Дать определение индивид. Что мы узнали? Основы развития личности

Термин "индивид" переводится с латинского языка как "неделимый". Ему дается следующее определение. Индивид - это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных при жизни. В социологии он является отдельным представителем человеческого вида.

Индивид представляет собой человеческое существо, которое несет в себе набор генетически заложенных качеств, а также индивидуальные характеристики, приобретенные в обществе. В нем проявляется принадлежность человека к определенному виду.

Каждый рождается индивидом. Со временем люди приобретают опыт и переходят на новый уровень, становятся личностью.

Понятие "индивид" в психологии

При изучении личности используются различные методы. Для начала рассматривают индивид. При этом человек изучается не просто в качестве представителя человеческого рода, а как член конкретной группы общества.

Понятие "индивид" в психологии используется в широком смысле. В его основе лежит наличие цельности и единства субъекта и особенностей, свойственных ему. В психологии индивид - это результат развития жизни, продукт взаимодействия с окружением. Как носитель биологического в каждом человеке он представляет собой комплекс обусловленных свойств, данных ему от природы, в ходе развития которых люди становятся зрелыми. Это означает, что каждый из нас является носителем заложенных с рождения определенных качеств, меняющихся, усложняющихся при жизни.

Свойства, характеризующие индивида

Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.

Возрастные качества определяют все , идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые - те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.

Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные - высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Психологическая характеристика индивида

Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.

По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.

Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.

Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, - как пластичность поведения.

Человек как индивид

Каждое поколение людей задается вопросом о генетически заложенной в нем информации. Ведь человек является феноменом, которому присущи разнообразные свойства, данные ему с самого его рождения. Он - дитя природы, существо, имеющее организм и взаимодействующее с окружающим миром, хотя и отличающееся от других живых существ. Человек подчиняется с рождения не только законам вселенной, но и правилам общества.

Функционирование индивида является продолжением эволюции. С каждым новым поколением усложняются и свойства. Характеристика индивида включает в себя все эти изменения. Человек рассматривается со всеми его природными основами и свойственной ему психологией, темпераментом и задатками.

Человек как личность

Называя себя людьми, мы лишь отделяем себя от других живых существ. Не каждый человек может назвать себя личностью. Так как, чтобы ею стать, нужно дойти до определенного этапа развития.

В первую очередь человек как личность должен быть значимым и активным в обществе, то есть должен успешно с ним взаимодействовать. Ведь он является частью социальной среды и не может существовать без нее.

Каждый человек проходит определенные этапы развития. Его учат всему, что могут передать окружающие его люди. Посредством такого взаимодействия и формируется личность. Все его мысли и действия порождены влияниями общества, хотя и носят индивидуальный характер. Это означает, что личность не отделяется от общества, его поведение зависит от условий социальной среды, в которой он развивается.

Определение личности

Человек - член общества. Личность - результат взаимодействия с социальной средой. Но она состоит не только из качеств общества, но и из определенных биологических свойств, данных ему от рождения. В психологии социальное и генетическое всегда взаимосвязаны. Но, тем не менее, понятия "человек" и "личность" не являются синонимами. Последнее всегда связано с развитием в социальной среде. Понятие "человек" более упрощено в психологии. Индивид - это более синонимичное определение для него.

Личность взаимодействует с другими людьми, развивается психологически, имеет свои индивидуальные проявления, которые зависят от того, на кого они ориентированы. Например, на семью, друзей или коллег.

Личность всегда организованна, высокоразвита и ответственна. Именно эти черты отделяют ее от понятия "индивид" и поднимают ее на ступень выше.

Чем отличается индивид от личности?

Как говорилось выше, понятие "человек" всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он - носитель генетической информации. Личность же - более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.

Не каждый индивид может стать личностью. Для становления нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид - это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность - понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.

Изучение личности

В психологии существуют различные методы для изучения человека. Личность исследуют, используя следующие подходы.

Первый из них называется биогенетическим. Основой этого направления является изучение биологического созревания личности.

Следующий подход - социогенетический. Он рассматривает появление человека на свет с определенными вложенными в него свойствами и приобретение им других качеств благодаря взаимодействию с социальной средой, в которой он находится.

Третий подход к изучению личности - это психогенетический. Он рассматривает и биологические данные, вложенные с рождения, и социальные условия. Однако на первом месте при изучении находится процессов, интеллекта.

При исследовании человека можно увидеть процессы становления индивида личностью и даже наоборот.

Понятие "индивидуальность"

Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин "индивидуальность".
Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.

Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид - это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.

Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.

Индивидуальность и личность

Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения "индивид". Индивидуальность, личность в психологии - эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.

Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином "индивид". Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек - личность. Индивид, индивидуальность - не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению "индивидуальность". То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.

Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность"

От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность - эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.

Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином - индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия "индивид" и "личность" не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов "индивид" и "индивидуальность". Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность - показатель высокоразвитости человека.

Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность" стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.

Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность - в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.

Вместо заключения

Каждый человек пытается найти свое место в обществе. Старается стать личностью. Для этого ему необходимо играть определенную роль, выполнять значимые функции. Тот, кто постоянно развивается, выходит на новый уровень. Такой человек - личность. "Индивид", "индивидуальность" - эти понятия остаются уже позади. Ведь высшая степень развития каждого человека - это становление личностью.

Индивид - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид - отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают"

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

07. Структура деятельности

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

Индивид – это отдельный человек, который отличается от других только ему присущими качествами (врожденными и приобретенными) и особенностями. Этот термин свободно используется в психологии и социологии.

Детальное изучение

Понятие «индивид» вышло из биологии, где этим термином обозначается отличная от других представителей этого же рода особь. Разумеется, что так назвать человека нельзя.

Человек – это «особь», которая существует в обществе по его определенным законам и способна к социализации. Именно это и выделяет представителей Homo sapience от других высокоразвитых организмов. Индивидами можно назвать любого члена общества, не зависимо от его возраста, пола или социального статуса.

Индивидуальностью же называется совокупность качеств и особенностей человека, неповторимость его внутреннего мира и своеобразие психических процессов. На развитие индивидуальности влияет не только определенный набор качеств, но сила и особенности их взаимодействия между собой. Очень большую роль при формировании всех особенностей играет социальная среда, в которой личность формируется, взаимоотношения между родителями, традиции и привычки семьи. В психологии понятие «индивидуум» неразрывно от понятия «личность».

Однако, индивидуум и личность – далеко не тождественные понятия. Личностью можно назвать индивида, который обладает внутренним «стержнем» и сам выбирает дальнейший путь.

Характеристики

В психологии индивидуум изучается в самую первую очередь не только как отдельный человек, но и входящий в состав определенной социальной группы. Его характеризуют по трем признакам:

  1. Целостность и общность всех психофизиологических черт;
  2. Определенная устойчивость к влиянию социума и окружающей среды;
  3. Наличие собственной позиции и активность.

Благодаря высокой социальной организации индивид способен сознательно преодолевать заложенную биологическую ограниченность, контролировать и менять модель своего поведения и управлять всеми высшими психологическими процессами.

Связи индивида с окружающим миром носят системный характер и отражают его жизненную позицию. Именно особенностями взаимодействия и отличается один индивидуум от другого. Устойчивость может трактоваться двояко. С одной стороны, необходимо отметить умение заниматься определенным видом деятельности (временным или постоянным) при наличии огромного количества раздражителей и отвлекающих факторов. Также нельзя забывать про определенную изменчивость, «пластичность» человека, который меняется под влиянием социума и подстраивается под него.

Индивид активен. Он способен изменяться по собственной воле в зависимости от ситуации и для преодоления препятствий.

Выделяют три начала любого индивида. Во-первых, каждый человек уникален и не похож на подобных себе. Во-вторых, каждый из нас чем-то похож со всеми остальными. А в–третьих, у каждого индивидуума есть общие черты с группой людей. И именно в сочетании всех этих принципов и кроется секрет неповторимости и уникальности каждого из нас.

В социуме

Человек, в отличие от животных, имеет плохо развитые адаптационные механизмы. Это одна из причин, по которой мы так сильно жаждем общества себе подобных. Только при постоянном общении индивидуум имеет шанс стать личностью, выбрать для себя образ мыслей и поведения. В формировании здоровой личности важно его отношение внутри семьи, полнота общения с родителями.

Индивид и социум напрямую зависят друг от друга. Общество не будет существовать без индивидов, которые в свою очередь формируются в нем. Социализация может приобретать различные формы, но чаще всего используется комплексный подход.

Есть ряд факторов, которые способствуют формированию индивидуальности:

  • Наследственный фактор и особенности физиологии. От этого зависят черты внешности, некоторые особенности поведения. Основные физиологические реакции общие для всех людей. Например, реакция на раздражитель, принципы адаптации. Однако уникальным является выраженность и взаимодействие этих механизмов;
  • Факторы окружающей среды или социализация. Влияние общества на формирование индивидуальности и личности невозможно переоценить. К этому фактору относится культура и традиции не только внутри семьи, но и в пределах вероисповедания или национальности;
  • Особенности характера. Темперамент, например, генетически детерминированная черта. Таким образом, можно сказать, что индивид «строит» сам себя.

На основе совокупности и влияния этих факторов формируется поведение человека. Поведение – это устойчивая реакция субъекта на изменение внешних или внутренних факторов. Осознанные или неосознанные действия напрямую зависят от особенностей черт характера.

В зависимости от развитости индивида формируются его цели. Также от этого зависит и выбор метода их достижения. Возвышенность или низменность целей и желаний является главным мотивирующим фактором человека. Ни один из поступков индивида нельзя рассматривать отдельно. Анализировать можно только общую картину с учетом особенностей характера и индивидуальности человека.

Рейтинг:

Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств. С позиции социологии индивид является характеристикой человека, как отдельного репрезентанта биологического вида людей. Индивид представляет собой единичную особь представителей Homo sapiens. То есть это отдельное человеческое существо, которое объединяет в себе социальное и биологическое и определяется уникальным набором генетически запрограммированных качеств и индивидуального социально приобретенного комплекса черт, характеристик, свойств.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Социальный индивид

В отличие от детенышей животных, индивид практически лишен врожденных адаптационных инстинктов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития он нуждается в общении с себе подобными. Ведь только в социуме ребенок сможет воплотить в действительность свой врожденный потенциал, стать личностью. В независимости от того, в каком социуме индивид рождается, он не сможет обойтись без опеки взрослых и научения с их стороны. Для полноценного развития ребенку необходимо длительное время, чтобы он смог вобрать в себя все элементы, детали, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни в качестве взрослого члена социума. Поэтому ребенку с самых первых дней жизни необходимо иметь возможность коммуникаций со взрослыми.

Индивид и общество неразделимы. Без общества индивид никогда не станет личностью, без индивидов общество просто не будет существовать. В начальном периоде жизни взаимодействие с социумом заключается в первичных мимических реакциях, языке жестов, при помощи которых малыш сообщает взрослым о своих надобностях и проявляет свое удовлетворение или неудовлетворение. Ответные реакции взрослых членов социальной группы становятся ему понятными также из мимики, различных жестов и интонаций.

По мере взросления ребенка и его обучения разговорной речи, язык жестов и мимики понемногу отходит на второстепенный план, однако никогда в течение всей взрослой жизни индивида не теряет своей значимости полностью, трансформируясь в важнейший инструмент невербальных коммуникаций, который выражает чувства порой не меньше, а иногда и больше, чем привычные слова. Это связано с тем, что жесты, мимика и позы в меньшей степени контролируются сознанием, чем речь, а потому обладают, в некоторых случаях даже большей информативностью, говоря социуму то, что индивид желал скрыть.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что социальные качества (например, коммуникация) должны формироваться только в процессе взаимодействия с социумом в целом и общения с другими людьми в частности. Любое общение, вербального или невербального характера, является необходимым составляющим условием того, чтобы человек стал социализированным. Социальные качества индивида являются его способностями к социальной деятельности и процессу социализации. Чем раньше начинается процесс социализации, тем проще он будет происходить.

Существуют различные формы научения, посредством которых происходит социализация индивида, однако они всегда должны использоваться в комплексе. Одним из методов, которые взрослые сознательно используют для приучения ребенка к социально правильному и одобряемому поведению является научение закреплением. Закрепление реализуется при помощи направленного использования метода поощрений и наказаний для того, чтобы продемонстрировать ребенку, какое его поведение будет желаемым и одобряемым, а какое порицательным. Таким способом ребенка учат соблюдать элементарные, действующие в обществе требования гигиены, этикета и др.

Некоторые элементы повседневного поведения индивида довольно сильно могут входить в привычку, что приводит к образованию прочных ассоциативных связей – так называемых условных рефлексов. Одним из каналов социализации является образование условных рефлексов. Таким рефлексом, например, может быть мытье рук перед едой. Следующим методом социализации является научение посредством наблюдения.

Индивид учится тому, как вести себя в социуме, наблюдая за поведением взрослых и пытаясь им подражать. Многие детские игры основаны на подражании поведению взрослых. Ролевое социальное взаимодействие индивидов также является научением. Приверженец данной концепции Дж. Мид полагает, что овладение социальными нормами и правилами поведения происходит в ходе взаимодействий с другими людьми и при помощи различных игр, особенно ролевых (например, игры в дочки–матери). Т.е. происходит научение через взаимодействие. Участвуя в ролевых играх, ребенок воплощает в жизнь результаты своих собственных наблюдений и своего начального опыта социального взаимодействия (посещение врача и пр.).

Социализация индивида происходит при помощи воздействия различных агентов социализации. Самым важным и первым таким агентом в процессе социального становления индивида является семья. Ведь она является первым и самым близким «социальным окружением» индивида. В функции семьи относительно ребенка входит забота о его здоровье, защита. Семья также удовлетворяет все насущные потребности индивида. Именно семья изначально знакомит индивида с правилами поведения в социуме, учит коммуникациям с другими людьми. В семье он впервые знакомится со стереотипами половых ролей и проходит половую идентификацию. Именно семья вырабатывает первичные ценности индивида. Однако, в то же время, семья является институтом, который может принести наибольший вред процессу социализации индивида. Так, например, низкий социальный статус родителей, их алкоголизм, конфликты в семье, социальное отчуждение или неполнота семьи, различные девиации в поведении взрослых – все это может привести к неисправимым последствиям, наложить неизгладимый отпечаток на мировоззрение ребенка, его характер и социальное поведение.

Школа является следующим после семьи агентом социализации. Она является эмоционально нейтральной средой, чем принципиально разнится от семьи. В школе к малышу относятся как к одному из многих и в соответствии с его реальными характеристиками. В школах дети познают практически, что такое успех или неудача. Они учатся преодолевать сложности или привыкают сдаваться перед ними. Именно школа формирует у индивида самооценку, которая, чаще всего, остается с ним на всю взрослую жизнь.

Еще одним немаловажным агентом социализации является окружение сверстников. В подростковом возрасте ослабевает влияние родителей и учителей на детей, наряду с этим растет влияние сверстников. Все неуспехи в учебе, отсутствие внимания родителей компенсирует уважение сверстников. Именно в среде своих сверстников ребенок учится решать конфликтные вопросы, общению на равных. А в школе и семье все общение построено на иерархии. Отношения в группе сверстников позволяют индивиду лучше понять самого себя, свои достоинства и недостатки.

Потребности индивида также лучше понимаются через групповое взаимодействие. Социальная среда сверстников вносит свои коррективы в ценностные представления, привитые в семье. Также взаимодействие со сверстниками позволяет ребенку отождествлять себя с другими и, вместе с тем, выделяться среди них.

Так как в социальной среде взаимодействуют различные по принадлежности коллективы: семья, школа, сверстники – индивид сталкивается с некоторыми противоречиями. Так, например, семья индивида ценит взаимопомощь, а в школе доминирует дух соперничества. Поэтому индивиду приходится ощущать на себе воздействие разных людей. Он пытается вписаться в разное окружение. По мере того, как индивид взрослеет и интеллектуально развивается, он учится видеть такие противоречия и анализировать их. Вследствие чего ребенок создает свой собственный набор ценностей. Сформированные ценности индивида позволяют более точно определить собственную личность, обозначить план жизни и стать инициативным членом социума. Процесс формирования таких ценностей может являться источником значимых социальных перемен.

Также среди агентов социализации нужно выделить средства массовой информации. В процессе своего развития индивид и общество беспрерывно взаимодействуют, что обуславливает успешную социализацию личности.

Поведение индивида

Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.

Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации).

Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.

Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.

В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.

Поведение индивида обладает следующими признаками:

— уровнем активности (инициативность и энергичность);

— эмоциональной выразительностью ( и интенсивность проявляемых аффектов);

— темпом или динамичностью;

— стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;

— осознанностью, основанной на понимании своего поведения;

— произвольностью (самоконтроль);

— гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.

Индивид личность индивидуальность

Индивид является живым существом, которое принадлежит к человеческому виду. Личность является социальным существом, которое включено в общественные взаимодействия, участвующим в социальном развитии и выполняющим конкретную социальную роль. Термин индивидуальность предназначен для акцентирования неповторимого образа человека. Это то, чем образ человека отличается от других. Однако, при всей разносторонности понятия индивидуальность, оно все же, в большей степени, обозначает духовные качества личности.

Индивид и личность не являются тождественными понятиями, в свою очередь, личность и индивидуальность образуют целостность, но не идентичность. В понятиях «индивидуальность» и «личность» заключаются разные измерения духовного естества человека. Личность чаще описывается, как сильная, независимая, тем самым выделяя ее деятельностную сущность в глазах других. А индивидуальность, как – яркая, творческая.

Термин «личность» отграничивают от терминов «индивид» и «индивидуальность». Это связано с тем, что личность развивается под воздействием социальных взаимоотношений, культуры, окружения. Ее формирование также обусловлено биологическими факторами. Личность в качестве социально-психологического феномена предполагает конкретную иерархическую структуру.

Личность является объектом и продуктом общественных взаимоотношений, ощущает социальные влияния, и преломляет их, трансформируя. Она выступает в качестве совокупности внутренних условий, посредством которых видоизменяются внешние воздействия социума. Такие внутренние условия являются соединением наследственно-биологических качеств и социально-обусловленных факторов. Поэтому личность является продуктом и объектом социального взаимодействия, и активным субъектом деятельности, коммуникаций, самопознания и сознания. Формирование личности имеет зависимость от деятельности, от степени ее активности. Поэтому она проявляется в деятельности.

Роль биологических факторов в становлении личности довольно велика, однако нельзя пренебрегать влиянием социальных факторов. Есть определенные качества личности, на которые особенное влияние оказывают социальные факторы. Ведь личностью нельзя родиться, личностью можно только стать.

Индивид и группа

Группа – это относительно изолированная совокупность индивидов, которые находятся в довольно устойчивом взаимодействии, а также осуществляют совместные деяния на протяжении долгого промежутка времени. Группа – это также совокупность индивидов, которые разделяют социальные определенные характеристики. Совместное взаимодействие в группе основано на определенном общем интересе или связано с достижением конкретной общей цели. Она характеризуется групповым потенциалом, который ей позволяет вступать во взаимодействие с окружающей средой и приспосабливаться к трансформациям, которые происходят в окружении.

Характерные особенности группы заключаются в идентификации каждым ее членом себя, а также своих действий с коллективом в целом. Следовательно, во внешних обстоятельствах каждый выступает от имени группы. Еще одной особенностью является взаимодействие внутри группы, которое имеет характер прямых контактов, наблюдения действий друг друга и др. В любой группе вместе с формальным разделением ролей, обязательно будет складываться неформальное разделение ролей, которое обычно признается группой.

Выделяют два вида групп: неформальные и формальные. Вне зависимости от вида группы, она будет оказывать существенное воздействие на всех членов.

Взаимодействие индивида и группы будет всегда носить двойственный характер. С одной стороны, индивид своими действиями помогает решению групповых задач. С другой – группа оказывает огромное влияние на личность, помогая ей удовлетворять свои определенные потребности, например, потребность в безопасности, уважении и т.п.

Психологами было замечено, что в коллективах с позитивным климатом и активной внутригрупповой жизнью, индивиды имеют хорошее здоровье и моральные ценности, они лучше предохранены от внешних влияний, работают активнее и действеннее, чем индивиды, которые находятся в обособленном состоянии, или же в группах с негативным климатом, которые поражены неразрешимыми конфликтными ситуациями и нестабильностью. Группа служит для защиты, поддержки, для обучения и умения решать задачи, и требуемым нормам поведения в группе.

Развитие индивида

Развитие бывает личностным, биологическим и психическим. Биологическим развитием называется формирование анатомо-физиологических структур. Психическим – закономерные трансформации процессов психики. Психическое развитие выражается в качественных и количественных переустройствах. Личностным – образование личности в процессах социализации и воспитания.

Развитие индивида ведет к видоизменениям свойств личности, к зарождению новых качеств, которые психологи именуют новообразованиями. Трансформации личности от одного возраста к другому протекают в таких направлениях: психическое, физиологическое и социальное развитие. Развитие физиологическое заключается в формировании скелетно-мышечной массы и других систем организма. Психическое развитие заключается в становлении когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие. Социальное развитие заключается в формировании нравственности, моральных ценностей, усвоении социальных ролей и др.

Развитие происходит в целостности социального и биологического в человеке. Также посредством перехода количественных трансформаций в качественные переустройства психических, физических и духовных качеств личности. Развитие характеризуется неравномерностью – каждый орган и система органов развиваются в своем темпе. Оно происходит более интенсивно в детстве и пубертатном периоде, во взрослом возрасте замедляется.

Развитие обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние среды и семейное воспитание – это внешние факторы развития. Склонности и влечения, совокупность чувств, волнений индивида, возникающих под воздействием внешних условий – это внутренние факторы. Развитие и становление индивида считается результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Любого человека можно назвать индивидом. Это отдельная особь, которая относится конкретно к классу человекообразных, обладает определенным строением тела, функциональностью и возможностями. Индивидом человек называется с самого рождения, поэтому данное понятие относится ко всем. Следует рассмотреть, как социализируется, развивается и поступает.

Интернет-журнал сайт считает всех своих читателей индивидами, однако достигшими своего уровня индивидуальности и личностного роста. Как из индивида получается личность и индивидуальность, тоже следует рассмотреть, поскольку это разные понятия.

Кто такой индивид?

Индивид – это особь из рода homo sapiens, которую можно отнести к людям. Она обладает определенным набором генетических и биологических характеристик. По мере своего развития она приобретает социальные, личностные и индивидуальные качества.

Индивидами являются абсолютно все люди, которые рождены от человека женского пола. Только от того, что люди обладают различным характером и взглядами на мир, не делает их животными или пресмыкающимися. Здесь необходимо всего лишь обладать определенным генетическим набором, который делает существо человеком на внешний вид и функциональность его организма.

Индивидами все люди рождаются. Однако по мере своего роста индивиды становятся личностями. Это уже обусловлено теми условиями, в которых человек развивается и приобретает свои индивидуальные качества и черты. Личность не отменяет того, что человек остается индивидом.

Понятие индивида

Понятие индивид может использоваться в двух случаях:

  1. Когда человека относят к определенному виду живых существ. Все люди рождаются индивидами, поскольку генетически и биологически они обладают всеми характеристиками, которые делают их похожими на людей. Каждый, кто обладает таким набором биологических характеристик, является индивидом.
  2. Когда человека относят к определенной группе, однако делают его отдельной единицей. Группа состоит из отдельных индивидов. Каждый индивид составляет группу, если в нее входят несколько людей. Однако при этом группа не делает индивида пустым местом, он продолжает оставаться индивидом, который влияет на формирование и развитие группы либо может вообще ее покинуть.

Таким образом, индивид – это биологическое существо человеческого рода, которое носит определенный биологический и социальный набор качеств. Он является активным, биологически запрограммированным и социальным.

По-другому понятие «индивид» можно определить как «отдельный человек». Абсолютно любой человек является индивидом, несмотря на то, что обладает своим набором генетических качеств и личностных характеристик. Несмотря на различия во внешности, поведении и характере, абсолютно любой человек, который обладает общими характерными качествами, является индивидом с самого рождения и до самой смерти.

В психологии достаточно часто используется термин индивид, который может означать не только отдельного человека, но и определенный набор его качеств, отдельную единицу конкретной группы.

Социальный индивид

Человеческий детеныш является самым беззащитным и нуждающимся в посторонней помощи. Если животные достаточно быстро проходят этап с момента своего рождения до самостоятельной добычи еды, то человеческому детенышу требуются годы, чтобы достичь своего взросления. Именно весь этот период он и окружен родительской заботой, опекой других людей, которые о нем не только заботятся, но и обучают, воспитывают, то есть формируют его как личность.

Индивид рождается отдельной особью, однако из-за неспособности удовлетворять все свои потребности с рождения и вынужденной потребности в помощи родителей человек является социальным. Он растет в семье, затем попадает в конкретные социальные группы, приобщается к обществу в целом и начинает участвовать в его жизни. Человек с самого рождения является социальным, даже если и не обладает пока всеми навыками коммуникации.

Индивид вначале коммуницирует на уровне жестов, мимики и интонации. На таком же уровне с ним общаются взрослые, поскольку ребенок пока только это и понимает. Однако в дальнейшем индивид обучается речи, письму, определенному поведению, что позволяет ему более точно выражать свои мысли и потребности.

Индивид входит в общество, независимо от своего желания, поскольку оно за ним ухаживает и воспитывает. Без общества человек бы не выжил. Вместе с тем общество не существовало бы, если бы в него не входили индивиды.

Социальный индивид становится по мере своего взросления под влиянием того воспитания и обучения, через которое проводит его социум (в лице родителей поначалу, а затем и воспитателей, учителей, СМИ и пр.). Индивид приобретает социальные навыки под влиянием того общества, в котором он растет. Государство обладает определенными регламентами, которые отличаются от устоев, бытующих в других странах. Вот почему различные народы отличаются своими манерами, традициями и взглядами на мир, продолжая формировать из новых детей таких же индивидов, которыми являются они сами, отличающиеся от других национальностей.

В процессе обучения и воспитания человек обучается речи. Это делает невербальное общение второстепенным, однако полностью его не исключает. Одним из методов обучения является закрепление: путем поощрения или наказания родители или общество демонстрируют, какое поведение является приемлемым, а от чего следует отказаться, поскольку это порицается.

Индивид рождается с безусловными рефлексами. Однако воспитание направлено на формирование условных рефлексов – когда путем длительного обучения человека приучают к определенным ритуалам, поведению, манерам.

Социализация индивида осуществляется в первую очередь в семье. Именно родители говорят ребенку о том, как он должен себя вести, какими качествами обладать, каким навыкам обучаться и что знать, что соответствует тем регламентам и традициям, которые бытуют в обществе. Родители готовят своего ребенка к общественной жизни, что зачастую происходит через подражание малыша своим маме и папе. Другими словами, ребенок наблюдает за родителями и копирует их поведение. Однако он может вбирать в себя не только хорошие и сильные их стороны поведения, но и плохие, слабые.

Вторым институтом социализации индивида является школа, которая лишена эмоциональной сферы, однако заставляет человека познавать мир, получать знания, знакомиться с тем, что такое успех и неудача. Это своего рода среда, где ребенок уже приучается к социальной жизни, которая будет к нему не так благосклонна, как его родители.

Третьим институтом становятся сверстники, с которыми контактирует ребенок. Именно друзья корректируют воспитание родителей, делают его более социальным, показывая плюсы и минусы всех навыков ребенка. Контактируя с детьми, ребенок вынужден приобщаться к тем областям, которые не были представлены родителями, а также менять свое мировоззрение, расширять его, корректировать.

Также средства массовой информации влияют на развитие индивида. Однако они уже становятся последним звеном.

Поведение индивида

Поведение – активность человека в тех условиях, в которых он находится. Оно может быть осознанным и неосознанным, регулируемым, подвергаться влиянию обстоятельств или выходить за их пределы. Поведение меняется в зависимости от обучения человека речи, мышлению, новым знаниям и даже навыкам.

Поведение всегда имеет причины своего появления. Причины – это те события или обстоятельства, которые предшествовали его возникновению.

У поведения всегда есть цель. Не всегда человек может ее ставить осознанно, однако поступки всегда целенаправленны. В основном их главной задачей является удовлетворение потребностей индивида. Если человек не осознанно ставит эту цель, тогда она формируется автоматически на основе той неудовлетворенности, которая возникает в ситуации и заставляет действовать. Здесь как раз и рождается мотивация – желание удовлетворить свои потребности, которые еще не реализованы.

Выделяется отдельно виртуальное поведение, которое возникло лишь с появлением компьютерных технологий и сети Интернет. Оно отличается своей наигранностью, фальшивостью и театральностью.

Индивид – личность – индивидуальность

Следует отличать три понятия, которые относятся к человеку: индивид, личность и индивидуальность:

  1. Индивид – это биологическое существо из рода человека.
  2. – это человек социальный, который обладает определенными социальными навыками, выполняет определенную социальную работу, занимает конкретную социальную роль.
  3. Индивидуальность – неповторимость образа конкретного человека, который своими качествами и навыками, знаниями и манерами отличается от других людей.

Индивид и личность – это не одно и то же. Человек рождается индивидом, однако личностью он пока не является, поскольку не обладает социальными навыками, знаниями и даже не проявляет каких-то качеств характера.

Однако личность и индивидуальность взаимодействуют между собой, хотя и не объединяются в единое понятие. Индивидуальные черты характера формируют личность. Вместе с тем личность – это исключительно социальное существо. Чтобы быть личностью, необходимо обладать какими-либо социальными навыками и занимать социальную позицию. При этом индивидуальные черты характера могут формироваться независимо от того, находится человек в обществе или существует сам по себе.

Все три понятия несомненно переплетены между собой:

  1. Человек рождается индивидом, который обладает всеми возможностями и предрасположенностями, которые будут способствовать формированию у него индивидуальных качеств и социальных навыков.
  2. Через воспитание и приобщение к социальной жизни человек становится личностью.
  3. Путем воспитания, самовоспитания, обучения, попадания в различные ситуации, эксперименты и прочие факторы формируются различные качества характера и манера поведения, которые и делают человека индивидуальностью, непохожую на других людей.

Индивид и группа

Группа – это объединение нескольких индивидов, которые еще отличаются своими индивидуальными особенностями. Их объединяет общая цель, которая заставляет их взаимодействовать и выполнять одну общую деятельность.

Индивид словно растворяется в группе, становясь ее частью (хотя на самом деле он продолжает оставаться отдельным человеком). Он выступает от имени группы, а не от своего лица. Он взаимодействует с другими индивидами данной группы в зависимости от регламента поведения, которое поощряется в коллективе. Каждый занимает определенную позицию, лишь при определенных условиях будучи способный ее изменить.

Группа диктует индивиду, как себя вести и что делать, что себе позволять и в чем отказывать. Вместе с тем индивид может выйти из группы в любой момент. Он также способен влиять на развитие группы, ее формирование и изменение, если это в его силах.

Человек входит в группу, поскольку пытается решить какие-то конкретные свои проблемы с помощью других людей. Вместе с тем группа имеет конкретные свои цели, которые нужно достичь совместными усилиями, чтобы иметь возможность в дальнейшем пользоваться всеми привилегиями группы.

Развитие индивида

Развитие личности бывает:

  1. Биологическим – развитие и изменение анатомо-физиологических свойств.
  2. Психическим – изменения в структуре психики.
  3. Личностным – изменения под действием воспитания и социализации.

Все виды развития происходят постепенно, влияя друг на друга. Все они предполагают образование новых качеств, которыми человек будет пользоваться для совершения действий и достижения целей.

Кто такой индивид в итоге?

Индивидом в итоге называется каждый человек, который рожден в человеческом образе. Личностью он становится по мере своего развития и социализации, как и индивидуальные черты приобретаются по мере жизни.

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...