Уничтожение иудейского каганата было первой освободительной войной русичей. Супервоины древних русов

В «песках» былых времен сокрыты дела давно минувших дней, настолько невероятные, что сегодня кажутся диковинной сказкой. В числе таковых воины-оборотни - волкодлаки. Это своего рода тайная профессиональная элита (каста, орден), которая владела особыми боевыми, психическими, целительскими и магическими приемами. Название их образовано из двух слов: волк и медведь, длак (по-прусски). Выходит, волкодлак - волкомедведь. Наверное, казались привлекательными быстрота, ловкость, лютость первого зверя и громадная сила второго.

Псы бога

У русов-славян покровителем волкодлаков считался Велес, который часто изображался с головой медведя. Другое имя Велеса - Бер (отсюда слово «берлога»). Его священным животным был медведь. А волки находились под покровительством Хорса, который всегда ходил с двумя волками, считавшимися его хортами (псами).

У многих народов со стародавних времен образ волка связан именно с божествами войны. Змей Огненный Волк - так звали бога войны и
предка людей в древнерусской мифологии. В сагах Скандинавии бога войны Одина сопровождали два волка. В Древней Греции жрецы поклонялись Ликейскому Зевсу и Ликейскому Аполлону, одетым в костюмы волков. Тотемом священнослужителей древнеримского бога войны Марса являлся волк.

Естественно, и древние воины именовались волками или имели их «атрибутику». Например, надевали волчью шкуру прямо с головой (она была неплохой маскировкой). Такую «форму» носили разведчики, знаменосцы и преторианская гвардия в римских легионах. В хеттском тексте обращения царя Хаттусилиса (XVII в. до н.э.) его воины сравниваются со «стаей волков». В средневековой Японии про шпионов-диверсантов ниндзя говорили, что они «волки среди людей». Скандинавские берсерки (воины-звери) именовались волками.

Интересно, что в последующие века нередко волкодлаков именовали «псами бога». Например, в сборнике П.Шмита «Латышские народные верования»: «В старые времена волков называли Божьими псами, потому что сам Бог их очень любил». В 1691 году на суде в городе Малпилс знахарь Тис говорил: «Волкодлаки не служат дьяволу, а борются против него - отбирают то, что колдуны наворовали; дьявол волкодлаков ненавидит и при возможности бьет, как собак, потому что они и есть псы Бога и приносят людям добро…»

Античный спецназ

Сохранились отрывочные сведения о «спецназе русов» (говоря современным языком) в войске Александра Македонского. Любопытное совпадение: и сам Александр Македонский, и его отец Филипп II свою единственную военную неудачу потерпели именно от русов (славян). Филипп II в битве на Балканах с племенами сколотов, а Александр Македонский во время похода против скифов: тогда он был в Средней Азии и двинул войско на север, решив укротить эти воинственные народы. Потерпел неудачу и, как гласит предание, даровал им грамоту. Она много раз потом переписывалась и, с некоторыми вариациями, дошла до наших дней.

Так что весьма логично было привлечь лучших воинов себе на службу. Это всегда делал Александр Македонский, поэтому супервоины русов помогали «завоевателю вселенной» в его победоносных походах. Русы стояли в дозоре, бдительно охраняя воинский стан, были великолепными лазутчиками, легко проникали в расположения персидских войск, получая необходимые сведения и устраивая разного рода диверсии. Могли выкрасть не только постовых, но и какого-нибудь военачальника прямо из его уютного шатра.

Участвовали джанийцы (по старым преданиям - одно из первых названий волкодлаков) и непосредственно в сражениях, но очень своеобразно, используя свои специфические воинские навыки. Например, они затаивались на совершенно открытой местности, а когда приходила персидская конница, то ухитрялись пристроиться под лошадьми и на бегу вспарывали животным брюхо. К полному недоумению всадников, кони валились, на них налетали другие, ряды наступающих смешивались.

В других битвах русский спецназ разбивался на пятерки, которые устремлялись на огромное скопище персов, проходя сквозь них, как горячий нож сквозь масло: виртуозное владение оружием позволяло магам-воинам поражать противника, самим оставаясь неуязвимыми. Несомненно, подобное требовало огромного выплеска энергии, после чего джанийцы разворачивали коней и скрывались, а в бой вступали знаменитые фаланги македонцев, которым персы уже не могли оказать достойного сопротивления после учиненного беспорядка в их рядах…

Предянья стягины глубокой

Известно, что примерно 4-6 тысяч лет назад на территории современного Урала жили венеды (ванны, вятичи). Они пришли сюда с севера, владея многими сокровенными знаниями легендарных гиперборейцев-ариев. Затем венеды разделились: одни пошли на юг, где осели на Аравийском полуострове среди темнокожих дравидов, «поделившись» с ними своей высокой культурой. Часть ее легла в основу восточных единоборств, йоги, дао и прочего. А другие арии двинулись на запад, зарождая новые народы. Так появились русичи, роси, готы, германцы и другие…

Они хранили удивительные знания воинской магии, которой волхвы и ведуны обучали воинов. В старых преданиях волкодлаками считаются: былинные Волх Всеславо-вич, Вольга Святославович и Волхв Всеславич, способные «и волшбу учинить, и волком оборотиться». И уже куда более исторические личности - вещий князь Олег, князь Всеволод Полоцкий. О последнем сказано в «Слове о полку Игореве» (XI век), что он «в ночи волком рыскал».

Считаются витязями-магами князья Вадим Храбрый (убит в 864 г.) и Михаил II Ярославич (умер в 1248 г.). Но самым знаменитым стал князь Святослав, победитель хазар. Летописи о нем повествуют как о человеке среднего роста, крепком, но вовсе не могучем, внешне мало чем отличающемся от дружинников. Вел он точно такой же образ жизни: шатров не возил, спал на земле, подкладывая под голову седло. Ел обычную пищу, как и все, нарезая мясо кусочками и поджаривая на углях. В бою же князь неузнаваемо преображался: шел впереди всех и совершенно не берегся, но оставался невредимым: ни сабли с мечами, ни стрелы не брали его. Летописцы говорят, что глаза Святослава метали молнии, которыми он поражал врагов. Устоять не мог никто.

Повстречали волкодлаков на свою беду во времена Чингиз-хана два монгольских тумена (тумен состоял из 10 ООО воинов). Это было где-то между Волгой и Доном: монголы наткнулись на небольшой отряд неведомых всадников. Те не бросились наутек в спасительном бегстве, как сие обычно бывало, а приготовились к сражению, разбившись на небольшие отряды. Монголы осыпали их градом стрел (они всегда это делали перед началом битвы), но, к их удивлению, не смогли поразить ни одного противника.

Затем последовало и вообще удивительное: горстка неведомых воинов сама ринулась в стремительную атаку. Они были стремительнее молний, рубились двумя мечами одновременно, успевая и убивать врага и защищаться. Казалось, что они находятся повсюду, кочевники в безумном раже били по ним саблями, а поражали только своих…

В пылу сражения никто не понял, когда и куда исчезли удивительные воины, а монголы продолжали драться между собой, пока их не осталось буквально несколько десятков человек…

На острове Буяне

Под таким именем в русский фольклор вошел остров Руан (ныне это немецкий Рюген). Арабы называли его «остров Рус» и, соответственно, обитателей - «русами». По стародавним легендам около 3 500 лет назад сюда прибыли потомки гиперборейцев. Возвели город-храм Аркону (Ярконь), где имелась дружина из 300 витязей-чародеев с золотыми поясами, в тяжелом вооружении, на белых конях. Они держали в повиновении все окрестные страны и брали дань. Каждый витязь обладал наследием ратного искусства гипербореев и превосходил в бою десятки обычных воинов. Их слава была столь велика, что иные не решались вступить с ними в схватку, а при одном приближении обращались в бегство или бросали оружие и падали ничком на землю. Именно тогда вошло в русский лексикон это древнее слово - «витязь». А многие народы создали в подражание дружинам витязей свои ордены рыцарей.

В «Космографии» историка Герарда Меркатора сказано: «На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли и всем окрестным государствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да вандальский».

Северогерманский автор хроник Адам Бременский (XI в.) сообщает: «Руяне - очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Руян боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами… Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых считаются у славян первыми добродетелями».

Западные хронисты тех лет именовали королями лишь двух правителей русов-славян - властителей Арконы и Киева. Для сравнения, главы Чехии и Польши именуются ими только «князьями».

Всего Аркона простояла 25 веков. Затем к ее стенам пришла «сборная» всей Западной Европы и началась длительная осада. Когда город в конце концов был взят, чуть более двухсот витязей укрылись в храме Свентовита. Две недели шли бои. Враги несли страшные потери, и тогда они применили тактику смены - их отряды постоянно менялись, не давая отдыха руанцам. Последние просто падали с ног от усталости, но все равно не сдавались. Тогда катапультами забросали бочками со смолой храм, а затем подожгли его. Витязям пришлось бежать из бушующего пламени в гущу врагов. Это произошло 1 июля 1168 года.

Есть немалые основания считать, что в свое время Рюрика пригласили на княжение именно из Арконы, он был русичем-витязем, владел древним ратоборством ариев. Потому у новгородцев появились боевые комплексы с использованием магии - «Кулак Перуна», «Буза», «Скобарь».

Волкодлаки - воины-оборотни

Корни традиции оборотничества уходят глубоко в древность. Об этом писал даже Геродот (V век до нашей эры) в своей «Истории», в четвертой книге («Мельпомена») о праславянском племени невров сказано: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Жили невры на территории нынешней Белоруссии.

Сложный вопрос: действительно ли волкодлаки умели принимать облик животного?..

Как большинство людей, я скептик, поверить в подобное мне сложно. Правда, внезапно припомнил, что мне приходилось иметь дело с человеком, который оборачивался волком… Вернее, он говорил, что такое произошло с ним.

Говорил не лично мне, а немалому залу на Международном фестивале фантастики в алтайском Бийске весной 1998 года. Никто публично неверия не выразил, задавали вопросы именно как оборотню, мужчина отвечал довольно достоверно, но у меня глубокий скепсис остался.

Увы, не помню ни имени, ни фамилии оратора. Он приехал откуда-то с Северного Кавказа. Рост его заметно ниже среднего, лет 35-45, смуглый, темноволосый, с черными круглыми глазами чуть навыкате. Осталось ощущение какой-то его пришибленности, что ли, словно он был не от мира сего.

По его словам, в лесу он вонзил нож в пень, перевернулся через них и стал волком. Осталось в памяти, как мужчина с щемящим чувством говорил о своей любви к волчице и волчатах… Каюсь, не могу сейчас вспомнить, как он вернулся в человеческое обличие. Напоследок мужчина сказал, что очень хотел бы возвратиться в волчью стаю…

Мне думается, что на самом деле оборотней не было, волкодлаки лишь наводили морок-внушение на других и казались им волками, дабы внушить страх. Другая вероятная версия: витязи лишь впадали в своеобразный транс - измененное сознание - и ощущали себя волками, медведями или волкомедведями. Возможно, это открывало резервы организма и человек становился более сильным, ловким, стремительным, как зверь. Они психологически ускоряли течение времени для себя и тогда действия врага ими виделись как бы сильно замедленными, что позволяло своевременно уклоняться от ударов и наносить их самим. Их действия оказывались быстрее мысли.

КУЛАКПЕРУНА, БУЗА, СКОБАРЬ ИКАЗАЧИЙСПАС

По мере распространения христианства, которое, мягко говоря, не приветствовало оборотней, традиции витязей-чародеев стали исчезать. Или уходить в «подполье». Наследники этого ратного искусства (преимущественно в среде казаков) стали именоваться иначе, умение превращаться в волка скрывалось или упоминалось лишь как незначительное.

Примерно в это время, хотя, возможно, и значительно раньше, сформировался Казачий Спас - этакий сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев, новгородцев и им подобных. Понятно, что в мирное время, в быту столь специфические познания были излишни, потому они сохранились среди тех, кто постоянно воевал - среди казаков. Легко разглядеть легендарных волкодлаков в галдовниках, химородниках и чаклунах (колдунах), заморочниках, спасовцах, характерниках, казаках-пластунах, обладавших древними военными чарами, которые современному «просвещенному» человеку кажутся сказкой и находятся за гранью понимания.

Например, искусство проникать в мысли врага и наводить морок - «наслать сон», внушить то, чего на самом деле нет: скажем, создать фантомов-двойников, заставляя противника «биться с пустым местом». С помощью внутренней силы (здравы) воины-маги окружали себя невидимым силовым полем, которое делало их неуязвимыми. Были способны к ясновидению, умели «заглянуть в зерцало за тысячу верст». Умели наносить энергетические удары, даже смертельные, «на двенадцати языках сердито разговаривать» и оборачиваться в волка.

Просто удивительным было воинское искусство характерника: в бою он словно исчезал и появлялся из ниоткуда с быстротой молнии, словно управлял пространством и временем, осыпая градом ударов, которые противник просто не успевал парировать. А сила удара была такова, что сначала враг казался внезапно оторопевшим, а затем распадался на две части. Легко представить, какое впечатление производило это на других!

Характерник мог подолгу обходиться без еды и питья, укрыться и стать невидимым в совершенно ровной степи или в кроне дерева, сливался с конем. Подолгу сидел под водой, а затем сухой из нее выходил. Владел заговорами, знал лечебные травы и умел излечить раны с поразительной быстротой.

КОЛДУНСИРКО И ДРУГИЕ

Среди всех казаков-характерников особенно впечатляюще выглядит кошевой Иван Сирко, живший в XVII веке в эпоху наибольшего расцвета Запорожской Сечи. В легендах он предстает фигурой просто сказочной, о нем говорилось, что равного Сирко никогда не было и не будет. Начнем с того, что он появился на божий свет с зубами и, когда бабка-повитуха проносила его мимо стола, новорожденный кроха ухватил с него пирог и тут же съел. Представляете, каким стал этот младенец, когда вырос?! Понятно, что такой Сирко мог оборачиваться волком, в его обличии пробираться в расположение турецких войск, на постовых навевать глубокий сон, а затем учинять погром. Не брала казака ни стрела, ни сабля. Он ловил пулю на лету рукой.

Во время знаменитого похода казаков на Крым у Перекопа произошло сражение с ханским войском. Отряд Сирко проник во вражеский тыл. Крымчане ясно видели приближение врага, но приняли его за своих (навел чародей на них морок). Каким же потрясением явилось нападение этих мнимых своих. Разумеется, оказать достойного сопротивления не смогли и были разгромлены… Всеми чертами казака-характерника обладал легендарный атаман Степан Разин. Ему приписывали знание чародейства, видели одновременно в разных местах (двойники?), он умел наводить морок. Самые сильные характерники могли наводит морок даже на огромное количество людей.

Такое наглядно продемонстрировал казак Шевчик. Однажды, в Рождественскую ночь 1668 года, на территорию Запорожской Сечи проник отборный отряд турецких янычар численностью в 14 000 человек. Они «сняли» не особенно бдительных часовых, которые не ждали беды, и уже готовились приступить к массовой резне спящих казаков. Но врагов обнаружил Шевчик и применил свое умение характерника: около часа янычары пробыли в странном оцепенении. Как позже говорили немногие уцелевшие: им казалось, что они стоят на главной площади Стамбула на войсковом смотре перед самим султаном… За этот час казаков разбудили, они вооружились и по сигналу бросились на врага… Огромный отряд турок был уничтожен почти полностью, спаслось менее сотни…

ПЛАСТУНЫ- СПЕЦНАЗ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Сильнейшими в армии Российской империи были казаки. Вот как оценивал их Наполеон: «Казаки - это лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир». Казаки тогда произвели столь устрашающее воздействие на французов, что они по сей день словом «казак» пугают своих детей. Среди казаков была элита, лучшие из лучших - «наследники» витязей-оборотней - пластуны. Прочие названия постепенно позабылись. Пришло это слово из Запорожской Сечи. Там по давней традиции все курени именовались либо по имени атамана-основателя (Васюринский, Поповический, Брюховецкий…), либо по местности, откуда они вышли (Полтавский, Уманский, Каневский…), но лишь один из 38 куреней звался по роду деятельности - Пластунский. В каком-то смысле, пластуны были всегда, только звались иначе.

В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербина пишет: «По роду их деятельности в дозоре или в тылу противника им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название «пластуны»». В 1842 году пластуны были признаны особым родом войск - так стали именоваться все пешие казачьи отряды. В годы Первой мировой войны Российская империя имела 24 батальона и первый отдельный дивизион кубанских пластунов, шесть донских и два терских дивизиона. К апрелю 1915 года были удостоены наград свыше 9 000 пластунов. В знаменитом Брусиловском прорыве (1916 г.) участвовало 22 батальона пластунов.

Во время Гражданской войны в 1920 году полковник Белой армии Васищев с 54 казаками захватил и разоружил целый корпус Красной армии, затем отпустил пленных на волю. Рассказывали, что после одного сражения, на плацу в станице Наурской Васищев спрыгнул с коня, расстегнул ремень и из-под гимнастерки горохом посыпались пули… Новая, советская, власть не жаловала «проклятое наследие прошлого», потому воины-маги если не перевелись, то ушли в глубокое подполье. (Кстати, мало кому известно, но именно русские эмигранты, офицеры-пластуны, заложили основу подготовки морской пехоты США и спецчастей французской армии, в частности, Иностранного легиона.) Лишь осенью 1943 года была сформирована дивизия пластунов под командованием генерал-майора Метельникова. Им разрешили носить старинную форму. Действия пластунов были столь успешны, что гитлеровцы их прозвали «сталинскими головорезами».

ВОЛКОДЛАКИ21-ГО ВЕКА

Свято место пусто не бывает. Поэтому вместо Казачьего Спаса появилось самбо (САМоборона Без Оружия). По вымышленной легенде его создали чуть ли не как Франкенштейна из видов борьбы различных народов. На самом деле базовыми стали именно те самые приемы, которыми издревле прекрасно владели русские воины, унаследовавшие боевое искусство ариев. К созданию спортивного самбо причастны В.Ощепков, А.Харлампиев и (позже) Е.Чумаков. Есть еще боевое самбо, по которому проводятся соревнования, но оно мало отличается от вышеупомянутого. Еще существует, скажем так, настоящая боевая самооборона без оружия, которую создал (а на деле воссоздал систему русского единоборства!) Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он длительное время изучал боевое искусство разных народов и понял, что они имеют единый корень - боевое искусство ариев. На нем и сосредоточил свои усилия. Виктор Афанасьевич подготовил плеяду учеников, объездил всю страну, пропагандируя свою систему русского рукопашного боя. Выпустил три книги, которые стали настольными для поклонников единоборств: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927 г.), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928 г.) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933 г.). Позже его систему развил, дополнил и довел до высочайшего совершенства Алексей Алексеевич Кадочников. Теперь она широко известна как русская рукопашная, стиль Кадочникова. У него тысячи последователей в разных уголках России. По его методике обучаются даже некоторые спецподразделения китайской армии под руководством российских инструкторов.

Ни одна современная армия не обходится без спецвойск. Есть таковые и в российской армии, среди них имеется суперэлита, которую можно назвать наследницей легендарных джанийцев, волкодлаков, характерников, пластунов и других русских супервоинов. В СМИ таковой именуют группу «Альфа» спецназа ГРУ. Хотя, наверное, существуют и другие, засекреченные… Понятно, что их возможности держатся в строжайшей тайне. Сведения крайне скудны и обрывисты. Но кое о чем узнаем. Например, об умении бесконтактного боя: противник валится с ног или приводится в бессознательное состояние без малейшего прикосновения к нему, одним волевым посылом. Говорят, что так можно и вообще лишить противника жизни. Так, как умели волкодлаки древности! В десятках стран Азии, Латинской Америки и Африки действовал наш спецназ. Нередко вступал в прямое единоборство с американскими коммандос (обычно с плачевными результатами для последних). Правда, американцы редко когда узнавали, с кем имеют дело.

Любопытный факт, которым гордятся наши ветераны спецслужб: за все время боевых действий в горячих точках ни один из них не попал в плен живым. В 1997 году на спецназовские соревнования в городе Асбесте прибыли американские «зеленые береты» и «морские котики». Смотрелись они внушительно, словно истинные «рэмбо». Но эти профессионалы во всех соревнованиях уступили нашим призывникам. Больше в России американцев не видели. А в 2011 году в открытом чемпионате мира среди полицейских в городе Орландо (Флорида, США) впервые приняла участие российская команда (Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России). Они потрясли соперников. К ним подходили люди и изумленно спрашивали: «Вы откуда такие?..» Американцы всегда были вне конкуренции, а тут от бессилия не нашли ничего лучшего, как использовать судей: те откровенно засуживали наших даже при явном превосходстве над соперниками, но и это помогало не всегда…

Вспоминается фактическое взятие афганской столицы: тогда в Кабуле за короткий срок был установлен контроль не только над дворцом Амина и его резиденцией, но и захвачены такие охраняемые объекты, как Генеральный штаб, Министерство обороны и внутренних дел, тюрьма, аэропорт и другие. Читал еще и о таком. Американский самолет с новейшей секретной аппаратурой испытывался в небе над Аравией и потерпел катастрофу. Его искали примерно двое суток, а когда нашли, то обнаружили без того самого оборудования. Американцы взвыли, принялись что называется носами рыть землю и установили, что с подводной лодки Великой северной державы были высажены двое человек: те скрытно добрались по пустыне к рухнувшему самолету, миниатюрным сварочным аппаратом аккуратно вырезали секретную аппаратуру и вернулись с «добычей» на борт субмарины. Если бы такое произошло столетием раньше, то стали бы говорить про волкодлаков-характерников-пластунов, а как эти супервоины называются сегодня - знают лишь они сами…

В наше время, когда весь мир пытается подражать американцам начиная от формы одежды, заканчивая тактикой и суточными сухими пайками, нашим воинам необходимо чаще смотреть в богатую копилку российских воинских традиций и использовать многовековой опыт русских воинов. Нет, я не призываю надеть лапти, отрастить бороды и взять в руки мечи и луки. Главное - умело выделить и обобщить те принципы, с помощью которых они побеждали более сильного и численно превосходящего их врага.

Основы и философия русской военной школы изложены в «Науке побеждать» А В.Суворова. К сожалению, не у многих современных командиров, что называется, доходят руки до этой книги. Но чтобы увидеть и понять суть принципов, изложенных Суворовым в своем безсмертном труде, стоит совершить экскурс в глубь веков и посмотреть, как же воевали древние Русичи.

Земля, на которой жили наши далекие Пращуры, была богатой и плодородной и постоянно привлекала с востока - кочевников, с запада - германские племена, к тому же наши предки старались осваивать новые земли. Иногда эта колонизация проходила мирно, но. зачастую, сопровождалась боевыми действиями.

Советский военный историк Е.А. Разин в своей книге «История военного искусства” так рассказывает об организации Славянского войска периода V-VI веков:
У Славян воинами были все взрослые мужчины. У славянских племён имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами. В основе организации войска лежало деление на роды и племена, Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь

Прокопий из Кессарии в своей книге «Война с готами» пишет, что воины славянского племени «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Так, древний автор в вышеупомянутой книге описывает один интересный случай, как славянский воин, умело используя подручные средства маскировки, взял «языка».

И вот этот Славянин, ранним утром подобравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом и свернувшись в клубочек, спрятался в траве. Когда подошел к этому месту гот, Славянин внезапно схватил его и принёс живым в лагерь.

Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью них; и это они могут проделывать в течение многих часов. Так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Местность, на которой Славяне обычно принимали бой, всегда была их союзником. Из тёмных лесов, речных заводей, глубоких оврагов Славяне внезапно атаковали своих противников. Вот что об этом пишет упомянутый ранее Маврикий:
Сражаться со своими врагами Славяне любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах. на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и дном и ночью изобретая много разнообразных способов… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника.

Таким образом, мы видим, что древние воины брали верх над противником в первую очередь отсутствием шаблона, хитростью, умелым использованием окружающей местности.

В инженерной подготовке наши Пращуры также были признанными специалистами Древние авторы пишут, что Славяне в искусстве форсирования рек превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они бысгро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные воинские отряды. Лагерь Славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок.

Феофинат Сиомпатт сообщает о походе одного славянского отряда, который вёл бой с римлянами:
Так как это столкновение для варваров (Славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и дотей. Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было надежной защитой от конницы.

Для оборонительного боя Славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засыпи.

При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, Славяне шли на штурм. Из вышеприведённых примеров мы видим, что использование местности в сочетании с подручными предметами лишало противников наших предков тех преимуществ, которыми они первоначально обладали.

Многие западные источники утверждают, что у Славян не было строя, однако это не означает, что они не имели боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против них не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод что для боя Славяне располагались в определённом порядке. Маврикий пишет:
…иногда они занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл.
Приведённый выше пример даёт понять, что у древних Славян был определённый боевой порядок, что сражались они не толпой, а организованно, построившись по родам и племенам. Родовые и племенные вожди являлись начальниками и поддерживали в войске необходимую дисциплину. В основе организации славянского войска лежало общественное устройство - деление на родовые и племенные отряды. Родовые и племенные связи обеспечивали необходимую сплоченность воинов в бою.

Таким образом, использование славянскими воинами боевого порядка, дающего неоспоримые преимущества в бою с сильным противником, говорит о том, что Славяне но только проводили боевую подготопку со своими дружинами. Ведь для того чтобы быстро действовать в боевом порядке надо было это отроботать до автоматизма. Также, надо было знать противника, с которым придется воевать.

Славяне могли не только искусно сражаться в лесу и поле. Для взятия крепостей они пользовались простой и эффективной тактикой.

В 551 году отряд Славян численностью более 3000 человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Навстречу Славянам было выслано войско, имеющее большие силы. После переправы через реку Марица Славяне разделились на два отряда. Римский военачальник решил разбить их силы поодиночке в открытом поле. Имея хорошо поставленную тактическую разведку и будучи осведомлёнными о передвижениях противника. Славяне упредили римлян и, внезапно атаковав их с двух направлений, уничтожили своего врага.
Вслед за этим император Юстиниан бросил против Славян отряд регулярной конницы. Отряд дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле. Однако, этот отряд был разбит Славянами, которые имели в своих рядах конницу не уступавшую римской. Разбив регулярные полевые войска, наши предки начали осаду крепостей во Фракии и Иллирии.

Представляет большой интерес взятие Славянами приморской крепости Тойер, которая была расположена в 12 днях пути от Византии. Гарнизон крепости в 15 тысяч человек представлял собой грозную силу. Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть воинов расположилась в засаде недалеко от города, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат.

Римляне, увидев, что врагов не так много, решили выйти за пределы крепости и разбить Славян в поле. Осаждающие начали отступать, делая вид для напавших, что, испуганные ими, обратились в бегство. Римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди крепостных укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследовавших, отрезали им возможные пути отступления. А те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, атаковали их. Истребив преследователей, Славяне вновь бросились к стенам города. Гарнизон Тойера был уничтожен. Из сказанного можно сдедать вывод о том, что в славянском войске были хорошо поставлены взаимодействие нескольких отрядов, разведка, маскировка на местности.

Из всех приведенньх примеров видно, что в VI веке наши предки обладали совершенной по тем временам тактикой, они могли воевать и наносить серьёзный урон противнику, который был гораздо сильнее их, а зачастую обладал и численным превосходством. Совершенной была не только тактика, но и боевая техника. Так, при осаде крепостей, Славяне использовали железные тараны, установив осадные машины. Славяне под прикрытием метательных машин и стрелков из лука подвигали тараны вплотную к крепостной стене, начинали её расшатывать и пробивать бреши.

Помимо сухопутной армии, Славяне имели флот. Существует много письменных свидетельств использования ими флота при боевых действиях против Византии. В основном корабли применялись для транспортировки войск и высадки десантов.

За многие годы славянские племена в борьбе с многочисленными агрессорами с территории Азии, с могущественной Римской империей, с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и обьединились в союзы племён.

В этой многовековой борьбе складывалась военная организация Славян, возникло военное искусство соседних народов и государств. Не слабость противников, а сила и военное искусство Славян обеспечивали им победы.

Наступательные действия Славян вынуждали Римскую империю переходить к стратегической обороне и создавать по нескольку оборонительных линий, наличие которых не обеспечивало безопасности границ империи. Не достигали поставленных целей и походы византийской армии за Дунай, в глубь славянских территорий.

Эти походы обычно заканчивались поражением византийцев. Когда же Славяне, даже при своих наступательных действиях, встречали превосходящие силы противника, они обычно уклонялись от боя, добивались изменения обстановки в свою пользу и лишь тогда снова переходили в наступление.

Для дальних походов, переправ через реки и овладения приморскими крепостями Славяне пользовались ладейным флотом, который они строили очень быстро. Большим походам и глубоким вторжениям обычно предшествовала разведка боем силами значительных отрядов, проверявших способность противника к сопротивлению.

Тактика Русичей заключалась не в изобретении форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне, а в многообразии приёмов нападения на врага, как при наступлении, так и при обороне. Для применения этой тактики необходима была хорошая организация войсковой разведки, которой Славяне уделяли серьёзное внимание. Знание противника позволяло производить внезапные нападения. Умело осуществлялось тактическое взаимодействие отрядов как в полевом бою, так и при штурме крепостей. Для осады крепостей древние Славяне умели в короткий срок создать всю современную им осадную технику. Помимо всего прочего, славянские воины умело использовали психологическое воздействие на противника.

Так, ранним утром 18 июня 860 года столица Византийской империи Константинополь подверглась неожиданной атаке русского войска. Русы пришли морем, высадились у самых стен города и осадили его. Воины поднимали на вытянутых руках своих товарищей и те, потрясая сверкающими на солнце мечами, повергали в смятение стоящих на высоких стенах константинопольцев. Это “нападение” было исполнено для Руси огромного смысла - впервые молодое государство вступило в противоборство с великой империей, впервые, как покажут события, предъявило ему свои военные, экономические и территориальные претензии. А главное -благодаря этому демонстративному, психологически точно просчитанному нападению и последующему мирному договору о «дружбе и любви» Русь была признана равноправным партнёром Византии. Русский летописец записал позднее, что с этого момента «началася прозывати Руска земля».

Все перечисленные здесь принципы ведения боевых действий не потеряли своего значения и в наши дни. Разве маскировка и военная хитрость в век ядерных технологий и информационного бума потеряли свою актуальность? Как показали последние военные конфликты, даже имея разведывательные спутники, самолеты-шпионы, совершенную аппаратуру, компьютерные сети и огромной разрушительной силы оружие, можно долго бомбить резиновые и деревянные макеты и при этом громогласно вещать на весь мир о громадных военных успехах.

Разве потеряли свое значение скрытность и внезапность?

Вспомним, как были удивлены европейские и НАТОвские стратеги, когда, совершенно неожиданно, на Приштинском аэродроме в Косово вдруг оказались российские десантники, а наши «союзники» были безсильны что-либо предпринять.

07.10.2014 2 7275


Первый логичный шаг - провести инвентаризацию сохранившегося книжного наследия. Увы, сохранилось немного. От домонгольского периода до нас дошло менее 200 книг и рукописей. По мнению историков, это меньше 1% от всего, что было. Русские города горели в ходе междоусобных войн и набегов кочевников.

После монгольского нашествия некоторые города просто исчезли. Согласно летописям, даже в мирное время Москва каждые 6-7 лет выгорала дотла. Если же пожар уничтожал 2-3 улицы, о такой мелочи даже не упоминалось. И хотя книги ценили, берегли, рукописи все-таки горели. Что же дошло до наших дней?

Подавляющее большинство - это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. По сути, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки.

В большом количестве переписывались летописи - русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля». К тому же отдельные исторические хроники по закрученности сюжета сродни современной детективной литературе.

История гибели князей Бориса и Глеба достойна экранизации: брат против братьев, обман, предательство, злодейские убийства - на страницах «Сказания о Борисе и Глебе» кипят воистину шекспировские страсти!

Убийство Глеба. Миниатюра Сказания о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника

Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» - математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления. До нас дошли четыре (!) списка (копии). Значит, копий этого сочинения было очень много.

«Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр, - это не что иное, как публицистика XIII века.

И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него наверняка были и предшественники, и последователи.

Теперь поднимем следующий пласт и приступим к анализу самих текстов. Вот тут начинается самое интересное.

Пласт 2-й: что скрыто в текстах

В X-XIII веках авторского права не существовало. Авторы, переписчики и составители изборников, молений и поучений повсеместно вставляли в тексты куски из других произведений, вовсе не считая необходимым давать ссылку на первоисточник. Это было повсеместной практикой.

Найти такой не отмеченный ничем фрагмент в тексте очень тяжело, для этого надо в совершенстве знать литературу того времени. А если первоисточник к тому же давно утрачен? И тем не менее такие находки есть. И они дают просто море информации о том, что читали в Древней Руси.

В рукописяхнаходятфрагменты «Иудейской войны» еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия (I век), греческих хроник Георгия Амартола (Византия, IX век), «Хронографии» Иоанна Малалы (Византия, VI век). Найдены цитаты из Гомера и ассирийско-вавилонской повести об Акире Премудром (VII век до нашей эры).

26 июля 1951 года в Великом Новгороде была обнаружена берестяная грамота №1. Сегодня их найдено более тысячи, есть находки в Москве, Пскове, Твери, Беларуси и Украине. Благодаря этим находкам мы можем с уверенностью сказать, что подавляющее большинство городского населения Древней Руси, включая женщин, было грамотным.

Повсеместная грамотность подразумевает наличие литературы - ведь не только берестяные грамоты читали наши предки! Так что стояло на книжной полке древнего русича? Чтобы докопаться до истины, придется приподнимать исторические пласты.

Берестяная грамота, в которой говорится о покупке рабыни дружинником


Конечно, нам интересно, насколько эти первоисточники были распространены среди читающего населения. Не был ли тот безвестный автор-монах единственным на Руси, кому попал в руки тот или иной драгоценный фолиант? В одном из поучений, критикующем пережитки язычества, объясняя сущность языческого божества, автор называет его аналогом Артемиды.

Он не только знает о греческой богине, более того, автор уверен, что читатель тоже осведомлен о том, кто это такая! Автору поучения и читателям греческая Артемида более знакома, чем славянская богиня охоты Девана! Значит, знание греческой мифологии было повсеместным.

Запрещенная литература

Да, была и такая! Заботясь о духовном здравии своей паствы, Церковь выпускала индексы, в которых перечисляла книги, относимые к «отреченным». Это были гадательные, чародейные, волшебные книги, сказания об оборотнях, толкователи примет, сонники, заговоры и богослужебная литература, признанная апокрифической. В индексах указаны не просто темы, а конкретные книги: «Остролог», «Рафли», «Аристотелевы врата», «Громник», «Коледник», «Волховник» и прочие.

Все эти «богомерзкие писания» не просто запрещались, а подлежали уничтожению. Несмотря на запреты, отреченные книги хранили, читали и переписывали. Православный русский народ никогда не отличался религиозным фанатизмом, христианство и языческие верования мирно сосуществовали на Руси в течение столетий.

Пласт 3-й: текстуальные совпадения

Заимствование сюжетов никогда не считалось среди авторов предосудительным. А. Толстой, например, не скрывал, что его Буратино - калька с Пиноккио Коллоди. У великого Шекспира практически нет ни одного «своего» сюжета. И на Западе, и на Востоке заимствование сюжетов использовалось вовсю. И на Руси тоже: в жизнеописаниях князей, житиях святых есть сюжетные линии из греческих хроник, западной литературы («Песни о Гильоме Оранжском», Франция, XII век) и даже древнеиндийской литературы.

В «Видениях старца Матфея» монах видит, как невидимый для других бес бросает в иноков лепестки. К кому они прилипают - тот сразу же начинает зевать и под благовидным предлогом стремится уйти со службы (не порвал связь с миром). К истинным же сподвижникам лепестки не пристают. Замените беса Небесной девой, печерских иноков буддийскими монахами - и вы получите махаянскую сутру II века до нашей эры, непонятно каким ветром занесенную на Русь.

И тут возникает следующий вопрос: как книги попадали на Древнюю Русь?

Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом, захватившем столицу Болгарии Велики-Преслав в 968 году.

Ее мог вывезти византийский император Иоанн I Цимисхий и впоследствии передать ее Владимиру в качестве приданого за царевну Анну, вышедшую замуж за киевского князя. (Именно так в XV веке вместе с Зоей Палеолог - будущей женой Ивана III - в Москву попала библиотека византийских императоров, ставшая основой «Либерии» Ивана Грозного.)

В X-XII веках Рюриковичи заключали династические браки с царствующими домами Германии, Франции, Скандинавии, Польши, Венгрии и Византии. Будущие супружницы ехали на Русь со своей свитой, духовниками, везли с собой и книжицы. Так, в 1043 году в Киев из Польши вместе с польской принцессой попал Кодекс Гертруды, а в 1048-м из Киева во Францию вместе с Анной Ярославной - Реймсское Евангелие.

Что-то привозили скандинавские дружинники из княжеского окружения, что-то купцы (торговый путь «из варяг в греки» был весьма оживленным). Естественно, книги были «на заморских» языках. Какова же была их судьба? Были ли на Руси люди, способные читать на иностранных языках? И много ли таких людей было?

Басурманская речь

Отец Владимира Мономаха владел пятью языками. Мать Мономаха была греческой царевной, бабушка - шведской принцессой. Наверняка мальчик, живший с ними до подросткового возраста, знал и греческий, и шведский. Владение как минимум тремя иностранными языками в княжеской среде было нормой. Но это княжеская фамилия, теперь спустимся по социальной лестнице вниз.

В Киево-Печерской лавре один одержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахи свободно определили «бесерменския языци»: латынь, древнееврейский, греческий, сирийский. Как видим, знание этих языков не было среди монастырской братии редкостью.

В Киеве существовала значительная иудейская диаспора, одни из трех ворот в Киеве (торговые) даже именовались «жидiвськi». Плюс наемники, купцы, соседствующий Хазарский каганат - все это создавало самые благоприятные условия для развития многоязычия.

Поэтому попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходить (и наверняка так и было) вся мировая литература того времени. Как видим, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.

В ожидании новых находок

Есть ли надежда, что когда-нибудь будут найдены неизвестные ныне книги X-XII веков? Гиды Киева до сих пор рассказывают туристам, что перед взятием города монголо-татарами в 1240 году киевские монахи спрятали библиотеку князя Ярослава Мудрого в подземельях Софийского монастыря.

До сих пор ищут легендарную библиотеку Ивана Грозного - последние поиски проводились в 1997 году. И хотя надежд на «находку века» мало... Ну а вдруг?

Клим ПОДКОВА

Древние и современные авторы часто представляют славянские племена тихим, миролюбивым и доброжелательным народом. В советский период активно поддерживали эту линию. Миролюбие перекочевало даже в советский фольклор. Вспомним слова старой песни «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Однако так ли это было на самом деле?
Немецкий историк Йоахим Херрман пишет, что «морские дружины рюгенских славян или пешие рати ободритов наводили ужас на жителей Ютландии, датских и шведских островов». Но только ли в этом направлении смотрели наши воинственные предки?
Обратимся к фактам.
С начала VI в. славяне почти ежегодно переходят Дунай то небольшими отрядами, то значительными массами с целью захватить добычу и пленных в пределах Византийской империи. В 547/48 г. походы славян достигают Иллирика и Далмации, а 15-тысячное византийское войско не решается вступить с ними в бой.В 578 г. славянские племена вторгаются в Грецию, когда, по текстам Менандра, славяне, перейдя Дунай, опустошили Фракию, Эпир и Фессалию, и даже Элладу.
В 581 г. Славяне вновь нападают на Византийскую империю и осаждают ее столицу. Иоанн Эфесский описывает следующее, «(славяне) стремительно прошли всю Элладу, области Солуни и всей Фракии и покорили многие города и крепости. Они опустошили и сожгли их, взяли пленных и стали господами на земле. Они осели на ней господами, как на своей, без страха… У самой внешней стены (перед Константинополем) они захватили и все царские табуны, много тысяч (голов) и другую разную (добычу). Вот и до сего дня, т. е. до 895 г. (селевкидской эры, иначе - до 583-584 гг. н. э.) они остаются, живут и спокойно пребывают в странах ромеев».
Франкские хроники времен императора Карла и араб Масуди заявляли, что велеты самый сильный славянский народ, господствующий чуть ли не над всеми славянами Средней Европы. Утрехтский летописец сообщает, что лютичи вместе с саксами ходили на Британию еще со времен Хенгиста и Хорсы, с V века, и основали там город Вильтон и графство Вильтшир.
В 11-12 вв. Вендская держава еще существовала на территории между устьями рек Лабы (Эльбы) и Одры (Одера) на севере и до Дуная и Днестра на юге, состоявшая из племенных княжеств вендов. Их князья не давали спуску саксонским и датским феодалам, некоторые славянские племена боролись с немцами.
Император Карл Великий запретил продавать мечи славянам-вендам еще в 805 году, не шведам, не норманнам. Именно вендам. А с ободритами заключил союз. Более того, основатель империи франков, женил своего сына на ободритской княжне. Тем самым введя славянскую кровь в европейскую королевскую династию. Это произошло еще задолго до княгини Анны, ставшей королевой Франции.
От железной поступи ободритов содрогнулась даже Италию. В 1010 году рати ободритов ведомые князем Местивым предприняли конный поход в северную Италию.
Cлавянские племена зарекомендовали себя, как самые свирепые морские дружины. Еще помнившая викингов Балтика XI века содрогалась от более страшных нападений вагров или вагиров, входившие в союз ободритских племен, и ругов с острова Рюген.
Средневековый польский хронист Кадлубек передает предание, по которому в древности славяне победили воинов Даномалхийских (Данемаркских, Датских) островов. Побежденным предложили или платить дань, или носить, в знак поражения и позора, женские длинные волосы, убранные в косы. Пока датчане раздумывали, славяне снова напали на них, полностью разгромили и заставили датчан сделать и то, и другое. Даже если это просто фольклор, то имеющий под собой реальную почву и описывающий ситуацию того времени.
Норманнские саги, записанные в XIII веке в Швеции, Тидрек сага повествует о подвигах и завоеваниях конунга (титул переиначен на скандинавский манер) Вилькина, славянского вождя. Вилькин - вождь и прародитель вилькинов. По другим источникам вилькины известны, как вильцы, велетабы, велеты, вельты или венды. Вилькин захватил и разорил Свитьодом (Швецией), Гуталандом (островом Готланд), и всем царством шведского конунга, Сканией (южный берег Швеции) Скаландом, Ютландом (Данией), Виндландом, и всеми царствами, какие к тому принадлежат. Весьма впечатляющая победа славянского оружия.
В IХ веке датские короли попытались огородить свой полуостров огромной стеной, которая и сейчас известна под названием Славянский вал. Однако особо успешной роли в защите это не сыграло.
Скандинавские крепости - Аггерсборг, Фюркат, Треллеборг - выстроены по образу и подобию славянских укреплений ободритов в Европы, а может даже и под их руководством. В этих крепостях археологи находят славянскую керамику в большом количестве. Ободритские кольцевые крепости перекочевали на острове Лоланд и считаются славянскими, как и крепость близ Соре в центре Зеландии. Крепость Экеторп на Эланде – в точности повторяет ободритское кольцевое укрепление. Для зарубежных историков славянские корни этих крепостей даже не является предметом спора.
Если опираться на подборку М.П. Погодина из средневековых авторов, то можно смело считать, что доля вендов в набегах на Западную Европу, в процентном соотношении, более 50%. Отнюдь не скандинавы были ужасом Европы, а наши предки славяне. Да и были ли дружины викингов столь однородны, что включали в свой состав только скандинавов. Весьма вероятно, в их составе воевало немало наших предков. Вспомним, как Утрехтский летописец сообщает, о союзе лютичей с саксами и их совместных нападениях на Британию. Наши предки всегда были открыты для честного союза. Так что весьма вероятно в дружинах викингов было немало славян. Да и не зря же Балтийское море называли Варяжским, а еще раньше Вендским заливом. Такими были наши предки. Сильными, смелыми, воинственными. Славянские племена держали в страхе не только Европу, но даже Грецию, Италию и Причерноморье. Но откуда тогда появилось утверждение о миролюбии славян? Из религии и политики.

Летом 965 года князь Святослав поставил точку в существовании Хазарского каганата.

Пушкин знает

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам...

Благодаря «Песне о вещем Олеге», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным, россияне ещё в школьном возрасте узнают о существовании такого народа, как хазары.

Но для большинства знакомство с вопросом на этом и заканчивается. Кто такие хазары, почему они «неразумные» и справедливы ли были претензии к ним со стороны князя Олега - об этом россияне осведомлены довольно смутно.

Между тем государство хазар образовалось значительно раньше, чем древнерусское, а о его влиятельности свидетельствует существование такого понятия, как «хазарский мир». Под этим термином понимается период доминирования в прикаспийско-причерноморских степях Хазарского каганата, который растянулся почти на три столетия.

Тюрки, взявшие Тбилиси

Как чаще всего бывает с древними народами, у историков существует сразу несколько версий происхождения хазар. Самая распространённая точка зрения сводится к тому, что хазары произошли от союза тюркских племён.

Вплоть до VII века хазары занимали подчинённое положение в кочевых империях, но после распада Тюркского каганата смогли сформировать своё государство - Хазарский каганат, который просуществовал более 300 лет.

Изначально территория хазар ограничивалась районами современного Дагестана к северу от Дербента, но затем она значительно расширилась, включив в себя Крым, Нижнее Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. В разное время Хазарским морем называли Чёрное, Азовское и Каспийское моря.

О хазарах как об отдельной мощной военной силе летописцы упоминают в период ирано-византийской войны 602–628 годов, в ходе которой в 627 году хазарское войско вместе с византийцами штурмом взяло город Тбилиси.

Эти военные успехи наряду с ослаблением Тюркского каганата и позволили создать Хазарский каганат. Мощное войско стало залогом его благополучия.

Люди войны

В результате многочисленных военных сражений Хазарский каганат превратился в одну из могущественных держав эпохи. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь «из варяг в греки», Великий шёлковый путь из Азии в Европу. За пропуск товаров хазары брали налог, что обеспечивало устойчивый доход.

Второй основной статьёй доходов Хазарского каганата являлось получение дани с племён, покорённых в ходе регулярно осуществлявшихся набегов.

Изначально основным направлением набегов хазар было Закавказье, но затем под давлением всё более усиливающегося Арабского халифата хазары стали двигаться на север, где их набеги затронули славянские племена. Целый ряд славянских племён, позднее образовавших Древнерусское государство, вынуждены были платить дань хазарам.

В VIII веке хазары, вступив в коалицию с Византийской империей, вели войны против набирающего силу Арабского халифата. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад во главе 150-тысячной армии полностью разгромил войско Хазарского каганата, преследуя его правителя вплоть до берегов Дона, где каган был вынужден дать обещание принять ислам. И хотя полного перехода Хазарского каганата в ислам не состоялось, это поражение серьёзно повлияло на дальнейшее развитие государства. Дагестан, где ранее находилась столица каганата город Семендер, превратился в южную окраину, а центр государства переместился в низовья Волги, где была построена новая столица - город Итиль.

Иудеи с берегов Волги

До середины VIII века хазары оставались язычниками. Однако примерно в 740 году один из видных хазарских военачальников Булан перешёл в иудаизм. Произошло это, по всей видимости, под влиянием многочисленных еврейских общин, проживавших в тот период на «исторической территории» каганата - в Дагестане.

Со временем иудаизм получил широкое распространение среди правящей элиты Хазарского каганата, однако, по мнению большинства историков, полностью в государственную религию не превратился. Более того, часть военной и торговой элиты государства противостояла правящей верхушке, что приводило к смуте и политической нестабильности.

С начала IX века в Хазарском каганате сложилось своеобразное двоевластие - номинально страну возглавляли каганы из царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени «беками» из принявшего иудаизм рода Буланидов.

Каганам Хазарии трудно было позавидовать из-за своеобразных традиций, существовавших у этого народа в пору язычества. Несмотря на то, что каган считался земным воплощением бога, при вступлении на трон его душили шёлковым шнурком. Доведённый до полубессознательного состояния каган должен был назвать число лет, в течение которых он будет править. По истечении данного срока кагана убивали. Произнесение слишком большого количества лет также не спасало - кагана в любом случае убивали по достижении им 40-летия, ибо считалось, что к этому времени он начинает утрачивать свою божественную сущность.

Земледельцы против кочевников

Несмотря на жестокие нравы и не самую распространённую в регионе религию, принятую элитой, Хазарский каганат оставался важным игроком в международной политике.

Хазары активно взаимодействовали с Византией, участвовали в политических интригах империи, а в 732 году союзнические отношения держав были скреплены браком будущего императора Константина V с хазарской принцессой Чичак.

Особенно глубокий след хазары оставили в истории Крыма, который находился под их контролем до середины IX века, а также в Тамани, которую каганат контролировал вплоть до своего падения.

Столкновение между Древнерусским государством и Хазарским каганатом было неизбежным. Упрощённо его можно представить как противостояние между оседлыми земледельцами и захватчиками-кочевниками.

Древнерусское государство столкнулось с тем, что часть славянских племён оказалась данниками хазар, что русских князей категорически не устраивало. Кроме того, регулярные набеги хазар приводили к разрушению поселений русичей, грабежам, уводу тысяч славян в плен и последующей продаже их в рабство.

Кроме того, контроль хазар за торговыми путями мешал сообщению русичей с другими государствами, а также налаживанию взаимовыгодных торговых связей с другими странами.

Отказаться от набегов на территории славянских племён хазары не могли, поскольку грабежи и работорговля к IX веку превратились в важнейшую статью государственного дохода.

Первые борцы с «русской угрозой»

В 882 году киевским князем становится Олег. Закрепившись в Киеве, он начинает вести методичную работу по расширению территории государства. В первую очередь его интересуют славянские племена, неподконтрольные Киеву. Среди них были и те, кто являлся данниками хазар. В 884 и 885 годах северяне и радимичи, ранее платившие дань каганату, признали власть Олега. Разумеется, хазары попытались восстановить статус-кво, но сил для того, чтобы наказать Олега, у них уже было недостаточно.

В этот период хазары, более искушённые в дипломатии, постарались перевести «русскую угрозу» на Византию или государства Закавказья, обеспечивая беспрепятственный проход войска русичей через свои владения.

Правда, и тут не обходилось без коварства. Показателен эпизод, произошедший по возвращении русичей после одной из таких экспедиций к побережью Азербайджана. Правитель Хазарского каганата, получив ранее договорённую часть добычи, позволил своей гвардии, сформированной из мусульман, отмстить за единоверцев. В результате большинство русских воинов погибло.

Борьба Древнерусского государства с Хазарским каганатом с переменным успехом продолжалась до прихода к власти князя Святослава Игоревича. Один из самых воинственных князей Древней Руси решил покончить с хазарскими набегами раз и навсегда.

Около 960 года хазарский каган Иосиф в письме к сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту отметил, что ведёт с русами «упорную войну», не пуская их в море и по суше к Дербенту, иначе они, по его словам, могли бы завоевать все исламские земли до Багдада. При этом Иосиф был уверен, что способен вести борьбу ещё в течение долгого времени.

И тогда пришёл Святослав...

В 964 году в ходе похода к Оке и Волге Святослав освободил от хазарской зависимости последний союз славянских племён - вятичей. При этом стоит заметить, что и Киеву вятичи подчиняться не желали, что вылилось в растянувшуюся на долгие годы серию войн.

В 965 году Святослав с войском двинулся уже непосредственно на территорию Хазарского каганата, нанеся сокрушительное поражение войскам кагана. Вслед за этим русичи штурмом взяли построенную на берегах Дона при помощи Византии крепость Саркел. Поселение перешло под власть Древнерусского государства и получило новое название - Белая Вежа. Затем был взят город Самкерц на Таманском полуострове, превратившийся в русскую Тмутаракань.

В течение нескольких последующих лет войско Святослава захватило обе столицы Хазарского каганата - Итиль и Семендер. В истории некогда могучей державы была поставлена точка.

После Святослава русичи на некоторое время отступили с нижней Волги, что позволило находившемуся в изгнании кагану Хазарии вернуться в Итиль, опираясь на поддержку исламского правителя Хорезма. Платой за эту поддержку стал переход хазар в ислам, включая самого главу государства.

Впрочем, изменить ход истории это уже не могло. В 985 году русский князь Владимир снова двинулся в поход на хазар и, одержав победу, наложил на них дань.

С этого момента хазары появляются в исторических летописях не как представители единой державы, а как небольшие группы, действующие в качестве подданных других стран. Постепенно хазары растворились среди других, более успешных народов.

И в память о «первом противнике России» нам остались лишь исторические труды да строки Пушкина о «неразумных», коим намеревался «отмстить» вещий Олег.

P. S. Хазарская крепость Саркел, она же Белая Вежа, в 1952 году была планово затоплена при строительстве Цимлянского водохранилища.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...