Семантические отношения. Способы представления семантических отношений

Более пятнадцати лет в отечественной управленческой науке и практике активно применяется риск-менеджмент, пришедший к нам из западной методологии. Последнее время все чаще говорят о риск-культуре в управлении, подразумевающей при принятии любого управленческого решения. Такое явление, как риски предприятия в настоящее время активно используется не только в операционной деятельности. Работа с ними становятся неотъемлемой частью процедур и проектной деятельности. И нам предстоит ближе познакомиться с понятием риска перед рассмотрением вопросов управления ими.

История и содержание понятия риска

Исторические источники свидетельствуют, что человеческая цивилизация осмысляла опасности и активно пыталась найти способы работы с ними издавна. Так, еще в древнем Вавилоне (3-4 тысячи лет до н.э.) существовала практика страхования морских судов, основанная на простых методах анализа. Практическое начало страхованию жизни человека было положено во времена Римской империи. Систематические исследования в области анализа природы и сущности риска начались много позднее в период зарождения буржуазного уклада хозяйствования (конец XVII века, английский математик, демограф Э. Галлей).

По мере развития цивилизации и производственных отношений в коммерческо-деловой сфере великие умы экономической мысли все больше обращали внимание на связь между прибылью и риском. Впервые об этом написал Адам Смит в своих трудах, а затем эту идею подхватили и другие авторы. В своей работе «Экономический образ мышления» американский экономист Пол Хейне отмечал, что условием возникновения прибылей у компаний является неопределенность и сопутствующий ей риск. Зарождение и активное развитие области научного знания в сфере изучения рисков и управления ими начинается со второй половины XX века в эпоху научно-технической революции. Ниже приводятся две схемы, первая из которых демонстрирует версии происхождения слова «риск», а во второй приводятся определения, данные несколькими авторами в разное время.

Версии семантических источников понятия «риск»

В настоящей статье мы рассматриваем сущность риска в его деловом аспекте. Гражданский кодекс РФ в абзаце третьем п.1 статьи 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли. С точки зрения прагматики, под рисками коммерческой организации мы будем понимать возможность (вероятность) наступления определенного события. Имеется в виду событие, по факту которого субъект, принявший решение, может либо потерять свои ресурсы частично или полностью, либо недополучить ожидаемую выгоду, либо понести дополнительные финансовые и материальные расходы.

Научные подходы к определению понятия «риск»

Научный подход позволяет взглянуть на условия выявленных угроз более широко с позиции перспектив финансовых результатов, отклонений в ожидаемом событийном ряде и с позиции вероятностной оценки возникновения негативных последствий. В любом случае, нужно помнить, что не существует риска без принятого решения, и нет объекта риска без субъекта его принятия. В этом состоит первичный двойственный взгляд на рассматриваемое явление и его условия. Менеджмент организации составляет субъективный фактор риска. Реальные деловые события и факты, имеющие возможность происходить по неблагоприятным сценариям, составляют объективную сторону. Двойственный характер явления определяется и субъективной, и объективной его сторонами.

Состав характеристик риска коммерческой организации

Характеристики риска, как его особые свойства, демонстрируют и обеспечивают связь между его оценкой и ранжированием. Характеристики различают стандартные математические, базовые и общего плана. Среди стандартных математических показателей, основанных на теории вероятности, выделяются:

  • математическое ожидание;
  • дисперсия;
  • коэффициент вариации;
  • коэффициент корреляции.

Все, что может произойти, обычно происходит. И для оценки основных свойств установленных угроз следует идти от конца процесса. К этому хорошо подходит поговорка-метафора: «Если на спектакле на стене висит ружье, в последнем акте оно обязательно выстрелит». Для того чтобы разглядеть будущие события, нужно знать основные закономерности, выражающиеся в характеристиках риска. С позиции перспектив объекта, обуславливаемых принятым решением, выделяют три базовых рисковых характеристики.

  1. Альтернативность . Всегда есть несколько вариантов решения, сама сущность выявленной опасности предполагает эту характеристику. Если же выбор невозможен, то и риск утрачивает значение для рассмотрения.
  2. Противоречивость . Если решение менеджером принимается без учета основных закономерностей развития и в условиях неполной информации, возникают разнообразные издержки и негативные последствия. В то же время риск является ускорителем технического и социально-экономического прогресса.
  3. Неопределенность . Понятие неопределенности и риска формируется с учетом их неразрывной связи друг с другом. Установленная угроза как явление означает нахождение условия для снятия неопределенности, которая, воплощая в себе отсутствие однозначного понимания результата, заменяется определенной ясностью.

Основные причины возникновения деловых рисков

Неопределенность внешней и внутренней среды организации по отношению к принимаемому решению формирует объективные и субъективные причины риска, обеспечивающие в свою очередь его двойственный характер. Три формы неопределенности объективного свойства не зависят от воли лиц, принимающих решения. Например, противодействие конкурентов может быть направлено на нанесение ущерба торговой марке организации в активной или пассивной форме. И эти действия объективно от нас не зависят.

Условия субъективных причин риска, в отличие от объективных оснований, всегда существуют с возможностью определенной коррекции. Например, может быть поставлена задача по уменьшению ограничений менеджера, которая решается организационными и техническими средствами. Помимо базовых характеристик мы также можем назвать и другие специфические качества, подлежащие учету в работе с угрозами:

  • экономическая природа;
  • вероятность возникновения;
  • объективность проявления;
  • вариабельность уровня;
  • предполагаемые последствия;
  • субъективность оценочных действий;
  • присутствие анализа;
  • значимость.

Двойственный характер влияния на возможности выражен в представленной ниже модели воздействия объективных и субъективных факторов.

Факторная модель воздействия на риск в деловой сфере

Особенности функций делового риска

Для работы с риском и неопределенностью, связанной с ним, важно понимать функции, выполняемые риском в бизнес-деятельности. Рассмотрим четыре основных функции риска.

  1. Инновационная функция . Как мы знаем, нерешаемых задач не существует. Есть вопрос цены. И способов решения любой задачи – бесконечное множество. То же самое можно отнести и к вероятности негативных последствий. Выявленный риск играет стимулирующую роль к поиску совершенно новых путей разрешения проблем, выполняя свою так называемую «инновационную функцию». На Западе даже возник специальный термин – «инновационное рисковое хозяйствование». Согласитесь, что часто блестящие бизнес-идеи остаются невоплощенными из-за возникающих сопутствующих угроз. Вместе с тем, новаторски найденные уникальные решения в рисковой парадигме хозяйствования способны привести производство и маркетинг в наиболее эффективную форму, от которой могут выиграть все участники экономического взаимодействия.
  2. Защитная функция . Условия, при которых ошибки менеджмента являются допустимыми, с учетом, что они возникают единственный раз, и из них делаются выводы, являются оптимальными для ряда корпоративных культур современных организаций. Особенность защитной функции риска состоит в том, что предприимчивым руководителям обеспечиваются правовые и экономические гарантии, исключающие наказание. Имеются в виду случаи реализации неудачных сценариев по рассчитанным рискам, отработанных с соблюдением определенных условий. Ошибка рассматривается не как признак некомпетентности, а как допустимый спутник самостоятельности ответственного лица, развивающего себя и радеющего за дело.
  3. Регулятивная функция . Риск бизнесмена и руководителя связан с нахождением часто нетривиальных способов решения сложных задач. Одна из сторон регулятивной функции заключается в конструктивной форме, которая предусматривает способность делового человека рисковать во имя успешного результата деятельности. Но, как у любой медали, у подобной способности есть другая грань – авантюризм и самонадеянность, относящиеся к антидобродетельным аспектам личности лидера. И в этом проявляется деструктивная форма данной функции. Важно находить середину. Риск служит хорошей опорой для регулирования и саморегулирования действий руководителя по отношению к выявленным возможностям неблагоприятных последствий.
  4. Аналитическая функция . Данная функция позволяет выбирать оптимальные из сформированного состава альтернатив. Содержание и сложность управленческого решения определяют глубину и широту аналитической работы с угрозами. При решении крупных проектных задач возрастает трудоемкость анализа рисков, которые занимают целый раздел проектной работы. В то же время, простые и типовые решения позволяют больше опираться на опыт и интуицию руководителя.

Современные концепции риска

В предыдущих разделах мы определились с понятием и последствиями риска для предприятия, установили основные его причины и разобрали функции, которые он исполняет. И далее возникает естественный вопрос: что с этим делать? Решать данный вопрос можно, имея соответствующую концепцию. Концепция риска означает наличие системы взглядов, выражающих понимание явлений и процессов, связанных с выявленной опасностью, осмысляемых в направлении ее снижения или исключения. Под концепцией мы понимаем:

  • систему взглядов;
  • основной определяющий замысел, ведущую мысль.

Наше осмысление касается концепции риска с позиции экономической теории в применении к деятельности коммерческой организации. Еще в недавнем прошлом в мировой теории и практике базовой считалась концепция абсолютной безопасности или нулевого риска. Однако многочисленные реальные события показали ее несостоятельность. Беспрецедентное усложнение и ускорение производственных процессов, коммуникационное и транспортное многообразие привели к лавинообразному росту факторов и буквально заставили изменить подход в отношении к постоянно возникающим угрозам.

В настоящее время принята и активно развивается концепция приемлемого риска. Исходя, в первую очередь, из экономических соображений, его приемлемость должна быть обоснованной. Сущность концепции состоит в том, что при принятии решения взвешиваются на одной «чаше весов» возможности (выгоды), а на другой – опасности (потери). В рамках данной парадигмы анализ риска и разработка мероприятий по его уменьшению до приемлемого уровня приводят к принятию решений, которые позволяют риск для субъекта хозяйственной деятельности в допустимых пределах.

Схема работы с риском в концепции приемлемого риска

Цель концепции заключается в том, чтобы всегда или почти всегда находить приемлемое решение в условиях рассматриваемого риска. Настоящая концепция реализуется в три этапа.

  1. Выявление факторов возникающих угроз. Риск идеи, замысла всегда представляется на первом этапе большим.
  2. Измерение, оценка выявленных факторов. За счет повышения готовности к неблагоприятным последствиям риск начинает уменьшаться.
  3. Разработка мероприятий по уменьшению опасности факторов риска.

Три уровня реализации концепции приемлемого риска

В бизнес-деятельности из-за ее специфики наиболее рисковые решения приводят к наилучшим результатам. Это действительно так, но для определенного соотношения будущего дохода и соответствующего ему риска. Рассмотрим предлагаемую далее схему динамики доходности для трех областей: пропорциональности, инвариантности и «расплаты». Область пропорциональности говорит нам, что, как правило, в среднем рисковые решения приводят к тому, что доходность растет. Но всегда наступает момент, когда рост опасности уже не приводит к росту дохода. Поэтому рисковать нужно, избегая при этом выхода в зону инвариантности.

Модель зонирования риска в концепции приемлемого риска

В данной статье мы познакомились с понятием риска. Риск-культура постепенно обхватывает все области человеческой деятельности. Даже представить сложно, насколько изменился окружающий мир за последние 20 лет именно с позиции обрушившейся лавины угроз и опасностей. Бизнес стал в десятки раз интенсивнее и жестче, череда событий, в том числе негативного свойства, возникает порой мгновенно и масштабно. И только благодаря тому, что рискология вышла за пределы голой теории в практическую плоскость, мы имеем возможность смело принимать вызовы времени и решать сложные задачи высокого уровня, включая проектную инновационную реализацию.

Базы знаний, а дуги (причем направленные) задают отношения между ними. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.

Неправильно приравнивать друг другу понятия «Семантическая сеть» (англ. Semantic Network ) и «Семантическая паутина » (англ. Semantic Web ). Хотя эти понятия не эквивалентны, тем не менее, они связаны (см. ).

История

Идея систематизации на основе каких-либо семантических отношений предлагалась ещё учёными ранней науки. Примером этого может служить биологическая классификация Карла Линнея 1735 г. Если рассматривать её как семантическую сеть, то в данной классификации используется отношение подмножества, современное AKO (от англ. «A Kind Of», «разновидность»).

Прародителями современных семантических сетей можно считать экзистенциальные графы , предложенные Чарльзом Пирсом в 1909 г . Они использовались для представления логических высказываний в виде особых диаграмм. Пирс назвал этот способ «логикой будущего».

Важным направлением в исследовании сетей стали работы немецкого психолога Отто Зельца 1913 и 1922 гг. В них для организации структур понятий и ассоциаций, а также изучения методов наследования свойств он использовал графы и семантические отношения. Исследователи Дж. Андерсон (1973), Д. Норман (1975) и другие использовали эти работы для моделирования человеческой памяти и интеллектуальных свойств.

Компьютерные семантические сети были детально разработаны Ричардом Риченсом (англ.) в 1956 году в рамках проекта Кембриджского центра изучения языка по машинному переводу . Процесс машинного перевода подразделяется на 2 части: перевод исходного текста в промежуточную форму представления, а затем эта промежуточная форма транслируется на нужный язык. Такой промежуточной формой как раз и были семантические сети. В 1961 г. появилась работа Мастерман (англ.) , в которой она, в частности, определяла базовый словарь для 15000 понятий. Эти исследования были продолжены Робертом Симмонсом (1966), Й. Уилксом (1972) и другими учёными.

Труды по семантическим сетям часто ссылаются на работу американского психолога Росса Квиллиана (Quillian) о «семантической памяти» .

Структура

Математика позволяет описать большинство явлений в окружающем мире в виде логических высказываний. Семантические сети возникли как попытка визуализации математических формул. Основным представлением для семантической сети является граф . Однако не стоит забывать, что за графическим изображением непременно стоит строгая математическая запись и что обе эти формы отображают одно и то же.

Графическое представление

Основной формой представления семантической сети является граф. Понятия семантической сети записываются в овалах или прямоугольниках и соединяются стрелками с подписями - дугами (см. рис.). Это наиболее удобно воспринимаемая человеком форма. [ ] Её недостатки проявляются, когда мы начинаем строить более сложные сети или пытаемся учесть особенности естественного языка. Схемы семантических сетей, на которых указаны направления навигационных отношений, называют картами знаний, а их совокупность, позволяющая охватить большие участки семантической сети, атласом знания.

Математическая запись

Лингвистическая запись

В лингвистике отношения фиксируются в словарях и в тезаурусах . В словарях в определениях через род и видовое отличие родовое понятие занимает определённое место. В тезаурусах в статье каждого термина могут быть указаны все возможные его связи с другими родственными по теме терминами. От таких тезаурусов необходимо отличать тезаурусы информационно - поисковые с перечнями ключевых слов в статьях, которые предназначены для работы дескрипторных поисковых систем.

Классификация семантических сетей

Для всех семантических сетей справедливо разделение по арности и количеству типов отношений.

Помимо концептуальных графов существуют и другие модификации семантических сетей, это является ещё одной основой для классификации (по реализации ). См. более подробно в соответствующем разделе .

Семантические отношения

Количество типов отношений в семантической сети определяется её создателем, исходя из конкретных целей. В реальном мире их число стремится к бесконечности. Каждое отношение является, по сути, предикатом, простым или составным. Скорость работы с базой знаний зависит от того, насколько эффективно реализованы программы обработки нужных отношений.

Иерархические

Наиболее часто возникает потребность в описании отношений между элементами, множествами и частями объектов. Отношение между объектом и множеством, обозначающим, что объект принадлежит этому множеству, называется отношением классификации (ISA ). Говорят, что множество (класс) классифицирует свои экземпляры . (пример: «Шарик является собакой» = Шарик является объектом типа собака ). Иногда это отношение именуют также MemberOf, InstanceOf или подобным образом. Связь ISA предполагает, что свойства объекта наследуются от множества. Обратное к ISA отношение используется для обозначения примеров, поэтому так и называется - «Example», или по-русски «Пример». Иерархические отношения образуют древовидную структуру .

  • Отношение между надмножеством и подмножеством (называется AKO - «A Kind Of», «разновидность»). (Пример: «собака является животным» = тип с именем собака является подтипом типа животные ). Элемент подмножества называется гипонимом (собака ), а надмножества - гиперонимом (животное ), а само отношение называется отношением гипонимии . Альтернативные названия - «SubsetOf» и «Подмножество». Это отношение определяет, что каждый элемент первого множества входит и во второе (выполняется ISA для каждого элемента), а также логическую связь между самими подмножествами: что первое не больше второго и свойства первого множества наследуются от второго. Отношение АКО (Род-Вид) часто используется для навигации в информационном пространстве.
  • Объект, как правило, состоит из нескольких частей, или элементов. Например, компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мыши и т. д. Важным отношением является HasPart , описывающее связь частей и целого - отношение меронимии . В этом случае свойства первого множества не наследуются вторым. Мероним и холоним - противоположные понятия:
    • Мероним - объект, являющийся частью для другого. (Двигатель - мероним автомобиля .)
    • Холоним - объект, который включает в себя другое. (Например, у дома есть крыша. Дом - холоним крыши . Компьютер - холоним монитора .)

Часто в семантических сетях требуется определить отношения синонимии и антонимии . Эти связи либо дублируются явно в самой сети, либо определяются алгоритмической составляющей.

Вспомогательные

В семантических сетях часто используются также следующие отношения [Гаврилова]:

  • функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет»…);
  • количественные (больше, меньше, равно…);
  • пространственные (далеко от, близко от, за, под, над…);
  • временные (раньше, позже, в течение…);
  • атрибутивные (иметь свойство, иметь значение);
  • логические (И, ИЛИ, НЕ);
  • лингвистические.

Этот список может сколь угодно продолжаться: в реальном мире количество отношений огромно. Например, между понятиями может использоваться отношение «совершенно разные вещи» или подобное: Не_имеют_отношения_друг_к_другу(Солнце, Кухонный_чайник) .

Особенности использования некоторых типов отношений

В семантической сети в качестве понятий могут быть как экземпляры объектов, так и их множества. Использование одних и тех же отношений и для элементов, и для коллекций может привести к недоразумениям. Подобные ошибки в работе некоторых первых систем были описаны в статье Дрю Макдермотта «Искусственный интеллект сталкивается с естественной глупостью».

Рассмотрим пример - четыре предложения:

  1. У Павла есть отец по имени Алексей.
  2. Для Павла найдётся отец из множества мужчин.
  3. Найдется человек, для которого Алексей - отец.
  4. У каждого человека есть отец из множества мужчин.

Для человека ясен смысл этих фраз и многие не задумываясь поставили бы во всех четырёх случаях отношение есть отец . Однако это является ошибкой: в первом случае, действительно, описывается отношение между двумя экземплярами, но во втором и третьем - между экземпляром и множеством, а в четвёртом - отношение между представителями из двух множеств. В математической записи это выглядит так, соответственно для предложений 1-4:

I. ∃ павел & ∃ алексей: отец(алексей, павел); IIа. ∃ павел → ∃ x ∈ мужчины: отец(x, павел); IIб. ∃ алексей → ∃ y ∈ люди: отец(алексей, y); III. ∀ y ∈ люди → ∃ x ∈ мужчины: отец(x, y);

Мы видим, что случаи IIа и IIб различаются только порядком следования переменных в предикате, однако для правильности сети это может сыграть важную роль. В примере перечислены лишь 4 рода отношений, всего же для бинарной сети их существует девять. Они различаются кванторами ∃ и ∀, а также порядком переменных.

Графически для отличия всех этих случаев применяют специальные форму пометок отношений на графе: например, отношения первого рода оставляют без изменений, второго - обводят прямоугольной рамкой из точек, третьего - тире, а четвёртого - тире-точка. Либо можно просто написать рядом индекс типа отношения.

Наиболее часто встречающаяся путаница возникает насчёт отношения ISA . Поэтому во многих современных работах принимается, что ISA обозначает связь между экземпляром и множеством (вышеописанный случай IIб): Мурка ISA кошка . Одиночная рамка при этом не используется. Если требуется определить отношение эквивалентности (случай I), для этого может вводиться специальное отношение (хотя для семантической сети нужда в нём небольшая). ISA можно использовать для обозначения вхождения элементов одного множества в другое (случай III), однако так делать не рекомендуется. Для обозначения подмножеств применяется ещё одно специальное отношение - AKO . Различие между «ISA в рамке» и AKO заключается в том, что последнее отвечает ещё и за наследование свойств самих множеств, а не только элементов.

Каждое слово в языке характеризуется определенным набором семантических отношений, в которые оно может вступать с другими словами в тексте. Набор семантических отношений, присущий данному слову, связывает его значение со значениями других слов в пределах речевого отрезка. Информация о количестве и содержании семантических отношений, связывающих денотативное и сигнификативное значение данного слова с денотативными и сигнификативными значениями других слов в тексте, входит в качестве основной части в особый слой значения слова — синтаксический слой, или синтактику слова.

Синтактика знака - это информация о правилах соединения знака с другими знаками в тексте. Для представления этой информации в семантической теории необходимы специальные метаязыковые средства. Средства эти разнообразны.

Наиболее распространенным способом графического представления семантического отношения между значениями слов является представление его в виде направленной дуги или стрелки, связывающей между собой точки, или узлы, соответствующие значениям слов. Отношение получает некоторую помету, символизирующую семантическое содержание данного отношения. Такому графическому способу представления отношений соответствует представление отношения в виде, характерном для классической аристотелевской логики: a R Ь, где а и b — значения слов, a R — отношение между ними.

При таком подходе к описанию семантических отношений перед исследователем встает задача выработки конечного набора семантических отношений,с помощью которых можно было бы отразить все реальное многообразие смысловых связей, в которые вступают значения слов во фразах языка. Это предполагает переход от максимально конкретной интерпретации смысловой связи между словами к интерпретации обобщенной. Содержательные отношения,возникающие между словами в конкретном фрагменте текста, зависят от семантики данных конкретных слов. В этом смысле отношения между словами во фразах Мальчик спит, Мальчик болеет и, например, Мальчик ждет ни в коем случае не идентичны.

В разных системах формально-семантического описания выделяются разные наборы СО (семантических отношений). Так, в падежной грамматике Ч. Филлмора выделяется 6 семантических описаний, называемых «глубинными падежами»:

  1. 1. Агентив (А) — падеж одушевленного инициатора действия.
  2. 2. Инструменталис (I) — падеж неодушевленной силы или предмета, который включен в действие или состояние, называемое глаголом, в качестве его причины.
  3. 3. Датив (D) — падеж одушевленного существа, которое затрагивается состоянием или действием, называемым глаголом.
  4. 4. Фактитив (F) — падеж предмета / существа, кот.возникает в результате действия или состояния, называемого глаголом.
  5. 5. Локатив (L) — местоположение или пространств.ориентация действия или состояния, называемого глаголом.
  6. 6. Объектив (О) — семантически наиболее нейтральный падеж: что-либо, что может быть обозначено существительным, роль которого в действии или состоянии, которое называет глагол, определяется интерпретацией самого глагола.

В книге Ю. Д. Апресяна выделено 25 семантических отношений. Эти различия объясняются тем, что в зависимости от цели, для которой разрабатывался соответствующий метаязык, исследователь останавливался на том или ином уровне обобщения конкретных содержательных отношений, наблюдаемых между словами, синтаксически связанными в тексте.

Для таких систем семантического описания, в которых значения слов представляются в виде элементарных смысловых единиц (сем), связанных элементарными семантическими отношениями естественно встает вопрос: как соотносятся между собой два множества — множество семантических отношений между значениями слов во фразе и множество отношений между семантическими компонентами в составе толкования слова? На этот вопрос в принципе может быть два ответа:

  1. 1) СО между семами в описании значения слова и СО между значениями слов в тексте - это два разных, не связанных между собой набора СО;
  2. 2) все СО между значениями слов в тексте могут быть сведены к минимальному количеству СО, составляющему синтаксис метаязыка для описания значения слов.

Только второй ответ на этот вопрос соответствует задаче построения интегрального семантического описания языка. Такое описание предполагает, что фразы, признаваемые имеющими одно и то же значение, должны получить тождественные описания. Но если семантические отношения между словами никак не соотносятся с семантическими отношениями между семантическими компонентами, то мы не сможем дать одинаковые репрезентации синонимичным фразам.

Количество элементарных семантических единиц (сем) меньше количества описываемых с их помощью слов. Точно так же и количество семантических отношений между семами меньше количества отношений между значениями слов во фразе.

В языке для описания значений слов, предложенном Ю. Д. Апресяном между семами устанавливается всего восемь элементарных СО (ЭСО):

  • - субъекта,
  • - объекта,
  • - контрагента,
  • - содержания,
  • - места,
  • - времени,
  • - количества
  • - определительное.

Те же отношения мы видим и среди семантических отношений, устанавливаемых между значениями слов в тексте. Но кроме них есть и другие, например отношение адресата. Откуда возникают эти дополнительные по отношению к основным отношения? Все такие отношения являются производными от базовых элементарных отношений. Они могут быть проинтерпретированы в терминах элементарных семантических единиц (ЭСЕ) и ЭСО. Так, отношение «адресат» может быть проинтерпретировано с помощью ЭСО субъекта и объекта и ЭСЕ "каузировать" и "иметь информацию":адресат — это субъект вызванного кем-то информационного процесса.

добиться того, что путь к ее решению в пространстве поиска будет минимальным.

Альфа-бета алгоритм позволяет уменьшить пространство состояний путем удаления ветвей, неперспективных для успешного поиска. Поэтому просматриваются только те вершины, в которые можно попасть в результате следующего шага, после чего неперспективные направления исключаются. Альфабета алгоритм нашел широкое применение в основном в системах, ориентированных на различные игры, например, в шахматных программах.

Продукционная модель привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модульностью, легкостью внесения дополнений и изменений и простотой механизма логического вывода.

В ряде систем искусственного интеллекта используют комбинации сетевых и продукционных моделей представления знаний. В таких моделях декларативные знания описываются в сетевом компоненте модели, а процедурные знания - в продукционном.

К достоинствам продукционной модели можно отнести: модульность структуры, естественность вывода (аналогия с рассуждениями человекаэксперта), простота модернизации и расширения (для внесения изменений в структуру, а, следовательно, и в процесс обработки, достаточно изменить правило).

8.3. Семантические сети. Виды отношений

Термин семантическая означает смысловая, а сама семантика - это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, т.е. наука, определяющая смысл знаков.

В основе семантических моделей лежит понятие сети, образованной помеченными вершинами и дугами. Вершины сети представляют некоторые сущности (абстрактные или конкретные объекты, процессы, события, явления), а дуги - отношения между сущностями, которые они связывают (связи типа «это», «имеет частью», «принадлежит» и т.п.). Наложив ограничения на описание дуг и вершин, можно получить сети различного вида. Если вершины не

имеют собственной внутренней структуры, то соответствующие сети называются простыми . Если вершины обладают некоторой структурой, то такие сети называютиерархическими .

Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений: класс - элемент класса ,свойство - значение ипример элемента класса .

В самом общем случае сетевая модель - это информационная модель предметной области. В сетевой модели представляются множество информационных единиц (объекты и их свойства, классы объектов и их свойств) и отношения между этими единицами.

В зависимости от типов отношений между информационными единицами различают сети:

классификационные, в которых используются отношения (типа часть-целое, род, вид, индивид), описывающие структуру предметной области, что позволяет отражать в базах знаний разные иерархические отношения между информационными единицами;

♦ функциональные (их часто называют вычислительными моделями), позволяющие описывать процедуры «вычислений» одних информационных единиц через другие;

♦ каузальные (называемые также сценариями), использующие причин- но-следственные отношения, а также отношения типа «средство - результат», «орудие - действие» и т.п.

♦ смешанные, использующие разнообразные типы отношений.

Если в сетевой модели допускаются отношения различного типа, то ее обычно называют семантической сетью.

Важной чертой семантических сетей является возможность представлять знания более естественным и структурированным образом, чем это делается с помощью других формализмов.

Виды отношений

При разработке представлений в виде семантических сетей важную роль играют следующие отношения:

♦ « является », отражающее принадлежность объекта некоторому классу объектов;

♦ « имеет », указывающее на то, что одно понятие представляет часть

♦ « есть », указывающая на то, что одно понятие служит атрибутом дру-

Можно предложить несколько классификаций семантических сетей, связанных с типами отношений между понятиями. По количеству типов отношений сети делятся на однородные (с единственным типом отношений) инеоднородные (с различными типами отношений). По типам отношений их можно классифицировать какбинарные (в которых отношения связывают два объекта) и n-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий).

Семантические отношения бывают:

Лингвистическими (глагольными, атрибутивными и падежными) - отображают смысловую взаимосвязь между событиями, между событиями и понятиями или свойствами. Они бывают глагольными, атрибутивными и падежными.

♦ Логическими - операциями, используемыми в алгебре логики (дизъюнкция, конъюнкция, инверсия и импликация).

Теоретико-множественными -отношениями подмножества,

части целого, множества и элемента.

Квантифицированными - логическими кванторами общности и существования. Они используются для представления таких знаний как «Существует работник А, обслуживающий склад В» и т.д.

Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:

связи типа «часть - целое» («класс - подкласс», «элемент - множество» и т.п.);

функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет» и т.п.);

качественные связи (больше, меньше, равно и т.д.);

пространственные связи (далеко от, близко от, за, под, над и т.п.);

♦ временные связи (раньше, позже, в течение и т.д.);

атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение и т.п.);

логические связи (и, или, не);

♦ и другие.

Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, соответствующей поставленному вопросу.

8.4. Фреймы. Их примеры, виды, структура. Сети фреймов, наследование свойств

Автором теории фреймов является профессор Массачусетского технологического института Мервин Минский, который в 70-е гг. предложил фрейм как структуру знаний для восприятия пространственных сцен. В основе этой теории лежат психологические представления о том, как мы видим, слышим и концентрируем воспринимаемое. Сам Минский считал теорию фреймов скорее теорией постановки задач, чем продуктивной теорией, и суть ее излагал следующим образом. Каждый раз, попадая в некую ситуацию, человек вызывает из своей памяти соответствующую ситуации структуру, именуемую фреймом. Минский определил фрейм как единицу представления знания (абстрактного образа или ситуации), заполненную в прошлом, детали которой по необходимости изменяются и уточняются применительно к ситуации. Каждый фрейм может быть дополнен различной информацией, касающейся способов применения данного фрейма, последствий этого применения и т.п. Например, образ жизни каждого человека - это, большей частью, череда типовых ситуаций, различающихся каждый раз в деталях, но в общем и целом повторяющихся.

Фрейм - это структура знаний (т.е. декларативное представление), предназначенная для предоставления некоторой стандартной ситуации. С каждым фреймом ассоциируется разнообразная информация (в том числе и процедуры). Фрейм можно представить в виде сети, состоящей из вершин и отношений (дуг). Родственные фреймы связаны в систему фреймов. Система содержит описание зависимостей (причинных, временных и т.п.) между входящими в нее фреймами. Для выражения указанных зависимостей фреймы, входящие в систему, имеют общее множество слотов. Представление зависимостей в явном виде позволяет предсказать переход от одного состояния к другому, зависимому от него, состоянию и осуществить этот переход эффективно.

Для фреймовой модели характерно:

представление знаний в виде достаточно крупных, содержательно завершенных единиц, называемых фреймами;

иерархическая структура фреймов, где иерархия основана на степени абстрактности фреймов;

совмещение во фреймах декларативных и процедурных знаний. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет

отобразить все многообразие знаний о мире через следующие виды фреймов:

фреймы-структуры , для обозначения объектов и понятий (заем, залог,

вексель);

♦ фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);

♦ фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование

♦ фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства)

♦ и другие.

Фрейм имеет иерархическую структуру: на верхнем уровне располагаются фиксированные характеристики ситуации, на последующих уровнях (в так называемых «слотах» - отсеках) - уточняющая и конкретизирующая информация. Различают также пользовательское и машинное представление фреймов.

С точки зрения пользователя различают три уровня общности фреймов:

а) скелетный, пустой фрейм (шаблон), превращаемый после его заполнения в общее или конкретное понятие;

б) фрейм общего понятия (прототипили образец)- шаблон, заполнен-

ный не конкретными значениями, константами, а переменными;

в) фрейм конкретного понятия (экземпляр)- прототип, заполненный конкретными значениями, константами.

Фреймы-образцы хранятся в базе знаний, а фреймы-экземпляры создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных.

Структура фрейма может выглядеть следующим образом:

Ту же запись можно представить в виде таблицы, содержащей дополнительные столбцы для описания типа слота и возможного присоединения к тому или иному слоту специальных процедур, что допускается в теории фреймов.

Имя фрейма

значение

присоединенная

процедура

Внутреннее (машинное) представление фрейма имеет более сложную организацию и содержит средства для создания иерархии фреймов, их взаимодействия, обмена информацией, порождения конкретных фреймов из общих и общих фреймов из скелетных.

При конкретизации фрейма ему и его слотам присваиваются конкретные имена, а затем слоты заполняются значениями. Переход от исходного фреймапрототипа к фрейму-экземпляру может быть многошаговым (за счет постепенного уточнения значений слотов).

Имя фрейма - это идентификатор, присваиваемый фрейму, уникальный во всей фреймовой системе. Фрейм состоит из произвольного числа слотов, часть из которых определяется системой.

Имя слота - это идентификатор слота, уникальный в пределах фрейма. Во фреймовых системах иерархического типа, основанных на отношениях «абстрактное - конкретное» создаются указатели наследования, которые

показывают, какую информацию об атрибутах слотов верхнего уровня наследуют слоты с такими же именами во фреймах нижнего уровня.

Указатель атрибутов слота - это указатель типа данных слота. К таким типам относятся FRAME (указатель); INTEGER (целое); REAL (вещественное); BOOL (булево); LISP (присоединенная процедура); TEXT (текст); LIST (список); TABLE (таблица); EXPRESSION (выражение) и др.

Каждый слот предназначен для заполнения определенной структурой данных (в скелетном фрейме все они пусты, кроме первого, который имеет значение).

Значение слота - значение, соответствующее типу данных слота и удовлетворяющее условиям наследования. Значением слота может быть практически все, что угодно: числа или математические соотношения, тексты на естественном языке или программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного фрейма или других фреймов (сети фреймов).

У фреймовых моделей представления знаний нет специального механизма управления выводом и пользователь должен создавать его сам. Для этого используется три способа управления выводом: с помощью механизма наследования, демонов и присоединенных процедур.

Наследование свойств , заимствованное из теории семантических сетей, является важнейшим свойством теории фреймов. Во фреймах (как и в семантических сетях) наследование происходит по AKO-связям (A-Kind-Of = это ). Слот AKO указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, т.е. переносятся значения аналогичных слотов.

Существуют несколько способов получения слотом значений во фреймеэкземпляре.

Ономасиологический аспект изучения слова. Понятие лексики как системы. Виды системных связей в лексике. Парадигматические отношения в лексике. Синтагматические отношения в лексике. Вопрос о деривационных отношениях в лексике. Эпидигматика как вид дериватики.

Мы рассмотрели первый аспект изучения слова в лексикологии - семантический, т.е. познакомились с ее разделом - семасиологией , с такими ее единицами, как сема , семема и семантема .

Как уже отмечалось, подход к изучению слова, его семантики, может быть семасиологическим (от знака к смыслу) и ономасиологическим (от смысла к знаку). Первый предполагает ответ на вопрос: что данный знак (слово) означает? Это, таким образом, семантический анализ слова. Второй связан с номинацией, названием, т.е. с ответом на вопрос: как обозначается данное понятие? Это, таким образом, семантический синтез . При этом одно и то же понятие может быть названо разными знаками, что предполагает группировки слов, включение слова в определенную систему. Поэтому ономасиологический аспект можно назвать также системным.

Системный аспект изучения слова тесно связан с предыдущим, семантическим, т.к. опирается в первую очередь на семантические отношения между словами. Что же такое система в лексике? Соотнесем сначала это понятие с понятием системы языка и - шире - с понятием вообще системы.

Система - это совокупность элементов, связанных между собой устойчивыми отношениями и образующих внутренне организованное единое целое.

Выделим три основных положения в понимании системы:

1) внутренняя организация элементов (иерархия);

2) взаимообусловленность;

3) взаимосвязанность элементов.

При этом ясно, что элементов (единиц системы) должно быть несколько (совокупность), как минимум - два.

Что же такое - языковая система?

Языковая система - это внутренне организованная совокупность его элементов (т.е. языковых единиц), связанных определенными инвариантными (= устойчивыми) отношениями.

Системные отношения пронизывают каждый языковой уровень: фонетический, грамматический, в том числе и лексический, но лексическая система стала разрабатываться и описываться относительно недавно, во второй половине XX века, хотя высказывания относительно того, что лексика - это тоже система, существовали и раньше. Например, академик М.М. Покровский еще в 1895 г. в работе «Семасиологические исследования в области древних языков» писал: «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашем сознании) в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению». Через полвека другой академик, В.В. Виноградов, напишет: «Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связи и во взаимоотношение с другими элементами сложной и разветвленной структуры языка» (см. его работу «Основные типы лексических значений слова»). Спустя еще несколько десятилетий стали появляться работы, специально посвященные системным отношениям в лексике. В них наметилось два подхода к изучению лексики как системы: 1) как совокупности слов, противопоставленных по каким-либо признакам (например, по происхождению или сфере употребления), т.е. подход классификационный, или стратификационный (распределительный), который мы рассмотрим позднее; 2) как систему семантических взаимоотношений, с которой мы и познакомимся. Наиболее подробно этот аспект лексикологии описан в работах Д.Н. Шмелева, Л.А. Новикова, Ю.Д. Апресяна, Э.В. Кузнецовой, А.И. Стернина и др. (см. список литературы).

Единицей лексической системы языка в обоих смыслах является слово в одном из своих значений (ЛСВ), ЛЗ которого (семема), в свою очередь, представляет собой совокупность, множество элементарных смыслов (сем). Таким образом, элементарной единицей лексико-семантической системы языка является сема. Взаимосвязанность и взаимообусловленность таких элементарных смыслов можно показать на примере следующего диалога (из популярной книги Л. Сахарного «К тайнам мысли и слова»):

Что означает слово СТУЛ?

То, на чем сидят.

Но то же - ТАБУРЕТ?

СТУЛ - предмет мебели со спинкой .

А КРЕСЛО?

СТУЛ - предмет мебели для сидения, со спинкой, без подлокотников .

А ДИВАН? СКАМЕЙКА? ЛАВКА?

СТУЛ - предмет мебели для сидения, со спинкой, без подлокотников, для одного человека .

Как видим, для того чтобы точнее определить значение слова, надо сопоставить его с другими, близкими по смыслу словами, т.е. надо знать его место в системе - топос. В результате такого сопоставления и выявляются дифференциальные (различительные) и интегральные (объединяющие) признаки (семы), т.е. противопоставленность и тождественность элементов системы.

Следовательно, все отношения в лексической системе и основаны на противоположности и тождестве ее элементов или на положении каждого элемента относительно другого, иначе на оппозиции илипозиции слова.

В языке существуют определенные типы связей, которые объективны, стереотипны. Например, при проведении лингвистического эксперимента (на слово-стимул нужно получить ответное слово-реакцию : первое пришедшее в голову слово) на вопрос «часть лица», «поэт», «фрукт» большинство дает традиционный ответ: НОС, ПУШКИН, ЯБЛОКО. Это свидетельствует о том, что между данными словами устанавливаются определенные устойчивые (стереотипные) связи, характерные для русского языкового сознания и выработавшиеся в практике языкового общения. Такие связи называют ассоциативными . Ими определяются центральные и периферийные связи и - более - центр и периферия лексической системы в целом. Есть понятия более и менее важные. Есть элементы (семы) более и менее значимые. Ассоциативные связи позволяют включать каждое слово в определенное ассоциативное поле , складывающееся из различных видов связей слов. Эти поля могут быть объективными (общенародными) и субъективными (индивидуальными) - они могут зависеть от ситуаций, возраста, профессии и т.п. человека (вспомним «ближайшее» и «дальнейшее» значение А.А. Потебни). Общенародные ассоциативные поля (по крайней мере их центр) довольно стабильны (это язык), а периферия может быть размыта, индивидуальна (это речь). Ассоциативные поля к тому же национально окрашены, т.е. могут быть специфичными в разных языках (подробнее о национально-культурной специфике лексики будет сказано ниже, в отдельной теме).

Ассоциативные связи можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле - это один из видов связей, основанный на свободных, случайных ассоциациях (свободные ассоциативные связи ). В широком смысле - это обобщающее понятие, включающее и другие виды связей, которые весьма разнообразны.

Например, в «Словаре ассоциативных норм русского языка» (А.А. Леонтьев, 1976 г.) к слову-стимулу ДРУГ приведены такие слова - ответы информантов (в порядке частотности ответов): товарищ, враг, верный, хороший, мой, недруг, близкий, настоящий, старый, брат, дорогой, надежный, преданный, приятель, закадычный, лучший, любимый, собака, дружок. Закономерность ответов налицо.

Из данного примера видно, что ассоциативные связи слова ДРУГ с другими словами различны. Условно их можно разделить на два типа (или даже три).

1) Одни слова позволяют объединить их в какие-то группы на основе близости значений (ДРУГ - товарищ, приятель , ДРУГ - недруг, ДРУГ - брат, ДРУГ - дружок ). Такая группировка единиц языка на основе тождества, близости и/или противопоставленности смыслов называется парадигмой, а тип связи - парадигматическим (парадигматикой ). Сюда, как мы видим, включаются синонимические, антонимические и другие аналогические связи. Слово как элемент определенной парадигмы называют словом-ономатемой.

2) Другие слова связаны со словом-стимулом ДРУГ на основе логической смежности понятий и, следовательно, их сочетаемости друг с другом (ДРУГ - верный, хороший, мой, близкий, настоящий, старый, дорогой, надежный, преданный, закадычный, лучший, любимый ). Такие связи называются синтагматическими (синтагматикой). При этом ясно, что многие слова приведены как результат стереотипной сочетаемости (Ср.: пословицу «Старый друг лучше новых двух» или фразеологизм «закадычный друг » и др. типичные для русского языка словосочетания). Слово как элемент словосочетания называют словом-синтагмой.

3) Можно выделить (из 1-го) и третий тип (ДРУГ - дружок ): это не просто синонимия, а еще и связь на основе лексической производности, словообразования. Такие связи называют деривационными (дериватикой, деривацией ). Выделение последнего типа как самостоятельного признается не всеми, и тогда дериватика (деривация) рассматривается в рамках парадигматики.

Деривация в языке может быть, в свою очередь, двух типов: лексическая (деривационные отношения между словами, отношения лексической производности: дом > домик, дом > домовой ) и семантическая (деривационные отношения между ЛСВ, отношения семантической производности, приводящие к многозначности: дом-1 > дом-2, дом-2 > дом-3 ).

Семантическую деривацию иногда рассматривают как особый тип внутрисловных (в отличие от предыдущих межсловных ) семантических отношений, называемых эпидигматикой (Д.Н. Шмелев).

Таким образом, слово может рассматриваться либо как элемент определенной микросистемы (парадигмы), т.е. группы слов, объединенных семантическими отношениями на основе тождества и противоположности их значений, либо как элемент словосочетания с точки зрения его семантической валентности, т.е. способности слова вступать в сочетания с другими словами на основе его семантического потенциала. Схематически парадигматические и синтагматические отношения обычно обозначают с помощью двух пересекающихся осей координат: вертикальной и горизонтальной, где вертикаль - это парадигматика (зрительно как образ столбика, списка слов), а горизонталь - синтагматика (как образ линейной связи, письма, строки). См. рисунок:

Парадигматические и синтагматические связи слов тесно связаны друг с другом (т.е. также взаимосвязаны и взаимообусловлены). Так, синтагматические связи (контекст) часто предопределяют ЛЗ слова, а следовательно, накладывают отпечаток на отношения ЛСВ с другими (внутрисловную парадигму). В то же время то, что слово является членом определенной парадигмы, накладывает отпечаток на характер ЛЗ, его объем, определяет его смысловую структуру и лексическую сочетаемость. При этом здесь играют роль как лингвистические, так и экстралингвистические (неязыковые) факторы.

Рассмотрим оба типа системных связей подробнее.

Лексическая парадигматика

Парадигматические отношения в лексике. Типы оппозиций и отношений в них. Нулевая оппозиция и отношения тождества. Привативная оппозиция и отношения включения. Эквиполентная оппозиция и отношения пересечения. Дизъюнктивная оппозиция и отношения несовпадения.

Парадигматика (греч. paradigma - образец) в широком смысле слова - это рассмотрение языковых единиц как совокупности структурных элементов, связанных отношениями сопоставления и противопоставления. Например: О / А / Ъ - фонетическая парадигма, ДОМ / (у) ДОМА / (в) ДОМ / (к) ДОМУ / (перед) ДОМОМ / (в) ДОМЕ - грамматическая парадигма, ДОМ /ДОМИК / ДОМОВОЙ / ДОМАШНИЙ - словообразовательная парадигма.

На этой же основе строится и лексическая парадигма: ДОМ / ЖИЛИЩЕ, ДОМАШНИЙ /ДИКИЙ - т.е. объединения слов, сопоставленных и противопоставленных по какому-то признаку.

Отличие лексической парадигмы от грамматической в том, что в грамматической парадигме мы имеем дело только с грамматическим варьированием, ЛЗ остается неизменным (ДОМ /ДОМА -ед. и мн. ч.). Члены лексической парадигмы имеют свои ЛЗ (ДОМ / ЖИЛИЩЕ / ЗДАНИЕ / СТРОЕНИЕ).

Лексические парадигмы многоступенчаты. Это значит, что они могут включаться одна в другую (или вычленяться одна из другой). Поэтому многие слова являются одновременно членами разных лексико-семантических парадигм в зависимости от компонентного состава, организующего эти парадигмы. Например, слово РЕКА (пример Д.Н. Шмелева) обозначает 1) «естественный водоем», 2) «для стока воды», 3) «значительный по размерам». Все вместе они образуют лексико-семантическую группу «водоем»: РЕКА, ПРУД, РЕЧКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, КАНАЛ, РУЧЕЙ, но каждый из трех смысловых компонентов включает слово в разные парадигмы: 1) РЕКА, РУЧЕЙ, БОЛОТО («естественный водоем» - в противоположность «искусственным водоемам» ПРУД, КАНАЛ), 2) РЕКА, ОЗЕРО, ПРУД («большой водоем» в противоположность «маленьким водоемам» РУЧЕЙ, РЕЧКА), 3) РЕКА, РУЧЕЙ («водоем для стока воды» - в противоположность «стоячим водоемам» ОЗЕРО, ПРУД, БОЛОТО).

Понятие лексической парадигмы основано на оппозиции элементов парадигмы, т.е. слов, вернее ЛСВ. Единицей (элементом, членом) такой парадигмы является ЛСВ слова (семема), структурной семантической единицей (элементарной), позволяющей установить тождество или противоположность ЛСВ, являются семы (интегральные - отождествляющие и дифференциальные - различающие, противопоставляющие). Поэтому при рассмотрении тех или иных парадигм удобно пользоваться методикой компонентного анализа (см. о нем 2.1.2). Например, СТУЛ - ТАБУРЕТ:

СТУЛ - мебель, для сидения, одного человека, со спинкой : A b c d

ТАБУРЕТ - мебель, для сидения, одного человека, без спинки : A b c d`

Отношения близости и противопоставленности семантики логически сводятся к четырем типам оппозиций: нулевая , привативная , эквиполентная и дизъюнктивная (терминология Ю.Н. Караулова). В каждой из них - свой вид семантических отношений: отношения тождества , включения , пересечения или исключения (терминология Л.А. Новикова). Некоторые авторы (например Э.В. Кузнецова) рассматривают данные оппозиции не только с точки зрения ПС (плана содержания), но и с точки зрения ПВ (плана выражения). Вслед за ней мы также будем рассматривать А) семантические оппозиции и Б) формальные оппозиции .

1. Нулевая оппозиция . В ней находятся слова, тождественные А) в ПС (ЛЗ) или Б) в ПВ, т.е. между ними отношения тождества ПС (плана содержания) или ПВ (плана выражения): A = B. Схематически такой вид отношений иногда рассматривают как полное наложение двух окружностей А и В, каждая из которых символизирует отдельный элемент оппозиции (см. рисунок № 1):

А) Семантическая нулевая оппозиция . В такой семантической оппозиции обычно находятся полные синонимы : в толковых словарях тождество их семантики обычно выражается с помощью т.н. отождествляющего толкования («то же что»). ПС таких слов совпадает, ПВ нет:

ГЛАЗА - орган зрения

ОЧИ - то же, что глаза

Б) Формальная нулевая оппозиция . В такой формальной оппозиции находятся омонимы , ПВ которых тождествен, а ПС разный:

СВЕТ (1) - лучи, сияние (лунный свет )

СВЕТ (2) - земля, мир (объехать весь свет ).

2. Привативная оппозиция . В такой оппозиции обычны отношения включения (смыслового или формального). Схематически ее изображают как одну окружность внутри другой: А > В. См. рисунок 2:

А) Семантическая привативная оппозиция. Она характерна для слов в родовидовых семантических отношениях, когда значение одного слова как бы включает в себя другое. Такие слова называются гипонимы .

ДЕРЕВО - растение, имеющее ствол и крону

ЕЛЬ - хвойное ДЕРЕВО (растение, имеющее ствол и крону).

Аналогичные отношения возможны и у полисемантов (ЛСВ одного многозначного слова), если они связаны родовидовыми связями, т.е. образованы путем сужения или расширения значения. Например, СТОЛ-2 («питание») и СТОЛ-3 («вид питания»). Таким образом, этот вид оппозиции является не только межсловным, но и внутрисловным (в отличие, например, от нулевой оппозиции, которая может быть только межсловной).

Б) Формальная привативная оппозиция . Она характерна для слов, одно из которых формально включается в ПВ другого: СТОЛ / СТОЛ ИК, т.е. для дериватов. Правда, при этом включенным оказывается и ПС (СТОЛИК - маленький СТОЛ). Так что чисто формальная привативная оппозиция вряд ли возможна, если не учитывать фонетического включения типа СТОЛ - СТОЛ Б, УХА - УХА Б.

3. Эквиполентная оппозиция. В ней реализуются отношения пересечения , т.е. частичного (неполного) совпадения, неполной эквивалентности ПС или ПВ: А ~ В. Схематически этот вид отношений изображается в виде пресекающихся окружностей (см. рисунок 3):

А) Семантическаяэквиполентнаяоппозиция . Она характерна для нескольких типов близких по смыслу слов: неполных синонимов (которые различаются оттенками значения): ВЫСОКИЙ - ДЛИННЫЙ, паронимов (близких по звучанию и значению): АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ, антонимов (противоположных, но сопоставимых, т.е. близких по смыслу): ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ, согипонимов (видовых названий одного рода): СТУЛ - ТАБУРЕТ.

Такие отношения возможны и в полисемии, между разными ЛСВ одного слова, у которых есть интегральные (совпадающие) семы: А с - В с :

ЗОЛОТЫЕ кольца (изделия, драгоценные ) - ЗОЛОТЫЕ руки (качество, драгоценное ).

Б) Формальная эквиполентная оппозиция . Она характерна для однокоренных слов (у них совпадает формально и семантически корневая часть), например: ВОД НЫЙ - ВОД ЯНОЙ, в том числе для паронимов (которые близки не только по значению, но и по форме, звучанию), а также для слов с омонимичными корнями (ВОД А - ВОД ИТЬ).

4. Дизъюнктивная оппозиция . Это отношения несовпадения, исключения (семантического или формального). В них находятся слова, не имеющие ничего общего в ПС или в ПВ. Схематически она изображается в виде двух непересекающихся окружностей А и В. См. рисунок № 4:

А) Семантическая дизъюнктивная оппозиция встречается в омонимии , когда ПВ тождествен (формально это нулевая оппозиция, см.), а ПС не совпадает: СВЕТ (1) - лучи, сияние; СВЕТ (2) - мир, земля.

Б) Формальная дизъюнктивная оппозиция характерна для любых разных в ПВ слов, даже синонимов, например: МИР - СВЕТ, ГЛАЗА - ОЧИ.

Таким образом, четыре вида оппозиций - это результат совпадения или несовпадения полного или частичного ПВ и/ или ПС различных слов. Одно и то же слово может включаться в разные типы оппозиций (семантических и формальных). Например: МИР (1) / СВЕТ (2) - нулевая семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция, МИР (1) / ВСЕЛЕННАЯ (эквиполентная семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция), МИР (1) / МИР (2) - дизъюнктивная семантическая оппозиция, нулевая формальная оппозиция, МИР (1) / МИРОК - привативная семантическая и формальная оппозиции, МИР (2) - ВОЙНА - эквиполентная семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция.

Лексическая синтагматика

Синтагматические отношения в лексике. Понятие валентности. Лексическая и грамматическая сочетаемость. Закон семантического согласования. Описание сочетаемости слова в словарях. Контекст и норма контекста. Типы контекста. Понятие позиции. Позиции слова в контексте. Синтагматические функции слова.

Синтагматические отношения (синтагматика ) в лексике (греч. sintagma - нечто соединенное) реализуются, как уже говорилось, в возможности сочетаемости, или валентности слова. Слова здесь вступают в соотношения (соединения) друг с другом на основе семантических и синтаксических свойств, на основе правил их сочетаемости друг с другом (валентности), употребления в контексте.

Валентность - один из основных признаков слова (см. 1.1.1.) - это потенциальная возможность (способность) слов сочетаться (соединяться) друг с другом.

Сочетаемость слова - это конкретная сочетаемость слов в определенных грамматических формах и синтаксических конструкциях и с определенными словами (лексико-семантическими вариантами).

Слова вступают в сочетания друг с другом на основе их семантических и / или грамматических свойств, поэтому сочетаемость (валентность) и подразделяют на лексическую и грамматическую (синтаксическую).

Правила сочетаемости слов, основанные на их семантических свойствах, называются лексической сочетаемостью (валентностью).

Правила сочетаемости слов, основанные на их грамматических свойствах, называются грамматической сочетаемостью (валентностью).

В отношения лексической сочетаемости вступают слова, если между реалиями, которые они называют, есть отношения логической смежности (предметно-логические и ассоциативные связи): дом - строить (строить дом ) стул - сидеть (сижу на стуле ), нож - резать (резать ножом ), ветер - дуть (дует ветер ). Если предметно-логической связи нет, слова сочетаться друг с другом не могут (строить - нос). В семантике таких слов, следовательно, должны быть смежные, соотносительные, «согласованные» семы: ВЕТЕР - «колебательные движениявоздуха », ДУТЬ - «заставлять двигатьсявоздух » (т.н. закон семантического согласования ). Лексическая сочетаемость, таким образом, тесно связана с парадигматикой (сочетаемость со словами определенных лексико-семантических парадигм), с иерархией сем в семеме (ведь сам состав компонентов значения, как мы уже отмечали, обусловлен парадигматически и синтагматически). Так что отношения эти взаимообусловлены.

Грамматическая сочетаемость имеет более обобщенный характер: это отношения типа «предмет» - «признак предмета» (высокий рост, спелое яблоко ), «действие, направленное на предмет» - «предмет, на который направлено действие» (читать книгу, смотреть телевизор ), «действие» - «орудие действия» (писать ручкой, резать ножом ), «действие» - «признак действия» (хорошо сидим, ловко работает ), «часть» - «целое» (ножка стула, ручка двери ) и т.п., в том числе при этом учитываются различные формы слова. Грамматическая сочетаемость слов рассматривается в грамматике. Она формальна и отвлечена от конкретного ЛЗ (можно сказать и «глокая куздра», но нельзя «глокий куздра», тогда уж «куздр»). В лексикологии рассматривается только лексическая сочетаемость, хотя учитывается и грамматическая.

Надо сказать, что понятие лексической сочетаемости относительно. Относительно определенного языка (выражение «водить за нос», например, нельзя перевести), относительно времени (сочетаемость может измениться со временем, например, раньше невозможно было сказать умная машина или стеклянная сковородка, но возможно было начались классы в значении «уроки»), относительно условий реализации (возможно индивидуально-авторское или ситуативное, шутливое и т.п. словоупотребление: например «съесть галоши» у К. Чуковского или «зеленая тоска» у С. Есенина), т.е. возможно и расширение и сужение лексической сочетаемости.

Обусловленность лексической сочетаемости слов их ЛЗ объясняется тем, что слово в том или ином значении может вступать в связь только с определенным кругом слов (определенным их семантикой). Так, слово ЛЕНТА («узкая полоска ткани, служащая для стягивания волос, украшения или отделки») предполагает определенный круг сочетаемости этого слова: с определением- прилагательным (грамматическая сочетаемость), указывающим на: 1) размер (широкая, длинная, узкая, короткая… лента ); 2) материал (атласная, шелковая, бархатная… лента) - причем, не любой материал, а дорогой, нарядный (т.к. «для украшения»), нельзя сказать рогожная, холщовая лента*; 3) цвет (алая, синяя, голубая… лента ) и т.п. Таким образом, слова сочетаются друг с другом избирательно. Если слово «лента» можно соединять с прилагательными по перечисленным признакам, то нельзя по другим признакам, не обусловленным предметно-логически (т.е. денотативно), например «вкус» - нельзя кислая лента . Лексическая сочетаемость - это сочетаемость смыслов, значений слов. Разного рода нарушения лексической сочетаемости ведут к речевым ошибкам (типа «кавалькада велосипедистов», «одержать рубежи», «приложить мастерство» и т.п.).

Однако не нужно думать, что в языке все слова сочетаются на основе предметно-логической связи. Во многих случаях язык «накладывает запрет» на ту или иную сочетаемость, хотя с точки зрения предметно-логической она была бы вполне возможна (вспомним лексически и грамматически связанные значения типа карие глаза (нельзя сказать карие волосы ) или - мебель красного дерева (нельзя сказать мебель красных деревьев ). Таким образом, сочетаемость слов (как лексическая, так и грамматическая) может быть относительно свободной, широкой (хотя и ограниченной предметно-логически) и узкой, ограниченной языковой системой (лексическим или грамматическим контекстом, определенной формой слова или синтаксической функцией), о чем мы уже подробно говорили в связи с типами связанных значений (см. 2.1.4).

Попытка широкого показа лексической сочетаемости в толковом словаре была предпринята в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка». Показ сочетаемости представлен в специальном «Словаре сочетаемости слов русского языка» под ред. В.В. Морковкина. Частичная сочетаемость (только существительных с прилагательными) дана в «Словаре эпитетов» К.С. Горбачевича и. Е.П. Хабло (1979 г.).

Современные словари уделяют большое внимание демонстрации синтагматических отношений слова. Например, в «Новом объяснительном словаре синонимов» (Ю.Д. Апресян и др.) лексическая сочетаемость подробно анализируется при характеристике значения каждого слова-синонима (по сути, они и различаются сочетаемостью) и невозможные сочетания отмечаются знаком *, означающим «нельзя» (например: «здание <*дом> крытого бассейна <стадиона> ), кроме того, сочетаемость (лексическая и грамматическая) выносится в определенную зону словарной статьи за знаком «С». Приведем фрагмент из словарной статьи ДОМ-2, ЖИЛИЩЕ, ЖИЛЬЕ этого словаря (вып. 1, 1997 г.):

«С» Дом ассоциируется с семьей, бытом, традициями, поэтому для этого слова типичны определения родной , семейный , приличный . В локативных конструкциях все синонимы, кроме слова жилплощадь , сочетаются с предлогом в + ПРЕДЛ или ВИН; синоним жилплощадь требует предлога на : проживать на жилплощади, прописать на жилплощадь . Аналогично: выехать из дома , но с жилплощади . Для синонимов жилье и жилище характерно употребление в качестве зависимых при глаголе строить . Для слов жилье и жилплощадь типичны контексты глаголов покупать , распределять , наследовать … Синонимы по-разному сочетаются со словами, обозначающими длительное пребывание: в доме живут , в жилище живут или, скорее, обитают , на жилплощади проживают . По-разному обозначается при синонимах и субъект проживания. Можно говорить об обитателях , владельцах жилища , но только о хозяевах дома , причем хозяин дома предполагает определенный тип поведения. Хозяин жилища сказать можно, но это значит то же, что владелец ».

Кроме того, в этом словаре приводится большое количество иллюстраций (в зоне «И»), наглядно демонстрирующих реальное словоупотребление синонимов.

Понятие сочетаемости тесно связано, таким образом, с понятием контекста, а также нормой контекста, его типом и позицией слова в контексте, т.к. синтагматические отношении построены на позиционных, а не на оппозиционных (как парадигматика) отношениях.

Контекст - это словесное окружение, или законченный в смысловом отношении отрезок текста, дающий возможность точно установить значение каждого входящего в него слова. В широком смысле контекст - это и условия употребления данной языковой единицы (языковое окружение, речевая ситуация и т.п.).

Различают понятия узкий контекст (= словосочетанию) и широкий (все, что больше словосочетания: фраза, предложение, текст). Существует еще и понятие сверхконтекста - это контекст целого произведения или даже эпохи (например, смысл названия романа Гончарова «Обрыв» можно понять только из контекста всего произведения, а название журнала Герцена «Колокол» только в контексте эпохи).

Под нормой контекста подразумевается его достаточность для реализации значения слова, т.е. для понимания определенного смысла включенного в контекст слова. Чаще всего для понимания смысла слова достаточно простого словосочетания (вымыть пол, построить дом, детский дом ). Но иногда словосочетания (т.е. только одного слова) недостаточно, т.к. может возникнуть двузначность (купить землю - «почву» или «участок»?), тогда следует прибегнуть к более широкому контексту: Надо купить землю, пересадить цветок или Он купил землю под Москвой .

В тех случаях, когда реализация значения осуществляется в условиях ограниченной сочетаемости, контекст называется постоянным (чревато последствиями, трескучий мороз ), но это уже область фразеологии.

Слово в контексте, таким образом, находится в определенной позиции по отношению к другим словам (слову) контекста.

Позиция, в которой поддерживаются основные признаки ЛЗ слова, т.е. значение реализуется полностью, называется сильной (копать землю, рассыпать землю ).

Позиция, в которой основные компоненты ЛЗ не поддерживаются, возникает двузначность (двусмысленность), называется слабой (открыть землю, купить землю, родная земля ).

Поскольку в синтагматике слово всегда рассматривается в контексте, как элемент словосочетания, то единицей лексической синтагматической системы будет слово-синтагма (а не слово-ономатема, как в лексической парадигматической системе), а основным объектом рассмотрения будут синтагматические функции слова.

В зависимости от того, какой тип значения вступает в соотношения с другими словами в пределах словосочетания (т.е. условий, факторов, определяющих сочетаемость), различают три типа синтагматических функций слова-синтагмы: лексическую, лексико-грамматическую и лексико-синтаксическую.

1) Лексико-семантическая функция .

Здесь ЛЗ одного слова соотносится с ЛЗ другого, т.е. сочетаются лексические значения: зеленый - лист, трава, деревья, резать - бумага, ткань, кожа, пить - вода, квас, молоко .

2) Лексико-грамматическая функция.

Здесь ЛЗ одного слова соотносится с ГЗ другого, т.е. соединяются лексические и грамматические значения: играть во что - в футбол, в карты, в хоккей; играть на чем - на скрипке, на гитаре, на рояле; играть кого - Гамлета, Отелло, Ивана Грозного .

3) Лексико-синтаксическая функция .

Здесь ЛЗ слова связано с его синтаксической функцией, т.е. с ролью в предложении, т.е. соединяются лексическое и синтаксическое значения: Ср. Ему не везет (безл.) или Вы, сударь, камень , сударь, лед (сказ.).

Однако эти три функции разграничиваются лишь теоретически, т.к. в реальной речи они все соотносятся друг с другом одновременно, имеют единый лексико-грамматический характер.

Например, ЛЗ глагола ВЕЗТИ (об удаче) предопределено не только лексико-синтаксической функцией (главный член безличного предложения Мне всегда не везет ), но и лексико-грамматической (определенной падежной конструкцией «кому в чем»: Кому в карты не везет, тому в любви везет ) и, конечно, лексико-семантической: обычно в сочетании со словами группы «занятие», «отношение» («в работе, в выборе пути, в сердечной смуте »). Хотя одна из функций в разных случаях выступает в качестве ведущей.

Таким образом, ЛЗ слова (его структура) представляет собой как бы особым образом организованный блок знаний (фрейм), фиксируемый посредством определенной языковой (фонетической и грамматической) формы. Это предполагает включенность слова не только в определенный лексический фрагмент языковой картины мира (парадигматику), но в определенную ситуацию употребления слова в речи (синтагматику), т.к., по словам В.Н. Телии («Русская фразеология»), лексическое значение - это «пусковой механизм, включающий слово в текст».

Традиционная лексикология до последнего времени не включала синтагматический компонент в структуру ЛЗ. Но при коммуникативном подходе к описанию лексики как системы, к теории ЛЗ - это один из главных организующих его компонентов: он как бы синтезирует, интегрирует (объединяет) содержание всех остальных компонентов, а они эксплицируются (проявляются, реализуются) в синтагматике, получают в ней реальное воплощение. Только полное описание ЛЗ, включающее совокупность приемов, демонстрирующих все слагаемые ЛЗ (денотат и сигнификат, прагматику и коннотации, парадигматику и синтагматику) может адекватно соответствовать природе ЛЗ. Такое полное описание ЛЗ характерно для современных словарей нового направления, в частности для создающегося «Интегрального словаря русского языка», в котором лексические и грамматические (в том числе и парадигматические и синтагматические свойства слова) описываются всесторонне.

Наличие внутренней системности в лексике находит отражение в практике использования ее в речи: как отмечает Ю.С. Степанов, «не будь ее, мы не могли бы легко и быстро отыскивать в своей памяти нужные слова и обороты».

Взгляд на лексику как на систему оформился, таким образом, в теорию семантического поля или лексико-семантических группировок лексики. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...