Е вераксы т с комаровой. Веракса фгос до
Введение 3
Комплексное планирование организованных видов детской деятельности 4
Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей 5
Организованная образовательная деятельность (комплексные игровые занятия) 37
Детский сад. Рисование игрушек 37
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Режим дня 38
Жизнь в детском саду. Лепка Чебурашки 40
Модель детского сада. Комплекс упражнений «Веселые ребята» 41
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Песня «Если добрый ты…» (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского) 43
Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему «Осень в лесу» 44
Геометрические фигуры (прямоугольник). Подвижные игры 45
Ранняя осень. Лепка осеннего дерева 46
Аппликация «Букет в вазе». Игра «Что нам осень принесла?» 48
Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Песня «Осень» (музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина) 49
Игрушки. Рисование любимой игрушки 50
Числа 1, 2. Геометрические фигуры. Комплекс развивающих движений «Лягушата» 52
Описание игрушки. Лепка пирамидки 53
Бумажная лягушка. Упражнения «Мяч», «Матрешки» 55
Играем вместе. Музыкальная композиция «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского) 56
Овощи. Рисование на тему «Любимый овощ» 57
Геометрическая фигура овал. Счет до 2. Игры с мячом 59
Описание овощей. Лепка овощей 61
Аппликация «Овощи на тарелке». Комплекс упражнений «Овощи на грядке» 62
Русская народная сказка «Мужик и медведь». Игры с пением 63
Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты» 65
Счет до 2. Порядковые числительные. Геометрические фигуры. Комплекс упражнений «Яблоко» 67
Описание фруктов. Лепка фруктов 68
Фруктовый ларек. Комплекс упражнений «Апельсин» 69
Сказка «Как варить компот». Песня «Колхозный сад» 70
Семья. Рисование на тему «Моя семья» 72
Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2. Прыжки 73
Описание семьи. Помощь по дому. Цветок для мамы 75
Аппликация «Щенок». Комплекс упражнений «Ловкие ножки» 76
Помощь родителям. Колыбельная песня «Баю-бай» (музыка М. Красина, слова М. Черной) 77
Золотая осень. Октябрь. Рисование на тему «Лес в октябре» 78
Куб. Счет в пределах 3. Подвижно-речевые игры 79
Изменения в природе в октябре. Красная рябина 81
Конструирование дерева. Подвижные игры 82
Рассказ В. Осеевой «Синие листья». Танец с осенними листочками 84
Мебель. Рисование на тему «Ковер» 85
Счет в пределах 3. Подвижные игры 87
Описание мебели. Оборудование комнаты. Лепка стола, стула, кровати 88
Аппликация «Коврик». Подвижные игры 89
Новая квартира. Игра с пением «Веселая девочка Таня» (музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской и Р. Борисовой) 90
Деревья. Рисование листьев 92
Шар. Порядковый счет до 3. Комплекс упражнений «Деревья» 94
Описание деревьев. Лепка березы и елочки 96
Аппликация «Бабочка». Подвижные игры 99
Русская народная сказка «Дурак и береза». Песня «Ива» (музыка А. Князькова, слова И. Токмаковой) 101
Посуда. Тарелка 102
Число и цифра 4. Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры. Подвижные игры 104
Описание посуды. Чашка, тарелка 106
Стаканчик. Игра с мячом 108
Помощь по дому. Танец с ложками 110
Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка 111
Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры. Подвижные игры 113
Поздняя осень. Овощи на зиму 115
Аппликация «Береза». Двигательные упражнения 116
Ноябрь. Песня «Дождик» (музыка М. Красева, слова Н. Френкель) 117
Профессии. Дорога для автомобиля 119
Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры 121
Описание профессий. Пирожное 124
Шапочка из бумаги. Упражнения с обручем 125
Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Этюд-драматизация «Барабанщик» (музыка М. Красева) 127
Наземный транспорт. Машина 128
Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4. Подвижные игры 130
Описание транспорта. Грузовик 131
Поезд. Подвижные игры 133
«Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берга. Песня «Паровозик» (музыка К. Влаха, слова Н. Алпаровой) 134
Водный и воздушный транспорт. Пароход 135
Геометрические фигуры. Цифра 5. Подвижные игры 138
Описание транспорта. Самолет 140
Кораблик из скорлупы ореха. Подвижные игры 143
Русская народная сказка «Кораблик». Песня «Необычайный самолет» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 144
Правила дорожного движения. Светофор 145
Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5. Подвижные игры 147
Поведение на дороге и в транспорте. Машина у светофора 149
Светофор и машины. Подвижные игры 151
Светик-трехцветик. Песня «Я по городу иду» (музыка А. Перескокова, слова Т. Антоновой) 152
Праздник Новый год. Нарядная елка 153
Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий. Подвижные игры 155
Новый год. Новогодние подарки 157
Гирлянда. Упражнения с движениями 159
Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали». Песня «К нам приходит Новый год» (музыка В. Герчик, слова З. Петровой) 161
Зима. Зимние узоры 162
Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры 163
Составление рассказа по картинке. Снег на деревьях 166
Дворец Снежной королевы. Упражнения с движениями. Подвижные игры 167
Русская народная сказка «Мороз и заяц». Музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П. Чайковского) 169
Зимние забавы. Снеговик 170
Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше – толще. Подвижные игры 171
Составление рассказа. Лепка снеговика 173
Аппликация «Снеговик». Подвижные игры 174
Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». «Песня Снеговика» Ю. Энтина 175
Одежда, обувь, головные уборы. Перчатка с узором 176
Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше – меньше, короче – длиннее. Подвижные игры 178
Описание одежды. Игра «Одень куклу». Головные уборы: шляпа, шапка, кепка 180
Головной убор. Эстафеты 181
Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик». Песня «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) 182
Книги. Рисование на основе силуэта 183
Геометрические фигуры. Двигательные упражнения 184
Игра-викторина. Любимый сказочный герой 187
Аппликация «Лягушонок». Подвижные игры 189
Сказка В. Даля «Лиса-лапотница». Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и зайцы» под музыку А. Майкапара «В садике» 191
Дикие животные. Ежик 192
Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше – ниже. Упражнения. Подвижные игры 194
Описание зверей. Заяц 196
Аппликация «Белка». Подвижные игры 198
Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь». Песня «Заинька пушистый» 200
Домашние животные. Кошка 201
Геометрические фигуры. Длинный – короткий, выше – ниже. Счет до 5. Подвижные игры 202
Описание животных. Рассказ по картинкам. Лепка лошадки 204
Собачка из бумаги. Подвижные игры 205
Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Песня «Кошечка» (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой) 206
Домашние питомцы. Петушок 207
Сравнение предметов по ширине и длине. Счет до 5. Подвижные игры 208
Описание домашних птиц. Корзинка с яйцами 210
Аппликация «Цыпленок». Подвижные игры 212
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Игра-драматизация «Утки и волк» 213
День защитника Отечества. Танк 214
Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 216
Беседа о профессиях. Вертолет 218
Бинокль. Подвижные игры 219
Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». Музыкальная игра «Самолеты» (музыка М. Магиденко) 220
Весна. Признаки весны 220
Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5. Подвижные игры 222
Описание весны. Птица 223
Кораблик. Подвижные игры 225
Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». Украинская народная песня «Ах, весна!» 226
Забота о маме. Ваза с цветами 227
Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве. Подвижные игры 228
Подготовка к празднику. Кувшинчик 230
Открытка. Упражнения с мячом 231
Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». Песня «Мамочка моя» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 232
Цветы. Трава и цветы на лужайке 234
Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 235
Описание цветов. Тюльпан 236
Цветок тюльпана. Подвижные игры 237
Рассказ С. Вангели «Подснежники». Этюд-драматизация «Подснежники» (из цикла «Времена года» П. Чайковского) 238
Птицы. Снегирь 239
Геометрические фигуры. Счет до 5. Конус. Подвижные игры 240
Описание птиц. Составление рассказа по картинкам. Дерево с кормушками 242
Аппликация «Совенок». Физические упражнения. Игры 243
Сказка В. Осеевой «Сороки». Песня «Ласточка» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 245
Насекомые. Бабочка 246
Геометрические фигуры. Конус. Подвижные игры 248
Описание насекомых. «Божья коровка» 249
Пчелка из бумаги. Подвижные игры 251
Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди». Песня «Про меня и муравья» (музыка Л. Абелян, слова В. Степового) 252
Ящерица. Дорисовывание незаконченного рисунка 253
Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине. Подвижные игры 254
Черепаха. Фигурка черепашки 256
Черепаха из бумаги. Подвижные игры 257
Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе». Заучивание «Песенки львенка и черепахи» (музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова) 258
Комнатные растения. Фиалка в горшке 259
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте. Подвижные игры 261
Описание комнатных растений. Фиалка 262
Букет роз. Упражнения с обручем 263
Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Песня «Незаметная фиалка» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 265
Моя страна. Мой город 266
Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром («косичкой») 267
Моя страна. Сказочные герои 269
Аппликация «Башня». Упражнения с «косичкой» 271
Рассказ А. Гайдара «Поход». Песня «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой) 272
Москва. Звезды Кремля 273
Геометрические фигуры. Части суток. Упражнения с гимнастической палкой 274
Описание Москвы. Твой город. Карусель 276
Мой двор. Подвижные игры 277
Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…». «Пляска с султанчиком» (украинская народная мелодия в обработке М. Раухвергера) 279
День Победы. Военная техника 279
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 280
Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Вертолет 282
Самолет из бумаги. Подвижные игры 283
Рассказ Н. Сладкова «Неслух». Подскоки под музыку «Полька» М. Глинки 284
Ягоды. Кузовок с ягодами 285
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Двигательные упражнения 286
Описание ягод. Черника 288
Гроздь рябины. Упражнения с кубиками 289
Сказка Н. Павловой «Земляничка». Хоровод «Мы вокруг рябинушки…» (Ю. Михайленко) 291
Грибы. Мухоморы в лесу 292
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 293
Описание грибов. Мухоморы 295
Мухомор из бумаги. Подвижные игры 296
Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы» (музыка и слова Ю. Парфенова) 298
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Конвенцией ООН о правах ребёнка, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цель ОП Обеспечение воспитанникам физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).
Ведущие цели ОП «От рождения до школы» создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства формирование основ базовой культуры личности всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Принципы и подходы к формированию программы Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего и дошкольного возраста
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса Принцип гуманизации - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка Принцип непрерывности образования - связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп
Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения – обеспечивают развитие ребенка в соответствие с его склонностями, интересами и возможностями Принцип системности - программа представляет собой целостную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы
Отличительные особенности ОП «От рождения до школы» Направленность на развитие личности ребенка Патриотическая направленность Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Нацеленность на дальнейшее образование Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы) Взаимодействие с семьями воспитанников Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
Планируемые результаты освоения ОП Целевые ориентиры образования в раннем возрасте; Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования; Планируемые результаты освоения коррекционной Программы; Планируемые результаты освоения образовательной Программы ДОУ по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию.
Содержательный раздел Комплексно-тематическое планирование Содержание психолого-педагогической работы по освоению основной образовательной Программы по всем образовательным областям - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие; В каждой образовательной области прописаны: основные задачи психолого-педагогической работы; формы организации образовательной деятельности: - в режимных моментах; - в совместной деятельности педагога и детей; - в самостоятельной деятельности детей; - во взаимодействии с семьями.
Социально-коммуникативное развитие Коммуникация Безопасность Труд Социализация Познавательное развитие Основные задачи психолого-педагогической работы: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: o Чтение художественной литературы o Развитие речи ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: o Здоровье o Физическая культура
Художественно-эстетическое развитие: Музыка Художественное творчество - особенности содержания продуктивной деятельности - кружковая работа - взаимодействие с семьями в рамках художественноэстетического развития Перспективный план взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в соответствии с комплексно-тематическим планированием
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям q. Социально-коммуникативное развитие q. Художественно-эстетическое развитие q. Познавательное развитие q. Физическое развитие q. Речевое развитие
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ Цель – создание необходимых условий для формирование ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка) обеспечение права родителей на уважении и понимании, на участие в жизни детского сада Задачи: 1. Изучения отношения педагогов и родителей к различным видам вопросам воспитание, развитие, обучение детей, условия организации разнообразной деятельности в детском саду и семье 2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающие в семейном и общественном воспитании дошкольников. 3. Информирование друга об актуальных задачах воспитание и обучение детей и о возможностях детского сада и в семье решение данных задач. 4. Создание в детском саду условий для разнообразного содержанию и формах сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителей с детьми. 5. Привлечение семей воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях 6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ Взаимопознание и взаимоформирование(информация и стенды) Непрерывное образование воспитывающих взрослых(мастер-классы, тренинг) Совместная деятельность педагогов, родителей, детей(семейные художественные студии, семейные праздники, семейные театр, семейный абонемент, проектная деятельность, семейный календарь) Пособия для занятий с ребенком дома
Инклюзивная практика(в группах комбинированной направленности) Особенности организации образовательного процесса: Условия обучения и воспитание детей с нарушениями зрения Условия обучения и воспитание детей с нарушением слуха Условия обучения и воспитания детей с нарушением опорно- двигательного аппарата Условия обучения и воспитания детей с расстройствами с аутистического сектора
Принципы построения образовательного процесса Алгоритм выявления детей с ОВЗ Формы получения образования для детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа Организация деятельности групп Комбинированной направленности
Организационный раздел Примерный распорядок дня детей от 2 месяцев до 1 года Примерный распорядок дня детей 1 -2 лет Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы Культурно- досуговая деятельность Особенности организации ППС Финансовые условия реализации программы Рекомендации по написанию основной программы ДО
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1. Возрастные особенности развития детей Приложение № 2. Развитие игровой деятельности Приложение № 3. Примерная комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2 -7 лет Приложение № 4. Примерный перечень развлечений и праздников Приложение № 5. Примерный список литературы для чтения детям Приложение № 6. Примерный музыкальный репертуар Приложение № 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений Приложение № 8. Учебно- методический комплект в программе от рождения до школы Приложение № 9. Значение нормативов финансового обеспечения реализации программы
Цель исследования: выявить использование элементов этнопедагогики в реализации программы дошкольного образования; выявить место народных праздников в реализации программы дошкольного образования.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Изучив программу «От рождения до школы», мы пришли к заключению, что нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах.
В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
Программа строится на принципе культур образности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, нравственности, развивается интерес к Родине на эмоционально - чувственном уровне.
Задачи воспитания и развития:
- 1. Воспитывать у ребенка интерес к родной стране, природе, достопримечательностям родной страны, ярким событиям прошлого и настоящего, культуре и традициям своего народа и других народов России.
- 2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей - жителей России.
- 3. Воспитывать уважение к культурным традициям своего и других народов.
Решая эти задачи, воспитатель использует разнообразные формы и методы: беседы об истории создания народных праздников, игры - занятия (знакомятся с народными играми, которые являлись составной частью любого народного праздника), экскурсии и целевые прогулки, игры - путешествия, рассматривание фотографий и иллюстраций о народных праздниках. Дети узнают, что у каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Дети знакомятся с яркими особенностями жизни представителей 2-3 национальностей (наиболее близких ребенку), узнают об играх, сказках, любимых занятиях детей разных национальностей. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов.
Углублению интереса детей к национальным особенностям, традициям народов родной страны способствуют разнообразные праздники и досуги, проводимые в нашем дошкольном учреждении:
- - «Колядки»
- - «Масленица»
- - «Жаворонки»
- - «Осенины»
Дети знакомятся со своеобразием народных праздников и игр, понимают, что их различия определяются природно - климатическими условиями жизни народа. С помощью взрослого дети начинают осознавать, что основные социально - нравственные и эстетические ценности (Родина, труд, доброта, семья, красота и т.д.) разных этносов едины: все любят свою страну, чтят предков и уважают старших, заботятся о близких людях, поощряют трудолюбие, дружелюбие, осознают значение взаимопомощи в трудных жизненных ситуациях.
Таким образом, изучив программу «От рождения до школы» можно сделать вывод, что программа предоставляет большие возможности воспитателю дошкольного образовательного учреждения для решения задач нравственного воспитания и развития дошкольников через включение элементов этнопедагогики, в том числе и народных праздников.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Издание 3-е, исправленное и дополненное
Руководители авторского коллектива – ректор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор – Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова – Т. С. Комарова.
Научные редакторы – Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Авторы А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева; К. Ю. Белая, М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук; Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; Е. С. Евдокимова, кандидат педагогических наук; М. В. Жигорева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; В. И. Петрова, доктор педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
Предисловие
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» впервые была опубликована в сентябре 2010 года. Программа была апробирована во многих регионах России и в целом одобрена практическими работниками, приславшими свои положительные отзывы. Были получены многочисленные положительные рецензии на Программу от региональных министерств и органов управления образованием различных регионов России, научных институтов и институтов повышения квалификации. Особую благодарность хотелось бы выразить практическим работникам за многочисленные отзывы, вопросы, замечания, рекомендации. Многие конкретные вопросы, касающиеся содержания Программы, внедрения ее в практику, соответствия Программы ФГТ, обсуждались в ходе форумов, конференций, семинаров, курсов в разных регионах страны.
Все полученные вопросы, замечания, предложения были тщательно изучены и учтены при доработке и подготовке к печати второго исправленного и дополненного издания (2011 г.) примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Во втором издании внесены уточнения в пояснительную записку, доработаны и дополнены разделы: «Организация жизни и воспитания детей», «Безопасность», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», «Взаимодействие детского сада с семьей». Обоснована необходимость разделов, посвященных воспитанию детей раннего возраста (от рождения до 2 лет). Доработаны примерное комплексно-тематическое планирование и планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе во всех возрастных группах.
В третьем издании внесены корректировки в планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе для средней группы и режимы дня средней, старшей и подготовительной групп в связи с принятием СанПиН 2.4.1.2660-10. В остальном издание идентично предыдущему, которое может использоваться педагогами с учетом указанных изменений.
В настоящее время идет разработка и выпуск полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Пояснительная записка
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее – Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. и др.
М.: 2014 - 368 с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Формат: pdf
Размер: 1,7 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Целевой раздел
Пояснительная записка 8
Цели и задачи реализации Программы 8
Принципы и подходы к формированию Программы 9
Отличительные особенности Программы 11
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы 14
Планируемые результаты освоения Программы 17
Целевые ориентиры 17
Система оценки результатов освоения Программы 20
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа) 24
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа
раннего возраста) 36
Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития детей от 2 лет до школы 46
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» 46
Образовательная область «Познавательное развитие» 63
Образовательная область «Речевое развитие» 90
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» 101
Образовательная область «Физическое развитие» 128
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 136
Коррекционная и инклюзивная педагогика 151
Инклюзивная практика (в группах комбинированной направленности) 151
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) 165
Организационный раздел
Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года (младенческая группа)
190
Примерный распорядок дня детей 1-2 лет
(первая группа раннего возраста) 193
Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы 197
Культурно-досуговая деятельность (особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий) 205
Условия реализации Программы 209
Особенности организации предметно-пространственной среды 209
Материально-техническое обеспечение Программы 212
Кадровые условия реализации Программы 214
Финансовые условия реализации Программы 221
Рекомендации по написанию основной программы ДО 227
Приложения
Приложение 1. Возрастные особенности развития детей 234
Приложение 2. Развитие игровой деятельности 251
Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7
лет 259
Приложение 4. Примерный перечень развлечений и праздников 273
Приложение 5. Примерный список литературы для чтения детям 277
Приложение 6. Примерный музыкальный репертуар 287
Приложение 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений
304
Приложение 8. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
319
Приложение 9. Значения нормативов финансового обеспечения реализации Программы
331
Глоссарий 347
Список нормативных документов и научно-методической литературы 354