения, тенденциозность которых была доказана уже давно, и были использованы сторонниками норманнской теории.

Восточнославянские племена и союзы племен накануне образования государства на Руси

Государство Русь сложилось из пятнадцати крупных, населенных восточными славянами, областей, хорошо известных летописцу. Около Киева издавна жили поляне. Их землю летописец считал ядром древнерусского государства и отметил, что в его время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу, сохранившему в своем названии память о северянах. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине X в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнослазянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье.
Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сожу, - радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими мерянско-мордовскими племенами Средней Оки. Северные области, соприкасавшиеся с литовско-латышскими и чудскими племенами, летописец называет землями кривичей (верховья Волги, Днепра и Двины), полочан и словен (вокруг озера Ильменя).
В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», «племя радимичей» и т.п.), не употреблявшийся, однако, летописцами. По своим размерам эти славянские области так велики, что могут быть сопоставлены с целыми государствами. Тщательное изучение этих областей показывает, что каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен, названия которых в источниках по истории Руси не сохранились. У западных славян русский летописец упоминает точно так же только такие крупные области, как, например, землю лютичей, а из других источников известно, что лютичи- это не одно племя, а объединение восьми племен. Следовательно, термин «племя», говорящий о родственных связях, следует применять к значительно более мелким подразделениям славянства, уже исчезнувшим из памяти летописца. Области же восточных славян, упоминаемые в летописи, надо рассматривать не как племена, а как федерации, союзы племен.
В глубокой древности восточное славянство состояло, по-видимому, из 100- 200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40 - 60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). В пределах племени был свой «град». Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там имелось святилище, куда собирались представители всего племени.
Эти «грады» еще не были настоящими городами, но многие из них, являвшиеся в течение нескольких веков центрами племенной округи, с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.
Следствием крупных изменений в структуре родовых общин, сменяемых соседскими общинами, явился процесс формирования союзов племен, особенно интенсивно протекавший с V в. Писатель VI в. Иордан говорит, что общее собирательное имя многолюдного народа венедов «изменяется теперь в зависимости от различных племен и местностей». Чем сильнее шел процесс распада первобытной родовой замкнутости, тем прочнее и долговечнее становились союзы племен.
Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение упомянутых выше пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине I тысячелетия н. э.

Таким образом, на протяжении VI - IX вв. возникали предпосылки феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.
Закономерное внутреннее развитие славянского общества осложнялось рядом внешних факторов (например, набегами кочевников) и непосредственным участием славян в крупнейших событиях мировой истории. Это делает изучение дофеодального периода в истории Руси особенно сложным.

Происхождение Руси. Формирование древнеруссной народности

Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь». о котором говорят летописцы. Принимая без особой критики летописную легенду о призвании князей, историки стремились определить происхождение той «руси», к которой эти заморские князья будто бы принадлежали. «Норма-нисты» настаивали на том, что «русь»- это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии сведений о племени или местности по имени «русь» давно уже поколебало этот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории.

Земли и государства славян:

Восточных

Западных

Границы государств на конец IX в.

Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д. Только небольшая часть ученых, опираясь на прямые свидетельства источников, отстаивала славянское происхождение руси.
Советские историки, доказав, что летописную легенду о призвании князей из-за моря нельзя считать началом русской государственности, выяснили также, что отождествление в летописи руси с варягами является ошибочным.
Иранский географ середины IX в. Ибн-Хордадбех указывает, что «русы суть племя из славян». В «Повести временных лет» говорится о тождестве русского языка со славянским. В источниках имеются и более точные указания, помогающие определить, среди какой части восточного славянства следует искать русь.
Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «яже ныне зовомая русь». Следовательно, древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в земле полян, на которых впоследствии перешло имя руси. Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда слова «Русская земля», «Русь» употребляются в земли следует считать более древним и очень узком, географически ограниченном смысле, обозначая лесостепную полосу от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа. Это узкое понимание Русской земли следует считать более древним и возводить его к VI-VII вв., когда именно в этих пределах существовала однородная материальная культура, известная по археологическим находкам.

К середине VI в. относится и первое упоминание руси в письменных источниках. Один сирийский автор - продолжатель Заха-рии Ритора - упоминает народ «рос», живший по соседству с мифическими амазонками (местоприбывание которых обычно приурочивают к бассейну Дона).
На территории, очерченной летописными и археологическими данными, размещалось несколько издавна живших здесь славянских племен. По всей вероятности. Русская земля получила свое название от одного из них, но достоверно неизвестно, где это племя находилось. Судя по тому, что древнейшее произношение слова «русь» звучало несколько иначе, а именно как «рось» (народ «рос» VI в., «росьские писмена» IX в., «Правда Росьская» XI в.), по-видимому, первоначальное размещение племени «рось» следует искать на реке Роси (притоке Днепра, ниже Киева), где к тому же обнаружены наиболее богатые археологические материалы V -VII вв., в том числе серебряные вещи с княжескими знаками на них.
Дальнейшую историю руси надо рассматривать в связи с образованием древнерусской народности, охватившей в конце концов все восточнославянские племена.
Ядром древнерусской народности является та «Русская земля» VI в., которая, по-видимому, включала славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. В ее состав входили земли полян, северян, руси и, по всей вероятности, уличей. Эти земли и составили союз племен, принявший, как можно думать, имя наиболее значительного в то время племени русь. Русский союз племен, прославившийся далеко за своими пределами как земля рослых и сильных богатырей (Захарии Ритора), был устойчивым и длительным, так как на всем его пространстве сложилась сходная культура и имя руси прочно и надолго закрепилось за всеми его частями. Союз племен Среднего Приднепровья и Верхнего Дона складывался в период византийских походов и борьбы славян с аварами. Аварам не удалось в VI-VII вв. вторгнуться в эту часть славянских земель, хотя они завоевали живших западнее дулебов.
Очевидно, сплочение днепровско-донских славян в обширный союз способствовало их успешной борьбе с кочевниками.
Формирование народности шло параллельно со складыванием государства. Общегосударственные мероприятия закрепляли связи, устанавливавшиеся между отдельными частями страны, и способствовали созданию древнерусской народности с единым языком (при наличии диалектов), со своей территорией, культурой.
К IX - X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык (на основе одного из диалектов первоначальной «Русской земли» VI -VII вв.). Возникла древнерусская народность, объединившая все восточнославянские племена и ставшая единой колыбелью трех братских- славянских народов позднейшего времени - русских, украинцев и белорусов.
В состав древнерусской народности, жившей на территории от Ладожского озера до Черного моря и от Закарпатья до Средней Волги, постепенно вливались в процессе ассимиляции мелкие иноязычные племена, подпадавшие под воздействие русской культуры: меря, весь, чудь, остатки скифо-сарматского населения на юге, некоторые тюркоязычные племена.
Сталкиваясь с персидскими языками, на которых говорили потомки скифо-сарматов, с угро-финскими языками народов северо-востока и другими, древнерусский язык неизменно выходил победителем, обогащаясь за счет побежденных языков.

Образование государства Руси

Образование государства является закономерным завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и антогонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, совершенно отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и по терминологии. Такими племенными органами были, например, «князь», «воевода», «дружина» и др. КI X -X вв. ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства (в южных, лесостепных землях). Родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинную землю, превращались в феодалов, князья племен становились феодальными государями, союзы племен перерастали в феодальные государства. Складывалась иерархия землевладельческой знати^ устанавливалось. соаод^-чинение князей разных рангов. Молодой формирующийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и закабалить свободное крестьянское население, а также обеспечил бы защиту от внешних вторжений.
Летописец упоминает ряд княжеств- федераций племен дофеодального периода: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Полоцкое, Словенбкое. Некоторые восточные писатели сообщают, что столицей Руси являлся Киев (Куяба), а кроме него, особенную известность получили еще два города: Джерваб (или Артания) и Селябе, в которых, по всей вероятности, нужно видеть Чернигов и Переяс-лавль - стариннейшие русские города, всегда упоминаемые в русских документах рядом с Киевом.
Договор князя Олега с Византией начала X в. знает уже разветвленную феодальную иерархию: бояр, князей, великих князей (в Чернигове, Переяславле, Любече, Ростове, Полоцке) и верховного сюзерена «великого князя русьского». Восточные источники IX в. называют главу этой иерархии титулом «хакан-рус», приравнивая киевского князя к владыкам сильных и могущественных держав (аварский каган, хазарский каган и т.д.), соперничавших иногда с самой Византийской империей. В 839 г. этот титул попал и в западные источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей Руси все источники единодушно называют Киев.
Уцелевший в «Повести временных лет» отрывок первоначального летописного текста позволяет определить размеры Руси первой половины IX в. В состав древнерусского государства вошли следующие племенные союзы, имевшие ранее самостоятельные княжения: поляне,северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородски словене. Кроме того летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен, плативших дань Руси.
Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Лрибалтики и Поволжья.
Княжила в этом государстве, по всей вероятности, династия Кия последними представителями которой (судя по некоторым летописям) были в середине IX в. князья Дир и Аскольд. О князе Дире арабский автор Х в. Масуди пишет: «Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Позднее Новгород завоевал варяжский князь Рюрик, а Киев захватил варяжский князь Олег.
Другие восточные писатели IX- начала X в. сообщают интересные сведения о земледелии, скотоводстве, пчеловодстве на Руси, о русских оружейниках и плотниках, о русских купцах, путешествовавших по «Русскому морю» (Черному морю), а другими путями пробиравшихся на Восток.
Особый интерес представляют данные о внутренней жизни древнерусского государства. Так, среднеазиатский географ,пользовавшийся источниками IX в., сообщает, что «у русов существует класс рыцарей», то есть феодальной знати.
Деление на знатных и бедных знают и другие источники. По данным Ибн-Русте (903 г.), восходящим к IX в., царь русов (т. е. великий князь киевский) судит и иногда ссылает преступников «к правителям отдаленных областей». На Руси существовал обычай «божьего суда», т.е. решения спорного дела поединком. За особо тяжелые преступления применялась смертная казнь. Царь русов ежегодно объезжал страну, собирая дань с населения.
Превращавшийся в феодальное государств во Русский племенной союз подчинял себе соседские славянские племена и снаряжал далекие походы по южным степям и морям. В VII в. упоминаются осады русами Константинополя и грозные походы русов через Хазарию к Дербентскому проходу. В VII - IX вв. русский князь Бравлин воевал в хазарско-ви-зантийском Крыму, пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). О русах IX в. среднеазиатский автор писал: «Они воюют с окрестными племенами и побеждают их».
Византийские источники содержат сведения о русах, живших на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х годах IX в.
Русское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерноro развития общества. Одновременно с ним возникли и другие славянские государства-Болгарское царство, Великоморавская держава и ряд других.
Поскольку норманисты сильно преувеличивают воздействие варягов на русскую государственность, необходимо решить вопрос: какова же в действительности роль варягов в истории нашей Родины?
В середине IX в., когда в Среднем Приднепровье уже сложилась Киевская Русь, на далеких северных окраинах славянского мира, где славяне мирно жили бок о бок с финскими и латышскими племенами (чудь, корела, летьгола и др.), стали появляться отряды варягов, приплывавших из-за Балтийского моря. Славяне и чудь прогоняли эти отряды; мы знаем, что киевские князья того времени посылали свои войска на север для борьбы с варягами. Возможно, что именно тогда рядом со старыми племенными центрами Полоцком и Псковом вырос на важном стратегическом месте у озера Ильмень новый город - Новгород, который должен был преградить варягам путь на Волгу и на Днепр. На протяжении девяти столетйй вплоть до постройки Петербурга, Новгород то оборонял Русь от заморских пиратов, то был «окном в Европу» для торговли северорусских областей.
В 862 или 874 г. (хронология сбивчива) варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом. От этого искателя приключений, возглавившего небольшую дружину, без особых оснований велась генеалогия всех русских князей «Рюриковичей» (хотя русские историки XI в. вели родословную князей от Игоря Старого, не упоминая о Рюрике).
Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепления-лагеря рядом с ними. Под Новгородом они жили в «Рюриковском городище», под Смоленском - в Гнездове, под Киевом - в урочище Угорском. Здесь могли быть и купцы, и нанятые русскими варяжские воины. Важно то, что нигде варяги не были хозяевами русских городов.
Археологические данные показывают, что количество самих варяжских воинов, живших постоянно на Руси, было очень невелико.
В 882 г. один из варяжских предводителе; Олег пробрался из Новгорода на юг, взял Любеч, служивший своего рода северными воротами Киевского княжества, и приплыл в Киев, где ему обманом и хитростью удалось убить киевского князя Аскольда и захватить власть. До сих пор в Киеве на берегу Днепра сохранилось место, называемое «Аскольдовой могилой». Возможно, что князь Аскольд был последним представителем древней династии Кия.
С именем Олега связано несколько походов за данью к соседним славянским племенам и знаменитый поход русских войск на Царьград в 911 г. По-видимому Олег не чувствовал себя хозяином на Руси. Любопытно, что после успешного похода в Византию он и окружавшие его варяги оказались не в столице Руси, а далеко на севере, в Ладоге, откуда был близок путь на их родину, в Швецию. Странным кажется и то, что Олег, которому совершенно неосновательно приписывается создание Русского государства, бесследно исчез с русского горизонта, оставив летописцев в недоумении. Новгородцы, географически близкие к варяжским землям, родине Олега, писали, что, по одной известной им версии, после греческого похода Олег пришел в Новгород, а оттуда в Ладогу, где он умер и был похоронен. Согласно другой версии, он уплыл за море «и уклюну (его) зим в ногу и с того (он) умре». Киевляне же, повторив легенду о змее, ужалившей князя, рассказывали, что будто бы его похоронили в Киеве на горе Щекавице («Змеиной горе»); возможно, название горы повлияло на то, что Щекавицу искусственно связали с Олегом.
В IX - X вв. норманны играли важную роль в истории многих народов Европы. Они нападали с моря большими флотилиями на берега Англии, Франции, Италии, завоевывали города и королевства. Некоторые ученые полагали, что и Русь подверглась такому же массовому вторжению варягов, забывая при этом, что континентальная Русь была полной географической противоположностью западным морским государствам.
Грозный флот норманнов мог внезапно возникнуть перед Лондоном или Марселем, но ни одна варяжская ладья, вошедшая в Неву и плывущая вверх по течению Невы, Волхова, Ловати, не могла остаться незамеченной русскими сторожами из Новгорода или Пскова. Система волоков, когда тяжелые, глубокосидящие морские суда нужно было вытаскивать на берег и десятки верст катить по земле на катках, исключала элемент внезапности и отнимал у грозной армады все ее боевые качества. Практически и в Киев могло попасть лишь столько варягов, сколько разрешал князь Киевской Руси. Недаром в тот единственньй раз, когда варяги напали на Киев, им пришлось притвориться купцами.
Княжение варяга Олега в Киеве - незначительный и недолговременный эпизод, излишне раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и позднейшими историками-норманистами. Поход 911 г. - единственный достоверный факт из его княжения- стал знаменит благодаря той блестящей литературной форме, в которой он был описан, но по существу это лишь один из многих походов русских дружин IX - Х-вв. на берег Каспия и Черного моря, о которых летописец умалчивает. На протяжении X в. и первой половины XI в. русские князья нередко нанимали отряды варягов для войн и дворцовой службы; им нередко поручались убийства из-за угла: наемные варяги закололи, например, князя Ярополка в 980 г., они убили князя Бориса в 1015 г.; варягов нанимал Ярослав для войны со своим родным отцом.
Для упорядочения взаимоотношений наемных варяжских отрядов с местной новгородской дружиной в 1015 г. была издана в Новгороде Правда Ярослава, ограничивавшая произвол буйных наемников.
Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. Появившись как «находники», пришельцы, привлеченные блеском богатой, уже далеко прославившейся Киевской Руси, они отдельными наездами грабили северные окраины, но к сердцу Руси смогли.пробраться только однажды.
О культурной роли варягов нечего и говорить. Договор 911 г., заключенный от имени Олега и содержащий около десятка скандинавских имен Олеговых бояр, написан не на шведском, а на славянском языке. Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли.
Короткий период Олегова «княжения» - 882 - 912 гг. - оставил в народной памяти эпическую песню о смерти Олега от своего собственного коня (обработанную А. С. Пушкиным в его «Песни о вещем Олеге»), интересную своей антиваряжской тенденцией. Образ коня в русском фольклоре всегда очень благожелателен, и если уже хозяину, варяжскому князю, предречена смерть от его боевого коня, значит, он того заслуживает.
Борьба с варяжскими элементами в русских дружинах продолжалась до 980 г.; следы ее есть и в летописи, и в былинном эпосе - былина о Микуле Селяниновиче, помогавшем князю Олегу Святославичу бороться с варягом Свенельдом (черным вороном Санталом).
Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом.

Слайд 2

Что изучает наука история?

Прошлое человечества

Слайд 3

На территории нашей страны люди жили 35 – 40 тысяч лет назад.

Слайд 4

Памятник « Тысячелетие России»

  • Слайд 5

    России -1000 лет.

    Слайд 6

    Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна тысяча?

    Слайд 7

    Что такое государство?

    Государство- организация общества в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, служба порядка, армия.

    Слайд 8

    Что такое страна?

    Страна- территория с границами, в которой находится правительство. Главный город – столица.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Восточные славяне

    Восточные славяне- племена, которые в древности жили на территории нашей Родины. От них произошли современные народы – русские, белорусы, украинцы.

    Слайд 12

    Племя- союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка. Род- союз семей, происходящих от одного и того же предка.

    Слайд 13

    Где и как жили древние славяне

    Расселение славянских племен началось в 6 веке. Шло оно вверх по Днепру и его притокам. Здесь уже начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные. Среди лесов текли полноводные реки. По берегам этих рек строили поселки славяне.

    Слайд 14

    Земледелие

    Земледелие было основное занятие восточных славян. Это подтверждается археологическим раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля)

    Слайд 15

    Бортничество

    У славян развивалось бортничество- сбор меда диких пчел. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами « бортями» и даже их создание.

    Слайд 16

    Охота и рыболовство

    Охотились славяне на самых разнообразных животных. Реки изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

    Слайд 17

    Сварог

    Сварог- Бог огня, кузнечного дела. Небесный кузнец и великий воин. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом. Именно Сварог подарил Людям клещи и научил выплавлять медь и железо.

    Слайд 18

    Род –родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг.

    Слайд 19

    Какие события указывают на начало образования государства?

    Сильная дружина – служба порядка. Киев – столица. « Племена объединились» – единая территория, граница. Великий князь – правительство, законы.

    Слайд 20

    Великий князь Олег

    В 882 году объединил под своей властью большинство восточно- славянских племён.

  • Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...