Основы фрейдизма. Философия фрейдизма и нефрейдизма

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856--1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 -- теория личности и психопатологии; 2 -- метод терапии личностных расстройств; 3 -- метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики -- это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жизни). «ОНО» -- бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией -- «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека -- постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения -- гоме-остаз -- тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я»воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Соотношение структурной и топографической модели психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера «ОНО» полностью неосознаваема, в то время как «Я»-ЭГО и «СВЕРХ-Я» действуют на всех трех уровнях.

«Я»-ЭГО ответственно за принятие решений. ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО»-ИД в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. е. ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я» у ребенка, происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эди-

Сознание

«Я» Контакт с внешним миром

ЭГО Предсознательное

Принцип реальности Материал, который

может быть переведен в сознание

Морально-этический цензор

«ОНО» -- ИД Бессознательное

Принцип удовольствия Материал

недоступен сознанию

Рис. 2.2. Связь структурной модели с уровнями сознания

пов комплекс (к 5--6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

«СВЕРХ-Я», или суперэго, -- содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается полностью подавить «неприличные желания «со стороны «ОНО», пытается направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбу-

pax, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация -- это преобразование энергии подавленных,"запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится малопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т. е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Фрейд выделял следующие защитные механизмы: 1) вытеснение желаний -- непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности. Выделяют полное подавление -- когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение -- это частичное подав-

ление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.; 2) отрицание -- уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» -- человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3) рационализация -- бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться; 4) инверсия или противодействие -- подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция -- бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств -- т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи -- обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных личностных характеристик;

6) замещение -- проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно на-

правлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

  • 7) изоляция -- отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;
  • 8) регрессия -- возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • * они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • * они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

  • * реалистическая тревога -- эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение;
  • * невротическая тревога -- эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;
  • * моральная тревога -- когда ЭГО испытывает угрозу наказания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к

активному выражению безнравственных мыслей или действий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения; * социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреждения человека о надвигающейся опасности При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов -- позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Теория сексуального Особенности сексуального раз-

развития 3. Фрейда вития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной -- зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, ку-

3. Л. Столярсвко

рения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т. п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности -- ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии -- орально-агрессивная или орально-садисткая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

С приучением к туалету, основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, не может переносить беспорядок и неопределенность. Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, -- это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает

позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5--7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется СВЕРХ-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности.

Затем следует так называемый латентный период (до 10 --11 лет), когда интересы ребенка направлены на обучение, общение, но с наступлением периода полового созревания начинается генитальный период сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуаль-

ный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола, и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными параметрами которой являются: способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают», фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т. е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости, со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить Эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, кото-

рые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления -- превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». В психоанализе используются методы «свободных ассоциаций», анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления и др.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: инстинктов жизни и смерти. Инстинкты жизни, или Эрос, включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них -- это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия -- либидо. Вторая группа -- инстинкты смерти, называемые Танатос, -- лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркомания). Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, стремятся к сохранению динамического равновесия, в результате всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, и людям неосознанно присуще стремление к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и

передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции психоанализа -- это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания, и поэтому человек -- это часто невро-тичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека: при таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

  • 1. Индивидуальная психология А. Адлера
  • 2. Аналитическая психология К. Юнга
  • 3. Эго-психология Э. Эриксона
  • 4. Социокультурная теория К. Хорни
  • 5. Теория Э. Фромма
  • 6. Теория Райха и др.

Указанные концепции будут рассмотрены нами подробнее в тех разделах учебника, где их изложение будет способствовать более глубокому пониманию тех или иных проблем психологии.

Его основоположник – австрийский невропатолог, психиатр З.Фрейд. Фрейд занимался лечением истерии (нервно-психических расстройств). Но причины ее возникновения невозможно было понять из анатомо-физиологических особенностей нервной системы. И в тоже время Фрейду было известно о результатах, полученных Брейером. В состоянии гипноза его пациенты вспоминали о событиях, которые предположительно были причинами заболевания. При этом иногда сам рассказ об этих событиях избавлял пациентов от симптомов заболевания. Постепенно Фрейд пришел к выводу о существовании такого психического явления как “бессознательное”.

Вся психическая жизнь личности состоит из трех уровней: Id (оно – бессознательное), Ego (Я – предсознание) и Super-Ego (сверх-Я – сознание). Бессознательное – источник психической энергии, инстинкты человека, которые Фрейд сводил к сексуальным (либидо), а позже еще к агрессивным (инстинкт разрушения – танатос). Бессознательное подчиняется принципу удовольствия.

Эта сфера постоянно находится в противоречии со сферой сознания, в которой представлены моральные запреты, созданные обществом. Это цензура, которая не позволяет инстинктам стать осознаваемыми. Между ними находится Ego, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подчиняется принципу реальности, пытается уравновесить требования Id и Super-Ego. В случае если Ego примет решение в пользу Id, но в противовес Super-Ego, но то неизбежно будет испытывать чувство вины, укоры совести. В случае если в пользу Super-Ego – развивается невроз. Ego неизбежно находится в состоянии конфликта͵ напряжения. Снятию напряжения помогают защитные механизмы – вытеснение, сублимация и др.

Вытесненные бессознательные импульсы, ища выхода, но, сталкиваясь с цензурой сознания, реализуются во внешне нейтральных формах, имеющих второй символический план: сновидения, шутки, юмор, обмолвки, описки, забытые вещи. Энергия инстинктов также трансформируется в формы деятельности, приемлемые для общества: творчество, искусство, трудовая деятельность. Οʜᴎ помогают разрядке напряжения.

В развитии ребенка Фрейд выделил ряд стадий, связанных с метаморфозом сексуальных инстинктов (до 6 лет инфантильная сексуальность – оральная, анальная, фаллическая стадии, с 6 лет до юности – стадия скрытой, латентной сексуальности). Становление психики ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и восхищение, и страх, и ненависть. Мальчик хочет походить на отца, но одновременно желает ему смерти, это порождает чувство вины. К 6 годам Эдипов комплекс преодолевается под влиянием страха кастрации. У него развивается супер-эго. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют личность взрослого человека.

В лечебной практике Фрейд применял метод свободных ассоциаций. Ассоциации могут указать причину заболевания (события, нанесшие душевную травму), вытесненные влечения. Анализ сновидений - символика.

Недостатки фрейдизма . Преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек принято понимать как биологическое существо, находящееся в состоянии постоянной войны с обществом.

Достоинство фрейдизма состоит в том, что он привлек внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности. Психоанализ стал весьма распространён в психотерапии, консультировании, психиатрии.

Неопсихоанализ. Представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Салливен, Э. Фромм . Последователи Фрейда, стремясь исправить односторонность психоанализа, не отказались от его главной категории – понятия о бессознательном. Οʜᴎ попытались снять чрезмерную биологизированность психоанализа. Решающая роль была отдана влиянию социокультурной среды.

К. Юнᴦ. Помимо личного бессознательного существует коллективное бессознательное. Оно является врожденным, передается от далеких предков. Обнаруживается в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах и творениях культуры. Разработал типологию характеров: экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь себя, самосозерцатель).

А. Адлер.
Размещено на реф.рф
Индивид из-за телœесных недостатков испытывает чувство неполноценности (комплекс неполноценности). Комплекс неполноценности является основой неврозов. Реакция на данный комплекс – желание самоутвердиться среди других (социальный фактор). Механизм – компенсация и сверхкомпенсация (исключительные достижения). Окружающий мир враждебен человеку. Человек стремится добиться превосходства над другими.

К. Хорни. Источник неврозов – не неудовлетворенные сексуальные потребности, а базальное чувство тревоги ребенка, одинокого во враждебном ему мире. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Тревожность приобретает стойкий характер и превращается в невроз, в случае если родители не защищают его любовью и лаской. Чувство тревоги порождает три вида невротических потребностей: движение к людям (поиск любви и одобрения любой ценой), от людей (отрешенность от общества) и против людей (агрессия, стремление к власти).

Э. Фромм. Чисто человеческие потребности (не органические) – продукт социального прогресса. Человек не живет в гармонии с обществом. Обретя свободу в период Ренессанса (в средневековье человек знал свое место в обществе и не испытывал одиночества, оторванности от других), человек утрачивает социальную безопасность, усиливается его зависимость от других, он испытывает отчуждение и одиночество. Механизмы бегства от свободы: садизм, мазохизм, деструктивизм и автоматический конформизм. Только через любовь человек может достичь гармонии, обрести единство с миром и самим собой.

Когнитивная психология . Зародилась в 60 гᴦ. 20 в. в США как альтернатива бихевиоризму с его игнорированием познавательных процессов. Это направление тесно связано с развитием кибернетики, информатики.

Человек представляется как система, занятая активным поиском сведений, их переработкой и хранением, и использующая информацию при принятии решений. Познавательные процессы рассматриваются по аналогии с компьютерными программами. Из кибернетики и информатики в психологию были перенесены такие термины как код, сигнал, информация, программа, кодирование, схема, вход и выход системы. Объектами когнитивной психологии являются восприятие, память, мышление, воображение, речь, язык, когнитивное развитие.

Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности. познавательные процессы были представлены множеством структурных моделœей. Представителями когнитивной психологии являются У. Найсер, Г. Саймон, Л. Фестингер, Д. Норман, Ф. Хайдер.

Недостатки. Не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируется проблема субъекта.

Гуманистическая психология . Возникла в 50-60 гᴦ. как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. В качестве объекта исследования выступали не невротик, как в психоанализе, а здоровая, творческая личность, цель которой - самоактуализация. Представители когнитивной психологии – А. Маслоу, К. Роджерс. Основные проблемы – проблемы поиска смысла жизни, самоосуществления, творчества, свободы выбора, ответственности. По мнению, гуманистической психологии, человек обладает возможностью непрерывного развития и сам может им управлять.

Маслоу, используя биографический метод, проследил историю развития многих выдающихся личностей. Он выстроил следующую иерархию потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении. И на вершинœе этой иерархии находится потребность в самоактуализации (самовыражении), которая является главным источником деятельности человека.

Эта потребность является врожденной и состоит по сути в том, что человек стремится и должен реализовать данные ему от природы способности, возможности приносить людям добро и пользу, развивать свою личность. В случае если человек лишен этой возможности, условия жизни мешают самореализации, у человека развивается конфликт и как результат – невроз. Лишь 1-4 % людей достигает уровня самоактуализации.

Гуманистической эта психология принято называть потому, что, по мнению Маслоу, человек рождается с потребностью в добре, нравственности. Возможность для удовлетворения потребности в самоактуализации возникает тогда, когда получили удовлетворение предыдущие потребности.

В случае если у человека не удовлетворены базовые потребности, они становятся для него ведущими.

Здесь заложен основной недостаток теории Маслоу – непонятно, как высшие потребности всœе таки формируются у множества людей, у которых не удовлетворены первые группы потребностей. Биологизаторская тенденция – нравственные потребности врождены человеку.

Психология - это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия "фрейдизм"

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм - это теория психоанализа, которая объясняет некоторые происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» - носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм - это еще теория, которая опирается на концепцию триединой :

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива - это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм - это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм - это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека - это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек - это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

Представители:

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Предмет изучения.

Бессознательные психические процессы.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид» (оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго» (Я) - следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»:

    вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

    регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

    сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Практика.

    Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

    Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

    сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

    противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Вклад.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Гештальтпсихология.

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Совершенно уникальным направлением философии XX века, которое зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами, стал психоанализ . Он оказал огромное влияние на всю сферу естественнонаучного и социогуманитарного знания, искусство и литературу, на психологические концепции личности XX века и, безусловно, – на практику оказания психологической помощи. Это одно из немногочисленных направлений философии и психологии начала XX века, сохранивших свою жизнеспособность до сегодняшнего дня. Основателем психоанализа является выдающийся австрийский врач-психиатр Фрейд Зигмунд (1856– 1939). Несмотря на то, что Фрейд явился смелым новатором, у него существовали предшественники. Стоит, например, упомянуть Готфрида Лейбница, впервые использовавшего термин «бессознательное». Сильное влияние на Фрейда также оказала теория Дарвина. Фрейд полагал, что человек в первую очередь является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение своего существования.

В философском плане наиболее важным представляется пере­ворот в понимании субъекта, который осуществил психоанализ.До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности руководствуется исключительно сознанием. Фрейд показал, чтопо­ведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознает. Кроме того, Фрейд акцентировал внимание на инстин­ктивном начале человеческой жизни.

Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах («По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно » (1923), «Торможение, симптом и страх » (1925). В этих работах Фрейд создал топографическую модель, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней:

1. « Оно » (« Ид ») бессознательная часть психики, бурлящий котел сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений. «Оно » насыщено не только сексуальной жизнетворящей энергией«либи­ до », но и смертоносной, разрушительной – «мортидо ». «Оно » подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведениягомеостазтен­денция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

2. « Я » (« Эго ») – область сознательного – находится в состоянии постоянного кон­фликта с «Оно », подавляет сексуальные влечения. Со­знание формируется под влиянием общества. На «Я » воздейству­ют три силы: «Оно », «Сверх-Я » и общество, которое предъявля­ет свои требования к человеку. «Я » старается установить гармо­нию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а прин­ципу «реальности». По сути «Я » выполняет адаптационные, приспособительные функции.

3. « Сверх-Я » Супер-Эго ») – нравственное начало – служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль кри­тика, цензора, совести. Если «Я » примет решение или совершит действие в угоду «Оно », но в противовес «Сверх-Я », то испыты­вает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» поэтому стремится не пускать инстинкты в «Я». И тогда энергия из «Оно » сублимируется , т.е. трансформируется, воплощается в иных, приемлемых для социума формах деятельности (творчество, искусство, труд, сны, описки, оговорки, шутки и др.). Если же психическая энергия (либидо или мортидо) не находит выхода, то человек заболевает неврозом. Поэтому Фрейд считал, что чем больше культура общества налагает тех или иных запретов, тем более невротизированным оно становится.

Фрейд считал, что «Супер-эго» формируется у ребенка за счет преодоления им так называемых эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек). Фрейд ошибочно считал, что греческий миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, иллюстрируем тяготеющий над каждым ребенком комплексу: влечение к матери и восприятие отца как соперника. Он полагал, что преодоление Эдипова комплекса происходит к 5 – 6 годам, после чего у ребенка формируется совесть, т.е. «Сверх-Я». Как эта, так и многие другие идеи Фрейда вызвали чрезвычайно бурную реакцию в обществе. Еще при жизни Фрейда в 20-30-е годы многие американские антропологи, в том числе Рут Бенедикт и Маргарет Мид ) занялись проверкой его идей на обширном антропологическом материале. Идея эдипова комплекса подтверждения не нашла.

Также сегодня вызывает большое сомнение фрейдовская концепция онтогенеза, в соответствии с которой задержка на той или иной стадии сексуального развития в детском возрасте (оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной) является определяющим фактором, формирующим характер взрослого человека.

Не случайно Фрейда очень много критиковали и продолжают критиковать. Например, английский биолог, Нобелевский лауреат Питер Брайан Медавар (1915 – 1987) считал психоанализ самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством ХХ века. Тем не менее, заслуга Фрейда в истории психологии и в целом в развитии социогуманитарного знания огромна. Очень точно об одном из ее проявлений написал великий русский философ Николай Бердяев (1874 – 1946) в работе «Смысл творчества»: «У Фрейда нет психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естественной сексуальности… Но склонность школы Фрейда объяснять все вплоть до религиозной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров… И все же Фрейд помогает осознанию сексуальности » (Бердяев Н.А., 1989, С. 562 – 563). И действительно, основным недостатком его концепции, на который также указывали его ближайшие ученики явилось сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека и общества (так называемый пансексуализм ). Поэтому его последователи, поняв, что не только сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, выдвинули иные факторы и причины.

На основе учения Фрейда (фрейдизма ) возникло философское течение неоф­рейдизма , разработанное его продолжателями (Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом).

Альфред Адлер (1870 – 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 – 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что вос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям – это приводит к «невро­тизации» человека, гибели его истинного «Я», самости. Единственный способ спасти человека заключается, по его мнению, в полном ниспровер­жении культуры (морали, запретов, субординации), раскрепоще­нии и сексуальной революции.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы – это универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы представляют «зашифрованную» историю человечества, его высшие истины. Цель философии заключается в том, чтобы помочь человеку «расшифровать» архетипы , понять их смысл, а через них – себя и окружающую действитель­ность.

Эрих Фромм (1900 – 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования. Он выделил следующие основные противоречия челове­ческого существования:патриархат и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию и просто жизнь, личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история), «свобода от» и «свобода для». Цель философии, по Фромму, заключается в том, чтобы помочь человеку решить эти противоречия за счет культивирова­нии всеобщей любви, стремления сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти». Фромм отмечает, что новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развито­го капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер ». «Человек, обладаю­щий рыночным характером, – пишет он, – воспринимает все как товар, – не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки... и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку» (Фромм Э., 1922. С. 27). Альтернативной обществу обладания , по­рождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека . Необходимо коренное изменение харак­тера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие (т.е. жить не для того чтобы «иметь» , а для того, чтобы «быть» ). Учение Фромма на сегодняшний день является одним из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуаль­ной культуры.

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...