Отношение руси с западной европой. Отношения с европейскими странами

Конспект по теме урока «Россия в системе международных отношений 17 века + таблица » (7 класс) по предмету «История России». Смотрите также конспект урока по предмету «Всемирная история».

Внешнеполитические задачи России в 17 веке:

— возвращение Смоленска и других западных земель,
— установление прочных контактов с европейскими государствами,
— выход к Балтийскому морю,
— оборона южных рубежей – борьба с Крымским ханством.

Противостояние России и Швеции

Россия в системе международных отношений 17 века. В результате войн в XVI в. Россия лишилась территорий на северо-западном побережье Ладожского озера, на юго-восточном побережье Финского залива в пользу Швеции, на юго-западе г. Велиж – в пользу Речи Посполитой. Швеция в событиях Смутного времени Швеция сыграла роль агрессора, вторгшись на территорию России (Новгород) в самое трудное для нее время и планируя посадить на русский трон шведского короля.

Династии Романовых предстояло возродить военное и политическое могущество страны, чтобы успешно отстаивать ее интересы на международной арене. И в первую очередь – присоединение Правобережной Украины.

При Михаиле Федоровиче заключен Столбовский мир (1617) - Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижору с берегами Невы и Финского залива.

1656-1661 гг. Русско-шведская война - по Кардисскому миру Швеции уступались города, занятые русской армией в Ливонии, возвращение к условиям Столбовского мира.

Противостояние России и Речи Посполитой

Польский король Сигизмунд III не признавал прав Михаила Федоровича Романова на российский престол, считая российским государем своего сына Владислава . По Деулинскому перемирию (1618) Польша получила Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли; Владислав не отказывался от притязаний на российскую корону. Россия же не могла смириться с потерей своих территорий.

В 1632-1634 гг. произошла Смоленская война. Результаты Смоленской войны (Поляновский мир ) с позиции России оценивается как отрицательные: Россия потеряла все отвоеванные земли. Но с другой стороны – польский король Владислав отказался от притязаний на русский престол.

Русско-турецкая война.

С русско-турецким соперничеством военные кампании России против Крымского ханства были связаны напрямую: Крымское ханство было вассалом Османской империи. Победы над крымцами означали борьбу и с Османской империей.

При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637- 1642) - отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам.

Союзниками России по «Священной лиге» были Священная Римская империя, Речь Посполитая, Венеция и др. Этот союз возник по причине необходимости противостоять Османской империи и Крымскому ханству.

России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг. помешали погодные условия (нестерпимая жара, к которой русские войска были непривычны), отсутствие воды, продовольствия и фуража.

Русско-польская война

Смоленская война, или русско-польская война 1632-1634 годов - война между Русским царством и Речью Посполитой. Россия пыталась восстановить контроль над Смоленском и прилежащими территориями, вошедшими в состав Речи Посполитой по результатам войны 1609-1618 годов.

Война велась в контексте внешнеполитического курса России XVI-XVIII веков, который был нацелен на решение трёх задач: присоединение западнорусских земель, обеспечение выхода к Балтийскому и Чёрному морям, а также достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана. Накануне войны Россия пыталась склонить к совместным действиям против Речи Посполитой Швецию и Османскую империю, но безуспешно, и ей пришлось воевать без союзников.

4 (14) июня 1634 года в селе Семлёво на реке Поляновке был заключен «Поляновский мир» между Россией и Польшей, подтвердивший в основном границы, установленные Деулинским перемирием. К России отошёл только один город - Серпейск. По договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Опыт этой войны сказался на дальнейшем развитии русской армии, поскольку самыми боеспособными частями оказались полки нового строя. В дальнейшем правительство продолжило формирование этих полков, одновременно отказавшись от наёмников.

Русско-китайские отношения в XVII в.

1608 - Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения.

В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву

1618 - Тобольский воевода отправляет в Китай династии Мин посольство казака И. Петлина для установления отношений.

1641-1642 - Поездка казака Е. Вершинина в Китай.

1654-1657 - Посольство Ф. И. Байкова, потерпевшее дипломатическую неудачу, но составившее ряд подробных описаний и документов.

1675-1678 - Посольство Спафария. Маньчжурская империя Цин, захватившая Китай, по-прежнему отказывается признавать русские поселения в Приамурье.

1684 - Атаки маньчжурских войск на русские поселения, осада Албазина и Нерчинска.

1689 - Нерчинский договор - первый договор между Россией и империей Цин, установивший границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров. Подписан в ходе посольства Ф. Головина. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура, а Забайкалье вошло в состав России.

Россия и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом получали преимущества: взаимовыгодная торговля, обмен посольствами, знакомство с культурой народов

Отношения с исламским миром

В XVII в. отношения России со странами исламского мира складывались по-разному.

Например, с Османской империей, самой могущественной мусульманской страной того времени, Россия неоднократно воевала. В частности, об этом свидетельствует война 1676-1681 гг. из-за присоединения к России Левобережной Украины.

Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами

4. Русь и Запад

Термин "Запад" здесь употреблен с оговорками. Двумя "столпами" средневекового Запада были Римская католическая Церковь и Священная Римская империя. С религиозной точки зрения некоторые народы Центральной и Восточной Европы, о которых шла речь в предыдущей главке, - народы Богемии, Польши, Венгрии и Хорватии - принадлежали скорее к "Западу", чем к "Востоку", а Богемия фактически являлась частью империи. С другой стороны, в Западной Европе, как таковой, в это время не было прочного единства. Как мы уже видели, Скандинавия держалась в стороне во многих отношениях и была обращена в христианство много позднее, чем большинство других стран. Англия находилась на протяжении некоторого времени под датским контролем, а в более близкие отношения с континентом она вошла через норманнов - то есть, скандинавов, однако, в данном случае, галлизированных.

На юге Испания, как и Сицилия, на какое-то время стала частью арабского мира. А в торговом отношении Италия была ближе к Византии, чем к Западу. Таким образом, Священная Римская империя и Французское королевство составляли костяк Западной Европы в киевский период.

Обратимся сначала к русско-немецким отношениям. До немецкой экспансии в восточную часть Прибалтики в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков немецкие земли не соприкасались с русскими. Однако некоторые контакты между этими двумя народами поддерживались через торговлю и дипломатию, а также и через династические узы. Основной немецко-русский торговый путь в тот ранний период проходил через Богемию и Польшу. Еще в 906 г. в Раффельштадтском таможенном установлении среди иностранных купцов, приезжающих в Германию, упоминаются богемцы и руги. Ясно, что под первыми имеются в виду чехи, последних же можно отождествить с русскими.

Город Ратисбон стал отправной точкой для немецкой торговли с Русью в одиннадцатом и двенадцатом веках; здесь немецкие купцы, ведущие дела с Русью, образовали особую корпорацию, члены которой известны как "рузарии". Как уже упоминалось, евреи также играли важную роль в торговле Ратисбона с Богемией и Русью. В середине двенадцатого века коммерческие связи между немцами и русскими были также установлены в восточной Прибалтике, где Рига была главной немецкой торговой базой, начиная с тринадцатого века. С русской стороны как Новгород, так и Псков принимали участие в этой торговле, но ее главным центром в этот период был Смоленск. Как уже упоминалось, в 1229 г. был подписан важный торговый договор между городом Смоленском, с одной стороны, и целым рядом немецких городов, с другой. Были представлены следующие немецкие и фризские города: Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Дортмунд и Бремен. Немецкие купцы часто посещали Смоленск; некоторые из них постоянно проживали там. В договоре упоминается немецкая церковь Святой Девы в Смоленске.

С развитием активных коммерческих отношений между немцами и русскими и через дипломатические и семейные связи между немецкими и русскими правящими домами немцы, должно быть, собрали значительное количество сведений о Руси. Действительно, записки немецких путешественников и записи немецких летописцев составляли важный источник знаний о Руси не только для самих немцев, но также и для французов и прочих западных европейцев. В 1008 г. немецкий миссионер Св. Бруно посетил Киев на пути в земли печенегов, чтобы распространять там христианство. Он был тепло принят Владимиром Святым, и ему была предоставлена вся помощь, какую только можно было предложить. Владимир лично сопровождал миссионера до границы печенежских земель. Русь произвела на Бруно самое благоприятное впечатление, так же как и русский народ, а в своем сообщении императору Генриху II он представил правителя Руси как великого и богатого властителя.

Летописец Титмар из Мерзебурга (975 - 1018 гг.) тоже подчеркивал богатство Руси. Он утверждал, что в Киеве было сорок церквей и восемь рынков. Каноник Адам из Бремена в своей книге "История гамбургской епархии" называл Киев соперником Константинополя и ярким украшением греко-православного мира. Немецкий читатель того времени мог также найти интересные сведения о Руси в "Анналах" Ламберта Херсфельда. Ценная информация о Руси была собрана также немецким евреем рабби Мозесом Петахией из Ратисбона и Праги, который посетил Киев в семидесятые годы двенадцатого века на пути в Сирию.

Что касается дипломатических отношений между Германией и Киевом, то они начались в десятом веке, свидетельством чему является попытка Оттона II организовать римско-католическую миссию к княгине Ольге. Во второй половине одиннадцатого века во время междуусобиц среди русских князей князем Изяславом I была предпринята попытка обратиться к германскому императору как к третейскому судье в русских межкняжеских отношениях. Вытесненный из Киева своим братом Святославом II, Изяслав сначала обратился к королю Польши Болеславу II, не получив помощи от этого правителя, он направился в Майнц, где попросил о поддержке императора Генриха IV. Чтобы подкрепить свою просьбу, Изяслав привез богатые подарки: золотые и серебряные сосуды, драгоценные ткани и так далее. В то время Генрих был вовлечен в Саксонскую войну и не мог послать войска на Русь, даже если бы хотел этого. Однако он направил посланника к Святославу, чтобы прояснить дело. Посланник, Бурхардт, был зятем Святослава и поэтому, естественно, был склонен к компромиссу. Бурхардт вернулся из Киева с богатыми дарами, данными в подкрепление просьбы Святослава, обращенной к Генриху, не вмешиваться в киевские дела, на эту просьбу Генрих неохотно согласился. Обращаясь теперь к немецко-русским супружеским связям, надо сказать, что, по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены, включая двух киевских князей - вышеупомянутого Святослава II и Изяслава II. Супругой Святослава была сестра Бурхардта Киликия из Дитмаршена. Имя немецкой жены Изяслава (его первой жены) неизвестно. У двух немецких маркграфов, одного графа, одного ландграфа и одного императора были русские жены. Императором был тот самый Генрих IV, у которого в 1075 г. Изяслав I искал защиты. Он женился на Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода I, в то время вдове (ее первым мужем был Генрих Длинный, маркграф Штаденский. В первом браке она, судя по всему, была счастлива. Ее второй брак, однако, закончился трагично; для достойного описания и толкования ее драматической истории нужен был бы Достоевский.

Первый муж Евпраксии умер, когда ей едва было шестнадцать лет (1087 г.). В этом браке не было детей, и выяснилось, что Евпраксия намеревалась принять постриг в Кведлинбургском монастыре. Однако случилось так, что император Генрих IV во время одного из посещений аббатиссы Кведлинбурга встретил юную вдову и был поражен ее красотой. В декабре 1087 г. его первая жена Берта умерла. В 1088 г. было объявлено о помолвке Генриха и Евпраксии, и летом 1089 г. они поженились в Кельне. Евпраксия была коронована как императрица под именем Адельгейда. Страстная влюбленность Генриха в невесту продлилась недолго, и положение Адельгейды при дворе вскоре стало ненадежным. Вскоре дворец Генриха стал местом непристойных оргий; согласно по крайней мере двум современным летописцам, Генрих вступил в извращенческую секту так называемых николаитов. Адельгейда, которая сперва ничего не подозревала, была принуждена принимать участие в некоторых из этих оргий. Летописцы также рассказывают, что однажды император предложил Адельгейду своему сыну Конраду. Конрад, который был примерно тех же лет, что и императрица, и был дружелюбно расположен к ней, с негодованием отказался. Вскоре он восстал против своего отца. Русские связи с Италией были обусловлены целым рядом факторов, из которых Римская Церковь была, вероятно, наиболее важным. Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г., как мы видели, Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II, а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Как известно, он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г.

Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом. Однако католические прелаты пристально наблюдали за дальнейшими событиями в Западной Руси. В 1204 г., как мы видели, посланники папы посетили князя Галиции и Волыни Романа, чтобы убедить его принять католицизм, однако им это не удалось.

Религиозные контакты Руси с Италией не следует связывать только с деятельностью папы; в ряде случаев они были результатом общераспространенных настроений. Наиболее интересным примером таких стихийных религиозных связей между Русью и Италией явилось почитание реликвии Св. Николая в Бари. Конечно, в этом случае объектом почитания был святой досхизматического периода, популярный как на Западе, так и на Востоке. И все же этот случай достаточно типичен, поскольку демонстрирует отсутствие конфессионных барьеров в русской религиозной ментальности того периода. Хотя греки отмечали день памяти Св. Николая б декабря, у русских был второй праздник Св. Николая 9 мая. Он был учрежден в 1087 г. в память так называемого "перенесения реликвий" Св. Николая из Миры (Ликия) в Бари (Италия). На самом деле реликвии были перевезены группой купцов из Бари, которые вели торговлю с Левантом и посетили Миру под видом пилигримов. Им удалось прорваться к своему кораблю прежде, чем греческая стража поняла, что происходит, затем они прямиком направились в Бари, где были восторженно встречены духовенством и властями. Позднее все это предприятие объясняли как стремление перенести реликвии в более безопасное, нежели Мира, место, поскольку этому городу грозила потенциальная опасность сельджукских набегов.

С точки зрения жителей Миры это был просто грабеж, и понятно, что греческая Церковь отказалась от празднования этого события. Радость жителей Бари, которые теперь могли установить новую раку в своем городе, и Римской Церкви, которая ее благословила, тоже вполне понятна. Быстроту, с которой русские приняли праздник Перенесения, объяснить намного труднее. Однако, если мы примем в расчет историческую почву южной Италии и Сицилии, русские связи с ними станут яснее. Это затрагивает давние интересы Византии в том регионе и касается еще более раннего продвижения норманнов с запада. Норманны, чьей первоначальной целью была война против арабов в Сицилии, позднее установили свой контроль над всей территорией южной Италии, и это положение вызвало целый ряд столкновений с Византией. Мы уже видели, что в византийской армии были вспомогательные русско-варяжские войска, по крайней мере, с начала десятого века. Известно, что сильное русско-варяжское соединение принимало участие в византийском походе на Сицилию в 1038 - 1042 гг. Среди других варягов в экспедиции принял участие норвежец Харальд, который позднее женился на дочери Ярослава Елизавете и стал королем Норвегии. В 1066 г. еще один русско-варяжский отряд, находившийся на византийской службе, был размещен в Бари. Это было до "перенесения" реликвий Св. Николая, но следует заметить, что некоторым из русских столь сильно понравилось это место, что они осели там постоянно и со временем итальянизировались. По-видимому, через их посредничество Русь узнавала об итальянских делах и особенно близко к сердцу приняла радость по поводу новой святыни в Бари.

Поскольку на протяжении всего этого периода война была тесно связана с торговлей, результатом всех этих военных походов, видимо, явились какие-то коммерческие взаимоотношения между русскими и итальянцами. В конце двенадцатого века итальянские купцы расширили свою торговую деятельность до. причерноморского региона. Согласно условиям византийско-генуэзского договора 1169 г., генуэзцам было дозволено вести торговлю во всех частях Византийской империи, за исключением "Руси" и "Матрахи".

В период Латинской империи (1204 - 1261 гг.) Черное море было открыто для венецианцев. Как генуэзцы, так и венецианцы со временем основали ряд торговых баз ("факторий") в Крыму и Приазовье. Хотя и нет свидетельств о существовании таких факторий в домонгольский период, но и генуэзские, и венецианские купцы, должно быть, посещали крымские порты задолго до 1237 г. Поскольку их также посещали и русские купцы, была очевидная возможность некоторых контактов между русскими и итальянцами в Причерноморье и Приазовье даже в домонгольский период.

Можно отметить, что значительное число русских, должно быть, приезжало в Венецию и другие итальянские города вопреки желанию, в иной связи с черноморской торговлей. Они были не торговцами, а наоборот, объектами торговли, то есть рабами, которых итальянские купцы покупали у куманов (половцев). Говоря о Венеции, мы можем вспомнить "венедицких" певцов, упоминаемых в "Слове о полку Игореве". Как мы видели, их можно считать либо балтийскими славянами, либо венетами, но скорее всего они были венецианцами.

С Испанией, или, точнее, с испанскими евреями хазары вели переписку в десятом веке.Если какие-либо русские и попадали в Испанию в киевский период, то они тоже, вероятно, были рабами. Следует заметить, что в десятом и одиннадцатом веках мусульманские правители Испании использовали рабов в качестве телохранителей или наемников. Такие войска известны как "славянские", хотя в действительности только часть из них составляли славяне. Многие из арабских правителей Испании опирались на эти славянские соединения в несколько тысяч человек, которые упрочивали их власть. Однако знания об Испании на Руси были туманными. В Испании, однако, благодаря исследованиям и путешествиям мусульманских ученых, живших там, постепенно было собрано определенное количество сведений о Руси - древней и современной им. Трактат Аль-Бакри, написанный в одиннадцатом веке, содержит ценные сведения о докиевском и раннем киевском периодах. Наряду с другими источниками, АльБакри использовал повествование еврейского купца Бен-Якуба. Еще один важный арабский труд, содержащий сведения о Руси, принадлежит Идриси, также жителю Испании, завершившему свой трактат в 1154 г. Испанский еврей, Вениамин из Туделы, оставил ценные записки о его путешествиях по Ближнему Востоку в 1160 - 1173 г., во время которых он встречался со многими русскими купцами.

Возникновение и расселение основных славянских племен

Наряду со славянами (словенами), балтами и угро-финнами, в Повести временных лет упоминается народ русь, а также то, что славянский и русский языки одинаковы и что поляне жили на земле, которая называлась «Русь»...

Государственность восточных славян

В III в. господствовавших в южнорусских степях сарматов потеснили германские племена готов, спустившихся по Днепру и Дону. В IV в. они образовали довольно сильное государство, покорившее славянские племена. В конце IV в...

Киевская Русь

Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимала Византия. Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г...

Киевская Русь

Во времена Киевской Руси устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы - Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Англией и др...

Крещение Руси: предпосылки и значение

До крещения Руси была вера не в единого Бога, а веровали в разных Богов. В «Повесть временных лет» встречается упоминание и можно наблюдать как при заключении договоров клялись именами Богов: «Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом...

Каждое государство, в самом деле, уникально, но каждый человек тоже уникален, что не мешает классифицировать людей по признакам расы, национальности, политическим взглядам, вероисповедание и т.д...

Роль варягов в истории Древней Руси

О морских разбойниках, совершавших набеги на славянские земли, знали уже в IX веке. Варяжские дружины во главе со своими князьями забирали у славян меха, воск, мед, уводили в плен людей...

Русские земли и княжества в XII-XIII веках

В 1235 г. на курултае (съезде монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, ведь там, по сведениям монголов, находилась Русь, и она славилась своими богатствами...

Русские земли и княжества в XII–XIII веках

Русь и половцы продолжали вести изнурительную взаимную борьбу, а тем временем над ними уже нависла новая волна кочевников, более могущественная, чем все предыдущие. Путь монголо-татарских орд на запад начался от Амура...

Татаро-монгольское нашествие

В 1235г. на курултае (съезд монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, ведь там, по сведениям монголов, находилась Русь, и она славилась своими богатствами...

Украинские земли в древности и в эпоху раннего Средневековья

Ядром формирования Киевской Руси стали поляне. В армянских и сирийских хрониках упоминание о стране Русь датировано555 г., в Бертинских анналах-839. Арабские источники указывают, что к середине 9 ст...

Формирование древнерусской народности и государства

Киев сыграл важную роль в истории Русской земли как политический центр большого раннефеодального государства - Киевской Руси, которое в первой половине IX в. объединяло несколько бывших племенных союзов - княжеств восточных славян. А в 882 г...

Царь Иван III (1462-1505) был первым и единственным восточноевропейским монархом, самостоятельно освободившимся от монгольского ига, при этом он не зависел от европейских престолов. Действительно, в судьбоносное время Ивана III устанавливались первые послемонгольские западные связи Руси. Но на Русь смотрели как на возможный объект воздействия, а не как на члена европейской, христианской семьи народов. Папа Павел II попытался воспользоваться намерением царя жениться на Зое Палеолог (принявшей имя Софьи), племяннице последнего византийского императора Константина XI, которая, эмигрировав в Северную Италию, была обращена в католичество. Вопреки папскому желанию она все же приняла царское условие - в первом же русском городе была обращена в православие. Брак был заключен в ноябре 1472 г. Можно сказать, что Русь впервые встретилась с Западом во время следования свиты царевны Софьи в Москву через балтийские порты (Ревель) и Псков. Псковитяне с удивлением смотрели на папского легата в красной кардинальской одежде, который не кланялся русским иконам, не налагал на себя крестного знамения там, где православные русские коленопреклоненно крестились. Именно тогда произошла первая встреча двух миров. «Со вступлением Ивана III в брак с Софьей Палеолог обычно связывают и введение в России герба двуглавого орла, заимствованного якобы из Византии… Вводя новый герб, Иван III стремился показать Габсбургам возросшую роль своего государства и его международное значение». Первыми представителями Запада, посетившими освободившуюся от монголов Москву, были католические миссионеры, преследовавшие свои цели, продиктованные желанием папы расширить пределы своего влияния. Некоторые западные путешественники оставили весьма нели­цеприятные описания Московии как «грубого и варварского королевства» с жестокими нравами. Первая русско-западная проблема, обсуждаемая Иваном III с боярами, заключалась в том, можно ли допустить папского легата с серебряным литым распятием в княжескую столицу - Москву. Воспротивившийся такому кощунству Московский митрополит объявил великому князю, что в случае оказания римскому посланнику официальных почестей, он покинет столицу. Представитель Запада немедленно предложил Московскому митрополиту сразиться в мире отвлеченных идей, и проиграл. Одиннадцать недель пребывания в Москве убедили римского легата в том, что надежда на подчинение русской церкви Папе Римскому достаточно эфемерна. Ошибся Папа Римский и в расчете на прозападную ориентацию царицы Софьи Палеолог. Она осталась верной православию и отказалась от роли проводника папского влияния, от содействия введению на Руси Флорентийской унии.



Первый постоянный посол Руси на Западе, некий Толбузин (1472), представлял Москву в Венеции. Его главной задачей были не теоретические дебаты, а заимствование западной технологии. Великий князь хотел видеть в Москве западных архитекторов. Аристотель Фиораванти из Болоньи был первым носителем западного знания, который счел для себя приемлемым (и желанным) проявить свое техническое искусство на Руси. «Итальянские архитекторы построили Успенский собор», Грановитую палату и собственно Кремль; итальянские мастера отливали пушки и чеканили монету. Русское посольство было послано в 1472 г. в Милан. Последовал обмен посольствами с господарем Штефаном Великим (1478), Матиасом Корвиным Венгерским (1485) и, наконец, из Вены в Москву прибыл первый посол Священной Римской империи Николас Поппель (I486).

Естественным образом наряду с интересом к Западу в то основополагающее время возникает и реакция противоположной направленности - капитальная по значимости для России тенденция. Не вызывает удивления то обстоятельство, что противодействие западничеству осуществлялось прежде всего под флагом защиты православия. Идея «Третьего Рима» (а «четвертому» не бывать) очень быстро стала стержнем идейного противодействия тогда еще слабым проявлениям вестернизации России. Таким образом, в правление Ивана III и наследовавшего ему Василия III Россия начинает ощущать влияние Запада. Поэтому, прямо напротив крепости Тевтонского ордена Иван III в 1492 г. воздвиг каменную крепость Ивангород. В 1502 г. Тевтонский орден разбил войска русских к югу от Пскова. С этого времени близость Руси к Западу представлялась уже как непосредственная опасность. Одной из форм ответа была попытка сближения - иностранцев приглашали к себе. Откликнувшись на призывы русского царя, в Москве поселилось несколько пришельцев с Запада, проявивших себя в ремеслах и искусстве. Самым известным стал житель Виченцы Джанбатиста делла Вольпе, наладивший чеканку государственной монеты. А в целом, первая волна западного влияния на Русь была преимущественно связана с медициной, в которой Запад достиг несомненных успехов. Даже первые русские переводы с латинского представляли собой медицинские тексты, энциклопедии трав, трактат «Секретные откровения Аристотеля Александру Македонскому о подлинной природе мира, зависящей от биологии». «У представителей Запада складывались довольно противоречивые впечатления о Руси. С одной стороны, Русь была христианским государством… С другой - исключительное своеобразие самого восточного христианского народа было очевидным. Даже многоопытных путешественников поражали масштабы русских просторов».

Другая внешняя отличительная черта: растущие города на Западе и своеобразные города Руси - в гораздо меньшей степени средоточие ремесленников, торговцев и мещан. Самым поразительным для иностранцев как представителей Запада было отсутствие в России саморегулирующегося среднего класса. Только Новгород и Псков, отстоящие от заволжской орды и близкие к Ганзе, имели городское самоуправ­ление. В те годы, когда население Запада встало под паруса, наладило разветвленную торговлю и создало мануфактуры, основная масса русского народа жила миром, сельской общиной, связанной с землей, а не с ремеслами и товарообменом. Общению с иностранцами мешало незнание языков. Иностранцы отмечали, что русские учатся только своему родному языку и не терпят никакого другого в своей стране и в своем обществе и что вся их церковная служба происходит на родном языке. Дипломат Ливонского ордена Т. Хернер охарактеризовал (1557) круг чтения грамотных московитов следующим образом: «У них имеются в переводе разные книги святых отцов и много исторических сочинений, трактующих как о римлянах, так и о других народах; у них нет философских, астрологических и медицинских книг». Следующая волна западного влияния начинает проникать по дипломатическим каналам через главный центр контактов с Западом - Указ внешних сношений, будущее русское министерство иностранных дел. Первый руководитель официально признанного внешнеполитического ведомства Федор Курицын прибыл для службы царю Ивану III из западных земель. Этого русского дипломата можно назвать одним из первых активных распространителей западной культуры и обычаев в России. «В Москве начинает складываться кружок поклонников Запада, неформальным лидером которого был боярин Федор Иванович Карпов, интересовавшийся астрономией и выступавший за объединение христианских церквей». В начале XVI в. политическая и психологическая обстановка в столице Руси начинает больше благоприятствовать сближению двух миров. Как признают позднейшие историки, наследовавший Ивану III царь Василий III был воспитан своей матерью Софьей на западный манер. Это был первый русский государь, открыто благоволивший идее сближения с Западом.Предметом размышлений Василия III становится раскол христианского мира; его волновало религиозное размежевание Европы. «В 1517 г. начинается Реформация… И католики, и протестанты настойчиво стремились перетянуть на свою сторону Россию, усиленно засылая миссионеров» Василий III считал возможным для себя обсуждать то, что еще недавно считалось ересью, - возможность объединения русской и западной церквей. Он привлек к себе на службу литовцев, побывавших на Западе. Насколько далеко готов был идти в своих западных симпатиях Василий III, неизвестно, но уже тот факт, что он сбрил бороду, был выражением неведомого для Москвы нового влияния. Прозападные симпатии Василия III были подчеркнуты его женитьбой на Елене Глинской, происходившей из семьи, известной своими контактами с Западом. Дядя Елены Михаил Львович Глинский долгое время служил в войсках Альберта Саксонского и императора Максимилиана I. Он был обращен в католицизм и знал несколько западных языков. После замужества племянницы этот западник занимал при Василии III важные государственные посты.

В начале XVI в. Русь могла сблизиться с Западом по политическим мотивам: появился общий внешнеполитический противник. В этом смысле первый подлинный интерес Запада к России был связан со стратегическими целями: в союзе с Россией ослабить давление Оттоманской империи на Священную Римскую империю, нанести по ней удар. Такой союз царю Василию III в 1519 г. предложил Папа Римский через Николаса фон Шенберга. Посол Империи барон Герберштейн также был ревностным адептом этой идеи и призывал папу Клемента VII преодолеть оппозицию этому союзу со стороны Польши. Подобный стратегический союз, несомненно, сразу сблизил бы Москву и Вену, но на Руси опасались усиления влияния католической Польши. Герберштейн подчеркивал, что власть великого князя в Москве значительно превосходит власть западных монархов над своими подданными. «Русские публично объявляют, что воля князя - это воля Божья». Свобода - неведомое для них понятие. Барон Герберштейн призывал папу Клемента VII «установить прямые отношения с Москвой, отвергнуть посредничество в этом деле польского короля». Раздраженные такими попытками поляки даже пригрозили в 1553 г. Риму порвать с ним политические отношения и заключить союз с султаном. Но мы уже задеваем интересы Ивана Грозного… Если первые контакты с Западом осуществлялись под эгидой пап и германского императора, то во второй половине XVI в. на Руси начинает ощущаться влияние протестантской части Европы. Признаком «пришествия протестантского Запада» стало строительство в Москве в 1575- 1576 гг. лютеранской церкви для иностранцев. Царь Иван Грозный более всего любил итальянцев и англичан. Но и рыцари в доспехах и на коне, приезжавшие в основном из Германии, могли смело рассчитывать на особое положение при дворе. С Запада была выписана артиллерия итальянского образца; для организации войска приглашались немецкие офицеры.

В середине века налаживаются морские связи России с Западом. После превращения Архангельска в международный порт у России были две «точки соприкосновения» с Западом: Нарва и Белое море. Через перешедшую к русским Нарву, западные купцы с 1558 г. начали осваивать русский рынок. В 1553г. в поисках арктического пути в Китай капитан Р. Ченселор бросил якорь в Архангельске, ставшем символом первых серьезных экономических контактов Запада и России. Иван Грозный самым любезным образом встретил в Москве предприимчивого англичанина, и английская Русская компания получила монополию на беспошлинную торговлю с Россией.

Начавшаяся в Европе контрреформация, сделавшая Германию и Польско-Литовское королевство полем боя внутризападных сил, определенно замедлила продвижение Запада на Восток. Именно с англичанами Иван Грозный пытался оформить военно-политический союз. «Англия получила в свое время значительные привилегии в русской внешней торговле, давшие ей почти монопольное положение. В обмен Иван рассчитывал на союз в Ливонской войне. Но королева не собиралась втягиваться в войну на континенте и соглашалась лишь предоставить царю Ивану политическое убежище, если он будет вынужден бежать из России». Получив отказ, царь обратился к континентальным державам. «Со шведским королем Эриком XIV в 1567 году Россия заключила договор о союзе и разделе Ливонии». Частично это объяснялось необходимостью найти союзников на Западе, желанием укрепить позиции Москвы накануне его экспансии. Однако, ощущая усиливающееся давление Запада, Иван Грозный, полагаясь на возросшую мощь своего государства, предложил Западу поделить Речь Посполитую между Москвой и Священной Римской империей (опережая почти на два столетия Екатерину II). В определенном смысле это была попытка создать заслон перед давлением Запада и объединить русские и западные интересы. Но делу сближения с Западом помешала несчастливая Ливонская война: неудачный для России ее исход обесценил 25-летние попытки Ивана Грозного найти собственную дорогу на Запад. Более того, Россия потеряла в Ливонской войне Нарву - опорный пункт своих связей с Западом. Зимой 1581 г. Иван Грозный под давлением неудач Ливонской войны послал в Рим своего посла Леонтия Шевригина с предложением к папе выступить посредником в войне Руси с Польшей, а в дальнейшем заключить союз для борьбы с Турцией. Посланник папы Григория XIII Антонио Поссевино за помощь в заключении мира потребовал предоставить на Руси новые возможности римско-католической церкви, что не нашло понимания в Москве. «В августе 1582 г. в Лондон было отправлено посольство Федора Писемского, целью которого было установление союзнических отношений с Елизаветой I… Иван IV настаивал, чтобы Елизавета добилась от Батория отказа от Полоцка и Ливонии. Однако английская королева не склонна была поддерживать предложения Ивана IV и думала только о получении новых торговых льгот». После смерти Грозного англичане постарались не ослабить свои позиции в России. Сразу же после стабилизации политической жизни в Москве, связанной с приходом к власти Бориса Годунова, королева Елизавета I послала в Москву посольство численностью более сорока человек. Посол королевы обещал «снабжать Московию всем необходимым, (английские) товары будут дешевле и лучшего качества, нежели товары голланд­ских и других народов». Интуитивно противясь монополии, царь Борис, в конечном счете, предоставил англичанам и голландцам одинаковые условия заключения торговых сделок. Борис Годунов отправил своего посла в Данию и в сентябре 1602 г. с большой пышностью принял датского герцога Иоганна. Иностранные гости с большим удивлением смотрели на великолепие восточной столицы, на размах царского приема. Со своей стороны герцог привез с собой пасторов, докторов, хирурга, палача. Иоганн прибыл с серьезными намерениями - он просил руки дочери Годунова. Брачный союз по не зависящим от Годунова причинам не состоялся, но Россия значительно расширила свои контакты с Западом в последние перед Смутным временем годы. В 1604 г. в Москву прибыл посол римского императора. «Борис, - пишет итальянец Масса, - был милостив и любезен с иностранцами; он имел огромную память и, хотя не умел ни читать, ни писать, все знал лучше тех, которые это все умели».Сотни и даже тысячи иностранцев хлынули в ослабевшее после катаклизмов эпохи Ивана Грозного государство. Западное проникновение в Россию стало особенно интенсивным в Смутное время. При Борисе Годунове началась настоящая культурная «самооборона» государства, попавшего в сложную полосу развития. Так, в Москве был создан патриархат, который царь считал оплотом собственно русских верований и традиций. Война России со Швецией в конце XVI в. была первой войной России с подлинно западной державой, и она окончилась для России поражением. В 1592 г. польский король Сигизмунд III стал шведским королем, и тучи с Запада сгустились над Россией. В это время царь Борис обсуждает планы создания в Москве высшей школы, преподавать в которой приглашались иностранцы, что можно считать первым официальным признанием превосходства Запада. Тогда же на Запад впервые посылают немало молодых людей за знаниями - тоже достаточно ясный знак. В апреле 1604 г., в разгар политического кризиса в России, никому не ведомый инок Григорий, принявший католичество, выдал себя за (погибшего) сына Ивана Грозного Дмитрия и выступил с польской армией на Москву. Весной следующего года царь Борис Годунов умирает, и самозванец входит в Кремль. Помазал его на царство в 1605 г. призванный из Рязани митрополит Игнатий, готовый признать Брестскую унию. Вестернизация, говоря современным языком, становится конкретной задачей Лжедмитрия - реформы системы управления государством, переустройство, установление связей с Западом, в частности, получение образования за границей.

Под давлением поляков и в силу феодальной вражды группа бояр избрала в 1610 г. русским царем Владислава - сына польского короля, происходящего из шведского королевского дома Вазы. Шведские войска начали наступление на северо-западе, а поляки пошли прямым путем на Москву, захватив ее в 1610 г. Но три тысячи солдат польского войска и несколько десятков немецких телохранителей Лжедмитрия I не были ударной силой того Запада, который в это время колонизовал весь мир. Как организм, как общество польский мир не отличался западной эффективностью. Вдобавок польский король Сигизмунд III стал посягать на русский трон своего сына. А в Новгороде шведы настаивали на призна­нии русским царем шведского претендента. Летом 1612 г. император Священной Римской империи Матиас выдвинул на русский престол кандидатуру своего брата, а затем племянника. Даже англичане начали разрабатывать планы английского протектората над Северной Русью. Россия находилась в низшей точке своего влияния в Европе. Она была действительно близка к потере и своей свободы, и своей идентичности. После польской оккупации Москвы ни о принятии унии, ни о подчинении католицизму не могло быть и речи. Патриотическое общенациональное движение, возглавленное Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, показало всем претендентам на русский престол невозможность реализации их планов. Россия, как и другие великие государства: Китай, Индия, Оттоманская империя, в XVII в. встала перед суровой перспективой - выстоять или подчиниться Западу. Россия явила пример самого длительного исторического противостояния Западу в его практическом, научном, методически организованном подчинении себе всего окружающего мира. Россия стремилась сохранить себя, и ее эпическая борьба была практически единственной альтернативой постепенной сдаче - доле всего остального мира. Таким образом, Московское государство удачно воспользовалась выгодами сложившегося на тот период геополитического положения: распад Золотой Орды возводил Москву в ранг правопреемницы обширных территорий на востоке, что и произойдет в дальнейшем; наличие заинтересованности Запада в военном и торговом сотрудничестве; покровительство православному населению является важнейшим направлением внешней политики. Но такая сверхактивная внешняя политика привела к перенапряжению сил, а выход нашли вначале в культурной «самообороне», а затем и в национально-патриотическом движении по изгнанию поляков из России.

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польских, византийских и немецких принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне - Тарту).

Русь и Славяне

До начала немецкого "Дранг нах остен" славяне занимали большую часть Центральной и Восточной Европы, включая некоторые территории к западу от Эльбы. Около 800 г. н. э. западные границы славянских поселений приблизительно проходили по линии от устья Эльбы на юг к Триестскому заливу, то есть от Гамбурга до Триеста.

На протяжении трех следующих веков - девятого, десятого и одиннадцатого - немцы упрочивали свои владения на Эльбе и пытались, с переменным успехом, распространить свое господство на славянские племена к востоку от нее. В течение двенадцатого века немцам удалось установить прочный контроль над районом между Эльбой и Одером. В то же время датчане напали на славян с севера, и в 1168 г. Аркона, славянская твердыня на острове Рюген, пала под их натиском. В начале тринадцатого века, как мы знаем, немцы усилили свое продвижение в Прибалтику, где возникла рыцарская Пруссия, ставшая оплотом германства в Восточной Европе. Сочетая различные способы, такие как распространение политического сюзеренитета Священной Римской империи, а также династические союзы, колонизацию, проникновение на чужие земли и так далее, немцы к концу девятнадцатого века тем или иным путем установили свой контроль на востоке вплоть до Прикарпатья и дунайских земель, включая также Боснию и Герцеговину и Адриатическое побережье Далмации.

Во время Первой мировой войны они постарались продвинуться дальше на восток, и на какое-то время им удалось захватить Украину, Крым и Закавказье. Во время Второй мировой войны их планы были еще более амбициозны и включали в себя программу полного политического и экономического порабощения славянских народов, а также последовательное уничтожение славянской цивилизации. Провал немецких планов имел результатом не только восстановление славянами своих позиций, каковыми они были накануне Второй мировой войны, но и возвращение некоторых западных территорий, которые давно были утрачены ими. Западная граница славянского мира сейчас снова проходит там же, где она была около 1200 г., - вдоль линии от Штеттина до Триеста.

В этом славянском "море" в Центральной и Восточной Европе сохранилось два "острова" с иным этническим составом. Это Венгрия и Румыния. Венгры, или мадьяры, представляют собою смешение финно-угорских и тюркских племен. Венгерский язык и сейчас пронизан тюркскими элементами; кроме того, венгерский словарь содержит много слов, заимствованных из славянского. Мадьяры вторглись в средне дунайские долины в конце девятого века и до сих пор владеют этими землями. Румынский язык принадлежит к семье романских языков. Румыны говорят на том романском языке, основой которого, исторически, была вульгарная латынь, на которой говорили римские солдаты и поселенцы на Нижнем Дунае. Латинская основа румынского языка в значительной степени испытала воздействие других лингвистических элементов, особенно славянских. Современная Румыния была образована в середине девятнадцатого века, благодаря объединению двух областей - Молдавии и Валахии. Фактически румынские племена раннего периода не имели в то время никакой политической организации и не населяли всей той территории, на которой находится современная Румыния. Большинство, из них было пастушескими народами. Часть из них, так называемые куцо-валахи, или куцо-влахи, проживала в Македонии и Албании. Еще одна группа вела изолированную жизнь на Трансильванской возвышенности вплоть до конца двенадцатого или начала тринадцатого века, когда некоторые из племен этой группы были вытеснены мадьярами на юг и на восток и спустились в долину Прута и Дуная, где они основали области Молдавию и Валахию.

В киевский период среди славян не было ни политического, ни культурного единства. На Балканском полуострове болгары, сербы и хорваты образовали свои собственные государства. Болгарское царство, было основано тюркским - племенем булгар в конце седьмого века, к середине девятого оно было частично славянизировано. Под властью царя Симеона (888 - 927 гг.) оно стало ведущим среди славянских государств. Позднее, его мощь была подорвана внутренними распрями и имперскими притязаниями Византии. Вторжение русских во главе со Святославом добавило новых забот болгарскому народу. Следует заметить, что целью Святослава было создание обширной русско-славянской империи с Болгарией в качестве краеугольного камня. В начале одиннадцатого века византийский император Василий II (прозванный "Булгароктоном" - "убийцей болгар") разгромил болгарскую армию и сделал Болгарию византийской провинцией. Только в конце двенадцатого века болгарам с помощью валахов удалось освободиться от Византии и восстановить свое собственное царство.

"Центробежные силы" у Сербии были сильнее, чем в Болгарии, и только во второй половине двенадцатого века большинство сербских племен признало над собой власть "Великого Жупана" Стефана Немани (1159-1195 гг.). Королевство Хорватия создавалось на протяжении десятого и одиннадцатого веков. В 1102 г. хорваты выбрали Коломана (Кальмана) Венгерского своим королем, и таким образом возник союз Хорватии и Венгрии, в котором последняя играла лидирующую роль. Еще раньше, чем хорваты, словаки на севере Венгрии признали над собой господство мадьяров.

Что касается чехов, то их первое государство, образованное около 623 г., просуществовало недолго. Королевство Великой Моравии было второй попыткой государственного объединения у западных славян, но оно было уничтожено венграми в начале десятого века. Третье чешское государство было образовано в середине десятого века и играло важную роль в европейской политике на протяжении всех средних веков, в особенности из-за его союза со Священной Римской империей. С середины десятого века большинство правителей Богемии признавало германского императора как их сюзерена.

Польские племена достигли политического единства в конце десятого века под властью короля Болеслава I Храброго (992 -1025 гг.). После смерти Болеслава III (1138 г.) польское королевство стало свободным объединением местных областей, имевшим сходство с объединением русских земель. До распада Польши, польские короли проводили агрессивную внешнюю политику, время от времени угрожая как целостности Киевского государства, так и чешскому королевству. Интересной тенденцией польской экспансии была ее направленность на запад. Именно Болеслав I первым разработал честолюбивый план объединения под своей властью прибалтийских и полабских славян с целью воспрепятствовать немецкому "Дранг нах Остен".

Балтийские славяне в лингвистическом отношении родственны полякам. Они были разделены на большое количество племен, которые иногда образовывали свободные союзы и объединения. В этом смысле мы можем говорить о четырех главных группах балтийских славян. Наиболее западными были ободричи. Они заселяли Гольштейн, Люнебург и западный Мекленбург. По соседству с ними, в восточном Мекленбурге, западной Померании и западном Бранденбурге, жили лютичи. К северу от них, на острове Рюгене, а также на двух других островах в эстуарии Одера (Узедом и Волин) проживали племена отважных мореплавателей - раняне и волыне. Территорию между нижним Одером и нижней Вислой занимали поморяне (или померане), их название происходит от слова "море" - "народ, живущий у моря". Из этих четырех племенных групп первые три (ободричи, лютичи и островные племена) полностью исчезли, и только восточная группа поморян частично выжила, благодаря тому, что они были включены в состав польского государства и тем самым избежали германизации.

Между балтийскими славянами было еще меньше политического единства, чем между славянами балканскими. Ободричи даже вступали иногда в союз с немцами против своих славянских соседей. Лишь в конце одиннадцатого и начале двенадцатого веков князья ободричей пытались объединить славянские племена в Прибалтике. Их государство, однако, оказалось недолговечным, особенно из-за того, что в то время политические разногласия среди славян усугублялись религиозной распрей - борьбой между христианством и язычеством.

Первым славянским племенем, принявшим христианство в начале девятого века, были далматинцы, но, как известно, именно в Моравии, благодаря стараниям святых Кирилла и Мефодия, около 863 г. Христианство одержало первую важную победу на славянской почве. Затем последовала Болгария, около 866 г. Сербы и хорваты приняли христианство в конце девятого и начале десятого веков. Часть русских была обращена, как мы знаем, примерно в то же время, что и болгары, но лишь в конце десятого века как Русь, так и Польша официально стали христианскими странами.

Ввиду разнообразия политических и культурных оснований в жизни славян во время киевского периода, рассматривая взаимоотношения Руси с ее славянскими соседями, целесообразно разделить их по трем регионам: 1 - Балканский полуостров, 2 - Центральная и Восточная Европа и 3 - Прибалтика.

1. На Балканах наибольшим значением для Руси обладала Болгария. В языческий период Русь, была близка к распространению своего контроля на эту балканскую страну. После обращения Руси в христанство Болгария стала важным фактором развития русской цивилизаций, обеспечивая Русь литургическими и теологическими книгами в славянском переводе, а также посылая священников и переводчиков в Киев. Отдельные болгарские авторы, например, Иоанн Экзарх, стали весьма популярными на Руси. Не будет преувеличением сказать, что русская церковная литература раннего киевского периода основывалась на болгарском фундаменте. Болгарская литература того времени состояла, главным образом, из переводов с греческого, поэтому, с русской точки зрения, роль Болгарии заключалась прежде всего в посредничестве между Русью и Византией. Это верно и в отношении торговли: русские торговые караваны проходили через Болгарию на пути в Константинополь, а о прямых торговых связях с болгарами свидетельств мало.

2. В то время как Болгария была греко-православной страной, а Сербия, после некоторых колебаний, тоже примкнула к греческой Церкви, страны Центральной и Восточной Европы - Чехия, Венгрия и Польша - стали частью римско-католического мира, также как и Хорватия. Следует заметить, однако, что в каждой из этих четырех стран народ сильно сомневался, прежде чем сделать выбор в пользу римско-католической иерархии, и все они пришли к католицизму после периода напряженной внутренней борьбы. Окончательная схизма между греческой и римской Церквями произошла в 1054 г. До этого главная проблема для народов Центральной и Восточной Европы заключалась не в том, к какой Церкви примкнуть - римской или константинопольской, - а в языке церковной службы, в выборе между латынью и славянским.

Славянское влияние на Венгрию было очень сильным в десятом и одиннадцатом веках, поскольку мадьяры сначала были менее многочисленны, нежели подчиненные им славяне. Изначально предки мадьяр - угры и тюрки - были язычниками, но во время их пребывания на Северном Кавказе и в причерноморских степях они вошли в контакт с византийским христианством. Во второй половине девятого века, в то время, когда славяне как в Болгарии, так и в Моравии уже были обращены в христианство, некоторые мадьяры приезжали в дунайские земли и тоже принимали крещение.

В более широком культурном, как и политическом смысле, союз с Хорватией усилил в Венгрии на какое-то время славянский элемент. Примечательно, что кодекс законов Коломана был выпущен, по крайней мере согласно К. Гроту, на славянском языке. Во времена правления Белы II (1131-41) и Гезы II (1141-61) Босния была поставлена под венгерский протекторат, и тем самым были установлены близкие отношения между Венгрией и сербскими землями, поскольку жена Белы II Елена была сербской княжной из дома Немени. С конца двенадцатого века, однако, славянский элемент в Венгрии пошел на убыль.

Интересный аспект культурных взаимоотношений между Русью и ее западнославянскими соседями содержит историография того времени. Согласно правдоподобному доводу Н. К. Никольского, составитель "Повести временных лет" использовал некоторые чешско-моравские легенды и предания, описывая отношения между русскими, поляками и чехами. Вероятно, чешские ученые принимали участие в переводе теологических и исторических книг, что было организовано в Киеве Ярославом Мудрым. Примечательно также и то, что некоторые сведения о Руси и русских делах можно обнаружить в трудах чешских и польских летописцев двенадцатого и начала тринадцатого века, - к примеру, у продолжателя хроники Козьмы Пражского и у Винцента Кадлюбека из Польши.

Что касается коммерции, то торговый путь из Ратисбона в Киев проходил как через Польшу, так и через Богемию. В дополнение к этой транзитной торговле обе страны, несомненно, имели прямые коммерческие взаимоотношения с Русью. К сожалению, о них можно обнаружить лишь обрывки свидетельств в сохранившихся письменных источниках того периода. Следует заметить, что еврейские купцы из Ратисбона имели тесные связи с пражскими. Таким образом, евреи являлись связующим звеном между немецкой и чешской торговлей и русскими.

Частные контакты военного и торгового характера между русскими, с одной стороны, и поляками, венграми и чехами - с другой, были, по всей видимости, обширными. В некоторых случаях польские военнопленные поселялись в русских городах, в то же время, польские купцы были частыми гостями на юге Руси, особенно в Киеве. Одни из киевских городских ворот были известны как Польские Ворота, что является указанием на то, что в этой части города жили многочисленные польские поселенцы. Как результат польского вторжения в Киев в одиннадцатом веке, многие выдающиеся киевляне были взяты заложниками в Польшу. Позднее большинство из них было возвращено.

Частные взаимоотношения между русскими и поляками, а также между русскими и венграми были особенно оживленными в западных русских землях - в Волыни и Галиции. Не только князья, но и другая знать названных стран имела богатые возможности для встреч здесь.

3. Сведения об отношениях между русскими и балтийскими славянами в киевский период скудны. Тем не менее, торговые отношения между Новгородом и городами балтийских славян, вероятно, были достаточно оживленными. Русские купцы часто посещали Волин в одиннадцатом веке, а в двенадцатом веке существовала корпорация новгородских купцов, торговавших с Щецином. В "Слове о полку Игореве" среди иностранных певцов при дворе киевского князя Святослава III упоминаются венедицы. Существует соблазн видеть в них жителей Винеты на острове Волине, но представляется более резонным отождествление их с венецианцами. Что касается династических связей, по крайней мере у двух русских князей были померанские жены, а у трех померанских князей - русские жены.

В.В. Филатов

Россия в системе международных отношений

(IX-XXI вв.): вопросы и ответы

Магнитогорск 2014


ББК 63.3(2)я7

Рецензенты

Филиал НОУ ВПО «Московского психолого-социального института» в г. Магнитогорске

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Магнитогорского государственного университета

В.П. Полев

Филатов В.В. Россия в системе международных отношений (IX-XXI вв.): вопросы и ответы. Учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. техн. ун-та, 2014. 185 с.

В учебном пособии в вопросно-ответной форме раскрываются основные этапы внешней политики России и ее роль в системе международных отношений на протяжении 12 веков. Пособие создано на основе ФГОС 3-го поколения и предназначено для студентов всех направлений и специальностей очной и заочной форм обучения, изучающих учебную дисциплину «История», а также для всех, кто интересуется проблемами международных отношений и истории России.

Предисловие 8

Введение 9

Тема 1. Киевская Русь в системе международных связей

(IX – начало XII вв.) 10

1.1. Почему Киевская Русь играла значительную роль в

межгосударственных отношениях в Восточной Европе? 10

1.2. Какие отношения существовали между Русью и

Хазарским каганатом? 11

1.3.Как формировались связи древнерусского государства с

Волжской Булгарией? 12

1.4. Какую роль играла Византия в Европе? 13

1.5. В чем заключались особенности взаимоотношений

Киевской Руси и Византии? 14

1.6. Как Русь взаимодействовала с другими соседними

государствами? 15

Тема 2. Удельная Русь и формирование централизованного

государства в контексте мировой истории (XII-XV вв.) 17

2.1. Каким образом строились внешние связи русских земель

в период феодальной раздробленности? 17

2.2. Какие территории захватили монголы перед

нашествием на Русь? 18

2.3. Как проходило нашествие монголов на Русь? 18

2.4. Какие цели ставили шведско-немецкие завоеватели? 20

2.5. Какие отношения сложились у русских княжеств с

Литвой и Польшей в XIV-XV вв.? 21

2.6. Каковы особенности внешней политики Русского

государства при Иване III? 23

2.7. Как возникла Османская империя? 25

Тема 3. Россия и мир в XVI – XVII вв. 26

3.1. В чем состояли особенности внешней политики

России во второй половине XVI в.? 26

3.2. Как России удалось отразить польско-шведскую

интервенцию в период «смутного времени»? 27

3.3. Какие внешнеполитические акции предпринимала

Россия в 1630 – 1660-е гг.? 28

3.4. Каковы последствия Вестфальского мира для Европы? 30

3.5. Почему Россия решила в конце XVII в. выступить против

Османской империи? 30

Тема 4. Россия и мир в XVIII в. 31

4.1. Каковы результаты борьбы России со Швецией? 31

4.2. Как решался Восточный вопрос в XVIII в.? 32

4.3. Какое участие приняла Россия в семилетней войне? 33

4.4. Как были проведены разделы Польши? 33

Тема 5. Россия и мир в XIX в. 34

5.1. Какое участие принимала Россия в коалициях против

Франции? 34

5.2. Каковы причины и последствия вторжения Наполеона

в Россию? 36

5.3. В чем заключались основные решения Венского

конгресса? 38

5.4. Какие цели преследовало создание Священного

5.5. Каковы основные направления внешней политики

Николая I? 39

5.6. В чем состояли причины Восточного кризиса и Крымской

5.7. Какие цели преследовал Союз трех императоров? 42

5.8. Как разрешился новый Восточный кризис? 42

5.9. В чем заключались основные направления политики

России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.? 43

5.10. Как происходило присоединение к России Средней Азии

в 1860 – 1890-е гг.? 44

5.11. Какой миропорядок сложился в Европе в последней

трети XIX – начале XX вв.?45

5.12. Какую роль в международных отношениях сыграли

Гаагские конференции? 46

Тема 6. Россия и мир в начале XX в. 46

6.1. Почему Россия вступила в войну с Японией? 46

6.2. В чем заключались основные направления внешне-

политической деятельности России накануне Первой

мировой войны? 47

6.3. Каковы основные причины Первой мировой войны? 48

6.4. Каковы результаты участия России в Первой мировой

Тема 7. Советская Россия и мир в 1917 – 1929 гг. 50

7.1. В чем заключалось основное содержание Декрета о

7.2. Как завершилась Первая мировая война? 51

7.3. Что предусматривали статьи Версальского договора? 52

7.4. Какие цели ставила Лига Наций? 53

7.5. Почему устройство мира после Первой мировой войны

называют «версальско-вашингтонской» системой? 54

7.6. В чем суть теории и практики мировой революции? 54

7.7. Как проходила интервенция против советской России? 55

7.8. Каким образом осуществлялась советизация

национальных окраин? 56

7.9. Как складывались отношения советской России с

Польшей? 57

7.10. С какой целью была созвана международная

конференция в Генуе? 58

7.11. Как происходило признание СССР зарубежными

странами? 59

7.12. В чем заключались основные направления внешней

политики СССР в середине 1920-х гг.? 60

Тема 8. СССР и мир в 1930-е гг. 63

8.1. Почему на рубеже 1920-1930-х гг. возросла

международная напряженность? 63

8.2. Как изменилась ситуация в Европе после прихода

Гитлера к власти? 64

8.3. Что представляла собой политика умиротворения в

Европе в 1935 – 1937 гг.? 65

8.4. К чему привела политика невмешательства

Великобритании и Франции? 67

8.5. Почему Япония в 1930-е гг. проводила захватническую

политику? 69

8.6. Каковы последствия советско-японского конфликта в

1938 – 1939 гг.? 70

8.7. Какое значение имел договор о ненападении между

СССР и Германией? 71

Тема 9. СССР и мир во Второй мировой войне. 72

9.1. На какой основе строились международные отношения

на начальном этапе Второй мировой войны? 72

9.2. Каким образом проходило формирование

антигитлеровской коалиции? 74

9.3. Каковы результаты международных конференций в

годы Второй мировой войны? 75

9.4. Как сказалось на ходе Второй мировой войны открытие

второго фронта? 76

9.5. Как завершилась Вторая мировая война? 78

Тема 10. СССР и мир во второй половине 1940-х – 1950-х гг. 77

10.1. В чем проявилась биполярность Ялтинско-Потсдамской

системы? 77

10.2. Каковы причины «холодной войны»? 78

10.3. Как решался германский вопрос во второй половине

1940-х гг.? 79

10.4. К чему привело создание военно-политических и

экономических блоков? 81

10.5. Как развивались события в Азии в послевоенный период? 83

10.6. Почему в социалистических странах возникли кризисные

явления? 85

10.7. Какие изменения в международных отношениях

произошли в 1950-е гг.? 86

10.8. Как проходил процесс деколонизации? 88

10.9. Как развивались международные отношения в 1960-е гг.? 89

10.10. Как протекал процесс разрядки международной

напряженности в 1970-е гг.? 93

10.11. Какие факторы влияли на внешнюю политику СССР в

первой половине 1980-х гг.? 97

Тема 11. СССР и мир во второй половине 1980-х гг. 98

11.1. В чем состояла суть концепции нового политического

мышления М.С. Горбачева? 98

11.2. На каких основах строились советско-американские

отношения в 1985 – 1991 гг.? 100

11.3. Какие изменения в международных отношениях

происходили в Европе в 1985 – 1991 гг.? 101

11.4. Почему произошел распад Ялтинско-Потсдамской

системы международных отношений? 102

Тема 12. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв. 103

12.1. Каковы особенности внешней политики России в

1990-е гг.? 103

12.2. В чем проявлялись особенности внешнеполитической

деятельности России в начале 2000-х гг.? 107

12.3. Как строились отношения России и США в первое

десятилетие XXI в.? 110

12.4. В чем суть Концепции внешней политики России 2013 г.? 112

Заключение 115

Приложения 116

Приложение 1. Контрольные вопросы 116

Приложение 2. Темы рефератов 118

Приложение 3. Краткий терминологический словарь 119

Приложение 4. Руководители внешнеполитического

ведомства России 126

Приложение 5. Хронологическая таблица 131

Приложение 6. Политические карты 162

Приложение 7. Библиографический список 184

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная дисциплина «История» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта ВПО 3-го поколения. По своему содержанию данная дисциплина принципиально отличается от предыдущей учебной дисциплины «Отечественная история». В настоящее время главное внимание обращается на изучение истории России в контексте международных связей, общемирового исторического процесса.

Российская история многогранна. Она охватывает различные направления деятельности государства. Наряду с внутренней политикой, важной составляющей деятельности государства является его внешняя политика, место страны в системе международных отношений.

В связи с тем, что появление новой учебной дисциплины оказалось не обеспечено соответствующей учебно-методической литературой, представляется важным восполнить этот недостаток и выпустить для студентов издание, по которому можно готовиться к лекционным и практическим занятиям, выбрать тему реферата, проверить свои знания по контрольным вопросам. Самостоятельное изучение отдельных разделов пособия позволит студентам как очной, так и заочной форм обучения не только усвоить учебный материал на занятиях, но и хорошо подготовиться к экзамену.

Учебное пособие подготовлено на основе новых подходов, отражающих последние достижения исторической науки. Примечательно, что имеющиеся публикации исследуют международные отношения со времени заключения Вестфальского мира. Однако автор считает, что изложение учебного материала следует проводить со времени зарождения Российской государственности. Такой подход позволит рассмотреть внешнюю политику Древнерусского государства – России – СССР – Российской Федерации как единый и непрерывный процесс.

ВВЕДЕНИЕ

Участие России в международных отношениях, начиная с IX в. и до наших дней, – это сложная и противоречивая система взаимодействий, где переплетаются удачи и поражения, успехи российской дипломатии и правителей государства и неудачные внешнеполитические решения, территориальные приобретения и потери.

На основе исторических знаний у студентов должно воспитываться чувство патриотизма, любовь к Отчизне. Материалы учебного пособия позволяют это сделать.

Учебное пособие разбито на разделы, отражающие основные этапы становления внешней политики Руси, России, СССР и Российской Федерации, участия нашей страны в межгосударственных отношениях. Каждыйраздел пособия дает ответына вопросы, как строились взаимоотношения России с другими странами на протяжении столетий.

Безусловно, в небольшом объеме учебного пособия невозможно детально рассмотреть все мировые события, внешнеполитическую деятельность нашего государства, поэтому акцент сделан на вопросы и ответы по наиболее значимым событиям истории.

В приложениях имеются темы рефератов, литературу и источники к которым можно будет подобрать самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя. Дополнительные контрольные вопросыпозволяют проверить знания по каждому разделу. Краткий терминологический словарь станет помощником студентам в определении незнакомых понятий.

Хорошему усвоению учебного материала помогут также хронологические таблицы и политические карты. Как свидетельствует практика, студенты слабо представляют, где находилось то или иное государство. Поэтому работа с картами позволит восполнить недостающие знания, узнать, как менялась конфигурация границ нашей страны и соседних с Россией государств.

Тема 1. Киевская Русь в системе международных связей (IX – начало XII вв.)

Почему Киевская Русь играла значительную роль в межгосударственных отношениях в Восточной Европе?

Географическое положение Киевской Руси было выгодным, поскольку через нее проходили важнейшие водные артерии и торговые пути, обеспечивавшие выход в моря, а через них в другие страны. Однако граничившие с Русью государства, пытались захватить эти территории, чтобы улучшить свое экономическое положение и авторитет. Да и само Древнерусское государство стремилось укрепить свои позиции, расширяя территории.

На севере Киевская Русь граничила со Скандинавией, на западе – с Польским королевством, на юге племена кочевников отделяли ее от Византии, на востоке она простирала территорию до Хазарского каганата. Сотрудничая с этими и другими приграничными государствами, Древняя Русь в то же время стремилась отстаивать свои разнообразные интересы.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...