История основания киевской руси. История Киевской Руси

1. В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рю­риковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство - Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

  • древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;
  • частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;
  • в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;
  • по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата - Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня­жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

  • после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;
  • князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;
  • в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;
  • в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название «Киевская Русь».

Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

2. В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

  • норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);
  • древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений той или иной теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина «Русь»:

  • «южная теория», согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;
  • «северная теория», согласно которой название «Русь» принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита - военачальники, управленцы, именовали себя «Русь». В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня «Русь» (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как го­сударство варягов («Русь») с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древне­русского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гг. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

  • Олега;
  • Игоря Рюриковича;
  • Ольги;
  • Святослава Игоревича.

3. В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия - одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

4. В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 г. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 - 964 гг., про­должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

5. Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну («Иду на Вы»), воевал с печенегами и византийцами. В 969 - 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

6. К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

  • под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;
  • во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;
  • из зажиточных дружинников князя началось формирование само­тоятельной политической и экономической элиты - боярства;
  • началась христианизация древнерусской верхушки;
  • Русь начала добиваться признания других стран, в первую оче­редь - Византии.

За последние два года важной частью украинского политического дискурса стали рассуждения о древности украинской государственности по сравнению с русским. Знаменитое высказывание Петра Порошенко: «Когда Петр I рубил для России окна в Европу, Украина времен Мазепы уже ходила в Европу через дверь» - не самый лучший образец альтернативной истории: президенту уже не поспеть за тем, что пишут его соотечественники в социальных сетях и интернет-форумах. Наиболее распространенный миф блестяще сформулировала читательница одного из украинских новостных СМИ: «В Древней Киевской Руси говорили на языке, который был гораздо ближе современному украинскому языку, нежели русскому. В этой связи, возможно, правильнее было бы называть его древнеукраинским, а не древнерусским... Киевской Руси счет идет более тысячелетия, а Московскoй - считанные столетия. Полтысячелетия рабства и беспрерывного кнутобойства сотворили эту нацию, живучего наследника варварской орды».

В то, что украинцы - настоящие славяне, а русские - ославянившиеся финно-угры, верят очень многие сторонники Майдана. Причем как на Украине, так и в России: украинствующие россияне не устают цитировать Алексея Толстого: «Есть две Руси. Первая Киевская имеет свой корень в мировой, а по меньшей мере в европейской культуре. Идеи добра, чести, свободы, справедливости, понимала эта Русь так, как понимал ее весь западный мир. А есть еще вторая Русь - Московская. Это Русь Тайги, монгольская, дикая, звериная. Эта Русь сделала своим национальным идеалом кровавую деспотию и дикую ожесточенность. Эта Московская Русь, из давних времен была, есть, и будет полным отрицанием всего европейского и ожесточенным врагом Европы». И то, что Толстой очевидно противопоставляет друг другу два разных периода истории России, их не смущает: ну явно же советский классик про нынешнюю Украину и Россию писал, разве не ясно?

Кто ближе к предкам млекопитающих - собака или лошадь? Кто первым слез с дерева - человек или шимпанзе? Кто ближе к первому организму, возникшему в первичном бульоне древней Земли - русские или украинцы? С исторической точки зрения такого рода вопросы абсурдны. Давайте разберемся, почему.

Где сел Рюрик?

Есть две основные теории относительно происхождения государственности у восточных славян. Согласно норманнской теории, опирающейся на русские летописи, государство у предков русских, украинцев и белорусов возникло благодаря варягам - норманнам, чьих князей славяне сами пригласили княжить на Руси. По более патриотичной версии, считавшейся единственно правильной в советских учебниках, государство восточные славяне создали сами, а призвание варягов - не более чем выдумка. Сейчас историки признают, что между двумя этими точками зрения вполне возможен компромисс - политические образования возникли еще у самих славян, а в том, что их князьями впоследствии стали норманны, нет ничего удивительного: нормой для средневековой Европы считалась ситуация, когда власть в королевствах принадлежала пришлым династиям, этнически отличавшимся от основной массы подданных. Англия, например, большую часть 11 века пыталась отбрыкаться от тех же варягов-викингов - в итоге у англосаксонских королей так и не получилось отстоять независимость острова.

Если верить Повести временных лет, варяги учредили государственность отнюдь не в Киеве, а в Новгороде: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». В середине 9 века Киев не входил в Древнерусское государство, крупнейшими городами которого были Новгород, Белоозеро, Ростов, Муром и т.п. Киев варяжские полководцы захватывали как минимум два раза: сперва его подчинили по пути в Константинополь дружинники Рюрика Аскольд и Дир, а 882 году киевских властителей убил родственник Рюрика князь Олег. Именно Олег сделал Киев - важный пункт на пути из варяг в греки - своей столицей. Правнуком Олега был князь Владимир, с которым у большинства современных людей ассоциируется расцвет Киевской Руси. Если норманнская теория верна, тогда вопрос о том, кто раньше обрел государство - русские или украинцы, абсурден: и те, и другие «получили его в подарок» от завоевателей, причем Новгород варяги осчастливили раньше Киева.

Кстати, откуда взялся сам термин - Киевская Русь? В летописях его нет: он впервые появляется у историков 19 века как узкое обозначение Киевского княжества. В качестве обозначения исторического периода в формировании восточнославянской государственности этот термин приживается в сталинские годы – в частности, благодаря одноименному труду академика Бориса Грекова - вышедшей в 1939 году монографии «Киевская Русь». Утверждение этого термина произошло не без идеологических причин - в 1930-е годы официальная пропаганда всячески поддерживала идею единства восточнославянских народов. Если норманнская теория ошибочна и государственность у славян возникла самостоятельно, это значит, что она кристаллизовалась вокруг нескольких центров, крупнейшими из которых были Новгород и Киев, а не один только Киев. И уже с начала 12 века Киев постепенно утрачивает свою роль политического центра Руси - в 1169 году погром города, устроенный войсками владимирского князя Андрея Боголюбского, открывает эпоху, когда «мать городов русских» безбоязненно громят сражающиеся между собою русские князья.

Взятие Киева в 1169 году. Миниатюра из Радзивилловской летописи, Библиотека Академии наук

Но все-таки, кто из народов имеет больше права на то, чтобы называться русским? Украинские публицисты (если не брать совсем уже фантастов от истории) признают, что название «Украина» - позднее, а предки украинцев называли себя именно русскими. О том, откуда взялись сами термины «Русь», «русский», историки спорят до сих пор. «Норманнисты» чаще всего считают слово «Русь» этнонимом самих варягов - так их называли народы, с которых они собирали дань. Финны и эстонцы до сих пор называют словом Ruotsi (Rootsi) именно шведов, причем это название могло возникнуть от искаженного скандинавского drots - «дружина». «От тех варяг прозвалася Русская земля»,- писал легендарный летописец Нестор. Советские историки - и вновь не без идеологических соображений - в основном придерживались мнения, что слово - чисто славянского происхождения и едва ли не связано с обозначением цвета волос «русый»: светловолосые славяне как бы противопоставляли себя народам степи. Есть и более экзотические версии - например, иранская, согласно которой это название, означающее «светлый», дали славянам некогда соседствовавшие с ними северные иранцы. Но как бы то ни было, название приживается именно как обозначение предков всех нынешних восточнославянских народов - и русских, и украинцев, и белорусов. Впоследствии, когда «русские» оказываются разделены между несколькими государствами (сам Киев со второй половины 14 века оказывается в составе сперва Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой), это название сохраняется как этноним - появляются Литовская Русь и Московская Русь. Прозорливым и деятельным московским князьям мы обязаны тем, что восточнославянские народы снова оказались связаны политически - тем, что термин не пропал, не затерялся в грохоте этнического строительства, которое шло в других государствах, а дал название державе, которая со временем превратится в крупнейшую в мире.

Язык или мова?

Важным аргументом в кухонных спорах о древности народов служит украинский язык. Воинственные украинцы, старающиеся доказать, что украинцы и есть настоящие славяне, а русские - лишь славянизированная мордва, непременно укажут на то, что грамматически, а порой и лексически современный украинский язык ближе к древнерусскому, чем русский. Например, в современном украинском сохранился звательный падеж, а в русском он исчез - утритесь, москали, растерявшие заповеданные предками формы «старче» и «друже».

Пожалуй, в этом смысле украинский и вправду ближе к древнерусскому, чем русский. Но имеет ли это отношение к вопросу о древности и исконности народов? Вот хороший пример: современный молдавский больше напоминает латынь, чем французский, а некоторые его формы ближе к латинским, чем даже современные формы итальянского. Молдаване - настоящие римляне? Разумеется, нет: молдавский-румынский, представлявший собой народную латынь, усвоенную местными жителями этих мест от римских легионеров, сохранил близость к оригиналу просто потому, что здесь не было столь стремительных переселений народов, быстро варваризировавших исконную латынь. На окраине Европы латынь законсервировалась и сохранилась лучше, чем в центре европейских событий.

Язык и антропологический тип людей, которые на нем говорят, не связаны напрямую: народ может ассимилироваться, усвоив совершенно новый для себя язык. Некоторые современные историки даже высказывают мнение, будто настоящих греков, потомков эллинов, выкосила чума Юстиниана, бушевавшая на Балканах в 6 веке, а нынешние греки - это потомки славян, со временем заселивших полуостров и воспринявших от немногочисленных уцелевших аборигенов язык и кое-какие элементы культуры. Перешедшие на английский и испанский современные потомки аборигенов Нового Света, разумеется, не стали англичанами и испанцами.

Более того, и древнерусский язык не был единым - академик Зализняк, например, выделяет на территории древнерусского государства как минимум две диалектные зоны - один тип говоров был характерен для будущей Украины, другой - для центра и востока европейской части России. И язык Московской Руси, и тот язык, который впоследствии назовут украинским, развивались с ходом времени. При этом русский ждала судьба всех языков крупных народов, живущих в сильной державе- начиная с 17 века он все острее нуждается в заимствованиях, поскольку Россия начинает превращаться в европейское государство. Благодаря реформам Петра Великого в русском языке поселяются голландская корабельная лексика, немецкие обозначения государственных постов и воинских званий, польские повседневные термины.

Реформы Петра I. Гравюра с картины Н.Н. Каразина

Если протопоп Аввакум пишет на прекрасном, живом русском языке семнадцатого столетия, то менее века спустя, при Петре Первом, переводчики комедий Мольера окажутся в затруднении: что такое русский литературный язык? Как на нем надо писать? И станут писать так, мешая формы церковнославянского языка с польскими словечками: «Есть нужно даты так великыя деньги за вашы лица изрядныя. Скажыте мне нечто мало что соделалысте сым господам, которых аз вам показывах и которых выжду выходящих з моего двора з так великым встыдом». И лишь Пушкину удастся окончательно переломить тяготение литературного русского языка к неживому, искусственному.

Украинский язык как язык без государства в 17-19 веках остался вдали ото всех этих филологических баталий. Но представлять его, как девственно чистый, не замутненный заимствованиями язык было бы наивно - просто его черед наступил позже, уже в 20 веке. В 19 столетии украинский язык не успел выработать развитой литературной традиции - например, знаменитое переложение «Энеиды», сделанное Котляревским, печатается еще с «ятями», хотя «ять» в русском обозначает звук «е», а здесь им обозначают звук «и». «Малороссийский язык» считается чем-то вторичным по отношению к русскому, он вынужден был играть по правилам, уже установившимся в русском. И вопрос о том, какими должны быть правила самого украинского языка и его лексика, впервые становится политическим вопросом лишь после Февральской революции. Где говорят и пишут на правильном украинском? В Киеве? Или может быть, в Галиции, чьи жители порицают киевлян за «суржик»? Но гетман Скоропадский, которого трудно обвинить в нелюбви к украинской государственности, пишет в своих воспоминаниях, что галицийский национализм, претензию галичан на то, чтобы быть образцовыми украинцами, говорящими на единственно возможном «настоящем украинском», сознательно взращивали и продвигали власти Австро-Венгрии, чтобы заложить семена розни между украинцами и русскими. Эта сконструированная «мова» с массой заимствованных слов не может претендовать на право считаться настоящим украинским языком: «Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов - 4 польского или немецкого происхождения».

По словам Скоропадского, галичанам «важно было представить не настоящую картину той Украины, которая действительно существует, то есть имеет резкую грань между галицийской Украиной и нашей. В действительности это две разных страны. Вся культура, религия, мировоззрение жителей у них другие. Галичане же хотят представить картину будто единой Украины, которая вся крайне враждебна к идее России, причем в этой Украине важнейшую роль играли бы сами галичане». Гетман предостерегал свою страну от узколобого национализма и считал, что будущее украинской культуры - в содружестве с культурой русской: «Действительно культурный класс украинцев очень малочисленен. Это является бедой украинского народа. Есть много людей, которые горячо любят Украину и желают ей культурного развития, но сами эти люди российской культуры, и они, заботясь об украинской культуре, нисколько не изменят российской. Это узкое украинство исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру которой полностью пересаживать нам нет ни единого смысла: никаких предпосылок к успеху нет и просто преступление, поскольку там, собственно, и культуры нет».

К сожалению, эти, бесспорно, справедливые слова не были услышаны. Прискорбно, что украинский язык - выразительный, живой, красивый - превратился в разменную карту в политических баталиях. Как и наша - да, сложная, но одновременно и славная - общая история.

Всех прежде всего интересует вопрос, откуда появилась эта прекрасная и могучая держава под названием Киевская Русь? Откуда взялись русичи? Кто они и чьи мы потомки? На эту тему существует множество теорий, среди которых есть популярные и не очень. Ведь название " " появляется в иностранных летописях лишь в 8 веке. Вот почему возникает вопрос о происхождении названия государства... Первую теорию называют варяжской. Она говорит нам о том, что Русь пошла от племени норманнов-завоевателей, которые невероятно часто нападали на европейские страны, путешествуя в глубь страны благодаря лодкам и наличию рек. Они были чрезвычайно жестоки и эта жестокость была у них в душе, они были настоящими воинами-викингами...

Исследователи считают, что с тех пор и пошло название "Русь". Эту теорию выдвинули немецкие ученые Байер и Миллер, которые действительно считали, что Киевскую Русь основали именно норманны (выходцы из Швеции). Они ссылаются на то, что именно норманнские князья помогли русскому народу овладеть искусством войны. Кто бы что ни говорил, а норманны сыграли невероятную роль в создании государства и дали начало династии Рюриковичей.
Второй по значимости теорией происхождения названия государства и самих русичей есть теория, которая утверждает о том, что название происходит от реки, притока Днепра, под названием Рось. Приток Роси в свою очередь называется Росава. На территории Волыни в Украине есть река Роска... Следовательно, Русь могла быть действительно названа в честь рек, хотя некоторые считают, что это реки названы в честь государства...
Стоит упомянуть, что существует еще одна теория происхождения государства. Ученый из США по фамилии Прицак выдвинул теорию о том, что Киевскую Русь основали хазары. Но зачем тогда было отделяться от русичей? Ведь государство хазар было таким же большим как и Русь. Тем более, на мой взгляд, традиции хазар и русичей очень отличаются, чтобы давать возможность нам назвать их одним народом с едиными корнями. Итак, чрезвычайно насыщена даже в начале, не то, чтобы в дальнейшем развитии...
История Киевской Руси насчитывает множество фактов, которые просто заставили русичей создать свое государство. В первую очередь, историки считают, что именно появление феодальных отношений способствовало созданию государства, как и во всех других государствах Европы. Затем следует сказать, что нашим предкам нужно было защищаться от врагов, основными из которых были и Византия. Совместное этническое происхождение только объединило русичей еще больше. Развитие торговли также заставило русичей создать государство. А что касается Киева, то он благодаря экономическому и географическому положению стал играть огромную роль в отношениях с другими государствами.
Ученые говорят, что образовалась Киевская Русь примерно в 9 веке нашей эры. Именно тогда и появилось государство с центром в Киеве. Расцвет Руси пришелся на период 978-1054 годов, когда Русь значительно расширила свои территории и достигла как политического, так и культурного развития. Третий период характеризуется распадом государства на отдельные княжества. Можно со всей уверенностью говорить, что никогда бы не разделил земли между сыновьями, если бы знал к чему это приведет...
Стоит вспомнить, что Русь была развита также и в культурном смысле. Шутка ли сказать, что дети Киевского князя знали несколько языков и были чрезвычайно образованными, чего не скажешь о династии других европейских государств.
В военном плане Киевская Русь была огромной силой. Лучшие из лучших из русских воинов служили вместе с византийскими легионами за тысячи верст от своей . Чего стоит только всем известный пример о защите Сицилии от арабов в 1038-1041 годах. Благодаря русскому корпусу Византия смогла оставить остров за собой.
Авторитет Киевской Руси в Европе был безоговорочным. Поэтому мы можем действительно гордиться своими предками, которые даже остановили монголо-татарское нашествие и спасли всю ослабленную от разорения Европу.

Киевская Русь - исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.

Формирование соплеменных союзов

Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.

В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э. племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе. Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.

Вначале возникали временные, случайные объединения племен - для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников. Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен. Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа - земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.

Кратко: состав славянских племен

Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования - племенного союза. Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян. Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге. Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.

Возникновение зачатков государственного устройства

В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники - вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение. Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть. В состав такой прослойки входили бояре - советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.

Выделение полянского союза

Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева - его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского

Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.

Образование названия «Русь»

Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое. В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком - принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек - Росава. Рось, и др. Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами. В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.

Территории восточных славян

Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.

Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами. Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей. Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.

Взаимоотношения с соседями

На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата - сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму. По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже - и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами. Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки - каган.

Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.

Образование государства Киевская Русь

Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.

Имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в. русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием. Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.

Первые князья Киевской Руси

Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом - Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов - шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием - христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов - среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян - эпохи полноценной государственно-политической жизни.

Древнерусское государство (Киевская Русь) - государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X - начале XI вв. - практически все их).

Столица - Киев. Самоназвания - Русь, Русская земля; Древнерусским государством (или Киевской Русью) оно именуется в исторической науке.

Форма правления

Во главе государства стоял великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским). Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 - 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 - 1016 и 1018 - 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 - 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 - 1018 и 1019 - 1054 гг.) - трезубец.

Социально-экономический уклад

В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным - т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.

Государственный аппарат и законодательство

Законодательство Древнерусского государства в конце IX - Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI - начала XII вв. складывается свод писаных законов - Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).

Функции государственного аппарата в конце IX - конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.

Этапы формирования

Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке Новгородским и Киевским. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.

1) Около 882 - начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).

2) Начало 990-х гг. - 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается - на две половины (с границей между ними по Днепру), - и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.

3) 1054 - 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде - великому князю русскому. Однако, в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).

4) 1113 - 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 - 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 - 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).

Распад Древнерусского государства

Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....