Презентация - этапы создания единого российского государства. Презентация - этапы создания единого российского государства Особенности образование единого русского государства

Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина 15в.-начало 16в.

Завершающий этап создания
единого Русского
государства
(вторая половина 15в.начало 16в.
История России

Правление Ивана III Васильевича 1462-1505гг.

- Расширение
территории
государства:
Суздаль 1462г.
Ярославль 1463г.
Ростов 1474
Новгород 1478г.(М.
Борецкая)
Тверь 1485г.

Софья(Зоя) Палеолог 1455-1503гг

Софья(Зоя) Палеолог 14551503гг

Присоединение Новгорода, 1478г.

Разгром новгородского веча

Государственные символы:

Конец монгольского ига

Конец монгольского ига

Конец монгольского ига. Стояние на р. Угре 1480г.

Московский Кремль 1485г.

Московско-новгородские ереси

Судебник 1497г. 68 статей

-введение Юрьева дня
26 ноября(переход с
19 ноября по 3
декабря)
- Уплата «пожилого»
-суд бояр от имени
князя
-введение судебного
поединка
-свидетельские
показания

«Москва третий Рим»

Место служения игумена
Филофея
«Да вѣси, христолюбче и боголюбче,
яко вся христианская царства
приидоша в конецъ и снидошася во
едино царство нашего государя, по
пророческимъ книгамъ, то есть
Ромеиское царство: два убо Рима
падоша, а третий стоитъ, а
четвертому не быти. <…> да вѣсть
твоа держава, благочестивый царю,
яко вся царства православныя
христианьския вѣры снидошася въ
твое едино царство: единъ ты во
всей поднебесной христианом царь
<…> якоже выше писахъ ти и нынѣ
глаголю: блюди и внемли,
благочестивый царю, яко вся
христианская царьства снидошася
въ твое едино, яко два Рима
падоша, а третей стоитъ, а
четвертому не быти. Уже твое
христианьское царство инѣмъ не
останется, по великому Богослову

Предпосылки объединения

-дальнейшее развитие феодальных
отношений требовало сильного
аппарата власти
-необходимо было решать вопросы
выживания и сохранения самобытности
-появилась плеяда князей
способствовавших превращению
Москву в центр государства

Особенности образование единого русского государства

-отсутствие прочной социальной базы у
власти в лице дворянства
-стимул к объединению желание
освободится от ига
-подавление любой оппозиции,
пренебрежение правами личности
-поддержание в стране атмосферы
«военного лагеря»

Этапы закрепощения крестьян

1. 1497 – 1581 –введение Юрьева дня –
отмена юрьева дня
2. 1597 – 1649 – введение 5 летнего срока
сыска беглых- бессрочный сыск
3.1649- 1797г введение крепостного
права- трехдневная барщина
4.1797 – 1861г - (1803- указ о вольных
хлебопашцах) –отмена крепостного
права

Домашнее задание:

1.Параграф 12
2. Эссе
«Историческая миссия
Ивана III»
Архангельский Собор
место захоронения
Ивана III

ПОДЧИНЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Завершающий этап создания единого государства занял примерно 50 лет и пришелся на время княжения Ивана III (1462–1505) и его сына Василия III (1505–1533).

Наряду с Московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород. Его боярство, лавируя, сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики.

В борьбе с Москвой часть боярства и духовенства стала призвать к переходу Новгорода под защиту Литвы. Такая ориентация расценивалась как антинациональная и была крайне непопулярной, так как самими новгородцами Новгород осознавался как часть русских земель.

В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял характер общерусского ополчения против "изменников христианству". Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась.

После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущено, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде был поставлен наместник.

Сначала Иван III обязался не трогать вотчин новгородцев, кроме своих явных врагов. Однако вскоре начались конфискации. Были отобраны земли у большинства новгородских феодалов, 87% земель за это время сменили своих владельцев. Земли выселенных в центральные районы новгородских вотчинников были отданы московским служилым людям.

СВЕРЖЕНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

Уже с 1476 г. Иван III отказался ездить в Орду и посылать дань. В 1480 г. хан Большой Орды (главного наследника бывшей ордынской державы) Ахмат двинулся на Русь. Однако войска Ивана III не позволили ему переправиться через р. Угру (приток Оки). Союзник Орды – великий князь литовский Казимир IV так и не подошел. Не отважившись на решительные действия, Ахмат отвел свои войска. Вскоре он был убит, а Золотая Орда окончательно перестала существовать.

Так бескровным "стоянием на Угре" кончилось продолжавшееся 240 лет ордынское иго. Его свержение было в значительной мере результатом дипломатического мастерства Ивана III.

Однако остались еще выросшие из Золотой Орды опасные соседи – Крымское, Казанское, Астраханское ханства, борьба с которыми продолжалась еще длительное время.

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ К ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI В.

Уже к середине 70-х гг. XV в. к Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества, а в 1485 г. в результате военного похода – Тверское княжество. Отныне подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского. В целом единое независимое русское государство было создано. С присоединением северных владений Новгорода и Вятской земли (1489) в состав единого государства вошли нерусские народы Севера и Северо-Востока.

Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла.

Политику Ивана III продолжил его сын Василий III (1505–1533). При нем были присоединены Псков (1510), Рязанская земля (1521). В результате успешных войн с Литвой в конце XV – начале XVI в. были присоединены Смоленская и частично Черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50–80 км от Киева.

Таким образом, в первой четверти XVI в. завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши, шло формирование украинской и белорусской народностей.

С конца XV в. русское государство стало называться "Россия" – наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси.

Методическая разработка представляет собой конспект урока к указанной теме. На основе знаний о признаках государства, учащиеся доказывают, что при Иване III образовалось централизованное государство. Используются метод проблемного обучения, метод групповой работы и кейс метод

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завершающий этап создания единого Русского государства при Иване III и Василии III.

Цель урока: Формирование у учащихся целостного представления о складывании единого государства при Иване III и Василии III.

Задачи:

Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу; картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование

Раздаточный материал. (Кейс)

Мультимедиа-проектор;

Экран;

Учебник по истории России

Тип урока: итоговый урок

Вид урока: урок-практикум , рассчитан на 1 урок

Технологии: проблемное обучение, кейс - технологии, информационные технологии, личностно- ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, нестандартный урок)

Опережающее задание: несколько учащихся получают индивидуальное задание:

приготовить сообщение об истории Российского герба

подобрать иллюстрации по направлению деятельности своих групп

Планируемые результаты:

В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей:

получение и обработка информации; использование отдельных частей заданий и связывание воедино, умение работать в группе.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая

Технологическая карта занятия

п № п\п п

Ход урока

Время

Вид

деятельности

Примечание

Организационный момент

3 мин.

Актуализация занятия

5 мин.

Слово учителя

Игровой момент

Постановка проблемного задания

5 мин.

Опрос по теме признаки государства и

Комментарии преподавателя, выбор ключевых моментов и отображение их в тетради

Инструктаж по выполнению заданий в группах

4 мин.

Слово учителя

Работа в группах

5 мин

Работа с кейсами, решение поставленных задач, работа в группах

Класс разбивается на 5 групп

Выступление докладчиков

15 мин

(3мин. На группу)

Обсуждение итогов самостоятельной групповой работы

выбор ключевых моментов и отображение их в таблице

Итоги урока, заключительная часть

8 мин.

Слово учителя

Обобщение материала урока ответ на поставленную проблему

План- конспект урока

1. Организационный этап

Целеполагание. (вступительное слово учителя) - актуализация темы занятия, её практической значимости, воспитательно-образовательного значения, сообщение цели, плана занятия, создание доброжелательной атмосферы.

Учитель: В 1487 г. немецкий рыцарь Николай Поппелъ рассказывал в Нюрнберге о своем открытии: во время поездки в северо-восточную Европу он обнаружил сильное, независимое государство - Московию. Император Фридрих III и князья Священной Римской империи слушали его с удивлением. Купцы и географы знали, конечно, о существовании Великого княжества московского. Неожиданностью были сведения о силе молодого государства, о его независимости, вырванной у татарского хана. Неожиданность была для императора приятной, ибо на границы империи напирали польские Ягеллоны, а Московия, по словам Поппеля, была давним противником Литвы и Польши. Рыцарь-путешественник был немедленно отправлен обратно в Москву, куда он явился в начале 1489 г. в качестве императорского посла. Фридрих III предлагал заключить брак между дочерью Ивана и императорским племянником, баденским маркграфом Альбрехтом и приобщить Москву в состав Священной Римской империи путем пожалования великому князю королевского титула. Посол был удивлен, что предложение гордо отвергли. Поппелю сообщили от имени великого князя, что московские государи, «поставленные от Бога», никогда ни от кого «поставления» не просили, так и теперь в нем не нуждаются.

Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

Постановка проблемы: Действительно ли в России в XV- XVI в. сформировалось централизованное государство?

Класс делится на группы, проводится инструктаж. В распоряжении каждой группы: лист ватмана, фломастеры, клей, кейс-материалы. Задача групп доказать, что Россия в XV- XVI в. находилась на пути формирования централизованного государства. В течение урока заполнить таблицу «Завершающий этап создания единого Русского государства»

2. Изучение нового материала

Для ответа на вопрос Действительно ли Россия в XV- XVI в. находилась на пути формирования централизованного государства необходимо вспомнить

Предпосылки объединения единого государства.

признаки единого государства (презентация1)

Запись в тетрадях:

Тема:

«Завершающий этап создания единого Русского государства при Иване III и Василии III.»

Процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533).

Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV-XV вв.

1.Экономические

Установление стабильности и порядка в стране

Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли.

Укрепление боярами и дворянами владений; сохранение зависимого крестьянства.

2. Политические

Наличие единовластия Московского князя;

Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов.

Усиление дворянства за счет ограничения власти старой аристократии (интересы служилого сословия).

3. Внешнеполитические (внешняя угроза)

Необходимость окончательного освобождения от монгольского ига;

Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

4.Религиозные

Сохранение православной церковью единства народа, между разными частями страны;

Укрепление экономических и моральных позиций церкви.

Таблица «Завершающий этап создания единого Русского государства»

Признаки централизованного государства

Создание единого Русского государства

1. территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

2. население. в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества

3. публичная власть. Государство - особая организация политической власти, имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии. Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом

4.обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.

5. издание правовых норм.

6. суверенитет, государственные символы

Работа в группах:

Задание для 1 группы «географы»(1.признак государства- территория)

Опираясь на предложенные материалы составить сравнительную таблицу «Территории, присоединённые при Иване III и Василии III,»

Задание для 2 группы (3.признак государства- армия) Опираясь на предложенные материалы ответить на вопросы.

Задание для 3 группы (3.признак государства- публичная власть, аппарат управления)

Опираясь на предложенные материалы составить схему управления государства.

Задание для 4 группы (5.признак государства- издание правовых норм.)

Задание для 5 группы (6.признак государства – суверенитет, гос.символы)

Опираясь на предложенные материалы составить схему « Основные направления внешней политики»

Основные направления внешней политики

Западное Восточное

Сообщение о государственных символах

3.Подведение итогов.

Россия в XV- XVI в. находилась на пути завершения формирования централизованного государства. Начинания Ивана III продолжит и завершит его сын Василий III. Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

4.Рефлексия.

Уроки истории всегда важны для нас, история не застывшая наука, она продолжает учить своих потомков. Как вы думаетн, почему события тех далеких времен важны актуальны для нас сегодня?

4.Домашнее задание.

Написать эссе

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...