Россия укрепляет военное присутствие в арктике. Русская Арктика (фото, карты, описание)

Российская Федерация намерена выделить до 2025 года 160 миллиардов на второй и третий этап госпрограммы развития Арктики. По словам премьера-министра РФ Дмитрия Медведева , Россия примет госпрограмму по социально-экономическому развитию Арктики в новой редакции и с продленным сроком.

Медведев отметил, что финансирование будет осуществляться в три этапа: "Это формирование в арктических регионах точек экономического роста, так называемых опорных зон. Это дальнейшее развитие Северного морского пути, инфраструктуры, которая бы обеспечивала мореплавание в акватории. Еще одно направление — это освоение континентального шельфа с помощью современной техники и технологий".

Арктику уже традиционно называют мировой кладовой углеводородов. Территория арктического шельфа России, границы которой утверждены международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километра: это примерно территория всего Европейского союза. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, , составляет два миллиона квадратных километров.

"Добывать на шельфе какие бы то ни было виды углеводородного сырья, нефть или газ, сейчас невозможно: технологий нет. Но для того, чтобы нормально жить завтра, готовиться к этому нужно сегодня. Поэтому необходимо готовить шельф к разработке не только углеводородного сырья, но и других видов полезных ископаемых. Чтобы эффективно работать на шельфе, необходимо оборудование. Такого оборудования нет ни у нас, ни у наших соседей", — говорит Танкаев. Тем не менее в Рослякове под Мурманском и на верфи "Звезда" в бухте Большого Камня около Владивостока "Роснефтью" уже начато строительство двух огромных научно-производственных центров и инфраструктурных, вспомогательных судов. Они расположены на разных концах Северного морского пути.

Танкаев добавляет, что в отношении разработки технологий наша страна находится в самом лучшем положении среди арктических государств именно потому, что у нее есть Северный морской путь — источник окупаемости всех проектов. "Первое, что можно будет делать с месторождениями нефти и газа на арктическом побережье России, и на мелком шельфе — это бункеровка судов. Это производства топлива и бункеровка судов, которые идут по Севморпути. Это безумно выгодная штука", — отмечает эксперт.

В свою очередь в начале августа стало известно , что Минэкономразвития разработало государственную , согласно которой к 2035 году в России будет построено восемь атомных ледоколов. Постройка новых судов атомного флота нужна для навигации в течение года по Севморпути и для экспедиций в Арктике. Сообщается, что "потребность в судах для работы на Северном морском пути сформирована российскими нефтегазовыми компаниями".

Как говорит Танкаев, количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет очень быстро, однако "сколько их будет в итоге, никто не знает, но есть планы, которые могут быть реализованы. Сейчас это где-то четыре миллиона тонн в год, планируется довести до 70-80 миллионов тонн в год.

Также в мае этого года стало известно, что новые российские патрульные ледоколы проекта 23550 "Иван Папанин" будут иметь на вооружении крылатые ракеты. Это патрульный корабль ледового класса, который может выполнять боевые задачи в условиях вечной мерзлоты — на льду до полутора метров толщиной. По словам главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, ледокол также может выполнять ударные боевые функции: "Конвоирование, сопровождение, при необходимости нанесение ударов по целям — и все это в условиях Арктики. Именно в этом плане таких разработок еще нигде нет".

, " Россия никому не угрожает, но свои арктические рубежи будет защищать". "Серьезность своих намерений мы демонстрируем как раз в вопросах создания арктических военных ледоколов. Безусловно, это будет уникальный класс кораблей в рамках Северного флота. Возможно, не в ближайшей перспективе, а в будущем можно будет говорить и о создании Арктического военного флота — не северного, а именно арктического", — говорит Перенджиев.

В комментарии для читателей "Правды.Ру" советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог Артур Чилингаров особо отметил, что выделение 160 миллиардов на программу развития Арктики не просто очень нужное, но и своевременное событие. Сейчас, когда конструируются новые атомные ледоколы, идут геологическая разведка, разработка шельфов по добыче углеводородов, такие решения от руководства страны просто необходимы. Россия вкладывается не только в благополучное настоящее, но и на много лет вперед — в светлое будущее, добавил Чилингаров.

"Россия осваивает Арктику в мирных целях. Мы ждали этого решения, и я знаю, что государство всячески поддерживает устранение всех проблем, которые есть в Арктике", — сказал в заключение ученый.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справочный материал о российских владениях в Арктике.

История

Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 г. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, "расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи". СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 г., направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". Документ гласил, что "территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе".

Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и о. Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 г.).

В 1979 г. СССР уточнил восточные границы своих полярных владений с "168 градусов 49 мин. 30 сек." на "168 градусов 58 мин. 49,4 сек.".

Арктическая зона РФ

2 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республики Коми и Якутия; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.". С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Проблемы международно-правового статуса

На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Существует два конкурирующих подхода к определению статуса арктических территорий. С одной стороны, они могут рассматриваться как открытое море. С другой - как особый вид государственной территории прилегающих стран, в связи с тем, что Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность.

Согласно второй точке зрения, приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на так называемые арктические сектора. Под этим термином понимают пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Площадь арктического сектора РФ, определяемого согласно данному подходу, составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км - морская акватория Северного Ледовитого океана.

Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.; ратифицирована РФ в 1997 г.), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод. Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.

Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа. При этом согласно ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра "на всем протяжении естественного продолжения" под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.

Заявка в ООН

В 2001 г. Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу. Основанием послужили исследования рельефа морского дна, в ходе которых выяснилось, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Первая заявка была отклонена, однако в августе 2015 г. была подана новая, дополненная результатами последних исследований. Ее презентация в ООН состоялась 9 февраля 2016 г., процесс рассмотрения заявки может занять до 5 лет. В случае ее одобрения, площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн кв. км (в настоящее время - 4,1 млн кв. км).

Об ассигнованиях на научные исследования «Трансарктика-2019» Распоряжение от 23 февраля 2019 года №276-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета. Исследования «Трансарктика-2019» проводятся в контексте восстановления комплексных научных исследований Арктического региона, включая высокоширотную Арктику. Цель исследований – совершенствование системы гидрометеорологической безопасности морской деятельности России в Арктике для реализации научных и практических интересов государства.

29 января 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Юрий Борисов провёл заседание Морской коллегии Обсуждались состояние и перспективы развития внутренних водных путей, а также меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и увеличение доли в общем объёме перевозок национальных внешнеторговых грузов.

22 января 2019 , О предоставлении права пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря Распоряжение от 17 января 2019 года №22-р. По результатам проведённого аукциона право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря, для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещённой лицензии предоставлено ООО «Газпром нефть шельф».

18 января 2019 , Арктическая деятельность Обсуждалось предложение Правительства о дополнении компетенции Министерства по развитию Дальнего Востока вопросами, связанными с реализацией государственной политики в Арктической зоне.

28 декабря 2018 , Арктическая деятельность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о полномочиях госкорпорации «Росатом» в сфере развития и функционирования Северного морского пути и прилегающих территорий Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №525-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 6 июля 2018 года №1374-р. Федеральным законом госкорпорация «Росатом» наделяется рядом полномочий в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием Северного морского пути, а также инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути.

19 декабря 2018 , Арктическая деятельность О решениях по итогам совещания по вопросам развития Арктики О планах по реализации в Арктической зоне Российской Федерации инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие Северного морского пути в соответствии с задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204. О транспортной инфраструктуре, обеспечивающей реализацию инвестиционных проектов в Арктике.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Доклад Евгения Дитриха на совещании по вопросам развития Арктики Об инвестпроектах по развитию Северного морского пути.

11 декабря 2018 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Доклад Александра Козлова на совещании по вопросам развития Арктики О реализации инвестпроектов в Дальневосточном регионе.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Доклад Александра Новака на совещании по вопросам развития Арктики О реализации инвестпроектов по разработке запасов углеводородов в Арктике.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Д.Медведев: «Арктический регион – это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, он имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки».

7 декабря 2018 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл заседание оргкомитета по подготовке Международного арктического форума – 2019 Обсуждались, в частности, структура деловой программы, состав участников, вопросы обеспечения устойчивого технического функционирования площадок форума. Ожидается, что на форум съедутся 2500 участников и гостей.

4 октября 2018 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл совещание о приоритетных задачах развития Арктики Обсуждались основные задачи в сфере экологии, развития науки, модернизации транспортной инфраструктуры Арктической зоны.

4 октября 2018 , Арктическая деятельность О заключении концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры морского порта Мурманск Распоряжение от 1 октября 2018 года №2111-р. Определены основные условия концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта Мурманск. В рамках концессионного соглашения предусматривается строительство угольного терминала, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и строительство новой железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива.

12 сентября 2018 , Управление природными ресурсами. Недропользование О проведении аукциона на право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1899-р. Участок для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья имеет площадь 321,2 кв. км.

4 сентября 2018 , Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ) Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана Распоряжение от 31 августа 2018 года №1822-р. Цель будущего Соглашения – создание международно-правовой базы регулирования рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана.

Распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р. В рамках реализации механизма частной концессионной инициативы в федеральных проектах в сфере транспорта на основе концессионного соглашения с ООО «СШХ» («Северный широтный ход») будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта «Обская – Салехард – Надым».

11 апреля 2018 , Арктическая деятельность В последние годы активизировалась деятельность России в Арктике.

1

В Вконтактовской группе НОРДАВИА - Региональные авиалинии разместили сообщение: Цитата:

Новый рейс: Мурманск - Арктика - Архангельск. В настоящее время туроператорами и представителями власти активно обсуждается вопрос развития арктического туризма. В частности, обсуждается совершенно новый маршрут - туристы прибывают в Мурманск, откуда отправляются на просторы русской Арктики, и заканчивают путешествие в Архангельске. Мы полагаем, что данное направление туризма весьма перспективно, а потому провели комплекс работ по изучению возможностей самолета Boeing 737 в плане посадки на арктический лед. В мире имеется успешный опыт подобной эксплуатации самолетов данного типа, на основании которого мы приняли решение о возможности подобных рейсов. Север - пожалуй, самый недооцененный туристами край. Он полон величественной красоты, спокойствия и грации. В то же время эффективное его развитие всегда было связано с авиацией, а её современное развитие сделало полеты над Арктикой такими же комфортными и безопасными, как и в других частях нашей планеты. В ближайшее время мы завершим все согласования с туроператорами, и новый продукт будет предложен потенциальным потребителям. Познайте всю красоту Севера с нами!

Большинство людей восприняли это как первоапрельскую шутку. Да может и сами администраторы группы создали это сообщение в качестве стеба. Хотя, кто-то поверил, решив, что планируются рейсы аж на сам северный полюс. Но, суть не в этом. Выходит, люди что - не знают, что рейсы в Арктику действительно есть? Ведь, что входит в Арктический регион России: Арктическая зона России - часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией РФ. В состав арктической зоны России включаются такие территории субъектов РФ, как Кольский, Ловозерский, Печенгский районы, закрытые административно-территориальные образования Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск, гг. Полярный и Североморск Мурманской области, г. Мурманск; Беломорский район Республики Карелия, Ненецкий АО; Мезенский, Лешуконский, Онежский, Пинежский, Приморский, Соловецкий районы, г. Северодвинск Архангельской области, г. Архангельск; г. Воркута Республики Коми; Ямало-Ненецкий АО; Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; г. Норильск Красноярского края; Аллаиховский, Абыйский, Булунский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Оленекский, Усть-Янский, Горный улусы Республики Саха (Якутия); Чукотский АО; Олюторский район Корякского АО. Ладно, Воркута, Нарьян-Мар... Но вот например в Амдерму, Тикси, Анадырь - пассажирские самолеты летают только так, а это же самая что ни на есть Арктика, без всяких там. Народ что, об этом не знает? Или Арктикой считает только Северный полюс, да ЗФИ с Врангелем, Таймыром и Новой землей? Или может надо прям составлять "туристические продукты" и объявлять "вот вам возможность полететь в Арктику", чтоб до людей дошло?

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...