Император который сжег рим. Нерон в культуре и искусстве

Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (15.12.0037 - 9.06.0068), наиболее известен под именем Нерон, - римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.

Нерон - имя стало нарицательным. Этот правитель очень мало сделал для своего государства, зато вёл исключительно праздную жизнь. Его безнравственность и испорченность вошли в историю Древнего Рима.

Впрочем, не все деяния, которые приписывают распущенному императору, его рук дело. Некоторые события вполне могли произойти из-за других людей. Одно из таких событий, до сих вызывающих споры историков - Великий пожар Рима .

Великий пожар Рима - как это было

Огонь начался в лавках ипподрома и в самые короткие строки распространился по остальным улицам. Почему же пожар так быстро охватил весь Рим? Улицы были слишком узкими, да к тому же захламлёнными различным скарбом жителей, многие здания были выстроены из дерева.

Что касается императора, то о пожаре "он узнал", находясь в своём загородном имении. Тот факт, что правитель за несколько дней, как будто заранее зная о бедствии, уехал из города - часто используют те историки, кто "обвиняет" Нерона в поджоге. К тому же накануне некоторые жители города видели людей с факелами.

Зачем же Нерону понадобилось поджигать столицу? Логичных объяснений нет, скорее всего пресыщенный и одиозный император, просто хотел полюбоваться грандиозным зрелищем, что, кстати говоря, он и делал , находясь на безопасном расстоянии. К тому же Нерон, склонный к театральности, на фоне огня декламировал поэму «Разрушение Илиона» и играл на лире.

Его недруги утверждали даже, что правитель хотел сам написать поэму о пожаре и таким образом "подпитывался" необходимым "вдохновением".

К. Пилоти. "Нерон смотрит на горящий Рим"

Впрочем, не все историки считают, что Нерон приказал поджечь столицу. Главный аргумент против этого, это действия императора после начала пожара. Он не только любовался полыхающим пламенем, но и руководил тушением пожара.

Император приказал спасать людей, организовав специальные команды, а спасённых размещать в своих дворцах и кормить за счет казны. Хотя я полагаю, что эти действия Нерона сводятся к обычной меркантильности по отношению своим подданным, и аналогичны действиям пастуха, "спасающего своих овец из горящего хлева".

Кроме того, ещё во время пожара, во избежание повторения подобного, мол, Нерон задумал полную реконструкцию города, расширение улиц, строительство домов дальше друг от друга, избавиться от деревянных зданий, а выходы делать не на проезжую часть, а во двор. Пожар, бушевавший неделю, полностью очистил Рим от трущоб, что позволило начать новое строительство по заранее продуманному плану императора - эта версия мне кажется более правдоподобной-

Такое грандиозное строительство, конечно, требовало огромных средств, и они были найдены - провинции обложили единовременной данью в пользу Рима. Не забыл император и "о себе любимом" - параллельно с восстановлением Рима строили и золотой дворец для Нерона.

Кто виноват?

Никаких доказательств причастности или невиновности Нерона с тех древних времён не осталось, однако сам император быстро нашёл крайних. Ими стали приверженцы только-только зарождающегося христианства.

Схватили и тех, кто открыто признавал себя христианином, и тех, кого просто подозревали в сочувствии учению Христа. Несчастных приказали казнить, причем изощрённые казни выдумывал сам правитель - распятие на кресте, растерзание животными, костёр. Из казней устраивали целые театральные представления на потеху публики.

Г. Семирадский. "Светочи христианства. Факелы Нерона"

Поджигал Нерон Рим, или не поджигал - то до конца нам так и будет неведомо. Но его преступления, до и после этого события, были столь ужасны - что перекрывают всё остальное. Этот император навеки "очернил своё имя", чудовищными и подчас сумашедшими деяниями. А о б этих "деяниях" я вам расскажу позже...

Биография римского императора Нерона началась в 54 году. Пять первых лет преемник императора Клавдия правил, можно сказать, тихо. Он был благодарным наблюдателем за войной, то открытой, то откровенно подковёрной, которую вела его мать с его же учителями и советниками.

Агриппина

Мать римского императора Нерона, Агриппина-младшая, не для того трудами тяжкими, а зачастую и преступными возвела сына на трон, чтобы его невеликим до времени умом пользовались посторонние люди. Для неё не так важен был сам факт правления (что само по себе ещё более тяжкие труды), она хотела собственной значимости, почестей и славы настоящей государыни.

Вела она себя не столько некрасиво, сколько нагло: сопровождала сына всюду, даже там, куда женщинам по определению вход был заказан. Мать занимала носилки императора и принимала иностранных послов, приказывала правителям римских провинций и даже других стран, попавших под руку Римской империи. А что ещё можно ожидать от сестры Калигулы?

Вот в курию на совет патрициев она являться не могла, слишком сильны ещё были традиции. Это римский орган власти, который женщины посещать не имели права. Однако ей так хотелось посещать сенат, что совещания были перенесены во дворец, и Агриппина слушала прения из-за занавески. Даже монету чеканили по её указке и с её изображением, а Нерон - римский император! - тоже на монетах, конечно, присутствовал. Скромненько. Рядом с матушкой.

Сенека и Бурр

Советниками ужасного императора были прекрасные люди: храбрый и честный воин Бурр и учёный Они, как могли, боролись с властолюбием Агриппины, именно благодаря титаническим усилиям наставников в Риме было пока спокойно: администрация и правосудие работали без сбоев и результативно, сенат не был ещё устранён от дел, налоги взымались, злоупотребляющие наказывались. Народу Нерон нравился. Так, благодаря советникам, которых Нерон довольно долго слушался, и стояла Римская империя.

Однако, если не Бурр, то Сенека точно понимал, с кем приходится иметь дело. Юноша был необуздан, одарён жаждой творчества, и если не побеждало начало созидательное, торжествовало разрушительное. Созидательное побеждало редко, хотя, несмотря на исключительную моральную испорченность и неудержимое влечение к сладострастию, добрые порывы Нероном иногда овладевали: как-то, подписывая бумагу на казнь, он сетовал, что вообще умеет писать.

Детство Нерона

Как это ни странно представлять, он тоже был ребёнком - Нерон, римский император. Биография для детей получается нечитабельной почти от рождения. Ребёнок рос каким-то порченым, с болезненными необузданными фантазиями, крайне тщеславным, капризным.

Тем не менее разум у него был, наверное. Хотя тот же Сенека в полной уверенности написал, что умный человек не станет творить зло. Скорее, у Нерона была особая живость характера, которая заменяла разум. Как теперь диагностируют - гиперактивность.

Основная беда римлян случилась из-за того, что Нерона не готовили царствовать. Не привили характеру той дисциплины, которая придаёт солидность знаниям, серьёзность и высоту планам и рачительность делам. Сенека познакомился с Нероном слишком поздно.

Наверное, в наше время Нерон, римский император, был бы неплохим режиссёром массовых праздников после окончания института культуры где-нибудь в провинции. Он только это и любил: петь, танцевать, рисовать, писать стихи, резать по камню, править лошадьми... А ему пришлось править Римской империей, какой в этом интерес. Без творчества любой режиссёр озвереет. Вот и оказалось, что император Нерон - самый худший

Взросление

Сенека и Бурр с начала правления Нерона пользовались тем, что императору абсолютно безразличны государственные дела. Агриппина пыталась взвалить на себя эту ношу, но ей не дали. Управлялись они хорошо и смотрели на распущенность молодого монарха сквозь пальцы, главное - чтобы не мешал и чтобы на государственных делах распутство Нерона не отражалось.

Агриппину второстепенное положение не устраивало, властолюбива была, честолюбива. Ей нужна была абсолютная власть над сыном, безраздельное влияние на советников и равные императорским правительственные и придворные почести. Интриги Агриппины не имели конца и до поры были успешны. И вот наступил неожиданный час, когда сынок порвал упряжь и встал на дыбы.

Октавия и Акта

Отсюда начинается настоящий римский император Нерон, краткая биография которому и не снилась - слишком много событий, и странных, и страшных. Из странного: молодой император был женат. На Октавии, которая представляла собой абсолютный контраст поведению, привычкам и всей плохо воспитанной натуре Нерона. Именно поэтому он всегда относился к жене враждебно.

У него постоянно менялись пассии - не только женщины были среди них, кстати, и однажды среди них появилась Акта - бывшая рабыня, отпущенная на свободу. Она была красива, хитра и настойчива, ей удалось получить довольно большую власть над любовником. Мать римского императора Нерона Агриппина была в ярости. И не потому, что Акта - вчерашняя рабыня - нагло ведёт себя с нею как невестка, у Агриппины многие любовники были из вольноотпущенников, а потому, что ясно увидела, как теряет над сыном власть.

Императорский ответ

Нерон, римский император, перестал терпеть укоризненные разговоры от кого бы то ни было. Агриппина не полюбила Акту? Прекрасно. Почему же ровно такой же вольноотпущенник Паллант управляет римскими финансами? Не потому ли, что он любовник матери императора? А не лишить ли его этой должности? Маловато. А не посадить ли его в тюрьму? Замечательно. И пусть он умрет там. Желательно - поскорее.

Агриппина лихо закусила удила и понесла по кочкам. Её не напугать. Она пригрозила сыну раскрытием правды о том, что Нерон - узурпатор на троне императора, а также обо всём пути, который ей пришлось проделать ради этого трона для родного сына (внезапная смерть императора Клавдия, человека нестарого и вполне здорового, например, за которого Агриппина в последние его дни вышла замуж - тоже часть этой истории), что император Нерон - самый худший император Римской империи, а законный наследник - четырнадцатилетний родной сын Клавдия Британник - значительно больше понравится народу.

Она забыла, что Нерон - сын Агриппины и племянник Калигулы, что родной отец Нерона после рождения сына выразился однозначно: кроме горя и стыда для людей у Агриппины ничего родиться не может. И вскоре умер. Теперь в императоре заговорила родная кровь.

Нерон изгнал мать из дворца и тут же на пиру отравил Британника, никого не боясь и ничего не стесняясь. После этого продолжил буйное и гнусное распутство и всяческое дурачество. Акта была скоро отставлена - не потому, что так хотела мать, а потому, что в поле зрения появилась Поппея, муж которой, римский всадник (профессиональный военный), участвовал практически во всех безобразиях, которые затевал Нерон.

Поппея против Агриппины

Поппея была знатна, богата, красива, сладострастна, к тому же - очень умна. Она и повела императора вдаль по весёлой дороге злодейства. Её муж был отослан в Лузитанию, но не обижен, поскольку его сделали правителем этой славной провинции. Кстати, он там бросил разгул и разврат, окунулся в государственные заботы и преуспел. Даже был после Нерона императором 120 дней. Но это было потом. А сейчас Поппея устроилась поближе к трону и внушила Нерону такое пугающее отвращение к собственной матери, что он решился на убийство.

Несколько покушений оказались неудачными, в том числе те, которые хитро задумывались и были трудны и дороги в исполнении: случай с кораблём, специально построенным так, чтобы он развалился с Агриппиной на борту, например. Агриппина, нужно признать, всё понимала и вела себя просто стоически.

Как это вышло

Но не собирался отступать перед трудностями римский император Нерон, и его политика в отношении матери была бескомпромиссна. Агриппину всё-таки убили, и достаточно изощрённо. На сей раз Нерон обезопасил себя перед римлянами: предварительно был задержан вольноотпущенник Агриппины с кинжалом и обвинён в преступных замыслах против императора.

Самое интересное в этой истории то, что Сенека был не только в курсе ужасного замысла. Он ещё и помог воспитаннику составить письмо в сенат, где объяснял необходимость убийства Нероном родной матери. Более того, её император не убивал.

Просто после ареста своего бывшего раба с кинжалом наперевес она испугалась и совершила самоубийство. И умерла от множественных ударов мужским тяжеленным мечом, да. Упала на меч семнадцать раз... Две тысячи лет с тех пор жива методика. А биография римского императора Нерона с этого места только начинается.

Недостойные склонности

Нужно отметить, что был крайне мало похож на мир современный. Если у нас слово знаменитого артиста или музыканта воспринимается народом как откровение свыше, то в Риме времён Нерона не было презреннее людишек, чем актёришки и музыкантишки. Клоунада и любое развлечение других - позор и бесчестие. Народ признавал только гладиаторские бои и поедание преступников дикими зверями. Вот это зрелище, достойное мужчин.

Нерон бои гладиаторов не просто не любил. Он их запретил. Зверюшки в цирке преступниками пока лакомились, поскольку не было в империи нормальной пенитенцитарной системы и системы наказаний. Поэтому, целиком и полностью согласно Римскому праву, разнообразных преступников отдавали зверям. Нерон не любил и это. Он любил театр и музыку. Сочинял стихи, пел их, виртуозно подыгрывая себе на кифаре, и страшно не любил, когда его отрывали от этого занятия. То есть прекрасное не сделало его лучше. Скорее, наоборот.

Сила и слабость искусства

Он заставил знатных матрон и патрициев бесчестить своё высокое имя, участвуя в театральных постановках, музыкально-поэтических конкурсах, на скачках лошадей в цирке, фехтовать напоказ, а не по делу, да ещё и прямо перед народом, вместо гладиаторов...

Невозможно было патрициям смотреть на всё это, но и уйти невозможно. Двери театров закрывались наглухо и никого не выпускали до конца представления. Нерон охотно показывал согражданам своё драматическое и музыкальное искусство. Да и сами римляне постепенно привыкали к разнузданности оргий, а на концертах во время исполнения научились аплодировать своему императору по-гречески - в такт музыке.

Позор и угнетение

Государственными делами Нерон, римский император, годы правления которого обросли всевозможными некрасивыми историями, почти не занимался. Он любил искусство и посвящал большую часть времени ему. Остальное - изобретательным кутежам и оргиям. То есть, если и наносил урон своей стране, то больше позором. Однако мотовство такое требовало непрерывных вложений, и финансы империи внезапно подошли к концу.

Теперь к позору прибавилось ещё и лихоимство. Нужно же было добывать монету для продолжения веселья. Начались процессы и казни за оскорбление величества. Они были чрезвычайно массовыми за счёт специально нанятых провокаторов и доносчиков.

Чести - бой!

Особенно пострадали образованные, богатые и умные. Честным быть стало опасно. Именно в этот период умер один из самых порядочных людей Рима - префект преторианцев и воспитатель Нерона - Бурр. Даже Тацит не знает, естественна ли была его смерть. Он единственный противился женитьбе Нерона на Поппее, поскольку, как и весь народ, весьма любил жену его, благонравную Октавию.

Сразу после смерти наставника Нерон, римский император, интересные факты биографии которого и так стали разводится с Октавией и женится на Поппее. Продолжились убийственные репрессии. Знатных римлян убивали без суда, обвинения строились на пустом месте, и удержу Нерон уже не имел.

Сенека был философом и прекрасно понимал, что воздействовать на императора и образумить его не сможет. Император стал ему враждебен, и воспитатель решил незаметно удалиться от государственных дел. Не угадал. Пришлось самостоятельно вскрывать себе вены, наполнив ванну водой пополам с кровью. А как же. Он ведь тоже был не только знаменит, но и по-настоящему богат, а Нерону не на что стало праздновать.

Недолгое вдовство

Как только Октавия перестала быть императрицей, по ложному обвинению Поппеи она была сослана на остров Пандарий и там убита. Рим опечалился, но сенат велел праздновать очередное спасение императора. Так бедствия стали поводом праздников. А уж праздновать Нерон никогда не уставал.

Впрочем, Поппея тоже недолго праздновала победу. Достигнув всего, чего хотела, она вдруг разлюбила разнузданные оргии. Наверное, быстро состарилась. Самое неправильное в её поведении было то, что она начала по этому поводу пилить Нерона и требовать перемены образа жизни. Нерон послушал-послушал и начал её бить. Однажды это получилось до смерти.

Пожар в Риме

Там, где разгул, там неминуемы бедствия. Лучшая часть людей империи была истреблена, народ обнищал и опустился. Итог такой: в 64 году Рим загорелся. Началось всё с лавочек, облепивших цирк. Горело всё, что могло гореть, а могло - практически всё, поскольку Рим был тогда в основном деревянным городом. Целых шесть дней пылали улицы, затем пожар остановили, но ненадолго, он разгорелся снова, и полыхало ещё три дня. Из четырнадцати районов Рима уцелело только четыре.

Нерон вдохновенно наблюдал это красочное зрелище и пел песни о горящей Трое. За это народ обвинил его в поджоге Рима. Вот так обрастала жуткими подробностями биография римского императора Нерона. Скорее всего, это клевета, поскольку недоброжелателей у императора накопилось много. Всё-таки в перерывах между занятиями бельканто Нерон сам помогал тушить пожар, кормил голодных и даже спас кого-то из огня. А после пожара на свои деньги выстроил многим погорельцам что-то вроде общежитий.

Новый Рим

На сей раз город отстраивался по хорошим архитектурным и инженерным планам: улицы стали широкими, дома - каменными. Повсеместно раскинулись красивые площади с колоннадами, фонтанами, бассейнами. Стройка шла быстро, Нерон не жалел средств для восстановления Рима.

А новый императорский дворец превосходил размерами и красотой все, существовавшие доселе не только в Риме. Он был несказанно великолепен: несколько огромных зданий, отдалённых друг от друга, но объединённых колоннадами, с искусственными водоёмами, лугами, оливковыми рощами и виноградниками на территориях между зданиями.

Статуя, изображавшая Нерона в виде бога солнца, украшала главный дворец. "Золотым дворцом" назвали римляне этот грандиозный проект архитекторов Целера и Севера. Жаль, что не дожил он до наших дней, через десяток лет он тоже сгорел. Ходила эпиграмма по Риму, когда стал виден истинный масштаб стройки, советовавшая всем римлянам переселиться в Вейи (город в восемнадцати километрах от Рима), если только и Вейи не поглотит этот дворец.

Гонения

И всё равно, несмотря на исключительную щедрость и даже добросердечие по отношению к погорелому люду, Нерона продолжали обвинять в пожаре Рима. Однако Нерон, римский император, не был бы Нероном, если бы не придумал, как отвести от себя и эту беду.

Он обвинил в поджоге христиан. И надо сказать, ему поверили. Христиан в Риме не любил практически никто, считая их вредоносной сектой. Для этого были свои причины. Христианское учение легко вербовало молодёжь и стариков - это самые легко поддающиеся религиозному опиуму части населения, которым понятна и близка идея всеобщего прощения. К тому же у христиан была традиция отписывать всё имущество в пользу церкви, уходя к Господу. А ведь у всех новопризванных были родственники, которые надеялись на наследство.

Многих христиан разорвали дикие звери на аренах цирков. Многих распяли, как Христа. А Святого Петра - не как Христа, а вверх ногами, как сам пожелал. Для строительства и обустройства римских улиц и "золотого дворца" таким образом появились средства. Но не только христиане страдали за восстановление города. Все провинции нещадно подвергались грабежам, даже у греческих городов отнимали лучшие произведения искусств для украшения Рима.

Заговор

Долго терпеть гнусности императора пришлось римскому народу, но конец терпению всегда наступает. Богатый римлянин Пизон, умный и уважаемый за это, видимо, предвидел уже свою очередь на "раскулачивание" и смерть. Он решил опередить императора и начал искать единомышленников. Нашёл быстро и много. Но народ был настолько деморализован годами дичайшего разгула, что заговорщики никак не могли начать действовать. Многие боялись, другие не были уверены в правильности плана.

Идея была прекрасной: вместе с Нероном убить монархию. Партия республиканцев состояла из людей знатных - всаднических, сенаторских, патрицианских фамилий. Им всем не хватало благоразумия и решительности. Нашёлся доносчик, и Нерон свирепо покарал всех. В числе подозреваемых оказался и Сенека, который близко дружил с Пизоном. Этого факта хватило для обвинения.

Нерон разрешил Сенеке самому выбрать свою смерть, и Сенека вскрыл себе вены. Рим дрогнул. Казни - одна ужаснее другой - совершались ежедневно, а между казнями не прекращались оргии и разгул. Даже природа помогла Нерону истреблять римлян: тридцать тысяч человек умерло от эпидемии. И тем не менее не прекратил оргии Нерон, римский император. Фото сохранившихся фресок тех лет очень красноречивы.

Наконец, поднялось восстание в провинциях и докатилось до Рима. Сенат с удовольствием пошёл навстречу народной воле и приговорил Нерона к публичной казни. Нерон сбежал из Рима, но всадники, ранее охранявшие его, а теперь следовавшие приказам сената, настигли беглеца. Тогда Нерон велел своему вольноотпущеннику заколоть себя. Это был 68 год. Нерону было тридцать лет. Четырнадцать из них он правил Римом.


Имя: Нерон (Neron)

Возраст: 30 лет

Место рождения: Лацио, Италия

Место смерти: Рим, Италия

Деятельность: Римский император

Семейное положение: был женат

Нерон - биография

Полное имя - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик известен под именем Нерон. Имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб.

Когда весть о рождении Нерона сообщили его отцу, тот воскликнул: «От меня и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества!»

Агриппина приходилась сестрой императору Калигуле, который не стеснялся наведываться в ее спальню. Так что биологическим отцом новорожденного, получившего впоследствии имя Нерон, вполне мог быть и сам жестокий безумец. А яблочко от яблоньки, как известно, падает недалеко...

Задумав заговор с целью убийства брата и возведения сына на трон, Агриппина не знала о предателе. Ее пособников казнили, а сестру Калигула отправил в ссылку. Нерон остался в Риме с отцом Гиеем Доми-цием, а когда старик умер, мальчишку отправили на воспитание к тетке, где он сполна познал нужду и лишения.

Когда Калигула все-таки был убит, трон занял его дядя - Клавдий. Он вернул племянницу в Рим. Развратная супруга императора - Мессалина подозревала, что Агриппина может добиться передачи трона от Клавдия к Нерону в обход их родного сына Британника. Она отправила убийц к маленькому Нерону, но они так и не решились выполнить «деликатное» поручение.

Когда Нерону исполнилось 10 лет, его мать стала подбираться к Клавдию. После неудачной попытки Мессалины свергнуть мужа Афиппина соблазнила Клавдия - и добилась своего: император женился на ней, а чуть позже усыновил и объявил наследником 13-летнего Нерона. Спустя четыре года юноша встал во главе Рима.

Однако 17-летний молодой человек не мог управлять. Он ударился в пиры и оргии, вступая в связь с мальчиками и замужними женщинами. Однажды он изнасиловал жрицу-весталку, что былб недопустимо. Историк Све-тоний писал: «Наглость, похоть, распущенность, жестокость его поначалу были незаметны словно юношеские увлечения, но уже тогда было ясно, что пороки эти - от природы, а не от возраста».

В первые годы империей фактически правили Агриппина и наставники Нерона - Сенека и Бурр. Мать молодого правителя принялась очищать двор от старых и новых врагов. Понимая, что под очередную «зачистку» могут попасть и они, Сенека и Бурр подговорили императора не утверждать «смертельные списки» Агриппины. В качестве инструмента воздействия на юношу они использовали бывшую рабыню Акте - Нерон так в нее влюбился, что был готов на все.

Тогда мать пригрозила, что вернет престол родному сыну Клавдия - Британнику. В ответ Нерон приказал отравить Британника. Потом велел привезти в амфитеатр его отравительницу Локусту. Женщину раздели и привязали к столбу, где на потеху толпе ее изнасиловал специально надрессированный жирафа и бросили на растерзание львам.

Юный император и сам любил притвориться зверем. По свидетельству Светония, «в звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам голых мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался вольноотпущеннику Дорифору...»

Однажды Нерон увидел красавицу Поппею Сабину - и потерял голову. Он приказал ее мужу развестись с ней и выдал ее замуж за своего друга, запретив делить с ней ложе.


Агриппина сразу почувствовала в Поппее угрозу и предложила сыну взамен новой любовницы... себя. И преуспела в этом. Но Нерон по-прежнему жаждал ласк Поппеи. Та поставила ему условие: либо она, либо жена и мать. Для ускорения принятия решения любовница перестала принимать Нерона у себя, и император удалил мать от двора. Затем Поппея потребовала от него заключения брака, что при живой Агриппине было невозможна Нерон перешел и эту грань.

По его приказу Агриппину трижды пытались отравить, но та принимала противоядие. Тогда Нерон предложил ей отправиться на увеселительную морскую прогулку. По задумке, в помещении, где спала женщина, на нее должен был упасть свинцовый потолок. Однако стойки выдержали смертельный груз.

Узнав о провале «операции», Нерон запаниковал, но Сенека посоветовал обвинить мать в попытке его убийства и казнить ее. Увидев палача с ножом, Агриппина попросила заколоть ее в живот. Этим женщина давала понять: она горько сожалеет о том, что произвела на свет мерзавца. Наутро Сенату объяснили, что император едва не погиб от рук убийцы его матери. Рим сделал вид, что поверил...

Теперь никто не мог помешать Нерону предаваться похоти и тщеславию. А слава актера и певца для него значила даже больше, чем власть. Имея сиплый и слабый голос, правитель часами играл на кифаре и пел. К певцам и актерам римляне относились с презрением, но Нерона это не беспокоило. Впоследствии он собирал многотысячные театры. Стража закрывала двери, и никто не мог уйти с его представлений.


Ради искусства Нерон утвердил спортивно-поэтические игры - Неронии, проводимые раз в пять лет. Музыка, гимнастика, поэзия, гонки на колесницах. .. В последних император неизменно побеждал. Даже когда он выпал из колесницы, судьи безоговорочно отдали ему победу. Так было и на Олимпиадах, где император «завоевал» 1808 олимпийских венков.

Когда Поппея забеременела, Нерон решил избавиться и от своей законной жены Октавии. Обвинив ее в бесплодии, он развелся с ней и женился на любовнице. Октавию выслали из Рима на остров Пандатерия, где убили, вскрыв ей вены. В качестве доказательства ее смерти Поппее привезли голову несчастной.

Вскоре Поппея родила дочь. Счастью императора не было предела, он даже присвоил матери и малышке титул Августы. Радость оказалась недолгой: через четыре месяца ребенок умер.

А в следующем году в Риме случился грандиозный пожар. Город горел шесть дней, но император лишь спокойно музицировал. Из-за дурной репутации его заподозрили в организации пожара. Сам же Нерон виновными «назначил» христиан. Так, апостола Петра по его приказу распяли вниз головой. Других последователей Христа прибивали к кресту и поджигали. Нерон распорядился устанавливать живые факелы для освещения его пиров. Под душераздирающие крики душегуб спокойно беседовал с гостями и пил вино. Именно за убийства христиан Нерона прозвали Антихристом. Кстати, сумма порядковых номеров букв в его полном имени дает число ббб. А в Книге Откровений сказано, что «зверь будет править 42 месяца» -столько же царствовал и Нерон после того страшного пожара.

Во время следующей беременности психика Поппеи дала сбой. Терпеть истерики император не собирался и «заткнул» ее ударом ноги в живот. Женщина упала, у нее открылось кровотечение, случился выкидыш. Спустя несколько часов Поппея скончалась. От горя Нерон, казалось, тронулся рассудком. Заметив у юноши Спора сходство с покойной, он приказал оскопить его и женился на нем. Позднее Нерон вступил в брак еще с двумя мужчинами, но не кастрировал их, ибо «женой» для них был он сам.

Безусловно, стиль правления Нерона не мог не настроить общество против него. Бунты происходили регулярно, но их удавалось подавить. А в марте 68 года ситуация поменялась роковым для него образом. Против Нерона выступил наместник Галлии Гай Виндекс. За помощью он обратился к наместнику Испании Сервию Гальбе, предложив ему титул императора. Легионы бунтовщиков двинулись к Риму.

Сначала Сенат объявил Гальбу врагом народа, но затем его поддержала личная гвардия императора. Оставшись без прикрытия, Нерон скрылся в своем роскошном дворце на холме Палатин. А когда гонец сообщил, что Сенат объявил врагом народа уже его, решил уйти из жизни. С помощью секретаря он перерезал себе горло, воскликнув: «Какой великий артист погибает!».

Никто из знати не хотел хоронить императора, и только бывшая рабыня Акте, завернув тело 30-летнего возлюбленного в саван, предала его огню.

Неро́н Кла́вдий Це́зарь А́вгуст Герма́ник (лат. Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus), 15 декабря 37 - 9 июня 68, имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб (лат. Lucius Domitius Ahenobarbus), с 50 по 54 год - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (лат. Nero Claudius Drusus Germanicus), наиболее известен под именем Нерон, - римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.

Он был сыном дочери императора Германика. Когда император Клавдий стал мужем матери Нерона, то императором он был усыновлен. К власти он пришел в 54 году. Все развивалось по сценарию его матери Агриппины. Благодаря императорской гвардии Клавдия отравили, а императором стал Нерон. Сенат, кстати, признал его власть. Дворцовые интриги не утихали. Наоборот, они усилились. На Нерона влиял его учитель Сенека, влияла мать и начальник гвардии.

Император Нерон старался повысить авторитет сената и навести порядок в стране. Он приказал разработать новую систему взимания налогов. Скоро преобразовалась вся финансовая система в стране. Установили также жесткий контроль над действиями правителей колоний. Благодаря Нерону было восстановлено влияние Рима на Армению и Пиренеи. Было усмирено брожение в Британии. Однако после смерти начальника гвардии Нерон почти отошел от управления государством. Дальнейшие события развивались очень бурно из-за внутрисемейных ссор. Каждый старался убрать своего соперника. Сенека старался все утроить так, чтобы Нерон охладел к своей жене Октавии, дочери Клавдия. Он добился своего. Октавию отправили в ссылку, а затем, по приказу императора, убили.

Действия императора не поддаются законам логики после этого события. Он, по наставлению жены будущего императора, меняет свою фаворитку и планирует очередное злодеяние. Свою мать, которую он называл лучшей из лучших, он решает убить. Ее уже пробовали утопить, отравить, а когда ее смогли убить, Нерон казнил убийцу, чтобы снять с себя подозрения. Он приказал убить другого сына своей матери, а после всего этого в стране начался период деспотического произвола. Возобновились судебные преследования за «оскорбление его величества». Далее начали изымать богатства из храмов, солдатам задерживали жалование, все друг друга грабили. А император увлекся театром. Он выступал во всяких постановках, но любовь к искусству переросла со временем в любовь к актерам. Из трудов историков мы наслышаны об оргиях, которые он устраивал.

В 66-67 году он путешествовал по Греции и заставлял всех восторгаться своими умениями и талантами. Негодование народа росло с каждой минутой. А Нерон никак не мог остановиться. Он решился возвеличить Рим заново. Он отдал приказ сжечь город. Сильнейший пожар разразился в 64 году. Выгорело много районов города. Нерон же скинул вину на других. Множество людей, конечно же, выступило против Нерона. В 6 году, понимая, что поддержки ждать неоткуда, бунтует вся страна, он покончил жизнь самоубийством. В истории мы знаем его как противоречивую и неординарную личность. Кто-то знает его как тирана, кто-то как талантливого актера, поэта, оратора, а кто-то знает его лишь потому, что он поджег Рим.

Из всех римских императоров именно Нерон наиболее часто оказывается предметом ученых дискуссий и объектом для изображения у литераторов. Тем не менее, историки до сих пор не придут к единому мнению относительно его личности. Может показаться, что в наши дни они больше внимания, чем их предшественники, обращают на положительные и конструктивные черты его характера, – этого подхода придерживается, например, Штар, чей перевод Тацита мы уже упоминали выше. Сами мы не станем повторять чужие мнения, а постараемся тщательно изучить все свидетельства в свете современной сексологии и тем самым выявить здравое зерно правды среди противоречащих друг другу традиционных представлений об этом императоре. Если при рассмотрении характера Нерона мы будем пользоваться терминами и идеями психоанализа, то именно потому, что его характер, как мы считаем, лучше всего раскрывается методами психоанализа. Нет нужды повторять, что наш набросок личности этого императора будет, так сказать, чисто субъективным.

Безусловно, что многие пороки Нерон унаследовал от предков. Кроме того, он был способен (подобно всякому мужчине и женщине) на отступление от сексуальных норм в любом направлении. Психоаналитики называют всех людей «полиморфно извращенными» (то есть потенциально ненормальными во многих отношениях), и к Нерону такое определение подходит лучше, чем к кому-либо другому. Мы увидим, что у юного Нерона, выросшего в специфических условиях императорской семьи, развилось столько конфликтующих друг с другом сексуальных склонностей, что просто невероятно найти их все в одном человеке. Предварительный итог будет таков: Нерон был хорошим мужем, однако с сильными гомосексуальными наклонностями; кроме того, он имел множество внебрачных связей с женщинами; в его характере проявляются и садистские элементы, хотя они менее существенны, чем обычно полагают современные исследователи.

Жестокость, как мы уже демонстрировали, была чертой глубоко укоренившейся в римском национальном характере, но Нерон вследствие своего происхождения отличался особенной тягой к садизму. Его дед был жестоким и бессердечным человеком. Он устраивал звериные бои, которые в то время были популярным развлечением, не только в цирках, но и во всех возможных частях города; он любил кровавые гладиаторские игрища и проводил их с такой жестокостью, что император Август особым указом запретил их. Отец Нерона был еще хуже. По словам Светония («Нерон», 5), этот человек, сопровождая Калигулу в путешествии по Востоку, однажды приказал убить одного из своих вольноотпущенников за то, что тот не хотел пить столько, сколько ему приказывали. На Аппиевой дороге он нарочно задавил ребенка, подхлестнув коней. Он был способен выбить глаз спорившему с ним человеку. Был он также виновен в алчности, прелюбодеяниях и инцесте. Таковы были предки Нерона со стороны отца. Со стороны матери дело обстояло немногим лучше. Его матерью была Агриппина Младшая, которую называют столь же безумно амбициозной, сколь и безумно развратной, заводившей бесчисленные любовные связи. Она была дочерью Юлии Младшей, сосланной Августом за разврат, и с самого рождения была отмечена пороками. Можно понять, почему отец Нерона, когда его поздравляли с рождением сына, ответил, что любой его ребенок от Агриппины окажется чудовищем и проклятием для государства.

Итак, Нерон унаследовал от предков грубость, амбициозность, похотливость и природную жестокость. Эти качества лишь развились в нем вследствие отсутствия контроля в решающую пору его взросления. В трехлетнем возрасте он лишился отца; вскоре после этого его мать отправилась в ссылку, и поэтому воспитывали его тетка Лепида и два «дядьки» – танцовщик и цирюльник (Светоний, 6). Когда его мать вернулась из ссылки, Нерон до одиннадцатилетнего возраста оказался под ее порочным влиянием. Светоний рассказывает, что «благодаря влиянию и могуществу матери… он достиг такого положения, что ходил даже слух, будто Мессалина, жена Клавдия, видя в нем соперника Британику, подсылала убийц задушить его во время полуденного сна».

Мессалина была вполне способна на такой поступок. Итак, ясно, что родственные связи и окружение, в котором рос Нерон, были исключительными. Он был лишен контроля и руководства со стороны благоразумного отца, а напротив, оказался под влиянием двух женщин – тетки и матери, женщины, своей властностью не уступавшей любому мужчине, – а в раннем детстве еще и двух мужчин, танцовщика и цирюльника, которые сами, очевидно, не отличались высоким уровнем развития. Конечно, возможно, что близкие отношения с танцовщиком в юном возрасте пробудили в Нероне врожденную страсть к сцене и спортивным состязаниям, в то время как его связь с матерью в конечном счете привела к трагическому финалу – Агриппина, по-прежнему отдававшаяся чувственным удовольствиям, погибла от руки сына.

Мы не должны оставить без внимания замечание Светония (7), что «еще в детстве, не достигнув даже отроческого возраста, выступал он в цирке на Троянских играх, много раз и с большим успехом», то есть публично появлялся на сцене, как и позже, когда шокировал сенаторов-аристократов.

На одиннадцатом году жизни, когда его усыновил император Клавдий, Нерон был отдан на воспитание философу Сенеке. Сенека видел свои обязанности в очень интересном свете: в следующую же ночь ему приснилось, будто в учениках у него оказался Калигула. Если бы Нерон был благонравным и смирным мальчиком, нам было бы непонятно, почему Сенека, великий знаток человеческой души, таким образом представлял себе свою задачу. «Скоро Нерон, – продолжает Светоний, – при первых же поступках обнаружив свой жестокий нрав, показал, что сон был вещим». Трудно представить, чтобы его воспитывали очень строго. Например, к наследнику императорского дома было строго запрещено (как мы знаем из других источников) применять телесные наказания, хотя они были обычным делом при воспитании других юных римлян. Мы мало что знаем о том, как прошли несколько лет его жизни до восхождения к высшей власти. Светоний рассказывает, что «вместе с другими науками изучал он и музыку», что (22) он испытывал безмерную страсть к скачкам и что «говорить о них он не уставал, хотя ему это и запрещали. Однажды, когда он с товарищами оплакивал смерть «зеленого» возницы, которого кони сбросили и проволокли по арене, учитель сделал ему замечание, но он притворился, что речь шла о Гекторе».

Больше о его детстве нам почти ничего не известно. У Светония мы находим важное, по нашему мнению, замечание (7) – биограф говорит, что Нерон пытался убедить Клавдия в незаконнорожденности Британика (Британик был сводным братом Нерона, младше его на три года). Вполне можно себе представить, что его мать Агриппина при любой возможности внушала ему, что однажды он станет повелителем мира. Что касается хорошего или дурного влияния Сенеки, мы можем сказать следующее: историки прошлых веков называли Сенеку чуть ли не святым. Да, он был утонченным и начитанным человеком, но одновременно безвольным гедонистом; его истинным девизом было «Живи и дай жить другим». Поэтому мы можем понять, как получилось, что, согласно Тациту, Сенека не только терпел любовные связи Нерона, но иногда и оказывал им содействие.

Что нам известно о сексуальной жизни Нерона в юности? Во-первых, следует заметить, что, едва достигнув шестнадцатилетнего возраста, он был обвенчан с антипатичной ему сводной сестрой Октавией, и этот брак с самого начала не мог не быть неудачным в самом важном отношении: в несоответствии сексуальных требований супругов. Легко понять, что Нерон со своей сильно развитой сексуальностью не мог получить удовлетворения в подобном браке. Возможно, к этому браку его вынудила амбициозная мать ради собственных целей, зная, что Октавия не сможет уменьшить ее влияние на сына. Возникает отчетливое впечатление, что Нерон и его мать, возможно бессознательно, находились в эротических взаимоотношениях. Между ними не стояло мужчины, который мог бы называться истинным отцом Нерона, а беспринципная Агриппина, может быть, надеялась раз и навсегда утолить свои ненасытные амбиции, получив подобную власть над сыном. Это может объяснить постоянно возникавшие слухи о кровосмесительной связи Агриппины и Нерона. И, приняв эту гипотезу, мы поймем, почему первая связь, действительно принесшая Нерону удовлетворение после его тягостного брака, пробудила в сердце его матери самую дикую ярость. Она инстинктивно чувствовала, что лишается власти над сыном. Тацит говорит с проницательностью великого психолога («Анналы», xiii, 13): «Но Агриппина с женским неистовством накидывается на сына, говоря, что его оспаривает у нее какая-то вольноотпущенница, что вчерашняя рабыня – ее невестка и много другого в том же роде; и, чем яростнее она осыпала его упреками, не желая выждать, когда он одумается или пресытится, тем сильнее распаляла в нем страсть, пока он не вышел из повиновения матери и не доверился руководству Сенеки».

Но уже в юности Нерон, должно быть, познакомился с другим видом любви – гомосексуальной. В те дни в этом не было ничего особо шокирующего. От Катулла мы знаем, что среди юных римлян был широко распространен обычай до женитьбы вступать в сексуальные отношения с красивым молодым рабом (его называли concubinus). Почему такой чувственный человек, как Нерон, должен был быть исключением? Поражает лишь сообщение Кассия Диона (61, 10) о том, что вкус к мальчикам-фаворитам привил Нерону его наставник Сенека, сам обладавший аналогичными склонностями. Можно посчитать эти слова одним из недоброжелательных измышлений более поздних авторов, клеветавших на несимпатичных им императоров. Но с другой стороны, вполне вероятно, что Кассий Дион говорит правду. Как нам известно, вскоре после прихода к власти Нерон отравил своего сводного брата Британика. Этому несчастному мальчику, едва достигшему четырнадцатилетнего возраста, Нерон, естественно, не доверял как возможному претенденту на императорскую власть. Но другие источники говорят, что он был красивым и воспитанным мальчиком, а Тацит («Анналы», xiii, 17) пересказывает слух, что Нерон, до того как отравить его, вступил с ним в сексуальную связь, которая порочила свободного человека, но была вполне допустима в отношении рабов и при этом не нарушала тогдашних моральных норм. Более того, все источники единодушны в том, что Нерон вступал в аморальную связь со свободнорожденными мальчиками, причем ударение ставится на слово «свободный». Тацит также упоминает, что Нерон испытывал гомосексуальные чувства к актеру Парису. Наконец, все авторы приводят рассказ – столь абсурдный с современной точки зрения – о «замужестве» Нерона со своим фаворитом (разные источники называют его либо Пифагором, либо Спором). Неизвестно, насколько правдивы эти утверждения, но ясно одно: Нерон был от природы бисексуален, подобно Горацию, Катуллу и многим другим знаменитым римлянам.

Здесь уместно привести цитату из Светония (29): «От некоторых я слышал, будто он твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки». В этом заявлении видно столь глубокое знание человеческого сердца, что возникает большое искушение приписать его авторство самому Светонию, чем Нерону, умершему в 31 год. Не напоминает ли оно нам изречения Шопенгауэра?

Относительно гомосексуальных склонностей Нерона можно напомнить читателям предположение Фрейда о том, что гомосексуальный элемент в личности ребенка усиливается, если его мать обнаруживает в себе мужские черты. (Так Фрейд утверждает в эссе «Из детства Леонардо да Винчи».)

Мы полагаем, что с этой стороной характера Нерона связана и другая, чрезвычайно странная его склонность, которую отмечают все источники. Тацит говорит («Анналы», xiii, 25): «В консульство Квинта Волузия и Публия Сципиона [то есть в 56 году] на границах Римского государства царили мир и покой, а в самом Риме – отвратительная разнузданность, ибо одетый, чтобы не быть узнанным, в рабское рубище, Нерон слонялся по улицам города, лупанарам и всевозможным притонам, и его спутники расхищали выставленные на продажу товары и наносили раны случайным прохожим, до того неосведомленным, кто перед ними, что и самому Нерону порою перепадали в потасовках удары и на его лице виднелись оставленные ими следы». Такая курьезная разновидность двойной жизни характерна для многих современных гомосексуалистов. Не вполне ясно, можем ли мы удовлетвориться вынесенным Нерону диагнозом «шизофрения», но очевидно, что что-то подобное коренилось в глубинах его личности.

Нам рассказывают о Нероне, что «наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость его поначалу проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения» (Светоний, 26), но, добавляют авторы, всем было ясно, что пороки эти – от природы, а не от воспитания. Без сомнения, это верно. В некоторых исторических трудах и в наше время встречается изображение Нерона как «хорошего» императора в начале правления, превратившегося под конец в невероятного монстра, но эта картина не основана ни на каких исторических фактах. Нерон в течение всей жизни был одним и тем же, и это доказывают нам сведения о его юности. Однако его мать, а потом – Сенека, очевидно, умели обуздывать его, так что некоторое время основная масса римлян могла обманываться на его счет. Сбросив же оковы, наложенные на него матерью и Сенекой, выступавшим в роли воспитателя и советника, Нерон все более и более ясно раскрывал свой характер, о котором нам иногда рассказывают с дикими преувеличениями, а иногда с ужасающей достоверностью.

В наши дни Нерон оценивается как искусный и осторожный политик (особенно во внешнеполитической сфере), но нас это сейчас не интересует. Перейдем к рассмотрению его сексуальной жизни в зрелом возрасте.

Мы уже сказали, что у Нерона были жена и любовница, а помимо этого, он выказывал и гомосексуальные склонности. Также отмечалось, что первые годы его правления были свободны от тирании и жестокости. Именно на тот период приходятся его знаменитые слова: «Как мне жаль, что я научился писать», произнесенные, когда ему пришлось подписать смертный приговор. Согласно Тациту, до того неиспорченный Нерон быстро деградировал, обнаруживая распущенность, жестокость и похоть, когда его охватила страсть к знаменитой Сабине Поппее. Она была на несколько лет старше Нерона и уже замужем. Эта чрезвычайно красивая и утонченная женщина вместе с тем отличалась совершенной аморальностью. Вот как ее описывает Тацит («Анналы», xiii, 45): «У этой женщины было все, кроме честной души. Мать ее, почитавшаяся первой красавицей своего времени, передала ей вместе со знатностью и красоту; она располагала средствами, соответствовавшими достоинству ее рода; речь ее была любезной и обходительной, и вообще она не была обойдена природною одаренностью. Под личиной скромности она предавалась разврату. В общественных местах показывалась редко и всегда с полуприкрытым лицом, – то ли чтобы не насыщать взоров, то ли, быть может, потому, что это к ней шло. Никогда не щадила она своего доброго имени, одинаково не считаясь ни со своими мужьями, ни со своими любовниками; никогда не подчинялась она ни своему, ни чужому чувству, но где предвиделась выгода, туда и несла свое любострастие». Известно одно из ее изречений: «Лучше я умру, чем увижу, как поблекла моя красота». А о красоте ее рассказывают легенды. Она была замужем за римским всадником, но ее, очевидно, окружали юные поклонники, среди которых был и веселый гедонист Отон, позже ставший императором.

Этот человек не жалел усилий, чтобы внедриться в число приближенных Нерона. Нерон, еще совсем юный и незнакомый с подобным образом жизни, похоже, нашел в Отоне того, кого в романе Оскара Уайльда нашел Дориан Грей в лице Генри. По словам Светония, в обществе Отона Нерон предавался распутству и пьянству. Именно Отон раскрыл ему глаза на красоту Поппеи, уже успевшей выйти за него замуж. И он же стал соперником, которого Нерон в конце концов затмил в глазах Поппеи; наградой Отону стала потеря горячо любимой им женщины, отобранной более могущественным претендентом.

Примечательно его поведение по отношению к Нерону. Хоть и страстно влюбленный в Поппею, он крайне опрометчиво начал расхваливать перед приятелем свою жену и, естественно, разбудил в Нероне тщеславие и желание. Поппея же с самого начала имела одну цель, к которой ее вел холодный расчет – стать римской императрицей. За такую цену она была готова сдаться на милость Нерону. И ее тактика была не менее искусна. Порой она изображала преданную и покорную любовницу, порой – высокомерную и неприступную даму; когда Нерон пытался удержать ее у себя, Поппея негодующе восклицала, что она – замужняя женщина и не позволит играть своей честью, а кроме того, что ее сердце принадлежит Отону, так как с его умением жить не сравнится никто (Тацит. Анналы, xiii, 46). В другой раз она делала вид, будто не одобряет визиты Нерона, и заявляла, что станет принимать его лишь в присутствии мужа. Такое обхождение, естественно, раздувало огонь в сердце юного императора.

Отон не собирался добровольно уступать жену Нерону, и поэтому был удален от двора и в итоге послан управлять далекой провинцией. Теперь у Нерона была одна цель: разбить цепи, мешавшие ему жениться на Поппее. Этими цепями в первую очередь был его несчастный брак с Октавией, а во вторую – его собственная мать, понимавшая, что ни одна женщина, кроме Поппеи, больше не сможет влиять на императора. Штар в своей замечательной книге «Агриппина, мать Нерона» говорит: «И снова разгорелась борьба не на жизнь, а на смерть между двуми дочерьми императорского Рима – и одной грозило всего лишиться, а другая стремилась всего достичь. Одна оборонялась, вторая нападала». Легко догадаться, какая из этих женщин должна была победить – та, чьими союзниками были юность, красота, умение обольщения, ум, утонченность и четкий расчет. Когда Поппея презрительно обзывала Нерона «обездоленным сиротой, покорным чужим велениям» (Тацит. Анналы, xiv, 1), она использовала наилучшую тактику, так как Нерон уже давно восставал против опеки матери, которой ранее подчинялся во всем. А если, как мы уже говорили, привязанность Нерона к Агриппине покоилась на бессознательной эротической основе, легко понять, что, когда он, наконец, встретил истинную любовь, его отвращение к матери-кровосмесительнице проявилось со всей полнотой. Но что любопытно, Поппея, во всех смыслах женщина до мозга костей, была старше Нерона, и поэтому являлась для негоне чем иным, как отражением ненавидимой им матери. Этим объясняется громадное влияние Поппеи на личность Нерона, а также то, что его царственная супруга Октавия (женщина совершенно другого типа) не возбуждала в нем практически никаких сексуальных эмоций. То, насколько существенным было влияние его матери, мы видим в замечании Светония, что Нерон избрал себе в наложницы проститутку, которая напоминала ему мать (Светоний, 28).

Убийство Нероном матери следует рассматривать в свете этих фактов. Правдивость сообщений историков об этом убийстве никогда не оспаривалась, хотя вполне вероятно, что романтические подробности, которыми оснащает свою версию Тацит, – не более чем чистая выдумка. Все биографии Нерона сходятся в том, что его истинная натура раскрылась только после смерти матери: до тех же пор, пусть он не испытывал к ней любви, но она по крайней мере внушала ему страх. Также вполне вероятно и то, что у Нерона осталось столько сыновних чувств, что поэтому кровавое преступление тяжким грузом давило на его сознание, отчего ему казалось, «что среди окрестных холмов слышатся звуки трубы, а над могилою его матери – горестные стенания» (Тацит. Анналы, xiv, 10).

С Октавией он развелся не так поспешно, как убил мать. Тем не менее это тоже ужасная история. Несчастную женщину, которая реально никогда не была женой Нерона, ни убеждения, ни угрозы не могли принудить к разводу. Поэтому на нее возвели ложное обвинение в прелюбодеянии с флейтистом. Однако ее слуги и под пыткой не подтвердили обвинений. Одна из ее верных рабынь, которую долго пытал префект Тигеллин (главный помощник Нерона, сменивший Сенеку после его отставки), в разгар пытки воскликнула, что у Октавии тело чище, чем у Тигеллина – рот.

После этой неудачной попытки Октавия была выслана из Рима и содержалась в Кампаньи под вооруженной охраной. Но затем случилось нечто неожиданное: простой народ начал открыто выражать неудовольствие поведением императора. Когда распространились слухи, что Октавия возвращается из изгнания, люди бросились на Капитолий, стали приносить благодарственные жертвы богам, сбросили статуи Поппеи, а скульптуры своей любимой Октавии украсили цветами. Это лишь усилило ненависть Нерона к жене. Его солдаты очистили улицы от народа и подавили бунт в зародыше. А Поппея, осознавшая все опасности, угрожавшие ей самой и ее амбициозным планам, использовала все свое влияние на слабого и трусливого императора, чтобы тот покончил с этой невыносимой ситуацией. Октавия была обречена на смерть. Ее враги сфабриковали историю, будто бы она совершила прелюбодеяние с убийцей Агриппины, и тот под угрозой смерти подтвердил эту фальшивку. Народу представили так называемые доказательства вины Октавии. Она была сослана на пустынный остров Пандатерию, сыгравший такую зловещую роль в судьбах ее семейства, и там ее зверски умертвили.

Теперь Нерон мог без всяких промедлений сделать Поппею императрицей; он так и поступил. Однако эта амбициозная и бессердечная женщина недолго пользовалась плодами успеха. Она умерла три года спустя, как ходили слухи, оттого, что во вспышке гнева Нерон ударил ее, беременную, ногой. В эту версию мы не можем безоговорочно поверить.

Ранее мы почти не говорили об артистических пристрастиях Нерона. Эта сторона его натуры весьма существенна при оценке его сексуального характера, и поэтому ее следует обсудить отдельно. Как уже было сказано, Нерон получил хорошее образование, был сведущ во всех науках и искусствах и, следовательно, обладал известными талантами. Светоний говорит (52): «Он обратился к поэзии, сочиняя стихи охотно и без труда. Не правы те, кто думает, будто он выдавал чужие сочинения за свои: я держал в руках таблички и тетрадки с самыми известными его стихами, начертанными его собственной рукой, и видно было, что они не переписаны с книги или голоса, а писались тотчас, как придумывались и сочинялись, – столько в них помарок, поправок и вставок. С немалым усердием занимался он также живописью и ваянием».

Известно, что к тому же он питал страстный интерес ко всему, связанному со скачками и гонками колесниц в греческом стиле. И как бы преувеличены ни были рассказы античных историков, уместно упомянуть его появления на публике в качестве актера, певца, колесничего, борца и гладиатора. Психолог Штекель смело допускает, что «император, отличавшийся такими артистическими амбициями, не мог быть кровожадным, обладая силой поэтического творчества». Согласно его теории, Нерон был невротиком, «талантливым человеком, не сумевшим реализовать свои дарования». Эта идея как будто подтверждает высказанное выше мнение, что Нерон до конца жизни не избавился от своих комплексов, связанных с матерью. Весь дилетантизм Нерона, все его любительские потуги прославиться в той или иной области можно объяснить очень просто: он поневоле стал великим преступником, потому что не мог достичь сублимации своих импульсов при сотворении великих произведений искусства. И в этом состояла трагедия его жизни.

Современный итальянский поэт Пьетро Косса пытался, как и многие другие поэты до него, воплотить образ Нерона на сцене. Именно он выразил натуру Нерона одной строкой: «У него было сердце римлянина и греческий ум». Эти слова передают весь трагический конфликт в душе этого человека. Легко себе представить, в какой восторг приводило Нерона все греческое, особенно греческие соревнования, пусть и пропитавшиеся грубым духом римской помпезности и хвастовства; как льстили его неумеренному тщеславию тысячи зрителей, аплодировавшие ему как певцу, актеру или победителю состязаний, однако в глубине души он оставался жалким слабаком, которого съедало чувство вины. Истории известны и другие примеры властителей в обличье величественных деспотов, но с душой, угнетенной отчаянием. Все сведения о гомосексуализме Нерона (правдивые или преувеличенные) очень хорошо сочетаются с эллинизмом в его характере. Люди его типа никогда не бывают бережливыми и дальновидными финансистами; они не в состоянии хранить деньги, а без меры тратят их на пышные празднества и всевозможные излишества. Нерон же предавался излишествам в крайней степени. И ни одно из его сексуальных прегрешений не повредило ему так сильно в глазах народа, как его расточительность, потому что он был вынужден пополнять свою казну, которая в то время практически не была отделена от государственной казны, всякими сомнительными средствами, такими, как порча монеты и даже открытое ограбление провинций.

Меня одолевает искушение объяснить то, что ему приписывали знаменитый пожар Рима, с чисто эстетической точки зрения. Вполне вероятно, что, глядя из своего дворца на пылающий город, Нерон позволял себе бесстыдные замечания об ужасной красоте этого зрелища, и эти замечания были поняты как доказательства, что он сам поджег город либо для того, чтобы полюбоваться пожаром, либо чтобы построить себе новый дворец на руинах. Лично я не стал бы обвинять Нерона в поджоге Рима.

А если он не ответствен за это, достоверность знаменитой главы из Тацита («Анналы», xv, 44) о казни христиан после пожара оказывается под большим сомнением. Ни один христианский автор не упоминает об этой казни, что лишь подтверждает предположения, что эта глава – позднейшая выдумка христианских авторов, желавших доказать существование Христа как исторической фигуры. Но это между прочим. Правда, и Светоний упоминает о казни христиан примерно в то же время, но говорит об этом вкратце и без каких-либо подробностей. Детали, приведенные у Тацита, ему неизвестны. И то, что он, величайший сплетник из всех историков, ничего не говорит на эту тему, очень показательно.

Можно также сказать, что эстетизм Нерона был фактором, вызывавшим ненависть у все еще могущественного Сената, – такую ненависть, что сенаторы составляли один заговор за другим и в конце концов бросили его на произвол судьбы, когда восстали пограничные армии. У Кассия Диона мы читаем: «Было невыносимо слышать, а тем более видеть, что римлянин, сенатор, патриций, понтифик, цезарь, император вносил свое имя в список состязающихся, упражнял голос, исполнял всяческие песни, появлялся с длинными волосами, бритым подбородком, в распахнутой одежде и почти без свиты, с яростью взирал на соперников, оскорблял их бранными словами, подкупал судей и зрителей на играх из боязни, что его будут упрекать и вычеркнут из списков, – и все для того, чтобы выиграть приз игрой на лире… и потерять императорскую честь!» Следует добавить, что тот же автор говорит (62, 10): «Простонародье и войска взирали на это зрелище, нисколько не негодуя, а, наоборот, восхваляя императора».

Безвольный эстетизм Нерона и любовь к удовольствиям проявились в постыдном поведении, когда его власть начала рушиться. В данном случае мы можем принять на веру рассказ Светония, так как он вполне соответствует истинному характеру Нерона. Светоний пишет (47): «Между тем пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. Узнав об этом во время пира, он изорвал донесение, опрокинул стол, разбил оземь два любимых своих кубка, которые называл «гомерическими», так как резьба на них была из поэм Гомера, и, взяв у Лукусты яд в золотом ларчике, отправился в Сервилиевы сады. Самых надежных вольноотпущенников он отправил в Остию готовить корабли, а сам стал упрашивать преторианских трибунов и центурионов сопровождать его в бегстве». Когда они отказались, он стал обдумывать самые безумные планы – в сущности, любые, кроме единственного очевидного: обороны. Так, ему пришло в голову отправиться на Форум в траурном платье и с помощью всего своего красноречия пробудить в народе жалость. Но даже он должен был признать, что такой план отдаст его беззащитным в руки врагов. В итоге он бежал в загородное поместье одного из своих вольноотпущенников и спрятался там в отдаленном уголке, непрестанно оплакивая свою жалкую участь. Наконец, он приказал подготовить все необходимое для своих похорон, причем на каждом этапе приготовлений всхлипывал и восклицал: «Какой великий артист погибает!»

Однако он, будучи трусом, был не способен на самоубийство. Тут прибыл гонец с ужасным известием, что Сенат объявил Нерона вне закона и что его велено привезти в Рим и запороть до смерти. Нерон был объят ужасом. Он не выносил физической боли, на которую хладнокровно осудил тысячи других людей. Но даже услышав, как приближаются посланные арестовать его солдаты, этот эстет не мог удержаться, чтобы не процитировать Гомера:

Коней, стремительно скачущих, топот мне слух поражает.

Наконец он сумел умереть. С помощью секретаря (бежавшего вместе с ним) он пронзил себе горло кинжалом.

Его труп не был осквернен, чего он боялся. Его наложница Акта и две верные няньки устроили ему почетное погребение и даже отвезли его тело в родовую усыпальницу. Очевидно, простой народ его не ненавидел, так как очень долго на его могилу клали цветы, а вскоре после его смерти объявился лже-Нерон, заставивший поверить многих в то, что он истинный император.

Подвести итог можно следующим образом. Нерон стал жертвой ужасных наследственных пороков. На развитие его личности оказали сильное влияние беспорядочное воспитание в детстве и длительная опека властной матери. К этим факторам следует прибавить его многосторонние таланты и артистические наклонности, которые он так и не сумел толком развить, несмотря на свои любительские попытки во многих областях искусства.

Итак, он предстает невротиком, слабым и трусливым в глубине души (что довольно характерно для людей-эстетов). В сексуальном смысле он получал удовлетворение самыми разными способами, так как ничто не препятствовало ему в исполнении любых желаний. От природы он, разумеется, был бисексуален, однако вовсе не садист до мозга костей, каким его часто изображают. В первую очередь он был человеком так до конца и не избавившимся от материнской воли.

Разным людям он всегда открывался с разных сторон. Это можно видеть по разнообразию произведений, освещающих его личность и его эпоху, – иногда Нерон предстает холодным циником и бессердечным эстетом (как в пьесе Коссы), иногда дьяволом-антихристом (как в знаменитом романе Сенкевича «Камо грядеши?>>), а иногда (как в книге Вилбранда) тираном, которого сгубило безумие деспотической власти. Нам кажется, что воссоздать средствами искусства образ Нерона невозможно, ведь мы так и не знаем, каким он был на самом деле.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...