Тема урока: « знаки препинания. «Зачем нужны знаки препинания»

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Знаки препинания в простом предложении

Учителя русского языка и литературы: Дмитриевой Валентины Леонидовны - МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Цели:

1. Обучающая - изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.

2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис - это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

1. Задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)

Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?

Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.

2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. (Работа с доской)

Определения

Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.

Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории

из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы - все дышало свежестью.

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

3. Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)

Нужна ли нам эта тема? (Нужна)

Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)

В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.

Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно…

Совершенно недопустимо.

Л.В.Щерба.

Ученики записывают его в тетрадь.

- Вы согласны с этим высказыванием?

-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)

-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)

Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.

-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).

4. Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)

Знание это сила.

Чтение вот лучшее учение.

Наша задача хорошо учиться.

Уметь слушать великое дело

Чужим умом жить добра не нажить.

Пятью пять двадцать пять.

А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Какой темой объединены эти предложения?

5. Домашняя работа:

Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.

Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.

6 . Самостоятельная работа с учебником.

А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.

Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

7. Работи с карточками (дидактический материал)

Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы - связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. - Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.

2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.

3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.

4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.

8. Выводы по уроку :1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?

3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

9. Рефлексия: Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

10. Выполнение упр.74 - по учебнику (если останется время)

урок исследование по теме функции знаков препинания

Филиппова Татьяна Васильевна, 06.03.2017

629 102

Содержимое разработки

Ход урока

1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

Записывают в тетради число, классная работа.

2. Определение темы урока:

сегодня мы выступим в качестве исследователей. У нас будет урок-исследование. А что мы будем исследовать с вами, узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма и поработав с небольшим стихотворением.

Смотрим отрывок

1. Прочитайте стихотворение.

Очень- очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

2. Вам понравилось это стихотворение? Что не так в этом стихотворении?

3. Чем объяснить его смысловую нелепость?

Ответ: Непонятен смысл стихотворения.

4. Как можно это избежать?

Ответ: Нужно по-другому расставить знаки препинания.

5. Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.

6. Прочитайте стихотворение в соответствии с теми знаками препинания, которые вы поставили.

Очень - очень странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Песик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно

Да как крикнет, улетая

Вот что значит запятая!

7. Что случилось со стихотворением?
Ответ: Речь стала не стихотворной. Исчезла рифма. Но появился смысл.

8. Что помогло стихотворению получить смысл?

Ответ: Знаки препинания.

9. Зачем Борис Заходер неправильно расставил знаки препинания?

Значит, как мы назовём тему сегодняшнего нашего урока?

Ответ: Да, правильно. Тема нашего урока «знаки препинания и их функция». Записывают тему урока в тетрадях.

А эпиграфом нашего урока снанет высказывание Константина Паустовского.

3. Формулировка цели:

Ребята, после того, как вы записали тему урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего нашего урока-исследования.

Ответ:

Цель: Исследовать функции знаков препинания. Выявить роль знаков препинания в предложении.

4. Выдвижение гипотезы:

Как в любом исследовании мы с вами должны выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем, либо опровергнем.

Я предлагаю в качестве гипотезы следующее предположение:

5. Проверка гипотезы:

Приступим к доказательствам.

Доказательство №1:

Сегодня на уроке мы употребили выражение «Функции знаков препинания». А что обозначает термин «функция» как лингвистическое понятие?– Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем. И выберите то значение, которое наиболее точно объясняет выражение ««Функции знаков препинания».

«Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

– Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1

3) (Карточка №1 ):

отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника». (ЖЁЛТЫЕ)

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.

Учитель:

– Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?

Ответы учащихся:

– Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.

Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем оценить по достоинству. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 г.); в основу русской азбуки была положена кириллица;

А когда появились знаки препинания? Об этом нам подготовила маленькое сообщение ______

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации.

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Доказательство №2:

А какие функции знаков препинания вы знаете?Откройте учебник на странице 251, прочитайте материал параграфа и составим КЛАСТЕР «Функции знаков препинания»

Знаки препинания - средство

оформления письменной речи



Отделительные знаки

(ставятся в конце предл - я):

точка, вопросительный и восклицательный знаки, многото­чие.

. ? ! … ?!

Выделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые

(…) « ... » -… - ,…,

Разделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

, ; - :


Чтобы выполнить задание на жёлтых карточках до конца давайте

И пеперь с его помощью самостоятельно доделаем задание на карточках. Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место!

Проверили

Учитель :

– Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!

Ответы учащихся : На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Учитель:

– Поэтому мы и должны знать о них как можно больше.

в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?

Ответ учащихся : пунктуация.

Учитель:

– Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?

5) Чтение домашних записей : Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на предложении, которое прозвучало выше: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.

10) Пунктуационный практикум (работа в парах)

Карточка ЗЕЛЁНАЯ

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город.

Какой вывод можно сделать

Ответ: Знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений.

6. Вывод по результатам исследовательской работы.

Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.

Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Доказали или опровергли мы гипотезу?

Ответы учащихся

10. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.

Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки.

11. Домашнее задание:

Дифференцированное задание

Заключение урока

Учитель:

Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.

(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):

Учитель:

– Нужна нам пунктуация?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

– Возможна ль ситуация:
На знаки препинания
Не обращать внимания,
Когда читаем текст?

Ученики:

– НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Учитель:

– А только «выделительная»?
Только «разделительная»?
«Смыслоразличительная»
Функция важна?
Или они все вместе
Работу ведут в тексте, –
В гармонии всегда!
Ответьте: «Нет, иль да?»

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

Напишем сочинение
Про знаки препинания,
Докажем в рассуждении
Необходимость их;
Найдем примеры в тексте,
Потом «проиллюстрируем»
И функции, и знания –
На «5» сдадим ЕГЭ!
Согласны ль вы со мною?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!

Содержимое разработки



Очень- очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


Очень- очень странный вид:

Речка за окном , горит

Чей-то дом , хвостом виляет

Песик , из ружья стреляет

Мальчик , чуть не слопал мышку

Кот , в очках читает книжку

Старый дед , влетел в окно

Воробей , схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


«Зачем нужны знаки препинания»

Цель: исследовать функции знаков

препинания. Выявить роль знаков

препинания в предложении.

Гипотеза:

Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.



Человек потерял __, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял __ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял__ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял __ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только «__» . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _ .

Берегите знаки препинания!


Домашнее задание:

Дифференцированное задание:

1) Упр. 366 Задание №3.

2) Подобрать из художественного текста (10 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведения А.С.Пушкина.

3) Написать лингвистическое сочинение «Зачем нужны знаки препинания»

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться ». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Разработка урока по русскому языку в 12 классе по теме «Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания»

Цели:

1) рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания;

2) определить функцию каждого из препинания;

3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;

4) совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения;

5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции).

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский

Оборудование: учебник А.И. Власенков «Русский язык 10-11 класс, дидактический материал.

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие и объяснение целей и задач урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.Мотивация.

Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

(10 знаков)

Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание 1. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.

Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.

Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?

Что такое пунктуация?

Дается справка.

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ().

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

Покажите, как меняется смысл предложения?

Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?

Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

II. Изучение новой темы. Осмысление содержания.

Сегодня главные вопросы на уроке:

  1. Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
  2. Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Попробуем найти ответ на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

А) Работа с текстом учебника, упражнение №225 (приложение 1).

После выразительного чтения ответить на вопросы:

  1. Каковы принципы русской пунктуации?
  2. Какой принцип является ведущим?

Составить тезисный план к вопросам (приложение 2): смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный (логико-грамматический), так как разъяснить смысловую и грамматическую роль знаков препинания практически невозможно.

Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.

Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части.

Читая текст Э.Шима, заполняем таблицу (текст на каждой парте, приложение 3):

Функции знаков препинания.

Знаки препинания

Функции знаков

Пример

  1. Точка
  1. Восклицательный знак

Предают соответствующую интонацию

  1. Вопросительный знак

Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.

Приглашают читателя к разговору.

  1. Многоточие

Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания

Знак эмоционального напряжения

Отделяет одно предложения от другого

  1. Запятая

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

  1. Точка с запятой

Членение текста на значимые части

  1. Тире

Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)

Пропуск членов предложения

Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность

Привлекает и акцентирует внимание читателя

  1. Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная

  1. Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей

  1. Кавычки

Выделение цитат, «чужой речи»

Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;

2) после однородных членов перед обобщающим словом;

3) в БСП для выражения противопоставления;

4) в неполных предложениях.

Спишите указанные предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кто затрудняется – выделите грамматическую основу предложения.

I вариант: 1 предложение (1 абзац)

II вариант: 2 предложение (2 абзац)

Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

III. Подведение итогов проделанной работы. Рефлексия.

Высказывания о знаках препинания.

Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В.Набоков)

Как вы их понимаете?

Проиллюстрируйте высказывания примерами из художественной литературы.

Что изучает пунктуация?

Назовите принципы русской пунктуации.

Перечислите функции знаков препинания.

Приложение 3

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и как-то сделалось словно в лесу! Сахарный снег блестит – переливается, все деревья цветными сделались: елки – с коричневой шкуркой, сосны – с желтенькой, осинки – с зелененькой, березки – с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....