Образование в годы войны 1941 1945. Советская наука в годы вов

С нападением Германии на СССР у Советского Союза появилась острая потребность в военной технике, к разработкам которой и обратились лучшие умы инженерных и физических наук. В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов - примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского "Танкограда", сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. Началась пора напряжённой работы всего народа, - рабочих, крестьян, интеллигенции, - неуклонно направленной на социалистическую индустриализацию.

Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!

Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики нашли новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; биологи отыскали дополнительные ресурсы питания для Красной Армии. Ученые сумели мобилизовать ресурсы и развитие производительных сил восточных районов.

Отметим ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники:

· разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе);

· создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова);

· разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.);

· развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники; летом 1942 г. в Казани начались опыты по разложению нейронов;

· создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3 с дальностью обнаружения 130 км., которая была первой станцией, определяющей не только дальность и азимут, но и высоту цели; обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией; в этом же году впервые был разработан телефонный аппарат ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова;

· внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова);

Настоящим народным подвигом стал переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции. Так, на изготовление танков были переключены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные. При слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного – возник крупнейший танкостроительный комбинат («Танкоград»). На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. Азотные и сернокислотные комбинаты стали поставщиками сырья для выпуска пороха.

Таким образом, свой вклад в Победу, в обеспечение армии лучшими в мире образцами вооружения и боевой техники внесли советские ученые и конструкторы. В эвакуированных на восток страны научных институтах, лабораторияхуспешно решались сложные проблемы в достижении технического превосходства над противником.

Накануне войны в европейских странах были опрошены самые видные ученые, которым был задан один и тот же вопрос: «Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тогда тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия: лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд.

Крупнейшие ученые-физики А. Эйнштейн (Германия), Н. Бор (Дания), Э. Ферми (Италия), Б. Понтекорво (Италия) вели в эмиграции (в США) успешные работы в области создания ядерного оружия, с помощью которого они надеялись освободить мир от угрозы фашистского рабства. Эмигрировав из нацистской Германии, оккупированной Дании, фашистской Италии, они сосредоточились в США для завершения этой огромной работы. Итальянец Энрико Ферми построил здесь первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. впервые в истории осуществил в нем цепную ядерную реакцию. Над этими же проблемами в СССР успешно работали Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, И. В. Курчатов, осуществившие еще до войны (1939) первые расчеты цепной реакции деления урана.

В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями - немецкий мессершмит-262 и советский БИ-1.

В создание отечественных радиолокаторов внесли большой вклад в годы войны А. Берг, Н. Папалекси, Ю. Кобзарев. В лаборатории А. П. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин. Под руководством В. П. Бармина и других ученых были созданы первые в мире реактивные системы залпового огня (катюши).

В Германии наиболее ярким научно-техническим событием в годы войны стало завершение работ в области ракетостроения под руководством ученых В. фон Брауна, В. Дорнбергера и Г. Оберта. Ими были созданы ракеты Фау-1 и Фау-2, с помощью которых немцы атаковали объекты на территории Великобритании.

Власти Германии в полной мере не понимали возможностей ядерного оружия и считали маловероятным его создание. К тому же они не желали опереться в этой работе на разработки «неарийских» ученых. Гитлер после поражения под Сталинградом практически свернул это важное научно-техническое направление, так как финансировались лишь те разработки, которые могли дать результат через 3-6 месяцев.

В Японии велись многолетние опыты по созданию химического и бактериологического оружия.

Однако не только смертоносные орудия ведения войны находились в центре внимания ученых воюющих стран. В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно - нейлон.

В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества.

Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое применение в быту в послевоенные годы.

Образование

Бесперебойно в годы войны работала лишь образовательная система США. В Англии в условиях начавшейся воздушной войны власти предпочли прекратить учебные занятия. В большинстве оккупированных стран занятия в школах не прекращались, но работа учебных заведений проходила под неусыпным контролем оккупационных властей. До последних дней войны продолжались и занятия в школах Германии, хотя обучались в них преимущественно лишь ученики младших классов; старшеклассники были мобилизованы в отряды ополчения или на оборонительные работы.

В СССР накануне войны насчитывалось 191,5 тыс. школ, в которых училось 34,8 млн школьников. Занятия в школах продолжались и в условиях начавшейся войны. Они не прекращались даже в осажденных Москве и Ленинграде, Одессе и Севастополе. Центральной задачей образовательных учреждений было обеспечение всеобуча. Летом 1942 г. СНК СССР распорядился привлечь в школы всех детей школьного возраста. Годом позже начался переход на обучение детей с 7-летнего возраста. Численность учащихся выросла в связи с этим на 4 млн человек. Для лучшего закрепления знаний вводились экзамены.

Особый акцент в обучении во всех воюющих странах был сделан на воспитание патриотизма учеников.

Художественная культура

Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения.

В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал.

Еще в довоенные годы появились произведения, предостерегавшие мир от надвигающейся военной угрозы. Таковыми стали картины П. Пикассо «Герника», С. Дали «Предчувствие гражданской войны», американский фильм-эпопея В. Флеминга «Унесенные ветром», фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».

В условиях начавшейся войны Ч. Чаплин создал свой первый звуковой фильм-памфлет «Диктатор», в котором безжалостно высмеял Гитлера и нацистский режим.

В конце войны для поднятия духа солдат вермахта режиссер Г. Якоби выпустил веселую кинооперетту «Женщина моих грез» с М. Рекк в главной роли (в советском прокате этот трофейный фильм получил название «Девушка моей мечты»).

Большой резонанс получил написанный Э. Хемингуэем роман «По ком звонит колокол», посвященный граждан­ской войне в Испании и призывающий к ответственности за свою позицию в самые тяжелые моменты истории.

Немецкий писатель Герман Гессе, еще в 1912 г. поселившийся в Швейцарии, закончил в 1943 г. свою самую знаменитую книгу «Игра в бисер».

Французский военный летчик и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал романтическую сказочную повесть «Маленький принц».

Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. Еще до войны были вынуждены покинуть родину многие германские деятели культуры, в их числе М. Дитрих, Б. Брехт, А. Зегерс. Не все выдержали вынужденную эмиграцию. В знак протеста против «духовной деградации Европы» покончил жизнь самоубийством австрийский писатель и драматург С. Цвейг. В подавленном состоянии пребывали и другие мастера культуры.

В Англии и США представители творческой интелли­генции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями.

В списках, составленных немцами на случай оккупации Британских островов, немедленному аресту подлежали выдающиеся писатели Г. Уэллс, В. Вульф, Д. Пристли, Ч. Сноу и др. (Из курсов истории России 9 класса, а также литературы вспомните, какие произведения культуры были созданы в нашей стране в годы войны. Каковы были особенности развития художественной культуры в СССР в это время?)

В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей - Гитлера и Муссолини, правящих фашистских партий, показе единства власти и народа. Наиболее наглядными примерами таких произведений служат: голова Муссолини, вырубленная в африканских горах К. ди Адуа; проекты Народного дома и триумфальной арки А. Шпеера; картины К. Хоммеля «Гитлер на поле битвы», Э. Меркера «Мрамор для рейхсканцелярии», Ф. Стегера «Политический фронт» и др. В стиле экспрессионизма создавались и музыкальные произведения немецких композиторов.

В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.

Мастера культуры - фронту

Поддержка солдат действующей армии со стороны мастеров культуры была обычной практикой в годы войны практически во всех воюющих странах. Наиболее распространенной формой был выезд фронтовых бригад в воинские части.

В столицах и крупных городах воюющих стран организовывались выставки не столько художественного, сколько пропагандистского толка, в которых на трофейных материалах показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Такой стала, например, выставка «Советский рай», проходившая в Берлине.

Крупнейшие деятели английской культуры Л. Оливье, М. Редгрэйв выступали перед солдатами английской армии, показывали новые театральные постановки.

Деятели американской культуры выезжали на фронт, выступали на военно-морских базах. Военно-патриотичес­кая тематика стала основной в кинематографе Голливуда и других ведущих киностудий.

Некоторые крупные представители культуры предпочли эмиграции борьбу с врагом на оккупированной территории. П. Пикассо, оставшийся во Франции, вступил в ряды французского Сопротивления, участвовал в вооруженной борьбе.

Наряду с участием в концертах и выступлениях перед солдатами деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих.

Большое значение имело производство кинохроник. Благодаря фронтовым кинооператорам мы имеем сегодня возможность видеть события военных лет. За годы войны только в СССР было создано почти 500 киножурналов.

В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» стал символом мобилизации всех сил на разгром врага.

В музыкальном искусстве наряду с созданием многочисленных героико-патриотических и лирических песен были написаны фундаментальные произведения. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, написанная и впервые исполненная в осажденном Ленинграде, стала символом сопротивления врагу в годы войны.

Война нанесла большой урон деятелям культуры. На фронтах погибли 450 советских писателей, десятки журналистов, кинооператоров, артистов и композиторов.

Основным направлением научных разработок в годы войны стало создание эффективных видов оружия и военной техники. Главным содержанием развития культуры в предвоенные годы стало формирование антивоенных, а в годы войны - патриотических настроений в обществе.


Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно – исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно–Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша, С. А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры – фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А. П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев – блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К. М. Симонова и «Направление главного удара» В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...