Кто потопил четыре немецких транспорта. Крупнейшая морская катастрофа: гибель немецкого транспорта «Гойя

Когда говорят о крупнейших морских катастрофах, все сразу же вспоминают знаменитый «Титаник». Катастрофа этого пассажирского лайнера открыла XX век, унеся жизни 1496 пассажиров и членов экипажа. Однако самые крупные морские катастрофы произошли в годы Второй мировой войны и были связаны с боевыми действиями на море.

Так 7 ноября 1941 года немецкой авиацией недалеко от побережья Крыма был потоплен советский теплоход «Армения». В результате данной катастрофы погибло, по разным оценкам, от 5 до 10 тысяч человек (по современным данным). Спастись удалось лишь 8, теплоход затонул практически моментально всего за четыре минуты. Спустя практически четыре года, бумеранг возмездия вернулся назад в Германию. Война, которая была развязана нацистской Германией, теперь собирала свой кровавый урожай у немецких портов в Балтийском море.


Советские подводники потопили целый ряд немецких транспортов, количество жертв при этом, как и в случае с «Арменией», было огромным. Наиболее известна атака Александра Маринеско командира подводной лодки С-13, который 30 января 1945 года потопил нацистский 10-палубный пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», в годы войны четыре года служивший плавучей казармой для школы подводников кригсмарине. Вместе с транспортом погибло от 5 до 9 тысяч человек. 9 февраля Маринеско потопил еще один крупный лайнер «Генерал Штойбен», переоборудованный в годы войны в госпитальное судно. Вместе с кораблем погибло около 3600 человек, при этом сам Маринеско во время атаки считал, что торпедирует немецкий легкий крейсер «Эмден», о том, что это не так, он узнал лишь вернувшись из похода.

Сухогруз «Гойя» на верфи в Осло


Именно атака Маринеско на «Вильгельм Густлофф» считается самой известной, однако по количеству жертв с ней могла бы поспорить другая атака советских подводников. Так в ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 потопила в Балтийском море немецкий транспортный корабль «Гойя». На борту данного судна погибло около 7 тысяч человек, что также выводит эту катастрофу в число самых крупных морских катастроф в мировой . В связи с царившим в Германии хаосом и начавшимся наступлением советских войск на Берлин, данная катастрофа прошла практически незамеченной, не вызвав никакого резонанса. При этом, как и в случае с советским теплоходом «Армения» и немецким лайнером «Вильгельм Густлофф», потопленным в январе 1945 года, точное количество жертв этих катастроф установить не представляется возможным.

«Гойя» представляла собой достаточно крупный сухогруз, длина – 146 метров, ширина – 17,4 метра, водоизмещение – 7200 тонн, он мог развивать максимальную скорость в 18 узлов (до 33 км/ч). Корабль был построен в Норвегии в Осло на верфи Akers буквально за несколько дней до вторжения. Спуск судна на воду состоялся 4 апреля 1940 года, а уже 9 апреля на территорию Норвегии вторглись германские войска. После оккупации страны немцы реквизировали новый сухогруз. В годы войны он достаточно долгое время использовался ими в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок, пока в 1944 году не был переоборудован в военный транспорт, корабль был вооружен несколькими зенитными орудиями.

В 1945 году корабль принял участие в крупной морской операции «Ганнибал», которая была организована нацистским командованием. Это была операция по эвакуации с территории Восточной Пруссии немецкого населения и войск, ввиду наступления Красной Армии, которое продолжалось с 13 января по 25 апреля 1945 года. Операция была разработана по инициативе командующего ВМС нацистской Германии гросс-адмирала Карла Дёница и началась 21 января 1945 года. Считается, что в рамках данной операции в течение четырех месяцев в западные районы Германии были эвакуированы Балтийским морем более двух миллионов человек. По количеству перевезенного населения и войск операция «Ганнибал» считается крупнейшей в мире эвакуацией морем.

К середине апреля 1945 года транспорт «Гойя» успел принять участие уже в четырех походах, эвакуировав из Восточной Пруссии 19 785 человек. В среднем корабль перевозил по 5 тысяч человек, однако в свой пятых поход он взял на борт гораздо больше людей. Корабль встал на якорь в Данцигской бухте у Готенхафена (сегодня Гдыня) в апреле 1945 года, считается, что на борт бывшего сухогруза могло погрузиться более 7 тысяч человек, которые бежали из Восточной Пруссии. В сложившейся обстановке никто не вел точный подсчет принятых на борт людей. Немецкие части еле удерживали свои позиции, всю территорию Восточной Пруссии вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи о том, что «Гойя» будет последним крупным кораблем, участвующим в эвакуации, поэтому на его борт хотело попасть как можно больше людей, что только усиливало эффект паники при погрузке.

Транспорт «Гойя» в камуфляжной раскраске


Кроме гражданского населения и раненых военнослужащих на борту корабля находилось 200 солдат из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта, всего более 7 тысяч человек. При этом военный транспорт «Гойя» был одним из самых неприспособленных для эвакуации людей судов, сказывалось его прошлое, корабль был построен как сухогруз и предназначался исключительно для перевозки морем различных грузов. Требования к безопасности и непотопляемости у него были гораздо ниже, чем у пассажирских судов, которые также массово применялись для эвакуации, всего в операции «Ганнибал» принимало участие около 1000 различных кораблей.

Людей на борту было так много, что они занимали буквальной каждый метр свободной площади, они сидели в коридорах и на лестницах. Более тысячи человек, которым не нашлось места во внутренних помещениях транспорта, толпились на его верхней палубе под холодным дождем. На каждой свободной койке размещалось по 2-3 человека. Даже капитан корабля вынужден был уступить свою каюту беженцам. Раненые помещались в основном в трюмах, которые никак не были приспособлены для экстренной эвакуации. При этом на борту не хватало лекарств, питья, еды и перевязочных материалов. Спасательного снаряжения также хватало далеко не для всех.

Через четыре часа после выхода из порта у южной оконечности полуострова Хель «Гойя» была атакована советской авиацией. Во время бомбардировки в корабль попала как минимум одна бомба, она пробила палубу и разорвалась в носовой части, ранив несколько матросов из расчета зенитного орудия. Разрушения при этом были минимальными и серьезных повреждений корабль не получил. При этом транспорт «Гойя» шел в составе конвоя, в который входили также два небольших теплохода «Кроненфельс» и «Эгир», а также два минных тральщика «M-256» и «M-328».

Уже в сумерках 16 апреля 1945 года данный конвой обнаружил капитан советской подводной лодки Л-3 «Фрунзовец» Владимир Коновалов. Лодка вошла в состав Балтийского флота еще до войны – 5 ноября 1933 года. Это была советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка, третий корабль серии II типа «Ленинец». В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак и сделала до 12 минных постановок. В результате торпедных атак было достоверно уничтожено два корабля, результаты еще двух атак нуждаются в уточнении. В то же время на выставленных лодкой минных заграждениях было потоплено 9 кораблей и повреждено как минимум еще одно судно.


К 16 апреля Л-3 уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая встретить здесь немецкие транспорты. Лодка обнаружила конвой противника в составе трех транспортов и двух кораблей охранения севернее маяка Риксгафт. Целью атаки Владимир Коновалов выбрал самый крупный корабль противника. Для атаки корабля подводной лодке пришлось всплыть на поверхность, так как преследовать конвой в подводном положении лодка не могла, скорость хода тогда была бы недостаточной. Хотя конвой также двигался достаточно медленно, выдерживая скорость около 9 узлов, что соответствовало скорости самого тихоходного судна – теплохода «Кроненфельс». При этом конвой соблюдал светомаскировку и был затемнен.

Атаку упростил тот факт, что в 22:30 теплоход «Кроненфельс» встал в дрейф из-за поломки в машинном отделении, все корабли конвоя вынуждены были остановиться. Команда теплохода лихорадочно работала над исправлением поломки, в это время два тральщика кружили рядом с неисправным судном. Конвой двинулся дальше только через час, он начал движение в 23:30. За это время Владимир Коновалов совершил все необходимые маневры и вывел свою лодку Л-3 на атаку самой главной цели в составе обнаруженного им конвоя.

Он выпустил по кораблю две или четыре торпеды (информация на этот счет разнится). Достоверно известно, что в транспорт попало две торпеды. Немцы зафиксировали взрывы в 23:52. Одна торпеда попала в машинное отделение «Гойи», вторая взорвалась в носовой части. Взрывы были такой силы, что мачты корабля обрушились на палубу, в небо поднялись столбы огня и дыма. Через несколько минут – уже к полуночи – корабль полностью затонул, разломившись до этого на две части. После атаки корабли охранения некоторое время преследовали советскую подлодку, но Владимиру Коновалову удалось уйти от погони.

Корабли конвоя смогли спасти живыми только 185 человек, из них 9 погибли после спасения от полученных травм и переохлаждения. Остальным спастись не удалось, судно затонуло слишком быстро, так как изначально не могло обеспечить того уровня безопасности и плавучести, который был характерен для пассажирских и военных кораблей, да и полученные повреждения оказались слишком серьезными. При этом вода в это время года была еще очень холодной, особенно ночью. Оставшиеся на воде люди достаточно быстро замерзали и лишались сил. Большинство из них было одето достаточно легко, так как на судне, особенно во внутренних помещениях стояла страшная духота, корабль был переполнен людьми. Около 7 тысяч человек ушли на дно вместе с судном. До конца войны оставались считанные недели.

Капитан 3-го ранга Коновалов возле своей лодки. Снимок лета 1945 года.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Во многом это награждение было связано и с успешной атакой на транспорт «Гойя» в самом конце войны.

Подводная лодка Л-3 «Фрунзенец» оставалась на службе вплоть до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. При этом рубка лодки Л-3 вместе с 45-мм орудием с нее в настоящее время находится в Москве, она установлена в парке Победы на Поклонной горе и входит в экспозицию Центрального музея Великой Отечественной войны.

Источники информации:
http://maxpark.com/community/14/content/2674423
https://vladimir-shak.livejournal.com/4487.html
https://vikond65.livejournal.com/743491.html
Материалы из открытых источников

70 лет назад в Балтийском море. Транспорт "Гойя" April 17th, 2015

Грузовое судно «Франсиско де Гойя» было построено в Норвегии в 1940 году. Оно было названо в честь великого испанского художника и гравера и успело поработать целых два года, прежде чем его реквизировали представители кригсмарине - военно-морских сил Третьего рейха. Изначально нацисты использовали корабль в качестве вспомогательного транспорта для подводных лодок, благо водоизмещение судна составляло 5430 брутто-регистровых тонн. В 1943 году из «Гойи» попытались сделать плавучую базу для кригсмарине, однако от этой идеи быстро отказались: комфортно разместить кого-либо на грузовом судне было довольно сложно. Поэтому корабль отогнали в литовский город Клайпеда, где немецкие подводники практиковались на нем в стрельбе учебными торпедами.

Так и продолжалось вплоть до 1945 года. Вспомнили о «Гойе» лишь в первые месяцы 1945-го, когда остро встал вопрос о необходимости эвакуировать немецких граждан из Восточной Пруссии ввиду наступления Красной армии.
Эта операция получила название «Ганнибал», а участие в ней, помимо «Гойи», приняли несколько кораблей, в том числе «Вильгельм Гюстлофф» и «Генерал Штойбен», которые были потоплены Александром Маринеско. Предполагается, что были уничтожены 163 корабля, принимавших участие в этой операции. Погибли, соответственно, около 40 тыс. человек, среди которых были как беженцы, так и военные. К середине апреля 1945 года «Гойя» успел эвакуировать около 20 тыс. человек в четыре ходки.
16 апреля судно находилось в Данцигской бухте и принимало на борт тех, кто должен был быть эвакуирован, но тут налетела советская авиация: одна из бомб и вовсе попала на палубу, нанеся ей повреждения в районе носа судна. Люди продолжали пытаться попасть на борт даже после этого, потому что в порту ходили слухи о том, что корабль будет последним. Предполагалось, что на борту транспорта окажется полторы тысячи солдат (остатки 4-ой танковой дивизии Германии), четыре сотни раненых и около пяти тысяч беженцев. В итоге на судно попали около 7 тыс. человек, причем примерно 2 тыс. из них точно были военными.
Изначально корабль должен был отправиться в польский город Свиноуйсьце, однако в нем и так было слишком много беженцев, поэтому было решено плыть в Копенгаген.

Вместе с «Гойей» шли еще два небольших транспортных корабля и два минных тральщика. Все бы ничего, но выход из бухты к тому моменту на протяжении почти недели патрулировала советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка Л-3 «Фрунзевец».

К моменту встречи с «Гойей» уже стемнело, поэтому подлодка всплыла, а затем, идентифицировав самую крупную из целей, - выпустила по ней две торпеды. Этой целью оказался транспортник «Гойя», который в течение семи минут затонул.
В документах штурмана субмарины было записано: «Начали торпедную атаку. Двумя торпедами был потоплен транспорт водоизмещением примерно 12 тысяч тонн. Два с половиной часа нас преследовали корабли конвоя – сбросили две глубинные бомбы, стопорили ход и выслушивали. В 4 утра мы всплыли на поверхность и провентилировали отсеки. Через час «Л – 3» снова погрузилась на двадцатиметровую глубину». В это же время выживший той страшной катастрофе Ханс Шойфлер (начсвязи четвертой танковой дивизии) вспоминает: «От двух оглушительных взрывов теплоход качнуло в сторону, затем начала оседать корма. Погас свет – и в темноте было слышно, как через огромную пробоину внутрь «Гойи» с ревом устремляется поток воды».

Люди в панике метались по палубе и прыгали за борт. Транспорт вез две тысячи раненых – но при взрыве раненными оказались еще несколько сотен человек, в том числе и мирные беженцы. Если вспомнить, что на «Титанике» было в разы меньше людей, то масштаб катастрофы выглядит просто ужасающе.
Из трюмов и нижней палубы люди пытались добраться до трапов. Многие из них – в первую очередь дети – оказались сбитыми с ног и затоптанными толпой. Судно продолжало крениться назад, и меньше чем за час корма оказалась частично залита водой. Еще до того, как команда успела спустить за борт тонущего транспорта спасательные шлюпки, «Гойя»разломился надвое и начал быстро погружаться. В трюме и так смертельно раненного корабля прогремел взрыв, затем вырвался столб пламени – и обе части бывшего транспорта в считанные минуты ушли на дно. Самым страшным, по словам Шойфлера, было то, что немногие выжившие пассажиры какое-то время видели в воде силуэт подводной лодки, наблюдающей за крушением.
В страшной катастрофе из семи с лишним тысяч выжило всего 183 человека, среди которых – семеро немецких танкистов, сослуживцы Шойфлера. Остальные семь тысяч остались в списках войны как пропавшие без вести.

Памятник в Zatoce Lubeckiej

Подводная лодка Л-3 смогла покинуть район Данцигской бухты. Ее капитану Владимиру Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза, а впоследствии он дослужился до звания контр-адмирала. От принесшей ему славу подводной лодки после утилизации осталась одна лишь рубка - сама Л-3 была утилизирована в 1971 году. На протяжении нескольких лет она находилась в Прибалтике, а после развала СССР была перевезена в Россию и сейчас находится на Поклонной горе.

70 лет назад советская подлодка уничтожила около 7 тыс. человек, потопив немецкое судно «Гойя»

16 апреля 1945 года произошла одна из крупнейших в истории катастроф на море - советская подлодка торпедировала немецкое судно «Гойя», в результате чего погибли около 7 тыс. человек.

Война на море еще со времен Первой мировой отличалась бескомпромиссностью и жестокостью. Тогда Германия вела «неограниченную подводную войну» и топила все суда без разбора вопреки требованиям Гаагской и Женевской конвенций. Не особо изменилась ситуация и во время Второй мировой войны. Вот только тогда ответ немцам были готовы дать и другие участники боевых действий. В феврале Ссылка видна только зарегистрированным пользователям , как советская подводная лодка под командованием Александра Маринеско потопила немецкий круизный лайнер «Вильгельм Гюстлофф» с беженцами и военными.

И если о числе погибших в той атаке по-прежнему ведутся споры, то история уничтожения немецкого транспортника «Гойя» подобных вопросов не вызывает: в результате атаки погибли около 7 тыс. человек.

Грузовое судно «Франсиско де Гойя» было построено в Норвегии в 1940 году. Оно было названо в честь великого испанского художника и гравера и успело поработать целых два года, прежде чем его реквизировали представители кригсмарине - военно-морских сил Третьего рейха. Изначально нацисты использовали корабль в качестве вспомогательного транспорта для подводных лодок, благо водоизмещение судна составляло 5430 брутто-регистровых тонн. В 1943 году из «Гойи» попытались сделать плавучую базу для кригсмарине, однако от этой идеи быстро отказались: комфортно разместить кого-либо на грузовом судне было довольно сложно. Поэтому корабль отогнали в литовский город Клайпеда, где немецкие подводники практиковались на нем в стрельбе учебными торпедами.

Так и продолжалось вплоть до 1945 года. Вспомнили о «Гойе» лишь в первые месяцы 1945-го, когда остро встал вопрос о необходимости эвакуировать немецких граждан из Восточной Пруссии ввиду наступления Красной армии.

Эта операция получила название «Ганнибал», а участие в ней, помимо «Гойи», приняли несколько кораблей, в том числе «Вильгельм Гюстлофф» и «Генерал Штойбен», которые были потоплены Александром Маринеско. Предполагается, что были уничтожены 163 корабля, принимавших участие в этой операции. Погибли, соответственно, около 40 тыс. человек, среди которых были как беженцы, так и военные. К середине апреля 1945 года «Гойя» успел эвакуировать около 20 тыс. человек в четыре ходки.

16 апреля судно находилось в Данцигской бухте и принимало на борт тех, кто должен был быть эвакуирован, но тут налетела советская авиация: одна из бомб и вовсе попала на палубу, нанеся ей повреждения в районе носа судна. Люди продолжали пытаться попасть на борт даже после этого, потому что в порту ходили слухи о том, что корабль будет последним. Таким образом, на борту находились около 7 тыс. человек, причем примерно 2 тыс. из них точно были военными.

Изначально корабль должен был отправиться в польский город Свиноуйсьце, однако в нем и так было слишком много беженцев, поэтому было решено плыть в Копенгаген.

Вместе с «Гойей» шли еще два небольших транспортных корабля и два минных тральщика. Все бы ничего, но выход из бухты к тому моменту на протяжении почти недели патрулировала советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка Л-3 «Фрунзевец». К моменту встречи с «Гойей» уже стемнело, поэтому подлодка всплыла, а затем, идентифицировав самую крупную из целей, - выпустила по ней две торпеды. Этой целью оказался транспортник «Гойя», который в течение семи минут затонул. Перед этим он просел и раскололся на две части. Многие люди погибли уже в результате попадания торпед. Кроме того, на грузовом судне не было обязательных для кораблей пассажирских переборок между отсеками.

Спастись смогли только 183 человека.

Подводная лодка Л-3 смогла погрузиться и покинуть район Данцигской бухты. Ее капитану Владимиру Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза, а впоследствии он дослужился до звания контр-адмирала. От принесшей ему славу подводной лодки после утилизации осталась одна лишь рубка - сама Л-3 была утилизирована в 1971 году. На протяжении нескольких лет она находилась в Прибалтике, а после развала СССР была перевезена в Россию и сейчас находится на Поклонной горе.

Десять крупнейших побед советских моряков-подводников имеют довольно мрачный оттенок:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибли около 7 тыс. беженцев из Восточной Пруссии, курсантов и раненых военнослужащих);

3. «Генерал фон Штойбен» (9 февраля 1945, погибли 3608 раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

7. «Струма» (24 февраля 1942, погибли 768 беженцев из стран Юго-Восточной Европы в Палестину);

Как видно из списка, одиозный «Вильгельм Густлофф», споры о котором ведутся на протяжении десятков лет, был не первым и далеко не последним кораблем в истории величайших катастроф на море. В десятку помещаются ровно 10 мест, но список можно продолжать и далее: например, «почетное» 11 место занимает немецкий транспорт «Зонневейк» - 8 октября 1944 года торпедный залп с подлодки Щ-310 унес жизни 448 человек (преимущественно эвакуируемое население Восточной Пруссии). 12 место - транспорт «Геттинген» (потоплен 23 февраля 1945 года, снова несколько сотен погибших беженцев)…
Что и говорить, успехи просто ужасны. Как классифицировать эти «зверства советских подводников»? Это военные преступления или трагические ошибки, неизбежные на любой войне?

Вариантов ответов обычно несколько.

Второе мнение более тактично: погибшие были немцами? Так им и надо!

Конечно, у советского народа много поводов для смертельной обиды - в каждой семье есть родственник, павший на фронте или замученный в немецком плену. Но возникает вопрос: чем тогда «мы» будем отличаться от «них»? «Око за око - ослепит весь мир» (Махатма Ганди).

Третье, мазохистско-демократическое мнение звучит просто: Каемся! Каемся! Каемся! Советские моряки-подводники совершили непоправимую ошибку, и нет им прощения.

Кто-то скажет, что истина всегда лежит посередине. Но это очень наивное и примитивное представление об истине! Она может быть сдвинута как в одну, так и в другую сторону, именно поэтому истину всегда так сложно найти.

200-метровый, десятипалубный лайнер "Вильгельм Густлофф"


Жизнь уже давно вынесла справедливый вердикт каждой из морских трагедий Второй мировой. Некоторые из обстоятельств можно поставить в вину подводникам, в некоторых случаях есть все основания возложить вину на самих пострадавших (не тех невинных жертв войны, кто, прижимая к груди детей, уходил в морскую пучину, а тех, кто предательски бездарно спланировал операцию по эвакуации беженцев). Безусловно, одно - все это ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Неизбежность. Страшные издержки любой войны.

А если так, то нужно рассматривать проблему в более широком смысле. Приведенный внизу список не являет своей целью «похвалить» советских подводников, равно как и «облить грязью» зарубежных моряков. Всего лишь статистические данные, прямо подтверждающие мой тезис о неизбежных трагедиях на любой войне.

Крупнейшие по числу жертв морские катастрофы Второй мировой:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибло 7000 раненых немецких военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

2. «Дзунъё-Мару» (18 сентября 1944, погибло 1500 американских, британских и голландских военнопленных и 4200 яванских рабочих в бамбуковых клетках. «Дзунъё-Мару» - страшный трофей британской подлодки «Трейдвинд»);

3. «Тояма-Мару» (29 июня 1944 года, ≈5,5 тыс. жертв. В тот раз «отличилась» демократичная американская субмарина «Стеджэн»);

4. «Кап Аркона» (3 мая 1945 года, среди погибших ≈5,5 тыс. узников концлагерей. В бою отличились Королевские ВВС Великобритании);

…немецкие суда «Генерал фон Штойбен», «Зальцбург», японский транспорт «Тайтё-Мару», болгарско-румыно-панамский шлюп «Струма», британский лайнер «Ланкастрия» (потоплен немецкой авиацией в 1940 году, число жертв превысило потери «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые) …

Госпитальное судно "Генерал фон Штойбен". Второй "трофей" Александра Маринеско


Ошибались все и всегда. Кто-нибудь ехидно заметит, что на первом месте по-прежнему стоит «Гойя», потопленный советской подлодкой Л-3. Что здесь можно возразить? Советские свершения были велики, советские ошибки были чудовищны. Иначе мы жить не умеем.

Список морских катастроф Второй мировой не является «истиной в последней инстанции». Единственное, что нам известно точно - названия кораблей и дата их потопления. Изредка - точные координаты места потопления. Все. Приведенные данные о количестве жертв разнятся от источника к источнику и, в лучшем случае, отражают официальные цифры, которые весьма далеки от реальности.
Так, некоторые исследователи, по числу жертв, ставят на первое место «Вильгельм Густлофф» - по воспоминаниям спасшихся, на его борту могло находиться более 10 тысяч человек, при этом, по разным данным, удалось спастись всего от 1,5 до 2,5 тысяч!

Величайшая из морских трагедий - потопление транспорта «Гойя» - вообще осталась за рамками официальной истории. Это легко объяснимо: в отличие от «Атаки века», в которой был потоплен десятипалубный красавец-лайнер «Вильгельм Густлофф», в случае с «Гойей», советская подлодка уничтожила обычный сухогруз, битком набитый людьми. Среди пассажиров - раненные военнослужащие, солдаты Вермахта, но основная часть - беженцы из Восточной Пруссии. Эскорт - 2 тральщика, еще один пароход и буксир. «Гойя» не являлась госпитальным судном и не несла соответствующей раскраски. Ночью, на выходе из Данцигской бухты, судно было торпедировано советской подлодкой Л-3 и спустя всего 7 минут затонуло.

Рубка подводной лодки Л-3, потопившей немецкий транспорт "Гойя". Экспозиция на Поклонной горе, Москва


Кто виноват? По сути - никто! Л-3 имела приказ топить немецкие корабли, покидающие Данциг. Никаких средств обнаружения, кроме примитивного перископа и гидроакустического поста у советских подводников не было. Определить с их помощью характер груза и назначения судна было невозможно. Есть в этой истории и немецкий просчет - эвакуировать тысячи людей на сухогрузе в военном камуфляже, зная о том, что пару месяцев назад, при аналогичных обстоятельствах, погибли «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен» - решение довольно сомнительное.

Не менее ужасные события произошли в Черном море 7 ноября 1941 года - немецкий торпедоносец Хе-111 потопил теплоход «Армения». На борту советского судна находился персонал и пациенты 23 эвакуируемых госпиталей, персонал лагеря «Артек», члены семей партийного руководства Крыма - тысячи гражданских лиц и военнослужащих. Таких трагедий морская история еще не знала: количество погибших в 5 раз превысило число жертв катастрофы «Титаника»! По официальным данным, из 5 тысяч человек, находивших на борту «Армении», удалось спастись лишь восьмерым. Современные историки склоняются к мнению, что официальные данные были в 1,5-2 раза занижены - «Армения» вполне может претендовать на «первое место» в списке самых ужасных морских катастроф. Точное место потопления теплохода неизвестно до сих пор.

«Армения», «Густлофф», «фон Штойбен» - с официальной точки зрения, все они являлись законными трофеями. Они не несли опознавательных знаков «госпитальных судов», зато несли зенитную артиллерию. На их борту были военные специалисты и солдаты. На борту «Вильгельма Густлоффа» находилось 918 курсантов 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision).

Историки и журналисты до сих пор спорят о количестве зениток на борту «фон Штойбена» или «Армении», не утихают диспуты по поводу «десятков подготовленных экипажей подлодок» на борту «Густлоффа». Но вывод кажется простым: Александру Маринеско, как и экипажу немецкого торпедоносца Хе-111, не было дела до таких мелочей. Они не видели никаких явных свидетельств «госпитального судна» - ни специальной белой окраски, ни трех красных крестов на борту. Они видели ЦЕЛЬ. Они имели приказ уничтожать вражеские корабли и суда - и свой долг они выполнили до конца. Лучше бы они этого не делали, но… кто мог знать! Как уже было сказано, у моряков и летчиков не было никаких средств для определения характера груза. Трагическое стечение обстоятельств, не более того.

Подводная лодка Щ-213, Черноморский флот. Одна из главных подозреваемых в потоплении шлюпа "Струма"


Советские моряки не были кровожадными убийцами - после потопления парусно-моторного шлюпа «Струма» командир подлодки Щ-213 лейтенант Дмитрий Денежко находился в подавленном состоянии. По воспоминаниям старшины Носова, Денежко ночи напролет изучал морские карты и сверял данные - пытался убедить себя, что это не его торпеда оборвала жизнь 768 еврейским беженцам. Примечательно, что останки «Струмы» в указанном месте обнаружены не были - существует определенная вероятность, что советские моряки в тот раз действительно были ни при чем - «Струма» подорвалась на минах…

Что касается случайного потопления японских «кораблей ада» - «Дзуньё-Мару» и «Тояма-Мару», то здесь все предельно ясно. Мерзавцы из японского Генштаба использовали обычные сухогрузы для перевозки тысяч военнопленных и населения с оккупированных территорий. Никаких мер безопасности не предпринималось. Людей часто везли в бамбуковых клетках, везли на верную смерть - строительство стратегических объектов на островах Тихого океана. Спецтранспорты ничем не отличались от обычных военных транспортных кораблей - неудивительно, что они периодически становились добычей для американских и британских подводников.

Японский транспорт Кинай-Мару перед потоплением


При аналогичных обстоятельствах советская подлодка М-118 потопила транспорт «Зальцбург», перевозивший из Одессы в Констанцу более 2 тысяч советских военнопленных. Вина за эти события целиком лежит на японских и немецких военных преступниках - тех, кто бездарно спланировал перевозку военнопленных и сделал все, чтобы погубить людей.

Иногда звучит вопрос: какой смысл в потоплении трех японских транспортов, перегруженных беженцами с Южного Сахалина, - трагедия произошла 22 августа 1945 года и унесла жизни почти 1700 человек. Советская подлодка Л-19 расстреляла торпедами «Тайтё-Мару» и «Шинке Мару» прямо в порту Румой на о. Хоккайдо. При том, что до официального окончания войны оставалось 10 дней, а уже с 20 августа шел процесс капитуляции японских войск. Зачем понадобилось бессмысленное кровопролитие? Ответ только один - такова кровавая суть войны. Искренне сочувствую японцам, но судить некого - подводный минный заградитель Л-19 не вернулся из боевого похода.

Но самым ужасным было потопление лайнера «Кап Аркона». 3 мая 1945 года судно, перегруженное тысячами узников концлагерей, было уничтожено доблестной британской авиацией в порту Любека. Согласно рапортам летчиков, они отчетливо видели белые флаги на мачтах «Кап Аркона» и живую массу людей в полосатых лагерных робах, в отчаянии мечущихся по палубе, но … продолжали хладнокровно расстреливать пылающий корабль. Почему? У них был приказ уничтожать корабли в гавани Любека. Они привыкли стрелять по врагу. Бездушный механизм войны было не остановить.

Памятник жертвам трагедии "Кап Аркона"


Вывод из всей этой истории прост: трагические стечения обстоятельств случались повсюду, но военно-морской истории других стран подобные случаи маскируются на фоне многочисленных ярких побед.
Немцы предпочитают не вспоминать ужасы «Армении» и «Ланкастрии», героические страницы истории Кригсмарине связаны с совершенно другими событиями - рейдом на Скапа-Флоу, потоплением линкоров «Худ», «Бархэм» и «Рома», уничтожением британских авианосцев «Корейджес», «Игл» и «Арк Ройал»… Трагические ошибки ВМС США теряются на фоне ночных артиллерийских дуэлей, потопления «Ямато», суперавианосца «Синано» или «Тайхо». В активе у британских моряков - потопление «Бисмарка», «Шарнхорста», атака ВМБ Таранто, уничтожения тяжелых итальянских крейсеров, выигранная «Битва за Атлантику».

Увы, ВМФ СССР стал заложником собственной пропаганды - выбрав потопление лайнера «Вильгельм Густлофф» в качестве «Атаки века», политтехнологи, сами того не ведая, открыли «ящик пандоры». Спору нет, ночная торпедная атака Маринеско с технической стороны достойна всяческих похвал. Но, при всей своей сложности, она на военный подвиг не тянет. Не в чем упрекнуть храброго моряка, но и восхищаться здесь тоже не чем. Все лишь трагическое стечение обстоятельств.

17.04.45 севернее маяка Риксгафт (Риксхёфт), расположенного у основания косы Путцигер-Нерунг (Хельской косы) подводная лодка «Л-3» (командир Герой Советского Союза капитан 3 ранга Владимир Константинович Коновалов) вышла в атаку на транспорт из состава конвоя. Через 70 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два сильных взрыва. Целью подводной лодки «Л-3» оказался германский теплоход «Гойя» (5230 брт). «Гойя» (нем. «Goya») - грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, и спущенное на воду 4 апреля 1940 года.

Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. На борту «Гойя», по оценке Ф. Руге, находились более 7 тысяч человек (по данным М. Морозова 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих, а так же не менее 3500 беженцев — гражданских лиц). Имеются и другие данные: « Л-3 — под командованием капитана 3-го ранга В. К. Коновалова 17 апреля 1945 г. атаковала вражеский конвой и потопила транспорт "Гойя" водоизмещением 5230 т, на борту которого находилось 5385 человек, в том числе около 1300 подводников — офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей ПЛ) .
Это событие в Интернете освещается еще и так — Cудно «Гойя длинной 145 и высотой 17 метров. было современным быстроходным грузовым судном с двумя винтовыми двигателями. Максимальная скорость составляет 18 узлов. Немцы первоначально использовали это судно как условную мишень в подготовки экипажей подводных лодок. Но с ухудшением обстановки с эвакуацией беженцев и необходимостью использовать все возможные плавсредства для выполнения операции «Реттунг» (Спасение) судно участвовало в эвакуации от стремительно приближающихся частей Красной Армии. До рокового дня 16 апреля, судно успело совершить лишь четыре похода, в которых было спасено более 19500 человек.
С 4 апреля 1945 года судно стояло в Данцигской бухте в ожидании загрузки беженцами и военными.. Бухта находилась под постоянным артобстрелом советской артиллерии, один из снарядов попал в «Гойю», легко ранив при этом капитана судна Плюнеке (Plünnecke). Кроме гражданских и раненых военнослужащих, на борту находились 200 солдат 25-го танкового полка вермахта.
15 апреля В 19:00 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода Кроненфельс («Kronenfels», 1944 год постройки, 2834 брт.) и морского буксира Эгир («Ägir»), вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков в город Свинемюнде. . Около 23-00 маршрут конвоя был изменён, конвой направился в город Копенгаген. «Гойя» следовал чуть севернее остальных. Судно было перегружено и переполнено. Даже переходы и лестницы были заполнены людьми. Воздух был тяжелым, и пройти на палубу можно было с трудом, да и то не всегда. Корабли конвоя плыли со скоростью около 9 узлов, чтобы менее быстроходные теплоходы поспевали за ними. Грузовое судно было мало приспособлено для перевозки раненых. Носилки с ранеными поднимались на борт с помощью лебедок и потом таким же способом их размещали в трюмах, естественно не приспособленных для экстренной эвакуации. Спасательного снаряжения хватало лишь на некоторое количество людей. Почти 7000 человек теснилось в грузовых отсеках, машинном отделении и вообще повсюду, где можно было найти свободное место. Каждую койку делили несколько человек, даже капитан был вынужден уступить свою каюту беженцам. Условия для людей были ужасными, а для раненых просто невыносимыми. Не хватало всего: перевязочных материалов, лекарств, питья и еды. На выходе из Данцигской бухты «Гойя» был обнаружен советской подводной лодкой Л-3 под командованием Владимира Коновалова. Что бы догнать обнаруженный конвой капитан Коновалов принимает решение идти в надводном положении (в подводном положении у лодки не было никаких шанцев догнать конвой), что, конечно, увеличивает риск быть обнаруженным и атакованным противником. Однако Л-3 повезло, она сумела догнать конвой. Этому способствовала задержка на полчаса с ремонтом двигателей парохода Кроненфельс.. Выбрав самый крупный транспорт и в 23-52 Л-3 торпедировала его двумя торпедами.
Гибель транспорта «Гойя» по количеству жертв стоит на первом месте среди морских катастроф за всю историю мореплавания, опережая знаменитые «Титаник» и «Вильгельм Густлофф».
Занимаясь спасением людей, корабли охраны конвоя смогли сбросить в безопасном удалении от субмарины только 5 глубинных бомб.
Подводная лодка «Л-3» продолжала оставаться в этом районе. См. также

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...