Каково значение транспорта в хозяйстве страны. Каково значение водного транспорта для развития хозяйства России? Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства

Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции государства.

Э к о н о м и ч е с к а я роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.

Транспорт - важный фактор в экономической интеграции, а так же в международной торговле.

С о ц и а л ь н о е значение транспорта заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших объемов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздоровительными районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всем людям территориальную доступность курортов с их целебными источниками, а также специальных медицинских центров в столицах и крупных городах.

К у л ь т у р н о е значение транспорта весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов, книг и т. д. в населенные пункты, а также дает возможность производить международный обмен.

Мощным стимулятором роста культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поездки на симпозиумы, конференции, фестивали, выставки и т. п.

О б о р о н н о е значение транспорта – это один из важнейших факторов обороноспособности государства. Это переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и материально-технических ресурсов.

    О с н о в н а я з а д а ч а транспорта – полное удовлетворение потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения в перевозках, как по объему, так и по качеству.

    К а ч е с т в о п е р е в о з о к проявляется:

    в обеспечении безопасности движения;

    сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;

    соблюдении регулярности перевозок;

    повышении уровня комфорта;

    обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;

    достижении более высокой экономичности перевозок.

1.4 Основные термины и понятия транспортной системы

Система в переводе с греческого языка означает целое, состоящее из частей, определенным образом упорядоченное.

Под системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных

элементов, образующих целое, обладающее особенностями, отсутствующими у составляющих ее элементов.

Элементы системы взаимодействуют между собой. Связи зависят от типа систем.

Любая система состоит из ряда подсистем, каждую из которых можно разделить на ряд элементов.

Транспортная система – это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии при выполнении перевозок. Термин "транспортная система " употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. В состав транспортной системы входят следующие в и д ы т р а н с п о р т а: железнодорожный (рельсовый); морской; речной (внутренний водный); автомобильный; воздушный; трубопроводный (включающий нефтепроводы, продуктопроводы для перекачки в основном продуктов нефтепереработки и газопроводы).

Элементами транспортной системы являются также: г о р о д с к о й транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в различных городах; п р о м ы ш л е н н ы й (производственный) транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

"Единая транспортная система " – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.

Транспортная сеть – это совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона (железные дороги, автодороги, воздушные и водные пути, трубопроводы). Она характеризует мощность транспорта.

Выделяют транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров независимо от того, кем они были предъявлены: госпредприятиями или учреждениями, общественной организацией, фирмой или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся:

    железнодорожный , находящийся в ведении объединения "Белорусская железная дорога";

    морской

    речной , находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

    автомобильный , находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

    воздушный , находящийся в ведении комитета по воздушному транспорту при Совете Министров Республики Беларусь;

    городской общественный (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси), находящийся в ведении горисполкомов.

Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства.

Транспорт необщего пользования – это ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только своего ведомства или предприятия. Ведомственный транспорт еще называют промышленным, а небольшие по протяженности пути, например к складам, – подъездными путями. В качестве транспорта необщего пользования служат железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств, ведомств, предприятий.

Под магистральным транспортом понимается:

    транспорт общего пользования ;

    пути сообщения , связывающие крупнейшие города и промышленные центры страны или крупного региона. Небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

Немагистральным же считается промышленный и городской транспорт.

Универсальный транспорт – это транспорт, способный перевозить практически все грузы, а также пассажиров. Железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт, а также соответствующие виды городского и промышленного транспорта являются универсальными видами транспорта. Современные трубопроводы как магистрального, так и промышленного назначения, а также канатные и конвейерные виды транспорта являются специализированными, хотя отдельные перспективные проекты могут быть приспособлены к транспортированию широкого ассортимента грузов и пассажиров.

Неуниверсальный транспорт – это специализированный или специальный транспорт, предназначенный только для выполнения одного вида перевозок (грузовых или пассажирских) или для перемещения только одного рода груза (сыпучих, жидких).

Дискретный транспорт – это любой транспорт, где предметы перевозки (грузы или пассажиры) перемещаются по линиям единицами или отдельными группами (партиями) с помощью независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т. п.).

Непрерывный транспорт – это такой транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких линий, шнеков, скребков, эскалаторов, а также трубопроводов. Однако трубопроводы, используемые в качестве направляющих, с движущимися в них отдельными единицами (капсулами, контейнерами, вагонами) относятся к категории дискретного вида транспорта.

"Транспортный процесс " – термин, обозначающий деятельность транспорта, направленную на обеспечение перевозки грузов и пассажиров (этот термин является аналогом понятия "процесс производства ", принятого в промышленности). Как синоним используется также термин "перевозочный процесс ", который отражает комплекс операций, выполняемых при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.

Каждый вид транспорта выполняет свою функцию с помощью мощного технического оснащения или комплекса технических средств , участвующих в перевозочном процессе.

С р е д с т в а т р а н с п о р т а делятся на две основные категории:

    постоянные средства , включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их оборудованием;

    подвижной состав , к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров (вагоны, баржи, автоприцепы и т. п.). К самодвижущимся единицам относятся локомотивы, речные и морские буксиры, автотягачи, суда, автомобили, самолеты и т. п. Все самоходные единицы, используя энергетическую установку, обладают определенной силой тяги и мощностью для ведения составов из вагонов, барж, автоприцепов с установленной скоростью.

Характеристика транспортной системы Республики Беларусь приведена в таблице 1.1.

Состояние транспортного комплекса Республики Беларусь можно отразить следующими показателями:

    общая численность работающих в транспортном секторе экономики составляет 4 % от общей численности работающих в РБ, а доля основных фондов, приходящихся на транспорт, – 11,4 %;

    пути сообщения включают: 50,3 тыс. км автомобильных дорог, из которых 33000 км с усовершенствованным покрытием, свыше 5,5 тыс. км железнодорожных путей. Плотность автомобильных дорог на 1000 км 2 составляет 337 км, что выводит РБ по этому показателю на 12 место в Европе, а на железнодорожном транспорте – 60 км на 1000 км 2 территории, функционирует 7 аэропортов;

    для обеспечения работы транспорта по обслуживанию пользователей Республики Беларусь функционируют: 380 железнодорожных станционных сооружений, 26 грузовых автомобильных терминалов и 36 грузовых дворов, свыше 400 остановочных обустроенных пунктов для пригородного сообщения;

    техническое обслуживание и ремонт подвижного состава выполняются на авторемонтном заводе в г. Гомеле, двух вагоноремонтных заводах (пассажирских) и 6 вагоноремонтных депо для грузовых вагонов, специализированных локомотивных депо, специализированных заводах.

Т а б л и ц а 1.1 – Характеристика транспортной системы Республики Беларусь (1991 г.)

транспорта

Эксплуатационная длина путей, тыс. км

Отправлено

Грузооборот

Перевезено

пассажиров

Пассажиро-оборот

млн пассажиро-км

Железнодорожный

Автомобильный

Воздушный

Все виды транспорта

* Местные авиалинии (без перекрывающихся участков).

** Автомобильный транспорт общего и необщего пользования.

Белорусская железная дорога (рисунок 1.7) в настоящее время является непосредственно подчиненным Правительству Республики Беларусь государственным комплексным объединением, в состав которого входят отделения железной дороги, промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другие предприятия, организации, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры.

Удельный вес грузооборота Белорусской железной дороги в общем грузообороте всех видов транспорта республики в 1999 году составил 75,9 % (30,5 млрд тонно-км), пассажирооборот – 63,0 % (16,9 млрд пас-км). В структуре перевозок за 1999 год 36 % составляет транзит и 30,7 % перевозки во внутриреспубликанском сообщении, а остальное – ввоз и вывоз.

На Белорусской железной дороге работает более 100 тысяч человек, в том числе по основной деятельности – 78526 человек. По основным хозяйствам этот персонал распределяется следующим образом: локомотивное хозяйство – 15512; хозяйство пути – 12778; пассажирское хозяйство – 10332; вагонное хозяйство – 7828; хозяйство перевозок – 6331; грузовое хозяйство – 5637; хозяйство сигнализации и связи – 4440; хозяйство электроснабжения– 1646 человек.

Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5523,3 км, а развернутая длина путей: главных – 7334,7; станционных –

3696,4; приемо-отправочных – 1728,1; подъездных, обслуживающих отдельные предприятия и организации, – 1037,7 км. Общая протяженность

электрифицированных линий составляет 875, 6 км, в том числе на переменном токе – 847,0 и на постоянном токе – 28,6 км. При этом уложены рельсы типа Р65 – на 75,5; бесстыковые плети – на 52; железобетонные шпалы – на 73 % эксплуатационной длины главных путей. Автоблокировкой оборудованы 3699,8, полуавтоматической блокировкой – 1917,3, а диспетчерской

Рисунок 1.7 – Схема развития Белорусской железной дороги

централизацией – 3229,7 км эксплуатационной длины главных путей. В электрическую централизацию включено 92,7 % стрелочных переводов.

Протяженность магистральных линий связи 8879,4 км, из них кабельных линий – 6517,4 км и воздушных – 2361,7 км.

      Структура управления транспортом в Республике Беларусь

Государственную политику на транспорте в Республике Беларусь осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций, в составе которого имеется: Управление речного флота; Управление морского торгового флота; Отдел пассажирского автомобильного транспорта; Отдел грузовых перевозок и лицензирования на автомобильном транспорте. Вне Министерства транспорта и коммуникаций имеются Государственный комитет по авиации и Белорусская железная дорога, подчиненные непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В областях созданы производственные объединения автомобильного транспорта (Облавтотрансы). Городские виды транспорта находятся в ведении горисполкомов, магистральный железнодорожный транспорт – в ведении Управления Белорусской железной дороги. В составе Белорусской железной дороги – шесть отделений: Барановичское, Брестское, Витебское, Гомельское, Минское и Могилевское. Имеется Белорусское производственное объединение промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ).

      Документы, регламентирующие работу транспорта

Основным документом, определяющим экономические, правовые и организационные основы деятельности транспорта общего пользования, его место и роль в хозяйстве Республики Беларусь, является Закон о транспорте Республики Беларусь . Он регламентирует взаимоотношения транспорта с органами государственной власти и управления, пассажирами, отправителями и получателями грузов. Вторым документом, регламентирующим работу видов транспорта, являются их Уставы (Кодексы), в т. ч. Устав Белорусской железной дороги, который в настоящее время находится на согласовании в Совете Министров республики. Третьим документом являются Правила технической эксплуатации (ПТЭ) и инструкции, конкретизирующие правила. Так, ПТЭ Белорусской железной дороги устанавливают основные положения и порядок работы железной дороги и работников железнодорожного транспорта, основные размеры и нормы содержания важнейших сооружений, устройств, подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Инструкция по движению и маневровой работе на Белорусской железной дороге, Инструкция по сигнализации на Белорусской железной дороге конкретизируют ПТЭ. Плата за провоз грузов, пассажиров и багажа определяется Тарифными руководствами (на железной дороге их пять).

Техническая работа транспорта регламентируется технологическими процессами работы подразделений транспорта, а такжетехническо-распорядительными актами . Последние устанавливают порядок использования технических средств в конкретном подразделении транспорта с целью обеспечения безопасности движения при приеме, отправлении и проследовании по станции поездов, безопасности внутристанционной маневровой работы и соблюдения техники безопасности. Например,техническо-распорядительный акт (ТРА) железнодорожной станцииустанавливает порядок использования её технических средств, которым регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов на станции, безопасность внутристанционной маневровой работы. ТРА разрабатывается начальником станции в соответствии с ПТЭ и инструкциями по сигнализации и движению поездов.

Технологическим процессом работы станции называется система организации работы станции, предусматривающая обработку поездов и вагонов, нормы времени на отдельные операции с вагонами и на обработку поездов различных категорий, а также порядок использования технического оснащения станций (маневровых локомотивов, станционных путей и т. д.).

На железной дороге имеются план формирования поездов , график движения поездов , технические нормы работы железной дороги. На видах транспорта имеются расписания движения автобусов, поездов, самолетов.

И, наконец, издаются приказы и инструктивные указания Министерства транспорта, начальника Белорусской железной дороги, руководителей других видов транспорта, которые устанавливают нормативные требования по конкретным вопросам работы транспорта, регулируют оперативную обстановку на транспорте.

Ответ оставил Гость

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ
(от лат. transporto - переношу, перемещаю, перевожу) в живых организмах, включает доставку необходимых соединений к определённым органам и тканям (с помощью кровеносной системы у животных и проводящей системы у растений), всасывание их клетками и передвижение внутри клеток, а также выведение продуктов обмена веществ. Эти процессы можно разделить по их механизму на транспорт с током жидкости (напр., с кровью, жёлчью, мочой, с током растит, сока, содержащегося в сосудах ксилемы, флоэмы), диффузию в растворах (в клетках и межклеточной жидкости) или газовой фазе (в лёгких, межклетниках листьев растений), транспорт через биол. мембраны. Т. в. через биол. мембраны осуществляется, как правило, спец. транспортными системами, их работа определяет скорость процессов поступления веществ и обмен веществ в клетках, а, следовательно, и во всём организме. Различают пассивный и активный Т. в. через мембраны. В первом случае Т. в. происходит самопроизвольно, при этом молекулы и ионы переносятся в область с более низким электрохимич. потенциалом. Перенос молекул (ионов) в обратном направлении (активный транспорт) возможен только при одновременной затрате энергии, источником к-рой может служить гидролиз АТФ или окислит.-восстановит. реакции в цепях переноса электронов, и осуществляется спец. мол. системами - ионными насосами Следствием такого активного Т. в., наз. первичным, является неравновесное распределение ионов Н+, Са+, Na+, K+ внутри клетки и между клеткой и окружающей средой; оно, в свою очередь, обеспечивает работу систем сопряжённого, или вторичного активного, Т. в. через мембраны. Примером сопряжённого Т. в. служит перенос сахаров и аминокислот в клетки кишечного эпителия. Мембрана, обращенная в просвет кишечника, содержит белковый переносчик, к-рый осуществляет перенос глюкозы (или определённой аминокислоты) только вместе с ионами натрия. Na+ входит в клетку пассивно, но одновременно происходит перенос молекулы, к-рый может быть активным; в сумме свободная энергия в системе уменьшается. Из клеток Na+ удаляется Ма+/К+-АТФазой, включённой в мембрану, обращенную в сторону кровеносной системы кишечника. Сопряжённый Т. в. обеспечивает перенос разнообразных метаболитов через мембраны всех клеток организмов. Пассивный Т. в. через мембраны количественно характеризуется величиной проницаемости, к-рая может резко различаться для разных веществ, но в конечном счёте определяется законами диффузии и электродиффузии. Простая диффузия легко происходит через липидный слой мембран только в случае веществ, хорошо растворимых в липидах, к к-рым относятся мн. лекарства. Ионы (Na+, К+ и Са2+) переносятся через мембраны нервных, мышечных и др. клеток благодаря наличию в них ионных каналов, к-рые открываются и закрываются в зависимости от величины разности элек-трич. потенциалов на мембране или действия химич. медиаторов. Выключение или резкое изменение свойств переносчиков и каналов лежит в основе действия мн. токсич. веществ. Нек-рые вещества (ионофоры) сами способны создавать каналы в липидном слое мембраны. Действие ряда лекарств, препаратов основано на изменении свойств каналов и переносчиков, к-рое позволяет регулировать Т. в. в клетках и целом организме

Транспорт (лат. transporto - перемещаю) представляет собой от­расль производства, которая обеспечивает жизненно необходимую потребность общества в перемещении грузов и пассажиров в про­странстве и во времени.

Транспорт определяют как совокупность подвижного состава, спе­циально под него приспособленных путей сообщения и комплекса технических инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование.

Подвижной состав - это транспортные средства, в которых раз­мещается груз или находятся пассажиры. На автомобильном транс­порте это автомобили, прицепы, полуприцепы; на железнодорожном транспорте - локомотивный парк (паровозы, тепловозы, электро­возы), вагоны грузовые и пассажирские; на водных видах транспор­та - суда, баржи и буксиры; на воздушном траспорте - самолеты, вертолеты и дирижабли.

Специально приспособленные пути сообщения - это пути, пред­назначенные и оборудованные для движения подвижного состава конкретного вида транспорта, т.е. автомобильные дороги, железно­дорожные пути, водные и воздушные пути.

Комплекс технических инженерных устройств и сооруже­ний - это грузовые и пассажирские станции, терминалы, хабы , пун­кты погрузки и разгрузки грузов, ремонтные заводы и мастерские, заправочные станции, средства связи и сигнализации, системы управ­ления и т.п. Наиболее сложный комплекс у железнодорожного транс­порта, что связано с его конструктивными особенностями и техноло­гией производства процесса транспортировки грузов и пассажиров.

Все отрасли экономики, включая добывающую, перерабатываю­щую промышленности, сельское хозяйство, связь, энергетику, об­служиваются транспортом. В связи со сложностью организации про­цесса перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во време­ни транспорт рассматривается как самостоятельная сложная систе­ма. Транспорт при всей его самостоятельности является обслужи­вающей экономику отраслью. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает развитие и удовлетворение различных от­раслей экономики, а в современных условиях особенно остро вста­ет вопрос не просто о перемещении грузов и пассажиров в про­странстве, но и о соблюдении сроков доставки, установленных за­казчиком перевозок.

Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя продук­ции отдельных отраслей экономики, необходимой для его работы.

Транспорт обязан своевременно доставить требуемую продукцию от производителя к потребителю, не допустить порчи и потери гото­вой продукции и сырья, сократить время омертвления материальных средств, находящихся в процессе транспортировки. При перевозке пассажиров транспорт обязан обеспечить комфортные условия и своевременность доставки при минимальной стоимости перемеще­ния людей.

Поскольку транспорт отрасль обслуживающая, то его темпы раз­вития должны идти с опережением потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются наиболее целесообраз­ными видами резерва, так как при их отсутствии тормозится разви­тие отраслей экономики. Если не вывезен своевременно в сферу по­требления готовый продукт, то невозможно вернуть вложенные в продукт материальные средства.

Роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пас­сажиров, он выступает как катализатор активности экономики, свя­зывая производство и потребление и расширяя их масштаб, т.е. ак­тивно воздействует на процесс расширенного воспроизводства. Транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики, до­ставляя сырье из добывающей промышленности в перерабатываю­щую, а затем вывозя готовую продукцию к месту ее потребления. Только транспорт может обеспечить циркуляцию товаров путем их перемещения из сферы производства в сферу потребления.

Уровень развития страны определяется уровнем развития и со­стоянием транспорта. Значение транспорта многосторонне.

Экономическое значение транспорта состоит в том, что он объ­единяет все отрасли экономики, обеспечивает их развитие, связь и координацию. Транспорт, как сказано ранее, является единственным способом, обеспечивающим циркуляцию товаров.

Интересна роль транспорта в развитии туризма, как экономиче­ской отрасли, на которой отдельные страны строят свой государ­ственный бюджет (Греция, Италия, Египет, Тунис и др.). В индустрии туризма задействованы все виды транспорта. Для экскурсионного обслуживания широко применяется автомобильный транспорт. При этом под туризмои понимается длительность транспортного обслу­живания людей более суток, а под экскурсией менее суток.

Политическое значение транспорта состоит в возможности ма­неврировать ресурсами, оперативно разрешать любые нештатные ситуации, что и обеспечивает устойчивость государства. Такая роль особенно важна для организации помощи регионам, терпящим сти­хийные бедствия.

Культурное значение транспорта - это возможность распро­странения с его помощью различных ценностей для повышения куль­туры и образования населения. При этом сам транспорт также ста­новится элементом культуры: во многих странах мира получили раз­витие музеи различных видов транспорта, выставки достижений транспорта и т. п. Транспорт обеспечивает познавательный туризм.

Социологическое значение транспорта заключается в эконо­мии времени, облегчении труда и повышении его производительно­сти, так как при некачественном транспортном обслуживании тру­довых поездок (поездки на место приложения труда) человек снижа­ет работоспособность на 10... 12 %. Транспорт способствует органи­зации досуга населения для восстанавления работоспособности.

Научное значение транспорта состоит в том, что он ставит пе­ред наукой сложные задачи для возможности предоставлять услуги более качественно и с меньшей стоимостью. Отдельные задачи транс­порта до сих пор не решены наукой. Например, нет окончательного решения многих экологических проблем, которые создает транспорт, не построена математическая модель такой сложной, стохастичной и неустойчивой системы, как транспортная, так как требует учета очень большого количества факторов. На сегодняшний день есть мо­дели лишь отдельных составляющих общей системы.

Оборонное значение транспорта заключается в возможности быстрой передислокации населения, войск и производства в случае военных действий и при чрезвычайных ситуациях. Примером мо­жет служить перемещение заводов по производству военной техни­ки в начале Великой Отечественной войны из европейских регио­нов СССР в Зауралье и эвакуация населения в восточные регионы страны и среднеазиатские республики. Это дало возможность со­хранить жизнь населению и обеспечить победу нашей страны над Германией.

Значение спортивных достижений для развития транспор­та. На всех видах транспорта создается специализированный под­вижной состав, на котором отрабатываются различные конструктив­ные особенности, позволяющие, прежде всего, добиваться повыше­ния скоростей. Это гоночные автомобили, катера и др. При усовер­шенствовании отдельных узлов конструкции на скоростном подвиж­ном составе такие детали затем применяются в серийном производ­стве транспортных средств.

Специфическое значение транспорта. Отдельные виды транс­порта, например, воздушный, способны выполнять специальные ра­боты для некоторых отраслей экономики. Примером могут служить подъем вертолетами строительных тяжеловесных и крупногабарит­ных конструкций при возведении высотных зданий, внесение удо­брений для сельхозугодий; переработка рыбы на судах во время перевозки; расширение фарватера (гол. uaarivater , иагеп - двигать­ся, плавать и water- вода, т.е. безопасный проход по водному про­странству, характеризующийся достаточной глубиной) дноуглуби­тельными судами и др.

Управлением всеми видами транспорта занимается Министерство транспорта Российской Федерации (федеральное министерство). Его функции - выработка государственной политики, нормативно­правовое регулирование, стратегическое развитие, организация ра­боты, разработка технической политики и др.

В состав министерства входят департаменты железнодорожного транспорта, гражданской авиации, автомобильного и городского пас­сажирского транспорта, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, международного сотрудничества, имущественных отно­шений и территориального планирования, транспортной безопас­ности и специальных программ, правового обеспечения и законо­проектной деятельности, программ развития, экономики и финан­сов. Заметим, что трубопроводный транспорт подчиняется министер­ству нефтяной промышленности, в состав которого входит главное управление по транспортировке и поставке нефти.

Управление непосредственно транспортным процессом перевоз­ки грузов или пассажиров на любом виде транспорта имеет свою специфику. Последовательность построения управленческих реше­ний показана на рис. 1.1.

Информация поступает в виде заявки (разовые перевозки) или договора (более длительные перевозки) от заказчика о потребности в транспортном обслуживании. В заявке указывается месторасполо­жение отправителя и получателя груза, объем и структура груза, ча­стота и время поставки, особенности принятия груза и другие поже­лания заказчика. Кроме того, на предприятие должна поступать те­кущая информация от грузовладельцев, гидрометеоцентра, ГИБДД о состоянии дорожно-транспортных сетей.


Цель и задачи - это общая политическая линия в экономике дан­ного предприятия (завоевания определенного сегмента рынка, ис­пользование определенных типов подвижного состава, расширенное предложение услуг, наращивание объемов и т.д.).

Планирование зависит от сроков взаимодействия с заказчиком - от оперативно-суточного до годового.

Принятие решений происходит на основе планирования и теку­щей информации.

Исполнение решений и контроль является самым ответственным элементом системы управления, которая обеспечивается прямой и обратной связью со всеми участниками процесса перевозки, главным из которых является водитель. Контроль на линии осуществляется с помощью информационных систем, а после выполнения перевоз­ки - по показаниям таких приборов, как спидометр и тахограф. Нуж­но заметить, что информация на тахограмме принимается как веще­ственное доказательство при разборе сбойных ситуаций в суде.

Водный транспорт - транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

По типу используемых акваторий подразделяется на речной и морской. Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных. Перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр - таких, как Каспийское море) .

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные) ; для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах.

Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.

Особый вид водного транспорта - буер - передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.

Водный транспорт
Водный транспорт - вид транспорта, перевозящий грузы и пассажиров по водным естественным (океаны, моря, реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища) путям сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт.

Внутренний водный транспорт
Речной транспорт
Внутренний водный транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное судоходство) .
По грузо- и пассажирообороту речной транспорт уступает автомобильному и железнодорожному транспорту.
Крупные реки мира, пригодные для судоходства, имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железные дороги, но использование возможностей речного транспорта зависит от общего уровня экономического развития - наибольший грузооборот речного транспорта имеют США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Китай.

>> Морские перевозки
Морские перевозки - перевозки грузов и людей, осуществляемые на судах по морским коммуникациям.

>> Морской транспорт
Морской транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство) .
Морской транспорт:
- характеризуется высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими затратами на перевозки;
- обслуживает 4/5 всей международной торговли;
- подразделяется на каботажный и международный дальнего плавания

1. Каково значение водного транспорта в развитии хозяйства России?

Водный транспорт – это природные пути, недорогие в эксплуатации, массовость перевозок грузов и пассажиров. Самая большая единичная грузоподъемность. Наиболее значима роль водного транспорта там, где отсутствуют другие его виды.

2. Выберите верный ответ. Речной транспорт имеет большое значение: а) в Приморском и Хабаровском краях; б) в республике Саха (Якутия) и Магаданской области; в) в Московской и Саратовской областях.

Верный ответ: а) в Приморском и Хабаровском краях.

3. Охарактеризуйте морской транспорт. Перечислите крупнейшие порты страны.

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Единственный район, в котором важную роль играют внутрирайонные морские перевозки, - Дальний Восток, где северо-восточные территории снабжаются всем необходимым из портов южной части района.

Крупнейшие порты страны:

Тихоокеанский бассейн: Владивосток, Находка;

Балтийский бассейн: Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Калининград;

Черноморско-Азовский бассейн: Новороссийск, Туапсе, Севастополь;

Северный бассейн: Архангельск, Мурманск.

4. Выберете верный ответ. Крупным портом Тихоокеанского бассейна является: а) Санкт-Петербург; б) Мурманск; в) Владивосток; г) Новороссийск.

Верный ответ: в) Владивосток.

5. Назовите особенности авиационного транспорта.

Авиационный транспорт – самый дорогой, но и самый быстрый.

6. Что такое транспортный узел? Каково значение транспортных узлов?

Транспортный узел – пункт, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей, и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта.

7. Какими видами транспорта вы будете добираться из дома в Архангельск, Пермь, Астрахань, Магадан и почему? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь? Составьте подробные маршруты.

Добираться из дома (Челябинска) до Архангельска будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 2 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Перми будем поездом, т.к. расстояние между городами не большое, а поездка – не дорогая. Наш путь будет проходить через Екатеринбург.

Добираться из дома (Челябинска) до Астрахани будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 1,5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Магадана будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву и Новосибирск (2 пересадки).

8. В мире сегодня активно развиваются технологии интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющие оптимизировать дорожное движение и прежде всего повысить его безопасность. С помощью современных электронных систем данные о ситуации на дорогах собираются в специальные центры, где анализируются. Результаты затем направляются обратно на дороги, вдоль которых установлены табло, информируемые водителей о дорожной ситуации. Информация для водителей может передаваться так же с помощью мобильных телефонов, радиоприемников и навигационных систем. Каким вы видите развитие этого сектора в России в ближайшие 10 лет?

При применении систем ИТС будет сокращено время в пути и оптимизирован выбор маршрута или вида транспорта, повысится эффективность использования транспортной инфраструктуры. Пользователи автотранспорта смогут избежать потерь времени в заторах, поисках парковки, особенно на въездах в город, и достичь конечных целей поездки в кратчайший срок. Наиболее эффективное транспортное обслуживание будет направлено на ускорение транспортного потока и сокращение заторов на основных маршрутах движения.

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...