Спп русский язык. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово? Роль указательных слов в подчинении предложений

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

19 июня 2015

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

Видео по теме

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.


Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».


СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).


Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

> Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённым называется сложное предложение, состоящее из главного и придаточного.

Примеры сложноподчинённых предложений (СПП) : Гроздь рябины лежала посреди дороги, где колеи были подёрнуты слюдяным ледком (Набоков). Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти (Олеша). Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному (Олеша). Лодка была на середине, когда её заметили с того берега (Короленко). Он был бесконечно далёк и непохож на всё, что его здесь окружало (Андреев). Слуга вошёл и объявил, что лошади готовы (Пушкин). Граф и графиня рады были, что я разговорился (Пушкин). Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух… (Лермонтов). Со двора вижу, что все окна нашей квартиры ярко освещены (Аксёнов). И, кажется, всё было мне к лицу, хотя одевалась я очень просто (Бунин). Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования (Лермонтов). Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков (Чехов). И теперь, пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде (Чехов). Он ещё немного посмотрел , кaк бегaют запряжённые пони, кaк рaдуются дети… (Шукшин). Теперь, оглядываясь на свою жизнь, Филипп знал, что тогда он непоправимо сглупил (Шукшин). Так странно было видеть, как плачет большой и старый человек (Андреев). Самое слово «защитник» до сих пор вызывало в нём сдержанно-горделивый трепет и представлялось большим, звучным, точно оно состоит не из букв, а отлито из благородного металла (Андреев). Толпенников подумал, что генерал не доверяет ему и считает слишком молодым для ответственного дела (Андреев). Первое, что бросилось Корнилову в глаза, - это книжные полки (Домбровский). Появился кельнер и доложил, что одной даме очень нужно его видеть (Тургенев). На Джемме была та же круглая шляпа, в которой она ездила в Соден (Тургенев). Полозов привёл Санина в одну из лучших гостиниц Франкфурта, в которой занимал уже, конечно, лучший номер (Тургенев). Когда Константин Диомидыч, вытвердив, наконец, тальберговский этюд, спустился из своей чистой и весёленькой комнаты в гостиную, он уже застал всё домашнее общество собранным (Тургенев). Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина (Шолохов). Как страшно мне, что люди привыкают, открыв глаза, не удивляться дню (Рождественский). Отец давно, до Сашкиного ещё рождения, был учителем у Свечниковых и с тех пор думал, что они самые хорошие люди (Андреев). Серебряный никогда не видал этого человека и удивился, что он называет его по имени (Толстой). Очень русское было всё то, среди чего жил я в мои отроческие годы (Бунин). Была поздняя ночь, когда я проезжал через Малахово (Вересаев). А у кого деньги , сударь , тот старается бедного закабалять, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать (Островский). Вдруг послышались чьи-то шаги по корабельной лестнице, которая вела к нему в комнату (Герцен). В его глазах, по большей части никуда не смотревших, была заметна привычка сосредоточенности и большая внутренняя работа, подтверждавшаяся морщинами на лбу, которые все были сдвинуты над бровями (Герцен). Сквозь листву деревьев видно было, как за рекой в лугах садилось солнце (Горький). Подвал, где они помещались, - большая, продолговатая, тёмная комната со сводчатым потолком (Горький). Подавленный всем этим, я поторопился проститься с ним и пошёл берегом моря назад к куреню, в котором ночевал (Горький). С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение (Горький). Она озиралась, словно не понимая, куда попала (Битов). Воробьянинов так испугался, что даже встал с места (Ильф и Петров). Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величествен снаружи (Грин). Он не понимал , о чём говорит Князев , но нетерпения или раздражения какого-нибудь не выказал (Шукшин). На секунду выражение усталости исчезло с его лица, и глаза стали мягкими, добрыми и немного печальными, как будто он снова увидел что-то давно забытое, хорошее и молодое (Андреев). Мысли его не возвышались над общим уровнем; а говорил он так, что мог казаться не только умным, но даже очень умным человеком (Тургенев). Наталье было невыносимо тяжело; но Волынцев так был почтителен, так робко с ней заговаривал, что она в душе не могла не поблагодарить его (Тургенев). На дворе было холодно, и низко нависшие плотные тучи сеяли дождь, так что, несмотря на большие окна, в высоких комнатах было темно, а в некоторых горел даже огонь (Андреев). Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а берёзы ещё не распускались (Чехов). Теперь дождь моросил лениво и скупо, тучи уходили на восток, и перекаты грома доносились издалека (Вересаев). В вишнях звенела мошкара , стручки акации с лёгким треском лопались , и зерна сыпались на землю (Вересаев). Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждал о чём-то… (Горький). И тут он как бы с удивлением вспомнил, что пять минут назад они миновали прекрасный сосновый бор, из тех, что любил писать Шишкин, и Сергей даже не заметил его, как раньше не замечал пустоши (Битов). Розовело, мягко улеглась пыль, и воздух был густ и прозрачен (Битов).

Придаточное предложение является подчинительным (зависимым) компонентом сложноподчинённого предложения.

1 Пожалуй, я могу сказать 1 (главное предложение), 2 что в эти осенние вечера я был действительно счастлив 2 (придаточное предложение) (Паустовский).

Части СПП соединяются подчинительными союзами или союзными словами, которые находятся в структуре придаточного предложения.

Примечание . Союзными словами называются относительные местоимения, соединяющие главное и придаточное в СПП. В отличие от подчинительных союзов они являются членами придаточного предложения.

Ср.: 1) что - союз: Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус - это прежде всего чувство меры (Паустовский);

2) что - союзное слово: За ужином писатель осмелел и спросил Горького, что он сказал тогда, около тополя (Паустовский).

СПП
(по функции придаточного)

расчленённое СПП нерасчленённое СПП

Расчленённым называется СПП, придаточное которого относится ко всему главному.

1 Писателю , 2 когда он работает 2 , нужны спокойствие и, по возможности, отсутствие забот 1 (Паустовский).

Нерасчленённым называется СПП, придаточное которого относится к слову или словосочетанию в главном.

1 В Париже всегда осенний сезон ознаменован появлением какого-нибудь гения 1 , 2 о котором все кричат, а потом забывают 2 (Катаев).

Расчленённое СПП (СПП расчленённой структуры)

Вид СПП

Иллюстрация

СПП с придаточным времени

Когда дети поели, няня вышла с ними в сад (Вересаев). После того как она назвала своё имя, наступает долгое молчание (Казаков). Когда она уехала, Пётр Петрович стал рассказывать (Чехов).

СПП с придаточным места

И теперь он задумчиво смотрел вдаль, откуда выползали медленно тучи (Горький).

СПП с придаточным условия

Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь (Л.Н. Толстой). Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело … (Л.Н. Толстой).

СПП с придаточным цели

Она рассказывала матери про князя, чтобы не говорить со мной (Чехов).

СПП с придаточным сравнения

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (Паустовский). Огонь с невероятной силой рвался в трубу, как будто целая река пламени струилась кверху (Короленко). Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима (Маяковский).

СПП с придаточным причины

Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье её величества, отошёл от неё (Л.Н. Толстой). Он был ещё молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место (Л.Н. Толстой).

СПП с придаточным уступки

Со всеми вежлив, на «вы», и не очень разговорчив, хотя и неправильно было бы назвать его хмурым или молчаливым (Катаев). Было жарко, хотя недавно прошёл бурный дождь (Набоков). Утром Серёжка встал чуть ли не на рассвете, хотя в гимназию нужно было идти только в девять часов (Аверченко).

СПП с придаточным следствия

Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой (Л.Н. Толстой).

СПП с придаточным подчинительно-присоединительным

Он один отвечал за это дело и один в нём по-настоящему разбирался, если не считать Сниткина (Трифонов).

Нерасчленённое СПП (СПП нерасчленённой структуры)

Вид СПП

Иллюстрация

СПП с местоименно-соотносительным (приместоименным) придаточным

Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет (Паустовский). После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник (Паустовский). И долго говорили о том, сколько умных и хороших неожиданностей подкарауливают нас на каждом шагу (Паустовский). Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации (Паустовский).

СПП с субстантивно-атрибутивным (определительным) придаточным

Уже отроком я зачитывался энтомологическими журналами, особенно английскими, которые тогда были лучшими в мире (Набоков). Летний вечер был светел и пахнул цветами, которые стали теперь в сумраке особенно заметными, - белые лилии, белые розы, невесомые среди сумерек (Олеша). Одно из крепко засевших в нас желаний есть желание припомнить первое наше впечатление о мире, в котором мы начали жить (Олеша).

СПП с изъяснительным придаточным

Оказалось, что для настоящих стихов мастерства мало (Шаламов). Сейчас я вам, синьоры, расскажу, каким образом появился на свет этот роман (Катаев). Во время туманов слышно, как мрачно ревут сирены на далёких маяках (Паустовский). Все капитаны и инженеры уверяли, что это невозможно (Паустовский). Преданные оба грустным своим мыслям, они не заметили, как очутились в первой линии (Григорович). Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (Пушкин). Никто, конечно, не подозревал, что Суок - живая девочка (Олеша).

СПП со сравнительно-объектным придаточным

Нас окружает больше предметов, чем это необходимо для существования (Катаев). Чем дальше он забирался в горы, тем острее становился его слух (Федин). Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине (Паустовский). Лучше синица в руках, чем журавль в небе (пословица).

СПП усложнённой структуры

СПП усложнённой структуры включает более 2 частей: Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звёзд (Паустовский). И он стал думать, как он встретится с Дашей и что он тогда ей скажет (Ю.О. Домбровский). Я молчал, зная по опыту, что, когда он зол, возражать ему бесполезно (Горький). Казалось, что река чувствовала близость зимы и в страхе бежала куда-то от оков льда, которые мог в эту же ночь набросить на неё северный ветер (Горький).

В СПП усложнённой структуры существует несколько подчинительных связей. При этом возможны разные способы связи главного и придаточного.

СПП с последовательным подчинением придаточных

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Такое предложение состоит из двух частей: главной и подчиненной (придаточной ). Придаточная часть может стоять перед главной, после нее или внутри нее. Части сложного предложения отделяются запятой.

Подчинительные союзы НЕ являются членами предложения. Союзные слова являются членами придаточной части сложного предложения.

Как отличить союз от союзного слова?

1. Союз можно опустить или заменить синонимом. Союзное слово можно заменить только самостоятельным словом.

2. К союзному слову можно поставить вопрос и можно определить, каким членом предложения оно является.

3. На союзное слово падает логическое ударение.

Слов что, как, когда могут быть и союзами, и союзными словами.

Виды сложноподчиненных предложений

Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные

поясняют имя существительное или местоимение главной части

поясняют слово (чаще всего сказуемое) главной части

обозначают место, время, цель, причину и др. того, о чем сообщается в главной части

отвечают на вопросы определения

отвечают на падежные вопросы

отвечают на вопросы обстоятельств

стоит всегда после определяемого слова

чаще всего стоит после главной части


Я понял – этот тот самый дом, где я хотел бы прожить всю жизнь.

Сестра решила узнать, подходит ли это лекарство для лечения простуды .

Когда я легла спать , в дверь постучали.

Виды придаточных предложений

Вопросы

Союзы

(НЕ являются членами предложения)

Союзные слова

Указательные слова

(являются членами предложения)

Определительные

какой, который, каков, чей, кто, что, где

тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой

Изъяснительные

вопросы косвенных падежей

что, чтобы, как, будто, как будто, словно

кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько

Обстоятельст-венные

места

где, куда, откуда

там, туда, оттуда, везде, всюду

времени

как долго?

с каких пор?

до каких пор?

на сколько времени?

когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, до того как, после того как

тогда, до тех пор

сравнения

насколько?

как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем - тем

так, настолько

образа действия и степени

как? каким образом? в какой мере? до какой степени?

что, чтобы, как, как будто, словно, точно

как, насколько

так, такой, таким образом, настолько

цели

зачем? с какой целью? для чего?

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

для того, затем, с тем

условия

при каком условии?

если, когда, кабы, ежели, коли (коль)

в том случае, тогда

причины

по какой причине?

потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что

потому, оттого, ввиду того, вследствие того

следствия

что из этого следует?

уступки

несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что

В русском языке можно выделить особую группу сложноподчиненных предложений, придаточные части которых не являются ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это предложения с придаточными присоединительными . Они содержат дополнительное, добавочное сообщение к содержанию главной части. К ним нельзя поставить вопрос.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...