Моделирование социальных процессов. Технология моделирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разделение моделирования на два основных класса - материальный и идеальный. Два основных уровня экономических процессов во всех экономических системах. Идеальные математические модели в экономике, применение оптимизационных и имитационных методов.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Применение методов оптимизации для решения конкретных производственных, экономических и управленческих задач с использованием количественного экономико-математического моделирования. Решение математической модели изучаемого объекта средствами Excel.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2013

    Основные этапы математического моделирования, классификация моделей. Моделирование экономических процессов, основные этапы их исследования. Системные предпосылки формирования модели системы управления маркетинговой деятельностью предприятия сферы услуг.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Метод имитационного моделирования, его виды, основные этапы и особенности: статическое и динамическое представление моделируемой системы. Исследование практики использования методов имитационного моделирования в анализе экономических процессов и задач.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Организационно-экономическая характеристика ООО "Сим-Авто". Система управления персоналом и трудовой потенциал. Экономико-математическая модель объема выручки. Оценка эффективности мероприятий по улучшению системы управления персоналом предприятия.

    дипломная работа , добавлен 22.09.2011

    Анализ методов моделирования стохастических систем управления. Определение математического ожидания выходного сигнала неустойчивого апериодического звена в заданный момент времени. Обоснование построения рациональной схемы статистического моделирования.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Применение математических методов в решении экономических задач. Понятие производственной функции, изокванты, взаимозаменяемость ресурсов. Определение малоэластичных, среднеэластичных и высокоэластичных товаров. Принципы оптимального управления запасами.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

Введение

Конкретные модели процессов управления в социальных и экономических системах исходят из общей методологии, которую и формулируем в настоящей статье. Вводим основные понятия теории управления. Обращаем внимание на неустранимую многокритериальность реальных задач управления. При обсуждении вопросов оптимального управления экономическими системами отмечены распространенные заблуждения, связанные со сравнением по эффективности государственных и частных предприятий и догмой эффективности конкуренции. После рассмотрения основных понятий теории моделирования кратко анализируем послевоенную историю и современное состояние математического моделирования процессов управления. Обсуждение методологии моделирования сосредоточено вокруг четырех базовых составляющих: (практическая) задача - модель - метод - условия применимости. В качестве примера конкретной модели процесса управления разобрана модель распределения времени между овладением знаниями и развитием умений.

Основные понятия теории управления

Субъекты и объекты управления. В каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная и др.) деятельность общества сознательно управляются. Что имеется в виду под термином «управление»? Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъект управления - это тот, кто управляет. Объект управления - это тот, кем управляют.

Пример 1. Обсудим понятия субъектов и объектов управления применительно к экологической безопасности и природоохранной деятельности . Субъектами управления природопользованием, в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетенции, кроме того - специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, а также органы местного самоуправления. На уровне предприятий субъектами управления являются подразделения и службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других направлений работы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные . Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной среды).

Компетенция органов местного самоуправления по охране окружающей среды отражена в их уставах. Их роль напоминает роль государственных органов общей компетенции, только на гораздо более узком пространстве, относящемся к ведению соответствующего органа местного самоуправления - на уровне района или города.

Объектами управления являются все природопользователи, как юридические, так и физические лица, независимо от характера и направлений их деятельности . Поскольку все организации и предприятия, все жители городов и деревень находятся и действуют в природной среде, то объектами управления являются все юридические и физические лица на территории нашей страны. Связи и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны природной среды строятся двумя способами:

  • - на основе правил и процедур, зафиксированных в действующих Законах и других нормативно-правовых актах;
  • - на основе договоров между конкретными субъектами и объектами управления.

Методы и механизмы управления. Метод управления -- это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект . По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры. Внутри организации взаимоотношения менеджеров их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления.

Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

Под словами «механизм управления » понимают совокупность тех или иных методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления применяются совместно. Ясно, что сама возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия.

Организационно-административный, экономический, социально-психологический механизмы являются частями системы управления в целом. На различных уровнях управления эта система имеет свои особенности. Можно выделить макроуровень, т.е. управление в рамках всей страны, и мезоуровень, касающийся отдельных секторов и отраслей народного хозяйства, например, управления добычей нефти и газа. На уровне конкретных предприятий системы управления носят более специальный характер, приспособленный к особенностям этих предприятий и их подразделений. Большое практическое значение имеет и самый нижний уровень управления - управления собой. Можно сказать, что каждый является менеджером, поскольку он управляет, по крайней мере, одним человеком - самим собой.

Цели управления . Определение целей, к которым следует стремиться, как говорят, целеполагание, - самая трудная и ответственная часть работы менеджера. Выбор целей зависит от конкретной ситуации. Рассмотрим пример .

Пример 2. Пусть установлено, что производство в агропромышленном комплексе (АПК), несмотря на резкое снижение его объема за последние пятнадцать лет, излишне велико для данной области, а дефицит продовольствия объясняется не недостаточным объемом производства, а отсталостью в сфере хранения и перерабатывающей промышленности. Тогда целью управления природопользованием в данной области должно стать сокращение природного базиса сельского хозяйства, т.е. сокращение объема используемых в сельском хозяйстве природных ресурсов . Меры экономического воздействия будут включать, например, установление высокой арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения. Это позволит затормозить вовлечения новых земель в хозяйственный оборот. Следует повысить налоги на дополнительное освоение земель, увеличить штрафы за нерациональное использование земель, стимулировать различными способами консервацию деградированных участков, и др. Все эти меры направлены на сокращение сельскохозяйственного производства и снятие сельскохозяйственной нагрузки с окружающей природной среды. Одновременно следует бороться с отсталостью в сфере хранения произведенного продовольствия и в сфере перерабатывающей промышленности. Необходимо создание благоприятных экономических условий для совершенствования технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, развития соответствующей отрасли народного хозяйства.

Если же целью развития АПК на определенный период считать всемерное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, то меры экономического воздействия, наоборот, не только не должны препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений, а всемерно стимулировать их. Подавляющее число специалистов считает, что проводимые в 1990-х годах в России аграрная и земельная реформы направлены на природоемкий вариант функционирования агропромышленного комплекса. За эти годы производство сельхозпродукции упало в среднем на 30-40 %.

Управляющие параметры . В математических моделях, используемых при управлении, используются различные виды переменных. Одни из них описывают состояние системы, другие - выход системы, т.е. результаты ее работы, третьи - управляющие воздействия. Выделяют экзогенные переменные, значения которых определяются извне, и эндогенные переменные, используемые только для описания процессов внутри системы.

Управляющие параметры - часть экзогенных. Задавая их значения (или изменения этих переменных во времени), менеджер меняет выход системы в нужную для себя сторону.

Поскольку невозможно абсолютно точно предсказать поведение системы под влиянием тех или иных воздействий, приходится изучать устойчивость социально-экономических моделей, используемых при управлении . Чаще всего вводят случайные воздействия (возмущения), что приводит к замене единственной траектории движения на пучок (трубку) и снижает эффективность управления. Соответствующая математическая теория хорошо разработана, но достаточно трудна для понимания и применения .

Различные варианты формулировок целей управления . В простейшем случае цель полностью описана. Например, необходимо попасть в определенное место за минимальное время. Или - построить дом по заранее выбранному проекту, руководствуясь утвержденной сметой. Этот вариант целеполагания назовем «Попасть в точку».

Двойственным к нему является вариант «Продвинуться дальше». Например, за заданное время изготовить как можно больше деталей. При заданном рекламном бюджете организовать наиболее эффективную рекламную кампанию.

В этом варианте есть критерии, по которым надо оптимизировать системы. В первом случае - число деталей. Во втором - эффективность рекламной кампании, которую можно измерить по увеличению числа покупателей и объема продаж. Критерии - часть переменных, описывающих выход системы, т.е. те результаты ее работы, которые представляют интерес для менеджера. управление моделирование обучение

Частный случай варианта «Продвинуться дальше»- как можно ближе подойти к заранее определенному идеальному состоянию. Например, сконструировать двигатель, коэффициент полезного действия которого, возможно, ближе к идеалу - к 100 %. Назовем этот вариант целеполагания «Приблизиться к идеалу». Для его реального использования необходимо иметь измерять степень близости к идеалу.

От варианта «Попасть в точку» естественно перейти к варианту «Попасть в область». Например, человек может определить для себя желательный уровень заработной платы и считать цель достигнутой, как только его заработная плата превысит заданный порог. Менеджеру, отвечающему за отопительную систему, необходимо обеспечить температуру в помещениях в заданных пределах - от и до. Руководителям предприятия необходимо обеспечить попадание показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в заданные интервалы.

Одна из наиболее важных целей как для отдельного человека, так и для организации - самосохранение. Стремление сохраниться как самостоятельное целое, обеспечить равновесие с окружающей средой, стабильность и целостность - этот вариант целеполагания назовем «Приказано выжить». Именно самосохранение, а не максимизация прибыли (за какой период?) - зачастую основная цель предприятия.

Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.

Для подразделения внутри организации обычно имеется конфликт между внешними и внутренними целями. Например, центральное руководство имеет целью получить от цеха возможно больше продукции при возможно меньшей оплате труда. В то время как руководство цеха желает прямо противоположного - несколько сократить выпуск продукции, но увеличить фонд оплаты труда. Аналогична ситуация и для организации во взаимоотношениях с внешним миром. Потребители хотят получить товары возможно более высокого качества при возможно более низкой оплате труда, а поставщики, наоборот, предпочли бы не заботиться о качестве, но зато увеличить цены.

Неизбежен конфликт между внутренними целями субъекта экономической жизни (от отдельного человека до групп стран) и внешними целями его окружения. Разрешение подобных конфликтов - одна из основных задач менеджера.

Управление целевыми процессами в организационном моделировании социальных систем

Object-oriented processes management in organizational modelling of social systems

УДК 519.876.2

Верзилин Дмитрий Николаевич

ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского университета информатики и автоматизации РАН, доктор экономических наук, профессор 199178, Санкт-Петербург, В. О. 14-я линия, д. 39

Verzilin Dmitriy Nikolayevich

199178, Saint-Petersburg, V. O.,14 liniya, 39

В статье представлена разработка моделей социальных систем и процессов в них с использованием системного подхода. Обобщены недостатки известных моделей, для повышения их качества предложено использование методов организационного моделирования. Рассмотрены вопросы координации целевых процессов на основе различных критериев и механизмы выработки управляющих воздействий применительно к социальным системам. Проанализированы формально-математические аспекты моделирования таких систем. Проработаны и предложены подходы к моделированию иерархии процессов принятия решений в них.

The article provides a development of models of social systems and their processes through implementation of system approach. It generalizes disadvantages of the existing models, suggests implementation of organizational modelling methods for their quality improvement. It reviews coordination issues of object-oriented processes based on various criteria, and mechanisms of administrative influence creation for social systems. It analyzes formal and mathematical aspects of modelling of such systems. It elaborates and suggests approaches to the modelling of decision making processes hierarchy in them.

Ключевые слова: социальная система, целевой процесс, принятие решений, координация процессов, организационное моделирование

Keywords: social system, object-oriented process, decision making, process coordination, organizational modelling

В современном мире все большее внимание уделяется вопросам оптимизации развития социальных систем и управления ими. Постепенно общество подходит к пониманию того, что для его успешного дальнейшего существования необходимо изменение приоритетов развития, отказ от принципа «человек для экономики» и переход к противоположному - «экономика для человека». Эти достоинства многократно обосновывались отечественными и зарубежными учеными. Соответственно возникает необходимость разработки и совершенствования подходов к исследованию социальных систем как таковых, а также методов управления процессами в них. Для этих целей могут успешно использоваться методы организационного

Шаныгин Сергей Иванович

доцент Санкт-Петербургского торгово-экономического института, кандидат экономических наук 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50

Shanygin Sergey Ivanovich

194021, Saint-Petersburg, ul. Novorossiyskaya,50

управления, исторически достаточно долго развивавшиеся в разных областях человеческой деятельности. Одним из способов, традиционно и оправданно применяемых в таких исследованиях, является организационное моделирование, позволяющее обобщить описание социальной системы (СС) и воздействующих на нее факторов, выполнить формализованный анализ и оптимизацию реально протекающих в ней целевых процессов (ЦП), разработать и обосновать механизмы управления ею.

Вопросы организационного моделирования процессов управления сложными, в том числе социальными, системами исследовались многими авторами. В частности, известны труды М. Месаровича, Д. Мако, И. Тахары, посвященные общим вопросам разработки моделей организационных систем . В работе Д. Крамера обсуждаются проблемы формализованного исследования социальных систем. Значительный вклад в развитие методов исследования поведения сложных систем различного назначения внесли Р. М. Юсупов, М. Ю. Охтилев, Б. В. Соколов . Б. В. Москвиным рассмотрены в обобщенном виде вопросы координации поведения частично самостоятельных элементов сложной системы . Особенности разработки моделей целевых процессов в социальных системах предложены в работе Ю. М. Плотин-ского. Проблемы организационного моделирования систем исследованы А. И. Кочетковой . Вопросы системного анализа применительно к моделированию сложных социальных систем рассмотрены в работе В. Вайдлиха . В. Н. Бурковым, Н. А. Коргиным, Д. А. Новиковым исследованы проблемы управления сложными организационными системами .

К сожалению, многие известные модели построены при значительном числе допущений, они справедливы лишь для конкретных условий деятельности изучаемой системы или описывают только отдельные аспекты ее функционирования. Конструктивные подходы к созданию моделей сложных многоаспектных социальных систем проработаны недостаточно для использования в реальной практике. Причем большинство из них представлены в достаточно универсальном виде при большом количестве упрощений и не обеспечивают

s с; с i с s !û I

™ решения всех вопросов, необходимых для управления ^ социальной системой. Универсальность многих моде-^ лей приводит к ограничению количества учитываемых >х факторов и огрублению результатов моделирования. ^ Для долгосрочного прогнозирования точность многих 2 из них оказывается недостаточной. В связи с этим ^ актуальной является разработка научно обоснованных ^ подходов к организационному моделированию соци-ш альных систем, формулирование принципов и правил ^ разработки и использования моделей, позволяющих < повысить степень адекватности отражения моделя-о ми фактически протекающих внутренних и внешних ^ социальных процессов. Прежде всего, необходимо ш повышение точности моделирования и учет больше-о го числа факторов при планировании долгосрочного ^ развития систем.

о Значительная часть современных социальных сис-о тем относятся к классу больших систем. Поэтому ^ развитие научных подходов к управлению ими свя-^ зано с ростом сложности и масштабности решаемых 2 задач. Объективной особенностью такого развития ^ является специализация функций, приводящая к то-2 му, что большая СС объективно декомпозируется на совокупность связанных между собой самостоятельно функционирующих структурных элементов, решающих свои узкоспециализированные задачи. Соответственно это приводит к децентрализации процесса принятия решений в ее органе управления, необходимости решения задач координации целевых процессов структурных элементов в рамках стратегических ЦП большой системы и использования принципов системного подхода. Поэтому нами для анализа и моделирования ЦП в таких системах частично используются положения, приведенные в работах .

Одним из хорошо зарекомендовавших себя способов исследования сложных систем и разработки механизмов управления ими является системный подход, представляющий собой совокупность принципов, определяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе таких систем, вытекающих из особенностей их описания. При этом необходимо установить не только как функционирует система, но и почему она так функционирует. Системный подход к анализу СС базируется на следующих основных принципах:

При изучении СС главное внимание уделяется ее внешним связям с другими системами, а не ее детальной внутренней структуре;

При изучении СС сначала изучаются ее цели и функции, из которых затем выводится структура, но не наоборот;

При анализе СС учитывается стоимость получения требуемого результата;

При принятии решения органом управления СС учитываются последствия этого решения для всех других систем, которые они затрагивают .

В целом полагаем, что системный анализ СС наиболее целесообразен для решения слабоструктурированных проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично при наличии факторов неопределенности и неформализуемых элементов. Одна из задач системного анализа заключается в таком раскрытии содержания проблем, стоящих перед органом управления СС, чтобы стали очевидны все основные последствия его решений. Это позволяет более обоснованно подойти к оценке возможных вариантов решений и выбрать наилучший из них с учетом неформализуемых факторов. Соот-

ветственно системный анализ, в отличие от исследования операций, в большей степени сосредоточен на методологии решения проблем, а не на использовании конкретных математических методов. Последовательность формирования модели СС при системном подходе включает в себя несколько этапов:

1. Определение и формулирование целей функционирования СС.

2. Определение требований к СС, исходя из результатов анализа целей ее функционирования и ограничений внешней среды.

3. Выбор и описание наиболее приоритетных структурных элементов СС.

4. Анализ различных вариантов и выбор внутренней структуры элементов СС.

5. Комплексирование структурных элементов в единую СС на основе заданных критериев.

Надо заметить, что модели поведения СС не описываются простыми функциями рефлексивного типа (как механистические и биологические системы). При моделировании таких систем необходимо учитывать особенности процедур обработки информации в них. Решение органа управления зависит от собранной информации сложным образом, и эта зависимость во многих случаях является неоднозначной. Основными целями СС является чаще всего улучшение внутренних и внешних условий деятельности элементов социума. Кроме того, ее структурные элементы в рамках СС могут иметь собственные цели. Процессы функционирования такой системы плохо формализуются, для их описания традиционно используются поведенческие модели, полученные на основе экспертных оценок, позволяющих качественно описать систему, оценить допустимые границы функционирования СС и тенденции ее развития.

Управление обществом предполагает использование власти, в той или иной ее форме, ради достижения целей. Власть применяется для управления человеческими ресурсами, которые, в свою очередь, осуществляют преобразование материальных ресурсов для достижения поставленных целей. Уровень управления обществом формируется из людей данного общества. Поэтому цели управления обществом могут выбираются из:

  • целей общества;
  • целей людей, из которых сформирован уровень управления;
  • целей людей, которые сформировали данный уровень управления.

Подобная зависимость между управляемой и управляющей подсистемами приводит к постановке задачи более сложной, чем в случае самоорганизующихся систем. Как с точки зрения задачи анализа управления, так и с точки зрения синтеза регуляторов. С другой стороны, такая взаимосвязь позволяет осуществлять взаимное совершенствование управляющей и управляемой подсистем вплоть до создания механизма высокоинтеллектуального управления удовлетворением потребностей высокоразвитого общества. На практике до сих пор не удалось достичь не только интеллектуального управления, но даже приемлемой зависимости управляющей подсистемы от управляемой при постановке целей и контроле результатов. В частности в России это приводит к почти полной независимости власти от общества. Поэтому востребованными оказываются только технологии манипулирования общественным сознанием для получения власти. Невостребованность прикладных исследований в области управления социальными процессами не позволяет осуществлять экспериментирование с социальными объектами. Возникает уникальная по сложности ситуация, когда теоретические исследования могут использовать только ту информацию об обществе, которая создается в процессе его функционирования.

В таких условиях огромную роль при осуществлении научных исследований приобретает имитационное моделирование. При этом среди множества средств моделирования, наибольший интерес представляют те, которые позволяют использовать аналогии, адекватные процессам, происходящим в социальным системах. Этим требованиям, по мнению авторов, отвечают геометрические интерпретации (фракталы, аттракторы) и электродинамические модели. При этом первые эффективнее при анализе системной динамики. Последние предпочтительнее в задачах синтеза регуляторов, т.к. для них разработаны мощные системы визуального компьютерного моделирования и создана огромная база схемотехнических решений и аппаратных реализаций.

Посредниками между Человеком и Обществом являются другие люди. Объектами, которые осуществляют это посредничество, являются социальные конструкции. Поэтому, следуя за аналогией, предложенной О.Контом, будем понимать науку об обществе как социальную физику. Подразумевая, с одной стороны, что для познания коллективов живых человеческих существ будет применяться подход: объект исследования - гипотеза – эксперимент – формальная модель. С другой стороны, направляя основные усилия на создание моделей взаимодействия объектов в социальной системе.

Дальнейшее изложение представляет собой последовательность отдельных, сравнительно независимых, смысловых блоков. Выделение отдельных смысловых блоков позволяет читателю осуществлять их комбинирование для решения частных задач при моделировании социальных процессов. В настоящей работе смысловые блоки выстроены в логическую связанную смысловую структуру для обоснования перехода от общих представлений об обществе, к электродинамической модели социального обмена.

1. Ключевым моментом для восприятия реальности и способности восприятия реальности человеком, является понятие социализации [i] . Социализация определяет характер и способ восприятия окружающей реальности, а также способы соотнесения желаемого с достигнутым. Процесс социализации является очень сложным и итерационным. Дальнейшее изложение строится исходя из того, что этот процесс непрерывен на протяжении всей жизни человека. При этом предполагается, что в данный конкретный момент времени представление человека о себе и объектах, которые его окружают, фиксировано и доступно для изучения и измерения .

2. Введем параметр U ij , характеризующий напряжение человека i (i I G I Человечество, где G – группа людей) в отношении заданной проблемы j в момент времени t. Определим параметр U ij в начальный момент времени t = t 0 , как:

– идентифицированный человеком i I G уровень достигнутого результата (потенциала) к моменту времени t 0 по проблеме j,

– ожидаемый человеком i I G уровень результата (потенциала) к моменту времени t 0 по проблеме j.

Для простоты [v] будем считать, что напряжение прямо пропорционально силе истинных эмоций и чувств. Определим эмоцию , как мгновенную меру различия ожидаемого и идентифицированного результата, т.е. меру мгновенного напряжения. Соответственно, чувство – это средняя за период мера напряжения.

Отметим, что неожиданные препятствия вызывают самые сильные эмоции, особенно при сильном стремлении к достижению важнейших целей. Не достигнутые, но желаемые цели, интегрируются в чувство неудовлетворенности. Безысходность – крайняя степень неудовлетворенности, обусловленная невозможностью достижения большинства из важнейших целей.

3. Запишем состояние человека i испытывающего напряжения по n проблемам в момент времени t 0 , как строку матрицы:

U i =(U i1 , … ,U in), для всех j I 1,2, …, n (2)

Тогда интегральная характеристика совокупного напряжения может быть выражена функционалом F i (U i), который, в простейшем случае, представляет собой сумму отдельных напряжений, взятых с учетом знака.

4. Соответственно, для группы из k людей по отдельной проблеме j можно записать столбец матрицы:

U группы,j =(U 1j , …,U kJ) для всех i I 1,2, …, n (3)

Тогда интегральная характеристика совокупного напряжения может быть выражена функционалом F i (U i), который, в простейшем случае, представляет собой сумму отдельных напряжений всех людей группы, взятых с учетом знака.

5. Для всех проблем по всей совокупности людей можно записать матрицу:

U группы =(U ij) для всех i I 1,2, …, n и j I 1,2, …, n (4)

Напряжение группы – функционал F группы (U группы). Простейший случай – сумма всех напряжений всех людей группы, взятых с учетом знака.

6. Предположим, что целевой функцией каждого человека i группы является снижение напряжения U ij по каждой из имеющихся проблем j от момента времени t 0 к моменту времени t 1:

U ij (t 0) > U ij (t 1), где i I 1,2, …, n и j I 1,2, …, n (5)

7. Тогда целевой функцией цивилизованной социальной группы будет:

U группы (t 0) > U группы (t 1) (6)

8. Существуют многочисленные отклонения от данной целевой функции. Большинство из них обусловлено двумя очевидными причинами. Первые связаны с дисбалансом в степени снятия напряжений между членами группы. Вторые – в диспропорции в структуре снимаемых напряжений.

Рассмотрим первую группу. Под социально несправедливыми отношениями будем понимать такие отношения, при которых существует дисбаланс в целевой функции социальной группы в сторону удовлетворения напряжений одних членов группы [x] за счет других. В частности, для случая из двух подгрупп можно записать:

U группы (t 0) = a? U п (t 1) + b? U н (t 1), (7)

где a < b ,

9. Социально несправедливые отношения различаются причинами возникновения несправедливости – альтруизмом или эгоизмом человека.

Под альтруистическими отношениями будем понимать отношения, при которых часть членов социальной группы отказывается от удовлетворения части своих напряжений в пользу остальных членов группы.

Совершение альтруистического поступка может осуществляться как осознанно, так и неосознанно. Сознательный альтруизм может быть добровольным или вынужденным . Добровольные альтруисты , как правило, образуют элиту общества. Неосознанный альтруизм всегда является вынужденным, т.к. он сформирован социумом в процессе социализации человека.

Под эгоистическим отношением будем понимать такие отношения, при которых социальной группе навязана целевая функция по удовлетворению напряжений одного или нескольких человек.

Наличие второй группы обусловлено диспропорциями в структуре снимаемых напряжений различных членов группы. Причинами этого являются неоднородность целевых функций и не одновременность возникновения напряжения у различных членов группы. Их причины многочисленны, поэтому приведем только важнейшие из них – стартовые и текущие различия. Стартовые различия обусловлены разнообразием социализаций и начальных условий. Текущие различия обусловлены свойствами личности и имеющимися в ее распоряжении возможностями .

Наличие данных диспропорций снижает эффективность социальной группы, но позволяет сохранить в ней разнообразие . В случае противоположности целевых функций эффективность социальной группы оказывается минимальной. Поэтому стратегической задачей социальной группы является расширение разнообразия в областях, где необходимо найти приемлемые решения, и сужение разнообразия в областях, где необходимые решения найдены.

Дисбаланс в степени напряжений и диспропорции в структуре напряжений членов группы могут накладываться, образуя диссонансные явления в социальных группах. Рассмотрим типичное развитие диссонансных отношений. Социальной группе навязывается целевая функция по уменьшению напряжения эксплуататоров , которая реализуется исключительно за счет возрастания напряжения эксплуатируемых. Развитие ситуации приводит к тому, что эксплуатируемые превращаются из альтруистов в вынужденных эгоистов. Далее следует стремительная эскалация отношений с формированием антагонистических противоречий, которая завершается разгромом одной или аннигиляцией обеих сторон. Яркими признаками, сопровождающими процесс поляризации социальной группы, являются процессы социальной координации в каждом из противоборствующих лагерей под девизом: "Кто не с нами, тот против нас".

10. Тем не менее, существует целый ряд возможностей для социальной синхронизации, как по степени, так и по структуре снимаемых напряжений. При этом существуют два принципиально различных средства для осуществления социальной координации: насилие и добровольная синхронизация.

Сами процессы социальной координации осуществляются в виде колебаний "социального маятника" от диктатуры к анархии вокруг положения равновесия – демократии. Коэффициент затухания напряжений в социальной среде и вынуждающая сила определяют скорость затухания колебаний и ее амплитуду.

Периодические синфазные процессы в социальных группах могут приводить к возникновению резонансов. В зависимости от направленности резонансы могут способствовать высокой степени координации или, наоборот, приводить к полному разрушению социальной группы.

Отклонения от положения равновесия "социального маятника" возможны в сторону диктатуры или анархии. Возможны длительные неравновесные состояния, которые требуют энергии для их поддержания. В случае диктатуры эта энергия расходуется на подавление нежелательной реакции . В случае анархии энергия рассеивается из-за неупорядоченности деятельности . Переход через границу допустимых пределов диктатуры или анархии приводит к социальной революции. Т.к. революция является защитной мерой и направлена на разрушение существующего, то социальная система деградирует до предыдущего уровня существования или ниже.

Средством для обеспечения восходящего развития является эволюционный путь развития. Для его осуществления необходимо наличие стратегии развития обеспечивающей оптимальную, с точки зрения стратегии, процедуру сохранения полезного старого и создания необходимого нового. Сама стратегия должна разрабатываться и совершенствоваться исходя из объективно измеренных напряжений, которые испытывает социальная группа. Для обеспечения дальновидности при разработке стратегии следует осуществлять прогнозирование социальных напряжений.

Существуют многочисленные попытки использовать в качестве меры хаоса социальных систем энтропию . При этом энтропию иногда пытаются использовать как абсолютную меру в то время, когда она является мерой относительной. Поэтому предлагается в качестве фундаментальной меры упорядоченности социальной группы использовать меру энтропии социального напряжения.

11. Для осуществления процедур снятия напряжения элемент вынужден вступать в отношения с окружающей средой: Природой и Обществом .

При этом человек может осуществлять взаимодействие с элементами Природы как непосредственно (созерцание, ощупывание и т.д.), так и опосредованно с использованием технических средств (микроскопы, телескопы, реагенты и т.п.) или других людей (браконьеры, химические концерны и т.п.)

Взаимодействие с элементами Общества может осуществляться как непосредственно (наблюдение, разговор, драка, ..), так и опосредованно через технические средства (радио, телефон, автомобиль, …) или других людей (передавать привет, просьбу, узнавать что-то, делиться радостью, использовать вещи которые созданы посредством других людей и т.д.).

12. Для достижения целевой функции существует три возможности:

  • "универсальность" – каждый человек снижает свои напряжения, самостоятельно взаимодействуя с Природой
  • "смешанный" – каждый человек снижает свои напряжения частично самостоятельно, а частично используя Общество
  • "специализация" – каждый человек снижает свои напряжения исключительно посредством Общества, выполняя узкоспециализированную работу

Для того, чтобы снять напряжение необходимо обладать опытом или знанием о том, как это делается. Что предпочтительней - опыт или знания? Это зависит от того, в какой степени разработано знание и насколько доступны эксперименты в соответствующей области. В ряде случаев знание об объекте столь фрагментарны или, наоборот, столь сложны, что извлечь из них пользу для решения конкретных проблем не представляется возможным. Этот случай, когда опыт явно предпочтительней для решения прикладных задач. И, наоборот, в областях, где теоретические вопросы глубоко и основательно проработаны, достижение такого уровня знания опытным путем не только невозможно, но и опасно .

Различие между созданием знания опытным или мыслительным путем можно проиллюстрировать на дереве решений. Опытный путь предполагает практические действия для нахождения решения, т.е. последовательный перебор ветвей дерева решений. Мыслительный путь предполагает моделирование исходов на основе имеющихся данных. Результат прямо пропорционален полноте имеющихся данных и мощности интеллекта .

13. Всякое социальное взаимодействие может быть закономерным или случайным. В случае полной упорядоченности (абсолютный порядок) социальной группы любое взаимодействие не случайно. При полной неупорядоченности (абсолютный хаос) любое взаимодействие носит случайный характер.

Случайное взаимодействие – взаимодействие, характеризующееся произвольностью выбора объекта взаимодействия. Такие взаимодействия содержат в себе как самые большие возможности, так и таят самые большие проблемы. Они являются наиболее гибкими средствами решения проблем, но требует совершенного аппарата исполнения обязательств. Это выполнимо только при наличии соответствующего сознания. Даже установившийся режим неизбежных санкций не гарантирует исполнения.

Упорядоченное взаимодействие может быть достигнуто как посредством стихийной самоорганизации , так и через сознательное конструирование системы.

Для осуществления упорядоченного взаимодействия людей между собой необходимо наличие процедуры, обеспечивающей возможность организованного взаимодействия, т.е. организации . При этом из факта наличия организации не следует ее адекватность требованиям внутренней и внешней среды. Наиболее совершенным является согласованное взаимодействие, т.е. система. Системы, в свою очередь, различаются между собой тем, насколько они отвечают системным требованиям .

14. Будем понимать под социальной организацией – упорядоченное, с некоторой погрешностью, множество элементов и связей между ними. Тогда социальная система – социальная организация, обладающая целостностью и границей по отношению к внешней среде. Для существования социальной системы необходимо выполнение определенного круга функций: защита от внешних вторжений, воспроизводство элементов, обеспечения существования элементов и т.д., т.е. все то, что обеспечивает гомеостаз. Государство – это наиболее известная на сегодняшний день форма социальной организации индивидуумов совместно решающих весь круг стоящих перед ними проблем. Превращение государства из социума в систему возможно, если выполняются требования целостности.

15. Социальные институты – наиболее "крупные" элементы социальной организации, являющиеся подсистемами системы государство . Таким образом, государство – совокупность взаимосвязанных (не обязательно согласованных!) социальных институтов. Тогда можно записать задачу Социального Института:

U группы (t 0) ® СИ ® U группы (t 1) так, что U группы (t 0) > U группы (t 1) (8)

16. Для исследования взаимодействия социального института и общества можно использовать схемотехническую модель, представленную на рисунке 1. Остановимся на особенностях, существенных для понимания представленной модели. В схеме можно выделить два уровня моделирования - основной и управления обменом. На основном уровне моделируются процессы превращения энергии (генератор) и диссипации энергии (резистор). Для их осуществления необходима работа всех функциональных элементов .

На уровне управления обменом моделируются процессы принятия решения для обмена энергией, обеспеченные работой функциональных элементов. Последние рассматриваются как средства, благодаря функционированию которых обеспечивается возможность реализации решений. При этом набор этих функциональных элементов и их взаимодействие может сильно различаться как в случае социальных институтов, так и самого общества. Таким образом, традиционный подход к организации, при котором рассматриваются два уровня - управления и функционирования, видоизменяется. В итоге оказывается, что процедуры управления и функционирования необходимы как для осуществления основного процесса (превращения и диссипации энергии), так и для уровня управления обменными процессами.

Вообще говоря, такой подход к решению задачи моделирования взаимодействия вплотную приводит к постановке задачи, принятой в классической физике, когда исследование взаимодействия физических объектов осуществляются исходя из их энергий и свойств до и после взаимодействия. При решении задачи анализа результатов взаимодействия в рамках «социальной физики» новым оказывается способность социальных объектов управлять изменением своих свойств в очень широком диапазоне. С другой стороны наука последовательно переходит от исследования объектов с фиксированной структурой к объектам с изменчивой структурой. В этой связи такая постановка задачи оказывается вполне адекватной происходящему процессу и позволяет говорить о том, что, несмотря на различие методов исследований в различных науках, общий подход к исследованию природы оказывается одинаковым и основывается на анализе взаимодействий и их последствий.

Рисунок 1. Схемотехническая модель взаимодействия Социального Института и Общества

Кратко опишем работу модели. Слева от пунктирной черты представлены элементы, описывающие функционирование Социального Института (СИ), а справа от нее – элементы, описывающие функционирование Общества. СИ имеет представление об усилиях (Генератор 1), которые он готов прикладывать, выполняя работу (Генератор 2) для удовлетворения потребностей общества (Резистор 2). Кроме того, СИ имеет представление о вознаграждении (Генератор 3), которое он должен получать за эту работу. Тогда величина усилий (Обмотка возбуждения 1) будет формироваться (Компаратор 1) с учетом результатов сравнения (Компаратор 2) представления о вознаграждении (Генератор 3) и воспринятого вознаграждения (Фотодиод 1). При этом данные о вознаграждении (Светодиод 2) формируются на основании полученного вознаграждения (Резистор 1).

Для наглядности применим иное описание работы для правой части схемы. Сигнал с Генератора 2 (производитель услуги) рассеивается на Резисторе 2 (потребителе услуги). Параллельно с Резистором 2 установлен Светодиод 3 (датчик свойств услуги) и Фотодиод 4 (измеритель полезности услуги). На инверсный вход Компаратора 4 (устройство сравнения полезности) поступает сигнал, полученный с Фотодиода 4. На прямой вход Компаратора 4 подается сигнал с Генератора 6 (ожидаемая полезность услуги). Выходной сигнал с Компаратора 4 подается на инверсный вход Компаратора 3 (устройство определения затрат). Одновременно на прямой вход Компаратора 3 поступает сигнал с Генератора 5 (ожидаемые затраты за услугу). Результат сравнения сигналов на Компараторе 3 подается на Обмотку возбуждения 2 (величина затрат), которая управляет Генератором 4 (производитель затрат).

Описание существующих процессов взаимодействия социального института и общества может быть распространено и на процессы информационного обмена. Возможность информационного обмена основывается на способностях человека воспринимать и передавать информацию. Это позволяет ему обмениваться представлениями о последствиях взаимодействия, без их материального осуществления. Для анализа процессов информационного обмена с помощью данной схемы достаточно заменить материальный обмен, на обмен представлениями о свойствах материи, предполагаемой к обмену.

В статье предложен подход к анализу социальных процессов, исходя из единого интегрального параметра – социального напряжения. Предложена схемотехническая модель взаимодействия между социальным институтом и обществом, которая позволяет анализировать процессы социального обмена. Анализ модели позволяет исследовать, как величина напряжения, которые испытывают социальные объекты, формируется исходя из их представлений о полезности полученного результата, соотнесенного с представлениями об адекватности понесенных затрат.

Таким образом, разработана методологическая база для описания процессов социального взаимодействия любой степени сложности между социальными институтами и обществом.

Литература

  1. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.
  2. Прангишвили И.В., Пащенко Ф.Ф., Бусыгин Б.П., Системные законы и закономерности в электродинамике, природе и обществе, - М.: Наука, 2001. – 525 с.
  • [i] Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Возможности социализации ограничены физиологическими свойствами человека и свойствами социального окружения
  • В свете дальнейшего изложения особый интерес представляют методы измерения характеристик среды путем внесения "единичного заряда". В обществе роль «единичных зарядов» могут играть определенные действия или утверждения
  • Идентификация (в данном контексте) – составленное, каким-либо образом, в сознании представление на основе ощущений, полученных по нервным окончаниям от рецепторов
  • Ожидаемое представление (в данном контексте) – представление, составленное, каким-либо образом, на основе предыдущего опыта, посредством мысленного моделирования
  • [v] На самом деле длительно испытываемое напряжение может вызывать эмоции слабее, чем недавно возникшее напряжение ("аберрация близости") и т.п.
  • Следует отличать истинные эмоции и чувства от скрытых или преувеличенных. В отдельных случаях для определения истинности требуется применять очень изощренную процедуру распознавания. Косвенные исследования должны использоваться для верификации полученных результатов, а также в случаях, когда прямые исследования не могут гарантировать их истинности (заинтересованность респондентов в результатах исследования, сильное давление властей или третьих лиц и т.п.)
  • Существует целый ряд случаев, когда человек сознательно стремится увеличить напряжение. Этот прием может использоваться: как обострение напряжения для его скорейшего снятия, как средство заглушить другое напряжение, как средство для снятия другого напряжения и т.д. Но эти состояния суть особенные и требуют отдельного рассмотрения. Тем не менее, в отдельные моменты жизни (положения длительного равновесия или, наоборот, сильно неравновесные состояния) они могут играть определяющую роль в поведении человека.
  • Для решения подобных затруднений следует применять обратное преобразование. Например, длительная бездеятельность вызывает потребность в физическом напряжении, что можно определить как недостаток физического напряжения или, точнее, как напряжение от отсутствия физического напряжения.
  • Под цивилизованными будем понимать группы, решающие проблемы каждого члена этой социальной группы. Таким образом, цивилизованными оказываются первобытнообщинные группы и некоторые добровольные общества. Нецивилизованными являются все империи и современные государства. В классической социологии цивилизация определяется через связь с наличием культуры без учета ее уровня развития
  • Из-за подвижности как социальной, так и природной среды дисбаланс необходим, в том числе и как средство для адаптации. В силу этого достижение социальной справедливости невозможно в принципе. По существу важен не сам факт дисбаланса, а его последствия, которые определяются его размерами, направленностью и причинами
  • [x] "Приоритетная" подгруппа
  • Сознательное, т.е. свободное решение индивидуума с пониманием всех или, хотя бы, наиболее существенных последствий этого решения для самого человека и его ближайшего окружения.
  • Обусловлен отсутствием других возможностей для снятия существующего у человека напряжения. Например, пешеход вынужден уступить дорогу автомобилю, чтобы не погибнуть.
  • Частный случай – "пассионарии", согласно терминологии Л.Н. Гумилева.
  • Под элитой общества следует понимать лучших людей, создавших выдающееся средства для снятия напряжений общества или снимающих наиболее существенные его напряжения. В классической социологии элиту определяют, как совокупность власть имущих и идеологов, тем самым, определяя псевдоэлиту, как элиту
  • Путем насилия или обмана. Насилие осуществляется через власть, а обман - посредством идеологии
  • Например, ребенок, наследующий состояние, находится в иных начальных материальных условиях, чем ребенок из детского дома
  • Свойства личности составляют как физические, так и социальные параметры человека. Под параметрами человека будем понимать то, что может быть измерено с высокой степенью достоверности посредством приборов или других людей. Например, физический параметр – рост или вес человека. Пример социального параметра – агрессивность.
  • Т.н. "обстановочная афферентация" по П.К. Анохину
  • Разнообразие необходимо для адаптации
  • Отношения эксплуатации возникают, когда целевая функция одной подгруппы, противоположная целевой функции другой подгруппы, достигается за счет принуждения последних посредством власти или идеологии
  • Типичный пример – империи
  • Типичный пример – рыночная экономика
  • Понимая под фундаментальностью самый высокий уровень агрегирования показателей. Таким образом, для детального исследования социальных процессов могут и должны быть использованы другие показатели и не обязательно на энтропийной основе
  • Природой в узком смысле, т.е. с природой за исключением людей
  • Обществом в широком смысле, т.е. с другими людьми и результатами их труда. Результаты людского труда могут передаваться другими людьми непосредственно (слова, эмоции, жесты и другие действия) или посредством объектов, созданных из Природы
  • Например, опыты с высоковольтным оборудованием, ядохимикатами и пр.
  • т.е. апостериори, после опыта
  • Мощность – совершенная работа за единицу времени. В случае интеллекта очень существенно зависит от социализации индивидуума. Поэтому непосредственное измерение мощности интеллекта невозможно. Яркий пример неудачного опыта – IQ и т.п.
  • Признаком интеллекта будем считать способность создавать и сопоставлять между собой различные модели
  • Часто говорят об экономике современных капиталистических государств, как о рыночной, т.е. свободно самоорганизующейся. Это миф, т.к. регулирование и лоббирование в них беспрецедентно. Адекватный пример – выбор полового или брачного партнера
  • Абсолютная адекватность принципиально невозможна, т.к. все приспосабливающиеся системы являются адаптивными. Адаптивность, по определению, предполагает задержку приспособления
  • Под требованиями среды будем понимать все цели, которые стремится достичь организация. Это включает в себя как поставленные цели, так и не поставленные и не осознанные, но которые необходимо поставить, для того, чтобы достичь поставленных целей
  • Фундаментальные требования к системе (по мере убывания значимости): надежность, помехоустойчивость, управляемость, самоорганизация
  • Будем исходить из того, что не всякое упорядоченное, а тем более не всякое множество, является системой
  • Если ввести понятие степени системности, как степени согласованности, то тогда понятие целого (интегративного эффекта) будет прямо связано с понятием согласованности. Т.е. чем выше согласованность – тем целостней система
  • Понимая социум, как большую, относительно устойчивую совокупность (группу) людей, характеризующуюся единством основных условий их жизнедеятельности, приводящих к общности их культуры. При этом высшей формой социума будет являться общество, как целостная социальная система.
  • Для социального института – производство, сбыт, финансы, кадры, планирование, снабжение, НИОКР
  • Прежде всего, структуры

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...