Где и когда жили мамлюки. Кто такие мамлюки

мамелюки (араб.- белые рабы, невольники), воины-рабы (преимущественно из тюрок, а также грузин, черкесов и других кавказских народов), проданные Египту монголами после завоевания ими Средней Азии и Кавказа и составлявшие гвардию последних египетских правителей из династии Айюбидов (1171-1250). Численность мамлюков колебалась от 9 до 12 тысяч человек (по некоторым источникам до 24 тысяч человек). Их отряды периодически пополнялись новыми невольниками.
В 1250 командная верхушка мамлюков свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте. В руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, основные ремесленные предприятия и государственные должности. Мамлюки сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при которой за несение военной службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу которой составляли отряды конницы мамлюков под командованием 24 беев из среды крупных феодалов. Во главе мамлюков находился султан, выбиравшийся государственным советом из наиболее влиятельных военачальников. Известны две династии мамлюкских султанов: Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили в 1250-1390) и Бурджи (преимущественно черкесского происхождения, правили в 1390-1517). Высокие боевые качества мамлюкского войска сделали его грозной силой, которая использовалась как для борьбы с внешними врагами, так и для подавления волнений и восстаний египетского населения. 3 сентября 1260 в сражении при Айн-Джалуте (около современного города Бейсана) войска мамлюков разгромили монголов, вторгшихся в Палестину и Сирию, изгнали остатки крестоносцев из этих стран. В 1273 они разбили исмаилитов-ассасинов (тайная сектантская организация, образовавшаяся в Иране в конце 11 века). В вассальной зависимости у мамлюков находились восточная часть Ливии (Барка), Нубия, Хиджаз, с 1375 - Киликия, с 1426 - Кипр.
Во время правления мамлюков в 13 - начале 14 века начался экономический подъём египетского государства. Были улучшены государственная система управления, ирригационное земледелие, развивались торговля, ремесленное производство и культура. Вместе с расширением неограниченной власти мамлюкской знати усиливалась эксплуатация египетского крестьянства. Голод, эпидемии, восстания феллахов и бедуинов во второй половине 14-15 века стали частыми явлениями в жизни Египта и вели к его ослаблению. В 1516-17 Египет был завоёван турками и стал провинцией Османской империи. Часть египетских земель турки оставили мамлюкам, которые должны были платить турецкому паше в Каире дань. В начале 18 века, воспользовавшись ослаблением султанской Турции, мамлюки фактически восстановили свою власть в Египте. В 1798 иррегулярная конница мамлюков, по высказыванию Фридриха Энгельса, в то время безусловно лучшая в единоборстве, но недисциплинированная (см. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е. Т.20, с.131), была разбита войсками Наполеона Бонапарта в сражении у египетских пирамид. Однако, потеряв военную силу, мамлюки сохранили господствующее политическое влияние в стране. После эвакуации французов из Египта (1801) часть рядовых мамлюков последовала за ними. Наполеон I принял их в свою конницу, а позднее сформировал из них конногвардейский эскадрон (250 человек), который участвовал во всех войнах империи. Остатки мамлюков были почти полностью уничтожены при отступлении армии Наполеона I из России во время Отечественной войны 1812.
Сильный удар по мамлюкским феодалам и турецким янычарам, сменившим в 1801 французских завоевателей, нанесли народные восстания в Каире и партизанское движение в провинциях в конце 18 - начале 19 века. После победы народного восстания в Каире в 1805 к власти в Египте при поддержке каирского духовенства пришёл турецкий военачальник Мухаммед Али, который командовал отрядом албанских добровольцев в турецкой армии. Сразу же после прихода к власти Мухаммед Али расправился с руководителями восстания; в 1808 он конфисковал все земли, у мамлюкских беев, а в 1811 уничтожил многих из них, заманив в каирскую цитадель.
Литература: Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971; История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970; Семенова Л. А. Садах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.

МАМЛЮК (мн. ч. мамалик , араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.

Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).

Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.

Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.

История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб ) до смерти.

Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.

Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при "Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.

Сменивший его султан аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I аль-Бундукдари (1260–1277) продолжил его политику и дважды выиграл сражения с монголами в Сирии. Бейбарсу удалось объединить Сирию и Египет. Он перестроил ряд укреплений, пополнил склады оружия и боеприпасов, создал большой флот, наладил регулярную почтовую связь. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268).

Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами () и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье.

При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.

В 1279 к власти пришел султан Кала"ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта"а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.

Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.

Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».

В период правления мамлюков в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи (1364–1442) и Ибн-Халдун (1332–1406). Последний был судьей при султане аз-Захире Сайф ад-дине Баркуке (правил в 1382–1389 и вторично 1390–1399). Английский писатель и общественный деятель Джеймс Олдридж считал, что труд Ибн-Халдуна Пролегомена , касавшийся социальных проблем (например, он рассматривал влияние орудий и средств производства на исторический процесс), стоит намного выше сочинений Макиавелли , родившегося на сто лет позднее. А без трудов Аль-Макризи до сих пор не может обойтись ни один историк Каира. Благодаря им известно, что в начале 15 в. (при мамлюках-бурджитах) в Каире было 11 караван-сараев, 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Среди произведений Аль-Макризи есть книга Торная дорога для познания царских династий , в которой он пишет о праздниках и торжественных церемониях в Каире, об одежде и вооружении эмиров и войска.

У мамлюков была сложная иерархическая система. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственная преемственность власти не разрешалась. Вместо этого, по мнению английского востоковеда К.Э.Босворта, существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Статус невольника представлял важное условие продвижения по служебной лестнице. Власть султана была ограничена верхушкой мамлюков и бюрократическим аппаратом, а о неустойчивости султаната свидетельствовала быстрая смена правителей. Так за 140 лет правления мамлюков-бахритов сменилось 29 султанов. Один из них, ан-Насир Мухаммад ибн Кала"ун, приходил к власти трижды.

К концу 13 в. города на сирийско-палестинском побережье были освобождены от крестоносцев, благодаря чему мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей христиан и язычников-монголов. Теперь их владения простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии.

При Бахритах Каир славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами, которые лечили лошадей. Тем не менее, Ф.Хитти, историк мусульманского средневековья, писал, что правление черкесских (Бурджитов) мамлюков было «одной из самых мрачных страниц в истории Сирии и Египта».

Закат эпохи мамлюков начался уже в конце 15 в., когда Египет переживал глубокий политический и экономический кризис. В это время был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Португальские купцы стали, минуя Каир, привозить в Европу товары в несколько раз дешевле, чем те, которые везли через Египет. Уже к 1502 торговля в Каире пришла в упадок. Ущерб от нового пути понесла и Венеция, которая до этого (вместе с Египтом) держала монополию на торговлю между Западом и Востоком. В Суэце египтяне с помощью венецианцев построили флот и в 1508 около Бомбея нанесли португальцам поражение. Однако год спустя события приняли другой оборот, и мамлюкский флот был полностью разгромлен у Диу.

В 1516 в битве при Мардж Дабик близ Алеппо был убит (по другой версии – принял яд) последний по-настоящему значительный, но уже престарелый мамлюкский султан Кансух аль-Гури. Он был избран султаном, когда ему уже было 60 лет. Несмотря на свой авторитет, он не был выдающимся военачальником. Османские войска под руководством султана Селима I Явуза (Селим Грозный (1512–1520)) применили свою артиллерию (которая в то время считалась лучшей в мире) и огнестрельное оружие, что обеспечило им перевес. К тому же среди подданных мамлюкского султана были сильны антиправительственные настроения. Солдаты не хотели воевать, заявляя, что они готовы сражаться против европейцев, но не против турок-мусульман. А турки до последнего момента вели дипломатическую игру, поддерживая надежду мамлюков избежать вооруженного конфликта. После поражения мамлюкского войска жители Халеба (Алеппо) и других сирийских городов сами изгнали мамлюкские гарнизоны и сдались османским войскам.

22 января 1517 турецкий султан Селим вступил в Каир и повесил на воротах города последнего мамлюкского правителя Туман-бея. После завоевания Египта османами мамлюки сохранялись как военно-феодальная верхушка страны. Паша, назначавшийся из Стамбула, управлял с помощью мамлюкских эмиров не только в Египте, но и Сирии и Ираке.

В 1805 турецкий наместник Мухаммад Али (1769–1849) хитростью истребил всю мамлюкскую верхушку. Обласканные приемом османского паши, более 400 эмиров возвращались из дворца на территории цитадели по узкому проходу между стен, когда перед ними неожиданно закрыли ворота и началась резня.

В Каире сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире. Среди них несколько десятков мечетей. В конце 13 в. был построен комплекс султана Калауна, состоящий из мечети, мавзолея, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Тогда же (1267–1269) была построена мечеть Бейбарса аль-Бундукдари. Но наиболее знаменитым сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Насира ад-дина аль-Хасана, построенная в 1356–1363, которая отличается исключительной красотой внутренней отделки. Не менее оригинальна мечеть аль-Муайада Сайф ад-дина, созданная в 1415–1420. Все фасады этого здания оформлены нишами со сталактитами. Часть памятников мамлюкского периода украшена геральдическими знаками, которые, вероятно были заимствованы мамлюками у крестоносцев. В частности, на зданиях, построенных в эпоху правления Бейбарса I, можно увидеть изображение двух львов.

Ольга Бибикова

Египтяне закрепляют свое право на владение Палестиной 3 сентября 1260 г., отразив монгольское нашествие в Битве при Айн-Джалуте.

Воодушевившись победой мамлюки под предводительством Бейбарса I последовательно захватывают замки крестоносцев в северной Палестине: в 1265 г. прекращает свое сопротивление Цезария и Арсуф, а в 1266 г. Сафед.

Мамлюки (также мамелюки, араб. مملوك‎‎ [ед. ч.] "принадлежащий", араб. مماليك‎‎ [мн. ч.]) - военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского происхождения (черкесы, абхазы и грузины). Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата, аналогом - иракские кюлемены.

Подготовка

Комплекс военной и физической подготовки у мамлюков назывался фурусия. В него входила стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьём и другим оружием, борьба. Важнейшим навыком для мамлюка была стрельба из лука. Мамлюки также обучались владению арбалетом в конном и пешем строю. В качестве великолепной тренировки мамлюкам служила охота, которая была организована наподобие монгольской, во время которой проводились масштабные облавы животных.

Вооружение

Защитное вооружение воина-мамлюка состояло из подбитой ватой боевой одежды, кольчуги и ламеллярного доспеха-джавшана. Защитой головы простому воину служил тюрбан, богатые мамлюки носили металлические шлемы с кольчужными бармицами. В XV в. наибольшее распространение получили кольчато-пластинчатые доспехи. Основным оружием был лук.

Мамлюки были также вооружены копьями, мечами, саблями и булавами. Мамлюки имели на вооружении также и арбалеты, которыми активно пользовались во время осад и морских боёв.

С конца XIV в. мамлюки стали использовать артиллерию.

В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду.

Большинство знамён были красного цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии.

Главным отличием офицеров были пояса, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

Тактика

Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам.

Пехота была способна преодолевать крупные дистанции и быть готова к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии.

Мамлюки редко использовали пеших воинов в боях. В большинстве случаев полагались на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл.

Построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами. Если армия противника была более малочисленной, то мамлюки старались окружить её. Напротив, если врагов было больше, то мамлюкские полководцы старались не разворачивать войска широким фронтом.

Одним из главных тактических приёмов мамлюков было засыпание противника градом стрел. Именно таким образом мамлюки сумели остановить крестоносцев под Газой.

Организация

Армия мамлюков состояла из 3-х отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана, отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка. Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы иртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Ирты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.

Во второй половине XIII века египетская армия была значительно увеличена в численности благодаря реформам султана Бейбарса. Она включала в себя 40 000 воинов, 4 000 из которых были мамлюками. В начале XIV века армия мамлюков насчитывала уже 24 000 всадников, расквартированных в Египте, 12 400 из них состояли в отрядах эмиров. В провинциях располагались 13 000 мамлюков и 9 000 халка. Самым престижным подразделением армии мамлюков были отряды гвардейцев султана. Они принимали участие во всех важнейших военных походах султанов. Офицеры-эмиры различались по рангу. Эмиры-сотники командовали отрядом в 1 000 воинов и имели отряд личной охраны в 100 воинов. Эмиры сорока командовали отрядом в 100 воинов, их личная охрана насчитывала 40 человек. В мамлюкской армии имелась также должность эмира-десятника.

Отряды-халка имели также особые элитные подразделения, состоявшие из сыновей султанов, эмиров и мамлюков, избравших военную карьеру. При Айюбидах отряды халка были достаточно престижными подразделениями, однако со временем их боеспособность и высокий статус сильно упали. К XIV веку в ряды халка мог вступить любой желающий, заплатив для этого определённый денежный взнос.

Бейбарс значительно увеличил жалование мамлюкам. Помимо месячного жалования, мамлюки раз в полгода или год получали определённую сумму на покрытие расходов на одежду, воины также получали дневной мясной рацион, а раз в 2 недели - сумму на покупку корма для коня. В дополнение к доходам, получаемым с ирт, мамлюкские офицеры перед походом, а также с воцарением нового монарха получали богатые подарки. В начале XV века жалование простого воина составляло 3 динара, а жалование офицера - 7 динаров.

Исторические даты

  • 1250 - мамлюкам удалось захватить власть в Египте. В составе заговорщиков была Шаджар ад-Дурр - мать султана-Айюбида. Один из восставших эмиров, Айбек, позже принял титул султана. Новая элита рекрутировалась прежним способом: в Золотой Орде продолжали закупаться рабы для касты. Известно две «династии» мамлюкских султанов: Бахри (1250-1382) и Бурджи (1382-1517).
  • 1260 - мамлюки под предводительством Кутуза и Бейбарса разбили монгольскую армию при Айн-Джалуте (3 сентября) и отвоевали Сирию, включая Дамаск.
  • 1261 - мамлюки предложили принцу-Аббасиду номинальный, но почётный пост халифа. Под их властью исламские святыни Аравии - Мекка и Медина.
  • 1375 - мамлюкам удалось захватить киликийскую цитадель Сис, взять в плен и увезти в Египет царя Киликийской Армении Левона V Лузиньяна, царицу, двух принцесс, католикоса Погоса I и некоторых армянских князей, ознаменовав тем самым конец армянского Киликийского царства.
  • 1419 - мамлюки подчинили эмират Караманидов.
  • 1517 - государство мамлюков сломлено турецкой интервенцией, однако они сохранили свой привилегированный статус, хотя и подчинялись турецкому паше.
  • 1769 - антитурецкий мятеж мамлюков.
  • 1798 - французская армия Наполеона в битве у пирамид нанесла поражение коннице мамлюков, вооруженных устаревшими мушкетами.
  • 1806 - турецкая армия разгромила взбунтовавшихся мамлюков.
  • 1811, 1 марта - массовое убийство мамлюков. Египетский паша Мухаммед Али пригласил на торжественный ужин 600 мамлюков и приказал убить их. Это послужило сигналом для убийства мамлюков по всему Египту. Погибло около 4000 человек. Часть мамлюков бежала в Судан.

Фактическая верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам менее трех сотен лет, однако их влияние чувствовалось в управлении страной на протяжении еще четырехсот лет, вплоть до XIX века. Таким образом, следы и история мамлюков в Египте тянутся семь столетий, и поэтому без понимания того, что представляла собой эта группа или, как ее сейчас называют историки, корпорация мамлюков, трудно понять становление египетской государственности в целом. Так кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья. Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное, тем более что с мамлюками в Египте связано так много легенд, преданий, реальных исторических событий и архитектурных памятников.

Рабы и воины

Мамлюки возникли как группа рабов, превращенных в воинов, которых покупали и обучали воинскому искусству багдадские халифы. Само слово «мамлюк» (мамелюк, мамлук) означает «раб, находящийся в чьем-то владении, чья-то собственность». При этом слово «мамлюк» никогда не употребляется в переносном значении, вроде «раб божий» а только в прямом. Кроме того, слово «мамлюк» стало синонимом военной и политической силы. Сначала мамлюками называли всех белых военных рабов, а также тех, кто получил освобождение, и их потомков. Освобожденные мамлюки становились высокопоставленными государственными должностными лицами, крупным землевладельцами, достигали титулов беев и даже султана.

Мамлюками становились двумя путями. Либо мальчиков-рабов из Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья покупали сами же мамлюки, пополняя свои отряды, либо будущие мамлюки сами приезжали в Египет , узнав об успехах своих соплеменников. Будущие мамлюки обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в мамлюкских школах; такими школами владели эмиры, но самой лучшей считалась султанская школа в Каире.

Как и современные ученики, учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от записей в дневнике зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом. В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука, которую мамлюки уважали наравне с искусством владения саблей. А вот пришедшие на вооружение армий огнестрельное оружие мамлюки презирали, считая его недостойным настоящих воинов, не позволяющим победить исключительно за счет силы и ловкости. В конечном счете, это высокомерное отношение к пороху и погубило мамлюков, которые непреодолимой преградой встали на пути крестоносцев и монголов, но не смогли ничего противопоставить османской армии, вооруженной пушками и мушкетами.

Дом и семья мамлюка

Школа и дом купившего раба старшего мамлюка заменяли мальчикам родные семьи. Поэтому семейные узы заменялись приверженностью мамлюкской корпорации, верностью принципам мамлюков и главе дома, где будущий мамлюк жил и воспитывался. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность мамлюкской корпорации. Так появлялись мамлюкские кланы и семьи, концентрирующиеся вокруг старшего мамлюка, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, всем, в том числе жизнью и свободой, обязанные главе дома. Все строилось на личной преданности и верности принципам.

Самый высокий титул мамлюка – эмир. Эмиры были разного «калибра»: эмир десятка, эмир сорока, эмир сотни. Эмиры сотни во время войны командовали тысячными подразделениями. Эмиры составляли верхушку мамлюкского общества, ее военную аристократию. Титулы и должности в сообществе мамлюков не наследовались, а присуждались лишь за личные заслуги и в редких случаях покупались. Все это создавало высокую конкуренцию в мамлюкской среде. Каждому мамлюку приходилось доказывать свое право на власть и богатство.

«Между отдельными мамлюкскими домами заключались политические союзы, складывались группировки, которые, как правило, существовали короткий срок и формировались вокруг сильного мамлюкского лидера. Борьба за лидерство внутри мамлюкских объединений неизбежно сопровождалась стремлением отдельных представителей домов к независимости и автономии. Это нередко приводило к распаду мамлюкских объединений. Другой причиной распада мамлюкского дома могла быть смерть его главы... После его кончины наступал период борьбы за лидерство в семейном объединении. В процессе этой борьбы выдвигались новые лидеры, возникали новые дома, которые формировали новые коалиции» (Е. Зеленев).

В истории долгое время существовала спекуляция относительно нетрадиционной сексуальной ориентации мамлюков. Причины этого находили в том, что мальчики воспитывались в изолированных школах, все их привязанности были обращены друг к другу и к воспитателю, они не видели своих сестер и матерей, как и женщин вообще, пока не становились взрослыми. Кроме того мамлюкская элита слабо воспроизводила потомство: весьма трудно проследить какой-либо мамлюкский род дальше, чем на три поколения. Вероятно это связано с их образом жизни, постоянным риском быть убитыми в бою или вследствие заговора, а также их уязвимости во время эпидемий чумы.

Бахри и бурджи

Этнический фактор также имел значение, но только в пределах одного дома, хотя в последствии мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри, «живущие у реки», выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока. Эти мамлюки имели давнюю историю и использовались в качестве армии еще багдадскими халифами, тогда как остальное население страны мобилизовалось в армию только в случае войны.

Затем к власти пришли мамлюки-бурджи, «живущие в башне», выходцы из тюркских племен и Южнорусских степей, в том числе с Поволжья, а также с Кавказа. Лидирующие позиции в этой группе занимали черкесы и греки. Считается, что правление тюркских мамлюков-бахри было более мягким, щадящим в отношении простого населения, по сравнению с периодом власти мамлюков-бурджи, который характеризовался большим числом смут и переворотов.

Правление мамлюков

Шаджарат ад Дурр

Рассказывая о мамлюках в Египте, невозможно обойти вниманием колоритную фигуру последней представительницы рода Фатимидов, которая, собственно, и привела мамлюков к власти. Речь о султанше Шаджарат ад Дурр, стяжавшей славу сильной правительницы впервые после Клеопатры.

В середине XIII века, когда во время седьмого крестового похода, многочисленного и хорошо организованного, крестоносцы с ходу взяли богатую крепость Дамьетту и готовились к наступлению на Каир, Египтом правил последний фатимидский султан – ас Салих. Он был человеком очень подозрительным, если не сказать параноидальным, а потому не доверял армии и создал новое воинское формирование – личную гвардию воинов-рабов, мамлюков. Когда султан активно готовился к отражению удара крестоносцев, он неожиданно заболел и умер в своем шатре. Тогда его жена, женщина с сильным характером, армянка по происхождению, Шаджарат ад Дурр (буквально «Древо жемчуга») решила утаить факт смерти своего мужа. Она хотела не допустить паники в войсках. Шаджарат отправила тайного гонца с вестью о смерти султана в Сирию своему пасынку Туран-шаху, а сама стал править страной от имени своего покойного мужа. Целый месяц она успешно скрывала от народа и от крестоносцев смерть султана, что дало возможность Туран-шаху вернуться в Египет и занять престол. Крестоносцы были разбиты.

Однако Туран-шах повел себя глупо: он стал унижать свою мачеху, которая столько сделала для его легкого воцарения, насмехаться над мамлюками, которые защитили его и обеспечили победу, а в пьяном угаре грозился всех их уничтожить. Во время одной из пирушек произошла потасовка, в результате которой Туран-шах был убит мамлюками, которые избрали Шаджарат временной правительницей Египта на время взросления ее малолетнего сына, регентшей.

Этот шаг мамлюков был плохо воспринят в Багдаде, откуда пришло гневное письмо халифа: «Разве вы не знаете священные слова Пророка, что племя, передавшее государственные дела в руки женщины, спасения не обретет?» – писал халиф и предлагал мамлюкам своего правителя. Тогда мамлюки, чтобы решить религиозную коллизию, запрещавшую отдавать власть в руки женщины, уговорили Шаджарат стать женой одного из их лидеров – туркмена Айбека. Так и случилось. Но Айбек не воспринимал главенство Шаджарат и не собирался быть «свадебным генералом» на султанском пиру, он собирался пользоваться своей власть реально. Поэтому очень скоро между ним и Шаджарат начались конфликты, например, Шаджарат отказалась открыть мамлюку доступ к египетской казне, где, кстати, были монеты с ее именем и титулом «Правительница мусульман, мать царевича Мансур Халиля». Айбек усилил давление и Шаджарат, обычно выдержанная и уравновешенная, сорвалась: она подговорила верных ей мамлюков убить Айбека. Последней каплей стало намерение взять себе еще одну жену: уже во второй раз Шаджарат доверялась мужчине и во второй раз ее предавали.

Но мамлюки не простили Шаджарат убийства их лидера. Они сначала заточили Шаджарат в крепость, а на престол возвели сына Айбека от первого брака. Свои дни в крепости Шаджарат проводила за странным занятием: она в пыль размалывала свои драгоценности, чтобы ни одна женщина на земле не смогла одеть их. Бывшая жена Айбека, которая при жизни мужа и в правление Шаджарат была в опале и даже не смела приблизиться к султанскому дворцу, став матерью султана, получила возможность отыграться за годы унижений со стороны Шаджарат. 28 апреля 1257 года Шаджарат доставили к ней во дворец, где она велела своему гарему насмерть забить Шаджарат. Затем ее тело было сброшено в ров перед Цитаделью, и лишь через несколько дней близкие родственники Шаджарат нашли ее и захоронили во дворе мечети, которая сейчас называется Мечеть Шаджарат ад Дурр или Мечеть Халифа и находится в Каирском районе Сайид Нафис. Так последняя женщина, правившая Египтом, сначала привела мамлюков к власти, а затем погибла от их же рук.

Падение мамлюков

Мамлюки правили Египтом почти триста лет, и все время их правления было охарактеризовано бесконечными кровавыми братоубийственными распрями, что стало следствием высокой конкуренции в мамлюкской среде и отсутствием права наследования власти. С другой стороны, мамлюки глубоко презирали коренных жителей страны, облагали их огромными налогами, практически не считались с их интересами. Все это постепенно привело к тому, что, с одной стороны, мамлюки оказались в окружении враждебных государств, не признававших их форму правления, с другой - они столкнулись с невиданными по мощи и частоте бедуинскими и крестьянскими восстаниями внутри страны. Да, мамлюки были великолепными воинами, но они превращались в сплоченную армию только непосредственно перед лицом врага, объединяться же для решения общих проблем в мирное время, мамлюки не умели. Очень скоро неспособность мамлюков управлять государством стала очевидной для их врагов, в первую очередь, для османов. Немалую роль сыграли также еще два фактора: ограниченность человеческих ресурсов мамлюков, которая усугублялась страшной эпидемией чумы, бушевавшей в Египте на протяжении двух десятков лет; и стойкое нежелание мамлюков использовать в военных действиях порох. Многие даже говорят, что в войне мамлюков с османами победил порох, который мамлюки считали подлым оружием, недостойным настоящего воина, сражающегося луком, мечом и кинжалом.

И все же, несмотря на то что мамлюки утратили верховную власть над Египтом, они еще долгие четыреста лет оставались военной аристократией страны, влиятельной политической силой, которая регулярно вмешивалась в ход истории Египта и судьбу ее правителей, пока Мухаммед Али в XIX в. окончательно не уничтожил мамлюков.

Великолепие мамлюков

«Хотя события, описанные в «Тысяче и одной ночи», якобы происходят в Багдаде, в то время, когда это собрание сказок приобрело свой окончательный вид, городом красоты и тайны, описанным в них, был на самом деле мамлюкский Каир. По большей части безжалостные мамлюки в лучших своих проявлениях выказывали изобретательность и энергичность. Они покровительствовали наукам, поощряли труд ученых-историков и демонстрировали великолепный вкус в области архитектуры. Их грандиозные и смелые постройки были изящно украшены кружевом арабесок и игрой света, проникавшего сквозь витражи. Султаны из династий Бахри и Бурджи строили великолепные здания в Каире, в других городах Египта и Сирии на средства, полученные от сельского хозяйства и торговли, главным образом, восточными специями» (М. Хааг). В исламском Каире сохранилось множество памятников эпохи мамлюков, о которых вы можете прочитать в цикле статей «Мечети Каира» (адреса статей на сайте ).

Литература:

  • Зеленев Е. И. Мусульманский Египет: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  • Хааг М. История Египта / Пер. с англ. – М.: Астрель, 2009.
  • Беляков В. В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Кто такие мамлюки?

  1. МАМЛЮК (мн. ч. мамалик, араб) буквально принадлежащий, находящийся в собственности, раб, купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как раб-невольник. В 9-11 вв. слова мамлюк и гулям употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.
    Правившие до мамлюков Фатимиды (969-1171) и Айюбиды (1171-1250), будучи чужаками в Египте, опирались на свою гвардию (мамлюков) , состоящую из рабов разных национальностей. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев.
    Мамлюки подразделяются на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Название первой династии - Бахриты (1250-1390) связано с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски море) . На острове первоначально находилась казарма гвардии. Вторая династия мамлюкских султанов Бурджиты (1382-1517) названа по цитадели (аль-Бурдж, в египетском произношении бург) Каира, в которой султан Калаун (1280-1290) поселил свою гвардию. Мамлюки-Бурджиты не были связаны родством, а только объединены принадлежностью к одной группировке. Весь период правления султаны пополняли свою армию за счет новых мамлюков тюрков и кавказцев.
    Само разделение на династии условно, но считается, что этнически Бахриты в основном были выходцами из южно-русских степей кипчаки (половцы) , а также монголы и курды.
    Среди Бурджитов преобладали уроженцы Кавказа. На Ближнем Востоке принято называть все малые народы Кавказа черкесами, однако этим названием (аш-шаракис) именовали не только черкесов, но и адыгов, карачаевцев и т. д. Среди мамлюков-бурджитов были также выходцы из Грузии.
    Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250-1257).
    Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает жемчужное дерево) . Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218-1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.
    Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.
    История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб) до смерти.
    Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.
    Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно сопернича
  2. мамлюки - военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского происхождения (также были русские и представители кавказских народов).
    мамлюкам удалось захватить власть в Египте
    1811, 1 марта геноцид мамлюков. Турецкий паша пригласил на торжественный ужин 600 мамлюков и приказал убить их. Это послужило сигналом для убийства сотен мамлюков по всему Египту. Погибло около 4000 мамлюков. Часть бежала в Судан.
  3. МАМЛЮКИ

    (араб. невольники), воины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов. В 1250 командная верхушка мамлюков свергла египетскую ветвь Айюбидов и основала династию мамлюкских султанов, правившую до 1517 в государстве, включавшем Египет и Сирию. Свергнуты турками-османами. В 1711-98 мамлюкские эмиры (беи) фактически снова правили Египтом. Окончательно их власть была ликвидирована Мухаммедом Али в 1811.

  4. Мамелюки (от арабского мамлюк раб, белый раб) , первоначально рабы, гвардейцы последних султанов династии Айюбидов, самостоятельно правившие с 1250 года в Египте (до 1517 года) и Сирии (до 1516 года) . Известны династии мамелюков Бахри и Бурджи. Виднейшие мамелюкские султаны Айбек, Бейбарс, Калаун, Барсбей, Гури. Во второй половине XIII века мамелюкские армии разгромили монголов (битва при Айн-Джалуте) , вытеснили крестоносцев из Сирии и Палестины, разбили исмаилитов-асассинов. Мамелюкские эмиры выдвигали из своей среды султана. Султан возглавлял феодальную иерархию, к верхнему слою которой принадлежали эмиры-сотники, в подчинении у них находились эмиры сорока, десяти и пяти дружин. Государство мамелюков в 1517 году было завоевано турецкими войсками и включено в состав Османской империи.

    Мамлюки, мамелюки (араб. белые рабы, невольники) , воины-рабы (преимущественно из тюрок, а также грузин, черкесов и др. кавказских народов) , проданные Египту монголами после завоевания ими Ср. Азии и Кавказа и составлявшие гвардию последних египетских правителей из династии Айюбидов (11711250). Численность M. колебалась от 9 до 12 тыс. чел. (по некоторым источникам до 24 тыс. чел.) . Их отряды периодически пополнялись новыми невольниками. В 1250 командная верхушка М. свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте. В руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, осн. ремесленные предприятия и гос. должности. М. сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при к-рой за несение воен. 4 службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу к-рой составляли отряды конницы М. под командованием 24 беев из среды крупных феодалов. Известны две династии мамлюкских султанов: Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили в 12501390) и Бурджи (преимущественно черкесского происхождения, правили в 13901517). 3 сент. 1260 в сражении при Айн-Джалуте (около совр. г. Бейсана) войска М. разгромили монголов, вторгшихся в Палестину и Сирию, изгнали остатки крестоносцев из этих стран. В 1273 они разби ли исмаилитов-ассасинов (тайная сектант, организация, образовавшаяся в Иране в конце 11 в.) . В вассальной зависимости у М. находились восточная часть Ливии (Барка) , Нубия, Хиджаз, с 1375 Киликия, с 1426 Кипр. Во время правления М. в 13 начале 14 в. начался экономич. подъм егип. гос-ва. Были улучшены гос. система управления, ирригац. земледелие, развивались торговля, ремесленное производство и культура. Вместе с расширением неогранич. власти мамлюкской знати усиливалась эксплуатация егип. крестьянства. В 151617 Египет был завован турками и стал провинцией Османской империи. Часть егип. земель турки оставили М. , к-рые должны были платить тур. паше в Каире дань. В нач. 18 в. , воспользовавшись ослаблением султанской Турции, М. фактически восстановили свою власть в Египте. В 1798 иррегуляр. конница М. , в то время безусловно лучшая в единоборстве, но недисциплинированная, была разбита войсками Наполеона Бонапарта в сражении у егип. пирамид. Однако, потеряв воен. силу, М. сохранили господств, политич. влияние в стране. После эвакуации французов из Египта (1801) часть рядовых М. последовала за ними. Наполеон I принял их в свою конницу, а позднее сформировал из них конно-гвард. эскадрон (250 чел.) , к-рый участвовал во всех войнах империи. Остатки М. были почти полностью уничтожены при отступлении армии Наполеона I из России во время Отечественной войны 1812. Сильный удар по мамлюкским феодалам и тур. янычарам, сменившим в 1801 франц. завоевателей, нанесли нар. восстания в Каире и партиз. движение в провинциях в конце 18 начале 19 в.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....