Наиболее древняя и самая. Теологическая теория возникновения государства
Государство в обществах Древнего Востока. На Востоке сложилось несколько типов государственного устройства.
В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных систем. Характерна неограниченная власть правителя и разветвленный государственный аппарат, состоящий из чиновников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.
В военной монархии на первое место выступала соответствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).
Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государства была тесно связана с транзитной торговлей (государства Восточного Средиземноморья - Тир, Сидон, Угарит).
Военно-административное государство отличалось от военной монархии тем, что во всех завоеванных странах устанавливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, - Новоассирийского, Нововавилонского и Персидского царств.
Картина мира древних людей.
Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.
Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его составляющих:
самоощущение человека;
представление им о пространстве, видение его;
ощущение времени.
Эти три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира - это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих его предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологиче-
ское (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства).
Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.
Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.
Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования - фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф - особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества - появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий - христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его основе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.
Первобытные культы доцивилизационного периода являются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты
лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).
Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм - система верований, согласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка - какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который представлялся добрым и заботливым покровителем.
Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания. Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только животные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.
Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.
Человек - представитель первобытной эпохи - во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.
Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую системность и упорядоченность, ощущение времени, формируется мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.
Мифология Древнего Востока хорошо известна по представлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами. В определенные моменты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. Последнее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.
Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о развитии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло гия постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, которое понимается и как обозначение явления, и как знание, и как процесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структурированном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.
Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэтому мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к синтезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завершенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваивал пространство, теперь он стал осваивать время.
На смену мифологии приходят более сложные религиозные учения. Так, в VI - V вв. до нашей эры в Индии зарождается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека неизменно представляет страдание. Страдание является следствием нескончаемых и все возрастающих желаний человека, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нирваны (просветления). Нирвана понималась как освобождение от бесконечной цепи перерождений и растворение в космосе. Перерождения происходят вследствие постоянного потока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания - дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существования, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда провозгласил «срединный путь» достижения нирваны - отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестями данного мира, который считался иллюзорным. Пространство в буддизме еще более расширилось, охватив мир элементарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконечность.
Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этических представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное учение имеет вполне реального основоположника - это Кун-цзы, или Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выражалась через преданность государю - «чжун», верность долгу - «и», сыновнюю почтительность - «сяо», великодушие - «куань» и ряд других положительных характеристик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» - «благородный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархический порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.
Необычным, весьма интересным явлением в истории человечества является иудаизм. Появление этой религии связывается с кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между человеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира становились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структуру. Из ограниченного он становится бесконечным, в согласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относительно аморфного и сферического - четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию - подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.
Следующим этапом в развитии человеческого мировоззрения стало христианство. Оно символизировало кризис античных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-
теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолютным властелином и творцом мира, в отличие от олимпийских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христианстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творения, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способностью к творчеству.
Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивидуума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.
Но меняется и сам мир. Время перестает быть цикличным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в будущем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдающейся» песчинкой.
Культурное наследие древних цивилизаций.
Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.
«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros - «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.
Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой - 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.
Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские - в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь - в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.
Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности - клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-
ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи - произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.
Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни - зиккураты - вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.
Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом - одним из первых в мире.
Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.
Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III - П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения - «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей - дорического и ионического. Дорический стиль - строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.
Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.
Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.
Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.
Рефераты подготовлены по материалам немецкого журнала "Illustrierte Wissenschaft".
Из школьного курса истории мы знаем о возникновении первых государств на земле с их своеобразным бытом, культурой и искусством. Далекая и во многом таинственная жизнь людей прошедших времен волновала и будила фантазию. И, вероятно, для многих было бы интересно увидеть карты величайших империй древности, помещенные рядом. Такое сопоставление дает возможность почувствовать размеры гигантских некогда государственных образований и место, занимаемое ими на Земле и в истории человечества.
Египет. Наибольших размеров империя достигла в 1450 году до н. э.
Греция. Темным на карте отмечены земли, где процветала греческая культура.
Персия. Территория империи в 500 году до н. э.
Индия. Наибольших размеров территория страны достигла в 250 году до н. э.
Китай занимал такую территорию в 221 году до н. э.
Римская империя в пору наивысшего расцвета - начало II века новой эры.
Византия в период своего расцвета - VI век.
Арабский Халифат. Наибольших размеров он достиг в 632 году н. э. А118 лет спустя площадь Халифата значительно сократилась (темная штриховка).
Государство - древнее общественное образование и означает территорию, занятую оседлым населением, подчиняющимся одной и той же власти. О сути государственного устройства думали уже древние мыслители. Например, греческий философ Аристотель видел в государстве конечную естественную форму общежития, важную для человека, который по своей природе - "существо политическое". Более того, он считал государство "средою вполне счастливой жизни".
В средние века и в более позднее время в понятие "государство" начали вкладывать договорные начала между человеком и верховной властью. В естественном состоянии человеку недостает не прав, считали английские мыслители XVII века Джон Мильтон и Джон Локк, а обеспечения их, которое он и находит в государстве, утверждаемом по договору именно для этой цели.
Истинный сын века просвещения, Жан Жак Руссо видел смысл образования государства в соблюдении интересов каждого его гражданина. Оно нужно людям, чтобы "найти форму соединения, которая бы защищала и обеспечивала личность и достояние каждого члена общества так, чтобы каждый, соединяясь с другими, повиновался бы только самому себе и оставался бы столь же свободным, как и прежде". "Свобода - не отчуждаема" - основное положение Руссо.
Еще 8-9 тысяч лет назад люди стали переходить к оседлому образу жизни. Появились земледелие и первые домашние животные. Произошла так называемая неолитическая революция, которая вывела людей к новым условиям жизни. Сельское хозяйство уже могло обеспечить человека достаточным продовольствием, поэтому охота и собирательство отступили на второй план. Произошло разделение труда между членами одной и той же группы, во главе встали вожди, управлявшие сообществами людей. С течением времени появилась нужда в общественных зданиях, и началось строительство дворцов, храмов, крепостей. Возникли письменность и начатки арифметики, астрономии и медицины.
Огромную роль в становлении ранних цивилизаций играли реки. Река - это не только водный путь, но и стабильный урожай, не случайно именно в те далекие времена люди стали возводить каналы и плотины. Но поскольку разрозненным племенам не по плечу были крупные мелиоративные постройки, группы земледельцев объединялись. Первые государственные образования возникли в Двуречье, между Тигром и Евфратом, где развилась цветущая культура.
Современные археологи и историки выделяют несколько условий, дающих право называть древние сообщества людей государством. Первое из них - не менее пяти тысяч населения, поклоняющегося единым богам. Власть оснащена аппаратом чиновников, и непременна письменность, существующая в любой форме. Крупные постройки - дворцы и храмы - также обязательный атрибут государственности. Население разделено по специальностям, чтобы каждый мог уже не делать все сам для себя и своей семьи. Так наряду со жрецами и с солдатами появились художники, философы, строители, кузнецы, ткачи, горшечники, жнецы, купцы и так далее.
Древние империи, сыгравшие свою роль в истории человечества, обладали всеми перечисленными условиями. Но помимо того для них были характерны длительная политическая стабильность и налаженные коммуникации до самых отдаленных окраин, без чего нельзя управлять огромными территориями. Все великие империи имели большие армии: страсть к завоеваниям была почти маниакальной. И повелители таких государств порой добивались впечатляющих успехов, подчиняя себе обширные земли, на которых возникали гигантские империи. Но проходило время, и гигант сходил с исторической сцены.
Первая империя
Египет. 3000-30 годы до новой эры
Эта империя просуществовала три тысячелетия - дольше, чем какая-либо другая. Государство возникло, по последним данным, более 3000 лет до новой эры, а когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта (2686-2181), образовалось так называемое Древнее царство. Вся жизнь страны была связана с рекой Нил, с ее плодородной долиной и дельтой у Средиземного моря. Правил Египтом фараон (слово это означает склад продовольствия), на местах сидели губернаторы и чиновники, и вообще общественная жизнь в стране была достаточно развита (см. "Наука и жизнь" № 1, 1997 г. - "Еще не кончился каменный век" - и № 5, 1997 г. - "Древний Египет. Пирамида власти"). К элите общества причислялись офицеры, писцы, землемеры и местные жрецы. Фараон считался живым божеством, и все важнейшие жертвоприношения совершал сам.
Египтяне фанатически верили в загробную жизнь, ей были посвящены предметы культуры и величественные постройки - пирамиды и храмы. Испещренные иероглифами стены погребальных камер рассказали о жизни древнейшего государства больше, чем другие археологические находки.
История Египта распадается на два периода. Первый - с основания и до 332 года до новой эры, когда страну завоевал Александр Македонский. И второй период - царствование династии Птолемеев - потомков одного из полководцев Александра Македонского. В 30 году до новой эры Египет был покорен более молодой и могущественной империей - Римской.
Колыбель западной культуры
Греция. 700-146 годы до новой эры
Южную часть Балканского полуострова люди заселили еще десятки тысяч лет назад. Но только с VII века до новой эры можно говорить о Греции как о крупном, однородном в культурном отношении образовании, хотя и с оговорками: страна представляла собой союз городов-государств, объединявшихся на время внешней угрозы, как, например, для отражения персидской агрессии.
Культура, религия и прежде всего язык были теми рамками, в которых протекала история этой страны. В 510 году до новой эры большинство городов освободилось от единовластия царей. В Афинах вскоре стала править демократия, но правом голоса обладали только граждане-мужчины.
Государственное устройство, культура и наука Греции стали образцом и неиссякаемым источником мудрости почти для всех позднейших государств Европы. Уже греческие ученые задались вопросом о жизни и о Вселенной. Именно в Греции были заложены основы таких наук, как медицина, математика, астрономия и философия. Греческая культура прекратила свое развитие, когда страну захватили римляне. Решающее сражение произошло в 146 году до новой эры у города Коринфа, когда войска греческого Ахейского союза были разбиты.
Владычество "Царя царей"
Персия. 600-331 годы до новой эры
В VII столетии до Рождества Христова кочевые племена Иранского нагорья подняли восстание против ассирийского владычества. Победители основали государство Мидию, которое потом вместе с Вавилонией и другими соседними странами превратилось в мировую державу. К концу VI века до новой эры она, возглавляемая Киром II, а затем его преемниками, принадлежавшими к династии Ахеменидов, продолжила завоевания. На западе земли империи выходили к Эгейскому морю, на востоке ее граница проходила по реке Инд, на юге, в Африке, владения достигали первых порогов Нила. (Большую часть Греции занимали во время греко-персидской войны войска персидского царя Ксеркса в 480 году до новой эры.)
Монарха величали "Царем царей", он стоял во главе армии и был верховным судьей. Владения были разделены на 20 сатрапий, где наместник царя правил его именем. Подданные говорили на четырех языках: древнеперсидском, вавилонском, эламском и арамейском.
В 331 году до новой эры Александр Македонский разбил полчища Дария II - последнего из династии Ахеменидов. Так закончилась история этой великой империи.
Мир и любовь - для всех
Индия. 322-185 годы до новой эры
Предания, посвященные истории Индии и ее правителей, весьма отрывочны. Немногочисленные сведения относятся ко времени, когда жил основатель религиозного учения Будда (566-486 годы до н. э.), первая реальная личность в истории Индии.
В первой половине I тысячелетия до новой эры в северо-восточной части Индии возникло множество небольших государств. Одно из них - Магадха - возвысилось благодаря успешным захватническим войнам. Царь Ашока, принадлежавший к династии Маурья, настолько расширил владения, что они занимали уже почти всю нынешнюю Индию, Пакистан и часть Афганистана. Царю повиновались чиновники административного управления и сильная армия. Поначалу Ашока слыл жестоким полководцем, но, став последователем Будды, проповедовал мир, любовь и терпимость и получил прозвище "Обращенный". Этот царь строил больницы, боролся с вырубкой лесов, а в отношении своего народа проводил мягкую политику. Дошедшие до нас его указы, высеченные на скалах, колоннах, - древнейшие, точно датированные эпиграфические памятники Индии, рассказывающие об управлении государством, социальных отношениях, религии и культуре.
Еще до своего возвышения Ашока разделил население на четыре касты. Две первые были привилегированными - священники и воины. Вторжение бактрийских греков и внутренние раздоры в стране привели империю к распаду.
Начало более чем двухтысячелетней истории
Китай. 221-210 годы до новой эры
В период, называющийся в истории Китая Чжанью, многолетняя борьба, которую вели множество мелких царств, принесла победу царству Цинь. Оно объединило покоренные земли и в 221 году до новой эры образовало первую китайскую империю во главе с Цинь Ши-хуанди. Император провел реформы, укрепившие молодое государство. Страна была разделена на округа, учреждены военные гарнизоны для поддержания порядка и спокойствия, велось строительство сети дорог и каналов, для чиновников было введено одинаковое образование, а во всем царстве действовала единая денежная система. Монарх утвердил порядок, при котором люди обязаны были работать там, где этого требовали интересы и нужды государства. Введен был даже такой любопытный закон: все повозки должны иметь равное расстояние между колесами, чтобы они двигались по одним и тем же колеям. В это же царствование была создана Великая китайская стена: она соединила построенные ранее северными царствами отдельные участки оборонительных сооружений.
В 210 году Цин Ши-хуанди умер. Но последующие династии оставили нетронутыми основы построения империи, заложенные ее основателем. Во всяком случае, последняя династия императоров Китая прекратила свое существование в начале нашего века, а границы государства сохраняются практически неизменными по сей день.
Армия, оберегающая порядок
Рим. 509 год до новой эры - 330 год новой эры
В 509 году до новой эры римляне изгнали из Рима этрусского царя Тарквиния Гордого. Рим стал республикой. К 264 году до новой эры ее войска овладели всем Аппенинским полуостровом. После этого началась экспансия во все стороны света, и к 117 году новой эры государство протянуло свои границы с запада на восток - от Атлантического океана до Каспийского моря, а с юга на север - от порогов Нила и побережья всей Северной Африки до границ с Шотландией и по нижнему течению Дуная.
500 лет Римом управляли ежегодно избираемые два консула и сенат, ведавший государственным имуществом и финансами, внешней политикой, военными делами и религией.
В 30 году до новой эры Рим становится империей во главе с цезарем, а по существу - монархом. Первым цезарем был Август. Большая и хорошо обученная армия участвовала в строительстве огромной сети дорог, общая их протяженность - более 80000 километров. Прекрасные дороги делали армию очень мобильной и позволяли быстро достигать самых удаленных уголков империи. Удерживать страну от распада помогали и назначаемые Римом в провинции проконсулы - наместники и преданные цезарю чиновники. Этому способствовали и поселения солдат, отслуживших службу, расположенные в завоеванных землях.
Римское государство, в отличие от многих других гигантов прошлого, полностью отвечало понятию "империя". Оно же стало и образцом для будущих претендентов на мировое господство. Европейские страны многое унаследовали от культуры Рима так же, как принципы построения парламентов и политических партий.
Восстания крестьян, рабов и городского плебса, все усиливающийся напор германских и других варварских племен с севера заставили императора Константина I перенести столицу государства в город Византий, позднее названный Константинополем. Это произошло в 330 году новой эры. После Константина Римская империя фактически разделилась на две - Западную и Восточную, которыми правили два императора.
Христианство - оплот империи
Византия. 330-1453 годы новой эры
Возникла Византия из восточных остатков римской империи. Столицей стал Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 годах на месте колонии Византий (отсюда идет и название государства). С этого момента началось обособление Византии в недрах Римской империи. Большую роль в жизни этого государства играла христианская религия, ставшая идеологическим фундаментом империи и оплотом православия.
Византия существовала более тысячи лет. Своего политического и военного могущества она достигла во время правления императора Юстиниана I, в VI веке новой эры. Именно тогда, имея сильную армию, Византия завоевала западные и южные земли бывшей римской империи. Но в этих пределах империя просуществовала уже недолго. В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, который так уже больше и не поднялся, а в 1453 году столицу Византии захватили турки-османы.
Именем Аллаха
Арабский Халифат. 600-1258 годы новой эры
Проповеди пророка Мухаммеда положили начало религиозно-политическому движению в Западной Аравии. Получившее название "ислам", оно способствовало созданию в Аравии централизованного государства. Однако вскоре в результате успешных завоеваний родилась обширная мусульманская империя - Халифат. На представленной карте показан наибольший размах завоеваний арабов, сражавшихся под зеленым знаменем ислама. На Востоке в состав Халифата входила западная часть Индии. Арабский мир оставил неизгладимые следы в истории человечества, в литературе, математике и астрономии.
С начала IХ века Халифат постепенно начинает разваливаться - слабость экономических связей, обширность подчиненных арабам территорий, имевших свою культуру и традиции, не способствовали единению. В 1258 году монголы завоевали Багдад, и Халифат распался на несколько арабских государств.
6 самых древних государств мира
Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название. Отметим 6 государств, которые в той или иной степени сохранили связь с Древним миром. 1. Армения
Армению по праву можно назвать одной из самых древних государств мира, если не самой древней. История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Армянское присутствие в Малой Азии длится уже около 20 000 - 30 000 лет. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ. Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.
История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии. Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.
3. Китай
По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями. Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах. Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.
4. Греция
Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию. Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.
На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта. Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.
6. Япония
Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем. Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения. Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Древнейшие государства |
Рубрика (тематическая категория) | История |
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Древний Египет. Жители Египта создали одну из первых цивилизаций. Египетское государство находилось в долине Нила - узкой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте.
Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для обитателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого крайне важно было создать сложные ирригационные сооружения.
Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земледелия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства- Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) - в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 ᴦ. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.
Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 - 2800 гᴦ. до н.э.), Древнее (2800 - 2250 гᴦ. до н.э.), Среднее (2050-1750 гᴦ. до н.э.), Новое (1580-1085 гᴦ. до н.э.) и Позднее (1085-525 гᴦ. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.
Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились орудия из меди и бронзы.
В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд земледельцев.
Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чиновники проводили смотр детей, достигших трудоспособного возраста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.
Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выде-
пи, участок пашни. Также был организован труд ремесленников. И хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави-
10, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру-
диться в ремесленных мастерских и на полях.
Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фараон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав-
шнал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском И во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.
Период Древнего царства был временем наибольшего могущества фараонов. При этом со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объединен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завоевательные походы на юг в богатую золотом Нубию. Около 1680 ᴦ. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гик-сосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы.
В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на простых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. 15 результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии поиска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фараоне 18-й династии Аменхотепе III. При этом со временем в Передней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Египтом. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.
Города-государства Шумера. Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месопотамии (Междуречье) - в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивилизации здесь было связано с крайне важно стью строительства и использования оросительных сооружений.
В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семитские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежность которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческоеосвоение юга Месопотамии. В V-IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры - народ также неизвестного происхождения. Οʜᴎ построили города, создали древнейшую в мире письменность - клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.
В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами.
Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур.
Размещено на реф.рф
История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский
и позднешумер-ский.
В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правителем города. Значительную роль продолжало играть народное собрание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей усиливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.
Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XXIV в. до н.э. Саргон. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере. Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевластием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побережья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плотины. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Далее Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к востоку от Месопотамии.
В XXI в. до н. э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так называемая III династия Ура). Это царство известно своей централизованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Οʜᴎ трудились на государственной земле под контролем чиновников. Царство Шумера и Аккада около 2000 ᴦ. до н.э. было захвачено кочевыми семитскими племенами амореев.
Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетия.
Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. В начале 11 тысячелетия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 - 1750 гᴦ. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопотамии. Вавилон превратился в громадный город с великолепнымиорцами и храмами, многоэтажными домами и широкими улицами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и продуманный свод законов, служивший образцом для последующего тконодательства многих стран Передней Азии. В корне закона лежал принцип талиона - наказание равно преступлению (ʼʼоко за окоʼʼ).
Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадлежала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полностью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя н рабство. При этом закон ограничивал долговое рабство. Свободные делились на две категории - полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя наделах. В 1518 ᴦ. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами.
Восточное Средиземноморье в древности. Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к посточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важнейшие торговые пути - из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.
Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на территории современного Ливана и части Сирии называлась Финикией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Благодаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремесло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары - древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще большее значение для них имела посредническая торговля.
В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ,
имевший древние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир.
Размещено на реф.рф
Его царь распространил свое влияние на другие города, хотя единого государства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в зависимости от Египта͵ а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию.
Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II тысячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли серебром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В колонии переселялись в основном жители Тира, но они станови-
лись самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген.
Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на базе греческого алфавита.
Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Восточного Средиземноморья - древними евреями. В середине II тысячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двинулась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называвший себя ʼʼибримʼʼ (евреи), что означало ʼʼперешедшие через рекуʼʼ. Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими пришельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами - пришельцами из Европы. От названия ʼʼфилистимлянеʼʼ произошло слово ʼʼПалестинаʼʼ.
Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо скотоводства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. складывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудейское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 ᴦ. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский плен. Позже Иудейское царство возродилось в качестве зависимого государства.
В период существования Израильского царства сказания древних евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг позже получил название Библия.
Древнейшие государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древнейшие государства" 2017, 2018.
Самые древние государства мира Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название, но есть и те, которые сохранили связь с Древним миром. 1. Армения История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ. Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину. 2. Иран История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии. Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии. 3. Китай По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями. Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах. Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы. 4. Греция Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию. Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию. 5. Египет На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта. Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта. 6. Япония Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем. Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения. Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.