Сколько существовало советских станций в антарктиде. Академик Вернадский – британский подарок украинским полярникам

Легендарная российская полярная станция «Восток» в Антарктиде была создана в 1957 году. Она находится в центре континента, среди льдов и снегов. Как и 59 лет назад, она и сегодня является неким символом полюса недоступности.

Расстояние от станции до Южного полюса меньше, чем до морского побережья, а население станции не превышает 25 человек. Низкие температуры, высота более трех километров над уровнем моря, полная оторванность от мира в зимнее время превращают ее в одно из самых неудобных для пребывания человека мест на Земле. Несмотря на сложнейшие условия, жизнь на «Востоке» не останавливается даже при -80 °С. Ученые занимаются исследованием уникального подлёдного озера, которое находится на глубине более четырех километров.

Расположение

Научная станция «Восток» (Антарктида) расположена в 1253 км от Южного полюса и в 1260 км от побережья моря. Ледниковый покров здесь достигает толщины 3700 м. Зимой до станции добраться невозможно, поэтому полярникам приходится рассчитывать только на собственные силы. Летом самолетами сюда доставляются грузы. Для этой же цели используется и санно-гусеничный поезд от станции «Прогресс». Раньше такие поезда приходили и со станции «Мирный», но сегодня, в связи с увеличением торосов на пути следования поезда, это стало невозможным.

Станция полярная «Восток» расположена рядом с Южным геомагнитным полюсом нашей планеты. Это позволяет заниматься исследованиями изменений магнитного поля Земли. В летнее время на станции находятся около сорока человек — инженеров и учёных.

Станция «Восток»: история, климат

Эта уникальный научный центр был построен в 1957 году, для исследований и наблюдений экосистемы Антарктиды. С момента основания российская станция «Восток» в Антарктиде никогда не прекращала работу, ее деятельность продолжается и сегодня. Ученых очень интересует реликтовое подледное озеро. В середине девяностых годов на станции было проведено уникальное бурение ледниковых отложений. Сначала были использованы термобуровые снаряды, а затем электромеханические, на грузонесущем кабеле.

Буровые группы ААНИИ и Ленинградского горного института совместными усилиями обнаружили уникальное подземное озеро «Восток». Оно скрыто ледяным щитом толщиной более четырех тысяч метров. Его размеры, предположительно 250x50 километров. Глубина более 1200 метров. Его площадь превышает 15,5 тысячи квадратных километров.

Сейчас разрабатываются новые проекты для обследования этого глубинного озера. «Восток» - станция в Антарктиде, принимавшая участие в целевой федеральной программе «Мировой океан». Кроме того, ученые исследуют жизнедеятельность человека в таких экстремальных условиях.

Климат

Суровыми условиями славится станция полярная «Восток». Климат этого места можно охарактеризовать коротко - холоднее места на Земле нет. Здесь зафиксирован абсолютный минимум температур - 89 °C. Средние показатели температур в течение года колеблются от -31 °C и - 68 °C, до абсолютного максимума, который зафиксирован в далёком 1957 году - -13 °C. 120 дней продолжается Полярная ночь - с конца апреля до конца августа.

Самые теплые месяцы на станции - декабрь и январь. В это время температура воздуха -35,1 °C -35,5 °C. Такая температура сравнима с холодной сибирской зимой. Самый холодный месяц - август. Температура воздуха, опускается до -75,3 °C, а порой и ниже -88,3 °C. Самый холодный максимум (суточный) -52 °C, за всё время наблюдений в мае температура не поднимается выше -41.6 °C. Но низкие температуры — это не главная климатическая проблема и сложность для полярников.

Станция «Восток» (Антарктида) расположена в районе с практически нулевой влажности воздуха. Здесь ощущается нехватка кислорода. Станция находится на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря. В таких сложных условиях акклиматизация человека продолжается от недели до двух месяцев. Этот процесс обычно сопровождается мерцанием в глазах, головокружением, носовыми кровотечениями, болью в ушах, чувством удушья, повышением артериального давления, нарушением сна, потерей аппетита, тошнотой, сильной болью в мышцах и сустава, потерей веса до пяти килограммов.

Научная деятельность

«Восток» - это станция в Антарктиде, специалисты которой более полувека ведут здесь исследования минерального и углеводородного сырья, запасов питьевой воды, проводят актинометрические, аэро-метеорологические, гляциологические и геофизические наблюдения. Кроме того, они проводят медицинские исследования, изучают изменения климата, проводят исследования «озоновой дыры» и т. д.

Жизнь на станции

«Восток» - станция в Антарктиде, где живут и работают особые люди. Они бесконечно преданы своему делу, их интересуют исследования этого загадочного континента. Эта одержимость, в лучшем смысле этого слова, позволяет им переносить все тяготы жизни, длительную разлуку с близкими. Жизни полярников могут позавидовать лишь только самые отчаянные экстремалы.

Станция «Восток» (Антарктида) имеет много особенностей. К примеру, в обычной жизни нас окружают какие-то насекомые - бабочки, комары, мошки. На станции нет ничего. Нет даже микроорганизмов. Вода здесь - из растопленного снега. Она не содержит ни минералов, ни солей, поэтому первое время работники станции испытывают постоянную жажду.

Мы уже упоминали, что исследователи давно бурят скважину к загадочному озеру Восток. В 2011 году на глубине 3540 метров был обнаружен новый лед, который намерз снизу. Это замерзшая вода озера. Полярники утверждают, что она чистая и очень приятная на вкус, ее можно кипятить и заваривать чай.

Здание, где живут полярники, заметено двухметровым слоем снега. Внутри дневного света нет. Наружу ведут два выхода — основной и запасной. Основной выход — это дверь, за которой прорыт в снегу пятидесятиметровый тоннель. Запасный выход гораздо короче. Он представляет собой крутую лестницу, ведущую на крышу станции.

В жилом здании имеется кают-компания, на стене висит телевизор (правда, эфирного телевидения на станции нет), установлен бильярдный стол. Когда в этом помещении температура падает до минусовой, туда все стараются не заходить. Но однажды, полярники на складе обнаружили неисправную игровую приставку. Ее отремонтировали, подключили к телевизору, и кают-компания ожила - теперь здесь собираются полярники. В теплых куртках и брюках, в валенках и шапках, они приходят, чтобы поиграть в кулачные бои и гонки.

Полярники отмечают, что в последние годы станция «Восток» (Антарктида) в бытовом отношении преобразилась. Теплый жилой модуль, помещения для столовая, дизельный блок и другие необходимые для жизнедеятельности станции строения сделали жизнь здесь вполне приемлемой.

Пожар на станции «Восток» в Антарктиде

Двенадцатого апреля 1982 года «Восток» не вышел на связь с Большой землей. Никто не мог предположить, что произошло. В сутки, по графику, станция выходила на связь девять раз. Когда связи не было и во второй условленный час, стало понятно: случилось что-то экстраординарное. Отсутствие связи - в любом случае происшествие чрезвычайное. Размеры беды на станции тогда никто не мог предвидеть.

Станция «Восток» (Антарктида) имела отдельное помещение, где располагалась дизель-электрическая станция. Там и начался пожар в ночь на 12 марта. Это было самое начало зимовки. К электростанции был пристроен небольшой домик, в котором жили механики. Их разбудил в четыре утра едкий запах дыма.

Выйдя на улицу, они обнаружили, что огонь полыхал на крыше. Через пару минут уже все зимовщики, наспех одевшись, выбежали на мороз. Прожектор, который освещал территорию, погас. Свет был только от пожара.

Борьба с огнем

Огонь стали забрасывать снегом, потом попытались его накрыть брезентом, чтобы предотвратить доступ кислорода. Но брезент воспламенился мгновенно. Людям, которые забрались на крышу, вскоре пришлось спрыгнуть вниз. Кровля полностью сгорела за тридцать минут.

В пятнадцати метрах от станции стояли цистерны с соляркой. Оттащить их было невозможно — они слишком тяжелые. К счастью, ветер дул в противоположную сторону. Спасло еще и то, что солярка была слишком холодной, на морозе она стала вязкой. Ей надо было сильно нагреться, чтобы вспыхнуть.

Сразу полярники не заметили, что среди них нет одного механика. Его останки обнаружили на пепелище. Сразу после пожара помещения станции остались без тепла и света, а на улице было -67 °C …

Как выжить?

Случилась настоящая беда. Из строя полностью вышли два дизель-генератора, которые снабжали электричеством станцию, и два резервных. Не стало света в помещениях, были обесточены научные приборы, остывали батареи и плита на камбузе. Проблема была даже с водой - ее получали в электротаялке из снега. В подсобном помещении обнаружили старую керосиновую плиту. Ее перенесли в один из жилых бараков.

А в это время в Москве судорожно искали выход из сложившейся ситуации. Советовались с летчиками и моряками. Но ни один из вариантов не мог быть реализован в суровую полярную ночь.

Жизнь после пожара

Полярники приняли решение выживать своими силами. Мужественные парни не стали ждать помощи с Большой земли. В Москву была передана радиограмма: «До весны выживем». Они прекрасно понимали, что ледяной континент не прощает промахов, но он безжалостен и к тем, кто впадает в отчаяние.

Зимовка продолжалась в форс-мажорных условиях. Полярники переселились в одно крохотное жилое помещение. На основе газовых баллонов смастерили пять новых печек. В этом помещении, которое было и спальней, и столовой, и кухней, находились и научные приборы.

Главным недостатком новых печей стала сажа. Ее собирали по ведру в сутки. Через некоторое время, благодаря смекалке аэролога и повара, зимовщики смогли выпекать хлеб. Порции теста они приклеивали к стенкам печки и таким образом получали вполне съедобный хлеб.

Кроме горячей пищи и тепла, был необходим свет. И тогда эти сильные люди начали делать свечки, используя для этого имеющийся парафин и асбестовый шнур. «Свечной заводик» работал до окончания зимовки.

Работа продолжается!

Несмотря на невероятные условия, полярники все чаще стали задумываться о продолжении научной деятельности. Но это было связано с огромным дефицитом электроэнергии. Единственный уцелевший движок удовлетворял лишь потребности радиосвязи и электросварки. На него просто «боялись дышать».

Тем не менее метеоролог прерывал свои наблюдения за погодой только во время пожара. После трагедии он работал в обычном режиме. Глядя на него, возобновил работу и магнитолог.

Спасение

Так проходила зимовка - в без солнечного света, при нехватке кислорода, с огромными бытовыми неудобствами. Но эти люди выдюжили, что само по себе является подвигом. Они не утратили самообладания и "вкуса" к работе. Они продержались 7,5 месяца, как и обещали московским кураторам, в экстремальных обстоятельствах.

В начале ноября на станцию прилетел самолет Ил-14, который доставил новый генератор и четырех новых зимовщиков из очередной, 28-й экспедиции. Был среди пассажиров долгожданного самолета и доктор. По его словам, он ожидал увидеть на на станции деморализованных и измученных людей. Однако эти парни были в порядке.

А еще через пятнадцать дней из "Мирного" прибыл санно-тракторный поезд. Он доставил стройматериалы и продукты, а также все для строительства энергостанции. После этого время на станции пошло быстрее: все старались наверстать скопившиеся «долги» по научным исследованиям.

Когда прибыла смена, мужественных полярников отправили самолетом на "Мирный". Тем же бортом доставили и останки погибшего Его захоронили на антарктическом "Новодевичьем" кладбище. Остальные полярники пересели на теплоход "Башкирия", который и доставил их в Ленинград. Сегодня все они живы и здоровы, а кое-кто успел за это время еще раз поучаствовать в антарктической экспедиции.

Станция «Восток»: правила посещения

Туристов, как, впрочем, и подготовленных путешественников, на станцию не приглашают— это исключительно научный центр. Тем не менее посетить «Восток» всё же возможно. Для этого желающие должны обратиться в Институт и убедительно доказать, почему именно в них нуждается станция. Минимальные требования к претендентам - богатырское здоровье и множество полезных навыков.


ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «СП-35»

Полярная станция «СП-35»


На Северный полюс, ломая лед!
Атомный ледокол «Россия»

2007 год - год, юбилейный для отечественных полярников и богатый на знаменательные события. 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «СП-1» и было положено начало систематических исследований Северного Ледовитого океана и полярных областей земного шара. А в 2007 году мировая система метеорологических наблюдений пополнилась ещё одной научно-исследовательской дрейфующей станцией. Это полярная стация «Северный полюс-35». Символично, что Всемирная метеорологическая организация и Международный совет по науке, в рамках проходящего Международного полярного года 2007-2008, объявили 21 сентября 2007 года первым Международным полярным днем, посвященным морскому льду.

В торой этап экспедиции «Арктика-2007» стартовал 28 августа. И главными её задачами были поиск льдины и организация дрейфующей станции «Северный полюс-35».



И вновь ледяной северный ветер обдувает наши флаги.
Владимир Филатов, представитель экспедиции от MVK

В этом году полярники и ученые столкнулись с неожиданной проблемой: отсутствием льдины, подходящей для функционирования полярной станции. Ее поиски продолжались около трех недель. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» с помощью атомного ледокола «Россия» и палубной авиации обследовали не одну сотню миль морской акватории.

В результате, 18 сентября в 65 милях от архипелага Северная Земля была найдена льдина площадью около 16 квадратных километров. Несмотря на сложные погодные условия, туман и сильный ветер, на дрейфующий лед спустили около 300 тонн груза. На льду были установлены научный и жилой комплексы из 20 помещений; запущены дизельная, радиостанция; было задействовано оборудование для выполнения научной программы. На льдине будут работать 22 специалиста под руководством опытного полярника А. Висневского.


Луч цивилизации пронзает мглу полярной ночи.
Лагерь научно-исследовательской станции «СП-35» на дрейфующей льдине

О фициальное открытие «СП-35» состоялось 21 сентября в 18 часов по московскому времени. В честь этого торжественного события Владимир Филатов и Юрий Чубар подготовили символический вымпел от компании MVK, состоящий из трех флагов: России, Москвы и MVK. Этот вымпел был опущен в воду на глубину 2300 метров (глубина, на которой находилась льдина) в момент отшвартовки «Академика Федорова» от дрейфующей льдины.


Долгие поиски льдины в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана увенчались успехом!
Торжественное открытие станции «СП-35»

П о словам Владимира Соколова, начальника Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и Антарктического института, научный рейс выполнялся в рамках Международного полярного года. Работы, которые велись на «Академике Федорове», и данные, которые будут получены на дрейфующей станции «СП-35», должны внести большой вклад в понимание процессов, происходящих в высоких широтах Арктики. Северный ледовитый океан вносит в глобальное потепление охлаждающую долю. Однако два года назад результаты исследований полярных станций «СП-33» и «СП-34» показали, что некоторые районы Северного Ледовитого океана и Арктический бассейн являются источником углекислого газа. Это очень интересный фактор, который будет детально изучаться. На «СП-35» российские специалисты вместе с немецкими коллегами из института Вегенера будут в течение 8 месяцев проводить ежесуточное зондирование озонового слоя на высоте до 25 км. Это очень важно, так как существуют теории, что в Арктике, как и в Антарктике, существуют пробои озонового слоя.

Р абота станции началась с передачи первой метеосводки в глобальную сеть сбора метеорологических данных. По традиции открытие станции всегда сопровождается поднятием российского флага. Также участники «СП-35» подняли флаг Петербурга, поскольку коллектив состоит в основном из сотрудников ААНИИ, расположенном на Васильевском острове.


Самые смелые и отважные... конечно, наша команда!
Члены экспедиции с флагами России, Санкт-Петербурга и MVK.
В центре: Владимир Филатов, Анатолий Чубар

В ыставочная компания MVK являлась информационным партнером экспедиции «Арктика-2007» и освещала работы по организации “СП-35”. В течение всего периода работ по организации станции команда MVK в составе Владимира Филатова и Юрия Чубара оперативно передавала информацию с места событий. Материалы об экспедиции войдут в историко-патриотический полярный музей компании. Участие компании MVK в экспедиции «Арктика-2007» является очередным этапом развития передвижного музея, основной миссией которого является популяризация среди молодежи полярных профессий, развитие патриотизма и любви к Арктике.

Статья содержит информацию о полярных станциях Антарктиды. Рассказывает об условиях жизни и труда исследователей-полярников. Содержит исторические сведения, с которыми связаны важнейшие моменты в истории освоения континента.

Научные станции в Антарктиде

Основная часть полярных станций находится в прибрежном районе континента, и только три из них расположены в глубине:

  • американская база «Амундсен – Скотт»;
  • франко-итальянская база «Конкордия»;
  • российская база «Восток».

Рис. 1. Российская база «Восток».

Местность, где размещена станция «Восток», считается особенно суровой с погодно-климатической точки зрения.

С открытием станции «Восток» в Антарктиде связана интересная история. В начале 50-х годов минувшего столетия на заседании во Франции ставились задачи относительно освоения самого холодного континента. Делегат из СССР опоздал на встречу из-за трудностей с документами. Место под станцию на самом Южном географическом полюсе было передано американцам.

Станция «Восток» была основана в 1957 году.

СССР достался Южный геомагнитный полюс и полюс недоступности.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

По истечении полувека ученым удалось добыть пробу воды подземного озера, которое находилось под самой станцией.

Одноименное озеро - пятое по объему пресной воды. Оно находится подо льдом на глубине почти 4000 м.

История в именах и цифрах

Станция «Молодежная» носит гордое имя «бывшая столица» Антарктиды.

Станция была самым крупным и масштабным строением такого назначения. На базе некогда находилось около семидесяти строений, которые повторяли инфраструктуру улиц. Здесь размещались: жилые корпуса, научные и исследовательские лаборатории, а также нефтебаза и аэродром, который был способен принимать крупные самолеты, типа ИЛ-76.

Станция являлась полноценно работающей с 1962 года. На ее территории могло одновременно разместиться до полутора сотен человек. Но в конце 90-х (в 1999году) триколор России был спущен. В 2006 году база, которая работала круглый год, стала сезонным объектом.

Свое название база «Мирный» получила от шлюпки, корабля экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. На базе была открыта и первая обсерватория.

Всего на Антарктиде расположено 5 российских баз, которые функционируют постоянно:

  • «Беллинсгаузен»,
  • «Мирный»,
  • «Восток»,
  • «Прогресс»,
  • «Новолазаревская».

Ученые исследуют атмосферу, погоду, льды, движение земной коры. На всех базах созданы достаточно комфортные условия. Ближайшие соседи ученых с базы «Новолазаревская» – специалисты из Индии.

«Беллинсгаузен» – единственная полярная станция Антарктиды, которая имеет на своей территории православный храм.

Рис. 2. Храм на станции «Беллинсгаузен».

Сегодня основной российской полярной станцией является «Прогресс». Изначально она была открыта как сезонная (в 1989 г.), но позже получила статус постоянной.

За последнее время база переложила на себя основную часть функций, которые некогда выполняли «Мирный» и «Молодежная». Станция представляет собой административный, научный и логистический пункт Русской Антарктиды.

Рис. 3. Станция «Прогресс.

«Академик Вернадский» бывшая британская станция, которая была куплена Украиной за символическую плату в 1 фунт стерлингов.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 36.

В этом разделе мы немного отвлечемся от темы военных тайн Антарктики. Но не будем далеко отходить от них. Почему? Ведь внешне совершенно мирные антарктические станции всегда хранили в своих сейфах немало военных секретов, часть из которых была непосредственно связана с существованием нацистских баз «Хорст Вессель» и «Новая Швабия». Впрочем судите сами!

О существовании Земли Новая Швабия послевоенные историки старались лишний раз не упоминать. Не удивительно, что в нынешнем веке уже редко кто верит в ее существование. Меж тем еще в прошлом веке некоторая информация о ней все же просочилась и в советскую печать.

В 1955 году несколько стран мира приступили к организации научно-исследовательских экспедиционных баз в западной Антарктиде. Они были размещены на побережье, как правило, далеко друг от друга; сравнительно большой «сгусток» станций нескольких стран был только на Земле Грейэма. Через 10 лет в нашей стране вышел двухтомный капитальный труд «Атлас Антарктики».

Он содержал в себе сотни подробных карт, графиков, диаграмм, и научных статей, знакомясь с которыми можно было получить интереснейшие сведения о рельефе, геологическом строении, материковом оледенении и морских льдах, климате, геофизических явлениях, растительности и животном мире загадочного Шестого континента. Одна из карт была посвящена Международному геофизическому году (МГГ), который начался поздней осенью 1957-го и закончился ранней весной 1959-го.

Тогда по единой программе к детальному изучению ледяного континента впервые после окончания Второй мировой войны приступили многочисленные международные экспедиции из Аргентины и Австралии, Бельгии и Великобритании, Новой Зеландии и Норвегии, СССР и США, Франции и Чили, ЮАР и Японии. Позже к ним присоединились Польша и Чехословакия. На этой карте были указаны 42 научных станции, принадлежавших 12 странам мира. Но была ли эта программа действительно единой? Внешне — да! Но были и весьма интересные различия.

В 1930-е годы, особенно в связи с проведением Международного полярного года (1932-1933), многие заинтересованные в том страны приступили к исследованию береговой полосы антарктического ледникового покрова и особенно в наиболее доступной части континента, на Земле Греэма, где начали постоянную работу сразу несколько метеорологических станций.

В результате их исследований появились первые достоверные карты побережья Антарктиды в масштабе 1:2 000 000, однако две трети южнополярной земли так и остались белыми пятнами. Долгое время Антарктида оставалась ничейным материком Но сразу после окончания Второй мировой войны она стала интересна многим странам мира, в том числе и совершенно далеким от антарктических берегов. Почему?

Неожиданно для всех американцы объявили Антарктиду «шкатулкой сокровищ». И каких ископаемых: уголь, золото, серебро, свинец, железо, а главное, уран! Более того, было признано, что западноантарктическая складчатая область рассматривалась как продолжение металлогенического пояса Анд с медью, молибденом, вольфрамом, оловом Когда же они успели провести глубокую геологическую разведку? Т

олько в предвоенное время! Начиная с осени 1948 года Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина и Чили, как по неведомой команде, стали наперебой заявлять свои претензии на отдельные районы Антарктиды.

Руководство Союза ССР, которое внимательно отслеживало факты иностранною проникновения в антарктические пустыни, вновь не на шутку забеспокоилось. В феврале 1949 года состоялось общее собрание членов Всесоюзного географическою общества в Ленинграде, где был заслушан доклад президента общества Л. Берга «Русские открытия в Антарктике и современный интерес к ней». В резолюции этого собрания говорилось, что «всякое решение вопроса о режиме Антарктики без участия Советского Союза не может иметь законной силы, и СССР имеет все основания не признать любого такого решения».

7 июня 1950 года советское правительство направило в вышеуказанные страны меморандумы по вопросу о режиме Антарктики. Здесь же было указано, что в Советском Союзе столь же внимательны к Антарктике еще и потому, что этот материк и прилегающие к ней острова являются удобной базой для важнейших метеорологических наблюдений, имеющих чрезвычайное значение и для Северного полушария. Скорее всего были тому и другие причины. Какие? Обо всех, видимо, мы узнаем еще не скоро. Но кое с чем уже познакомились!

Например, в 1974 году советские геологи обнаружили в антарктических горах Ямато (ряд крупных массивов, окаймленных обширными полями ледниковых валунов) уникальные полезные ископаемые — чарнокиты, которые указывают, что в очень далеком прошлом где-то здесь существовал единый материк Гондвана. Подобные чарнокиты ранее были найдены лишь в Индии.

Но вернемся на Антарктический полуостров.

Самыми близкими из послевоенных полярных станций к антрактической базе «Хорст Вессель» стали: британские «Остров Детай», «Остров Стонингтон», «Остров Хорсшу», «Ферин-Хед» и «Ротера», аргентинская «Генерал Сан Мартин». Хотелось бы рассмотреть историю каждой из них с максимально возможными подробностями, но всю ныне имеемую информацию пришлось ограничить данными об аргентинской базе «Генерал Сан Мартин». Британские базы «Остров Стонингтон» (База Е) и «Ферин-Хед» (База J) были закрыты в 1958 году. А, вот информация о британских базах «Остров Детай» (База W), «Остров Хорсшу» (База V) и «Ротера» так и осталась закрытой.

Ближе всех к «Новой Швабии» были: советская «Лазарев», британские «Халли-Бей» и «Шеклтон», норвежско-южноафриканская «Норвегия», норвежско-шведско-британская «Модхейм», аргентинские «Генерал Бельграно» и «Элсуэрт», бельгийская «Король Бодуэн», японская «Сёва», западногерманская «Георг фон Ноймаер», восточногерманская «Георг Форстер», индийская «Дакшин Ганготри», южноафриканская «Санаэ».

10 марта 1959 года на шельфовом леднике у мыса Седова (Берег Принцессы Астрид) была открыта советская полярная станция «Лазарев». Рядом с ней была создана бельгийская станция «Король Бодуэн». Обе станции как бы примыкали к правой стороне Земли Новая Швабия. Со станции «Лазарев» советские геологи под руководством М. Равича впервые исследовали центральную и восточную части гор Земли Королевы Мод.

В 1961 году советская полярная станция «Лазарев» была оставлена советскими учеными, а ее жильцы переселились на твердую землю… в оазис Ширмахера. Новая станция получила название «Новолазаревская». Тогда же, именно в районе «Новолазаревской» впервые в истории изучения Антарктики были выполнены глубинные сейсмические зондирования. Советские полярники имели в своем распоряжении аэрофотографии этого оазиса, сделанные еще нацистскими летчиками в 1939 году.

Британская база «Халли-Бей» (База Z) полностью соответствовала своему буквеннох\лу обозначению: найти что-либо о ее создании и деятельности не удалось.

По официальным документам, британская база «Шеклтон» была создана в январе 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 59 минут южной широты и 37 градусов 09 минут западной долготы, но в январе 1958 года — покинута. Ценное оборудование и приборы были демонтированы и переданы на станцию «Халли-Бей». Причины, побудившие англичан срочно закрыть станцию, установить не удалось. А ведь именно отсюда британский исследователь Антарктиды Вивиан Фукс планировал начать свой трансконтинентальный поход к Южному полюсу в ноябре 1957 года.

Эта научная станция была неудачной с самого начала. Судно, доставившее сюда грузы для станции, из-за приближающегося шторма оставило содержимое своих трюмов на морском льду. Разразившийся шторм уничтожил значительную часть стройматериалов, угля, горючего, один из тракторов. Погибли химикалии для добычи водорода, вследствии чего британские ученые на станции не могли вести аэрологические наблюдения. Только через год удалось завезти на станцию все необходимое.

Норвежско-южноафриканская «Норвегия», считай британская научная станция была создана в январе 1957 года в координатах 70 градусов 30 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Норвежско-шведско-британская «Модхейм» действовала с 1950 по 1952 год.

Аргентинская база «Генерал Бельграно» была создана в начале 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 58 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Американская база «Элсуэрт» (седьмая американская станция) была создана 11 февраля 1957 года на берегу моря Уэдделла к востоку от от залива Голден, на краю шельфового ледника Фильхнера, в координатах 76 градусов южной широты и 41 градус 07 минут западной долготы. Первоначально предполагалось построить ее в крайней юго-западной точке моря Уэдделла, у основания Земли Греэма, а точнее — в районе мыса Адаме До этого времени сюда не проникал еще ни один корабль, ни одно судно. Но затем это решение было пересмотрено. Ледник, на котором была сооружена станция, находился на плаву. Сооружение станции было стандартным.

Обычно на таких станциях имелось до 20 жилых и складских сооружений.

Они были сконструированы для Канадской Арктики и Гренландии, где и прошли испытания. Это типовые домики щитового типа Каждый щит примерно 2 метра длиной и 110 сантиметров шириной. Скреплялись они специальными клинообразными затворами. Крыша дома была плоской и держалась на легких металлических стропилах. Изнутри жилые домики были обшиты тонкими металлическими листами, напоминающими алюминий.

В каждом домике было до пяти комнат. Планировка его зависит от потребности, потому что перегородки представляют тонкие пятимиллиметровые фанерные листы, и менять расположение можно как угодно. Причем между двумя комнатами располагается нечто вроде кают-компании, где стоят стол, два металлических дивана и лампы на длинных ножках. В комнатах меблировка довольно незамысловатая: две кровати с пружинными сетками и матрасами из микропористой резины, два металлических платяных шкафа, две тумбочки и несколько стульев.

Каждый такой дом имеет два выхода — один главный и один запасной. Главные выходы каждого домика приводят в туннель, который соединяет все домики и проходит вдоль всего поселка.

Служебные сооружения точно такие, но у них отсутствуют перегородки и, естественно, мебель.


На станции осталось 39 человек, в том числе 10 научных работников, остальные — американские военные моряки. Начальником станции «Элсуэрт» был оставлен известный полярный исследователь Финн Роне. После окончания Международного геофизического года станция «Элсуэрт» была передана аргентинцам.

Бельгийская станция «Король Бодуэн» была создана на шельфовом леднике Берега Принцессы Ранхильды недалеко от советской антарктической станции «Лазарев».

Японская станция «Сёва» была создана в середине 1950-х годов в координатах 69 градусов 00 минут южной широты и 39 градусов 35 минут восточной долготы. Здесь было собрано три жилых здания панельного типа по типу американских. В четвертом помещении находилось два электрогенератора. В 1974 году на этой антарктической станции, созданной на острове Онгул (залив Лютцов-Хольм, Берег Принца Улафа) зимовало 18 полярников. Японцы соорудили свою станцию на самом краю Земли Королевы Мод.

От самой ближней советской станции «Молодежная» ее отделяли только 300 километров, а от «Новолазаревской» — почти 1 000 километров. На уступах скалистых скал острова Онгул были сложены бочки, различное снаряжение, стояли машины и чуть дальше, в глубине, виднелись ярко-красные домики. За зиму вокруг домиков образовывались большие наддувы снега. Смену полярников проводили ледоколы «Сойя» и «Фудзи».

От станции «Сёва» до вышеупомянутых гор Ямато около 300 километров. Но японцы были частыми гостями горного массива, названного в честь их любимой Родины. Правда, сначала, им приходилось лететь над береговыми нунатаками вглубь залива Аютцов-Хольм. Затем, повернув на юг, «вползти на купол», а проще — лететь вдоль ледяного купола над антарктической пустыней. В хорошую погоду в том не было сложности, но Антарктида никогда не славилась тихим и спокойным характером. И все же японские полярники постоянно туда летали.

Западногерманская база «Георг фон Ноймаер» и восточно-германская «Георг Форстер» скорее всего были созданы в своеобразный противовес друг другу.

Индийская научная станция «Дакшин Ганготри» создана в 1983-1984 годах в оазисе Ширмахера, в 18 километрах от станции «Новолазаревская».

Южноафриканская «Санаэ». По карте Антарктики, которая в 1955 году велась на борту китобойной плавбазы «Слава», она была создана неподалеку от северо-западной стороны шельфового ледника Нью-Швабеланд-1.

Советскую сторону всегда удивляло распределение научных станций Великобритании, Аргентины, Чили и США, на Антарктическом полуострове (он же Земля Грейма). Фактически они были расположены «на голове друг у друга», но ведь тогда мы и не подозревали, что нашим недавним союзникам во Второй мировой войне известно о мертвых городах внеземной цивилизации и антарктических базах нацистов.

Первые советские научные станции в Антарктиде были созданы в 1955 году нашими полярниками во время Международного геофизического года. Тогда в Антарктиду для выполнения научных работ прибыла Комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) Академии наук СССР, состоявшая из нескольких научных отрядов. В ее морской группе было шесть отрядов: аэрометеорологический, гидрологический, гидрохимический, морской геологии, гидробиологический и гидрографический.

А в составе береговой группы — четыре научных отряда: аэрометеорологический, геолого-географический, комплексный геофизический и аэрофотосъемки. Именно полярники КАЭ присвоили первым двум антарктическим станциям имена кораблей Фаддея Беллинсгаузена, а третьей — «Советская».

В распоряжение экспедиции было выделено три судна. Дизель-электроходы в 12,5 тысячи тонн каждое — «Обь» и «Лена». Первое из этих ледокольных судов использовали для производства океанографических исследований, второе — в роли транспорта. Третьим было небольшое 500-тонное судно «Рефрижератор № 7», которое в основном использовали для доставки скоропортящихся продуктов. Советские полярники имели авиационный отряд: один самолет Ил-12, два самолета Ли-2, один легкий самолет Ан-2 и два вертолета Ми-4. А также — отряд наземного транспорта: тракторы АТТ-15 и бульдозеры С-80, легкие вездеходы Газ-47 и автомашины различных типов. Имелось до 50 ездовых собак.

Все советские станции были созданы в секторе, отведенном нам Специальным комитетом Международного геофизического года. Они сооружались из материалов, доставленных на борту дизель-электроходов. При выборе конкретных мест для научных станций руководствовались в основном соображениями удобства подходов с моря, возможностью разгрузки кораблей и стремлением разместить обсерваторию и жилой поселок на скальной поверхности, какой на побережье Антарктиды не так много, или, в крайнем случае, на участке неподвижного материкового льда.

При этом домики и склады были расположены таким образом, чтобы преобладающие ветры дули вдоль входной двери. На первую зимовку в «Мирном» осталось 92 полярника во главе с начальником КАЭ Михаилом Сомовым Уже эта зимовка показала, что те, кто проектировал будущие жилые и складские сооружения для полярников допустили серьезную ошибку. Они делали расчет на то, что в Антарктиде осадки выпадают только в виде снега, и не учли, что бывает и дождь.

Дожди, прошедшие летом 1957 года, заставили советских полярников испытать на себе, что значит протекающая крыша. А ведь об антарктических дождях писал не один путешественник, побывавший здесь. Но таков уж русский характер: пока не испытаешь — не поймешь. Только после того как жилые домики стали неуютными и сырыми, были сооружены дома с двускатными крышами.

Тогда же была построена первая внутриматериковая станция на высокогорном антарктическом плато — «Пионерская». Строительство этой станции, как и создание станции в оазисе Бангера, изначально не входило в планы КАЭ, но уже во время работы экспедиции было принято решение о развертывании двух этих научных станций. Официально — для получения более широкого представления о природе шестого континента.

Вероятно, да! Но, хотелось бы обратить внимание на то, что по своему местоположению эти станции близки к «Новой Швабии» и горам Центральный Вольтат. Только советские станции находятся недалеко от моря Дейвиса, а нацистские — моря У эдделла. Более того, к западу от «Мирного» во время воздушной разведки был обнаружен остров, по форме крайне похожий на остров Дригальского. Случайны ли эти совпадения? К сожалению, на этот вопрос пока еще никто внятно не ответил.

Для создания нашей станции были использованы помещения, имевшиеся на санях тракторного поезда, и строительный материал, доставленный из «Мирного» самолетом. При этом сани были сдвинуты так, чтобы вспомогательные помещения защищали жилье от ветра. Между сдвинутьши санями образовалось пространство, которое было быстро превращено в соединительный тамбур, с помощью которого можно было легко попасть в любое помещение станции. Из-за сложностей с доставкой горючего было принято решение, что на зимовку здесь останется лишь четыре человека во главе с Александром Гусевым.

В середине 1970-х годов в Антарктиде действовало свыше двух десятков научных станций, шесть из них принадлежало Советскому Союзу. Пять советских станций находилось на побережье антарктических морей («Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская», «Ленинградская», «Беллинсгаузена») и одна — в центральной части материка, в районе геомагнитного полюса, в 1410 километрах от «Мирного» («Восток»).

Первая Комплексная антарктическая экспедиция Советского Союза (КАЭ) состоялась в 1955-1956 годах. За ней, в 1956-1958 годах, — вторая и третья соответственно. В дальнейшем все антарктические экспедиции стали именоваться САЭ, то есть — советские антарктические экспедиции.

Советский район исследования прилегал к Индийскому океану по обе стороны моря Дейвиса, на Земле Королевы Мэри. Материковая группа советской научной экспедиции под началом Михаила Сомова в составе 70 человек разных специальностей высадилась на берег у моря Дейвиса к западу от ледника Хелен. К началу зимы 1955-1956 года с помощью экипажей двух советских дизель-электроходов «Обь» и «Лена» она построила поселок Мирный, в те дни состоявший из нескольких жилых и служебных сооружений, освещаемых и отапливаемых электричеством; кроме электростанции, там имелись механическая мастерская, гаражи, ангары и складские помещения. Материковая группа делилась на шесть специальных отрядов. Авиаотряд под начальством Ивана Черевичного начал работу с пятью самолетами и двумя вертолетами.

Кроме основной базы, поселка «Мирный», к концу 1956 года были организованы две наши станции: «Пионерская» (в 375 километрах от «Мирного» на высоте 2 700 метров) приступила к работе 27 мая 1956 года; станция «Оазис», начала работу 15 октября 1956 года (в 360 километрах к востоку от «Мирного», в оазисе Бангер-Хилз). В январе 1959 года последняя была передана Польской академии наук и переименована в честь А. Добровольского — польского ученого, участника бельгийской антарктической экспедиции 1897-1899 годов.

Вторая советская антарктическая экспедиция, под руководством Алексея Трешникова, пришла на смену первой в декабре 1956 года. Она прибыла к Шестому континенту вновь на «Оби» и «Лене», а также на пассажирском теплоходе «Кооперация» и состояла из двух морских и одного берегового отрядов.

«Обь» подошла к Берегу Правды 12 декабря 1956 года, но вынуждена была остановиться на расстоянии 25 километров от «Мирного», у кромки далеко распространившегося в море припая. Встреча с прибывшими произошла утром. Весь день над припаем среди скопления айсбергов курсировали вертолеты, доставляя на «Обь» жителей «Мирного», а обратно — прибывших на «Оби». К 10 января 1957 года на рейд «Мирного» прибыла «Кооперация» с основным научным составом, которую пришлось встречать и вести через льды с помощью ледокола Последней (уже не к припаю, а к ледяному барьеру) пришла «Лена».

Разгрузка судов на ледяной барьер — тяжелая и опасная операция. Но это единственно возможный способ разгрузки, когда весь припай отрывает и уносит ветром в море. Для первой КАЭ такая разгрузка прошла благополучно. Но на этот раз во время разгрузки погибли люди. Сотни тонн отколовшегося льда рухнули на борт «Лены» и в воду, увлекая за собой людей. Двое погибли, а семь человек, упавшие за борт, получили тяжелые травмы, но были спасены. Погибших похоронили на острове Хасуэл, который первым встречает прибывающие к «Мирному» советские суда.

Каждая КАЭ начинается с корабля. Зачисленные в состав экспедиции (обычно их называют оформленными), то есть успешно прошедшие медкомиссию, получившие паспорт моряка, теплую одежду, заполнившие многочисленные бланки (в их числе даже завещание) отправляются в Антарктиду на экспедиционных судах. До середины 1970-х годов к Шестому материку почти каждый год ходили дизель-электроходы «Лена», «Наварин», «Обь». Приходили сюда и белые комфортабельные теплоходы «Кооперация», «Михаил Калинин», «Эстония», «Надежда Крупская». Горючее доставляли нефтеналивные суда. Использовались экспедиционные корабли — плавучие лаборатории «Профессор Визе» и «Профессор Зубов».

Плавание от Ленинграда до берегов южно-полярного континента составляет немногим больше месяца. А от Австралии, куда для экономии времени часть советских зимовщиков перебрасывалась на самолетах, всего 10 дней. Самолеты Ил-18 и Ан-10 с посадками в Средней Азии, Индии, Бирме, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии затрачивали также примерно 10 дней. Правда, полетное время здесь составляло всего лишь 48 часов.

Вторая КАЭ для выполнения научной программы предстоящего Международного геофизического года оставила на зимовке в Мирном 188 человек, что было на 96 человек больше, чем годом ранее.

Зимовщики Трешникова создали несколько научных станций, которые приблизили Советский Союз к Южному полюсу. Так, они соорудили промежуточную базу для похода к Геомагнитному полюсу — станцию «Комсомольская», находившуюся более чем в 500 километрах от «Мирного», а между этой станцией и «Пионерской» — промежуточную станцию «Восток-1».

В декабре 1957 года на рейд «Мирного» прибыли суда с членами Третьей экспедиции (уже САЭ), которой руководил Е. Толстиков. На борту «Оби» будущие зимовщики доставили оборудование для новой внутриконтинентальной станции «Советская», новые вездеходы типа «Пингвин» и модернизированные самолеты Антарктического отряда. Встреча была радостной, но неожиданно во время передачи дел на рейд «Мирного» прибыл американский ледокол «Бэртон Айленд» с… заместителем командира 43-го оперативного соединения ВМС США кептеном Джеральдом Кетчумом.

Да-да, тем самым, который еще недавно возглавлял операцию «Ветряная мельница» («Windmill») — она поставила жирный крест на существовании «Новой Швабии» и «Хорсте Весселе». Официально Кетчум хотел ознакомиться с условиями жизни на станции «Мирный», достижениями советской науки и, естественно, техники.

Руководство советских экспедиций благодушно позволили ему это сделать. Но Джеральд Кетчум прибыл на советскую научную станцию не один. Вместе с ним на нашу старейшую антарктическую станцию прибыли офицеры «Бэртон Айленд» и научные сотрудники экспедиции, в том числе: начальник станции «Уилкс» биолог Карл Экленд, начальник станции «Халлет» географ Джеймс Шир, гляциолог с «Уилкс» Ричард Камерон, океанограф Стар, командир пришедшею ледокола Брэнингам.

Затем в «Мирном» побывало еще более сотни матросов с «Бэртон Айленд». В составе экипажа этого вооруженного ледокола (1x27-мм универсальное орудие и 4x40-мм автоматов), специально построенного для работы в Антарктике, всего 234 человека Таким образом, на советской станции 29 января 1958 года побывал каждый второй из американского экипажа Экая любознательность! А ранее вроде бы и не было никакою интереса.

Не успели советские зимовщики проводить американских коллег, как 31 января на рейд «Мирного» пришло судно австралийской экспедиции «Тала Дан», направлявшееся к станции «Моусон». И вновь гости захотели ознакомиться с советской станцией «Мирный». Наше руководство вновь радушно открыло все станционные помещения. Гости осмотрели «Мирный», его лаборатории и хозяйство.

Особенно детально австралийцы осматривали новые вездеходы «Пингвин», которые были переделаны из бронетранспортеров. Не последнюю роль в развитии любознательности иностранных коллег сыграло то, что на ярко-оранжевых корпусах новых машин кроме отштампованных краской пингвинов были нарисованы зеленые сердца, пронзенные желтой стрелой.

Кому пришла столь «гениальная» мысль: привезти в Антарктиду списанные бронетранспортеры, как бы скопированные с советских самоходок САУ, правда без орудий, крайне раздражавшие наших недавних союзников во Второй мировой войне, к тому же носившие военную символику? Команда сопровождения объяснить этою не смогла. А советские зимовщики — и тем более. Но и американцы, и австралийцы встревожились!

С 1960 по 1990 год СССР провел более 20 экспедиций по исследованию Антарктиды, постоянно сохраняя здесь около 10 постоянно действующих полярных станций. При этом несколько научных станций из ранее открытых были законсервированы, но полностью готовы к приему полярников. «Оазис» был законсервирован в конце 1958 года, «Пионерская» и «Советская» — в начале 1959 года. В 1968 году на острове Ватерлоо (архипелаг Южно-Шетландские острова) вблизи Антарктического полуострова была создана советская станция «Беллинсгаузен».

А в начале 1971 года на берегу Отса, станция «Ленинградская». Если не рассматривать эти законсервированные станции как запасные опорные пункты для дальнейшего освоения, а вернее — закрепления за СССР антарктических пустынь, то столь короткий срок жизни и частую консервацию наших антарктических станций, в отличие от иностранных полярных станций, весьма сложно объяснить.

***

Из книги Сергея Ковалёва „Загадки Шестого континента .

Деятельность полярных станций в Арктике – основа мониторинга природных процессов в окружающей среде: в океане и на суше. Эти результаты нужны не только для непосредственного использования в текущей деятельности человека в Арктике, но и для накопления и совершенствования базы многолетних наблюдений, которые необходимы для изучения природных процессов, оказывающих влияние на климат, а значит — на перспективы жизни человека на всем земном шаре.

Еще в 1870-х годах стало понятно, что изучение территорий в Арктике силами разрозненных экспедиций не может дать результатов, позволяющих проводить фундаментальные исследования в зоне Северного Ледовитого океана. Одним словом, мысль о создании неких постоянно действующих полярных станций, систематически снимающих показания, витала в воздухе.

Считая Арктику ключом ко многим тайнам природы, австрийский исследователь Карл Вайпрехт предложил идею комплексных наблюдений, проводимых круглогодично единым инструментарием и в одно время. Эта идея легла в основу создания полярных научных станций в Арктике. Правда, для реализации идеи понадобилось 7 лет.

В советское время такие станции обеспечивали работу Северного морского пути, исследования территории и акватории советской Арктики. Все это способствовало развитию судоходства и авиации в Арктике.

Подобные станции сегодня все более активно работают в России, обеспечивая систематические исследования в сфере метеорологии, гидрологии, аэрологии, геофизики, актинометрии, и других. Ученые также проводят исследования, связанные с проблемами сохранения биологического разнообразия региона.

Говоря о полярных станциях России в Арктике, чаще всего вспоминают их бурное развитие в советский период. Однако Россия начала их использовать значительно раньше. Во время проведения Первого Международного Полярного года (1882-83 гг.) в исследованиях участвовало две российских станции - Малые Карамакулы на Новой земле и Сагастыр в дельте Лены. В 1913-1915 годах начали работу еще 4 полярные станции - Югорский Шар, о. Вайгач, станция Марре-Сале на п-ове Ямал и на о. Диксон.

Дальнейшее развитие полярные станции в Арктике получили уже в СССР, где освоение Севера было одним из важнейших направлений хозяйственной и оборонной деятельности, новые полярные арктические станции появлялись в этот период практически ежегодно:

  • 1920 - в устье Енисея,
  • 1922 - в проливе Маточкин Шар,
  • 1924 - на Обской губе,
  • 1928 - на острове Большой Ляховский,
  • 1929 - на Земле Франца-Иосифа,
  • 1930 - Россия заявила о себе на Северной Земле,
  • 1932 - на острове Рудольфа,
  • 1933 - в поселке Амдерма на берегу Карского моря,
  • 1934 - на мысе Стерлигова.

В 30-х годах Россия активно развивает восточный регион - к действующим на тот момент станциям на острове Врангеля и мысе Шалаурова добавилось множество станций, как на материке (поселки Уэлен, Тикси), так и на островах (Четырехстолбовой, Медвежьи, Котельный, Де-Лонга и другие).

В 1937 году была открыта первая в мире дрейфующая полярная платформа России - «Северный полюс-1».

К 40-м годам ХХ века сеть насчитывала 75 станций, а к 1985 году Россия уже эксплуатировала 110 основных станций, не считая дрейфующих, экспедиционных судов и др.
Существенно сократилось количество полярных станций Арктики в 90-е годы прошлого века. Недостаток финансирования и отсутствие интереса к этому сектору в России привел к закрытию до 50% станций.

В 2000-х ситуация начала улучшаться, Россия начала укреплять свои позиции, интерес к Арктическому региону возрос. Если в 2006 году функционировало только 52 полярные станции в Арктике, то к 2016 году - их стало уже 68, сегодня планируется довести их число до 75-ти, а также увеличить количество автоматических пунктов.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....