Авианосец в великобритании queen elizabeth. Морской бой: Сколько надо «Цирконов», чтобы потопить «Королеву Елизавету

Противостоящие друг другу российские и британские военные пока ограничиваются словесной дуэлью. Минобороны РФ ответило на заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о превосходстве нового авианосца «Королева Елизавета» над нашим авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».

По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, британский министр не отличается знанием военной науки. Он назвал заявление Фэллона «экзальтированным» и пояснил, что британский корабль является, по сути, «авиаматкой», способной лишь «выпускать из чрева самолеты» и требующей боевого охранения.

«В отличие от авианесущего крейсера „Адмирал Кузнецов“, оснащенного зенитным, противолодочным и самое главное, противокорабельным ракетным вооружением „Гранит“, британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель», — констатировал Конашенков.

Ироничная оценка прозвучала в ответ на выпады Фэллона в интервью изданию The Telegraf. Министр предположил, что русские будут с завистью смотреть на новый британский авианосец. Он пообещал защищать новый флагман фрегатами и эсминцами, а также использовать для поиска российских подлодок вертолеты.

Новости партнеров

Напомним, недавний поход российской корабельно-ударной группы во главе с «Адмиралом Кузнецовым» через Ла-Манш к берегам Сирии вызвал болезненную реакцию в Великобритании. С подачи того же Фэллона страны-члены НАТО отказывали российским кораблям в дозаправке в портах. Имея политические амбиции, министр прямо заявляет о приверженности курсу Черчилля и Тэтчер в вопросе противостояния России.

Авианосец «Королева Елизавета», как и его строящийся собрат «Принц Уэльский», в три раза крупнее своих предшественников типа «Инвисибл» и сопоставимы с американским «Нимиц» и французским «Шарль де Голль». Минобороны Великобритании уже заказало для них 138 самолетов F-35. На постройку одного судна британская казна потратила 3,5 млрд. фунтов стерлингов.

Среди потенциальных слабых мест авианосца британская The Telegraph называла устаревшее программное обеспечение. Отмечалось, что на компьютерах в диспетчерской комнате корабля была установлена операционная система Windows XP, поддержку которой компания Microsoft на данный момент уже прекратила. Именно эта ОС оказалась наиболее уязвима во время атаки вируса Wannacry.

Главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, отказ советского военного руководства от строительства авианосцев, требующих охранения, в пользу авианесущих крейсеров, обладающих всеми видами вооружений, в современных условиях оказывается оправданным. Современные виды вооружений позволяют эффективно угрожать авианосно-ударным группам противника.

В то же время член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков предостерегает российских военных от шапкозакидательских настроений, но при этом отмечает, что способы нейтрализации британского корабля у ВМФ России имеются.

Новый британский авианосец не стоит недооценивать. Это враг достаточно серьезный. Вообще, он предназначен для других целей, а не для того, чтобы воевать с нашими надводными силами. В системе НАТО этот корабль будет использоваться для решения задач ПВО и ПЛО. А именно: для оперативного прикрытия противовоздушной и противолодочной обороны главных ударных сил 2-го флота США в Норвежском море. Это 401−1 и 401−2 авианосные ударные группы (АУГ). Авианосец «Королева Елизавета» будет выдвинут в северную часть Норвежского моря. Вот для чего он создавался.

Этот корабль идет на замену авианосцам типа «Илластриес» и «Инвисибл», которые уже разрезали и списали. У нового авианосца не будет катапульт. На нем разместят около 40 самолетов F-35 короткого взлета и посадки, но пока еще корабль ими не укомплектован. Кроме того, будет около 20 вертолетов. Таким образом, британский авианосец по своим оперативным возможностям будет сопоставим с нашим «Кузнецовым». Единственное, у «Кузнецова» радиус действия палубной авиации побольше: для Су-33 это 1,3 тысячи километров, для МиГ-29 — около 1 тысячи, а у британца около 0,8 тысячи километров.

«СП»: — Какова защищенность авианосца «Королева Елизавета»?

— Он будет ходить с охранением эсминцев «Дэринг», тип 45, имеющих мощную противовоздушную оборону. Они могут решать задачи прикрытия от ракетного удара. Во всяком случае, для прорыва противовоздушной обороны двух-трех таких эсминцев и самого авианосца придется организовывать залп не меньшей мощностью, чем по американским авианосцам. Если использовать ракеты «Гранит», которые упомянул Конашенков, то нужен залп не менее 40 ракет. Тогда оборону пробьют. Но организовать такой залп не так просто.

Например, на проекте 1144 (крейсер «Петр Великий» — авт. ) их только 20. Если организовывать удар с надводных кораблей и подлодок, то тут вопрос, как сделать это одновременно. Ведь пуски нужно провести одномоментно, с интервалом до одной минуты. Это очень сложная задача.

Еще способ — задействовать морскую ракетную авиацию. Они могут. В двухракетном варианте полк может нанести удар 36−40 ракетами К-22. То есть придется применять комбинированный вариант.

«СП»: — Но с 2018 года на вооружение поступят новые противокарабельные ракеты «Циркон». Там скорость до 7 М, в то время как системы Sea Ceptor, которыми оснащены британские фрегаты охранения, способны перехватывать цели на скорости 3,5 М…

— «Циркон» — это да… Но тут вопрос в дальности боя. Точные данные дальности этой ракеты неизвестны. Если это будет 800 километров, как прогнозируется, то тогда вопросов с поражением целей нет. А если 300−400 километров, то «Циркон» не сильно поможет, так как наш корабль должен подойти на дистанцию залпа. Но это будет трудно сделать. Ведь британец будет атаковать нас своей ударной авиацией, а помогать ему в этом будут американские АУГ. А кроме того, если мы засечем его, он может просто отойти, подводя наш корабль под удар союзников. Он же не дурак.

— «Циркон » — уникальное оружие для борьбы с авианосцами. Если ВМФ России сможет обеспечить его применение, то проблем не будет, — продолжает военный эксперт Дмитрий Корнев — Но надо обеспечить разведку и целеуказание. На данный момент таких средств на дальности, на которой наши корабли могли бы их применять без риска быть уничтоженными в течение 15 минут, для «Циркона» нет. Есть корабельные средства, но дальность их действия такова, что для этого надо войти в зону обороны АУГ противника. А там срок существования подлодки или корабля короткий.

Зона дальней обороны АУГ около 800 километров, более плотная — 400−500 километров. Если у «Циркона» дальность действия примерно 500 километров, а точных данных об этом пока нет, мы получаем проблемы с поражением целей. Сведения о 800-километровой дальности поражения неубедительны, так как известны габариты ракеты. С учетом скорости, расхода топлива это нереальная дальность. Поэтому нужны полноценные космические и воздушные средства целеуказания. Если они будут, двумя-тремя ракетами «Циркон» вполне реально потопить такую цель, как авианосец «Королева Елизавета». Сбить эти ракеты нереально.

Новости партнеров

«СП»: — Корректно ли сравнивать российский и британский флот или тем более отдельные корабли?

— Нужно помнить, что флот Великобритании работает в составе НАТО. Если он участвует в боевых действиях, значит, мы имеем дело со всем флотом НАТО. Причем, у них взаимодействие между собой отработано — учения проходят постоянно. Флот НАТО можно рассматривать как единый флот, а он с учетом мощи США сильно превосходит наши возможности. Мы можем им противостоять при условии, если обеспечим применение разнородных сил: базовой авиации, воздушной, космической разведки, наземных ракетных систем. В оборонительной операции у нас шансы есть, а вот в наступательной — нет никаких.

«СП»: — Чего, по-вашему, не хватает нашему флоту?

Российский флот должен стать флотом. Даже если мы достроим все, что сейчас строим, этого будет недостаточно. Нужна концепция развития флота. Нужно понимать, зачем мы это делаем. Сейчас мы строим флот по просьбе промышленности, а не от того, что формулируем те или иные задачи в мировом океане.

С большой помпой англичане готовились спустить на воду свой первый авианосец, но вся история этого корабля – сплошная череда нелепостей.

Сегодня не принято вспоминать, что во время Второй мировой, незадолго до катастрофы в Перл-Харборе, американской разведке удалось взломать японский дипломатический шифр. Материалы дешифровки позволили узнать о планах врага нанести внезапный удар по военно-морской базе. Но политические интересы оказались выше целесообразности военной – и Тихоокеанский флот США фактически был подставлен под удар японских бомбардировщиков. На дно пошло четыре линейные корабля, еще четыре были сильно повреждены. Однако часть кораблей американцы все же поспешили вывести в открытое море. Это были авианосцы. С этого дня эра огромных артиллерийских кораблей – линкоров – подошла к концу, началась эра авианосцев.

Высоко сижу, далеко гляжу!

Они появились не в канун Второй мировой, гораздо раньше, но тактику морского боя и стратегию борьбы за морское владычество изменили коренным образом уже после войны. Время, когда эскадры сходились на дистанцию выстрела и начинали громить друг друга орудиями главного калибра, ушло в прошлое. С той поры как баллиста уступила место на палубе еще громоздкой и слабосильной пушке, эволюция артиллерии шла воистину семимильными шагами. Теперь уже не нужно было сходиться борт о борт, теперь в бою даже на горизонте не всегда были различимы силуэты кораблей, по которым велся огонь.

Весьма полезными в этих условиях оказались самолеты-корректировщики. Сначала это были гидросамолеты, но запуск и посадка на воду, особенно в волнение, а также спуск и подъем на борт – дело хлопотное. Тогда-то и появилась идея запускать самолеты прямо с палубы. Ведь каждый из них мог доставить снаряд (бомбу) куда дальше и значительно точнее, чем главный калибр любого, даже самого мощного, линейного корабля!

Лидером в строительстве и использовании этих кораблей стали США. Конечно, сам по себе авианосец, по сути огромный плавучий аэропорт, весьма уязвим. Он нуждался и нуждается в надежной охране и действует в плотном сотрудничестве с кораблями поддержки. Эта жизненная необходимость стала одним из постулатов современной морской войны. Основой эскадры стали так называемые АУГ (автономные ударные группы) Это не просто собрание разноранговых кораблей, а продуманная эшелонированная система, центром которой являются авианосец и атомные подводные лодки. Такая АУГ может контролировать огромные участки мирового океана. Казалось бы, вот оно, морское владычество!

Дорого и сердито

Но комизм ситуации состоит в том, что за четверть века существования таких группировок их реальный вклад в решение боевых задач в сражениях открытого моря остается пренебрежимо малым. Огромные неповоротливые армады просто символизируют военное присутствие США в регионе – и не более того. В открытом море противников для АУГ не находится, при действиях в условиях «корабль против берега» авианосец становится уязвим для ударов наземной авиации, обычно более мощной, чем палубная. Вмести с тем каждый выход авианосца и группы его поддержки в море - это колоссальные затраты, приносящие довольно скромные плоды. А учитывая, что основные военные действия нашего времени – это война экономик и идей, а не личной доблести, такие показательные выходы больше вредят хозяевам АУГ, чем позволяют решать какие-либо стратегические и оперативные задачи. Главной ударной силой флотов вероятного противника и уважаемого партнера на самом деле становятся атомные подводные лодки с крылатыми баллистическими ракетами на борту. К примеру, у США их уже 72 штуки.

Но Великобритания все же решила не отставать от уплывающего корабля истории и обзавестись собственными авианосными гигантами. 7-декабря 2017 года первый из них, получивший гордое название «Королева Елизавета», был спущен на воду. Конечно, имелась ввиду не нынешняя бабушка британской монархии, а королева, жестко заявившая после разгрома испанской Великой Армады: «Британия, правь морями!».

Увы, с помощью этого авианосца править морями будет сложновато. Хотя «Королева» – самый большой корабль в истории британского флота, она все же почти вдвое меньше американских собратьев класса авианосца «Нимиц». И ударное вооружение его – от 12 до 35 самолетов F-35С с укороченным взлетом вертикальной посадкой и 14 вертолетов различного назначения – не особо впечатляет, если оценить стоимость морского гиганта. К тому же есть одна закавыка – самолеты еще не закуплены и более того, не доведены до ума. Как показали испытания 2015 года, конструкция самолета имеет принципиальные недоработки и нуждается в серьезном доведении. Впрочем, полноценный ввод корабля в строй и включение его в списки флота ожидается аж в 2020 году. Авиавооружение и вовсе будет поставлено только в 2023 году. К тому времени эти самолеты либо будут запущены в серию, либо окончательно забракованы.

Более того, на этих самолетах будут нести службу не только английские, но и американские пилоты, которые лучше знают самолеты, произведенные в их собственной стране. Доверять кому ни попадя летательный аппарат стоимостью свыше 150 миллионов долларов (не считая вооружения) штука – крайне неосмотрительно. Так что огромные по британским меркам корабли и астрономические по любым меркам суммы английская корона выкинула для того, чтобы предоставить американскому флоту «подарок» сомнительной ценности. Но это еще не все – второй авианосей, «Принц Уэльский», уже активно строится, так что со временем у Пентагона может появиться еще одна «гордость британского флота».

Русские обзавидуются?

Впрочем, это не мешает министру обороны Великобритании Майклу Феллону сравнивать новенькую «Королеву Елизавету» с «обветшавшим» «Адмиралом Кузнецовым» и заявлять, что наши моряки непременно будут завидовать этаким «писанным торбам». Слышать подобное заявление от серьезного (судя по костюму) человека, назначенного заниматься военным и военно-морским делом, несколько странно. Но похоже, что министр тамошней обороны не способен отличить карася от порося, то есть тяжелый авианесущий крейсер, оснащенный, кроме авиационного, еще и мощнейшим ракетным вооружением и призванного решать самостоятельные задачи, от глобальной авиаматки, передвигающейся в целом стаде кораблей эскорта. А учитывая, что при любом конфликте неповоротливые авианосцы станут первыми целями для удара ракет и авиации, завидовать тут точно нечему.

Хорошо, что настоящая королева Елизавета «Владычица морей» не дожила до этого дорогостоящего цирка – иначе немало бы нынешних «политических деятелей» лишились голов на лужайке перед Тауэром. Однако, памятуя о традициях британского флота и связи имени корабля с его судьбой, можно предречь авианосцу тяжелое будущее – королева была особой крайне злопамятной и мстительной. И уж, конечно, не представляла себя обезьянкой, таскающей для заморского хозяина каштаны из огня.

P.S. Ввод «королевы Елизаветы» в эксплуатацию отложен – грозный авианосец дал течь прямо в порту…

Авианосец Queen Elizabeth официально вступил в состав ВМС Великобритании December 8th, 2017

7 декабря 2017 года в Портсмуте состоялась торжественная церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth . На корабле был поднят британский военно-морской флаг. На церемонии присутствовали королева Великобритании Елизавета II и принцесса Анна. Авианосец Queen Elizabeth является самым большим кораблем британского флота в истории (проектное полное водоизмещение 70600 тонн).


Вступивший в состав Королевских ВМС Великобритании авианосец R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) РА

Queen Elizabeth был введен в состав Королевского флота по завершении второго этапа морских испытаний, проходивших у побережья Южной Англии с сентября 2017 года.

Строительство авианосца Queen Elizabeth осуществлялось с 2009 года консорциумом Aircraft Carrier Alliance со сборкой корабля из секций в сухом строительном доке предприятия Вabcock Marine в Розайте (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, приватизированная в 1997 году). В состав Aircraft Carrier Alliance входят также Thales (проектант), BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird (эти три компании, наряду с Вabcock Marine, изготавливали секции корпуса). Церемония крещения корабля была 4 июля 2014 года, а 17 июля 2014 года авианосец был выведен из строительного сухого дока розайтской верфи.

Корабль впервые в море на заводские ходовые испытания 26 июня 2017 года из Розайта. По завершении этапа заводских ходовых испытаний авианосец перешел для продолжения морских испытаний к месту своего постоянного базирования в Портсмут, куда 16 августа 2017 года.

Испытания вертолетов на корабле были начаты уже в июле 2017 года, второй этап этих испытаний будет начат в декабре. Испытания палубных самолетов F-35B на авианосце будут начаты в конце 2018 года у побережья США. Достижение кораблем и авиагруппой начальной боеготовности сейчас ожидается в 2021 году, а полной боеготовности - не ранее 2023 года. Штатный состав авиагруппы корабля в "океанском" варианте должен составлять 24 истребителя F-35B, девять противолодочных вертолетов Merlin и четыре или пять вертолетов Merlin в варианте ДРЛО.

После вывода Queen Elizabeth из строительного дока Вabcock Marine в Розайте в том же доке с конца 2014 года ведется сборка второго корабля - R 09 Prince of Wales, секции которого изготавливаются с 2011 года. Второй авианосец, предположительно, будет выведен на заводские ходовые испытания в 2019 году.


Церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) ВМС Великобритании






Авианосцы типа «Куин Элизабет»
Queen Elizabeth class aircraft carriers

«Куин Элизабет»

Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип "Инвинсибл "
Годы постройки 07.07.2009
Запланировано 2
Строится 2
Основные характеристики
Водоизмещение 70,600 т (полное)
Длина 284 м
Ширина 73 м (макс.)
39 м (ватерлиния)
Высота 56 м
Осадка 11 м
Двигатели 2 газовые турбины Rolls Royce MT30
Мощность 2X53 000 л. с. (2X39 МВт)
Скорость хода 25 узлов (макс.)
15 узлов (эконом.)
Дальность плавания 10 000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 600 человек,
900 человек авиагруппы
Вооружение
Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов:
36 F-35C
вертолёты ДРЛО
Изображения на Викискладе

Авианосцы типа «Куин Элизабет» , также «Королева Елизавета» (англ. Queen Elizabeth class carriers ) - английские авианосцы , известные также под кодовым названием CVF (Future Aircraft Carrier, «Будущий авианосец»), строящиеся на замену ныне исключённым лёгким авианосцам типа «Инвинсибл» . В настоящее время в постройке находятся два авианосца (HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales).

В мае 2011 года появилась информация о возможном переименовании второго корабля этого класса, «Принс оф Уэльс», в «Арк Роял». Учитывая, что данное имя необычайно дорого для Королевского флота Великобритании (в разное время, с конца XVI века, его несли 5 кораблей , четыре из которых были авианосцами) это весьма вероятно, хотя и практика менять имя уже построенному кораблю «неслыханна» .

Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

Подрядчики

В январе 2003 года Министерство обороны Великобритании объявило, что главным подрядчиком строительства авианосцев выступит английская компания BAE Systems , а ключевым поставщиком - французская Thales UK , которые заключили между собой партнёрское соглашение, известное как Future Carrier Alliance .

В феврале 2005 года в альянс вошла компания Kellogg, Brown & Root UK (KBR), которая выполняет функции интегратора и отвечает за оптимальную стратегию производства. В том же году в альянс вошли компании VT Group и Babcock.

В декабре 2005 года Министерство обороны одобрило финансирование первого этапа строительства, который включает разработку детального проекта. В 2006 году проект получил одобрение Были распределены производственные мощности, участвующие в постройке: 60 % работы выполнят 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

В апреле 2006 года были заключены контракты с членами альянса: KBR, BAE Systems Naval Ships, Thales UK, VT Group, Babcock и BAE Systems.

В июле 2007 года Министерство обороны одобрило финансирование второго этапа строительства в объёме более 3 млрд фунтов. В это же время BAE Systems and VT Group объявило о предстоящем создании 1 июля 2008 года совместного предприятия BVT Surface Fleet Ltd., которому предстояло выполнить роль главного подрядчика. 3 июля 2008 года Министерство обороны подписало контракт с BVT и другими членами альянса на строительство двух авианосцев. Первые технологические операции были произведены на верфи Babcock Rosyth в 2009 году. Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками. Компания BAE Systems Insyte (в прошлом - Alenia Marconi Systems) отвечает за поставку БИУС системы C4IS; BMT Defence Systems - корабельные устройства; EDS - системная интеграция, системы жизнеобеспечения; Lockheed Martin - программный менеджмент, оборудование; QinetiQ - компьютерное моделирование и тестирование; Rolls-Royce - двигательная установка; Strachan & Henshaw - системы утилизации, складирование боеприпасов; Swan Hunter - монтаж; VT Group - корабельные устройства, монтаж, системы жизнеобеспечения. Компания Brand-Rex Limited of Scotland получила контракт на производство волоконной оптики. Управление проектом было поручено компании Alfred-McAlpine - IT Services, Fluid Transfer International - производство топливных систем, Salt Separation Services - осмотические опреснительные установки на 500 т воды в сутки. В январе 2008 года компания Babcoc получила 35 млн фунтов на модернизацию верфи. Был приобретён самый крупный в Великобритании мостовой кран «Голиаф».

Компания KBR, завершив своё участие в проекте на этапе проектирования, объявила о выходе из альянса.

В декабре 2008 года министерство обороны объявило, что планируемые сроки вступления в строй двух авианосцев (2014 и 2016 годы соответственно) будут отодвинуты на два года (2016 и 2018), чтобы увязать их со сроками поставки самолётов F-35B .

В январе 2009 года компания VT Group объявила о продаже доли в компании BVT Surface Fleet своему партнёру BAE Systems, с согласия Министерства обороны. 2 марта 2009 года производственная программа была перераспределена. Монтаж нижних блоков секций 3 и 4 был передан верфи BVT Clyde, а спонсоны - верфи Babcock Marine.

В декабре 2005 года Франция предложила Великобритании участвовать в разработке перспективного французского авианосца PA2 на базе проекта «Куин Элизабет». По договорённости с Великобританией, Франция оплачивала треть расходов этапа проектирования. Меморандум о намерениях был подписан в марте 2006 года. Решение о строительстве нового французского авианосца будет принято не ранее 2011 года.

В октябре 2010 года опубликована Стратегия национальной обороны и безопасности Великобритании согласно которой «Куин Элизабет» будет введен в состав флота в 2016 году на три года и будет использоваться как вертолетоносец. По окончании этого срока, корабль будет законсервирован или продан, так как был рассчитан на эксплуатацию СВВП F-35B от покупки которых Великобритания отказалась в октябре 2010 года в пользу модификации F-35C . Второй авианосец - «Принс оф Уэльс», оснащенный катапультой для старта самолетов F-35C - вступит в строй в 2018 году и два года, до получения Великобританией истребителей в 2020 году, не будет иметь собственной авиагруппы и будет принимать на борт самолеты американских и французских ВМС.

В настоящее время, в связи с решением Великобритании о покупке самолетов F-35B , ранее высказанные планы о продаже «Куин Элизабет» потеряли актуальность и оба корабля будут введены в строй как авианосцы с трамплинами.

Корпус

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ . Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.

Предложения по мерам защиты (бортовая броня и бронированные переборки) были отклонены из-за недостатка средств.

Авиагруппа

Штатным самолётом «Куин Элизабет» будет истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-35C. Стандартная авиагруппа будет состоять из 40 машин, включая самолёты F-35C, вертолёты EH101 Merlin и вертолёты ДРЛО .

Авианосец рассчитан на 420 самолёто-вылетов в течение 5 дней с возможностью ночных операций. Максимальная интенсивность вылетов - 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлёта самолётов составляет 24 самолёта за 15 минут, посадки - 24 самолёта за 24 минуты.

В настоящее время в качестве основной машины ДРЛО в ВМС Великобритании используется вертолёт the Sea King ASaC mk7. Применение самолётов ДРЛО на авианосце «Куин Элизабет» не предполагается. Контракты на проработку различных вариантов вертолётов ДРЛО получили в мае 2006 года компании Lockheed Martin UK (модернизация вертолёта EH101 Merlin), AgustaWestland (продление срока службы вертолётов the Sea King ASaC mk7) и Thales UK (разработка нового вертолёта ДРЛО на основе Sea King ASaC mk7). Наиболее вероятно, что будут использованы вертолёты Sea King с продлением их срока службы с 2017 до 2022 года.

Ангар размером 155 х 33,5×6,7 м будет вмещать до 20 самолётов и вертолётов.

Надстройки

В отличие от традиционных авианосцев, на «Куин Элизабет» предполагается установить две малых надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблём, на задней - управление полётами .

Преимущество архитектуры с двумя надстройками состоит в увеличении площади палубы, уменьшении турбулентных потоков воздуха, более гибкое распределение пространства на нижних палубах. Расположение служб управления полётами в задней части палубы предпочтительно, так как позволяет более полно контролировать такие критические фазы полёта, как заход на посадку и собственно посадка.

Электронное оборудование

На передней надстройке расположена трёхкоординатная РЛС дальнего воздушного обзора S1850M , а на задней -радар средней дальности нового поколения ARTISAN 3D диапазона E/F, разработанным компанией BAE Systems Insyte совместно с QinetiQ и предназначенным для замены радара типа 996 .

Системы опознавания «свой-чужой» заказаны компании Selex Communications в октябре 2007 года.

Палуба

Палуба авианосца обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов . В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°.

Использование катапульт и аэрофинишёров в первоначальном проекте не предполагалась, однако, в связи с решением предпочесть модификацию F-35 с горизонтальным взлетом и посадкой второй корабль этого класса «Принс оф Уэльс» будет оснащен катапультой и гидравлическим аэрофинишёром.

Палуба имеет три взлётные дорожки: две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Площадь палубы составляет 13 000 м². В кормовой части палубы предусматривалась одна или две точки для вертикальной посадки F-35. Газоотбойники устанавливаются в начале каждой из двух коротких взлётных дорожек и, возможно, у стенки передней надстройки. Из ангара на полётную палубу и обратно самолёты перемещаются двумя 70-тонными бортовыми элеваторами компании McTaggart Scott. Один из них расположен между надстройками, второй - в корму от задней надстройки.

Компания QinetiQ совместно с ВМФ США проводит исследовательские работы по созданию электромагнитной катапульты для новой серии американских авианосцев типа «Джеральд Форд ». Ожидается, что эксплуатация 90-метровой катапульты потребует линейного электродвигателя мощностью 90 МВт. Выбор типа катапульты для возможной модернизации авианосца отложен до демонстрации прототипа.

В 2012 году по экономическим соображениям было решено вернуться к закупкам самолётов F-35B, отказавшись от идеи катапультного старта. Причиной была высокая стоимость электромагнитной катапульты.

Вооружение

В первоначальном проекте не предусматривается установка вооружения, в том числе средств ПВО самообороны, однако зарезервировано место под две 16-контейнерные установки вертикального пуска зенитных ракет «Астер» .

Двигательная установка

По решению министерства обороны на авианосце решено не использовать атомную двигательную установку ввиду её значительной стоимости. В качестве основного двигателя используется интегрированная электрическая двигательная система (Integrated Electric Propulsion, IEP) компании Роллс-Ройс. Контракт на поставку системы был заключён в октябре 2008 года .

Установка будет состоять из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четырёх дизелей суммарной мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть корабля и питают два электродвигателя, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Дизели типа Wärtsilä 38 (по два 12-цилиндровых и два 16-цилиндровых для каждого корабля) заказаны в компании Wärtsilä Defence в декабре 2007 года.

Компания L-3 Communications поставляет интегрированную систему управления электроснабжением, Converteam - высоковольтную систему, преобразователи напряжения и электромоторы.

На авианосце будут установлены два 33-тонных бронзовых винта диаметром 6,7 м. Якоря имеют высоту 3,1 м и весят 13 т.

Топливные баки вмещают 8600 т горючего для двигательной установки и топлива для самолётов.

Примечания

  1. Progress being made but uncertainties remain rina.org.uk Aug 2013

Авианосец "Куин Элизабет" принадлежит к новому классу кораблей британского Королевского военно-морского флота. Министр обороны Дэс Браун объявил о контрактах на постройку судов данного типа в 2007 году. Это событие положило конец неопределённости, окружавшей проект в течение долгого времени. Затягивание принятия решения было связано с дебатами о стоимости новых кораблей и необходимости модернизации британского судостроения. Годом позже правительство подписало контракт со специально созданной для этой цели компанией BVT Surface Fleet. Два принадлежащих к классу "Куин Элизабет" авианосца предназначены для размещения боевых самолётов с коротким разбегом и вертикальной посадкой. Это самые большие корабли в истории Королевского военно-морского флота. Второе судно решено назвать в честь принца Уэльского. Стоимость проекта оценивается примерно в 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Концепция стратегической обороны

В 1997 году лейбористское правительство поручило экспертам изучить все системы вооружений, стоявшие на службе у британской армии и флота. Специалисты в своём отчёте подробно описали преимущества авианосцев. Эксперты подчеркнули возможность проведения воздушных операций за границей при отсутствии баз для боевых самолётов за пределами страны, а также устрашающий эффект, который производят на потенциального противника корабли этого типа. По мнению специалистов, авианосцы следующего поколения должны иметь водоизмещение порядка 30-40 тысяч тонн и быть способны принять на борт до 50 истребителей, бомбардировщиков и вертолётов. В тексте доклада многократно упоминается возрастающая роль воздушных ударов при ведении боевых действий в современных условиях.

Проектные исследования

В 2002 году объявило о том, что Королевские ВВС будут использовать боевые самолёты F-35B, предназначенные для короткого разбега и вертикальной посадки. Английский авианосец "Куин Элизабет", предполагаемый срок службы которого составляет 50 лет, оборудован в первую очередь для эксплуатации именно таких воздушных судов. Его конструкция также позволяет применять катапульты и тормозные посадочные тросы.

В момент анонсирования Министерством обороны контрактов на авианосцы типа "Куин Элизабет" проект оценивался в 4 миллиарда фунтов стерлингов. Разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис привёл к принятию решения о снижении темпов строительства кораблей и перенесении сроков их заступления на службу. Бюджет проекта был пересмотрен и увеличен до 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Основные характеристики

Команда английского авианосца "Куин Элизабет" насчитывает 679 человек без учёта пилотов и обслуживающего персонала самолётов. Длина судна составляет 280 м, высота - ширина палубы - 70 м. Радиус боевого действия - 10000 морских миль (19000 километров). Министерство обороны отказалось от идеи использования атомного двигателя из-за высоких затрат. Источником энергии на авианосце Queen Elisabeth служат газовые турбины и дизели. Это самые мощные двигатели из когда-либо созданных по заказу Королевского военно-морского флота.

На корабле оборудованы два раздельных командных центра. Из одного координируются операции авиационной группы, в другом осуществляются действия, связанные с навигацией судна. Разделение командных центров создаёт определённые преимущества. Наличие двух координационных структур позволяет независимо устанавливать и использовать разные типы радаров: среднего радиуса действия и предназначенных для наблюдения за воздушным пространством. Это улучшает видимость и для морской навигации, и для посадки самолётов. Кроме того, конструкция, предусматривающая раздельные командные центры, уменьшает турбулентность воздушных потоков на палубе.

Ангар нового авианосца "Куин Элизабет" способен вместить до 20 самолётов и геликоптеров. Два мощных лифта используются для подъёма воздушных судов на верхнюю палубу, где расположены взлётно-посадочные полосы. Каждый из них рассчитан на транспортировку двух истребителей F-35 в течение 60 секунд.

Огневая мощь

Единственным вооружением корабля является зенитно-артиллерийский комплекс Phalanx. Он состоит из 6-ствольной автоматической пушки и систем управления и наведения на цель. Комплекс предназначен для борьбы с противокорабельными ракетами и самолётами. Для отражения угроз с моря новая гордость флота Британии, авианосец "Куин Элизабет", оснащена пулемётами "Миниган" и артиллерийскими установками калибра 30 мм.

Системы

Корабли используют радары различного типа. Производитель, компания BAE, утверждает, что они способны одновременно отслеживать до тысячи воздушных целей в радиусе 400 километров. Радары могут обнаруживать объекты, размеры которых не превышают бильярдные шары.

Система подачи боеприпасов со склада полностью автоматизирована. Грузы, размещённые на паллетах, доставляются в ангар и на взлётную палубу при помощи лифтов. Все передвижения контролируются из центрального пункта. Участие людей требуется только на финальной стадии подготовки боеприпасов. На складах персонал отсутствует.

Авиационная группа

Новый корабль предназначен для базирования максимум 36 истребителей F-35 и четырёх вертолётов. Однако по заверениям коммодора Джерри Кида, общее количество летательных аппаратов при необходимости может достигать 70 единиц. Концепция стратегической обороны предполагает размещение на авианосце в мирное время 12 штатных самолётов (истребителей F-35).

В настоящее время на корабле подготовлены точки для приземления шести геликоптеров среднего размера, способных поднять в воздух десант в количестве 250 человек. В первую очередь планируется применение многоцелевого вертолёта Merlin MH2, вооружённого ракетами, торпедами, глубинными бомбами, автоматическими пушками и тяжёлыми пулемётами.

Система раннего предупреждения

Возможность обнаружения подводных лодок противника имеет критическое значение. Существующая система раннего предупреждения Sea King ASaC7 признана устаревшей и должна быть заменена в конце 2018 года. Этот план является неотъемлемой частью проекта по созданию авианосцев нового поколения. Некоторые эксперты считают действующую систему раннего предупреждения основным недостатком кораблей класса "Куин Элизабет".

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...