География брянской области. Основные понятия темы, персоналии

В термин “краеведение” внедрялось различное содержание. В 30-х годах XX в. оно разбиралось как метод комплексного изучения какой-либо конкретной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам на небольшой территории /13/. В 40-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно соучаствующее в созидании всего края на основе всеобщего его изучения /13/. В том числе были высказывания о нем как об особом направлении в науке, предмете преподавания.

А.С. Барков говорил, что “краеведение это комплекс научных дисциплин, отличающихся по содержанию и частным методам исследования, но основной в своей совокупности к научному и всестороннему изучению родного края в интересах социалистического строительства /2/.

Краеведением занимаются историки, специалисты естествознания, специалисты языка и литературы, архитекторы, труженики искусств. Следовательно “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т.п. вплоть до археологического /2/.

Но ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов изучения, как в географии. А.С. Барков считал, что “объект и методы изучения географии и краеведения схожи. Последнее позволено и должно рассматривать подобно “малой географией, правильнее, как малое страноведение. Л.С. Берг называет краеведение географией родной земли /3/.

Говоря о краеведении, почаще всего понимают его собственно как краеведение географическое, в вопросы которого входит всеобщее, синтезированное исследования родного края. В краеведении, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что исследуется территория, определяемая термином “родной край”.

Географическое изучение родного края необходимо для всех специалистов-предметников, а географ и должен, увязывая различные наблюдения с географией, явиться естественным объединяющим центром общей краеведческой работы /5/.

Вытекая из задач, краеведение необходимо отличать по формам его организации. В процессе совершенствования сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исполкомов Советов депутатов трудящихся, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями. Домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения -- руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников.

Схема №1, показывающая структуру школьного краеведения /3/

Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя -- верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В преподавании географии краеведение -- одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

В школьном краеведении нужно всегда помнить его учебную ценность. В связи с этим маркируют учебное краеведение, его содержание и натура определяются учебной программой, и не программное краеведение, вопросы и содержание которого создаются в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной прогулки или экскурсии. А так же в них обязательно участие учащихся всего класса. В не программном краеведении учащиеся принимают участие на добровольных началах. Это туристские слеты по своему краю, школьные экскурсии, экспедиции и пр.

Организация и отношение к учебной программе этих обоих видов школьного краеведения отличны, но в то же время они между собой очень связаны, потому что при изучении родного края для всестороннего его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского слета происходит сбор краеведческого материала, выполняются всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т.д. Общим является также уверенное руководство руководителя всей работой.

Школьное краеведение преследует две задачи: одна из них -- многогранное изучение свое края и накопление краеведческого материала, знаний, другая -- приобщение этого материала в преподавании. Они между собой очень связаны: решение первой открывает путь к открытиям второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний -- главное назначение учебного краеведения.

Краеведение воссоздает условия для наилучшего понимания природных и общественных явлений. Школьники на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Краеведческий принцип дает возможность развивать преподавание географии соответственно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Обладая представление о природе и ее закономерностях, а также о народе и хозяйстве родной местности, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России и Республики, а также зарубежных стран. Точное проявление процессов развития географической среды в ближайших местных школах и их изучение помогают воспитанию правильных представлений о многих вещах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для реального наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные составляющие его компоненты, так же, служат тем уже известным и доступным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому преподаватель может с успехом прибегать для пояснения, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся по изучению родины -- средство для непосредственного познания географических явлений.

Важнейшее предназначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность школьникам в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую реальность в соотношениях и связях ее отдельных составляющих и результаты наблюдений применять на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географического знания. Поэтому устраняется абстрактность географических понятий и легкое их усвоение.

В школьной программе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только опираясь на краеведческий материал. Опыт работы многих преподавателей показывает, что понятия о русле реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так, например, представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на основе описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит.

И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т.д.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям. Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду.

Велико значение школьного краеведения и охрана природы. Закон гласит, что “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в посильный общественно полезный труд и тем самым принять участие в коммунистическом строительстве и дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местных организаций, связанная с помощью в выполнении ими производственного плана, в других случаях -- культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники находили новое сырье для местного производства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану природы, озеленяли дороги и поселки и т.д. Нередки случаи, когда школьники успешно выполняли специальные задания плановых, хозяйственных строительных организаций или научных учреждений.

С другой стороны, можно привести много примеров, когда краеведческие изучения привлекали внимание местных организаций к природоохранительной деятельности на территории родного края. Ученики Митрофановской средней школы Воронежской области, изучая Евдокимовские овраги дали предложения по прекращению их роста местному лесничеству: овраги обсажены деревьями и кустарниками.

Юные краеведы средней школы рабочего поселка Чишмы изучали причины усыхания озера Аслыкуль, расположенного в районе г. Уфы. Полученный материал позволил сформулировать практические предложения, которые местным Советом депутатов трудящихся были одобрены и претворены в жизнь: на соседней речке поставили плотину -- часть воды пошла на пополнение озера.

Примеров того, как школьное краеведение служит хозяйственным запросам, требующим учета местных природных и экономических условий, очень много. Когда краеведческие наблюдения приобретают практическое значение, они вызывают у школьников сознание необходимости участвовать в коммунистическом строительстве родного края.

Краеведение -- самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний п умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н.К. Крупская писала:

“Прежде всего, школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников. Атеистическому воспитанию помогает и разоблачение разного рода суеверий и преданий религиозного характера, которые могли сложиться на территории края. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания советского патриотизма.

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека, прежде всего, связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении “Родина”:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такою,

Какой ее ты в детстве увидал.

Известно высказывание М.И. Калинина: “Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши богатства /59/. Краеведение прямая дорога для достижения этой цели.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Савинская средняя общеобразовательная школа»

Палласовского муниципального района Волгоградской области.

«География родного края»

Март 2013 года

Программа факультативного курса

«География родного края»

(Комплексная характеристика природы Палласовского района).

учитель географии первой категории МКОУ «Савинская СОШ»

Палласовского района Волгоградской области.

Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план в рамках учебного учреждения. Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но особую значимость имеет географическое краеведение.

Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 классы, но чаще как дополнительная информация к основной теме урока. Наибольшее внимание географическому краеведению необходимо уделять в 8-9 классах, когда изучается природа и хозяйство России. Но, к сожалению времени, на уроках не хватает для большего освещения темам родного края. Поэтому учащиеся, порой, знают природу и быт людей других регионов страны лучше, чем природу своей малой родины. Чтобы восполнить этот пробел, предлагается данная программа факультативного курса « География родного края» (Комплексная характеристика природы Палласовского района), которая прошла процедуру рецензирования в ГБОУ ДПО Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Факультативный курс ориентирован на учащихся 8-х или 9-х классов, изучение которого целесообразно вести параллельно с курсом «География России. Природа и хозяйство». Курс рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю), также возможен вариант деления курса на две части: теория (17 часов) и практика (17 часов).

Новизна программы - на данный момент впервые представлена программа по изучению Палласовского района, содержащая комплексный подход.

Цель курса - практическое изучение природы родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.

Задачи курса: углубление знаний учащихся о природе родного края, вооружение учащихся специальными метапредметными – общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию из различных источников, в том числе новых информационных; формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края и бережного отношения к ее природным богатствам; развитие умений творческого, исследовательского характера на основе изучения краеведческого материала; привитие любви к своей малой родине; развитие у учащихся познавательного интереса к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам; воспитание позитивного отношения к родной стране, через познание своей малой родины.

В основу построения содержания курса положены следующие принципы: принцип междисциплинарности (знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, исторические, социальные); принцип комплексности в основе его единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов; принцип гуманизации (природа родного края рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека; краеведческий принцип позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе; данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков поведения в природе; личностно-деятельностный принцип базируется на личном опыте учащихся; школьникам предоставляется возможность выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы знаний; принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития индивидуальной ответственности за бережное сохранение природы родного края.

Основными методами освоение курса являются: наблюдение и исследование территории, анализ статистических данных и различных источников информации, создание проектов. Активизации познавательной деятельности способствуют экскурсионные занятия, демонстрация презентаций и видеофильмов, встречи с интересными людьми района, выполнение учебных проектов как формой итоговой работы.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Курс включает в себя 34 часа учебных занятий, из них 13 часов теоретических занятий; 12 часов практических работ (4 практические работы на местности); 9 часов экскурсий различной направленности. Количество часов, отводимых на изучение тем, может варьироваться. Практические работы могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от местных условий и краеведческой составляющей своей местности.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «экологическая ситуация», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

В целом программа курса включает вводную часть и четыре раздела: вводная часть -2 часа; I раздел «История исследования и освоения степного Заволжья» - 6 часа, II раздел «Географическое положение Палласовского муниципального района» -2 часа; III «Общая характеристика природы Палласовского района» - 20 часов; IV «Экологическая ситуация Палласовского района» - 4 часа.

Первые два занятия вводные, целью которых является рассмотрение вопросов школьного краеведения (направления краеведения, цели, задачи и предмет исследования), а также практическое знакомство с различными источниками информации о родном крае. Цель в первом разделе данного курса -рассмотреть историю исследования и последовательного освоения степного Заволжья. Второй раздел помогает оценить экономико-географическое и геополитическое положение родного края на карте мира, страны, региона и своей области. Самым содержательным является третий раздел, который ориентирован на комплексное, изучение природы своей малой родины. В четвертом разделе рассматриваются различные вопросы экологической направленности, и дается оценка экологической ситуации местности.

Курс открывает широкие возможности по формированию у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к родной природе; отражает гуманистические и патриотические идеи; знакомит их с реальными экологическими проблемами родного края. Ожидаемый результат – расширение географического кругозора по природе родного края, умение применить географические знания и навыки на практике, бережное отношение к природе родного края.

Учебно-тематический план занятий.




Тема занятий

Кол-во часов

Введение

2

1.

Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.

1

2.

Практическая работа . Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения.

1

I Раздел. История исследования и освоения степного Заволжья.

6

3.

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

4.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

5.

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей. Основные этапы заселения Палласовского района.

2

6.

Экскурсия в школьный музей. Основание села Савинка.

2

II Раздел. Географическое положение Палласовского муниципального района.

2

7.

Палласовский район – Малая родина. Географическое положение и границы района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

8.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

III Раздел. Общая характеристика природы Палласовского района.

20

9.

Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района.

1

10.

. Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.

1

11.

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. Общая характеристика климата.

1

12.

Практическая работа . Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов.

1

13.

Опасные явления природы, зарегистрированные на территории Палласовского района и области. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности населения района.

1

14.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов.

1

15.

Характеристика речной системы Торгуна. Легенда реки.Практическая работа на местности . Комплексное описание реки Торгун на местности. Выявление источников загрязнения водоема.

2

16.

Дар природы – озеро Эльтон.

1

17.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод.

1

18.

Характеристика основных типов почв района. Условия формирования почв и проблемы их использования.

1

19.

Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов.

1

20.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека.

1

21.

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных видов растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями.

2

22.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области».

1

23.

Практическая работа. Проектная деятельность. Создание гербария и фотоальбома по биоразнообразию Палласовского района.

1

24.

Комплексная экскурсия в Природный парк «Эльтонский». Подготовка отчета по экскурсии.

3

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района.

4

25.

Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации.

1

26.

Практическая работа . Проектная деятельность. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района.

1

27.

Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные природно-территориальные комплексы Палласовского района». Практическая работа.

2

Итого

34

Содержание программы.

Введение (2 ч.) Основные направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Школьное географическое краеведение. Его цели, задачи и предмет исследования. Значимость краеведческой работы по географии. Виды источников информации. Источники знаний о родном крае.

Практическая работа . Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения. Практическая отработка навыков по работе с различными источниками знаний (работа с книгой, библиографией, энциклопедиями, справочниками, газетными публикациями; Интернет – ресурсами).

Раздел I . История исследования и освоения степного Заволжья (6 ч.)

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями. Первое упоминание о территории в районе озера Эльтон в Книге Большой Чертеж», изданной в 1627г. Описание местности историком – краеведом В.Н. Татищевым. Академические экспедиции И.И. Лепехина и П. С. Палласа. Результаты исследований А. Гумбольдта и К.М. Берга.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями. (Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей (Основные этапы заселение Палласовского района. Время сарматов.Ранние украинские поселения в Нижнем Поволжье. Освоение Заволжья немецкими переселенцами).

Экскурсия в школьный музей. (Основание села Савинки. Жизнь селян до начала XX века. Послереволюционный этап развития села. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны. Современный облик села).

Раздел II . Географическое положение Палласовского

муниципального района (2 ч.)

Географическое положение Палласовского района на карте Волгоградской области, России и мира. Пограничные территории, их протяженность. Размеры и площадь Палласовского района и с. Савинки, сравнение с другими географическими объектами. Анализ и оценка географического, геополитического, этнокультурного положения Палласовского района по картам и типовому плану.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира. Определение географических координат г. Палласовки, г. Волгограда; протяженности района с севера на юг, с запада на восток.

Раздел III . Общая характеристика природы Палласовского района (20ч.)

Основные формы рельефа, их происхождение. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района, их месторождения. Самая высокая точка Палласовского района - гора Улаган с абсолютной высотой 69 м., самая низкая точка оз. Эльтон -16м. Влияние рельефа на особенности природы, условия жизни, хозяйственную деятельность людей.

Практическая работа на местности . Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту. Характеристика обнажения горных пород берега р. Торгун (вертикальный разрез обнажения; толщина и состав каждого слоя горных пород; цвет и структура каждого слоя; основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения).

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности (географическая широта; воздушные массы и преобладающие ветры; влияние Атлантики, арктических и тропических воздушных масс; микроклимат) . Действие и режим циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Сезоны года. Оценка агроклиматических ресурсов. Климатические рекорды Палласовского района. Неблагоприятные погодные явления: суховеи, пыльные бури, заморозки, гололед, шквальные ветры и ураганы. Меры борьбы со стихийными бедствиями и охрана воздуха. Влияние климата на жизнь и деятельность людей.

Практическая работа . Наблюдения за погодой, описание климата и погоды по сезонам года. Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для с. Савинки. Построение розы ветров. Народные приметы изменения погоды.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов. Гидросеть Палласовского района: реки, озера, пруды, лиманы, водоканалы, подземные воды. Подземные воды: грунтовые и межпластовые, пресные линзы. Сморогдинский минеральный источник. Питание и водный режим объектов, их хозяйственное использование. Легенда реки Торгун. Характеристика речной системы Торгуна по типовому плану с использованием карт и дополнительной литературы.

Практическая работа на местности . Определение крутизны берегового склона; прозрачности и химического состава воды. Изучение прибрежного биоценоза. Выявление источников загрязнения водоема.

Дар природы – озеро Эльтон. Геолого-географические исследования озера. История формирования озера Эльтон. Притоки и режим питания бессточного бассейна озера. Состав рапы и иловой грязи, их уникальные целебные свойства. Биоразнообразие и экологические проблемы Приэльтонской зоны. Хозяйственное использование вод своей местности. Проблемы рационального использования водных ресурсов родного края. Экологическая ситуация водных объектов, причины загрязнения. Проекты решения проблем охраны водных ресурсов.

Типы почв степной зоны, условия их образования. Изучение основных типов почв района по механическому составу. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ. Мероприятия по улучшению плодородия почв. Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Механический состав и структура почв. Описание почвенного разреза (определение горизонтов, их характеристика; построение почвенного профиля). Составление картосхемы размещения солонцов.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Главные зональные типы растительности родного края, особенности их размещения. Разнообразие животного мира степной зоны, приспособленность к среде обитания. Палласовский район – место пересечения миграций перелетных птиц. Составление картосхемы «Животный и растительный мир родного края».

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных жизненных форм растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями. Определение экологических групп растений. Заготовка материала для гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области». Определение местонахождения краснокнижных видов. Практическая работа. Проектная деятельность. Составление фотоальбома « Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района». Оформление гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Комплексная экскурсия одного дня в Природный парк «Эльтонский».Посещение г. Улаган, Сморогдинского минерального источника, озера Эльтон, краеведческого музея в Эльтонской школе. Подготовка отчета по экскурсии.

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района (4ч.)

Воздействие человека на степные просторы (распашка целинных степей, использование удобрений и ядохимикатов, бесконтрольный выпас скота, пожары). Опустынивание степной зоны. Прогнозирование дальнейшего изменения природы района под влиянием деятельности человека. Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации. Составление карты «Экологическая ситуация Палласовского района».

Практическая работа . Проектная деятельность. Разработка и защита проектов по решению экологических проблем. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района (очистка береговой зоны р. Торгун). Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные ландшафтные уголки Палласовского района». Природный парк «Эльтонский»: г. Улаган, озеро Эльтон, пруд Чапаевский, река Большая Сморогда, Сморогдинский минеральный источник, «Биологическая» балка. Береговая зона реки Торгун и заливные лиманы. Практическая работа. Составление комплексной карты Палласовского района.

Средства обучения


  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Портреты путешественников

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира

  • Архивные материалы школьного музея
Способы проверки результатов работы

Выставки

Учебно-исследовательские конференции

Олимпиады

Неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка


  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего района;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать

Географическое положение Палласовского района на картах Волгоградской области, Российской Федерации, мира;

Имена известных путешественников и исследователей изучавших Заволжье;

Историю возникновения своей Малой Родины и села Савинка;

Влияние рельефа территории на хозяйственную жизнь людей;

Факторы, формирующие климат своей территории, тип климата и его особенности;

Режим питания основных водных объектов;

Экологически проблемы своего района;

Значение видового разнообразия Палласовского района федерального и Мирового уровня;

Значимость наиболее важных объектов природы своей местности;

Правила ведения наблюдений, полевых исследований.
Учащиеся должны уметь

Давать характеристику географическому положению своей местности и делать его сравнение с другими территориями области;

Делать описание ландшафта на местности и оценивать его;

Вести наблюдения за изменениями погоды, обрабатывать полученные данные, составлять прогноз;

Выполнять комплексное описание реки;

Выполнять описание почвенного разреза, определять виды почв по механическому составу;

Оформлять гербарии и коллекции;

Работать с различными источниками информации, использование Интернет ресурсов;

Создавать компьютерные презентации и комплексные карты по темам курса;

Проводить исследования и выполнять творческие работы по изучению природы родного края;

Оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

Применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Список литературы.


  1. Атлас – справочник. Волгоградская область. Планета. – 2012.

  2. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие. Планета. – 2012.

  3. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. Волгоград. – 2007.

  4. Брылев В. А. Памятники Волгоградской области. -1987.

  5. Воробьев А.В. Поселения Волгоградской области -2-е изд. Волгоград: стр. -2, 2002.

  6. Дроздов С.М., Ляхова А.Г. Сталинградская область. Сталинград. 1958.

  7. Дегтярева Е.Т. Почвы Волгоградской области. - 1970.

  8. Красная книга. Редкие и охраняемые виды растений и животных Волгоградской области. Волгоград. - 1992.

  9. Курсовая работа по теме «Физико-географическая характеристика Палласовского района». Утропова Е.В.

  10. Савельева Л.Ф. Палласовский район: Эльтон. «Ковчег» август-сентябрь 1998г.

  11. Сагалаев В.А. Растения «красной книги» Волгоградской области. Научно популярные очерки. Глобус. -2008.

  12. Сагалаев В.А. Альт – нур. . Золотое озеро. Газета «Рассвет» 5 сентября 1997.

  13. Мишин Б.А. Палласовка. Волгоград. Ниж.- Волж. - 1979.

  14. Моников С.Н. Золотое озеро. Волгоград. – 2001.

  15. Поляков А. Н. «Край мой Заволжье. Волгоград.- 1987.

  16. Покровов В. И. Там, где течет Торгун. Москва. -1982.

Адреса Интернет-сайтов

Тема занятий

Теорети-ческих

Введение. Основы краеведения.

Моя «малая родина»

География родного края

Топонимы родного края

Природа родного края

История родного края

Исторические и мемориальные памятники

Мои земляки

Архитектурные памятники

Маршруты родного края

Введение. Основы краеведения.

Тема I. Моя "малая родина."

Начальное представление о понятии "малая родина" (республика, область, город, район, село, деревня). Культурная ценность чувства

"малая подина". Определение границ "малой родины" для конкретного класса.

Практическая работа. Блиц-опрос на тему "что ты знаешь о своей

"малой родине". Викторина "Вот моя деревня".

Тема 2. География родного края.

Общая характеристика расположения "малой родины". Реки, водоемы, наличие лесов, ландшафт. Природные богатства края. Климат "малой родины" и его особенности. Проблема экологии родного края. Друзья и враги моей "малой родины". Практическая работа.

    Экскурсия на берег реки Реж, знакомство с природным ландшафтом.

    Экскурсия в музей в отдел "Природные богатства Урала и села".

    Экскурсия в Никоновский песчаный карьер, знакомство с промыш­ленной добычей леса.

Тема 3. Топонимы родного края

Выявление наиболее характерных названий речек, родников, населенных пунктов, улиц, определенных территорий. Практическая работа. Составление топонимической карты "малой ро­дины". Наименование населенных пунктов, водных артерий (Самой лов­ка, Нела, Ошкарка). Наименование территория (Паленина, Васин ка­мень, Ляга, Одина, Белый камень, Пузыриха, Кабаниха, Карасиха, Винный лог и т.д.). Наименование улиц, наличие и переименование

их, причина и смысл. Экскурсия по улицам села. Экскурсия в насе­ленные пункты (Таборы, Исаково, Ермаки, Никоново).

Тема 4. Природа родного края.

Растительный и животный мир "малой родины", его особенности. Наличие реликтовых растений и животных. Сосуществование человека в природе.

Практическая работа. Экскурсия "Природа - наш общий дом" (экология леса). Экскурсия в музей с.В.Синячиха в отдел природы. Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Охота и рыболовство". Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Лесные богатства и человек".

Тема 5. История родного края (все занятия проходят на базе музея).

Первые поселения на уральской земле в 16-17 вв. Иван Коп­те лов - основатель д.Коптеловской. История села. Упоминания род­ного края в исторических источниках. Славные страницы истории родного края 16-20 вв.

Первые поселенцы населенных пунктов Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново. Из истории хозяйственной деятельности крестьян (обра­ботка земли, сельскохозяйственные орудия и агрегаты). Технология обработки льна, ткачество. Народные ремесла и промыслы, бортни­чество, технология изготовления валенок, шорное и кузнечное про­изводство.

Первая сельская школа, первый медпункт в XIX в. XX век. Революционные события в селе. Гражданская война, отряд Красных Орлов.

Из истории коллективного ведения хозяйства. Коммуны, тозы, колхозы, кооперативы, фермерские хозяйства. Репрессии. Торговля, цены, товары. Великая Отечественная война I94I-I945 гг. Село фронту. Солдаты-

Победы. Практическая работа.

    Экскурсия в одну из деревень (Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново)

    Экскурсия к одному из памятников времен Гражданской войны

    Фольклорный праздник "Масленица"

    Память-опрос, викторина "А что ты знаешь в войне?"

Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края" расcчитано на 17 учебных часов, написано к учебнику авторов: Л.М. Ахромеева, И.В Шаропаева. Содержит: тему урока, раздела; основные понятия темы; практикумы и домашние задания.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края"»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География родного края»

Учителя географии

Яськовой Л.И.

п/п

ур в теме

Календарная дата

Тема урока, раздела

Знания, умения, навыки

Основные понятия темы, персоналии

Практикум

Дом. задание

Введение (1ч)

Введение.

ФГП Брянской области.

Знать историю образования области, ее крайние точки.

Уметь определять геогр. координаты, рассчитывать расстояния на карте.

Десна, Болва, Снежеть. Чашин курган.

Пересвет.

№1 . Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток. Обозначение на к.к. соседей области.

1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (3 ч.).

Геологическое строение Брянской области.

Знать основные тектонические структуры.

Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты.

Литосферные плиты, платформа.

Складчатые (сейсмические) пояса.

№2 . Определение горных пород своей местности по образцам.

Полезные ископаемые.

Знать закономерности размещения полезных ископаемых.

Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения.

Полезные ископаемые, месторождения, бассейн, поверхность земной коры.

Минеральные ресурсы.

№3 .Изучение месторождения полезного ископаемого.

Рельеф Брянской области.

Знать особенности рельефа, размещение основных форм; связь рельефа со строением литосферы.

Рельефообразующие процессы.

№4 . Характеристика рельефа своей местности.

2. Климат, погода и сезоны года. (3 ч.)

Особенности климата.

Знать климатические пояса и области на территории области, их характеристики.

Климатический пояс.

№5. Составление характеристики климата по плану.

Сезоны года.

Знать показатели, характеризующие сезоны года.

Климатические сезоны.

№6 . Оформление таблицы «Сезоны года»

Уметь приводить примеры типов погод, определять направление ветра.

Погода, метеорология, воздушные массы

№7 . Описание наблюдаемой погоды, выявление причин изменения погоды.

3.Воды Брянской области. (3 ч.)

Знать важнейшие особенности рек, их характеристики.

Река, речная система, исток, устье, русло, водораздел, бассейн реки.

Озёра и искусственные водоёмы.

Знать типы озёр, их распространение.

Озеро (проточное и бессточное).

Болота. Подземные воды.

Знать о распространении водных объектов.

Кожановское болото. Низинные болота.

№8. Описание реки и озера своей местности по типовому плану.

4. Почвы, Растительный и животный мир (7 ч.).

Знать типы почв, их особенности.

Уметь называть и показывать объекты.

Почва, плодородие, гумус, В.В. Докучаев

№9 . Изучение строения почвы на местности.

Растительный мир.

Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного мира.

«Живая природа».

№10 . Составление гербария. Определение лекарственных растений.

Животный мир.

Знать о видовом разнообразии животного мира.

Охотничье-промысловые ресурсы.

№11. Включиться в деятельность «голубых» патрулей.

Естественные и антропогенные ландшафты.

Знать о разнообразии ПК, взаимовлиянии всех компонентов природы.

Уметь приводить примеры антропогенного воздействия на природу.

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера.

№12. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности, их взаимосвязей.

Охраняемые природные территории (ООПТ).

Знать экологические проблемы.

Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам.

Заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы.

№ 13 .Составление паспорта на природоохранные объекты.

Современная экологическая обстановка.

Знать экологические проблемы области.

Экология. ЧАЭС.

Население и города.

Знать народы, проживающие в области, известных людей области.

Древнейшие города, населенные пункты.

№ 14 . Сбор сведений о своем населенном пункте. Оформление стенда знаменитых людей Брянщины.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...