По способу образования. Классификация согласных звуков русского языка

Рецензент

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы
и языкознания Института русской филологии ТГУ имени Г.Р. Державина
Л.И. Дмитриева

М74 Моисеева Л.С. Фонетика. Фонология. Орфоэпия: учеб.-метод. пособие для самост. работы студентов-иностранцев / Л.С. Моисеева; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 57 с. Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме подготовки филолога, способного самостоятельно оценивать прогрессивность и научность различных подходов в лингвистике, и адресовано иностранным студентам, изучающим русский язык на продвинутом этапе. Предназначено как для самостоятельной работы иностранных учащихся по совершенствованию собственной речевой культуры, так и для аудиторной работы в коллективе студентов-стажеров. УДК 482.(075.8) ББК 81.2Рус-923
Ó ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2010
Предисловие …………………………………………………..
1. Фонетика …………………………………………………...
1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка
1.2. Характеристика звуков по месту и способу образования
1.2.1. Характеристика гласных по месту образования
1.2.2. Характеристика согласных по месту и способу образования ……………………………………………
1.3. Характеристика согласных по признаку «твердости-мягкости» ………………………………………………
1.4. Задания с комментариями ……………………………..
2. Фонология
2.1. Фонетика и фонология как самостоятельные разделы языкознания ……………………………………………
2.2. Фонологические школы ……………………………….
2.3. Задания с комментариями ……………………………..
3. Орфоэпия
3.1. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка ………………………..
3.1.1. Произносительные нормы гласных …………...
3.1.2. Произносительные нормы согласных …………
3.1.3. Произношение сочетаний гласных и согласных
3.1.4. Особенности произносительной нормы в некоторых грамматических формах ………………………
3.2. Вариантность орфоэпической нормы ………………...
3.3. Задания с комментариями ……………………………..
4. Тесты………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ

Свободное и полное овладение языком – длительный, трудоемкий, а главное, индивидуальный процесс. Учителя могут лишь вовлечь своих учеников в этот процесс, помогая им развить уверенность в способности овладеть речью, показывая им пути, давая пояснения и советы. Немногие выучивают язык сразу; для тех же, кому он дается с трудом, учитель должен по крайней мере постараться сделать изучение языка приятным и полезным.

В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова

Самостоятельная работа в системе современного гуманитарного образования является важной и необходимой составляющей научно-исследовательской деятельности студента. Формировать и совершенствовать навыки планомерной творческой самостоятельности в научном плане необходимо на самых начальных этапах обучения. Особую значимость этот вид работы имеет в среде иностранных студентов, изучающих русский язык в университете. Освоение языка на продвинутом этапе базируется на уже имеющихся у студента знаниях и умениях, поэтому в ряде случаев нет необходимости детально рассматривать некоторые языковые факты и явления, о которых у студента имеются знания, или сложившиеся лингвистические навыки позволяют учащимся полностью самостоятельно или с помощью некоторых дополнительных сведений сделать правильные умозаключения. Поэтому мы считаем, что при обучении студента-иностранца неизбежна и в педагогическом плане полезна опора на имеющиеся знания и сформированные положительные навыки ученика. Целесообразно часть материала, уже известного учащемуся или несложного для его понимания, вынести на самостоятельное освоение.

Кроме того, выполнение предлагаемых в пособии заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому студенту, поскольку предоставляет ему возможность работать в том темпе, который свойствен изучающему язык (характерен для уровня его знаний и психофизических возможностей), позволяет постепенно овладевать навыками общения на языке и более результативно усваивать всю полученную информацию. Индивидуальный подход к каждому слушателю позволяет осуществить изучение языка в режиме самостоятельной работы при отработке навыков четкого правильного произношения и при формировании в практическом применении орфоэпической нормы.

Все это работает на хороший результат, способствует уверенному применению знаний русского языка на практике, расширению коммуникативных возможностей обучающихся в современном стремительно развивающемся мире. Практика преподавания показывает, что это оптимальный вариант овладения языком и современной речью.

С этой целью был составлен этот сборник упражнений с интересными и творческими заданиями, в которых даны комментарии; образцы, примеры анализа языковых единиц или явлений; некоторые справочные материалы в форме таблиц, схем или адаптированных научных текстов.

Цель пособия – профессионально-лингвистическая подготовка студентов-иностранцев, формирование лингвистического мышления, вооружение их теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для развития профессиональных компетенций.

Базируясь на имеющиеся у студентов-стажеров первоначальные знания о звуковом строе русского языка и сформированные умения и навыки произношения:

1) подготовить студента к восприятию научного материала о фонетической структуре и основных функциональных особенностях фонологической системы русского языка;

2) совершенствовать знания в области фонетики русского языка, отрабатывать орфоэпические навыки;

3) формировать культуру устной речи студентов через освоение основных особенностей произносительных стилей и овладение орфоэпическими нормами русского языка.

В результате выполняемой самостоятельной работы должны быть сформированы следующие компетенции:

– лингвистическая (владение основными положениями разделов «Фонетика», «Фонология», «Орфоэпия», умение пользоваться этими знаниями в работе с языковым материалом);

– языковая (практическое владение языком на уровне литературной нормы – орфоэпической);

– коммуникативная (владения разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужие высказывания).


ФОНЕТИКА

Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.

В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.

1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка

Таблица № 1

Характеристика звуков русского языка

Гласные [и], [ы], [у], [а], [э], [о] Согласные
Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ] Шумные (консонанты)
Звонкие [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"] Глухие [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅" ]
Непарные глухие [ц], [ч’], [ш̅’], [х]

Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.

Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.

Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].

Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].

В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"],
[д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].

Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).

Характеристика звуков по месту и способу образования


Похожая информация.


Виды согласных по месту образования:

    Губно-губные (нижняя губа + верхняя губа: м, п, б )

    Губно-зубные (нижняя губа + зубы) (щелевые)

    Переднеязычные-зубные (их больше всего: л, т, д, н )

    Переднеязычные-передненебные (р, ч, ж )

    Среднеязычные-средненебные (только й )

    Заднеязычные-задненебные (к, г, х )

    Заднеязычные-средненебные (к , г ).

Билет № 6. Классификация согласных звуков по способу образования

Виды согласных по способу образования:

    Щелевые (фрикативные; в виде неполного смыка)

    Смычные (в виде полного смыка)

    Дрожащие (вибранты; в виде чередования смыка и размыкания)

Щелевые делятся:

      по месту расположения щели:

    срединные (края языка прижаты к зубам, а посередине языка образуется щель; с, ш, щ, в, ф, й, х )

    боковые (кончик языка упирается в зубы, края его опущены; л )

      по форме:

    круглощелевые

    плоскощелевые

      по количеству щелевых преград:

    однофокусные

    двуфокусные (ш, ж )

Смычные делятся:

    взрывные – после полной задержки воздуха – резкое размыкание органов речи; воздух выходит мгновенно, быстро

    аффрикаты – сложная артикуляция; слитное сочетание смычной и щелевой артикуляции; границу уловить нельзя, так как щелевой элемент очень краток, его нельзя тянуть

  1. имплозивные (нет размыкания – оттого )

Билет № 7. Классификация гласных по уровню шума и участию языка

По уровню шума гласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорные: звук преобладает над шумом (минимальный характер преграды).

Делятся на:

  1. дрожащие

Воздух не разрывает преграды, а обходит ее. Поэтому шума мало.

Перед ними не происходит озвончения, они почти гласные.

При произношении шумных согласных шум преобладает над голосом.

Шумные делятся на:

    глухие: связки разведены, не участвуют в артикуляции

Непарные по школьной программе: ц, щ, ч, х .

Оглушение сонорных факультативно (необязательно) и встречается:

    в начале слова перед шумным глухим ([ртут’] = [ртут’], льстить )

    в конце слова после шумного ([смотр] = [смотр])

    в середине слова перед глухим (заде[рш]кА )

Раньше было: нести – несл . Сейчас глухой Л отпал

Согласный й оглушается в позиции конца слова в эмоциональной речи:

сто[й], отда[й]

Следовательно, все согласные имеют пары по глухости/звонкости.

Билет № 8. Классификация согласных по твердости/мягкости

Артикуляционное отличие.

Мягкость – это акустический результат при поднятии средней части языка к твердому небу.

По латыни небо – «палатум». Поэтому мягкие гласные называются палатализованными, за исключением согласного й , для которого поднятие средней части языка является не добавочной артикуляцией, а основной. Поэтому й – палатальный.

Приподнятие средней части языка – примерно то же положение, что и при произношении гласного и .

Твердые согласные – отсутствие подъема средней части языка.

У русских твердых при этом наблюдается приподнятие задней части языка (веляризация)

По школьной программе всегда твердые: ц, ш, ж ; всегда мягкие: щ, ч, й .

На самом деле все согласные имеют пары, кроме й .

Ц становится мягким только перед звуком с пя[ц’]ся (пяться).

Твердый ч возможен только в позиции перед согласным ш лу[чш]е и в заимствовании по сочетанию [дж].

У звука ж есть мягкая пара, но ее особенность в том, что он всегда при этом долгий. Образуется при [ зж ] , [ дж ] – дрожжи, вожжи.

Ш смягчается перед ч – [ш]чистить, [ш] чаем.

Следовательно, все согласные имеют пары по твердости/мягкости, за исключением й .

Классификация гласных по месту образования учитывает:

– степень подъема языка,

– место подъема языка,

– участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени подъема языка различаются гласные:

– верхнего подъема [и], [ы], [у];

– среднего подъема [э], [о];

– нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:

– переднего ряда [и], [э];

– среднего ряда [ы], [а];

– заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:

– лабиализованные (огубленные) [о], [у];

– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].

Таблица № 2

Характеристика гласных по месту образования

1.2.2. Характеристика согласных по месту
и способу образования

Таблица № 3

Характеристика согласных по месту и способу образования

Участие шума Способ образования Участие голоса Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Передне-язычные Среднеязычные Задне-язычные
зубные небно-зубные средне-небные задне-небные
Шумные Смычные (взрывные) Гл. П П’ Т Т’ К К’
Зв. Б Б’ Д Д’ Г Г’
Аффрикаты Гл. Ц Ц’ Ч Ч’
Зв. (дз) (д’з’) (дж) (д’ж’)
Щелевые (фрикативные) Гл. Ф Ф’ С С’ Ш Ш’ Х Х’
Зв. В В’ З З’ Ж Ж’ j’ (сонор) γ γ’
Сонорные Смычно-проходные Носовые М М’ Н Н’
Боковые Л Л’
Дрожащие Р Р’

В артикуляции выделяют место и способ образования шума.

По месту образования шума согласные разделяются в зависимости от активного (нижняя губа или язык) и пассивного (верхняя губа, зубы и небо) органа речи на следующие группы:

губно-губные ([б], [б"], [п], [п"], [м], [м"]), при их произнесении нижняя губа артикулирует в сторону верхней;

губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]), в которых нижняя губа артикулирует в сторону верхнего ряда зубов;

передне-язычные зубные ([д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [ц], [ц"], [дз], [д’з’], [н], [н"], [л], [л"]), при образовании которых передняя часть языка взаимодействует с верхними зубами;

небно-зубные ([ч], [ч"], [дж], [д’ж’], [ж], [ж’], [ш], [ш"], [р], [р"]) образуются при участии верхнего ряда зубов и неба, в отличие от зубных, язык больше загнут кверху и назад и образует преграду в области твердого неба;

среднеязычный средненёбный (), в образовании которого участвует средняя часть спинки языка;

заднеязычные задненёбные, в образовании которых участвует задняя часть спинки языка ([г], [г"], [к], [к"], [х], [х"], [γ], [γ"]).

По способу образования шума согласные делятся на:

– взрывные (смычные) – [б], [б"], [п], [п"], [д], [д"], [т], [т"], [г], [г"], [к], [к"]. При их произношении возникает смыкание органов речи, которое с силой преодолевается воздушной струей;

– аффрикаты [ч"], [ч] [ц"], [ц]. При произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. При произношении аффрикат необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью неба (при звуке [ч"]), затем воздух размыкает органы речи, через щель воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] – из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ш̅"];

– щелевые (фрикативные, спиранты) – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж̅"], [ш], [ш̅"], [х], [х"] . При их произношении органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух;

– дрожащие (вибрирующие) – [р] и [р"] – образуются при вибрации активных органов речи;

– смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.

1.3. Характеристика согласных по признаку
«твердости-мягкости»

Согласные звуки русского языка в большинстве случаев противопоставлены друг другу по признаку твердости-мягкости: [б] – [б"], [п] – [п"], [в] – [в"], [ф] – [ф"], [д] – [д"], [т] – [т"], [л] – [л"], [м] – [м"], [н] – [н"], [р] – [р"], [с] – [с"], [г] – [г"], [х] – [х"],
[к] – [к"]. Например: [бра́т] – [бра́т"] – брат – брать; [во́с] – [в"о́с] – воз – вёз; [да́л] – [да́л"] – дал – даль; [но́с] – [н"о́с] – нос – нёс [ра́т] – [р"ат] – рад – ряд; [ста́л] – [ста́л"] – стал – сталь.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется дополнительное движение: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому небу, как при звуке , вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое условно называется мягкостью.

В ряде учебных пособий указывается, что не имеют пар по признаку «твердости-мягкости» и являются только твердыми: [ж], [ц], только мягкими: [ч"], . Но в лингвистической литературе распространена и другая точка зрения. См. задания № 4, 5, 10, 11 (пункт 1.4).

Задания с комментариями

Задание № 1. Сколько букв О и звуков [о] в данном предложении? Объясните почему?

Звонят во все колокола.

Задание № 2. Определите, какой звук произносится на месте буквы И в следующих словах. Каким фонетическим процессом вызваны такие изменения? Помните, что в древнерусском языке звук [и] выступал после звука [ъ] (отъ игры, другъ Иван), который позднее был утрачен. Оказавшись после твердого согласного, [и] стал произноситься как [ы]: [ат ыгры"], [друк Ыва"н].

Играть – стал играть, искры – от искры, Виталию – в Италию, известие – без известий, изба – к избе, июнь – в июньский, инженер – об инженере.

Задание № 3. Отгадайте загадку. Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? Сколько раз в этой загадке встречается звук [п] и какими буквами он обозначается?

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Задание № 4. Как вы думаете, почему в словах жизнь, живой, лежи, жить, тишина, шина, шипеть и др. после [ж], [ш] пишется И, а произносится [ы].

Обдумывая ответ, учтите, что звуки [ж], [ш] в древнерусском языке до XV столетия были мягкими, а потом отвердели.

Задание № 5. Прочитайте высказывания Л.Л. Касаткина и М.В. Панова и решите, соответствуют ли данные учебника явлениям русского языка на современном этапе?

«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях» .

«…вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)».

Задание № 6. Прочитайте слова, запишите их произношение в транскрипции, произнесите и запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Лён, лей, лоб, люк, ток, шёл, шей, куб, лёд.

Задание № 7. Затранскрибируйте текст. Выделите согласные и дайте им полную характеристику по месту и способу образования. Ударные и безударные гласные охарактеризуйте по ряду, подъему и лабиализации. (Для справок можете использовать таблицы № 2 «Характеристика гласных по месту образования» и № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования»).

Образец: [м’и"лыj’]

[м’] – согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, мягкий;

[и] – гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

[л] – согласный, сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, зубной, твердый;

[ы] – гласный, безударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

– согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим.

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, –

Нам рано предаваться ей.

(Н.А. Некрасов)

Задание № 8. Составьте слова по данным характеристикам звуков. Нумерация отражает последовательность звуков в слове.

I. (1) Согласный, шумный, смычный, заднеязычный, задненебный, звонкий, твердый; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, щелевой, переднеязычный, зубной, глухой, мягкий.

II. (1) Согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, безударный; (3) согласный, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, боковой, твердый;
(4) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный.

III. (1) Согласный, сонорный, смычно-проходной, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, мягкий; (2) гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, взрывной, губно-губной, глухой, твердый; (4) гласный… Дальнейшую характеристику сделайте сами.

Задание № 9. Затранскрибируйте слова. Какие фонетические процессы происходят в них?

Образец:

Березка [б’и\э 1 р ˚ 2 ˙о"с 3 ка] –

1) [и\э] – редукция гласного в слабой позиции первого предударного слога после мягкого согласного;

2) аккомодация контактная, регрессивная по признаку лабиализации (огубленности): согласный [р’] приспосабливается к произнесению гласного [о]; параллельно с этим процессом гласный аккомодирует согласному: после мягкого [р’] гласный в начале своей длительности продвигается вперед и вверх – аккомодация контактная, прогрессивная;

3) ассимиляция частичная, контактная, регрессивная по признаку звонкости-глухости: согласный [з] (ср.: бере[з]а) уподобляется следующему за ним звуку [к] по признаку отсутствия голоса (оглушается).

Сердце [с’ 1 ˙э"р 2 цъ 3 ] –

1) аккомодация: гласный приспосабливается к мягкости согласного и продвигается вперед и вверх в начале своей длительности (экскурсии);

2) диереза – выкидка звука [д] в сочетании [рдц] (непроизносимый согласный);

3) [ъ] – редукция гласного в слабой позиции конечного заударного открытого слога.

Юбка, поздно, просьба, сшить, радостный, косьба, легкий, бездна.

Задание № 10. Затранскрибируйте сочетания слов. Там, где необходимо, обозначьте звонкие аллофоны фонем <ц>,<ч>,<х> как звуки [дз], [д’ж’], [γ]. Обратите внимание, что в ряде учебных пособий противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость–глухость и твердость–мяг-кость. Некоторые согласные характеризуются как непарные по какому-либо признаку. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами Л, М, Н, Р, Й; как всегда глухие – Х, Ц, Ч, Щ; как всегда мягкие – Ч, Щ. Это связано с тем, что данные звуки не могут иметь противоположных признаков в позиции с гласным. Например, в слове ЦАПЛЯ [ца пл’а] звук [ц] характеризуется как согласный твердый непарный, глухой непарный, так как в русском языке нет примеров, в которых в позиции с гласным [ц] имел бы признаки звонкости и мягкости.

Младенец уснул – младенец закричал, колодец в степи – колодец за домом, врач выслушал – мяч зеленый, скрипач уже выступил – скрипач же выступил, подсолнух зацвел – подсолнух созрел.

Задание № 11. Обратите внимание, как вы произносите следующие слова и словосочетания. Затранскрибируйте их. Какие фонетические процессы происходят на месте выделенных букв? Имеют ли пары по мягкости-твердости согласные [ч’] и [ц]?

От ш убы, под ш убой, подш утил, отш умел; мать С ережи, пятьс я (повелительное наклонение глагола пятиться), пять с екунд, под с еном.

При выполнении этого упражнения обратите внимание на таблицу № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования» и сведения из вузовских учебников:

«Согласные звуки образуют пары по твердости–мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’] и др. Звук [ч’] мягкий, у него тоже есть твердая пара – звук [ч], который бывает перед [ш]: лу[ч]ше. Звук [ц] твердый, а мягкая его пара – [ц’], который произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся – пяться».

Задание № 12. Затранскрибируйте пары слов и распределите их по группам: исторические чередования, позиционные изменения (живые фонетические чередования). Образец выполнения:

Таблица

Исторические чередования Позиционные изменения
косить – кошу [кас" ит" – каш у] корова – коровка [каров а – кароф ка]

Помните, что исторические чередования невозможно объяснить с точки зрения современного состояния системы, они обусловлены историческими законами. Например: нет друГа – друЖить – друЗья. Эти чередования исторические. Изменения, которые на современном этапе функционирования языка можно охарактеризовать как процессы ассимиляции, диссимиляции, аккомодации, диерезы и т.п., являются позиционными.

Корова – коровка, косить – кошу, лоб – лба, мост – мостик, подруга – друзья, кружок – кружка, Зоя – с Зоей, носить – ношу, береза – березка, мороз – мороза, жечь – сжечь, рука – ручка, дать – отдать, грозить – грожу, возить – вожу, грибок – грибка, таз – таза.

Задание № 13. В приведенных словах исправьте орфографические ошибки, которые были спровоцированы неправильным произношением.

Скомпроментировать, константировать, подскользнуться, надсмехаться, беспрецендентный, скурпулезный, троллебус, транвай, эскаватор, экскалатор, инциндент, учереждение, подчерк, будующий, палувер, друшлаг.

Задание № 14. В русской лингвистике первые попытки определения законов слогоделения предпринял В.К. Тредиаковский. С тех пор прошло более двух веков. Существует ли в настоящее время единая непротиворечивая теория слогораздела?
В качестве справочного материала можете использовать высказывания ведущих лингвистов:

«Теория слога принадлежит к труднейшим проблемам фонетики» (Л.В. Щерба).

«Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам» (А.А. Реформатский).

«Хотя практически деление речи на слоги не представляет больших затруднений, теоретически вопрос о сущности слога и слогоделении является одним из труднейших вопросов фонетики» (Л.И. Житенева).

«Уловить на слух количество слогов в слове или в другом коротком отрезке текста практически нетрудно, даже если это слово или текст незнакомого нам языка. Труднее бывает уловить точное место слогораздела, т.е. место границы между двумя соседними слогами. Но еще более трудными оказываются теоретические проблемы, связанные со слогом и слогоделением… природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными» (Ю.С. Маслов).

«Какова акустическая природа слогового звука? Где проходит граница между слогами в слове? На эти вопросы пока нет окончательных ответов» (А.М. Камчатнов, Н.А. Николина).

ФОНОЛОГИЯ

2.1. Фонетика и фонология как самостоятельные
разделы языкознания

В лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном и функциональном. Соответственно этим планам выделяют как самостоятельные разделы: фонетику и фонологию. Единицей фонетики является звук, фонологии – фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос: как образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения. Звуки речи определяют как минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Фонологический аспект изучает собственно лингвисти-ческую сторону фонемы и отвечает на вопрос: какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.

Классификация согласных звуков

Фонетика – раздел языкознания, который занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов. Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Фонема – наименьшая звуковая единица языка, посредством которой различается смысл слов. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласными называются звуки, состоящие из голоса: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Согласными называются звуки, состоящие из одного шума [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ], или голоса и шума [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[л],[м],[н],[р].

Классификация согласных звуков. Русские согласные классифицируются по 4 признакам: 1. В зависимости от степени участия голоса и шума; 2. По месту образования шума или месту образования преграды; 3. По способу образования шума или способу образования преграды. 4. По наличию или отсутствию смягчения.

[р҆ ], [л],[л҆],[м],[м҆],[н], [н҆]. Если голосовые связки напряжены слабо, работают неактивно, производят слабый голос – образуются звонкие шумные согласные [б],[б ҆],[в],[в҆],[д],[д҆],[з],[з҆],[ж],[г],[г҆],[й],[ж҆ долгий],[ж долгий]. Голосовые связки могут быть полностью расслаблены, не производить голоса – шумные глухие согласные [п],[п҆],[ф],[ф҆],[т],[т҆],[с],[с҆],[ш],[к],[к҆],[х],[х҆],[ш҆ долгий],[ц],[ч҆]. Звонкие и глухие согласные, объединенные в пары, образуют соотносительные ряды согласных звуков по звонкости/глухости. Но не все согласные звуки являются членами рядов по звонкости/глухости. Непарные по глухости, т.е. всегда звонкие – сонорные, непарные по звонкости, т.е. всегда глухие – [х],[ц],[ч҆],[ш҆ долгий].

По месту образования шума или месту образования преграды.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [д], [д"], [с], [с], [з],[з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные - [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

По способу образования шума или способу образования преграды

1)смычка , когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные , или взрывные , согласные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"];

2) щель , когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые , или фрикативные , звуки [ф], [ф"], [в], [в"], [с],[с"], [з], [з"], [ш], [ш":], [ж], [ж":], [j], [х], [х"];

3) вибрация , когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков - дрожащие сонорные, или вибранты , [р] /[р"]).

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, - так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч"].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м"], [н], [н"]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л"], называемые также латеральными, или боковыми согласными ).

4. По наличию или отсутствию смягчения. Отсутствие или наличие палатализации зависит от наличия дополнительной среднеязычной артикулляции. Звуки [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [п], [ф], [к], [т], [с], [х], [ц], [ш], - твёрдые; звуки [б"], [в"], [г"], [д"], [з"], [ж" долгий], [л"], [м"], [н"], [р"], [j], [п"], [ф"], [к"], [т"], [с"], [х"], [ч"], [ш" долгий] - мягкие согласные звуки. Большинство русских согласных звуков составляют пары по твердости/мягкости: [б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] - [н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [х] - [х"]; [ф] и [ф"]. В этих парах звуки одинаковы по всем другим артикуляторным признакам (глухости/звонкости, способу и месту образования), кроме признака твердости/мягкости.

Не все русские согласные образуют пары по твёрдости / мягкости. Звук [ц] - всегда твёрдый, звуки [j] и [ч"] - всегда мягкие, для твёрдых [ш] и [ж] мягкие корреляты всегда образуют долгие звуки ([ш":] и [ж":]).

В транскрипции мягкость согласного изображается с помощью специального знака - апострофа ([б"]). В графике твёрдый и мягкий звуки обозначаются одной буквой (звуки [б] и [б"] - буквой "б"), поэтому существуют специальные правила обозначения мягкости согласных на письме.

| следующая лекция ==>
Генетическая психология Ж.Пиаже |

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Безусловно, большая часть звуков русского языка - согласные. Их соотношение с гласными 37/6. Для сравнения приведем данные из книги А.А.Леонтьева «Путешествие по карте языков мира»: в армянском языке согласных 40, в саамском - 53, а в языках полинезийской семьи самый «богатый» согласными маорийский язык, который насчитывает всего 10 согласных звуков.

Таким образом, русский язык можно назвать умеренно согласным.

Разумеется, чем больше звуков какого-либо типа в языке, тем больше должно быть признаков, по которым их различают. Поэтому, если для «опознания» гласных русского языка нужно не более трех характеристик, то согласные характеризуются по пяти основным признакам:

1) уровень шума;

З) место образования преграды;

4) способ образования звука, то есть способ пр одол ния преграды воздушной

Струей;

5) твердость/мягкость.

1. По уровню шума (степени его интенсивности) выделяют шумные согласные и сонорные . Шумные - [п], [б], [с], [ж] и др. – произносятся с бо льшей

напряженностью органов речи: струя воздуха с большей силой преодолевает довольно узкую преграду, в результате чего степень интенсивности шума значительно больше, чем у сонорных. Сонорные - [р], [л], [м], [ j ] и др. – произносятся с меньшим напряжением, ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных больше, поэтому уровень шума ниже, чем при артикуляции шумных.

2. По участию/неучастию голоса выделяют согласные, произносимые голосом, и согласные, произносимые только при помощи шума. Первая группа, в свою очередь, делится на сонорные , у которых тон преобладает над шумом, и звонкие , у которых шум преобладает над голосом. Вторая группа – глухие согласные, произносимые только при помощи шума. По глухости/звонкости согласные образуют пары: [б] - [п], [д] - [т], [ж] - [ш] и т.д. Звуки, которые в школе мы называем непарными (сонорные, [х], [ц], [ч’]), в потоке речи имеют пары по глухости/звонкости. Так, в конце слова перед паузой или перед глухим шумным сонорные звонкие меняются на сонорные оглушенные; особенно выражено оглушение после глухих согласных: Kpa[j], вa[л ̭̭ ], воп[л ], рит[м], Пет[р ]. Глухой щелевой [х] перед звонкими согласными меняется на звонкий щелевой [γ] : мои[γ] детей, мо[γ] зелен,дву[γ]годичный . Кроме того, этот звук является орфоэпической нормой в некоторых словах: бу[γ]алтер, [γ]осподи, ради бо[γ]а . Глухой [ц] перед звонкими шумными меняется на звонкий [дз] : пла[дз]дарм, коне[дз] года, оте[дз] добрый . Глухой [ч’] перед звонким шумным меняется на [д ж ] : но[д ж ] белая, до[д ж ’] брата .

В общем виде эти две классификации можно представить в виде схемы:

Примечание : долгота (обозначается знаками: или ¯) или краткость согласного в русском литературном языке не является основанием классификации, поэтому в современных работах по фонетике более употребительны обозначения [ж ] и [ ш ].

3. По месту образования преграды классификация согласных строится с учетом двух факторов: активного (подвижного) и пассивного (неподвижного) органов речевого аппарата, взаимодействие которых создает необходимую для произнесения согласного звука преграду:

Таким образом, согласные различаются:

4. Способ образования согласного характеризует то, каким образом воздушная струя преодолевает препятствие на своем пути. Если препятствие образовано неполным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя проходит через получившуюся щель; при этом образуется характерный шум трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые согласные. Если преграда образована плотным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя преодолевает препятствие способами, характерными для смычных согласных.

Щелевые (фрикативные)

1) срединные образуются посередине между сближенными в узкую щель органами: [в], [в ], [ф], [ф ], [з], [з ] [с], [с ], [ж], [ж ], [т], [т ], [х], [х ], [ j ] ;

2) боковые образуются путем прохождения воздушной струи вдоль языка, по его бокам: [л], [л ].

Смычные

1) взрывные (резкое размыкание герметичной смычки и прорыв воздушной струи) [б],[б ],[ п ],[ п ], [д],[д ],[ т ],[ т ], [г ],[г ],[к],

[ к ’ ] ;

2) аффрикаты (или слитные, смычно-щелевые) образуются следующим образом: сначала органы плотно смыкаются, но герметичная смычка не «взрывается, а плавно размыкается в щель: [ц], [ч ]. Иногда используют для обозначения этих согласных знаки [т ͡ с], [т ’͡ ш ], но [ц] не равен [т ͡ с], а [ч ] - [т ’ ͡ ш ], сравните: о целевой – от солевой ;

3) носовые (или смычно- проходные) характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате воздушная струя свободно проходит через носовую полость: [м],[м ], [н],[н ] ;

4) дрожащие (вибранты) образуются путем вибрации - множественном смыкании и размыкании кончика языка с альвеолами - бугорками над верхними зубамии: [р],[р ].

5) имплозивные составляют особую разновидность смычных согласных. Они произносятся на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед аффрикатами:

одел-о[д ’ ел, отдел-о[д ’҅ д ’]ел, коту -[к]оту, к коту - [к ҅ к]оту, отец царя - оте[ц ҅ ц]аря, печь чистая-пе[ч" ҅ ч"]истая.

В отличие от других смычных имплозивные имеют только фазу смычки, за которой не происходит взрыва или возникновения щели, а сразу следует фаза смычки следующего согласного. Имплозивные считают самостоятельными фонетическими единицами, соответствующими определенным фонемам.

5. Твердость звука или мягкость звука определяется характером дополнительной артикуляции, «добавочной» к основному способу образования согласного. Если при образовании звука есть поднятие передне-средней части языка по направлению к твердому (среднему) нёбу, то произносится мягкий (палатализованный ) звук (от лат. palatum «нёбо»)

Для произнесения твердых (веляризованных – от лат. velum palati «нёбная занавеска»)) согласных характерна добавочная артикуляция в виде поднятия задней части языка к заднему мягкому нёбу.

Различия между артикуляцией твердых и мягких согласных можно проследить, если плавно перейти от произнесения [л] к [л ’ ], например, или от [с] к [с ]. Сравните: пыль – пил; мал – мял, лук – люк .

Согласные образуют пары по твердости/мягкости. Это означает, что парные звуки различаются только характером дополнительной артикуляции: [б]-[б ’ ], [п]-[п ], [в]-[в ] и т.д.

Часто школьники и студенты говорят, что звук [ч ’ ] в русском языке всегда мягкий, а [ц] - всегда твердый. Это не так. В потоке слитной речи встречается [ч] твердый - перед [т]: лу[ч] ше, до[ч] шла . У [ц] есть мягкая пара [ц ] на месте [т ] или [ц] перед [с ]: зая[ц ] серый, не траться - тра[ц ]я, меться - ме[ц ] я.

Существуют мягкие пары, чаще всего долгие, у [ш] - [ш ’ :]: [ш]ить - [ш :; у [ж] мягкая пара [ж :] - во[ж : - не реализуется в речи многих говорящих на русском литературном языке.

Единственный звук, который в принципе не может иметь пары по твердости/мягкости, - мягкий [j]. Это объясняется тем что палатализация, добавочная для всех остальных мягких согласных (напомним, что это поднятие средней части языка к среднему, твердому нёбу), для [j] является основной артикуляцией - ведь это единственный среднеязычнo-средненёбный согласный. Без этой артикуляции [j] произнести невозможно, поэтому этот звук называют палатальным, а не палатализованным (т.е. «принёбленным»).

Таким образом, общую артикуляционную классификацию согласных звуков можно представить в виде таблицы (см. далее).

Уровень

шума

Способ образования

Место образования

Губные

переднеязычные

Средне

язычные

Заднеязычные

Губно губные

Губно-зубные

зубные

передне

нёбные

средне

нёбные

средне

нёбные

задне

нёбные

шумные

щелевые

срединные

Ф, В,

Ф’, В’

С, З

С’, З’

Ш, Ж,

Ш’, Ж’

Х’

Х, Υ

сонорные

J

боковые

Л, Л ̭

Л’, Л̭ ’

смычные

носовые

М, М’,

М̭, М̭ ’

Н, Н ̭

Н’ , Н̭ ’

дрожащие

Р, Р̭ ,

Р’, Р̭ ’

шумные

взрывные

П, Б,

П’, Б’

Т, Т’, Д, Д’

К’, Г’

К, Г

аффрикаты

Ц, Ц’,

Д⁀ З

Ч, Ч’,

Д’⁀ Ж’

имплозивные

П҅, Б ҅

П’҅ ,Б’ ҅

Т҅ , Д҅ ,

Т҅ ’, Д҅ ’

К’҅ , Г’ ҅

К҅ , Г ҅

В таблице, безусловно, приведены не все особенности согласных русского языка. Согласные могут приобретать дополнительную артикуляцию в виде огубленности (лабиализации) - вытягивании губ при произнесении даже негубных согласных. Это происходит перед огубленными гласными [о] и [у]. Такие согласные принято обозначать [ О ]. Например, [с]ад - [с о ]уд, [д]ам - [д О ]ом, [ш]ерсть - [ш о ]ок. Выделяют достаточно редкие носовые заднеязычные [ŋ] и [ŋ ’ ] , которые произносятся на месте [н] и [н ] перед [к] и[г] : пу[ŋ]ктир, ко[ŋ]гресс, пе[ŋ ] гнилой и пр.

Итак, чтобы при выполнении второго этапа фонетического анализа дать характеристику согласных звуков, необходимо указать вид каждого согласного по:

б) месту образования

в) способу образования

г) наличию дополнительной артикуляции

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...