Сирийская пустыня на карте. География Ближнего и Среднего Востока

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%, в том числе экспорт – 357 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт – 227 млрд. долларов (рост на 24%).

Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах


В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 31%, на государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 9%, на страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%.

Основными торговыми партнерами России в 2017 году были: Китай –
15% товарооборота Российской Федерации (рост – на 32%), Германия – 9% (на 23%), Нидерланды – 7% (на 22%), Беларусь – 5% (на 26%), Италия – 4% (на 21%), США – 4% (на 16%), Турция – 4% (на 37%), Республика Корея – 3% (на 28%), Казахстан – 3% (30%), Украина – 2% (на 26%).

Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году

Взаимная торговля Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в 2017 году

(данные на графике представлены за 2017 г)


ЭКСПОРТ РОССИИ.

Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США.

В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась доля отдельных стран Европейского союза (в частности Нидерландов, Италии – на 2%), а также Турции, Японии и Украины – на 1%. При этом возросла доля экспорта России в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял лидирующее положение среди стран-партнеров.

В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары – 59% (в 2016 г. – 58%), из них нефть сырая – 38% (37%), нефтепродукты – 24% (23%), природный газ – 14,5% (16%) и каменный уголь – 6% (4,5%).

Стоимостной объем экспорта России товаров ТЭК в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 27% и составил 211 млрд. долларов США. Вместе с тем, физические объемы экспорта нефти сырой и нефтепродуктов по сравнению с предыдущим годом сократились на 1% и 5% соответственно.

Среди стран-партнеров наибольшее снижение физических объемов экспорта нефтепродуктов и нефти сырой зафиксировано в отношении следующих стран: Нидерланды (-8 млн. тонн), США (-4 млн. тонн), Латвия (-3 млн. тонн) и Италия

(-3 млн. тонн). При этом зарегистрирован рост со стороны Китая (+4 млн. тонн), Дании (+ 3 млн. тонн), Сингапура (+2 млн. тонн) и Индии (+3 млн. тонн). Беларусь и Турция сократили закупки нефти сырой (-0,5 млн. тонн и -0,8 млн. тонн), но одновременно увеличили импорт российских нефтепродуктов (+1,5 млн. тонн и +1,5 млн. тонн).

Экспорт природного газа в 2017 году увеличился практически во все основные страны-партнеры, исключение составили Великобритания, сократившая закупки российского газа на 1 млрд м3, и Венгрия – на 0,7 млрд м3.

Увеличение стоимостного объема экспорта топливно-энергетических товаров достигнуто за счет роста цен на основные товары ТЭК в среднем на 24%.

В 2017 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости на 22,5% до 133,7 млрд. долларов США, а по физическому объему – на 9,8%.

Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2017 году составила по стоимости 37,5%, тогда как в 2016 году она составляла 38,3%, по физическому объему доля этих товаров по сравнению с уровнем прошлого года немного увеличилась и составила 22,4%.

В 2017 году при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись:

Металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный);

Машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики);

Химическая продукция (минеральные и органические удобрения);

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин). Совокупный удельный вес этих товаров в стоимостном объеме несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 году составил 80,9%.


Экспорт металлов и изделий из них увеличился на 29,7% до 35,9 млрд. долларов США, его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 26,9% (в 2016 году – 25,4%). Причем, физический объем экспорта металлов и изделий из них по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменился (рост на 0,4%), что объясняется ростом на 40%-45% средних экспортных цен на полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, а также – на 20% на алюминий необработанный. Удельный вес этих товаров в стоимостном объеме экспорта России металлов и изделий из них за два последних года составлял 41%.


Поставки проката плоского в Италию, занимавшие в экспорте этого товара в 2016 году третье место, в 2017 году были переориентированы на Египет, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,2 раза по весу и в 3,2 раза по стоимости.


Экспорт машин, оборудования и транспортных средств вырос на 14,6% до 28,1 млрд. долларов США, его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 21,0% (в 2016 году – 22,4%). Физический объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 24,2%.


Экспорт тепловыделяющих элементов снизился на 17,2%, в основном за счет прекращения с 2017 года поставок в Индию (в 2016 году их стоимость составляла 163,8 млн. долларов США), а также сокращения поставок в Чехию, Словакию, Армению, Украину.

В 356 раз (с 343,9 тыс. долларов США до 122,4 млн. долларов США) увеличились стоимостные объемы поставок в Болгарию частей к оборудованию для атомной энергетики. В 6 раз вырос стоимостной объем поставок этих товаров в Беларусь, при этом с 2017 года полностью прекратились поставки в Армению и Польшу.

Экспорт химической продукции, около 30% которой составляли минеральные и органические удобрения, вырос на 15,0% (до 23,9 млрд. долларов США), его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 17,9% (в 2016 году – 19,0%). Физический объем экспорта химической продукции увеличился на 5,7%.


Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос на 21,5% до 20,3 млрд. долларов США и его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 15,2% (в 2016 году – 15,3%). Физический объем экспорта этой категории продукции увеличился на 21,7%.

Более 37% стоимостного объема этой категории товаров составил экспорт зерна.

Таким образом, при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, в 2017 году существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

ИМПОРТ РОССИИ.

В 2017 году импорт России составил 227 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25% или на 45 млрд. долларов США.

В 2017 году основными торговыми партнерами по импорту стали страны АТЭС, на их долю пришлось более 40% всего импорта. Доля Китая в импорте России – 21%. Значительную долю также занимали страны ЕС – 38%, из них Германия – 11%, Италия – 4 %, Франция – 4% и прочие. На страны СНГ пришлось 11% всего импорта, в том числе на страны ЕАЭС – 8%, основную долю составлял ввоз из Республики Беларусь – 5% и Казахстана – 2%.

В 2017 году основная доля стоимостного объема импорта России приходилась на машины, оборудование и транспортные средства – 49% (в 2016 г. – 47%). Также существенную долю в импорте составляли: химическая продукция – 18% (19%), продовольствие – 13% (14%), металлы и изделия из них – 7% (6%), текстильные изделия и обувь – 6% (6%).

В 2017 году стоимостной прирост импорта России сформировался на 53%
за счет увеличения стоимостного объема ввоза машин и оборудования, которое в абсолютном значении составило 24 млрд. долларов США.

Среди машин и оборудования в 2017 году наибольшую долю в стоимостном объеме импорта России составляли: механическое оборудование – 41% (в 2016 г. – 41%), электрооборудование – 24% (25%) и средства наземного транспорта – 20% (18%).


В 2017 году основными странами-поставщиками импортных машин и оборудования являлись Китай (26%), Германия (12%) и США (8%). При этом
и наибольшее увеличение импорта данных товаров также пришлось на
эти страны, из Китая – на 6 млрд. долларов США, Германии – на 2,8 млрд. долларов США, США – на 2,6 млрд. долларов США.

Ввоз механического оборудования в 2017 году составил 45 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 28% или на 10 млрд. долларов США.

Данный прирост сложился за счет увеличение импорта вычислительных машин на 1,2 млрд. долларов США, при этом прирост импорта данных товаров из Китая составил 0,9 млрд. долларов США. Также данные товары завозились в
2017 году из Чехии, Венгрии, Польши и других стран.

Рост импорта механического оборудование также произошел за счет увеличения ввоза бульдозеров и грейдеров (в 2 раза в количественном выражении), оборудования для обработки резины и пластмассы, части вычислительных машин, жидкостных насосов, инструментов пневматических, двигателей внутреннего сгорания, промышленных машин и оборудования и прочие.

Ввоз бульдозеров и грейдеров в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 0,8 млрд. долларов, основной рост поставок пришелся на импорт данных товаров из Китая – в 2,3 раза, Японии – в 1,5 раза, Южной Кореи
в 3 раза.

Увеличение ввоза оборудования для обработки резины связано с поставкой в 2017 году многокомпонентной установки по производству линейного полиэтилена низкой/высокой плотности на сумму свыше 0,5 млрд. долларов США из стран ЕС.

Поставки частей для вычислительных машин значительно увеличил
в 2017 году Китай – на 340 млн. долларов США, в меньших объемах Сингапур, Вьетнам и Южная Корея – на 100 млн. долларов, 7 млн. долларов США и 10 млн. долларов США соответственно.

Импорт жидкостных насосов в 2017 году увеличился на 410 млн. долларов США, из них из Южной Кореи – на 160 млн. долларов США, Германии – на
60 млн. долларов США и Китая – на 50 млн. долларов США.

В 2017 году импорт России электрооборудования составил 27 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 24% или на 5,2 млрд. долларов США. При этом на 32% данный прирост сформировался за счет увеличения импортных поставок телефонных аппаратов для сотовой связи на
1,7 млрд. долларов США. Основными странами-поставщиками данных аппаратов являлись Китай (63%) и Вьетнам (17%).

Импортные поставки средств наземного транспорта увеличились в
2017 году по сравнению с прошлым годом на 36% или на 6 млрд. долларов США. Прирост был обусловлен в основном увеличением импортных поставок запасных частей для легковых автомобилей (включая кузова, шасси и пр.) – на 2,6 млрд. долларов США, тракторов – на 1 млрд. долларов США и грузовых транспортных средств – на 0,9 млрд. долларов США. При этом в стоимостном объеме импорта существенно снизилась доля легковых автомобилей – с 38% до 31%, с одновременным ростом доли тракторов и грузовых машин – с 11% до 17%.


Рост ввоза комплектующих для легковых автомобилей в 2017 году зарегистрирован из Германии (+34%), Японии (+52%), Китая (+29%), Южной Кореи (+64%) и Чехии (+52%), что связано с наращиванием в России промышленной сборки автомобилей Мазда, Тойота, Фольксваген, Шкода, а также расширением их модельного ряда.

В связи с повышением спроса на российском рынке на спецтехнику ввоз товаров, классифицируемых кодами 8701 «Трактора», 8704 «Грузовые автомобили» и 8705 «Транспортные средства специального назначения» увеличился в количественном выражении в 1,5 раза, в стоимостном – в 2,4 раза, 1,8 раз и 1,1 раз соответственно. Среди данных транспортных средств увеличился импорт в стоимостном выражении тягачей седельных производства Нидерландов и Германии – в 3 раза, Франции – в 5 раза, Бразилии – в 9 раз; автокранов производства Китай – в 9 раз, Германия – в 3 раза; автосамосвалов производства США – в 4 раза, Белоруссии – в 2 раза.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом основной стоимостной объем импорта товаров химической промышленности приходился на фармацевтическую продукцию – 27%, пластмассы и изделия из них – 22%. На данные группы товаров пришлось и основное увеличение импорта в данной отрасли, за счет фармацевтической продукции – на 1,9 млрд. долларов США, пластмасс и изделий из них – на 1,2 млрд. долларов США. Вместе с тем, существенно увеличился и стоимостной объем ввоза каучука, резины и изделий из них – на 0,8 млрд. долларов США, а также органических химических соединений – на 0,8 млрд. долларов США.

В импорте товаров фармацевтической продукции основное место занимают лекарственные средства, на долю которых приходится 80% импорта данной группы товаров. Прирост стоимостного объема импорта по лекарственным средствам в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил более 1,4 млрд. долларов США. Причиной этому послужило не физическое увеличение ввоза данных товаров, а рост цен в среднем на 16%. Основными странами-поставщиками лекарственных средств являются Германия – 21%, Франция – 10%, Италия – 7%, Индия – 6%, Швейцария – 5%. В 2017 году поставки лекарственных средств значительно увеличила Великобритания – на 0,1 млрд. долларов США.

Основную долю в импорте каучука, резины и изделий из них занимают шины и покрышки пневматические – 48%, а также изделия, трубки и ленты из вулканизированной резины (коды 4009, 4010, 4016 ТН ВЭД ЕАЭС) – 28%, каучук натуральный и синтетический (коды 4001 и 4002 ТН ВЭД ЕАЭС) – 12%. Под кодами 4009, 4010 и 4016 ТН ВЭД ЕАЭС большей частью декларируются комплектующие для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Натуральный и синтетический каучук в основном закупают компании, занимающиеся производством автомобильных шин. В 2017 году стоимостной рост импорта по указанным товарным позициям составил более 30%. Импортные закупки осуществлялись из Китая – 14%, Японии – 12%, Германии – 10%, Южной Кореи – 7%.

Продовольственные товары.

Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2017 году составил 29 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 15% или на 3,8 млрд. долларов США. Наибольшую долю в стоимостном объеме продовольствия составляли фрукты – 16%, мясо и мясные субпродукты – 9%, молочная продукция – 9%, алкогольные и безалкогольные напитки – 9%, овощи – 6% и прочие.


В 2017 году существенно выросли поставки фруктов и орехов – на 0,8 млрд. долларов США; алкогольной и безалкогольных напитков – на
0,7 млрд. долларов США; молочной продукции, мяса и мясной продукции, овощей – по 0,4 млрд. долларов США. При этом по физическим объемам среди данных товаров существенный рост произошел только по импорту фруктов, овощей, а также алкогольных и безалкогольных напитков. Увеличение стоимостных объемов по остальным категориям продовольственных товаров связано в основном с ростом цен на ввозимую продукцию.

Ввоз фруктов в физическом выражении вырос за счет увеличения поставок черешни, винограда из Турции, в отношении которой в 2017 году были сняты ограничительные меры; бананов из Эквадора; цитрусовых из Южной Африки.

Увеличился физический объем импорта овощей из Китая в 1,4 раза практически по всей товарной номенклатуре, картофеля из Египта – в 2,5 раза, томатов из Азербайджана – в 1,5 раза, картофеля из Беларуси – в 1,3 раз, лука из Турции – в 3500 раз.

Импорт алкогольных и безалкогольных напитков в 2017 году составил
2,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости – на 39% (на 0,7 млрд. долларов США), по физическому объему (литрам) – на 29%. При этом увеличение ввоза алкогольных и безалкогольных напитков произошло по всем товарным позициям.

Основной стоимостной объем ввоза в 2017 году приходился на виноградные вина – 40%, спирт этиловый с концентрацией менее 80 об.% – 38%, пиво солодовое – 8%.

Стоимостной объем ввоза виноградных вин в 2017 году составил 1 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2016 годом по стоимости – на 38%. Вместе с тем, рост физических объемов составил 11%. Таким образом, увеличение стоимостного объема связано, в первую очередь, с ростом цен на виноградные вины на 24%.

Ввоз виноградных вин в 2017 году осуществлялся из Италии – 29%, Франции – 18%, Испании – 16%, Грузии – 10%. При этом поставки из Италии в физическом выражении (литрах) увеличились на 34%, Франции – на 29%, Грузии – в 1,8 раза. Поставки из Испании в физическом выражении сократились, но выросли в стоимостном – на 24%.

Импорт спиртовых напитков с концентрацией спирта менее 80 об.%
в 2017 году составил 0,9 млрд. долларов США, увеличение по физическому объему (литрам) составило 30%, по стоимости – 38%. Основные объемы импорта данной категории товаров приходились на Великобританию – 25%, Армению – 19%, Францию – 16%, США и Ирландию – по 5%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом Великобритания увеличила поставки виски – на 31%, Ирландия – на 36%, США – на 33%, а Армения нарастила ввоз коньяка на 25 %. При этом ввоз французского коньяка сократился по физическому объему на 5%, но увеличился по стоимости на 32%.

Ввоз солодового пива в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился и по физическим объемам (на 50%), и по стоимости (на 54%). Основными странами-поставщиками пива являлись Германия, Чехия, Беларусь и Бельгия. Германия занимает лидирующее положение как по стоимостным объемам поставок пива (33%), так и по физическим (29%). При этом в 2017 году Германия нарастила поставки своего пива практически в 2 раза. Чехия, Беларусь и Бельгия также увеличили физические объемы ввоза солодового пива в 1,5 раза, 1,5 раза и 1,3 раза соответственно.

В течение 2016 года ситуация с внешней торговлей складывалась не лучшим образом: снижение объемов производства, девальвация рубля, эмбарго на импорт – вот факторы, приведшие к тому, что вывоз российских товаров за границу стал минимальным. Специалисты провели очередной анализ экспорта России и выяснили, что упавшие в первом квартале масштабы поставок к концу года поднялись и почти приравнялись к показателям прошлого периода. Динамике российской внешней торговли и будет посвящена наша статья.

Анализ экспорта России в 2016 году

Анализ экспорта России за 2016 год показал: объемы вывозимого товара снизились на 17 %, а это $285,49 млрд в денежном эквиваленте. Причем в январе 2016 года зарубежные поставки сократились на 37,2 %, что составило минимальный показатель.

Такая динамика вполне объяснима. За границу Россия в основном поставляет газ и нефть, а после всемирного удешевления углеводородов, естественно, упала и общая стоимость экспортируемых объемов, хотя количественный показатель стал выше. Несмотря на довольно низкие цены, мы продолжали торговлю и увеличивали количество продаж. Например, в течение года экспорт нефти вырос до 236 млн т (на 6,6 %), а вот в денежном эквиваленте доход снизился до $73,67 млрд (на 17,7 %).

Аналогичная картина наблюдалась и в отношении другого экспортируемого сырья. Например, природного газа было продано 154,7 млрд кубометров (что на 13,8 % выше показателей предыдущего года), а в денежном выражении значения снизились, так как уже в течение первых шести месяцев цена упала до $156,1 за 1 тысячу кубометров (на 48,1 % относительно предшествующего периода).

Нефте- и газодобывающие компании старались увеличивать объемы внешних поставок, чтобы сохранить свою долю на сырьевом рынке. Не стоит забывать и о девальвации российской денежной единицы, когда сумма экспортной выручки (в рублях) может быть достаточно высокой.

Анализ экспорта России показал, что представители других отраслей действовали, руководствуясь аналогичными стимулами. Например, объемы поставок продовольствия в Китай, азиатские и европейские страны стали больше, а по некоторым товарам мы заняли лидирующую позицию. Например, уже весной Россия обогнала Америку и Канаду по экспорту пшеницы. Увеличился объем продаж не только продовольствия, например, мяса и молочной продукции, но и многих других товаров, в частности, древесины и изделий машиностроительных заводов. Опять же, девальвация рубля пришлась на руку отечественным экспортерам, которые имели возможность снизить цены на поставки и при этом не понести серьезных убытков.

Также стоит отметить Китай, который остался главным покупателем товаров российского производства. Анализ экспорта России показал, что в начале года объемы продаж каменного угля упали, но постепенно нам удалось вывести внешнюю торговлю с «Поднебесной» на достойный уровень, увеличив товарооборот до $66,1 млрд (на 4 %). Кроме этого, Китай стал больше приобретать металла, оборудования, продукции машиностроительных и автомобильных заводов, продовольствия. Помимо торговых отношений, страны расширили сотрудничество и в других направлениях деятельности, о чем свидетельствуют заключенные между ними многочисленные (более 30) соглашения.

Анализ экспорта и импорта России относительно торговли с европейскими государствами показал не столь оптимистичную картину. Так, только во Францию поставки газа и зерна остались на хорошем уровне, даже увеличились до $13,3 млрд (на 14 %), а вот снизились доходы от торговли с Италией до $19,8 млрд (на 35 %), с Нидерландами – до $32,3 млрд (на 17 %), а с Германией – до $40,7 млрд (на 11,1 %).

Товарная структура экспорта России 2016 года в страны дальнего зарубежья

Государства дальнего зарубежья в основном приобретают у России топливно-энергетические ресурсы. До 2016 года доля нашей страны составляла 66,5 %, а в течение года снизилась до 62 %. Анализ динамики экспорта и импорта России демонстрирует, что это произошло из-за резкого падения стоимостных показателей вследствие уменьшения цены на газ и нефть на 22,5 % (хотя фактические объемы вывоза увеличились в среднем на 3,2 %). Например, рост поставок газа составил 13,8 %, угля – 9,1 %, нефти – 6,6 %. Причем экспортируемые нефтепродукты подешевели: дизельное горючее – на 5,9 %, а бензин – на 17,3 %. Это экономическое явление объясняется изменениями в системе налогообложения, которые привели к увеличению выплат на фоне снижения эффективности деятельности российской нефтеперерабатывающей отрасли.

Второе место по экспорту из нашей страны отводится металлам и продукции металлургической промышленности. Здесь тоже можно наблюдать почти 12-процентное падение стоимостного объема на фоне расширения количества поставок (на 4,4 %). Наиболее активно у нашей страны приобретают продукцию сталепрокатного производства (экспорт увеличился на 13,6 %), железные детали и заготовки (полуфабрикаты), нелегированную сталь (рост на 2,6 %). Ситуация на рынке, как показывает анализ экспорта России, аналогична той, которая сложилась с углеводородной продукцией: много предлагают – мало покупают, что не могло не отразиться на стоимостном показателе (цены стали на порядок ниже).

Значительно увеличился экспорт отечественной техники. Причем стоимостный объем остался почти на том же уровне, что был и в предыдущем году, а вот показатель товарооборота вырос. В течение года экспортировали: наземный транспорт (за исключением железнодорожного) на 67,8 % больше, изделия оптики (на 18,6 %), электрооборудование (на 26,4 %). Объемы продаж увеличили не только российские предприятия, но и компании – представители зарубежных производителей, такие как Volkswagen и Hyundai. Причем вывоз был направлен не только на европейские государства, но и на страны Ближнего Востока, Азии и Китай.

Анализ динамики объема экспорта и импорта России показал увеличение стоимостного показателя на 7,7 %, а физического на 12,8 %. Развитие аграрной отрасли способствовало росту зарубежных поставок зерна, овощей, мясомолочной и другой сельскохозяйственной продукции. Причем к уже существующим покупателям присоединились страны Латинской Америки и Ближнего Востока, Китай и некоторые другие.

В 2016 году ощутимо снизился экспорт химической продукции: в денежном эквиваленте на 22,5 %, а в физическом – на 0,6 %. Заметно уменьшение поставок бытовой химии (мыла и моющих средств) и лекарственных препаратов. Кроме этого, на 2,2 % упал экспорт удобрений, так как из-за стремительного развития аграрного производства данная продукция стала интенсивнее потребляться внутри страны.

Анализ экспорта России в страны СНГ

32,6 % всего объема российского экспорта составляют топливо и энергетика. После падения цены на нефть и газ, снижения поставок энергоресурсов и горючего в Беларусь и Украину сократились и физические (на 8,7 %), и стоимостные (на 31,2 %) объемы внешних продаж углеводородных ресурсов: на 34,5 % уменьшилось количество электроэнергии, на 16,6 % – природного газа, на 3,8 % – нефти и нефтепродуктов.

Анализ экспорта России показывает, что в связи с сокращением товарооборота между нашей страной и другими государствами СНГ на 15,8 % снизились стоимостные объемы реализации продукции машиностроительных заводов и оборудования. Особенно сильно (на 43,7 %) упали внешние продажи наземного транспорта.

Сокращение поставок не обошло стороной и отечественную металлургическую промышленность. Во всем объеме внешней торговли на долю металлов отводится 11,7 %. И здесь анализ экспорта России показывает: стоимостные показатели по черным металлам снизились на 9,8 %, а физические на 7,8 %, а уровень продаж цветных металлов и меди увеличился на 6,3 %. Естественно, что на прибыли металлургической промышленности также негативно отразилось падение мировых цен.

Можно отметить успех развития химической производственной отрасли, экспорт продукции здесь увеличился на 9,4 %. Причем стоимостные объемы сократились на 4 %. В этой товарной группе особым спросом пользуются удобрения, реализация которых выросла на 20,8 % от общего количества отраслевых продаж. Данную продукцию стали хорошо применять не только внутри страны, что связано с интенсивным развитием сельского хозяйства, но и в СНГ, где этой отрасли начали уделять достаточно много внимания.


Анализ экспорта России за последние 10 лет выявил лидирующие направления

Самое слабое звено, которое мы унаследовали от советской промышленности, – это производство товаров народного потребления. Практически невозможно найти качественную отечественную одежду или электронику, а о российском автопроме слагают анекдоты. Поэтому рядовой потребитель вряд ли может дать достойную оценку работе промышленного производства страны и увидеть ее достижения.

Несмотря на все успешные открытия и результаты в освоении космического пространства, в ядерной энергетике и других основополагающих науках, многие убеждены, что в России просто не могут изобрести, а тем более сделать что-то такое, что не стыдно было бы предложить покупателю, а затем и продать на мировом рынке.

Бесспорно, что львиная доля отечественного бюджета – это нефтяная рента. Так, анализ экспорта России за 2013 год показал, что из страны было продано различной продукции на 526 млрд долларов, из которых 371 млрд долларов – это доход от реализации энергоресурсов. Обратите внимание на разницу в 155 млрд долларов! Они ведь откуда-то взялись?! Не прошло и десяти лет с тех пор, когда весь годовой объем экспорта был равен 133 млрд долларов.

Федеральная таможенная служба информирует о том, что в 2016 г., как и в предыдущие годы, основным экспортируемым товаром осталась продукция топливно-энергетической отрасли (60,7 % от общего объема). Хотя уменьшение поставок коснулось и этого направления: стоимость реализации снизилась на 38,9 %, объем – на 0,6 %.

Так что же может предложить Россия мировому сообществу, если не уголь, нефть или газ? Перечень, в принципе, не так мал: древесину, зерно, черный и цветной металл, оружие.

Например, по сравнению с предыдущим годом в 2016 году, как показывает анализ экспорта России, на 14 % увеличились поставки зерновых, что составило 25 млн т. Страна стала лидером среди государств, продающих пшеницу за свои пределы.

Зерновые из Российской Федерации направляются в более чем 70 стран, среди которых Турция, Нигерия, Иран, Республика Бангладеш и, конечно же, Египет. Что касается последнего, то именно эта страна покупает максимальное количество хлебных злаков у наших аграриев. В агентстве Bloomberg отметили, что Россия вышла на принципиально новый уровень по экспорту этой продукции и вернула себе статус зерновой сверхдержавы, став крупнейшим мировым поставщиком.

Анализ динамики экспорта и импорта России, проведенный Международным исследовательским институтом, показал, что странами, которые экспортируют максимальное количество оружия, остаются Россия и США. А Ближний Восток по-прежнему является нашим ключевым покупателем данных изделий.

Экспорт вышеперечисленных товаров никого не удивляет, но довольно часто во внешней торговле задействованы такие продукты, о которых никто бы и подумать не мог. Именно они могут заставить по-другому взглянуть на достижения российской промышленности.

9 российских продуктов на экспорт, о которых вы могли не догадываться

1. Титан для космоса и протезирования.

Титан – металл, не имеющий аналогов. В нем сочетаются легкость и прочность, а температура его плавки должна быть не менее 1660 °С (для железа этот показатель значительно ниже). Кроме этого, титан отличается инертностью, что дает возможность его использования при стоматологическом и ортопедическом протезировании.

Однако основным потребителем этого металла является авиакосмическая промышленность. Из него изготавливают элементы корпуса, крылья и шасси. Доля титановых деталей относительно общей массы самолета отличается у разных моделей. Например, в Boeing-707 и в Ан-24 это количество равно 0,5 %, в Boeing-777 уже 8,5 %, а в Ил-76Т оно достигает 12 %.

АВИСМА предлагает для опор шасси «Дримлайнера» использовать детали, изготовленные из этого металла.

В авиации применяется титан не только в чистом виде, но и его сплавы. Анализ экспорта России показал, что именно наша страна в лице компании ВСМПО-АВИСМА занимает лидирующие позиции по его поставке. Российский титан используется в Европе для Airbus и в Америке для Boeing. Предприятие АВИСМА гордится тем, что ему удалось изготовить не имеющую аналогов тележку для шасси к самолету А-380, который является самым тяжелым пассажирским лайнером (3 500 кг).

Продукция ВСМПО-АВИСМА экспортируется в 39 стран, ее используют 260 иностранных компаний, что составляет 70 % от общего объема производства (оставшиеся 30 % поступают российским потребителям).

Поэтому вполне объяснимо, почему Airbus после возникновения разговоров о применении санкций к компаниям из России начал активно искать альтернативные варианты поставок. Если ограничительные меры все-таки будут введены, то это негативно отразится на реализации масштабного космического проекта, а не только на программах внутриевропейского значения.

2. Золото для деталей айфонов.

Анализ экспорта России показал, что отечественные производители являются поставщиками драгоценных и редкоземельных металлов, которые используются компанией Applе при изготовлении гаджетов и компьютеров. Фирма сотрудничала с одиннадцатью заводами, расположенными на территории России, и закупала:

    золото, чтобы покрыть контакты;

    тантал для изготовления конденсаторов;

    вольфрам, чтобы легировать металлический корпус;

    олово для пайки различных деталей.

Казалось бы, немного. Однако для того чтобы получить тантал или вольфрам, необходимо проделать непростые производственные процессы, начиная с добычи металла и заканчивая его переработкой. В технологической цепочке задействованы не только человеческие ресурсы, но и достаточно серьезная техника. Например, буровые машины завода «Уралмаш».

После добычи металл плавят и отправляют в обработку. И тут опять может понадобиться техника корпорации «Уралмаш». К примеру, для обработки титановых деталей ВСМПО-АВИСМА использует пресс с силой сжатия в 6 000 тонн, изготовленный заводом по спецзаказу. Вот так и строится индустриальная цепочка, которая в конечном итоге позволяет использовать гаджеты для просмотра интересующей вас информации, находясь на борту современнейшего самолета.

3. Аппаратура для атомной промышленности.

Тут впору вспомнить о роли России в создании Большого адронного коллайдера и уникального термоядерного реактора ITER, в строительстве которого задействованы отечественные научно-производственные предприятия.

Уже не первый год Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера (г. Новосибирск) проводит различные исследования, находясь на полном самообеспечении. Это возможно благодаря тому, что, как показывает анализ экспорта России, на мировом рынке предложена продукция, разработанная в этом новосибирском институте. И это не только рентген-аппараты, но и абсолютно уникальные ускорители заряженных частиц, которые можно использовать в производстве, а такое под силу всего нескольким предприятиям. Новосибирцы очень довольны тем, что их продукция востребована не только за рубежом, но и в России.

4. Навигационные системы.

«Транзас» – компания, изготавливающая электронные карты для морского транспорта и навигационные системы и занимающая лидирующую позицию на мировом рынке. Приборные комплексы для ориентирования производства этого предприятия используются в 100 странах и установлены на пассажирских, военных и специализированных судах. 55 государств применяют на берегах 205 навигационных систем, охватывая при этом 100 портов. Кроме этого, анализ экспорта России показал, что компания довольно успешно реализует на мировом рынке различные устройства безопасности и геоинформации, беспилотники и тренажеры.

5. Прессы для производства .

Производство современного автомобиля предполагает наличие на предприятии пресса, способного из листа металла сделать деталь конструкции, иногда нетипичной формы. Современные требования к надежности подобного оборудования высоки, потому что оно работает в очень напряженном режиме. ОАО «Тяжмехпресс» (г. Воронеж) – крупнейший поставщик производственных прессов. Анализ экспорта России показывает, что продукция предприятия разъехалась по 54 странам (более 12 тысяч станков). Их используют мировые лидеры автопроизводства, такие как японские Toyota и Mitsubishi, французские Renault и Peugeot и другие.

Помимо автомобильных, «ТМП» изготавливает кузнечные прессы, которыми небезосновательно гордится. Их используют для производства деталей для двигателя (кривошипных механизмов). В мире насчитывается всего 17 таких прессов, и 8 из них выпущены на «ТМП». Таким образом, приобретая Toyota или Renault, вы вполне можете стать владельцем автомобиля, детали для которого сделаны на оборудовании из Воронежа.

6. Оптические приборы.

Со времен Галилея оптические приборы имеют просто колоссальное военное значение. Подзорная труба высокого качества всегда была редкостью, поэтому, если подобный предмет попадался в качестве трофея, его всегда учитывали отдельной строкой. В конце XIX века значимость таких приборов увеличивается, так как появляются новые виды артиллерии (береговая и морская для ведения дальнего боя). Оптика в вооруженных силах стала использоваться повсеместно: прицел снайпера, бинокли артиллеристов, линзы и зеркала.

В России главным оборонным предприятием считается ЛЗОС (Лыткаринский завод оптического стекла, основанный в 1934 году). На нем изготавливают приборы ночного видения, объективы авиакосмического базирования, системы танкового обзора. Лидирующее место на мировом рынке заводу обеспечили его астрономические зеркала и линзы.

Владельцем главного астрономического зеркала, достигающего в диаметре 2,6 м, является Национальная обсерватория (г. Афины). Главные зеркала для телескопов от ЛЗОС вывезены в Германию для Института астрономии им. Макса Планка (диаметр зеркала 1,23 м) и в Италию для проекта VST (диаметр 2,6 м). И, конечно же, особой гордостью завода являются главные зеркала телескопов Гринвичской королевской обсерватории (Великобритания). Если вы введете в поисковике сочетание LZOS telescope, то и у вас появится возможность воспользоваться продукцией Лыткаринского завода.

7. Промышленные лазеры.

На базе лабораторий научно-исследовательского института «Полюс» и АН РФ в 1991 году создали компанию «ИРЭ-Полюс», которая собиралась заниматься реализацией разработок в сфере лазерных материалов и твердотельных лазеров. Постепенно сотрудников заинтересовали усилители и волоконные лазеры, и деятельность фирмы направили в более перспективное русло.

Немного позже В. Гапонцев – основатель «ИРЭ-Полюс» – открывает компании IPG Laser (Германия, 1995 г.), IPG Fibertech (Италия, 1997 г.), IPG Photonics Corporation (США, штат Массачусетс, 1998 г.). Штаб-квартирой IPG становится фирма, расположенная на территории США, но одна из основных рабочих площадок находится в Московской области (г. Фрязино). Анализ экспорта России свидетельствует о том, что IPG стала мировым лидером производства промышленных лазеров не без участия российского отделения IPG (НТО «ИРЭ-Полюс»).

8. Программное обеспечение.

Главным потребителем российского программного обеспечения (ПО) являются страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Африка, страны – члены ЕС и государства, говорящие на немецком языке.

Валентин Макаров – президент ассоциации «Руссофт» – поясняет, что они условно разделяют софты на три сегмента: лицензированное ПО (экспорт составляет 40 %), трансграничные услуги (зарубежные поставки – 50 %) и работа по заданию от иностранных компаний (10 %). Заказы ассоциации продолжают увеличиваться даже в условиях кризиса. Из информации, предоставленной «Руссофтом», следует, что в 2014 году было экспортировано программного обеспечения на общую стоимость 5,7 млрд долларов, что на 10 % превысило показатели предшествующего периода.

Компания «Лаборатория Касперского», разрабатывающая программы системной защиты, продает свою продукцию в 200 стран и, по версии агентств Gartner, IDC и Forrester, входит в четверку предприятий-лидеров, предлагающих ПО для охраны пользовательских устройств. Анализ экспорта России показал, что в 2013 году фирма заработала 667 млн долларов.

9. Транспортные услуги.

Правительство РФ поставило перед собой довольно амбициозную задачу: увеличить экспорт несырьевой продукции.

2014 год принес государству почти 66 млрд долларов за обеспечение сервиса вне своих границ. Треть средств (» 21 млрд долларов) заработали благодаря предоставлению транспортных услуг (пассажирские и грузовые перевозки). Анализ экспорта России показал, что ключевой статьей дохода стала авиационная доставка пассажиров (» 7 млрд долларов). Ведущими компаниями-перевозчиками признаны «Аэрофлот» и «Трансаэро», которые в течение 2014 года транспортировали 23,6 миллиона людей («Аэрофлот») и 13 миллионов («Трансаэро»).

После увеличения стоимости доллара иностранные путешественники стали отдавать предпочтение транзитным перелетам через Россию, которая предлагает наиболее лояльные цены за предоставление услуги авиаперевозки. Такое отношение позволило увеличить доход «Аэрофлота» до 39,2 % в течение 2014 года. Экспорт транспортных услуг в 2016 году принес в бюджет страны 15 млрд долларов. Но этот вид сервиса обеспечивает не только доставку пассажиров.

Треть объема транспортных услуг приходится на грузоперевозки. В этой сфере лучшей компанией признана «ЮТэйр», являющаяся лидером вертолетных перевозок. Помимо грузовых, машины фирмы осуществляют транспортировку пассажиров (внутри страны). В ангаре «ЮТэйр» находятся более 350 единиц авиатехники отечественного и импортного производства, вертолеты компании используются для выполнения заказов во многих странах и регионах. В качестве ключевого партнера можно назвать ООН.

Анализ структуры экспорта регионов России

Анализ экспорта России дал возможность сформировать рейтинг поставок из различных регионов страны, согласно которому основным экспортером газа и нефти является Москва (данные за 10 месяцев 2016 года). В течение первых 10 месяцев из столицы за границу продано товара на общую сумму 93,1 млрд долларов, в основном это газ (25 % от всего объема экспорта) и нефть (37 %). В течение этого времени со всей территории России экспортировано продукции на 226,8 млрд долларов.

В 20 из 85 регионов страны отмечено увеличение количества поставок за границу. Наиболее значимые показатели во Владимирской области, откуда отправляли древесину и механическое оборудование в Индию, Алжир и Казахстан (рост экспорта на 35,2 % относительно такого же периода 2015 года). Аналогичная ситуация и в Калужской области: увеличение зарубежной торговли на 30 % по сравнению с 2015 годом. Среди крупных экспортеров России хорошие показатели роста у Республики Саха (19,4 %) и у Ростовской области (15,1 %).

2016 год отмечен высокими уровнями реализации товаров аграрного производства. На мировом рынке Россию представляли 80 различных регионов: 67 поставляли изделия из муки, 58 – продукцию из рыбы и мяса, 63 – овощи и фрукты. В российском производстве также используется практика переработки импортного сельскохозяйственного сырья, которое в нашей стране не произрастает. После необходимых технологических манипуляций готовую продукцию отправляют на экспорт, сопроводив весомой добавочной стоимостью. Такую практику нельзя назвать исключением из правил, например, в течение 2016 года 65 регионов РФ, переработав плоды какао-дерева, реализовали за границей готовый продукт.

Наиболее распространенными товарами для внешней торговли признаны спиртные напитки, вода и мучные изделия. Анализ экспорта России показывает, что из 70 % регионов вывозится за пределы страны молочная продукция, семена масленичных растений, овощи и фрукты, корма и какао. Хорошо организована внешняя торговля табачными изделиями, табаком и другими растительными производными.


Высокой концентрацией отличается вывоз основного товара – зерна. Наиболее крупным поставщиком является Ростовская область, в которой силами трех регионов формируется значительный объем всего хлебного экспорта (80 %).

Товары с высокой добавочной стоимостью вывозятся из разных регионов России и отличаются довольно низкой концентрацией. Например, анализ экспорта России показывает Тульскую область основным поставщиком мельничной продукции, а объем реализуемого товара всего 19 % от общего количества. Готовые мучные изделия и плодоовощная продукция экспортируется главным образом из Московской области (» 20 %), а основная часть изделий из мяса и рыбы вывозится из Москвы (25 %).

Анализ экспорта России за 2016 год позволил определить тройку лидеров зарубежных поставок продукции аграрного производства – это Краснодарский край и Москва, но абсолютным чемпионом является все-таки Ростовская область (3 210 млн долларов).

Анализ экспорта России требует большого объема информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

    коммерческий транспорт и спецтехника;

    стекольная промышленность;

    химическая и нефтехимическая промышленность;

    строительные материалы;

    медицинское оборудование;

    пищевая промышленность;

    производство кормов для животных;

    электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

    Точность предоставления данных . Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, точно совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем верные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.

    Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

    Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже.

    Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем, самые близкие ему сферы. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые области реализации.

    Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки . Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20 летний опыт – залог эффективного сотрудничества.

В течение 1990-2016 гг. экспорт России в текущих ценах повысился на 221.1 млрд. долл. (в 3.0 раз) до 330.7 млрд. долл.; изменение произошло на -2.7 млрд. долл. из-за падения численности населения на 3.6 млн., а также на 223.8 млрд. долл. благодаря росту экспорта на душу населения на 1 554.3 долларов. Среднегодовой прирост экспорта России был на уровне 8.5 млрд. долл. или 4.3%. Среднегодовой прирост экспорта России в постоянных ценах равен 7.3%. Доля в мире сократилась на 0.93%. Доля в Европе уменьшилась на 0.95%. Минимум экспорта был в 1991 году (78.7 млрд. долл.). Максимум экспорта был в 2012 году (594.2 млрд. долл.).

За 1990-2016 гг. экспорт на душу населения в России вырос на 1 554.3 долларов (в 3.1 раз) до 2 297.4 долларов. Среднегодовой прирост экспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 59.8 долларов или 4.4%.

Экспорт России, 1990

Экспорт России в 1990 году составлял 109.7 млрд. долл., занимал 10е место в мире и был на уровне экспорта Швейцарии (108.7 млрд. долл.). Экспорт России был больше импорта России на 0.26 млрд. долл., торговый профицит был равен 0.046% от ВВП России . Доля экспорта России в мире составила 2.5%.

В 1990 году составил 743.1 долларов, занимал 94е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Словакии (794.0 долларов), экспорта на душу населения в Южной Африке (726.2 долларов), экспорта на душу населения в Коста Рике (701.5 долларов), экспорта на душу населения в Иордании (699.0 долларов). Экспорт на душу населения в России был меньше, чем экспорт на душу населения в мире (817.2 долларов) на 74.1 долларов.

Сравнение экспорта России и соседей в 1990 году. Экспорт России был больше, чем экспорт Китая (55.3 млрд. долл.) на 98.3%, экспорт Финляндии (31.3 млрд. долл.) в 3.5 раз, экспорт Украины (25.0 млрд. долл.) в 4.4 раз, экспорт Беларуси (8.7 млрд. долл.) в 12.6 раз, экспорт Казахстана (2.3 млрд. долл.) в 47.6 раз, экспорт Монголии (0.2 млрд. долл.) в 463.8 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (323.1 млрд. долл.) на 66.1%. Экспорт на душу населения в России был больше, чем экспорт на душу населения в Украине (485.3 долларов) на 53.1%, экспорт на душу населения в Казахстане (139.4 долларов) в 5.3 раз, экспорт на душу населения в Монголии (108.3 долларов) в 6.9 раз, экспорт на душу населения в Китае (47.2 долларов) в 15.8 раз, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Финляндии (6 269.6 долларов) на 88.1%, экспорт на душу населения в Японии (2 594.9 долларов) на 71.4%, экспорт на душу населения в Беларуси (848.7 долларов) на 12.4%.

Сравнение экспорта России и лидеров в 1990 году. Экспорт России был меньше, чем экспорт США (551.9 млрд. долл.) на 80.1%, экспорт Германии (404.1 млрд. долл.) на 72.9%, экспорт Японии (323.1 млрд. долл.) на 66.1%, экспорт Франции (265.4 млрд. долл.) на 58.7%, экспорт Великобритании (247.1 млрд. долл.) на 55.6%. Экспорт на душу населения в России был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (5 108.2 долларов) на 85.5%, экспорт на душу населения во Франции (4 534.7 долларов) на 83.6%, экспорт на душу населения в Великобритании (4 322.0 долларов) на 82.8%, экспорт на душу населения в Японии (2 594.9 долларов) на 71.4%, экспорт на душу населения в США (2 185.5 долларов) на 66%.

Потенциал экспорта России в 1990 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Финляндии (6 269.6 долларов), лучшего соседа, экспорт России был бы 925.3 млрд. долл., что в 8.4 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (5 108.2 долларов), экспорт России был бы 753.9 млрд. долл., что в 6.9 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Европе (3 064.2 долларов), экспорт России был бы 452.2 млрд. долл., что в 4.1 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в мире (817.2 долларов), экспорт России был бы 120.6 млрд. долл., что на 10% больше фактического уровня.

Экспорт России, 2016

Экспорт России в 2016 году был равен 330.7 млрд. долл., занимал 20е место в мире. Экспорт России был больше импорта России на 67.0 млрд. долл., торговый профицит составил 5.4% от ВВП России . Доля экспорта России в мире составляла 1.6%.

Экспорт на душу населения в России в 2016 году составил 2 297.4 долларов, занимал 99е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Казахстане (2 432.5 долларов), экспорта на душу населения в Турции (2 386.1 долларов), экспорта на душу населения в Ливане (2 253.2 долларов), экспорта на душу населения в Гренаде (2 244.8 долларов). Экспорт на душу населения в России был меньше, чем экспорт на душу населения в мире (2 784.3 долларов) на 486.9 долларов.

Сравнение экспорта России и соседей в 2016 году. Экспорт России был больше, чем экспорт Финляндии (84.0 млрд. долл.) в 3.9 раз, экспорт Украины (46.0 млрд. долл.) в 7.2 раз, экспорт Казахстана (43.8 млрд. долл.) в 7.6 раз, экспорт Беларуси (29.7 млрд. долл.) в 11.1 раз, экспорт Монголии (5.7 млрд. долл.) в 58.4 раз, но был меньше, чем экспорт Китая экспорт Японии (797.5 млрд. долл.) на 58.5%. Экспорт на душу населения в России был больше, чем экспорт на душу населения в Монголии (1 871.6 долларов) на 22.7%, экспорт на душу населения в Китае (1 566.0 долларов) на 46.7%, экспорт на душу населения в Украине (1 034.6 долларов) в 2.2 раз, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Финляндии (15 269.5 долларов) на 85%, экспорт на душу населения в Японии (6 243.0 долларов) на 63.2%, экспорт на душу населения в Беларуси (3 133.8 долларов) на 26.7%, экспорт на душу населения в Казахстане (2 432.5 долларов) на 5.6%.

Сравнение экспорта России и лидеров в 2016 году. Экспорт России был меньше, чем экспорт США (2 214.6 млрд. долл.) на 85.1%, экспорт Китая (2 197.9 млрд. долл.) на 85%, экспорт Германии (1 603.9 млрд. долл.) на 79.4%, экспорт Японии (797.5 млрд. долл.) на 58.5%, экспорт Великобритании (739.2 млрд. долл.) на 55.3%. Экспорт на душу населения в России был больше, чем экспорт на душу населения в Китае (1 566.0 долларов) на 46.7%, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (19 580.4 долларов) на 88.3%, экспорт на душу населения в Великобритании (11 236.0 долларов) на 79.6%, экспорт на душу населения в США (6 873.7 долларов) на 66.6%, экспорт на душу населения в Японии (6 243.0 долларов) на 63.2%.

Потенциал экспорта России в 2016 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (19 580.4 долларов), экспорт России был бы 2 818.9 млрд. долл., что в 8.5 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Финляндии (15 269.5 долларов), лучшего соседа, экспорт России был бы 2 198.3 млрд. долл., что в 6.6 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Европе (11 110.9 долларов), экспорт России был бы 1 599.6 млрд. долл., что в 4.8 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Восточной Европе (3 823.9 долларов), экспорт России был бы 550.5 млрд. долл., что на 66.4% больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в мире (2 784.3 долларов), экспорт России был бы 400.8 млрд. долл., что на 21.2% больше фактического уровня.

Экспорт России, 1990-2016
год экспорт, млрд. долл. экспорт на душу населения, долларов экспорт, млрд. долл. рост экспорта, % доля экспорта в ВВП, % доля России, %
текущие цены постоянные цены 1990 в мире в Европе в Восточной Европе
1990 109.7 743.1 109.7 19.2 2.5 5.0 54.1
1991 78.7 531.3 297.6 171.4 14.0 1.8 3.5 48.4
1992 323.1 2 178.7 238.1 -20.0 65.9 6.3 12.3 77.6
1993 185.1 1 247.2 233.1 -2.1 40.4 3.7 7.9 66.4
1994 119.9 807.8 244.5 4.9 29.4 2.2 4.8 53.4
1995 117.0 789.2 262.1 7.2 29.3 1.8 3.9 46.8
1996 102.2 690.4 271.9 3.7 26.1 1.5 3.3 43.0
1997 100.1 677.6 270.6 -0.48 24.7 1.4 3.2 41.3
1998 84.6 573.9 275.6 1.9 31.2 1.2 2.6 35.6
1999 84.7 576.1 306.6 11.2 43.2 1.2 2.6 36.6
2000 114.4 781.6 335.8 9.5 44.1 1.4 3.4 41.2
2001 113.1 775.9 350.0 4.2 36.9 1.5 3.3 38.6
2002 121.7 837.7 385.9 10.3 35.2 1.5 3.3 37.6
2003 151.7 1 049.0 434.7 12.6 35.2 1.6 3.5 37.2
2004 203.4 1 411.8 486.0 11.8 34.4 1.8 3.9 37.3
2005 269.0 1 872.8 517.4 6.5 35.2 2.1 4.7 39.9
2006 333.9 2 329.8 555.3 7.3 33.7 2.2 5.1 40.5
2007 392.0 2 738.6 590.1 6.3 30.2 2.3 5.1 38.4
2008 520.0 3 634.4 593.6 0.59 31.3 2.6 6.0 40.6
2009 341.6 2 387.0 565.5 -4.7 27.9 2.2 5.0 36.7
2010 445.5 3 112.0 605.4 7.0 29.2 2.3 5.8 39.6
2011 574.0 4 006.5 607.3 0.31 28.3 2.6 6.4 40.9
2012 594.2 4 142.9 615.5 1.4 27.4 2.6 6.8 42.3
2013 593.9 4 136.2 643.8 4.6 26.6 2.5 6.5 41.1
2014 559.6 3 892.8 647.1 0.51 27.9 2.3 6.0 39.0
2015 392.5 2 728.0 671.0 3.7 29.6 1.8 4.7 33.8
2016 330.7 2 297.4 692.0 3.1 26.5 1.6 4.0 29.5

Picture. Экспорт России, 1990-2016

Picture. Экспорт на душу населения в России, 1990-2016

Picture. Рост экспорта в России, 1990-2016

Picture. Доля экспорта в ВВП России, 1990-2016

Сравнение экспорта России и стран соседей

Экспорт России и стран соседей, порядок отношения к показателю России
Страна 1990 2000 2010 2016
Китай -0.30 0.39 0.56 0.82
Япония 0.47 0.66 0.28 0.38
Россия 0.0 0.0 0.0 0.0
Финляндия -0.54 -0.34 -0.67 -0.60

Оценку внешнеэкономической политики любого государства дает уровень экспорта готовой продукции. Для России в товарной структуре экспортируемой продукции удельный вес топливно-сырьевой группы составляет около 50% всего вывозимого продукта, и более половины приходится на несырьевой экспорт и предоставление услуг зарубежным партнерам. Около 12% производимых товаров для экспорта из России – металлоизделия, а также цветные и черные металлы.

Три составляющих экспорта из России

  1. Сырье на вывоз

Современная внешнеполитическая стратегия нашей страны строится на основе сырьевого, топливного и энергетического превосходства. Сырьевая экспортная специализация позволяет укрепиться стране на рынке энергоносителей, предотвращать циклическое негативное влияние глобальных кризисов, спадов экономики, нестабильности курса мировых валют, недобросовестной конкуренции.

Увеличение экспортных поставок РФ происходит в основном за счет топливных и энергетических ресурсов. На мировом рынке страна занимает первое место по уровню экспорта природного газа и и 2-е место по вывозу нефти (после Саудовской Аравии). С начала 2016 года объем продаж газа РФ в Европу увеличился более, чем на 37% по сравнению с предыдущим годом.

  1. Несырьевая составляющая экспорта

Кроме продукции нефтегазового сектора экономики, конкурентоспособными на внешнем рынке являются основные товары экспорта России:

  • продукты высокотехнологичной атомной отрасли;
  • военная техника. Экспорт вооружения и военной техники происходит в 62 страны мира, в будущем внешнеторговые договоры будут реализовываться с более, чем 90 государствами;
  • продукция транспортного машиностроения. При этом большой потенциал имеется у гражданской авиации, продукции судостроения, железнодорожной техники, специализированных и грузовых автомобилей;
  • продукция из черных и цветных металлов, а также золота, платины, бриллиантов и промышленного назначения. Экспортные поставки осуществляются в государства Юго-Востока Азии, арабские страны;
  • нефтепродукты, электроэнергия и другая продукция топливно-энергетического комплекса составляют больше 35% несырьевого экспорта. К 2020 году планируется увеличить экспортные поставки электроэнергии почти в пять раз;
  • продукция агропромышленного комплекса – зерно, корма, масложировые продукты, замороженная рыба, удобрения. Большая часть данного сегмента экспорта приходится именно на азотные и калийные удобрения. Внешнеторговые поставки осуществляются в Индию, Бразилию, США. Зерно экспортируется на Ближний Восток, в страны Северной Африки.
  1. Экспорт услуг

Самой прибыльной статьей экспортируемых Россией услуг является их транспортная составляющая, на которую приходится около 30%. Это в основном пассажирские и грузовые авиаперевозки, в т. ч. – и вертолетные.

Доходными статьями экспорта услуг являются:

  • предоставление разработанного в России программного обеспечения;
  • сооружение строительных инженерных объектов повышенной сложности;
  • услуги телекоммуникационных компаний;
  • деловые услуги – юридические, архитектурные, аудиторские, консалтинговые услуги, операционный лизинг. Если такие услуги реализуются за пределами России НДС на них не начисляется.

Последние данные статистики указывают на то, что Россия из года в год увеличивает экспорт конкурентоспособной отечественной продукции – продуктов машино- и кораблестроения, самолетов, атомных электростанций, военной техники, продукции агропромышленности.

Вы можете заказать услуги.

Ближневосточный регион характеризуется не только напряженной политической ситуацией, здесь горячо в прямом смысле этого слова, благодаря климатическим и погодным условиям. Многие территории занимают пустыни, одна из них – Сирийская пустыня, второе название - Сирийская степь.

Интересно, что в топониме присутствует название только одного из государств, хотя территория пустыни, кроме , занимает часть , и . Песчаные участки чередуются со степными, поэтому возможно употребление в равной мере определений «пустыня» и «степь».

История Сирийской пустыни

Географические карты демонстрируют, что Сирийская пустыня занимает площадь около 1 миллиона километров квадратных, это огромный участок суши. Ее появление связывают с последним оледенением, которое закончилось 12 тысяч лет назад. На протяжении столетий земли были абсолютно необитаемыми, желающих их осваивать и как-то использовать в хозяйственной деятельности не находилось.

Помог демографический взрыв и появление кочевников, которые занимались скотоводством. Люди оказались перед ситуацией, когда нужно было осваивать новые территории, пусть и с такими сложными условиями. Считается, что первыми жителями на территориях, ныне занимаемых Сирийской пустыней, стали амореи. Затем их сменили представители арамейской цивилизации, вслед за ними пришли арабы. На сегодняшний момент большая часть местного населения – это бедуины, они говорят на разных арабских диалектах.

Географическое положение

Полупустынная и пустынная области занимают земли, которые лежат на стыке Аравийского полуострова и так называемого Плодородного полумесяца. Пустыня ограничена следующими географическими объектами: рекой Евфрат – с северо-востока; побережьем Средиземного моря – с запада.

В южных и юго-западных регионах сложно провести границу, ибо Сирийская степь плавно переходит в пустыни Нефуд и Негев. Центральная река Евфрат, к которой направлены многочисленные вади, вода поступает периодически, в сезон осадков, в остальное время русла высушены.

В рельефе пустыни преобладают плато, причем с равнинной поверхностью. Местами можно увидеть островные горы, высота которых на уровне 1000 метров. Почва неоднородная, встречаются известняки, кремний, солончаки (в понижениях рельефа) и такыры.

Климат и осадки Сирийской пустыни

Географы отмечают, что эти территории располагаются в субтропической зоне. Погода достаточно теплая, в зимнее время столбики термометров держатся у отметки в +7°С (средняя температура января), но ежегодно в отдельные дни на почве отмечаются заморозки.

В летнее время – около +30°С. Осадков мало, выпадают неравномерно, количество осадков в южных и северных регионах пустыни значительно отличается. Чем ближе к юго-востоку, тем их меньше. На севере и северо-западе норма около 200–300 мм, на юге – всего 50–80 мм.

Растительный и животный мир

Нельзя сказать, что Сирийская пустыня абсолютно лишена растительности, но таким же неправильным будет утверждение о сплошном зеленом покрове. Среди представителей царства флоры самыми распространенными являются кустарники и травы.

Понятно, что без саксаула, который выживает в самых жестоких условиях, и в этой пустыне обойтись нельзя. Еще один популярный кустарничек в этих местах – биюргун, второе название – ежовник солончаковый. Среди трав преобладает полынь, но появляется она зимой, после выпадения осадков. Распространены эфемеры и их «коллеги», эфемероиды, только такие растения способны выдерживать высокие температуры и отсутствие влаги.

Известно, что в позапрошлом веке в Сирийской пустыне было довольно много видов различных животных. К сожалению, человек безжалостно охотился и уничтожал братьев наших меньших. Историки говорят, что ранее можно было увидеть и страусов, и верблюдов-дромедаров, онагров и львов.

На перекрестке путей

Сирийская пустыня с незапамятных времен находилась на перекрестке различных дорог, она связывала побережье Средиземного моря и Месопотамию. Именно здесь пролегал знаменитый караванный путь, на пути которого размещались оазисы и известные исторические города, вроде или .

Сегодня по территории проложены скоростные автотрассы, а кораблей пустыни, красавцев-верблюдов, можно встретить крайне редко, караваны становятся уникальным, экзотическим явлением.

Оазисы – это полная противоположность пустыне, мир зелени, воды и прохлады. Здесь активно развивается виноградарство, садоводство, высаживается хлопчатник и субтропические культуры, финиковые рощи. Т же касается и побережья Средиземного моря, являющегося основным регионом для выращивания цитрусовых. Долина Евфрата сохраняет небольшие пойменные леса, состоящие из тамариска, ивы.

Видео

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...