Кемаль ататюрк биография. Мифы и правда о мустафе кемале ататюрке

Турция уникальная страна. В отличие от своих арабских соседей, турки сумели построить светское государство. Главная заслуга в этом Мустафы Кемаля , позже прозванного Ататюрком, т.е. отцом турецкого народа. Мустафа – один из самых колоритных и значимых персонажей новейшего времени. Мустафа Кемаль родился в городе Салоники, что в Греции в 1881 году. Греция была частью османской Империи. Отец будущего героя Турции был лесоторговцем. Денег он зарабатывал не так много, но смог дать сыну хорошее образование. В османской Империи военные были на высоком счету в обществе. Причиной тому особенности государства. Османская Империя объединила под властью турок множество народов. Мустафа быстро определился с будущей профессией, ему хотелось стать офицером. На счету Кемаля обучение в двух военных училищах.

Заложив основу своим знаниям и умениям, он отправился учиться в Академию Генерального штаба, которую окончил в 24 года. Мустафа был идейным патриотом, намерения его были чисты. Так он вошел в движение «Младотурок» (молодых турецких офицеров). «Младотурки» были недовольны режимом, существующим в стране. Молодых людей удивляла средневековая жестокость, которая процветала в их государстве. Так в 1908 году случился переворот, и Кемаль принимал в нём активное участие. Надежды молодых турок не оправдались. На место жестоких деспотов, к власти пришли казнокрады. Офицер перестает увлекаться политикой и полностью посвящает себя военной карьере, участвует в войнах с Италией, воюет на фронтах второй Балканской и Первой Мировой войны. В этих кампаниях он зарекомендовал себя как бравый и умелый военноначальник.

Не смотря на техническую отсталость армии, за счет таланта и смелости своих солдат Кемалю удавалось одерживать победы. В 1916 полководец получил чин генерала и титул «паша», что было очень почетно. Итоги Первой Мировой войны были неутешительны для Турции. Османская Империя прекратила свое существование. Арабские земли стали частью английских владений, независимость получила Греция и балканские страны. Большие Европейские государства, в серьез раздумывали о том, как бы еще больше «растащить» Турцию. Кемаль был назначен правительством сулатана Мехмеда IV инспектором войск в Восточной Анатолии. Под прикрытием своей должности Кемаль складировал оружие и боеприпасы, проводил пропагандскую работу в разных частях страны. Политика султана вызывала все большее недовольство у населения, потому что тот потакал англичанам, не думая об интересах собственного государства.

Так в Турции разгоралась Гражданская война Гражданская война в Турции разгорелась между султаном и сторонниками Кемаля, главной идеологией которых был турецкий национализм. Мусульманское духовенство объявило Кемаля вероотступником. На территориях подконтрольных Кемалю то и дело вспыхивали восстания, совершались провокации. Войска Кемаля воевали с греками. Соладты Греции вели себя очень жестоко даже по отношению к мирному населению. Сказались годы владычества Османской Империи. Обида, ненависть за прошлые унижения двигали греческих воинов на не самые благородные поступки. Хотя их тоже можно понять. В августе 1920 года был опубликован Севрский договор. Его составили союзники для побежденной Турции. Фактически страна теряла свою независимость. Публикация этого документа прибавила сторонников Кемалю. Весной 1921 года греки добрались до самой Анкары – столицы сторонников Мустафы. В ходе продолжительных кровопролитных боев, вскоре турки отодвинули противника от города. К августу греки были уже у моря и спасались бегством.

Теперь Кемаль мог без проблем расправиться с Султаном. Это удалось генералу не без помощи страны Советов. Советские революционеры активно помогали мятежникам золотом. Кемаль одержал окончательную победу над Султаном, отстояв независимость своей Родины. В 1923 году Кемаль Мустафа пришел к власти в Турции. Он провозгласил Турцию республикой. Столицей государства становилась Анкара. Спустя несколько лет после прихода к власти Турция и Греция обменялись населением. Около полутора миллионов греков проживающих в Турции отправились на историческую Родину, обратный же путь проделали этнические турки. Это подломило экономику страны. Греки были хорошими предпринимателями и играли значительную роль в экономики Турции. Кемаль вносил инновации в турецкое общество.

Он стремился к общеевропейским ценностям, ему нравился новый мир, и достижения цивилизации. Был отменен Халифат, закрывались мусульманские школы, открывались светские. Общество больше не жило по законам шариата. Во главу угла встало право. Гражданский кодекс был позаимствован в Швейцарии, уголовный – в Италии, коммерческий – в Германии. Женщины теперь не носили палатки, и занимались европейскими танцами, многоженство было запрещено. Вместо традиционных приветствий Кемаль насаждал обычное европейское рукопожатие. Так складывалось светское турецкое общество. В 1934 году Кемаль обязал всех турок получить фамилию. До этого времени людей называли только по имени. Национальное собрание дало Кемалю фамилию Ататюрк, что в переводе с турецкого означает «отец всех турок». Закон запретил любому другому гражданину Турции брать себе такую фамилию. При Ататюрке Турция не сделал качественный экономический и промышленный рывок вперед, но зато стала светским государством. умер в возрасте 57 лет, в 1938 году. Сегодня его имя пользуется небывалым уважением и почетом среди местного населения.

Мустафа Кемаль родился в Греции в Салониках в 1881 году. Его точная дата рождения не известна. В одних источниках указывается 12 марта, в других - 19 мая. Первая дата считается официальной, а вторую он выбрал сам после начала борьбы за независимость Турции. Настоящее имя великого турецкого реформатора Мустафа Риза. Прозвище Кемаль он добавил к своему имени во время учебы в военном училище за знания по математике. Титул Ататюрк - отец турков - Мустафа получил после признания его национальным лидером государства.

Семья Мустафы - таможенные чиновники. Ко времени рождения Мустафы Салоники находились под властью турков и страдали от сильного гнета нового правительства. Отец и мать Мустафы были по крови турками, однако в роду могут быть предки греков, славян или татар. Кроме Мустафы в семье было еще трое детей. Два брата умерли во младенчестве, а сестра дожила до взрослого возраста.

Начальное образование мальчик получил в мусульманской школе, затем в возрасте 12 лет переходит в военное училище. Характер юноши был довольно тяжелым. Он прослыл грубым, вспыльчивым и прямолинейным человеком. Мустафа был активным и независимым ребенком. Практически не общаясь со сверстниками и сестрой, Мустафа предпочитал оставаться в одиночестве. Он не слушал мнения окружающих и не шел на компромисс. В будущем это сильно отразилось на его карьере и жизни. Мустафа Кемаль нажил немало врагов.

Политическая деятельность Мустафы Кемаля

Во время учебы в Оттоманской Академии Генштаба, Мустафа увлекался чтением книг Вольтера, Руссо. Изучал биографии выдающихся исторических личностей. Именно тогда в нем стали зарождаться патриотизм и национализм. Будучи курсантом Мустафа проявлял интерес к младотуркам, которые выступали за независимость Турции от оттоманских султанов.

После окончания обучения Мустафа Кемаль организовал несколько тайных обществ, которые занимались борьбой с коррупцией в турецком правительстве. За свою деятельность он попал под арест и был сослан в Дамаск, где основал партию "Ватан". Данная партия и в настоящее время является одной из влиятельных организаций Турции.

В 1908 году Мустафа принял участие в Младотурецкой революции. Была восстановлена Конституция 1876 года, однако больших изменений в стране не произошло. Кемаль переключился на военную деятельность.

Военная карьера Мустафы Кемаля

Как талантливый полководец и военачальник Мустафа Кемаль проявил себя во время Первой мировой войны. За сражение с англо - французским десантом в Дарданеллах получил звание паши. В военной карьере Кемаля выделяются победы 1915 года в сражениях при Киречтепе и Анафарталаре. Также заслуживает внимание и его работа в министерстве обороны.

После завершения Первой мировой войны государство стало распадаться на отдельные территории. Мустафа выступил с призывом сохранить единство страны, и в 1920 году создал новый парлемент - Великое Национальное собрание Турции. На первом заседании Мустафа Кемаль был избран главой правительства и председателем парламента. В октябре 1923 года Мустафа становится президентом Турецкой республики.

На посту президента Турции Кемаль провел множество реформ, позволяющих сделать государство более современным. Он выступал за изменение системы образования, улучшил социальную структуру, восстановил экономическую независимость Турции.

Личная жизнь

Официальной женой Мустафы Кемаля была Латифа Ушаклыгиль. Однако брак продлился всего два года. По слова сторонников Ататюрка женщина вмешивалась в дела мужа, что и послужило причиной развода. Своих детей у Мустафы не было. Он взял на воспитание приемных детей - 8 дочерей и 2 сыновей. Дочери Мустафы Кемаля Ататюрка стали примером свободы и независимости турецкой женщины. Одна из дочерей стала историком, другая - первой в Турции женщиной - летчиком.

Основатель и первый президент Турецкой республики и сегодня служит для своих соотечественников наглядным доказательством тезиса «какое счастье быть турком»

Мустафа Кемаль Ататюрк

Мустафа Риза родился в Салониках 12 марта 1881 го да в семье лесоторговца. Прозвище Кемаль — «Совершенство», - по его словам, получил в военном училище за математические способности. Но самый авторитетный из его биографов, Эндрю Манго, утверждает, что имя это он принял по своему почину в честь поэта-националиста Намика Кемаля. В 1934 году Великое национальное собрание Турции присвоило ему фамилию Ататюрк - «Отец турок». По окончании Первой мировой войны не признал капитуляции султана и раздела Османской империи, после высадки греков в Измире в 1919 году организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии. В 1920-м избран председателем Великого национального собрания. В 1923-м провозгласил республику и был избран ее первым президентом. Умер в Стамбуле 10 ноября 1938 года, с 1953 года его останки покоятся в мавзолее «Аныткабир».

Как-то раз в турецком захолустье я познакомился с бывшим советским скульптором. Что же он лепит? - задал я глупый вопрос. Как что, ну, конечно, Ататюрка! Кто поднаторел в «лукичах» и «ростовичках» (бюстах и статуях Ленина), тому сподручно ваять Отца нации.

Первые статуи Мустафы Кемаля Ататюрка в Турции стали возводить при его жизни немецкие и итальянские скульпторы. Так был задан фашистский стиль ататюрковой иконографии, не менявшийся уже потом никогда. Основных типов статуй было три. Первый изображал Отца турок полководцем - верхом на лихом коне или пешим, с трубкой во рту и папахой на голове. Второй - Отца нации в гражданском одеянии, часто даже во фраке и бабочке, иногда с книгой в руках. Третий символизировал связь вождя с народом: Ататюрк беседует с рабочими и крестьянками, держит за руки детишек и т. п. А в Трабзоне мне попался Ататюрк, вырастающий из гигантской ладони - неизвестно чьей.

Разумеется, гораздо более многочисленны бюсты Мустафы Кемаля: ими украшены все школы, суды, воинские части, больницы, библиотеки, тюрьмы и т. д. Обычно они покрашены золотой краской и воспроизводят всегда одно и то же суровое выражение лица. Ну и вовсе неисчислимы портреты вождя. Одни оживляют стены всех без исключения закусочных, мастерских, магазинов, бассейнов, присутственных мест, а также монеты, купюры, почтовые марки, значки, другие выложены камнями на склонах гор (самый впечатляющий - на горе Эрзинджан, площадью 7568 м2). А турецкие школьники учат наизусть посвященные портрету стихи, вроде тех, что памятны советскому человеку.

Победоносный генерал Мустафа Кемаль, придя к власти в 1919 году, среди уныния, вызванного поражением в Первой мировой войне, наголову разгромил вторгшуюся в Турцию греческую армию и тем вернул народу веру в свои силы. На руинах султаната он начал создавать турецкую идентичность с нуля. Кемаль объявил, что рухнувшая многонациональная Османская империя была лишь путами для турецкой нации. Всю модернизацию Кемаль проводил под знаменем возвращения к тюркским корням. Европейское платье и всеобщее обучение, женское равноправие и латинский алфавит, парламент и этатизм, западная музыка и система имен и фамилий, гребля и танцы, питье спиртного и гольф - все объявлялось соответствующим исконным национальным традициям турок.

Главной опасностью для реформ Кемаля был ислам. Да, Отец турок провозгласил секуляризм основой государства, отменил шариат, халифат. Однако оставался рубеж, который даже ему было не перейти, - мусульманский быт и образ мыслей. Есть слухи, что сам он недолюбливал ислам, но публично критиковать его не решился. В отличие от большевиков, запретивших колокольный звон и крестные ходы без малейших колебаний, Кемаль вынужденно смирился с постами, хаджем, обрезанием, а главное, с ежедневными пятикратными криками муэдзинов.

Ататюрк умер в 1938 году и упокоился в мавзолее, шедевре фашистской архитектуры. Еще при жизни он стал идолом новой турецкой религии - национализма (в противоположность как имперству, так и исламизму). На всякий подъем мусульманских настроений, на всякое обострение курдского сепаратизма власти отвечали массовым возведением в проблемных областях новых статуй, насильственным распространением новых портретов, переименованием все новых и новых улиц, университетов, дорог, мостов, аэропортов в честь Отца турок. Ататюрк - воплощение того самого мистического тела, которое должна представлять собой турецкая нация. Главным проводником этой светской религии стала армия, периодически отстранявшая от власти гражданские правительства, если их можно было заподозрить в исламистских симпатиях. В последний раз такое случилось в 1997 году. Впрочем, постепенно турецкая экономика начала расти, страна двинулась к процветанию, и тут возникли новые проблемы.

Стремление Турции войти в Европу привело к некоторому смягчению режима. Ислам поднял голову и выработал мягкие методы работы со светским миром. Умеренно-исламистская партия пришла к власти, а женский платок в университетах сделался символом борьбы против солдафонского произвола. Все усложнилось, и теперь уже Ататюрк стал не только казенной дубиной, но и знаменем интеллектуального протеста против ползучей исламизации. Огромным спросом пользуются плакаты, на которых Ататюрк пьет кофе, поет песни, а главное - хохочет. Его изображение освоил мир бизнеса и рекламы.

Но очеловечиванию Кемаля есть предел. Недавно вся Турция посмотрела документальный фильм «Мустафа», снятый режиссером-либералом Джаном Дюндаром. Из него люди с изумлением узнали, что Отец нации не мог построить прочных отношений ни с одной женщиной, боялся спать в темноте и умер от цирроза. Кино не только вызвало возмущение военных, не только повлекло судебное преследование (оскорбление Отца турок и сегодня официально является преступлением), но и снискало проклятия со стороны секуляристов, усмотревших в нем потакание исламизму. Однако самое любопытное то, что «Мустафа» не пользовался успехом и среди исламистов. Ведь только ничтожная часть мусульманских фанатиков объявляет Кемаля евреем и английским шпионом, а подавляющее их большинство считает, что он… посланец Аллаха, выполнявший особую миссию на Земле.

1881–1938) Руководитель национально-освободительной революции в Турции (1918–1923). Первый президент (1923–1938) Турецкой Республики. Выступал за укрепление национальной независимости и суверенитета страны. Мустафа родился в 1296 году Хиджры (1881 год, точная дата рождения не установлена) в патриархальной семье мелкого таможенного служащего, затем торговца лесом и солью Али Риза Эфенди и Зюбейде-ханым Родной его город - греческие Салоники. Грамотная и набожная мать определила 6-летнего сына в религиозную школу. Но после смерти отца Мустафа поступил в военную школу и прошел все ступени подготовки офицера. За успехи в учении его назвали вторым именем - Кемаль (ценный, безупречный). К началу XX века в Османской империи наступил экономический, политический и военный кризис. Султан Абдул-Хамид II подавлял восстания с чудовищной жестокостью. В этих условиях развернулось буржуазно-революционное движение младотурок «Единение и прогресс». Получив среднее военное образование в училищах Салоников и Монас-тира (Битола), Мустафа продолжил обучение в Академии Генштаба в Стамбуле. Здесь Кемаль стал членом исполкома тайного общества «Ватан» («Родина»). Вскоре оно было раскрыто, Мустафу в декабре 1904 года арестовали, но руководство академии сумело в отчете султану смягчить вину молодого офицера, и его фактически сослали в январе 1905 года служить в Дамаск. Там штабс-капитан турецкой армии впервые столкнулся с армейскими буднями и с карательными операциями против местного арабского населениядрузов. В 1906 году он организовал тайное общество «Ватан ве хюрриет» («Родина и свобода»), действие которого предполагалось распространить в армейских частях Бейрута, Яффы и Иерусалима. Летом 1908 года офицеры Ахмед Нияз-бей и Энвер (будущий Энвер-паша), возглавив отряды повстанцев, двинулись на Стамбул. 23 июля 1908 года султан капитулировал и возвестил о восстановлении отмененной им конституции. К началу Первой мировой войны в Турции установилась диктатура триумвирата - Энвер, Таалат и Джемаль. Султан и парламент практически были лишены власти. Триумвират возглавлял военный министр, зять султана Энвер-паша. Поклонник германской военной доктрины, он способствовал, в частности, подчинению турецкой армии германским офицерам Кемаль неоднократно вступал в открытый конфликт с Энвером Министр внутренних дел Талаат-паша и председатель ЦК «Единения и прогресса» губернатор Стамбула Джемаль-паша мало чем отличались от Энвера. Независимая позиция Кемаля и его растущая популярность в армии беспокоили верхи младотурок. Стремясь как-нибудь отдалить его от правительства и одновременно вознаградить за помощь при реставрации младотурецкого правления, власти откомандировали его летом 1909 года во Францию. Франция произвела на молодого офицера огромное впечатление. По возвращении домой и назначении в 3-й армейский корпус со штабом в Салониках он попытался внести изменения в подготовку войск, что было холодно встречено военным министром М. Шевкетом, приказавшим Кемалю вернуться в Генеральный штаб. Во время войны Турции с Италией Кемаль служил в штабе частей, стоявших на подступах к Дарданеллам. Затем в ходе Второй Балканской войны летом 1913 года Турция отвоевала Адрианополь (Эдирне) с округой и вновь стала европейской страной. Кемаль активно участвовал в боевых операциях и, проявив воинское умение и настойчивость, получил чин подполковника. Накануне 1914 года окончательно определился крах младотурок. Триумвират видел единственный выход из положения в союзе с Германией, которая установила полный контроль над турецкими армией, флотом, экономикой и политикой. В ноябре 1914 года Кемаль был назначен командиром дивизии 1-й армии, оборонявшей столицу и проливы. Антанта готовила там серьезную операцию. В апреле 1915 года ее войска заняли укрепления Галлиполийского полуострова. Кемаль энергично приступил к организации обороны, лично руководил сражающимися и отбил почти все дальнейшие атаки англичан и французов. В 1916 году он стал генералом и получил титул паши. В 1918 году Турция потерпела от Антанты сокрушительное поражение Согласно Мудросскому перемирию Дарданеллы и Босфор оказались открытыми проливами и в дальнейшем подлежали оккупации вместе со Стамбулом. Страна утрачивала независимость. Члены триумвирата бежали, немцы эвакуировались из страны Кемаля вызвали в столицу, и там он безуспешно попытался склонить султана, парламент и великого визиря к противостоянию агло-франко-итальянским силам. Турцию оккупировали войска Атланты. В ответ на оккупацию в Анатолии возникло патриотическое «Общество защиты прав» для борьбы с оккупантами. Намечался фронт общенационального освободительного движения во главе с торговой буржуазией, интеллигенцией и офицерами. В мае 1919 года Кемаль добился своего назначения инспектором 3-й армии в Самсуне, оккупированном англичанами. Сопротивление оккупантам в Анатолии уже приняло широкие масштабы. Кемаль впоследствии говорил: «Находясь в Стамбуле, я не представлял себе, что несчастья могут настолько и в такой короткий срок пробудить наш народ». Кемаль проводил съезды «Общества защиты прав». Первый съезд западных организацийсостоялся в июне 1919 года в Балыкесире. После этого Кемаль, отказавшись от титула паши, организовал в июле - августе Эрзурумский съезд представителей этих обществ, а в сентябре - всетурецкий Сивасский съезд. Там был избран Представительный комитет из 16 человек во главе с Кемалем. Комитет обрел полномочия, в основе которых лежали защита независимости и неделимости страны в границах Мудросского перемирия, требование отставки правительства Ферид-паши. Но султана по-прежнему рассматривали как главу нации и халифата. Эти события вошли в историю как начало Кемалистской революции. Мехмед VI и его окружение встревожились. Был издан указ с требованием восстановления мира, спокойствия и порядка. Кемаль, проявив оперативность и решительность, отправлял выполнявших этот указ чиновников за решетку и очень быстро оздоровил обстановку в Анатолии. 8 июля 1919 года, решив окончательно порвать с султаном, Кемаль послал правительству прошение об отставке. Теперь он мог руководить восстанием в качестве гражданского лица. 12 января 1920 года меджлис IV созыва начал работу в Стамбуле. Из 173 его депутатов 116 оказались сторонниками освободительного движения. Деятельность меджлиса обеспокоила английское командование. В ночь на 16 марта 1920 года Стамбул был оккупирован английской морской пехотой. Была разогнана палата депутатов, объявлено военное положение, проведены массовые аресты революционно настроенных политических деятелей. 23 апреля в Анкаре начал работать новый меджлис под руководством Кемаля. Депутаты заявили, что должно быть образовано иное правительство и только меджлис, названный Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), выражая волю народа, обладает высшим законодательным правом; Турция должна стать республикой, ее президент избирается ВНСТ. Это были давние идеи Кемаля. 17 мая ВНСТ выпустило обращение к народу, призывая его сплотиться вокруг кемалистов. Развернувшаяся гражданская война приняла ожесточенный характер. Кемаль сумел преобразовать большинство партизанских отрядов в регулярные воинские части, сместил или ликвидировал многих прежних командиров и заменил их кадровыми офицерами. Не подчинившиеся ВНСТ партизанские соединения были разгромлены. В сентябре ВНСТ приняло закон о создании судов независимости, которые жестко карали дезертиров и бандитов. С той же целью были созданы летучие жандармские отряды, деятельно использовавшиеся для утверждения единовластного господства националистов, причем в способах подавления инакомыслящих не стеснялись. Кемаль с окружением ликвидировали также оппозиционную группу депутатов в ВНСТ и оппозиционную печать, включая левую, а в январе 1921 года было уничтожено руководство Коммунистической партии Турции во главе с М. Субхи. Между тем оккупанты продолжали делить Турцию и 10 августа 1920 года в Севре (близ Парижа) подписали с султанским правительством договор, который низводил страну до положения придатка других держав. В результате почти весь народ перешел на сторону Кемаля. В августе 1921 года люди Мустафы Кемаля выиграли трехнедельное сражение у реки Саккариа. Греки обратились в бегство. В течение следующего года турки при поддержке Франции, Италии и России вернули себе Смирну. В сентябре Мустафа с триумфом прибыл в злополучный порт и объявил, что всякий турецкий солдат, причинивший вред гражданскому населению, будет расстрелян. Тем не менее всего лишь через несколько часов толпа турок растерзала греческого патриарха с молчаливого одобрения нового коменданта Смирны. Затем начались массовые грабежи, изнасилования и убийства. Турецкие военные методично продвигались от одного дома к другому в греческих и армянских кварталах в северной части города. «К вечеру улицы были усыпаны трупами», - рассказывал американский очевидец. Однако худшее было еще впереди. В среду 13 сентября европейцы заметили отряды турецких солдат, обливавших бензином и поджигавших дома в армянских кварталах. Ветер распространил пламя на север, и очень скоро тысячи ветхих домишек были охвачены пламенем. Пятьсот человек погибли в церкви после поджога. Тошнотворный запах горящей плоти распространился над городом. Десятки тысяч жителей, преследуемых стеной огня, бросились к воде. В заливе стояли английские, американские, итальянские и французские военные корабли. Каждый из них получил строгий приказ сохранять нейтралитет в конфликте между греками и турками. На следующее утро сострадание пересилило приказы, и начались стихийно организованные спасательные операции. Наблюдая за пожаром, Мустафа Кемаль сказал: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам». Спустя три дня после пожара он объявил, что все мужчины в возрасте от 15 до 50 лет будут увезены в центр страны на принудительные работы. Женщины и дети должны покинуть Смирну до 30 сентября, в противном случае они также будут согнаны вместе и депортированы. Позднее он вынужден был продлить конечный срок на шесть дней. Военные и торговые корабли совершили настоящее чудо, перевезя в безопасные места почти 250 000 человек. Никто уже не сможет точно подсчитать количество оставшихся в Смирне трупов, однако, по самым скромным оценкам, их было не менее ста тысяч. Мустафа Кемаль всегда утверждал, что Смирну подожгли греки и армяне, однако, согласно отчету, представленному в Госдепартамент США, все доказательства указывали на попытку турецких войск уничтожить свидетельства грабежей, резни и насилия, четыре дня свирепствовавших на улицах этого города… 5 августа 1921 года ВНСТ назначило Кемаля верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями. Вновь проявился его полководческий талант. Месячное сражение на Сакарье закончилось поражением греков, прекративших наступление; линия фронта стабилизировалась. ВНСТ присвоило Кемалю чин маршала и звание Гази (победитель). Спустя год он организовал контрнаступление. В решающих сражениях между турецкой и греческой армиями Кемаль опять отличился и в сентябре 1922 года освободил Анатолию от греческих войск, а после блестящей победы у Думлупынара вступил в Измир. 11 октября было подписано Муданийское перемирие между Турцией и Антантой; в Стамбуле еще оставались оккупанты, но Восточная Фракия возвращалась туркам. Победа на фронте выдвинула на первый план проблему политической власти. В ВНСТ выступала чалмоносная реакция - духовенство, объединившееся с султанскими сановниками и генеральской оппозицией. Они обвиняли, и не без оснований, Кемаля в диктаторстве. 1 ноября 1922 года ВНСТ приняло закон об отделении светской власти от религиозной и ликвидации султаната. Мехмед VI бежал за границу. На Лозаннской мирной конференции, длившейся с перерывом с 20 ноября 1922 года по 24 июля 1923 года, турецкая делегация достигла главного: отстояла свою государственную независимость. 29 октября 1923 года Турция была провозглашена республикой со столицей в городе Анкаре. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (затем он неизменно переизбирался на этот пост каждое 4-летие). Но с прежним составом ВНСТ, считал Кемаль, не удастся достичь согласия по проблемам, встающим перед страной. Чтобы иметь прочную опору, Кемаль решил основать Народную (с 1924 года - Народно-республиканскую Партию (НРП)) и предпринял длительную поездку по Анатолии. Во время многочисленных выступлений он отстаивал принципы народного правления, считая их самыми важными. 3 марта 1924 года ВНСТ ликвидировало халифат и выслало всех членов султанской династии из страны. 20 апреля 1924 года была принята новая конституция, закрепившая республиканский строй. Президент избирался ВНСТ на четыре года и мог переизбираться, он был верховным главнокомандующим, назначал премьер-министра и поручал ему формирование правительства. Конституция закрепляла ислам как «религию Турецкого государства», что ставило массу иноверцев в зависимое положение. В выборах в ВНСТ могли участвовать только мужчины с 22 лет, действовала мажоритарная система, игнорировавшая интересы малых народов Турции. Конституция демонстрировала национализм ее создателей. Абсолютное большинство антикемалистских выступлений проходило под религиозными лозунгами, за которыми скрывались и недовольство национальных меньшинств, ущемленных в их правах, и возмущение крестьян, лишенных земли и продолжавших испытывать гнет полуфеодалов и бремя государственных налогов, и недовольство религиозных деятелей, ощутивших реальную угрозу своему благополучию, и даже возбуждение некоторых бывших участников освободительной борьбы, продолжавших порою придерживаться традиционных взглядов. В ноябре 1924 года в Анкаре возникло оппозиционное движение, объединившееся в рядах Прогрессивно-республиканской партии (ПРП). Ее возглавили известные политические и военные деятели, в том числе Карабекир, и к ней потянулась вся правая оппозиция. К началу 1925 года в этой партии числились 10 000 человек. В феврале того же 1925 года в юго-восточных провинциях возобновилось мощное курдское движение, которое возглавил шейх Сайд. Восстание охватило те районы, где курдские племена издавна, но безуспешно, боролись за независимость. Для подавления восстания Кемаль ввел в турецком Курдистане чрезвычайное положение. Тем не менее 40 000 повстанцев заняли город Шарпут и осадили Диярбакыр. ВНСТ утвердило 4 марта закон об охране порядка, предоставивший правительству неограниченные полномочия. Была восстановлена деятельность судов независимости в Курдистане и Анкаре: им предоставлялось право немедленно приводить в исполнение смертные приговоры. В июне Сайд и 46 других руководителей курдов были повешены. 3 июня 1925 года была запрещена деятельность ПРП, ее лидеров предали суду. Закрыли оппозиционные печатные органы, репрессировали 150 «нежелательных» журналистов, активно участвовавших в национально-освободительном движении. В ноябре правительство приняло постановление о закрытии также (дервишских монастырей) и тюрбе (почитаемых усыпальниц святых), которые оставались местами антиреспубликанской пропаганды. Специальными постановлениями запрещалось ношение отличительных одежд дервишей и религиозных служителей, фесок и других средневековых головных уборов и одежд, предписывалась их замена одеждой европейского покроя. В июне 1926 года в Измире раскрыли заговор прогрессистов и бывших младотурок, которые хотели убить Кемаля. Их лидеры Джавид, К. Кемаль и другие были повешены. Президент считал, что самым почетным членом общества является трудолюбивый крестьянин. «Соха - вот наше перо, которым мы будем писать нашу национальную историю, историю народной, национальной эпохи», - говорил Кемаль. По его указаниям была разработана программа новых форм обучения, создания системы университетского и среднего технического образования (сельхозшколы, ремесленные и коммерческие училища и др.), библиотек, музеев, художественных выставок, типографий. Несмотря на тяжелое экономическое положение страны, Кемаль неизменно требовал выделения значительных государственных средств на образование, науку и культуру. Одной из блестящих побед Ататюрка считаются эмансипация женщин и приобщение их к общественной деятельности. Гражданский кодекс 1926 года формально уравнял женщин в правах с мужчинами. Одним из труднейших кемалистских преобразований явилось введение латинского алфавита вместо арабского. Мусульманский календарь сменился европейским. Коран перевели с арабского на турецкий. В первые годы военной революции Кемаль, рассчитывая на процесс капитализации, стремился опереться на крупный капитал, рождавшийся в стране. 26 августа 1924 года был учрежден частно-государственный Деловой банк с капиталом 1 миллион лир, из которых 250 000 Кемаль сам внес из средств, собранных мусульманами Индии и посланных ему в годы освободительного движения. Деловой банк обрел в народе прозвание Банка политиканов. Его акционеры и основатели, большинство которых было близко к Кемалю, стали крупными собственниками в ряде отраслей бизнеса. Мировой экономический кризис 1929–1933 годов заставил Кемаля провести коррекцию экономических реформ. Он провел через ВНСТ закон о стабилизации национальной валюты. Был создан консорциум банков для поддержания курса лиры. В 1930 году основали эмиссионный Центральный банк и приняли закон о контроле над экспортом. Главная цель состояла в том, чтобы увеличить экспорт и ограничить импорт. Кемаль публично отверг социалистический путь развития как антинародный и тогда же отклонил модель поддержки частного капитала при открытых дверях, приняв курс на этатизм: государственный капитализм при сохранении рыночной экономики и конкуренции. Именно Кемаль стал инициатором и теоретиком этатизма. Его выступление в апреле 1931 года по программе НРП дало четкую характеристику намеченной линии. А в 1937 году положение об этатизме было внесено в конституцию, после чего был принят закон, регулирующий деятельность госсектора и госпредприятий (1938). Турция стала пионером этатизма на Ближнем Востоке. Вслед за ней многие страны, впоследствии завоевавшие независимость, повторяли этот путь развития. Утверждение этатизма проходило в условиях активного противодействия со стороны оппозиции. В 1930 году Кемаль расправился с недолго просуществовавшей Либерально-республиканской партией А. Фетхи. С 1931 по 1940 год неизменно рос национальный доход Турции; в промышленности он увеличился вдвое, в сельском хозяйстве - на треть, и существенно повысилась доля промышленности в общей сумме национального дохода. В 1936 году была зафиксирована 48-часовая рабочая неделя, но одновременно введен запрет на забастовки. В 1932 году страна стала членом Лиги Наций, через два года вошла в состав Балканской Антанты наряду с Грецией, Югославией и Румынией. Конференция в Монтре (июнь - июль 1936 года) облегчила Турции контроль над проливами. Хуже обстояло дело в некоторых сферах внутренней политики: основная масса крестьян не имела земли и высказывала резкое недовольство, а в 1931 и 1936–1937 годах Ататюрку опять пришлось подавлять курдские восстания. Кемаль весьма болезненно относился к оппозиции против установленного им диктаторского режима. Он понимал недостатки однопартийной диктатуры и пытался создать легальную оппозицию через организацию контролируемой им лично «другой» партии. Но этот опыт не удался, и до конца жизни Кемаля основанная им Народно-республиканская партия оставалась у власти. Давняя болезнь печени и почек все чаще давала о себе знать и 10 ноября 1938 года Кемаль скончался. По решению правительства Ататюрк был похоронен в Анкаре, которую он сделал столицей нового государства. Над его могилой сооружен мавзолей, постоянно охраняемый военнослужащими.

С чего начинались реформы в Турции, справедливо связываемые с именем великого Кемаля Ататюрка? Турция пережила Первую мировую войну, оккупацию части территории, освободительную войну против захватчиков, падение младотурков и окончательное освобождение от султанского режима, распад империи. Османская империя представляла собой государство, разоренное войной и внутренними противоречиями. В результате войны Турция потеряло почти всю Восточную Анатолию, Месопотамию, Сирию, Палестину. В армию было призвано почти три миллиона мужчин, что привело к резкому падению сельскохозяйственного производства. Страна находилось на грани краха. Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго слыла «Большой державой Европы» война нанесла смертельный удар. Похоже было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек. Условия перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал:

«Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?»

В эти годы начинает формироваться и понимание необходимости создания новой Турции. Выразителем этих интересов стал Мустафа Кемаль37.

Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии. В то время эта территория контролировалась Османской империей. Отец его был среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. После трудного детства, проведенного из-за ранней смерти отца в нищете, мальчик поступил в государственную военную школу, затем в высшее военное училище и в 1889 году, наконец, в Османскую военную академию в Стамбуле. Там, помимо воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучал произведения Руссо, Вольтера, Гоббса, других философов и мыслителей. Еще в школе, за успехи в учении, его назвали вторым именем - Кемаль (ценный, безупречный). В 1905 г. окончил Академию Генштаба в Стамбуле, после чего был направлен для прохождения службы в чине капитана в Дамаск38.

В возрасте 20 лет Мустафа Кемаль был направлен в Высшее военное училище Генерального штаба. Избранная Кемалем профессия военного имела большое значение и для его общего политического развития. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Проникавшие в учебные заведения с Запада если не революционные, то, во всяком случае, либеральные идеи в сочетании с огромным влиянием турецких просветителей ХIХ в. - прогрессивных писателей и поэтов Ибрагима Шинаси, Намыка Кемаля, Зии-паши, Тевфика Фикрета и других - развивали в среде учащийся молодежи патриотические чувства и национальное самосознание. Важную роль в этом процессе играло то обстоятельство, что в феодальной Турции армия была единственной последовательно централизованной частью государственного организма. Военная интеллигенция первой вступила в качестве выразительницы интересов еще только зарождавшейся национальной буржуазии. Представители военной интеллигенции были и первыми участниками подпольных кружков, впоследствии влившихся в тайную младотурецкую организацию «Единение и прогресс»39.

Во время обучения Кемаль и его товарищи основали тайное общество «Ватан». «Ватан» - турецкое слово арабского происхождения, которое можно перевести как «родина», «место рождения» или «место жительства». Общество характеризовалось революционной направленностью.

А причиной было то, что в империи наступил экономический, политический и военный кризис. На султанском престоле восседал Абдул- Хамид II (1876-1909) - несмотря на свое противодействие всяким реформам, он был вынужден в декабре 1876 г. ввести конституцию, но предельно ограничил ее действенность. Османская империя провозглашалась единым государством, не подлежащим расчленению. Это положение вступило в противоречие с национально-освободительным движением во всех районах империи40. Неоднократные восстания подавлялись с чудовищной жестокостью командующими войск, которые придерживались официальной доктрины, рассматривавшей всех поданных султана вне зависимости от национальности и вероисповедания, членами одного общества. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Турция потерпела ряд крупных поражений и вынуждена была признать по Берлинскому трактату полную независимость Сербии, Черногории и Румынии, автономии. Болгарии и Восточной Румелии. Англия под предлогом помощи Турции, оккупировала Кипр, Австро-Венгрия заняла Боснию и Герцеговину. В 1881 г. Франция захватила Тунис, прежнюю колонию Турции, в 1882 г. Англия оккупировала Египет. В год рождения Мустафы Османская империя объявила себя финансовым банкротом и по Мухарремскому декрету султана согласилась на создание Управления османского государственного долга, в ведение которого передавалась для иностранцев часть доходов государства41. Турция утратила самостоятельность во внешнеполитических делах и на международной арене выступала теперь не как субъект, а как объект политики великих держав, готовивших раздел наследства «босфорского больного».

Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества, покинул «Ватан» и примкнул к Комитету союза и прогресса, который сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года.

Независимая позиция Кемаля и его популярность в армии беспокоили верхи младотурок. Стремясь как-нибудь отдалить его от правительства и одновременно вознаградить за помощь при реставрации младотурецкого правления, власти откомандировали его летом 1909 г. во Францию. Франция произвела огромное впечатление на молодого офицера, способствовала его стремлению взять на вооружение лучшие достижения Запада. В период триполитанской и балканских войн (1911-1913) Кемаль приходит к выводу о невозможности сохранения многонациональной Османской империи в прежнем виде, а заодно убедился в эффективности партизанского движения. Когда разразилась Первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако, вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так, у Галлиполи с начала апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище "Спаситель Стамбула". Это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. Именно там он заявил своим подчиненным: "Я не приказываю вам атаковать, я вам приказываю умирать!" Важно, что этот приказ не только давался, но и исполнялся. В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце войны, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами и прекрасно сознавая, что война Турцией проиграна42.

На исходе Первой мировой войны возникла реальная опасность исчезновения Турции как государства. Однако турецкий народ смог возродить из пепла свою державу, отвернувшись от султана и сделав своим лидером Мустафу Кемаля кемалисты превратили военное поражение в победу, восстановив независимость деморализованной, расчлененной, разоренной страны.

Посланный в 1919 году в Анатолию для подавления вспыхнувших там беспорядков, он, вместо этого, организовал оппозицию и начал движение, направленное против многочисленных «иностранных интересов»43. Он сформировал в Анатолии Временное правительство, президентом которого и был избран, и организовал единое сопротивление вторгшимся иностранцам. Султан объявил «священную войну» против националистов, особенно настаивая на казни Кемаля.

Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. После того, как армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции. После 18 месяцев тяжелых боев греки были разбиты в августе 1922 года44.

Впоследствии он говорил: «Находясь в Стамбуле я не представлял себе, что несчастья могут настолько и в такой короткий срок пробудить наш народ». Он стал проводить съезды «Обществ защиты прав». Крупным политическим событием была его речь на открытии Эрзурумского конгресса 23 июля 1919 г. Наиболее важные из содержавшихся в ней принципиальных положений касались вопросов о неделимости страны и ее праве на независимое существование, о примате Анатолии по отношению к Стамбулу и о необходимости созвать национальное собрание и образовать правительство, «опирающееся на нацию»45.

Затем в сентябре на всетурецком Сивасском съезде возникших в различных районах Анатолии и Румелии национально-патриотических организаций - Обществ защиты прав утвердили принцип суверенитета нации. Таким образом начала претворяться в жизнь принципиально новая концепция власти: власть исходит не от Создателя и принадлежит не его наместнику - монарху, а народу. Однако до восприятия идеи республики было еще далеко, и Мустафа Кемаль понимал это. Большинство участников этого конгресса еще не представляли дальнейшего развития событий без участия султанской власти.

Сивасский конгресс объединил все Общества в единую организацию - Общество защиты прав Анатолии и Румелии и избрал его руководящий орган

Представительный комитет из 16 человек (во главе с Кемалем) в качестве самостоятельного правительства, противопоставившего себя стамбульскому. Комитет заявил, что цель движения - «объединение всех граждан-мусульман в борьбе за целостность османской родины, неприкосновенность высоких султаната и халифата, независимость нации». Также Комитет обрел полномочия, в основе которых лежали защита независимости и неделимости страны в границах Мудросского перемирия, требование отставки правительства Ферид-паши46.

На этом конгрессе Кемаль завершил начатую в Эрзуруме выработку основ национальной программы, впоследствии оформленной под названием

Национального обета. Эти события вошли в историю как начало Кемалистской революции.

Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией.

Оформление государственного строя новой Турции прошло через несколько стадий. По мере укрепления военного и международного положения Турции укреплялись и позиции Кемаля в меджлисе. Первая победа над интервентами у селения Иненю в январе 1921 позволила Кемалю закрепить в Законе об основных организациях принцип национального суверенитета и безусловную верховную власть меджлиса. В ответ на попытки оспорить это положение Кемаль энергично заявил: «Нация приобрела суверенитет. И она его приобрела путем восстания. Приобретенный суверенитет ни по какой причине и никоим образом не отдается обратно и не доверяется никому другому. Чтобы отобрать суверенитет, нужно применить те же средства, какие были употреблены при его обретении. 5 августа 1921 г. ВНСТ назначило Кемаля верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями.

Но 1 ноября 1922 г. ВНСТ принял закон об отделении светской власти от религиозной и ликвидации султаната. Мехмед VI бежал за границу. Это была историческая победа над феодальной реакцией. Кемаль публично утверждал, что объективно события уже привели народ к пониманию необходимости низложения султаната. Но теперь надо идти дальше, превращать Турцию в современную страну и двигаться в ногу с цивилизацией.

Последующие законодательные акты, полностью завершившие преобразование государственного строя, выпали уже на долю второго меджлиса, где правая оппозиция была гораздо слабее. 29 октября 1923 г.

вслед за ратификацией Лозаннского договора, меджлис провозгласил Турцию республикой, а 3 марта 1924 г. был ликвидирован халифат.

Понимание Кемалем принципа национального суверенитета включало в себя и новую трактовку турецкой национальной идеи. Национализм Кемаля был намного прогрессивнее, нежели общеосманский и общемусульманский квазинационализм «новых османов» или тюркизм младотурок. Кемаль четко ограничил тюркизм от близкой к нему по своим социальным корням, но, в сущности, антинациональной доктрины пантюркизма. В понимании Кемаля тюркизм это - это не что иное, как турецкий национализм в границах Турции, но именно чисто турецкий, отличный от османского или исламского. «Нация,

Говорил он,- изменила вековые формы и даже существо взаимосвязей, установленных между принадлежащими к ней людьми… Нация объединила своих сынов не связями религиозной доктрины, а принадлежностью к турецкой национальности».

Защиту завоеваний Кемалисткой революции должна была осуществить, конечно, кемалистская партия. Кемаль как признанный лидер турецкого народа оставался также главным проводником всех дальнейших преобразований, так что длинная серия буржуазных реформ вся шла под эгидой и по инициативе Кемаля. Обретя долгожданный мир, Турция углубилась во внутренние дела. Кемаль стойко отбивал все нападки на него лично и его политику. Став 29 октября 1923 г. президентом страны, он затем неизменно переизбирался на этот пост каждое четырехлетие. Обычно он объявлял о своем желании обратиться по тому или иному вопросу к нации.

«Я уверен», - говорил он, - что моя работа и действия завоевали доверие и любовь моего народа».

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....