Действующие научные станции в антарктиде на карте. В Антарктиде находятся

Мирный: первая советская антарктическая станция

Полярная станция «Мирный» была основана в Антарктиде на берегу моря Дейвиса в рамках Первой Советской Антарктической экспедиции (1955-1957). Она стала главной базой для исследования нашей страной континента, откуда происходило руководство всеми остальными станциями.

Название «Мирный» взято от легендарного шлюпа, одного из кораблей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей в январе 1820 года Антарктиду. Второе судно, «Восток», также дало имя советской, а затем российской полярной станции.

В лучшие годы станция «Мирный» была домом для 150-200 полярников, но в последнее время ее команда исчисляется 15-20 исследователями. А функция управления всеми российскими базами в Антарктике перешла к более современной станции «Прогресс».

Восток: самая известная советская станция

Станция «Восток-1» была основана 18 мая 1957 года во внутренних районах Антарктиды в 620 километрах от базы «Мирный». Но уже 1 декабря объект был закрыт, а оборудование перевезено еще более вглубь континента, на место, которое в итоге и стало известным как станция «Восток» (ее дата рождения – 16 декабря 1957).

«Восток» стал самой известной советской и российской антарктической станцией благодаря рекорду низкой температуры, зафиксированному там в 1983 году – минус 89,2 градуса по Цельсию. Он был «побит» лишь через тридцать лет – в декабре 2013 на японской станции «Купол Фудзи», где была замечена температурная отметка минус 91,2 градуса.

На станции «Восток» проводились и проводятся аэро-метеорологические, геофизические, гляциологические и медицинские исследования, там изучают «озоновые дыры» и свойства материалов в условиях низких температур. И на глубине трех километров именно под этой станцией было обнаружено крупнейшее в Антарктиде подледное озеро, получившее все то же имя – Восток.

Место, где расположен «Восток», является одним из самых суровых с погодной точки зрения. На станции происходят события героических книг Владимира Санина «72 градуса ниже нуля», «Новичок в Антарктиде» и «В ловушке». По данным произведениям в советские времена были сняты популярные художественные фильмы.

Полюс недоступности – самая отдаленная станция

Просуществовавшая чуть менее двух недель в декабре 1958 года станция «Полюс недоступности» вошла в историю по двум причинам. Во-первых, она расположена в одноименной точке Антарктиды, наиболее удаленной от побережья континента. Открытие объекта в этом месте стало ответом советских полярников на появление американской базы «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе.

Во-вторых, «Полюс недоступности» был украшен бюстом Ленина, установленным на вершине пирамиды, венчавшей здание станции. Эта фигура и до сих пор высится над ледяными равнинами Антарктиды, даже когда само сооружение занесено снегами.

Новолазаревская – полярная станция с баней

Пришедшая на смену закрытой в 1961 году станции «Лазарев», «Новолазаревская» прогремела на весь Советский Союз ставшим легендарным событием, когда врач Леонид Рогозов провел уникальную операцию – сам себе вырезал воспалившийся аппендицит.

«Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, -
Он в холоде сам себе скальпелем
Там вырезает аппендикс» - пел Владимир Высоцкий об этом человеческом подвиге.

А в 2007 году «Новолазаревская» снова появилась на первых полосах российских газет и новостных сайтов. Там была открыта первая и до сих пор единственная в Антарктиде русская баня!

Беллинсгаузен – полярная станция с церковью

«Беллинсгаузен» - это не просто российская научно-исследовательская станция в южный широтах, это духовный центр русской Антарктики. Ведь на ее территории находится церковь Святой Троицы, привезенная туда в разобранном виде из России в 2004 году.

Так как «Беллинсгаузен» находится в непосредственной близости от чилийской, уругвайской, корейской, бразильской, аргентинской, польской и перуанскими станций, сотрудники последних регулярно ходят на богослужения в русский храм – других ведь рядом нету.

Молодежная – бывшая «столица» Антарктиды

Долгое время станция «Молодежная» считалась столицей Советской Антарктиды. Ведь это был самый масштабный объект подобного рода. На базе функционировало около семидесяти построек, выстроенных в улицы. Здесь находились не только жилые комплексы и научно-исследовательские лаборатории, но также нефтебаза и даже аэродром, способный принимать такие крупные самолеты, как ИЛ-76.

Станция функционировала с 1962 года. На ней могло одновременно жить и работать до 150 человек. Но в 1999 году флаг России был спущен, некогда круглогодичная база сначала была полностью законсервирована, а в 2006 году переведена на сезонный режим.

Прогресс – центр российского присутствия в Антарктиде

Сейчас главной российской полярной станцией считается «Прогресс». Она была открыта в 1989 как сезонная, но со временем «нарастила» инфраструктуру и стала постоянной. В 2013 году в «Прогрессе» был открыт новый зимовочный комплекс со спортзалом и сауной, спортивными тренажерами, современным больничным оснащением, теннисным и бильярдным столами, а также жилыми комнатами, научно-исследовательскими лабораториями и камбузом.

В последние годы «Прогресс» переняла на себя большинство функций, которые выполняли переживающие не лучшие времена «Мирный» и «Молодежная». Так что теперь именно там находится административный, научный и логистический центр Русской Антарктиды.

Когда-то эти земли были частью огромного материка Гондвана. Теперь мы смотрим на них, как на загадочное место в самой южной части нашей Земли. Речь идет об Антарктиде. Джеймс Кук, делясь своими впечатлениями об акватории, приближенной к южному полюсу, высказывал особые опасения по поводу экспедиций в тех водах. По его мнению, даже теоретически существующие южные земли никогда не будут открыты. Однако великий английский моряк не учел колоссальную любознательность человека и его непременное техническое развитие. Уже в 1820 году русская экспедиция подошла к берегам будущей Антарктиды. Под предводительством Беллинсгаузена и Лазарева неведомые земли обогнули по воде, доказав наличие еще одного континента на нашей планете. А уже через год на обледеневшую землю Антарктиды впервые ступила нога человека. Это был экипаж американского корабля «Сесилия». Прошло достаточно много времени, прежде чем люди осмелились остаться на суровой земле на продолжительное время. В 1899 году группа людей высадилась на мысе Адер. Они запланировали годичное пребывание на Антарктиде. После успешного осуществления плана, начальник экспедиции норвежец Борхгревник запечатал бочонок с отчетом своих наблюдений в грот айсберга. Этот момент считается неофициальным началом исследовательской деятельности на Антарктиде. С тех пор различные страны создали на территории материка научные станции, которые выполняют важную исследовательскую работу. В начале 20 века австралийские полярники предприняли попытку сделать пребывание в суровых условиях более комфортными. Именно они начали налаживать быт, обеспечение электроэнергией и радиосвязью. Конечно, все эти работы велись, преодолевая огромные климатические и технические трудности.

Начало исследовательской работы

Переломные события, которые положительно сказались на исследовательской деятельности Антарктиды, случились в середине 20 века. С 1957 по 1959 года прошел Международный геофизический год. В результате этого мероприятия 65 стран направили в Арктические земли свои научно-исследовательские экспедиции. Сам же континент был объявлен местом мира и науки, став символом дружбы и взаимоуважения. Сегодня на материке работает более 70 научных станций, однако круглогодично функционирует только чуть более 40 исследовательских комплексов. Представительство стран на Антарктиде довольно разнообразно. Однако серьезным количеством станций могут похвастаться немногие государства. Помимо внушительного представительства России, США, Великобритании и Австралии, компанию признанным гигантам исследовательских работ составили Чили и Аргентина. На двоих они имеют около 20 станций, что обусловлено близким географическим положением этих стран.

Условия существования и работы

Не сложно догадаться, что условия работы на Антарктиде не отличаются повышенной комфортностью. Здесь были зафиксированы максимально низкие температуры на нашей планете с момента осуществления подобных измерений. Средние показатели зимних месяцев внутри материка от -60 до -70 градусов по Цельсию, летних месяцев – от -30 до -50. Побережье радует более приветливыми показателями. Зимой здесь фиксируют до -35 градусов, а летом вообще можно увидеть на градуснике «теплый» 0.

Куполообразный рельеф материка обуславливает явление стоковых ветров. Эти воздушные порывы возникают на ледяных склонах. Слой воздуха, охлаждаясь возле поверхности, повышает свою массу и под силой тяжести смещается вниз, неся с собой ледяную пыль. Сила такого стокового ветра зависит от крутизны склона.

Со всеми реалиями суровой Антарктиды боролись и борются ученые-полярники разных национальностей. На материке летнее население составляет около 4000 человек. Зимовать же остаются только 1000 смельчаков.

Зачем и что исследуют на Антарктиде

Ледовый материк не зря привлекает внимание многих государств. Задекларированные цели интеллектуального обогащения человечества успешно исполняются учеными на материке. В 2012 году российские исследователи добыли ледяной керн из скважины в арктическом озере Восток. Изотопное исследование материала дало возможность охарактеризовать климатические изменения над Антарктидой за последние 420 тысяч лет. На период начала 2014 года забой скважины составлял 3647 метров. Ледяной материк отражает климатическую ситуацию всего земного шара, поэтому подобные данные очень важны в глобальном масштабе.

Кроме научного интереса исследование Антарктиды имеет яркую ресурсную подоплеку. Земли южного материка рассматриваются как громадный кладезь полезный веществ. Ледники Антарктиды содержат 80% запасов пресной воды всей нашей планеты. Не сложно догадаться, что близок тот час, когда эта составляющая нашей жизни станет огромным дефицитом. Так же в недрах этой земли содержится неизведанное количество минеральных ресурсов. Научно-исследовательский и ресурсный потенциал Антарктиды огромен, что делает вполне оправданным интерес к материку и затраты на его изучение.

Станция «Восток»

Российская научная станция «Восток»

Научная станция «Восток» была основана в 1957 году. Ее выделяет интересное месторасположение. Это самая высокогорная станция на Антарктиде. Она находится на отметке 3488 метров над уровнем моря. Также станция «Восток» территориально распoложена на магнитном полюсе. Эти особенности делают ее уникальной для научной деятельности, но с очень сложными условиями работы. Очень низкие температуры, нулевая влажность зимой, малая насыщенность воздуха кислородом – это неполный перечень сложностей, с которыми сталкиваются российские полярники. Они на протяжении уже полувека ведут здесь разнообразные исследовательские работы. На «Востоке» изучается резерв пресной воды, ведутся геофизические и метеорологические измерения. Также ученые наблюдают за «озоновыми дырами», занимаются анализом толщи льда. Именно здесь было открыто крупнейшее реликтовое подледное озеро, которое тоже получило название Восток. В данный момент ведутся серьезные координационные работы по исследованию этого удивительного объекта.

Станция «Восток» неоднократно становилась источником вдохновения для литературных произведения и художественных фильмов, подчеркивая свою известность и значимость.

Станция Амундсен-Скотт

Антарктическая станция «Амундсен-Скотт»

В 1956 году американцы первыми построили научно-исследовательский комплекс не на побережье Антарктиды, а в глубине материка. Станция получила название «Амундсен-Скотт». Функционирование этого американского научного сооружения делится на несколько этапов. Как и у всех полярников Антарктиды, у представителей США были большие проблемы в реализации своих задумок и огромная работа над ошибками. Изначально станция была построена под толщей льда, предусматривая проживания при любых климатических условиях. Низкие температуры, высокое давление и отсутствие влажности давали возможность выживания только при использовании специальной защиты. В конце концов, станцию оставили, и она довольно быстро была занесена снегом, забрав с собой память о первых начинаниях американских антарктических исследований. Следующим этапом было строение с защитным алюминиевым куполом. Однако борьба с заносами снега доставляла такие же немалые хлопоты. На очистку периметра купола от снежного покрова тратились колоссальные энергетические и топливные ресурсы. Это несло с собой значительное повышение стоимости научного проекта. Поэтому в 2003 году применили другой подход в строительстве здания. Было решено построить конструкцию на сваях и с уклонным днищем. Это позволило добиться контроля потока воздуха, который выдувает снежные заносы из-под станции. Однако такая конструкция не полностью решила проблему. Накопление снежного покрова было лишь приостановлено, хотя и довольно существенно. Предполагается возможность двойного домкратного подъема комплекса, что должно увеличить сроки эксплуатации. В таком виде станция «Амундсен-Скотт» должна прослужить до 45 лет.

На территории научного комплекса находится мощная низкочастотная антенна, которая дает возможность наблюдать за небесными и космическими бурями. Здесь же расположен и самый большой телескоп на территории Антарктиды. Ведутся на «Амундсен-Скотт» и широкомасштабные буровые работы. Основная их нацеленность – это изучение нейтрино (нейтральная фундаментальная частица).

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде - в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы - сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, - приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу, путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» - самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи - и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен - Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция - образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен - Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре - январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса - вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток», основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года - чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря - вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде - минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики - так что пока помечтаем…

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» - это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение - служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас. Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо - настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде - где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты - кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.

Полярные станции, ледокольный флот и авиация стали теми тремя китами, на которых опиралось регулярное арктическое судоходство. В навигацию станции передавали судам и самолетам информацию о погоде и состоянии льдов, поддерживали радиосвязь, давали пеленги штурманам для определения точного положения в море и в воздухе.

В эти годы сложилась стандартная инфраструктура полярной станции. Этот силуэт арктического поселения сохранился посию пору. Один или несколько жилых домов вмещают радиорубку и метеокабинет, неподалеку обычно ставят баню, дизельную («механку»), склады, гараж. В далекие легендарные годы на территории станции непременно ставился и собачник (или собачьи будки) для ездовых собак, кое-где обустраивали и сарай для содержания скота. Источником энергии поначалу служили аккумуляторные батареи постоянного тока. Помещения отапливали дровами и углем. В конце 30-х годов появились первые ветроэлектрические агрегаты, а в 60-70-х годах энергоснабжение станций перевели на дизель-электрические агрегаты. Штат полярной станции — начальник, один-два метеоролога, гидролог, от двух до четырех радистов, повар, механик (в первые годы — служитель, вычислитель или каюр). На крупных станциях к тому же работали врачи, аэрологи, актинометристы, магнитологи, специалисты по атмосферному электричеству, радиоволнам, биологи, геологи и экипажи легких самолетов. Как правило, это были сплоченные и дружные коллективы, где люди притирались друг к другу в общей работе. Да и вся Арктика тогда жила одной большой семьей: по радио сообща отмечали праздники, передавали вести на Большую землю, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды и провожали в последний путь… В октябре 1928 года на острове Большом Ляховском вступила в строй станция под руководством участника седовской экспедиции Николая Пинегина. В 1929 году на месте зимовки «Святого Фоки» в бухте Тихой на острове Гукера была открыта первая отечественная станция на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Тремя годами позже на острове Рудольфа, на широте 81°48′, появилась еще одна — самая северная в мире — полярная станция. В 1930 году в эфир вышла полярная станция на Северной Земле, развернутая отважной четверкой первопроходцев под руководством Г. А. Ушакова на острове Домашнем. Время показало, что место на намывной косе острова было выбрано неудачно, поэтому в 1954 году станцию перенесли на остров Голомянный.

История этой полярной станции осталась в биографии Арктики одним из самых ярких примеров разумного героизма, коллективной спаянности, продуманностидействий, давших потрясающий по своей эффективности результат. Действиями крошечной экспедиции, состоящей всего из четырех человек, в течение нескольких лет был нанесен на карту целый архипелаг, а полярная станция меж тем регулярно передавала в эфир метеоданные. Открытие новых полярных станций планомерно продолжалось. В 1931 году начала работать станция на самом севере Новой Земли — мысе Желания. Станция на мысе Желания имела большое значение для развития морских промыслов, стала опорной базой для промышленников.

В 1932 году вышли в эфир станции в Русской Гавани, на Гыданском полуострове и на мысе Челюскин. Последняя была значительно расширена и двумя годами позже обрела статус объединенной гидрометстанции. Возглавил ее И. Д. Папанин, ставший позже руководителем первой дрейфующей станции «Северный полюс». Кстати сказать, с Папаниным на мысе Челюскин работал и будущий участник легендарного дрейфа Е. К. Федоров. Его имя сегодня носит полярная станция.

В восточном секторе Арктики сеть станций развивалась быстро, охватывая своим покрытием огромную территорию. К началу этого процесса (в 30-х годах) здесь действовали всего две станции, открытые на острове Врангеля и на мысе Шалаурова. В 1932 году открылись станции западнее Анабарского залива, в бухтах Нордвик и Тикси. В 1933 году заработали полярные станции на острове Четырехстолбовом в архипелаге Медвежьи острова, на мысе Шмидта и на крайнем востоке Чукотки, в поселке Уэлен. Станция в проливе Санникова, основанная на южном берегу острова Котельный Новосибирского архипелага, изучала пролив, его пригодность для плавания судов, до той поры ходивших только проливом Лаптева. Исследования дали возможность сделать при необходимости пролив Санникова вторым возможным проходом кораблей в этом районе плавания. Полярная станция в одном из самых труднодоступных районов Арктики, на архипелаге Де -Лонга, позволила изучить его острова, лишь открытые, но так и не исследованные. Станция способствоваларазвитию полярной авиации и ее проникновению все дальше на север.

Практика строительства сети полярных станций создала первичную базу службы погоды в арк тическом регионе России, сделав его более безопасным для освоения. Если на западе Арктики в 1933-1942 годах открылось около пятнадцати полярных станций, то в Восточной Арктике их число за тот же период увеличилось примерно до тридцати, причем проникли они и в такие дальние уголки региона, как остров Генритетты. К рубежу 30-40-х годов сеть полярных станций в Арктической России насчитывала 75 единиц, в том числе в Баренцевом и Карском морях — 32, в море Лаптевых — 16, в Восточно-Сибирском море — 14, в Чукотском море и Беринговом проливе — 13 станций. Война не обошла стороной советские полярные станции. Некоторые из них стали объектами нападений подводных лодок и десанта их экипажей. 26 июля 1942 года в Малых Кармакулах артогнем немецкой подводной лодки U-601 в течение 40-50 минут были уничтожены гидросамолет и ветродвигатель, сожжены два склада, двумя снарядами разрушено здание радиостанции. Утром 8 сентября того же года подлодка U-251 в течение получаса вела огонь по полярной станции острова Уединения. Снаряды попали в жилой дом, в радиостанцию, в хозяйственные постройки. Но радиоаппаратура не пострадала. Станция продолжила работу. 18 сентября 1943 года подлодка U-711 разрушила выносную полярную станцию на острове Правды в архипелаге Норденшельда. Метеорологи, к счастью, успели укрыться в камнях. 24 сентября эта же лодка уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия (более она не восста- навливалась). В сентябре 1944 года к полярной станции на мысе Стерлегова подошли две подводные лодки «кригсмарине» и высадили десант. В три часа утра немцы окружили жилой дом станции, где находились зимовщики. Немцы настояли на передаче в Диксон всех положенных по расписанию радиограмм. Сигнал тревоги, переданный в одной из них, распознан не был. Здания полярной станции, разрушенные огнем субмарины, сгорели дотла. Пятеро сотрудников были увезены в плен. 12 августа 1944 года подводной лодкой U-365 судно «Марина Раскова» с работниками гидрометслужбы на борту было потоплено в районе остова Белого вместе с кораблямиохранения.

Погибли 362 человека. Это была самая крупная катастрофа военного времени в Арктике. Многие станции центрального сектора Арктики остались без смены… Немецкие силы представляли собой реальную угрозу работе беззащитных полярных станций. Кроме того, немцы создали на самом западном острове ЗФИ — Земле Александры — свою постоянную метеостанцию и установили несколько автоматических метеостанций. Ведь информация о погоде и состоянии льдов приобрела стратегический характер. Оперативное и тактическое планирование военных операций в Арктике стало невозможным без учета погодных условий. О присутствии немцев на ЗФИ стало известно лишь после войны, а в том месте, где базировалась их метеостанция, в 1952 году открыли третью по счету в архипелаге полярную станцию — Нагурскую. Через пять лет на Земле Франца-Иосифа, на острове Хейса, была открыта самая крупная здесь станция: полярная обсерватория Дружная, переименованная в 1972 году в обсерваторию имени Э. Т. Кренкеля. В 70-80-х годах она была крупнейшим исследовательским поселением на архипелаге. В 1959 году была открыта полярная станция на о. Виктория. А вот станцию на входящем в архипелаг острове Гукера в 1960 году закрыли из-за неудобного местоположения и постоянных проблем с источником пресной воды. «Детские болезни» периода создания сети полярных станций со временем были успешно преодолены, технология их работы — отлажена, а научная работа в высоких широтах на базе стационарных условий разворачивалась в завидных масштабах. Статистика показывает, что в 20-е годы полярные станции покрывали, главным образом, бассейн Карского моря. В 30-е годы новые станции равномерно покрывали уже все арктическое побережье. В 40-е новые «полярки» осваивали самый тяжелый по льдам район пролива Вилькицкого и Северную Якутию.


ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «СП-35»

Полярная станция «СП-35»


На Северный полюс, ломая лед!
Атомный ледокол «Россия»

2007 год - год, юбилейный для отечественных полярников и богатый на знаменательные события. 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «СП-1» и было положено начало систематических исследований Северного Ледовитого океана и полярных областей земного шара. А в 2007 году мировая система метеорологических наблюдений пополнилась ещё одной научно-исследовательской дрейфующей станцией. Это полярная стация «Северный полюс-35». Символично, что Всемирная метеорологическая организация и Международный совет по науке, в рамках проходящего Международного полярного года 2007-2008, объявили 21 сентября 2007 года первым Международным полярным днем, посвященным морскому льду.

В торой этап экспедиции «Арктика-2007» стартовал 28 августа. И главными её задачами были поиск льдины и организация дрейфующей станции «Северный полюс-35».



И вновь ледяной северный ветер обдувает наши флаги.
Владимир Филатов, представитель экспедиции от MVK

В этом году полярники и ученые столкнулись с неожиданной проблемой: отсутствием льдины, подходящей для функционирования полярной станции. Ее поиски продолжались около трех недель. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» с помощью атомного ледокола «Россия» и палубной авиации обследовали не одну сотню миль морской акватории.

В результате, 18 сентября в 65 милях от архипелага Северная Земля была найдена льдина площадью около 16 квадратных километров. Несмотря на сложные погодные условия, туман и сильный ветер, на дрейфующий лед спустили около 300 тонн груза. На льду были установлены научный и жилой комплексы из 20 помещений; запущены дизельная, радиостанция; было задействовано оборудование для выполнения научной программы. На льдине будут работать 22 специалиста под руководством опытного полярника А. Висневского.


Луч цивилизации пронзает мглу полярной ночи.
Лагерь научно-исследовательской станции «СП-35» на дрейфующей льдине

О фициальное открытие «СП-35» состоялось 21 сентября в 18 часов по московскому времени. В честь этого торжественного события Владимир Филатов и Юрий Чубар подготовили символический вымпел от компании MVK, состоящий из трех флагов: России, Москвы и MVK. Этот вымпел был опущен в воду на глубину 2300 метров (глубина, на которой находилась льдина) в момент отшвартовки «Академика Федорова» от дрейфующей льдины.


Долгие поиски льдины в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана увенчались успехом!
Торжественное открытие станции «СП-35»

П о словам Владимира Соколова, начальника Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и Антарктического института, научный рейс выполнялся в рамках Международного полярного года. Работы, которые велись на «Академике Федорове», и данные, которые будут получены на дрейфующей станции «СП-35», должны внести большой вклад в понимание процессов, происходящих в высоких широтах Арктики. Северный ледовитый океан вносит в глобальное потепление охлаждающую долю. Однако два года назад результаты исследований полярных станций «СП-33» и «СП-34» показали, что некоторые районы Северного Ледовитого океана и Арктический бассейн являются источником углекислого газа. Это очень интересный фактор, который будет детально изучаться. На «СП-35» российские специалисты вместе с немецкими коллегами из института Вегенера будут в течение 8 месяцев проводить ежесуточное зондирование озонового слоя на высоте до 25 км. Это очень важно, так как существуют теории, что в Арктике, как и в Антарктике, существуют пробои озонового слоя.

Р абота станции началась с передачи первой метеосводки в глобальную сеть сбора метеорологических данных. По традиции открытие станции всегда сопровождается поднятием российского флага. Также участники «СП-35» подняли флаг Петербурга, поскольку коллектив состоит в основном из сотрудников ААНИИ, расположенном на Васильевском острове.


Самые смелые и отважные... конечно, наша команда!
Члены экспедиции с флагами России, Санкт-Петербурга и MVK.
В центре: Владимир Филатов, Анатолий Чубар

В ыставочная компания MVK являлась информационным партнером экспедиции «Арктика-2007» и освещала работы по организации “СП-35”. В течение всего периода работ по организации станции команда MVK в составе Владимира Филатова и Юрия Чубара оперативно передавала информацию с места событий. Материалы об экспедиции войдут в историко-патриотический полярный музей компании. Участие компании MVK в экспедиции «Арктика-2007» является очередным этапом развития передвижного музея, основной миссией которого является популяризация среди молодежи полярных профессий, развитие патриотизма и любви к Арктике.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...