Илья латыпов психолог вконтакте. Илья Латыпов

Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения

Неуспех (неудача) налицо тогда, когда цель не достигнута. Вполне понятно, что неуспех тоже имеет градации.

Мы считаем, что в ходе дальнейшей и более подробной разра­ботки теории адаптации все эти и другие градации (которые можно внести без труда) необходимо иметь в виду.

Во всех тех случаях, когда цель и результат не соответствуют друг другу (не совпадают), возникает задача адаптации и реадапта­ции личности. Даже большой успех, превосходящий все ожидания, вызывает вопросы и требует от личности и от окружающих адап­тации к создавшейся новой ситуации. У человека, добившегося большого успеха, с целью адаптации к новой ситуации возникает потребность изменения своей «Я-концепции», приведения ее в со­ответствие с новыми достижениями. Такой человек может создать новое представление, например, о своих способностях и волевых качествах.

Проблема адаптации встает перед личностью с еще большей остротой в том случае, когда она переживает состояние неудачи, неуспеха, которая может быть как полной, так и частичной. Част­ная неудача может совпадать с тем, что мы называем частичным успехом.

Например, если индивид надеялся (имел цель) получить за свой труд 1000 рублей, но смог заработать только 500, это можно оценить как в качестве частичного успеха, так и частичной неудачи. Он пере­живает фрустрацию средней интенсивности. Но если бы человек не получил ничего (ноль рублей), то подобный итог мы оценили бы как полную неудачу, которая является сильнейшим фрустратором.

Двойной неудачей можно назвать тот случай, когда получен про­тивоположный результат. Типичным можно считать случай, когда пропагандист стремится убедить слушателей в истинности своих взглядов, но в конце его выступления слушатели приходят к выво­ду, что он неправ и хотел обмануть их. Это известный в психологии пропаганды эффект бумеранга.

Естественно предположить, что во всех названных случаях острота потребности в адаптации различна. Поэтому и адаптивные механизмы и стратегии, требуемые для психологической самоза­щиты, не могут быть одинаковыми.

Неудача означает провал плана, целей и намерений личности. Она означает разрыв между личностью и средой, нарушение про­цессов контроля и самоконтроля, дезорганизацию активности.

Выделение этих аспектов позволит конкретизировать и углу­блять понятия фрустрации и фрустрированности личности. Ранее было отмечено, что до сих пор фрустрацию понимают в основном


2.7. Успех, неудача и адаптация

111

как блокаду целенаправленной деятельности. На предыдущих стра­ницах в определенной степени мы уточнили и расширили это поня­тие. Если иметь в виду, что во фрустрации самое главное - неудача, то можно указать на главные аспекты неудачи как психического яв­ления, которые будут фактически аспектами фрустрированности:


  1. разрыв между личностью и той средой, в которой она лока­лизована;

  2. дезорганизация деятельности;

  3. дискредитация плана;

  4. нарушение контроля и самоконтроля личности;
5) дискредитация средств и способов достижения цели и т. п.
Такой аналитический подход, как мы считаем, позволит лучше

понять причины спонтанного выбора новых механизмов и страте­гий адаптации (в том числе защитных механизмов).

2.7.2. (Лена успеха и адаптация (уточнение понятия «успех»)

Исследования целенаправленной деятельности и адаптации нельзя ограничить только составлением схем интеллектуального и рационального характера. Необходимо тщательнее исследовать мотивацию активности и субъективные оценки успеха и неудачи, их соответствия ожиданиям и притязаниям личности.

В частности, важность представляет следующая проблема: в реальной жизни, когда человек выдвигает перед собой цель и готовится начать деятельность по ее приобретению, он совершает следующее:


  1. рассчитывает, какую цену он должен платить за эту цель; в цену цели включаются деньги и другие ресурсы, умственные и физические усилия, тот отрезок времени, в течение которого при­дется действовать, и другие ресурсы и средства;

  2. пытается определить, получит ли выгоду от этой деятель­ности. Цена цели должна превысить суммарную цену собствен­ных вложений, чтобы деятельность имела адаптивный смысл (Ц > Ц в). Причем реальную ценность цели мы должны отличить от ее атрибутивной ценности, которая имеет как индивидуаль­ный, так и этнокультурный аспекты.
Успех, таким образом, имеет место не просто тогда, когда цель достигнута, но лишь тогда, когда ее ценность превышает ценность тех вложений, которые сделала личность. Чем больше полученная выгода (она определяется по формуле: Ц - Ц в = В, где В - выгода, доход), тем больше успех. Когда Ц м = Ц в, тогда от приобретения та­кой цели нет никакой выгоды, во всяком случае непосредственной.

112 Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения

Это «нулевая игра», в ней нет ни успеха, ни неудачи. Более того: по­скольку человек потратил не только силы и средства, но и время, то подобный итог - фактическая неудача.

Подлинная неудача имеет место тогда, когда Ц т
Таким образом, градации успеха и неудачи можно получить на основе расчета выгоды (дохода) и потерь (расходов). Причем нельзя игнорировать также моральную выгоду, которую вряд ли можно более или менее адекватно выразить в денежных единицах. Например, если достижение цели приносит человеку известность и почет, но мало денег, то он может быть удовлетворен таким ито­гом. Кстати, известность, почет и уважительное отношение тоже могут быть составляющими той цели, которую с самого начала по­ставила перед собою личность.

2.8. Проблема оптимальной фрустрации

Наблюдения психологов и родителей свидетельствуют о том, что для развития положительных черт характера и сильной воли у детей, подростков и юношей им необходимо преодолевать труд­ности. Уровень трудностей, способствующих положительному развитию, для каждого возрастного периода различен. Люди, не имеющие опыта преодоления трудностей, жившие в бесконфликт­ных условиях, нередко оказываются беспомощными перед лицом изменяющихся условий жизни: они оказываются неспособными к гибкой и продуктивной нормальной адаптации в проблемных си­туациях.

Исходя из подобных наблюдений, а также из жизнеописаний видных деятелей человечества, можно предложить следующую гипотезу.

Для каждой личности должен существовать оптимальный уро­вень фрустрации, оказывающий благотворное влияние на процесс ее формирования.

Использование термина «оптимальная фрустрация» и выдвиже­ние данной гипотезы мы считаем совершенно необходимыми уже на данном этапе исследования фрустрации и защитных механиз­мов, поскольку этим путем обогащается концептуальный аппарат теории социально-психологической адаптации и, как мы полага­ем, этот термин отражает психическую реальность. Однако вполне

2.8. Проблема оптимальной фрустрации 113

очевидно, что следует найти более или менее точные критерии оценки оптимальности или неоптимальности той фрустрации, ко­торую переживает человек.

В общей форме можно сказать следующее.

Оптимальный, то есть благоприятный для развития личности уро­вень фрустрации представляет собой такой комплекс препятствий, трудностей, привации и депривации, сохранения внутренних и внеш­них конфликтов и ряда других субъективно неприятных факторов, которые в период детства и юношества, а нередко и позже приводят к формированию волевых и творческих черт характера личности без патологических признаков и тенденций поведения.

Особо следует отметить необходимость сохранения фрустра­ций в пределах оптимального уровня в период детства, отрочества и юношества, в период бурного психического развития личности. После наступления зрелости в характере и способностях человека происходят изменения уже более частного порядка, исключая слу­чаи глубоких изменений личности, так называемых конверсии, про­исходящих под воздействием личностно значимых событий (потеря близкого человека, коренное преобразование общественной жиз­ни и потеря личностью прежнего статуса в референтных группах и т. п.). Интерес представляет также воздействие фрустраций и стрессов на развитие личности в так называемые сензитивные пе­ риоды развития.

Оптимальный уровень фрустрации для каждой личности инди­видуализирован и зависит от ее наследственных психофизиологиче­ских особенностей, типа темперамента, предпосылок способностей, а также тех социально-психологических признаков, которые на дан­ном этапе уже имеются в структуре ее психики. Однако исследование какого-либо явления только тогда становится подлинно научным, когда за частными особенностями и индивидуальными различиями раскрывается общее, повторяющееся и закономерное. Поэтому мы полагаем, что открытие общих критериев оптимальной фрустра­ции и закономерностей ее воздействия на развитие личности станет возможным только в том случае, когда с помощью систематических исследований удастся показать, какие фрустрации имели решающее значение в процессе формирования того или иного типа личности. Это, конечно, новое и широкое поле исследований, и о нем здесь мы упоминаем только для постановки проблемы. Отметим, что в указан­ном аспекте следует рассматривать такие известные типологии, как классические типы темпераментов, типы экстраверсия-интроверсия, социальную типологию личностей Э. Фромма, авторитарность-демократичность К. Левина, Т. Адорно и других и т. п.

114 Глава 2. Ситуаиии, требующие адаптивного поведения

Для развития концепции оптимальной фрустрации следует при­стально следить за процессом психического развития детей. Очень полезную информацию для развития настоящей концепции могут дать продольные (лонгитюдные) исследования. При их организа­ции важно обратить внимание на тот факт, что нормально развива­ющийся ребенок, приобретая простые знания и навыки, стремится к более сложным. Ему доставляет большое удовольствие приме­нение на практике приобретенных знаний и навыков. Например, ребенок охотно и многократно, иногда варьируя, повторяет извест­ные ему слова.

Однако если заставить ребенка остаться на уровне приобретен­ного, он станет скучать и нервничать: развивающуюся личность никогда не удовлетворяет уже достигнутое. Она хочет идти впе­ред, расти, стать зрелым человеком, личностью.

Как справедливо писал А. Маслоу, только тогда, когда в жизни ребенка начинаются неудачи, лишения, издевательства и фрустра­ции, у него возникают фиксации и регрессии. Вследствие этого мо­гут иметь место патологические динамические процессы, образова­ние невротических комплексов и компромиссных структур. В них импульсы поступательного развития могут сохраниться, но в не­удовлетворенном состоянии. При углублении патологии может на­блюдаться потеря этих прогрессивных импульсов и способностей."

Такая регрессирующая личность психическому росту предпочи­тает безопасность. Это путь к новым неудачам. Недаром говорят: «Не рискуя ничем, вы рискуете всем».

Однако для приобретения силы необходимы некоторая отсроч­ка удовлетворения желаний, пребывание в фрустрированном со­стоянии. Немедленное удовлетворение потребностей также опас­но для будущего личности. Но все эти меры и предосторожности А. Маслоу считает вспомогательными средствами воспитания. Необходимым условием нормального психического роста остается удовлетворение базальных потребностей личности. 2

"Maslow A. Defense and Growth. In: Theories of Psychopathology. Ed. By T.Millon. Philadelphia and London, 1967, p. 276. См. также: Маслоу Λ. Новые рубежи человеческой природы. - М„ 1999 и др.

Ό взглядах этого исследователя на условия развития зрелой и самоактуализирующей­ся личности см.: Maslow A. Motivation and Personality. New York, 1970 (2"" 1 ed.).

ГЛАВА 3

КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Психология конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) - обширная область исследований. В настоящей главе мы вкратце рассмотрим структуру и основные разновидности конфликтов, а также, пока предварительно, те механизмы и стратегии, которые применяются людьми с целью их преодоления. Более подробно адаптивные механизмы и стратегии будут обсуждаться в после­дующих главах. Совокупность действий, совершаемых пережива­ющим конфликт человеком с целью его преодоления или полного разрешения, мы считаем в целом адаптивной психической актив­ностью. Поэтому психологическая теория конфликтов и способов их разрешения, по нашему мнению, должна стать органической частью общей социально-психологической теории адаптации ин­дивидов и групп.

3.1. Соперничество, конфликт и кризис

При определении конфликта мы будем опираться в основном на точку зрения польского социолога Яна Щепаньского, которая, по нашему мнению, является одной из наиболее четких и ясных. Социальные конфликты этот исследователь определяет в качестве частного случая более широкого класса социальных процессов - соперничества. Процесс соперничества основан на том, что, имея сходные стремления, одни индивиды стараются быстрее других прийти к цели.

«Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов и ценностей, то соперничество превращается в конфликт». (Щепаньский Я. Эле­ментарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 197.)

Несколько дальше он дает сравнительно более развернутое опреде­ление социальных конфликтов как процессов, в которых «...инди­вид или группа стремится к достижению собственных целей... путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида

116 Глава 3. Конфликты как проблемные ситуации

или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям». (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 200.)

Таким образом, социальный конфликт между индивидами или группами есть процесс, а это означает, что между составляющими его «элементами» (индивидами, ихсостояниями, действиями нт. п.) существуют причинные и структурно-функциональные связи. Между различными социальными группами конфликты возника­ют и в тех случаях, когда они стремятся к различным целям, но хо­тят или вынуждены пользоваться одними и теми же средствами.

Ян Щепаньский считает, что в социальном конфликте против­ник всегда осознается. Конфликт возникает из антагонизма: из противоположного определения ценностей друг друга и негатив­ного предубелсдения, возникающего из чувства опасности. Если А негативно определяет ценности В и последний стремится навязать А эти свои ценности, тогда между ними возникает антагонизм.

Иногда люди иррационально, то есть без разумного основания, полагают, будто чужие угрожают им, и такое определение ситуации приводит к антагонизму.

«Таким образом, антагонизм - это комплекс негативных установок и оценок, могущих привести к действиям, направленным на устра­нение или подчинение противника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерож­дается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одним из партнеров». (Щепаньский Я. Элементарные понятия со­циологии. - М., 1969. - С. 201.)

Существуют разновидности социальных конфликтов.

Борьба - это форма конфликта, в которой стороны стремятся по­казать свое превосходство и принуждают противника признать это превосходство и капитулировать.

Как справедливо замечает Я. Щепаньский, данное явление по­всеместно встречается во всех обществах и во все исторические пе­риоды, а война как форма разрешения политических конфликтов может быть преходящей.

Внешние конфликты возникают между двумя индивидами, между индивидом и группой, между группами. Поэтому с учетом вовлеченных в конфликтные отношения социальных «элементов» можно выделить но крайней мере три тина внешних конфликтов:


  1. конфликты типа «личность - личность», или межличност­ ные конфликты;

  2. конфликты типа «личность - группа»;
3.1. Соперничество, конфликт и кризис 117

3) конфликты типа «группа - группа», или межгрупповые кон­ фликты.

Первые два типа можно объединить под названием внутригруп- повые конфликты. Следует также учесть, что если в группе имеется достаточное число членов и она распадается, к примеру, на две под­группы, тогда между ними тоже нередко возникают конфликтные отношения. Примером конфликта последнего типа может служить тот случай, когда официальный лидер не является социометриче­ской «звездой», а социометрическая «звезда» обладает качествами харизматического лидера и имеет подгруппу последователей.

Приведенное определение конфликта как процесса, по нашему мнению, в общей форме применимо также к внутренним конфлик­ там, особенностью которых является то, что в них сталкиваются потребности (мотивы), цели и когнитивные структуры не разных людей, а одного и того же человека. Возникновение конфликта, его ход и разрешение составляют последовательность взаимно детер­минированных действий, то есть психический процесс. Внутренний конфликт всегда в какой-то степени детерминирован внешними воздействиями людей и тех предметов, которые необходимы для удовлетворения конфликтующих потребностей личности и высту­пают для нее в качестве целей.

Психологический анализ конфликтов предполагает выделение их разновидностей, раскрытие их структуры (какие потребности, мотивы, цели, познавательные операции и процессы в них входят), интенсивности, длительности, путей разрешения (полное разреше­ние или же просто вытеснение и частичное преобразование и т. п.). При этом следует иметь в виду, что разрешение конфликта может быть как «спонтанным», так и целенаправленным процессом.

Напряженность обычно определяется как устойчивый и нераз­решенный конфликт. Мы уточним это определение следующим об­разом.

Напряженность - это субъективное переживание, психическое состояние, которое свидетельствует (и сигнализирует) о том, что между А и В существует неразрешенный конфликт.

Это, по существу, состояние фрустрироваиности, причем сам фрустратор (конфликт интересов, установок, желаний, когнитивных элементов и т. п.) может даже не полностью осознаваться.

Напряженность может выражаться открыто, то есть в поведе­нии, в поступках сторон или отдельной личности, если она пере­живает внутренний конфликт. Когда конфликт не разрешается и, более того, подвергается внешним воздействиям, тогда в резуль­тате накопления агрессивности могут иметь место вспышки гнева,

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение

Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе. Профессиональная адаптация включает самоидентификацию с новой ролью, статусной характеристикой и принятие культуры и ценностей профессиональной среды.

Адаптация – одна из важных вех в жизни человека, через нее он формирует свое мировоззрение и становление как Личность.

Социализация (адаптация) работника на новом рабочем месте зависит от того, насколько хорошо человека принимает коллектив, да и вся организация в целом.

Ресоциализация – повторная социализация, связанная с переходом на новую должность или на другое место работы с сохранением прежней должности.

Адаптивное профессиональное поведение включает:

1) функциональное поведение, т. е. соответствующее данной профессиональной роли и адекватное в данных условиях;

2) экономическое поведение, когда индивид ориентируется на оптимальный баланс между вкладом в трудовой процесс и компенсацией вложенных усилий;

3) стратификационное поведение – ориентацию на достижение определенных статусных характеристик;

4) инновационное поведение, которое предполагает введение в трудовую деятельность новшеств;

5) конформное поведение, которое характеризуется приспособлением индивида к установкам и мнению большинства в коллективе;

6) конвенциональное поведение основано на установлении договоренности (явной или латентной) на поддержание определенных статусно-ролевых позиций;

7) церемониально-субординационное поведение, которое включает соблюдение профессионального этикета, продуцирование и транспортировку культурных паттернов профессии и профессиональных традиций.

Дезадаптивным профессиональным поведением считается:

1) характерологическое поведение, под которым понимается проекция личностных характеристик (в основном неконгруентных) на рабочую среду;

2) противоправное поведение;

3) административно-управленческое поведение с превышением служебных и профессиональных полномочий;

4) дисфункциональное поведение, включая профессиональную некомпетентность;

5) индивидуально-целевое поведение, связанное с реализацией личных целей вне зависимости от пожеланий коллектива;

6) имитационное поведение, проявляющееся в псевдоактивности работника;

7) отклоняющееся поведение, характеризующееся асоциальными привычками и склонностями в профессиональной деятельности.

Посредством трудового поведения человек не только сам приспосабливается к трудовой среде, но и преобразует ее в соответствии со своими профессиональными установками.

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Профессиональное супружество В Окридже я впервые понял: как необходима жена для личной жизни, так нужен партнер для жизни профессиональной. Заботиться о пациентах, как и о детях, крайне тяжело, когда это бремя лежит только на одном родителе. Джон Воркентин помогал мне, но

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

5. Профессиональное обучение Профессиональное обучение является важнейшим условием знакомства и овладения тем или иным видом деятельности.Обучение проводится на базе специализированных учебных заведений и имеет целью сформировать у индивида профессиональное

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие профессиональной адаптации Под профессиональной адаптацией обычно понимают систему мер и мероприятий, которые способствуют профессиональному становлению работника и формируют у него соответствующие профессиональные качества, а также помогают в освоении

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3. Адаптивное профессиональное поведение Адаптивное профессиональное поведение включает:1) функциональное поведение, т. е. соответствующее данной профессиональной роли и адекватное в данных условиях;2) экономическое поведение, когда индивид ориентируется на

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

4. Неадаптивное профессиональное поведение Не адаптивным профессиональным поведением считается:1) характерологическое поведение, под которым понимается проекция личностных характеристик (в основном неконг-руентных) на рабочую среду;2) противоправное

Из книги Детекция лжи и обмана автора Фрай Олдерт

10. Профессиональное обучение. Ответственность Профессиональное обучение проводится на базе специализированных учебных заведений и имеет цель сформировать у индивида профессиональное мировоззрение, умения, навыки и знания, необходимые данной профессии. В процессе

Из книги Как избавиться от стресса и депрессии [Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым] автора Пигулевская Ирина Станиславовна

6.5. Профессиональное саморазвитие. Саморегуляция В современном мире полное обновление содержания профессии происходит в среднем за десять лет. Это значит, что если педагог-психолог не хочет отстать от своих коллег и намерен использовать современные формы и методы

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМАНА

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

83. ПРОИЗВОДСТВЕННО– ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Сформированная профессиональная деятельность должна удовлетворять следующим требованиям:– достигать намеченной цели, т. е. воспроизводить продукт заданного образца;– выполнять последовательные действия и операции,

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ОДОБРЕНИЕ В РОЛИ СИГНАЛОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ АДАПТАЦИИ В детстве нравящееся взрослым, послушное, “хорошее”, “правильное” поведение, лишенное иного смысла и иной инициативы, кроме инициативы и смысла - привлечь их внимание и одобрение было

Из книги Тревога и неврозы автора Рикрофт Чарльз

Часть третья Адаптивное и дезадаптивное поведение КМ СПП рассматривает поведение как психическую и психически опосредованную активность человека, продиктованную совокупностью условий его существования; а психическую адаптированность – как процесс соответствия

Из книги автора

8.1. Профессиональное общение Консультирование корпоративное – одно из направлений психол. практики, находящееся на стыке психологии управления, организационного развития и психол. консультирования. Направлено на рост эффективности организаций, компаний, благодаря

Из книги автора

ПРОИЗВОДСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Сформированная профессиональная деятельность должна достигать намеченной цели – воспроизводить продукт заданного образца, выполняться как последовательность действий и операций, реализующих требуемую технологию

Из книги автора

Глава 5 Защита и адаптивное поведение В предыдущей главе я определил общую структуру невроза как результат репрессии одной части личности со стороны другой. Стремление репрессируемой части вернуться в сознание приводит к невротической тревоге, усилению подавления и

Приспособительное поведение человека в обществе носит название «Адаптивное поведение». Оно проявляется в таких формах:

  1. Добросовестное и активное отношение к делу;
  2. Безупречное эмоциональное самочувствие;
  3. Сознательное участие в любой деятельности;
  4. Способности приспосабливаться к переменам и новому окружению;
  5. Сознательное избегание конфликтных ситуаций;
  6. Умение само реализоваться независимо от перемен;
  7. Проявление инициативы и интереса ко всему происходящему.

Именно благодаря адаптивному поведению у человека развивается стремление оперативно реагировать на перемены, стремление уберегать себя от социальных конфликтов и отклонений. Большинство людей, не задумываясь и по инерции, следуют всем общепринятым нормам и незримым законам окружающего мира. Именно благодаря нормальному и логичному социальному поведению нас принимают, слушают и понимают.

На протяжении всего процесса развития личности каждый из нас сталкивается с самыми разнообразными ситуациями и осуществляет множество процессов. Кое-что люди делают с удовольствием и оптимизмом, для осуществления некоторых действий приходится прилаживать дополнительные усилия. Адаптивное поведение способствует легкому приспособлению человека к изменениям, его вхождению в новое общество и соответствию социальным порядкам.

В основном данный вариант поведения не выходит за рамки поведенческих стереотипов, но бывают и редкие разочаровывающие исключения. Некоторые люди сознательно (подсознательно) нарушают общепринятые нормы социума. Данные отклонения носят название «Социальное отклонение».

Социальное отклонение

В основном это могут быть такие категории людей:

  • святые;
  • преступники;
  • гении;
  • отшельники и т.п.

Чаще всего общество не принимает и подавляет людей с другим строением мыслей и взглядами. Частые издевательства в детском и юношеском возрасте, проявление агрессии или демонстративное игнорирование приводят людей с социальными отклонениями к замкнутости, внутреннему конфликту и одиночеству. Если речь идет о преступниках подобное поведение социума не сложно понять.

В сфере отклонений от адаптивного поведения всегда проводятся многочисленные исследования и анализы. Специалисты безостановочно пытаются найти причину отклонений и несвойственного поведения человека в социуме. Негативные процессы начинаются с детского и подросткового возраста – это вывод большинства специалистов и конечные результаты большого количества исследований.

Цели и средства

Причинами несвойственного поведения, влекущие адаптивные отклонения являются:

  • Протест против давления взрослых, несправедливого отношения родителей преподавателей и т.п.;
  • Корыстные цели;
  • Желание самоутвердиться и выделиться среди окружающих;
  • Очевидное стремление привлечь внимание окружающих (в основном это родители и родные люди).

Довольно часто преступники и другие личности, нарушающие жизненные законы имеют собственные причины – так утверждают профессиональные эксперты. Существует список наиболее распространенных причин способствующих отклонениям от адаптивного поведения:

  • Эмоциональная неразвитость;
  • Потеря или смерть близкого человека;
  • Неправильное родительское воспитание и пример (пьющие родители, насилие в семье и т.п.);
  • Отсутствие культурного развития и хобби;
  • Психические расстройства, отклонения и заболевания;
  • Несоответствие потребностей возможностям носит параллельное название – деформация ценностных ориентаций;
  • Неинформированность и отсутствие информации о социальных нормах;
  • Развод родителей;
  • Попадание в плохое окружение, компанию и т.д.;
  • Неумение противостоять давлению, отстаивать свое мнение и говорить «нет» (безволие);
  • Недостаточная правовая информированность.

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что воспитание и пример семьи имеют наибольшее влияние на развитие и жизненные ценности человека . Чаще всего на преступную стезю ступают дети из неблагополучных семей или там, где родителям нет дела до своих чад. В обеспеченных семьях также очень часто подростки обладают социальными отклонениями. Происходит это из-за постоянной занятости родителей, большого количества финансовых средств и неумения их ценить, а также ощущение безнаказанности.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...