Эллада город в древней греции. Эллада – это Древняя Греция

Потоп, Девкалион, Эллин. Люди, жившие в древние времена, передавали от отцов к детям трагическое предание. Будто бы много тысяч лет назад на Земле случился всемирный потоп: несколько дней беспрерывно шел страшный ливень, бушующие потоки заливали поля, леса, дороги, деревни, города. Все скрылось под водой. Люди погибли. Удалось спастись единственному человеку, которого звали Девкалион. У него родился сын, получивший красивое и звучное имя Эллин. Он-то и облюбовал для поселения каменистую землю в тех краях, где сейчас находится страна Греция. По имени своего первого жителя она называлась Элладой, а ее население — эллинами.

Эллада. Это была удивительная страна. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы на ее полях выращивать хлеб, в садах — маслины, а на склонах гор — виноград. Каждый клочок земли был полит потом дедов и прадедов. Простиралось над Элладой ясное голубое небо всю страну из конца в конец пересекали горные цепи. Вершины гор терялись в облаках, и как было тут не поверить, что в высях, скрытых от людских глаз, царит вечная весна и живут бессмертные боги!

Со всех сторон прекрасную страну окружало море, и не было в Элладе места, от которого нельзя было бы добраться до его берегов за один день пути. Видно же море было отовсюду, — стоило только подняться на какую-нибудь возвышенность. Море манило к себе эллинов, а еще больше привлекали их неведомые заморские страны. Из рассказов отважных мореходов, побывавших там, рождались чудесные истории. Древние эллины очень любили их слушать, собравшись после дневных трудов у жаркого огня.

Гомер, Гесиод и мифы. Вот так в давние времена рождались мифы и сказания, в увлекательный мир которых мы с тобой вступили. Греки были жизнерадостны, смелы, умели найти хорошее в каждом дне, умели плакать и смеяться, сердиться и восхищаться. Все это отразилось в их мифах, которые к счастью, не затерялись в веках. Древние писатели в своих произведениях красиво изложили старинные сказания — кто стихами, кто прозой. Первым взялся за пересказ мифов мудрый слепой поэт Гомер, живший почти три тысячи лет назад. Его знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея” повествуют о греческих героях, их битвах и победах, а также о греческих богах, их жизни на вершине неприступной горы Олимп, пирах и приключениях, ссорах и примирениях.

А о том, откуда произошел сам мир и все боги, прекрасно написал поэт Гесиод, живший немного позже Гомера. Его поэма называется “Теогония”, что значит “Происхождение богов”. Древние греки очень любили смотреть пьесы о жизни богов и героев. Их писали Эсхил, Софокл, Эврипид. До сих пор эти пьесы (греки называли их “трагедии”) идут во многих театрах мира. Конечно, их давно перевели с древнегреческого на современные языки, в том числе и на русский. Из них тоже можно узнать много интересного о героях греческих мифов.

Мифы древней Эллады красивы, как красива сама страна; боги греческих мифов во многом похожи на людей, но только более могущественны. Они прекрасны и вечно молоды, для них не существует тяжких трудов и болезней...

На земле древней Эллады находят много древних скульптур, изображающих богов и героев. Всмотритесь в них на иллюстрациях книги — они как живые. Правда, не все статуи целы, ведь они пролежали много столетий в земле, и потому у них может оказаться отломанной рука или нога, иногда отбиты даже головы, иногда осталось одно только туловище, но все равно они прекрасны, как сами бессмертные боги эллинских мифов.

Древняя Эллада живет в произведениях искусства. А оно многими ниточками связано с мифологией.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» :

  • 1. Эллада и эллины

Древняя Эллада - страна Греции, если говорить кратко, существовавшая в далекие времена. События, о которых дальше пойдет речь, происходили очень давно.

  • Шел шестой век до нашей эры. Если верить источникам истории, то на Балканский полуостров пришли земледельцы во время миграции людей. Заселили его побережье. Страна, образованная переселенцами, стала называться Древней Элладой или кратко Элладой.
  • Страна стала развиваться.
  • В раннеэлладское время господствовали родоплеменные отношения. Но стали уже появляться первые крупные поселения.
  • В среднеэлладский отрезок времени ахейцы стали расселяться на юге полуострова. Среди них начались распадаться отношения между родами.
  • Позднеэлладская эпоха получила название Микенская.
  • В этот период у ахейцев возникает раннеклассовое общество. Появляются большие государственные образования: Микены, Фивы. Формируется оригинальная письменность. Микенская культура главенствует в Элладе. В это время происходит уничтожение Минойской цивилизации. Позже на полуострове появляются дорийцы, с их приходом гибнет микенская государственность.
  • В «Темные века» окончательно разрушается микенская цивилизация. Возрождаются родоплеменные отношения, трансформация которых создает предполисные общественные структуры.
  • При формировании таких структур начинается греческая тирания. Железо появляется во всех сферах производства. Появляется частная собственность. Время Архаической Греции.
  • На смену этого времени приходит Классическая Греция. Экономически начинают развиваться греческие полисы. Процветает культура. Расчет самосознание граждан. Греки одерживают победы, отражая агрессии персов.
  • Растет конфликт между новыми и старыми государственными системами. Пелопоннесская война. Экономика подорвана. Политическая структура в кризисном положении.
  • Македония захватывает Элладу.
  • Эллинистический период был в продолжение Классической Греции. Утверждается мировая держава Александра Македонского. Зарождается, расцветает и вскоре распадается греко-восточная государственность.
  • Все эти исторические моменты разделены на три периода, обозначенные в трех временных аспектах, длившихся не очень продолжительный срок.
  • При распаде этой державы образовались новые эллинистические государства.
  • Культура Эллады представлена древним эпосом.
  • Люди в этом эпосе всегда подчинялись богам. Все боги вели безмятежную и красивую жизнь на Олимпе. В разных областях Эллады были свои герои и свои сказания о них.
  • И по сей день древние сказания волнуют людей. С экрана кинематографа не сходят прекрасные фильмы о тех давно минувших днях.

Древняя Греция, Эллада – античная греческая цивилизация на юго- востоке Европы, наивысший расцвет который пришелся на V- IV вв. до н.э. – период, получивший в ее истории название классического. В культуре Древней Греции лежат истоки современной человеческой цивилизации.


С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима. Сами греки и поныне называют свою страну Элладой, а себя эллинами, именование «Греция» получив от римлян.




Крито-микенская эпоха (до 12 века до н.э.). В 3 тысячелетии до н.э. в Эгейском регионе возникла культура эпохи бронзы с важнейшим центром на острове Крит. Здесь началось формирование классов (с 21 века строительство дворцов для царей). Быстро развивалось хозяйство (производство бронзы, морская торговля) и искусство (керамика, живопись). Греческие племена (ахейцы, эолийцы, ионийцы) из северных областей около 1900 года выдавили неиндоевропейское местное население Пелопоннеса и Эллады. Они восприняли (особенно с 16 века до н.э.) многие достижения критской культуры, в том числе слоговое письмо. Центром власти, которая с 15 века распространилась на острова Крит, Кипр и другие, сделались Микены. С 12 века дорийцы, находившиеся еще на первобытной стадии, начали продвижение с севера. Они одержали победу над микенским классовым обществом и переселились на Пелопоннес.


Гомеровский период (11-8 века до н.э.). После так называемого дорийского вторжения рабство в Греции переживало спад, однако, применение железа вызвало новый подъем хозяйства. Около 1000 до н.э. началась греческая колонизация западного побережья Малой Азии, которое благодаря постоянным контактам с Востоком превзошло метрополию. Здесь около 800 года возник эпос Гомера, являющийся ценнейшим источником сведений об истории этого периода, несмотря на то, что описывается легендарная Троянская война (13-12 вв. до н.э.).


Период Великой колонизации (8-6 вв. до н.э.). Дальнейшее экономическое развитие Греции (специализация ремесел, расширение использования рабского труда, экспорт вина и масла, рост производства керамики, морская торговля) имело определенные социальные последствия. Крупные землевладельцы из среды родовой аристократии, устранив власть вождей-царей, одновременно поставили в зависимое положение мелких землевладельцев, иногда последние попадали в долговое рабство. В то же время возникли новые слои рабовладельцев: богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских. В небольших греческих долинах возникли города, превратившиеся в экономические и культурные центры, происходило окончательное оформление государственных институтов для обеспечения классового господства власть имущих. Во многих государствах демос в значительной степени ослабил позиции аристократии. Вожди демоса часто управляли как тираны. Тирания, однако, в большинстве случаев вскоре была заменена полисным устройством, при этом в органах власти могли участвовать богатые рабовладельцы (олигархия) или все полноправные граждане (демократия).


Период македонской гегемонии (4-2 века до н.э.). После победы фиванских демократов (379) Фивы приняли на себя руководство Грецией (до н.э.). Политическая раздробленность Греции в 4 веке до н.э. способствовала застою рабовладельческого хозяйства и обнищанию бедняков. Социальная борьба ослабляла полисы. Кризис мог быть преодолен только через государственную централизацию. Эту задачу выполнила Македония, царь которой Филипп 2 в битве при Херонее (338 до н.э.) разбил греков, руководимых афинскими демократами (Демосфен). Сын Филиппа Александр Македонский завоевал Персидское царство, создал предпосылки для хозяйственного и культурного подъема, в котором участвовала не столько Греция, сколько эллинистические государства. Греция находилась под властью Македонии до 2 века до н.э. Самостоятельную политическую оппозицию отстаивали Ахейский и Этолийский союзы, а также Спарта. Рим приобрел влияние в Греции прежде всего как союзник греческих полисов против Македонии. После победы над Филиппом 5 (197 до н.э.) римляне провозгласили лозунг «возврата к свободе». В 168 до н.э. после битвы при Пидне Македония была разгромлена и в 148 до н.э. объявлена римской провинцией, к которой в 146 до н.э. была присоединена вся Греция. При разделе Римской империи (395) греческие области перешли к Византийской империи.


* Гомеровское общество ещё не вышло из первобытно- общинного строя. В нем не было государства аппарата классового угнетения. Противоречия между отдельными социальными группами не были ещё обострены настолько, чтобы потребовались такие учреждения, как постоянная армия, тюрьмы, суды, для того, чтобы держать в повиновении эксплуатируемые и угнетённые общественные классы. Однако в это время уже начался постепенный отрыв органов родового строя от массы народа. Племенные вожди управляют своими племенами почти без участия народных собраний. Ахейским ополчением под Троей руководит совет басилеев, роль собрания воинов сводится фактически лишь к подтверждению решений этого совета. И на Итаке за время 20-летнего отсутствия Одиссея народное собрание не собиралось. Фактически все дела решались знатью. В описании картины суда, имеющемся в эпосе, приговор выносится старейшинами, а народ только криками высказывает сочувствие той или другой из спорящих сторон.



По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв. км, а население – около 150–200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв. км с населением в 120–150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30–40 кв. км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).


* Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных юристов. Законодательство играло чрезвычайно малую роль в создании греческого права. Спарта совсем не имела писанных законов, а Афины хотя и имели их, но, составленные в весьма отдаленное время, они в подлиннике до нас не дошли. Развитое греческое право времени ораторов никогда не было кодифицировано в сколько-нибудь полном виде. Греция не оставила нам и записей права в трудах своих юристов, которых (в нашем или римском смысле) она совсем не знала.


* Более мягкие формы отцовской власти, принявшие скорее характер защиты и покровительства подвластным, чем действительной власти; * признание сыновей полноправными вместе с совершеннолетием; * независимое в значительной степени имущественное положение жены; * значительно большая близость общинных форм владения землею (констатируемых с достаточной убедительностью в поэмах Гомера) к историческому периоду греческой истории; * несомненное и сильное воздействие общественного начала на организацию частной собственности, по отношению к недвижимости доходившее иногда до запрещения продажи наследственных участков земли, разделенных между семьями коренных граждан; * гораздо более свободные, чем в Риме, формы обязательственных отношений, выражавшихся по преимуществу в свободном (неформальном) договоре; * отсутствие или, по крайней мере, значительное ограничение завещательного права и, наконец, целый ряд специфических юридических образований, неизвестных Риму, лишь позднее некоторые из них реципировавшему (например, ипотечная система), таковы основные материальные отличия греческого права от римского, обыкновенно подчеркиваемые исследователями.



Герб Древней Греции является государственным символом Греции и состоит и двух основных элементов лазоревого щита с серебряным крестом (фрагмент флага), а вокруг щита лавровый венок. Щит с крестом символизирует воинскую славу и в то же время главную греческую религию православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.


Во времена Древней Греции не существовало государственных флагов как таковых (флаги использовались на флоте для подачи различных сигналов). Вместо них в качестве опознавательных знаков использовались различные эмблемы и символы. Они помещались на щиты и паруса судов, принадлежащих армии того или иного полиса


Гимн Греции на родном языке Σε γνωρίζω από την κόψη του σπαθιού την τρομερή, σε γνωρίζω από την όψη που με βια μετράει τη γή. Απ΄ τα κόκκαλα βγαλμένη των Ελλήνων τα ιερά, και σαν πρώτα ανδρειωμένη, χαίρε, ω χαίρε, Ελευθεριά! Гимн Греции на русском языке Узнаю клинок расплаты, Полыхающий грозой, У знаю твой взор крылатый, Охвативший шар земной! Гордость древнего народа, Возродившаяся вновь, Здравствуй, гордая Свобода, Здравствуй, эллинов любовь! Гимн свободе (Ύμνος εις την Ελευθερίαν) МФА: [ ˈ imn ɔ s is tin ɛ l ɛ fθ ɛˈ rian] поэма, написанная Дионисиосом Соломосом в 1823 году, состоящая из 158 четверостиший. В 1865 первые 24 куплета были объявлены гимном Греции, но на практике поют, как правило, первые 2 четверостишия. Музыка к гимну была написана в 1828 г. другом Соломоса Николаосом Мандзаросом; впоследствии он дважды перерабатывал её (в 1844 и 1861 гг.)

Гре`ция Дре`вняя (Эллада, греч. Ἑλλάς) - исторически сложившееся название первой из двух античных цивилизаций (вторая - Древний), а также региона, в котором эта цивилизация сформировалась. Г. Д. внесла колоссальный вклад в историческое развитие человечества, стала, по сути, фундаментом всех по­следующих западных цивилизаций. Основной территорией Г. Д. была южная часть Балканского п-ова (Балкан­ская Греция), омываемая с юга Средиземным, с запада Ионийским и с востока Эгейским морями, а на севере ограниченная горными цепями. В географическом отношении Балканская Греция делится на три больших региона: Сев. Грецию, Среднюю Грецию и Южн. Грецию (Пелопоннес). Неотъемлемой частью Г. Д. являлись, кроме того, многочисленные острова Эгейского моря (Архипелаг), а также западное побережье Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется следующая периодизация истории Г. Д.: 1) (здесь не рассматривается, поскольку принадлежит к периоду до появления цивилизаций); 2) эгейские культуры III тысячелетия до н. э.; 3) крито-микенская цивилизация II тысячелетия до н. э.; 4) начало железного века («темные века», «гомеровский период», XI-IX вв. до н. э.); 5) архаическая эпоха (VIII-VII вв. до н. э.); 6) классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.); 7) эллинистическая эпоха (конец IV - I в. до н. э.); 8) Греция под римским владычеством (I в. до н. э. - V в. н. э.). Природные условия и . Уникальность географического положения Г. Д. обусловлена огромной ролью моря. Сильно изрезанная береговая линия, обилие полуостровов, заливов, удобных гаваней (особенно на восточном побережье), протянувшиеся по Эгейскому морю цепи островов, служивших удобными ориентирами и местами промежуточных стоянок, - выступили факторами высочайшего развития мореходства, раннего освоения греками новых земель. Греция - очень гористая страна. Горы, занимающие около 80 % ее территории, в основном невысокие (высочайшая вершина - Олимп, 2918 м), однако крутые и труднопроходимые; они хорошо защищали страну от внешних вторжений, но в то же время в течение всей ее истории способствовали политической раздробленности греков. Из полезных ископаемых и других природных богатств в Г. Д. добывали железо (Лаконика), медь (Эвбея), серебро (Аттика), мрамор (о. Парос, Аттика), строевой лес (Сев. Греция), ценные сорта глины (практически повсеместно); практически отсутствовало. Пресными водами Греция бедна: реки за незначительным исключением (Ахелой, Пенфей) маловодны, летом часто пересыхают, немного и озер (крупнейшее - Копаидское озеро в Беотии). Климат - сухие средиземноморские субтропики, почвы каменисты, малоплодородны и трудны для возделывания. Выращивание зерновых давало достаточные результаты лишь в отдельных регионах (Беотия, Лаконика, Мессения); более эффективным было виноградарство и оливководство. Присутствие человека зафиксировано на территории Греции уже в период палеолита, затем неолита. Однако более или менее ясной ситуация в регионе становится лишь в III тысячелетии до н. э. С рубежа III-II тысячелетий до н. э. в Грецию начинают вторгаться греки (эллины) - индоевропейского происхождения, ранее обитавший в Придунайской низменности. Во II тысячелетии до н. э. зафиксировано разделение греков на несколько племенных групп (субэтносов), говоривших на различных диалектах древнегреческого языка. В этот период ведущую роль среди них играла племенная группа ахейцев, расселившаяся в основном на Пелопоннесе. Поэтому в поэмах Гомера название «ахейцы» (а также «данайцы») часто употребляется по отношению ко всем грекам. Другими важными племенными группами этого времени были и эолийцы. Во II тысячелетии до н. э. греки освоили острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Конец II тысячелетия до н. э. стал временем переселения в Грецию последней волны греческих племен: с севера Балканского п-ова в нее вторглись . В результате этих событий сложилась этническая карта Греции, которая оставалась практически неизменной на протяжении всей античной эпохи. заселили бо`льшую часть Пелопоннеса, Крит, острова южной части Эгейского моря и крайнюю юго-восточную оконечность Малой Азии. Местами обитания ионийцев были Аттика, острова центральной части Эгейского моря и Иония на малоазийском побережье. Племена эолийской группы жили в Беотии, Фессалии, на северных островах Эгейского моря и в малоазийской Эолиде. Остатки ахейского населения были оттеснены в гористые области центрального Пелопоннеса (Аркадия), а также на Кипр. Западные области Пелопоннеса, Средней и Северной Греции занимали более мелкие племенные группы, стоявшие ближе всего к дорийцам. Уже ко времени Гомера возникло, несмотря на политическую раздробленность, об этнической и культурной общности всех греков. Постепенно вошло в употребление общее самоназвание «эллины», первоначально прилагавшееся лишь к одному северогреческому племени. Эгейские культуры III тысячелетия до н. э. «Эгейские культуры» - упо­требляющееся в науке общее название комплекса догреческих цивилизаций (точнее, протоцивилизаций), существовавших в III тысячелетии до н. э. в бассейне Эгейского моря. Важнейшие из них: кикладская культура (на о-вах Кикладах в центральной части Эгейского моря), ранняя культура Трои (Троя II), культура островов северо-восточной части Эгейского моря (Лемноса, Лесбоса, Хиоса), раннеэлладская культура Балканской Греции (Лерна и др.) и раннеминойская культура Крита. Весь этот круг культур был создан догреческим населением Эгеиды (точную этническую принадлежность в большинстве случаев определить невозможно, но несомненно, в частности, что в формировании культурных очагов Балканской Греции принимали участие пеласги). Для развития эгейских культур в III тысячелетии до н. э. характерны появление важных навыков и приемов ремесленного производства (изготовление керамики на гончарном круге, строительство домов и крепостных стен из кирпича-сырца и камня, судостроение, металлообработка), переход от монокультурного к поликультурному земледелию, быстрый рост численности населения, появление имущественной дифференциации общества, активизация торговых контактов как внутри региона, так и за его пределами, возникновение протогородов, высокий уровень некоторых видов искусства. Кикладская культура (ок. 2700 - 2200 до н. э.) особенно выразительна. Не достигнув крупных успехов в монументальном строительстве (небольшие неукрепленные поселения со скромными каменными постройками прямоугольной или закругленной в плане формы), кикладцы в то же время опередили прочие культуры тогдашней Эгеиды во многих других отношениях. Они обладали высокоразвитым ремесленным производством ( , ювелирное , обработка камня, судостроение), совершали плавания по всему Эгейскому морю, а возможно и за его пределами. Исключительно оригинально кикладское искусство, наиболее известными произведениями которого являются мраморные статуи и статуэтки различного размера (кикладские идолы), а также орнаментированные керамические сосуды. Кикладская цивилизация прекратила существование при неясных обстоятельствах (в силу, скорее, внутренних, чем внешних причин); она оказала влияние на складывание крито-микенской . К концу III тысячелетия до н. э. прекратили существование почти все культуры Эгейского бассейна при недостаточно выясненных обстоятельствах (насколько можно судить, как внутреннего, так и внешнего характера; определенную роль, в част­ности, должен был сыграть в Грецию первой волны греков), не оказав значительного влияния на дальнейшие исторические судьбы региона и практически не оставив следов в античной традиции. Только раннеминойская культура Крита уцелела и легла в основу бронзового века, сложившейся в бассейне Эгейского моря во II тысячелетии до н. э. Крито-микенская цивилизация II тысячелетия до н. э. Данная цивилизация, непосредственно предшествовавшая греческой I тысячелетия до н. э. и в ряде отношений повлиявшая на становление последней (хотя еще не имевшая античного в собственном смысле слова, т. е. полисного, характера), четко делится на два этапа. В сущности, резоннее даже говорить о двух цивилизациях, хотя и связанных друг с другом: критской (догреческой) и микенской, или ахейской (греческой). Критская (или минойская, по имени легендарного критского царя Миноса) цивилизация была создана до­греческим населением о. Крит, так называемыми минойцами. Память об этой отразилась в цикле греческих мифов о Миносе, Лабиринте и Минотавре, а сама она была открыта на рубеже XIX-XX вв. А. Эвансом, проводившим раскопки дворца в Кноссе - крупнейшем центре Крита. Впоследствии археологи обнаружили ряд дворцов и в других частях острова (в Фесте, Маллии, Като-Закро). Удобное положение Крита на пересечении морских путей, соединявших Грецию с Малой Азией, Сирией и Сев. Африкой, стало одной из причин того, что на нем раньше, чем в материковой Греции, сформировался полноценной , испытавшей сильное влияние цивилизаций древнего Ближнего Востока и эгейских культур. Уже в III тысячелетии до н. э. было освоено производство меди, а затем и бронзы, основой земледелия стала «средиземноморская триада» (зерновые, виноград, олива), появились гончарный круг, искусство корабле­строения и мореплавания; на рубеже III-II тысячелетий до н. э. возникли первые государства. Это были так называемые дворцовые царства: административными и религиозными центрами, а также складами продовольствия были дворцы - колоссальные комплексы с десятками и сотнями хаотично расположенных помещений, вмещавшие, возможно, тысячи жителей. Рядовое жило в сельской округе; оно по­ставляло во дворцы продукты своего труда, а также выполняло различные повинности. О государ­ственном устройстве критских царств известно мало. По мнению многих ученых, они были теократиями: являлся одновременно светским и духовным властителем, верховным жрецом, возможно, его даже обожествляли. С XVII-XVI вв. до н. э. Крит стал единым государством со столицей в Кноссе. К этому времени относится «талассократия» (морское владычество) Крита: создав мощный флот, критяне господствовали над побережьями и островами Эгейского моря, взыскивая дань с их жителей. Полная безопасность от внешних вторжений обусловила тот уникальный для древности факт, что крит­ские дворцы не имели укреплений. Очень высокого уровня достигла критская культура. Существовала - в начале иероглифическая, а затем слоговая (линейное А). Выдающихся успехов достигло искусство: (дворцовые комплексы), скульптура (изящные фаянсовые статуэтки богов и богинь) и особенно (фрески на стенах внутренних покоев дворцов, росписи сосудов). В XV в. до н. э. критская цивилизация неожиданно и при не вполне выясненных обстоятельствах прекратила существование. Согласно наиболее вероятной гипотезе, главную роль при этом сыграла грандиозная природная катастрофа - извержение гигантского вулкана на о. Фера (совр. Санторини). Микенская (ахейская) цивилизация - первая цивилизация, созданная греками. Она сложилась в результате прихода на Балканский п-ов с севера первой волны греческих племен (рубеж III-II тысячелетий до н. э.), ведущую роль среди которых играла племенная группа ахейцев. Местное догреческое было ассимилировано. После длившегося несколько столетий застоя, вызванного вторжением и войнами, с XVI в. до н. э. в Г. Д. начался экономический и культурный подъем (появление гончарного круга; в военном деле - введение боевых колесниц; появление аристократической прослойки - вождей и жрецов). Сложился ряд государственных образований, принявших форму дворцовых царств ( , являвшийся административным и культурным центром, а также складом продовольствия, и сельская округа). Крупнейшими греческими государствами этой эпохи были Микены, Тиринф, Пилос и др. на Пелопоннесе, Афины, Фивы, Орхомен в Средней Греции, Иолк в Сев. Греции. В эпоху своего расцвета микенская цивилизация охватывала бо`льшую часть территории Балканской Греции и многие острова Эгейского моря. В начале своей истории она испытала сильное влияние развитой Крита, откуда были заимствованы многие элементы культуры (ряд религиозных культов, фресковая , фасоны одежды и т. п.). В XV в. до н. э., после упадка критской , греки-ахейцы захватили и обжили Крит, а затем основали ряд городов на западном побережье Малой Азии. Они безраздельно господствовали в Эгейском море, плавали по всему Средиземному морю (микенские поселения существовали на Кипре, в Сирии, Южн. Италии, на Сицилии), поддерживали контакты с крупными центрами Древнего Востока (в наибольшей степени - с Хеттской державой). Пиком ахейской экспансии стала Троянская война (начало XII в. до н. э.). Дворцовые царства Микенской Греции вели независимое существование, часто вступая в войны друг с другом, и лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, объединялись в союзы, как правило, под главенством Микен. Во главе каждого государства стоял (анакт); важную роль играла военная и жреческая знать. Ахейские царства характеризовались наличием разветвленного бюро­кратического аппарата (наместники округов, низшие чиновники на местах - басилеи и др.), ведавшего функционированием дворцового хозяйства. Крестьяне и ремесленники под контролем чиновников вносили подати и выполняли различные повинности в пользу дворца. В хозяй­стве дворцов в довольно значительных масштабах применялся труд рабов (в основном женщин и детей). Наличие централизованных дворцовых хозяйств роднит микенскую цивилизацию с обществами Древнего Востока. Высокого уровня достигла культура Микенской Греции. На основе крит­ской письменности (линейного письма А) была создана на греческом языке (линейное B). Образцами мастерства ахейских зодчих и инженеров являются дворцы в греческих городах II тысячелетия до н. э., более упорядоченные по планировке, чем критские (в них, как правило, присутствует ), имеющие мощнейшую систему укреплений, а также монументальные купольные гробницы царей. Настенная фресковая и микенских греков более суха, строга, статично-монументальна, чем критская. В микенскую эпоху возникли многие греческие мифы, начал складываться эпос. Прообразами многих греческих мифологических персонажей стали реальные правители ахейских царств. К концу XII в. до н. э. микенская цивилизация пришла в упадок, что привело к утрате государственности, основных производственных навыков и технических приспособлений. Крушение микенской принято связывать с вторжением дорийцев, разрушивших ахейские царства; однако в действительности следует говорить о сложном комплексе причин разного характера (массовые передвижения народов в Вост. Средиземноморье, конфликты между микенскими государствами, приведшие к их истощению, природные катаклизмы, внутренняя непрочность дворцовых царств, породившая системный кризис). Начало железного века. XI-IX вв. до н. э. в древнегреческой истории западная часто определяет как «темные века» (из-за общего регресса, характерного для этого времени, а также из-за отсутствия современных эпохе письменных источников); в отечественном антиковедении он чаще фигурирует как «гомеровский период» (в силу того, что основные сведения о нем приходится черпать из поэм Гомера, хотя они обрели окончательную форму позже). Впрочем, упадок, судя по данным исследований последних десятилетий, отнюдь не был безусловным и тотальным. В частности, именно в это время в Г. Д. проникла техника добычи и обработки железа, что по­степенно подняло на принципиально новый уровень развитие экономики (сельского хозяйства, ремесел) и военного дела. Железо сменило бронзу не сразу, это был долгий, постепенный процесс. Вначале из нового металла начали изготовлять , позже - орудия труда. Строго говоря, бронза до конца Античности не вышла из употребления полностью. Из нее, в частности, делали статуи. Да и в военном деле, хотя наступательное (мечи, наконечники копий) со временем стали железными, (шлемы, панцири, поножи) оставались бронзовыми. И все же освоение железа значительно изменило экономическую ситуацию в Г. Д. Тому было несколько причин. Во-первых, железо - распространенный металл; месторождений железной руды в мире гораздо больше, чем медной. Так обстояло и в Г. Д. Поэтому с освоением железа металл гораздо шире, чем прежде, внедрился во все стороны жизни. Во-вторых, для хорошей бронзы необходимо олово, а оно в Г. Д. не добывалось, его приходилось ввозить через посредников из отдаленных стран (даже из Британии). С железом таких проблем не возникало. Его производство обходилось дешевле, чем производство бронзы. В-третьих (и это самое важное), железо - металл гораздо более твердый и прочный, чем бронза. И железный , и железные детали плуга служили дольше, надежнее и эффективнее, нежели бронзовые. Это позволило, помимо прочего, сделать вспашку полей более глубокой, более эффективной. Производительность труда в сельском хозяйстве начала расти, урожаи повысились, стало лучше питаться, а это повлекло за собой быстрый демографический рост, появление излишков продуктов, возникли ресурсы свободного времени, которое раньше приходилось тратить на борьбу за существование, а теперь можно было посвятить, например, политической жизни или культурному досугу. Таким образом, освоение производства и обработки железа стало одной из важных материальных предпосылок «греческого чуда», хотя сводить все только к этому фактору, разумеется, нельзя. Не стала полной, как считалось ранее, изоляция страны от основного мира; так, мореходы о. Эвбеи продолжали поддерживать связи с цивилизациями Ближнего Востока. В наиболее развитых регионах Г. Д. (Эвбея, Иония и др.) намечаются первые шаги к становлению полис­ного строя, появляются протополисы. Важные данные об этом дают археологические раскопки в Аттике и на Эвбее; на последней особенно показательно селение Левканди (название современное), необычайно богатое по меркам «темных веков». Слоговая с концом ахейской (микенской) исчезла практически повсеместно (за исключением Кипра). Однако, судя по всему, уже в конце IX в. до н. э. греки вновь обрели , на сей раз алфавитную. Греческий , который лег в основу всех и поныне существующих европейских алфавитов, сложился под влиянием финикийского прото­алфавитного письма. В силу отсутствия письменности в данный период древнегреческой истории не существовало и литературы. Однако все более богатым становился фольклор; в нем продолжалось формирование эпоса, позже завершившееся появлением гомеровских поэм в их окончательном виде. и скульптура в целом находились в упадке; в то же время, для искусства вазописи характерна динамика: субмикенский стиль сменился протогео­метрическим, а этот последний - геометрическим, первым из великих античных вазописных стилей. Этот период наиболее правомерно было бы обозначить как переходный. Именно в это время в Г. Д. кардинально изменился «вектор» исторического развития: на смену обществу, типологически однородному с древневосточными, начала приходить цивилизация совершенно иного облика, ставшая первой цивилизацией западного типа. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) стала одним из важнейших периодов истории Г. Д., временем наиболее интенсивного развития древнегреческой . Совокупность масштабных и радикальных перемен во всех областях жизни этой эпохи часто называют «архаической революцией». Среди новых явлений, характерных для архаического периода, - резкий рост численности населения, приведший в некоторых областях (Истм, Эвбея, Иония) к перенаселению и земельному голоду. Последнее стало одной из важнейших причин уникального феномена Великой греческой колонизации, в ходе которой греки покрыли сетью своих городов и поселений бо`льшую часть средиземноморского и все черноморское побережье, резко расширив рамки своего этнического и культурного ареала. В экономической области решающие сдвиги произошли в развитии ремесел (значительное улучшение качества металлообработки, открытие сварки и спайки железа, изготовления стали; исключительно высокий уровень строительства и кораблестроения) и торговли, в том числе внешней. Эти нововведения повели к преодолению замкнутости греческих общин, к восстановлению в полном объеме связей с цивилизациями Древнего Востока, к выходу Г. Д. из культурной изоляции XI-IX вв. до н. э. Развитие торговли и товарных отношений обусловило также возникновение денег в виде чеканной монеты. Ремесло и торговля отделились от сельского хозяй­ства, сложилась особая прослойка профессиональных ремесленников и купцов. В Г. Д. архаического периода впервые появились города античного типа, выполнявшие одновременно функции административно-религиозного и торгово-ремесленного центра прилежавшей к ним сельской округи и обладавшие двумя наиболее значимыми пунктами - акрополем и агорой. Важные сдвиги произошли в военном и военно-морском деле (изобретение доспеха и вооружения гоплита, создание фаланги, постройка первых триер). Венцом совершавшихся в Г. Д. VIII-VI вв. до н. э. перемен стало повторное (после эпохи крито-микенской ) складывание государства, но на этот раз не в форме дворцовых царств, а в форме полисов. Именно архаическая эпоха стала временем рождения полисной , обусловившей специфику и неповторимый облик древнегреческой истории. В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе безраздельно играла , которой принадлежали все рычаги власти. Рядовые граждане полисов () находились в различной степени зависимости от аристократов. Однако постепенно знать стала утрачивать свои позиции. После отмены в большинстве полисов долговой кабалы начала формироваться система классического античного рабства. Эпоха архаики была временем жестоких внутриполисных конфликтов, зачастую выливавшихся в продолжительные гражданские войны. Для прекращения смут многие полисы были вынуждены избирать посредников-примирителей, которые на определенный срок облекались властью и осуществляли реформы, приводя все слои населения к компромиссу, восстанавливая и стабильность в гражданской общине. Важнейшим результатом деятельности примирителей стало появление в ряде передовых полисов первых сводов письменных законов, заменивших действовавшее до того устное . В то же время гражданские конфликты привели во многих полисах к установлению режимов единоличной власти - тираний, которые, впрочем, к концу архаической эпохи были почти по­всеместно ликвидированы. Некоторые полисы из числа наиболее высокоразвитых (в частности, Афины) закономерно пришли в самом конце архаической эпохи к радикальным политическим реформам, знаменовавшим появление демократии. В тот же период приняло окончательную форму военизированное, в чем-то тоталитарное государственное устройство Спарты. Очень сложные и имевшие важнейшие последствия процессы шли в течение архаического периода в сфере культуры. В греческом менталитете этих веков складывалась полисная система ценностей с ее коллективизмом и локальным патриотизмом, но одновременно нарастали индивидуалистические тенденции, увеличивалась значимость личности. Архаическая религия характеризовалась, с одной стороны, огромным авторитетом святилища Аполлона в Дельфах, которого проповедовало идеалы умеренности и самоограничения, с другой - появлением ряда мистических культов и течений (почитание Диониса, Элевсинские , деятельность кружков орфиков и пифагорейцев). К архаической эпохе относится возникновение в Г. Д. - впервые в истории человечества - философии как самостоятельного, независимого от религии культурного явления. Широко распространилась алфавитная письменность; в области литературы на смену эпосу ( , Гесиод) пришла лирика (в этом жанре работал целый ряд выдающихся поэтов - Архилох, ­Солон, Алкей, Сапфо и др.), появились первые произведения в прозе. Бурно развивалось искусство: в архитектуре сложилась ордерная система, сформировались дорический и ионический ордеры, в качестве основного типа храма был принят , по всему греческому миру создавались культовые постройки, в том числе огромного размера (некоторые храмы Ионии и Великой Греции в длину превышали 100 м); в круглой скульптуре практиковались два основных типа статуй ( и ), более разнообразным было скульптурное украшение храмов (в основном рельефы); в вазописи в начале архаической эпохи господствовал , в VII в. до н. э. ему на смену пришли ориентализирующие стили, VI в. до н. э. стал временем рождения чернофигурного стиля, а затем - краснофигурного, ставшего высшим достижением античного вазописного искусства. В эпоху архаики Г. догнала и обогнала в своем развитии страны Древнего Востока, оказалась на первом месте среди цивилизаций тогдашнего мира. Классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.) – время наивысшего расцвета древнегреческой , максимального развития полисного строя. Начало этой эпохи знаменуется Греко-персидскими войнами, продолжавшимися около полувека (500-449 до н. э.) и завершившимися победой греческих полисов над мощью державы Ахеменидов. Эта стала началом грандиозного политического и культурного подъема Г. Д., создала крупнейшим полисам (прежде всего Афинам и Спарте) заслуженную репутацию держав мирового значения. В ходе Греко-персидских войн был создан (в 478 до н. э.) Первый , переродившийся около 454 до н. э. в Афинскую архэ - военно-политическое объединение нового для Г. Д. типа. Середина V в. до н. э. прошла под знаком обостряющегося соперничества между Афинской архэ и Пелопоннесским союзом, а по сути, между их лидерами - Афинами и Спартой - за гегемонию в Г. Д. Для политического развития этого времени характерно становление и развитие в ряде наиболее передовых полисов демократической формы правления; наиболее ярким примером чему является классическая афинская в эпоху Перикла. Экономический рост выражался в по­ступательной интенсификации ремесленного производства и торговли, в том числе внешней, в увеличении роли классического рабства. Менталитет греков V в. до н. э. отличался историческим оптимизмом, полисным коллективизмом и патриотизмом, простой и сильной религиозностью. В области культуры был создан ряд шедевров мирового значения: высшего развития достиг греческий театр (Эсхил, Софокл, Еврипид), процветали (выработка концепции регулярного города Гипподамом, создание ансамбля Афинского акрополя), скульптура (Мирон, Поликлет, Фидий), (Полигнот, ). Философия, как и в архаическую эпоху, занималась преимущественно проблемами происхождения мира и законов, управляющих им (Анаксагор, Демокрит и др.); из отдельных наук высокого уровня достигли (Геродот), медицина (Гиппократ и его школа). В целом греческая культура V в. до н. э. отличалась стремлением к целостности, синтезу, созданию грандиозных образных систем с помощью различных средств выразительности, что с максимальной силой воплотилось в трагедии этого времени. Пелопоннесская война (431-404 до н. э.), ставшая закономерным результатом афино-спартанского противостояния, протекавшая с переменным успехом, но в итоге завершившаяся победой Спарты и разгромом Афин, положила начало общему кризису классического греческого полиса и системы межполисных взаимоотношений, продолжавшемуся в течение всего IV в. до н. э. и подготовившему предпосылки эпохи эллинизма. На внешнеполитическом уровне кризис выразился в общем ослаблении большинства полисов, сопровождавшемся частыми дипломатическими вмешательствами Персии в греческие дела (Коринфская война 395-387 до н. э., Анталкидов 387 до н. э.), почти постоянных междоусобных войнах, безуспешной борьбе Спарты, Афин, Фив за гегемонию (до 371 до н. э. гегемоном Г. Д. являлась , после битвы при Левктрах этот статус перехватили Фивы, но после гибели «

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла несколько периодов, чрезвычайно важных для характеристики древнегреческой культуры в целом – протогреческий (к-ры Эгейского мира и «Гомеровский» период), греческая архаика, греческая классика, а так же периорд эллинизма.

    Протогреческая культура – на рубеже 3 – 3 тыс. до н.э. предки позднейших греков заселили пространство, примыкавшее к Средиземному морю, где образовалось 3 очага культуры – Минойская, Крито-Микенская и Киклатская (центр =- Кикладский архипелаг) культуры (к-ры Эгейского мира) 14 .Позднейшие греки считали себя автохтонным населением Греции, однако, и у них сохранилось представление о существовании некоего древнего народа, первоначально населявшего Элладу и прилегающие острова. Сведений об этом периоде сохранилось очень мало:в целом , культура этого периода – промежуточный этап между культурами Древнего Востока (с их статичность, консерватизмом, каноничностью строгой) и культурой Древней Греции (свобода, демократизм, красоты и «вольность»)Гос. строй , по-видимому, напоминал восточные деспотии; во главе – царь-жрец, здесь дворец – сосредоточение политической, экономической, общественной и религиозной жизни гос-ва. Крито-микенская культура – слабая консолидация ахейского мира (крупные центры в Микенах, Тиринфе, Пилосе). Расшифровка древнекритской письменности – вероятно, документировалась вся хоз. жизнь гос-ва: сведения о экономике (вероятно, находилась на более высоком уровне, нежели экономика греческой архаики), высокий уровень специализации ремесленной деятельности.Искусство более жизнерадостно (чем в восточных культурах), менее сковано канонами: (примеры искусства из раскопок– фрески на стенах дворца в Кноссе 15 – изображения критских женщин, так называемые «парижанки», фреска «Царь-жрец» и т.д.; отличит. черта архитектурных сооружений – монументальность – напр., знаменитые львиные ворота в Микенах, украшенные рельефом с изображением 2-х львиц, окруженных огромными, громоздящимися один на другой каменными блоками –сами греки считали, сто стены эти воздвигли циклопы (одноглазые великаны)). Преобладание в протогреческом мире –ахейцы (отголоски их могущества – в знаменитой поэме Гомера «Илиада» о истории Троянской войны – вероятно, это был крупный завоевательный поход ахейцев на важный торговый и стратегический пункт на малоазийском побережье) 16 . Но преобладанию ахейцев в Эгейском мире положило конец прибытие на рубеже 12 – 11 в. до н.э. новых протогреческих племен (дорийцев), противопоставивших бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие (но в целом, культура более примитивна).

К 15 у. до н.э. почти все цивилизации Эгейского мира перестали существовать – возможно, их постигли природные катаклизмы, оставшиеся же попали в полную зависимость к ахейцам.

    Период дорической культуры (иногда называют гомеровским) – 12 – 8 в. до н.э. С т.зр.экономики сделан шаг назад по сравнению с культурами Эгейского мира: процветает скотоводство, неразвита торговля и ремесла, но, вместе с тем, освоение техники выплавки и обработки железа, железные орудия труда (топор, долото).Политический строй – 12 – 8 в. до н.э. переход от родового строя к организации полисного типа. Основная общественная ячейка – фратрия (тип братства). Зарождение рабства – правда, рабы не отделены непроходимой гранью от всего общества (напр., у Гомера служанки-рабыни стирают белье вместе с дочерью басилевса Навсикаей)Искусство – искусство дорийцем примитивно (о нем, в основном, можем судить по украшению предметов быта – сосудов – геометрическим рисунком –по этой причине иногда период называют эпохой геометрического стиля) . К этому же периоду относят и знаменитое творчествоГомера – «Илиада» и «Одиссея» 17 (примерно время жизни Гомера можно отнести к 9 – 8 в. до н.э.). Автор воспевает далекие времена (ориентировочно относящиеся к цивилизациям Эгейского мира), восхищается жизненным устройством и подвигами ахейцев, стремясь передать слушателям чарующие видения давно исчезнувшего мира.

Пушкин:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущенной душой.

(По преданию гомеровский эпос начал складываться еще в перв. трети 1 тыс. до н.э., когда Греция бедная и разоренная переживала «темное» время после переселения с о-ва Балкан племен дорийцев – как воспоминание о былом величии, о временах, когда боги и люди совершали великие подвиги. Гомеровский эпос вобрал в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и вымыслом поэта.

Причины Троянской войны(реальность) – походы одного из греч. племен – ахейцев – к побережью Малой Азии для завоевания богатых троянских земель. Мифологически – месть ахейцев за похищение Елены, супруги спартанского царя Менелая сыном троянского царя Приама, царевичем Парисом. «Небесные» причины – решение верховного бога Зевса и Геи-Земли уничтожить род человеческий за нечестие, по этому замыслу рождается самая прекрасная женщина Земли Елена (дочь Зевса и богини мести Немесиды). В киклических поэмах (предосновах поэм Гомера) рассказывается о причинах войны, о походе на Трою, о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину. Собственно Илиада повествует о событиях последних 51 днях осады Трои (герои – Ахилл, Агамемнон, предводитель всего ахейского войска и их ссора из-за вероломного поступка Агамемнона, отнявшего у Ахилла прекрасную наложницу). Одиссея – не имеет сквозной линии сюжета, повествует о возвращении героев на родину (Одиссей у нимфы Калипсо, на пиру у феаков рассказывает о посещении Аида, как обходил уловки Сирен, сциллы и харибды, последующий сюжет - Одиссей в Итаке расправляется с наглыми женихами его жены Пенелопы)Герои Гомера – зачастую жестоки, хитры, мстительны, и в тоже время они – не боги, а просто люди со своими слабостями, надеждами, они плачут и страдают, любят…Драматизм личности Одиссея – в эпитете многострадальный, которым его наделяет Гомер. Героям Гомера всегда сопутствуют боги (напр., Одиссею – мудрая Афина), но эта непосредственная связь с божеством не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками свою жизнь (иной раз самостоятельность человека даже вызывает страх у богов) Античность воспринимала Гомера как идеал и образец для подражания, под знаком Гомера развивалась и римская героическая поэзия (напр., Вергилий).

Последующие периоды – архаический и классический можно считать собственно культурой Древней Греции. Архаическая культура Др.Греции (7 – 5 в. до н.э.) – становление греч. мифологии, соц. сисемы, искусства; Греческая классика (5-4 в. до н.э._ - высший расцвет древнегреческой культуры.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...